Налоговый мониторинг философия ит
Обновлено: 25.06.2024
С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2021 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса.
В статье расскажем, в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.
Что такое налоговый мониторинг
Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.
Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ . Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.
Участники налогового мониторинга
На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы стать участником мониторинга с 2022 года, можно подать заявление до 1 июля 2021 года. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, требования планируют снизить, соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.
Плюсы и минусы налогового мониторинга
Чем выгодно добровольно раскрывать налоговикам все свои карты:
- компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
- налоговики не будут проводить камеральные и выездные проверки в период действия налогового мониторинга. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом.
- в процессе мониторинга организация может сразу узнать, что налоговики нашли ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
- если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговиками и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут. За исключением случаев, когда налоговики составляли мотивированное мнение на основании искажённых данных.
Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.
К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.
Как стать участником мониторинга
Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.
Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.
ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.
Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:
- регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
- информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
- действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
- информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.
До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:
- провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
- отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.
Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.
При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года.
То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.
Период мониторинга
Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.
Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.
Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.
Как проходит мониторинг
Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.
Налоговики имеют право:
- запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
- привлекать специалистов и экспертов.
Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:
- в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
- в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.
На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.
Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.
Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.
Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции.
Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.
Выводы
Налоговый мониторинг — новая форма контроля, которая пока доступна только крупному бизнесу, но в скором времени может распространиться и на средний. Налоговики имеют доступ к базе организации, практически в режиме онлайн отслеживают правильность учёта в компании и сообщают о недочётах. Так у организации есть возможность сразу внести корректировки и избежать дальнейших штрафов, споров и судебных разбирательств. Выездные и камеральные проверки участников мониторинга за некоторыми исключениями не проводят. Участие в мониторинге добровольное.
Запись вебинара о подключении к системе налогового мониторинга в России
и подготовке ИТ-ландшафта компании к этому проекту
Выбор способа информационного обмена с ФНС
Какую форму налогового контроля лучше выбрать для компании? Казалось бы, самое простое решение в данной ситуации — дать инспектору ФНС логин и пароль от учётной системы предприятия и тем самым обеспечить необходимый ему доступ. Однако при таком подходе обнаруживаются следующие подводные камни:
Самый безопасный способ предоставления доступа к налоговой и бухгалтерской отчётностям — создание налоговой витрины. Она будет собирать всю необходимую информацию о деятельности предприятия для ФНС в рамках обычных функций бухгалтеров.
Преимущества налоговой витрины
- Простой, удобный доступ к налоговым данным и первичке через web-интерфейс.
- Автоматическая передача информации в ФНС. Грамотно выстроенные связи между сдаваемыми отчётами и расшифровывающими их налоговыми регистрами позволят на основании бухгалтерских проводок оперативно расшифровывать данные от декларации до первички. Можно автоматизировать ручной сбор форм отчётности и отражать их в XML-формате.
- Интеграция с электронным архивом. Документы в архиве связаны проводками. Первичные документы раскрываются в налоговой витрине по ссылке из электронного архива предприятия. Обеспечена юридическая значимость и безопасность хранения данных.
Витрина позволит аккумулировать информацию из ERP-систем, архивов и биллинга. Инспектор ФНС сможет расшифровать итоговую отчётность до уровня транзакций.
Создание витрины данных: функциональные и технические требования
Налоговая витрина не только предоставляет необходимые данные в ФНС, но и позволяет предприятиям проверять самих себя, находить и устранять ошибки в отчётности. Учитывая изменчивость законодательства и бизнес-процессов, важно, чтобы витрина всегда оставалась актуальной как для компании, так и для регуляторов. Для этого лучше всего подходят платформенные решения. Грамотная настройка платформы обеспечит дополнительный внутренний аудит, позволит выстраивать взаимодействие с другими контролирующими органами, например, с Казначейством РФ, Росреестром и другими министерствами. Гибкость настроек, возможность расширения представляемых данных и информационных срезов обеспечат постоянную актуальность решения.
Задачи, которые решает налоговая витрина на базе платформы
- Взаимодействие с ФНС в удобном для пользователей формате.
- Реализация собственного корпоративного контроля и аудита.
- Возможность настраивать взаимодействие с контролирующими органами и министерствами.
Электронный архив: выделить в отдельную систему
Налоговый мониторинг требует доступа сотрудников ФНС к данным по каждой транзакции. В такой ситуации удобно иметь единый архив бухгалтерских документов. Зачастую на предприятии документы хранятся в учётных системах или независимых системах, где были созданы. Электронный архив собирает все документы в одном месте, независимо от способа их создания.
Задачи электронного архива
- Неограниченная масштабируемость благодаря современной архитектуре ECM-решений.
- Возможность адаптации архива под меняющиеся требования контролирующих органов с соблюдением правил хранения и требований юридической значимости.
- Снижение стоимости владения системой, её сопровождения.
Электронный архив для обеспечения полноценной функциональности должен выстраиваться с учётом актуальных технических требований к масштабируемым и высоконагруженным ИТ-решениям. Поэтому создание цифрового архива, например, на базе ERP невозможно из-за разного класса и архитектуры этих систем. Решить задачу позволяют платформенные решения.
Функции электронного архива, которые важны для последующего создания цифровой витрины налоговых данных
- Средства оптимизации стоимости хранения данных в архиве и внедрение стратегий обеспечения резервного хранения и восстановления данных.
- Безопасность (защита данных, разграничение прав доступа) с поддержкой разных моделей безопасности.
- Инструменты интеграции с другими системами и приложениями, в том числе ERP-системой и системами ЭДО, наличие средств расширения в платформе.
- Управление структурой и метаданными документов, формирование учётных форм карточек их реестров без программирования.
- Удобный способ структуризации данных в архиве, внедрение классификаторов, тегирование документов и пр.
- Поддержка полнотекстового и атрибутивного поиска документов.
- Журнализация и контроль истории обработки данных.
- Работа с юридически значимыми документами — поддержка всех видов электронной подписи (ЭП) и интеграция с операторами ЭДО.
- Готовые модули для долгосрочного хранения данных.
- Создание архива налогового мониторинга, систем аудита, управления рисками, внутреннего контроля и пр.
- Поддержка Capturing-инструментов для захвата документов — потоковое сканирование, ввод документов, полученных по электронной почте и другим каналами обмена информацией.
Платформенные решения также предоставляют верхеуровневые инструменты настройки и кастомизации, с помощью которых можно оперативно (без полноценного программирования) доработать или изменить процессы обработки документов и представления данных.
Запись вебинара о создании электронного архива
с учётом актуальных изменений в законодательстве об электронной подписи
Внедрение системы налогового мониторинга. С чего начать?
Первым делом следует подать соответствующие документы в ФНС. Самым сложным из них является Регламент информационного взаимодействия. Его разработку лучше доверить опытным IT-интеграторам.
Далее производится глубокий анализ системы бизнес-процессов бухгалтерии предприятия.
Предварительная подготовка к проекту подключения системы налогового мониторинга
- Определение степени автоматизации процессов, соответствие подаваемой в налоговую службу отчётности её расшифровкам.
- Создание модели данных для раскрытия, проработка алгоритмов сбора регистров для создания связей между уровнями расшифровки.
- Анализ уровня системы внутреннего контроля (СВК), подготовка соответствующей документации на вступление или составление плана доработок СВК.
- Составление перечня рисков и контрольных процедур, формирование их матрицы.
Для успешной подготовки компании необходимо сформировать проектную команду из вовлечённых (и заинтересованных в корректном налоговом контроле) сотрудников бухгалтерии, отделов налогового учёта и отчётности, IT-специалистов. Впоследствии решение для цифровой витрины данных может дорабатываться. Его можно развить в мощный модуль для оперативной отчётности, формирования бюджетов, прогнозирования налоговых показателей, упрощения ведения внутреннего и внешнего аудита.
На базе налоговой витрины можно реализовать личные кабинеты руководителей, в которых топ-менеджмент в удобном web-интерфейсе сможет видеть сводную отчётность и проводить оценку бизнес-рисков.
Практика внедрения
IT-проект по подключению компании к системе налогового мониторинга обязательно будет включать в себя организацию электронного архива документов компании и создание витрины данных для налоговой (от прототипа до готового решения). Часто привлечение интегратора с опытом реализации проектов для налогового мониторинга является оправданным шагом, который сокращает количество итераций настройки сервисов и оптимизирует сроки подключения.
Электронный архив, построенный на платформе Docsvision, как основное хранилище данных, отвечает всем актуальным требованиям для дальнейшего разворачивания налоговой витрины.
С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.
Что такое налоговый мониторинг
Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.
Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.
Участники налогового мониторинга
На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.
Плюсы и минусы налогового мониторинга
Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:
- компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
- в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
- в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
- если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.
Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.
К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.
Как стать участником мониторинга
Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.
Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.
ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.
Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:
- регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
- информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
- действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
- информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.
До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:
- провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
- отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.
Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.
При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.
Период мониторинга
Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.
Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.
Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.
Как проходит мониторинг
Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.
Налоговики имеют право:
- запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
- привлекать специалистов и экспертов.
Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:
- в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
- в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.
На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.
Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.
Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.
Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.
Налоговый мониторинг - это новая форма налогового контроля. Причинами его появления стали:
- потребность в упрощении системы налогового контроля;
- тенденция к активной цифровизации предприятий;
- стремление государства сделать методы администрирования более современными.
Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе. Из этого следует, что:
- бумажный документооборот сокращается и переходит в электронный формат;
- камеральные и выездные проверки заменяются системой налогового мониторинга;
- сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки;
- снижается количество проверок, пеней и штрафов (за счет возможности предварительного согласования порядка учета операций);
- предполагается ускорение решения спорных вопросов и минимизация рисков с помощью мотивированного мнения.
Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по начислению, сбору, и уплате налогов. Налогоплательщик также может запросить мотивированное мнение, если видит возможность рисков, или для того, чтобы избежать неоднозначного толкования законов. Это означает следующее:
В отношении каждого конкретного налогоплательщика согласовывается отдельный регламент доступа налоговых органов к документам и информации.
С момента появления налогового мониторинга в 2016 году процедура подключения к нему все время упрощается, как и снижаются требования к масштабам компаний, подпадающих под критерии этой формы контроля.
Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., представлена на графике ниже.
На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.
Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу
Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:
Прямой доступ к учетной Системе - этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.
- Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.
- Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.
- Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.
- Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.
- Логирование действий внешнего пользователя.
Налоговая витрина данных - единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС.
С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:
- налоговая и бухгалтерская отчетность;
- учетные документы;
- сканы первичных документов;
- аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;
- контрольные отчеты.
Получение данного доступа делает проверку правильности ведения бухгалтерского и налогового учета в разы проще.
Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:
удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа: Декларация → Сводные регистры налогового учета → Аналитические регистры налогового учета → Регистры бухгалтерского учета → Реестр проводок → Карточка проводки → Первичные учетные документы;
доступ к документам СВК;
поиск и запрос первичных учетных документов;
информационное взаимодействие, коммуникации.
Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система. В зависимости от того, с каким из представленных решений платформа вашей учетной системы проще интегрируется, то решение и стоит рассматривать в первую очередь.
- АРМ налогового инспектора;
- раскрытие налоговых показателей;
- расшифровка налоговых деклараций до документа;
- сканы первичных документов и ЭДО;
- публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;
- чек-лист закрытия периода;
- контрольные соотношения деклараций;
- сравнение первичной и уточненных деклараций;
- проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;
- запросная система;
- отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.
- практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, - доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.
- не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.
Базовая функциональность решения от компании SAP
- раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;
- встроенный контроль полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;
- ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;
- удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;
- передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);
- раскрытие структуры системы внутреннего контроля;
- раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;
- раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;
- возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;
- возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);
- интеграция с оператором электронного документооборота;
- возможность отслеживать действия инспектора.
- формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;
- ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;
- наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;
- обеспечение целостности данных и контроль изменений;
- поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.
Индивидуальное решение (проектный подход)
Сегодня налоговый мониторинг - один из приоритетных проектов, развиваемых ФНС. Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. Это ведет к снижению требований не только к компаниям, подпадающим под критерии налогового мониторинга, но и к упрощению самой процедуры. А уже в феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.
Результатами реализации данной концепции станут:
- еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
- к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
- к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
- увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.
Становится очевидным, что постепенно большая часть компаний-налогоплательщиков перейдет именно к налоговому мониторингу как к форме налогового контроля. А самое главное, что от этого выигрывает каждый.
Читайте также: