Заключить договор с налоговой

Обновлено: 16.05.2024

Исполнителей по договору ГПХ не оформляют в штат, но с их вознаграждения надо заплатить НДФЛ и страховые взносы, а также сдать по ним отчетность. Как именно это делать и есть ли отличия от отчетности за штатных сотрудников — разбираемся в статье.

Статья будет полезна бухгалтерам, ИП и руководителям компаний.

Чем договор ГПХ отличается от других договоров

В договоре ГПХ есть две стороны — исполнитель и заказчик. Между ними нет трудовых отношений: заказчик не обязан оплачивать исполнителю отпускные и больничные, а исполнитель — подчиняться внутренним правилам компании, приходить в офис или соблюдать дресс-код.

В журнал о путешествиях нужны авторы, которые будут писать статьи о своих поездках. Авторы могут написать только одну статью или писать, например, раз в полгода. С каждым автором журнал подписывает договор ГПХ и платит фиксированную сумму за каждый материал.

Другой пример. Строительной компании нужен новый сайт, поэтому она находит исполнителя, договаривается с ним о цене и они вместе подписывают договор ГПХ со сроком в один месяц. Через месяц исполнитель отдает готовый сайт, а компания оплачивает работу.

Использовать договор ГПХ для постоянных сотрудников — незаконно. Если нужен работник в штат, а полноценной загрузки для него не набирается, можно рассмотреть трудоустройство по совместительству или по совмещению.

По совместительству — если сотрудника нанимают в свободное от основной работы время. Например, он уже работает с 09:00 до 18:00, а трудоустраивается с 19:00 до 21:00.

По совмещению — если сотрудник в течение своего рабочего дня будет совмещать две должности одновременно. Например, администратор салона красоты записывает клиентов и убирает в салоне два раза в день.

Какие налоги и страховые взносы платят по ГПХ

  1. Удержать из вознаграждения и перечислить в бюджет НДФЛ.
  2. Начислить и заплатить за свой счет страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

НДФЛ. Если исполнитель — налоговый резидент РФ, то ставка НДФЛ — 13% с каждой выплаты, а если выплаченные с начала года исполнителю доходы превысили 5 000 000 ₽ — 15% от суммы превышения.

Если исполнитель — налоговый нерезидент, ставка всегда 30%.

Формула подсчета НДФЛ

Размер НДФЛ считают так, чтобы за вычетом налога сумма вознаграждения исполнителю к выплате на руки была такой, о которой стороны договорились изначально.

Чтобы исполнитель за минусом НДФЛ получил на руки 40 000 ₽, стороны прописывают в договоре вознаграждение 40 000 ₽ × 1,14943 = 45 977,20 ₽.

При выплате компания удерживает НДФЛ по ставке 13%: 45 977,20 ₽ × 13% = 5977,20 ₽ и перечисляет в бюджет. Художник получает оговоренные 40 000 ₽: 45 977,20 ₽ − 5977,20 ₽.

Если заказчик и исполнитель договорились об авансе, с него тоже нужно удержать НДФЛ.

Перевести НДФЛ в налоговую нужно в тот же день, когда выплатили деньги исполнителю, или на следующий рабочий. Например, если работу оплатили в пятницу вечером, уплатить НДФЛ нужно не позже понедельника.

Если ранее не было сотрудников в штате и исполнителей по ГПХ, можно оплатить налоги через сайт налоговой службы. Для этого нужно заполнить платежное поручение и перевести деньги по реквизитам своей налоговой инспекции.

Страховые взносы. Заказчик должен начислять два вида взносов: на обязательное пенсионное страхование — ОПС — и на обязательное медицинское страхование — ОМС.

Стандартные тарифы по взносам на пенсионное страхование:

  • 22%, если начисленные исполнителю доходы с начала 2021 года не превышают 1 465 000 ₽;
  • 10% — с части доходов, превышающей 1 465 000 ₽ с начала года.

Это сделано для того, чтобы снизить расходы для заказчиков: чем выше зарплата исполнителя, тем меньше взносов нужно платить, и наоборот.

Для расчета ОМС всегда один тариф: 5,1% от вознаграждения.

Как считать взносы на ОПС и ОМС

За художника по росписи елочных игрушек заказчик должен начислить:

  1. Взносы на ОПС = 45 977,20 ₽ × 22% = 10 114,98 ₽.
  2. Взносы на ОМС = 45 977,20 ₽ × 5,1% = 2344,83 ₽.

Общая сумма расходов заказчика: 40 000 + 5977,20 + 10 114,98 + 2344,83 = 58 437,01 ₽.

Для малого и среднего бизнеса из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Если выплаты исполнителю в месяц превышают сумму МРОТ — 12 792 ₽ в 2021 году, то взносы на ОПС составят 10% от вознаграждения, на ОМС — 5%.

Перечислить взносы нужно до 15-го числа месяца, следующего за месяцем подписания акта выполненных работ или оказанных услуг. Например, если подписали акт 3 сентября, перевести взносы нужно до 15 октября включительно.

Страховые взносы переводят сразу за всех сотрудников и исполнителей. Отдельную платежку на каждого человека заполнять не нужно.

Какую отчетность сдают при договоре ГПХ

По исполнителям по договору ГПХ нужно подавать четыре отчетные формы: РСВ, , и СЗВ-СТАЖ.

ОтчетКуда подаватьКогда подавать
РСВ — расчет по страховым взносамВ налоговуюЕжеквартально:

— до 30 апреля — за первый квартал;

— до 30 июля — за полугодие;

— до 1 ноября — за 9 месяцев;

— до 30 апреля — за первый квартал;

— до 30 июля — за полугодие;

— до 1 ноября — за 9 месяцев;

РСВ — отчет по страховым взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование, кроме взносов на травматизм.

6-НДФЛ — расчет, в котором показывают выплаченные физлицам доходы с начала года и удержанные с них НДФЛ.

В годовой расчет включают справки о доходах каждого физлица, с которым сотрудничала компания или ИП. Раньше они назывались 2-НДФЛ и сдавались отдельно, с 2021 года они стали приложениями к 6-НДФЛ за год.

Если сотрудников больше десяти, расчет подают только в электронном виде. Если меньше, то на выбор: в электронном виде или на бумаге — лично в налоговую инспекцию или по почте.

— форма отчетности в пенсионный фонд. В ней указывают информацию обо всех людях, с которыми в отчетном месяце действовали трудовые договоры или договоры ГПХ.

СЗВ-СТАЖ — годовая форма в пенсионный фонд, в которой указывают пенсионный стаж каждого исполнителя.

Отдельные формы за сотрудников по ГПХ подавать не нужно: их включают в отчеты за сотрудников, оформленных в штат.

Когда заказчику не нужно платить НДФЛ и страховые взносы

Заказчик не обязан платить НДФЛ и взносы, если исполнитель оформлен как ИП или самозанятый без такого статуса:

Налоговая оговорка - положения в договоре, в соответствии с которыми поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется возместить заказчику денежные потери, возникшие у последнего вследствие претензий налоговых органов к операциям по договору с данным поставщиком - существовала к настоящему моменту в шаблонах договоров многих крупных компаний уже не первый год.

Обычно, даже в договорах крупных игроков рынка, данной оговорке отводился не более, чем один небольшой пункт, и была она там ничем не примечательна, формальна, и на практике почти никто ей для предъявления претензий контрагенту не пользовался,что было вполне обьяснимо и логично.

Объяснимо это было тем, что крупные компании использовали давно и качественно выстроенные у них внутренние процедуры проверки всех контрагентов перед заключением договора, что означало, что ситуация, при которой договор будет ими заключен с контрагентом, являющимся недобросовестным налогоплательщиком, практически исключена.

А если вдруг, по истечении времени, у налоговой инспекциии и возникали претензии к какому-то договору, то результатов проделанных компанией перед заключением этого договора внутренних процедур по подтверждению своей осмотрительности при выборе контрагента, вполне хватало ей, чтобы успешно оспорить​ претензии инспекции в судебном порядке.

Включать или не включать налоговую оговорку в договор было исключительно вопросом договорённостей сторон, и большинство компаний, не относящихся к крупным, вообще данным вопросом не сильно задавались.

✨Так было, пока, начиная с 2020 года, не начали происходить престранные события: налоговые органы на своём официальном сайте стали активно рекомендовать всем налогоплательщикам включать в свои договоры налоговую оговорку.

Более того, налоговые органы стали выкладывать на своем сайте одновременно появляющуюся положительную судебную практику относительно ситуаций, когда заказчик, получив налоговые претензии и оплатив их в бюджет в полном объёме, впоследствии успешно взыскал эти суммы с подрядчика, воспользовавшись тем, что предварительно включил в свой договор налоговую оговорку.

🔸Свои рекомендации налогоплательщикам о включении подобных положений во все договоры налоговики аргументировали, естественно, заботой о налогоплательщике и его финансах, которые не пострадают, если оплачивать налоговые претензии можно будет не своими деньгами, а деньгами виновного во всём подрядчика.

Звучит не плохо, но в налоговом сообществе сразу возникло много дискуссий относительно того, с чего это вдруг налоговые органы стали проявлять заботу о налогоплательщиках таким нестандартным способом: рекомендовать включать что-то в договоры.

Забота, конечно, заботой, но опытным налоговым консультантам и юристам, включая нас, было очевидно, что должен быть у налогового органа и какой-то иной, свой, мотив к такой акции, который, впрочем, был не очевиден.

🔸Между тем, ситуация стала разворачиваться активнее, и в 2021 году налогоплательщики массово стали получать уже требования налоговиков о предоставлении договоров, содержащих налоговую оговорку.

То есть, стало очевидно, что именно по этому отдельно взятому критерию - наличию или отсутствию у компании договоров с налоговой оговоркой - налоговики явно собираются делать для себя об этой компании (или о ее контрагентах) какие-то важные для себя выводы (иначе не присылали бы требования).

➡️Наиболее популярной версией причины таких запросов от налоговиков среди обсуждающих этот вопрос стала версия о том, что договоры, в которых присутствует налоговая оговорка, будут исследоваться налоговиками тщательнее, так как, заключая их, налогоплательщик якобы заранее знал о недобросовестности контрагента, потому и включил оговорку.

🚫Мы такую версию объяснения категорически не разделяем, потому что она противоречит, во-первых, практике того, что, как было сказано выше, налоговая оговорка, как правило, включена в договоры именно крупных игроков рынка, обладающих помимо нее обширными процедурами проверки каждого контрагента.

А, во - вторых, такая версия совершенно противоречит​ информационной линии, которую ведут налоговики с 2020 года, настоятельно рекомендуя всем налогоплательщикам добавлять пресловутую оговорку во все договоры.

✅Позволим себе привести свою версию ответа на вопрос, какой интерес преследуют налоговые органы в том, чтобы как можно больше заказчиков включали в договоры обязательства подрядчиков возмещать им налоговые претензии.

🔺Для этого нужно упомянуть также о том, что налоговые органы не только рекомендуют включать в договоры налоговую оговорку, но и любой, умеющий пользоваться функцией поиска по ключевым словам, на официальном сайте ФНС без труда сразу обнаружит, что налоговые органы там же и ненавязчиво советуют, где можно взять уже готовые формулировки всех соответствующих положений договора: например, на сайте Хартии АПК.

Естественно, что большинство компаний, захотевших под влиянием рекомендаций ФНС включить в свои договоры налоговые оговорки, будут безмерно рады наличию в открытом доступе бесплатных, более того, косвенно рекомендованных ФНС (раз ссылка на сайт Хартии приведена на официальном сайте ФНС), готовых формулировок, и именно оттуда их и предпочтут скачать и включить в свои договоры.

➡️Изучив предлагаемые, например, на сайте Хартии АПК соответсвующие разделы для включения в договор в качестве налоговой оговорки (к слову, это несколько страниц текста в противовес ранее упомянутым оговоркам в шаблонах договоров крупных компаний, обьем которых занимал в договоре не более одного абзаца), мы увидели для себя ответ на главный вопрос, после получения которого всё остальные ответы на вопросы о том, зачем это нужно налоговым органам, выстроились в логичную цепочку.

✴️Итак, далее следим за руками:

✔️В рекомендованном тексте налоговой оговорки прописано, что право заказчика потребовать с подрядчика возмещения налоговых претензий возникает (внимание!) в момент получения заказчиком Решения налоговых органов о проверке,содержащего суммы доначислений.

✔️При этом указано, что возместить соответствующий ущерб подрядчик обязан в ситуации не только, когда его собственная недобросовестность стала для заказчика причиной налоговых претензий, но и в ситуации, когда он сам, будучи добросовестным налогоплательщиком, привлек недобросовестных, по мнению налоговых органов, субподрядчиков (вспоминаем про разрывы по НДС второго и последующих уровней).

✔️И далее также обращаем внимание на то положение рекомендованного текста оговорки, в соответствии с которым подрядчик должен полностью возместить обозначенные суммы ущерба заказчику в течение (!) 10 рабочих дней.

💠И, вуаля, получаем компанию - заказчика, имеющую налоговые претензии, но абсолютно не заинтересованную в оспаривании этих претензий ни по сумме, ни по существу.

Рассудите сами: зачем компании тратить силы и деньги на юристов, на анализ качества приведенных налоговым органом доказательств, на походы в суды и пр., если для покрытия налоговых претензий она не потратит ни рубля собственных денег - ведь покрыть все ее суммы налоговых претензий, на основании славной налоговой оговорки, должен подрядчик?

🖼️В итоге рисуется просто картина мечты налогового органа:

▪️налоговый орган может не сильно утруждаться со сбором доказательств недобросовестности действий подрядчика и привлеченных им субподрядчиков, готовя решение о проверке - проверять и оспаривать то его компания совершенно не заинтересована,

▪️при этом поступление доначисленных налоговой по решению сумм произойдёт сразу же после вынесения решения (а не спустя год, когда компания пройдёт все уровни досудебного и судебного обжалования) - компании нет смысла медлить, ведь уже через 10 дней она получит полную компенсацию этих затрат с подрядчика (ну, а если вдруг и не получит, например, если подрядчик не согласится сразу платить и подаст на заказчика в суд, то это в любом случае уже проблема не налогового органа).

➡️Надеемся, теперь вполне понятен ответ на вопрос, что за интерес налоговым органам от того, чтобы как можно больше компаний включили в свои договорные отношения механизм налоговой оговорки.

❓А что же делать в этой ситуации подрядчикам, которые представляют собой вполне добросовестных налогоплательщиков, которые, однако, оказываются должны заказчику за недобросовестные действия субподрядчиков даже не первого уровня?

Ведь подрядчики могут быть совсем не так крупны как заказчики, и не иметь столько ресурсов для проверки всей цепочки субподрядчиков..

И не так крупны для того, чтобы отказаться от подписания договора с налоговой оговоркой, представленного заказчиком как единственно возможный вариант сотрудничества..

✅Мы полагаем, что в такой ситуации подрядчикам целесообразно сконцентрировать свои усилия на разработке альтернативного варианта текста налоговой оговорки.

🔵не потерять заказчика сразу, как это произойдет, если подрядчик совсем откажется подписывать налоговую оговорку в версии заказчика,

🔵не попасть в кобальные вышеописанные положения договора, обязывающие компенсировать заказчику часто несправедливые и недоказанные налоговым органом суммы налоговых претензий,

🔵вступить в диалог с заказчиком по отдельным формулировкам налоговой оговорки, не отменяя в целом необходимость ее подписания, что, очевидно, будет иметь больше шансов на успех и на принятие договора в компромиссной редакции.

❗Один из самых ключевых моментов, который должен быть, по нашему мнению, изменен подрядчиками в тексте налоговой оговорки, предложенном на сайте Хартии АПК и описанном выше, - это момент, с которого заказчик имеет право требовать с подрядчика возмещения суммы налоговых претензий.

✅Таковым, по нашему мнению, может являться только момент полной доказанности данных претензий и вины подрядчика в суде - то есть момент, когда заказчик получит на руки решение, как минимум, суда апелляционной инстанции по итогам оспаривания претензий налогового органа.

⛔Никаким образом это не может быть момент вынесения решения налоговым органом, и уж тем более, момент составления протокола по итогам вызова директора заказчика на комиссию и озвучивания ему там сумм предполагаемых разрывов (слышали и такие предложения).


В. Н. Шамрей
автор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению

Налогоплательщики в недоумении, почему они должны разъяснять данные факты и откуда такой повышенный интерес. Давайте разберемся, что происходит, как с этим жить и что делать.

Предыстория

Очевидно, что для организаций сотрудничество с самозанятыми - это один из довольно выгодных законных способов налоговой оптимизации. А любой предприниматель всегда ищет возможности сэкономить. Перечислять достоинства можно долго, напомним самые основные:

Для физических лиц преимущества заключаются в:

  • пониженной налоговой ставке, вместо 13% НДФЛ, 4% при получении дохода от физлиц и 6% от юридических лиц;
  • отсутствие отчетности;
  • простота и удобство использования;
  • легализация доходов.

Вот тут-то мы и подобрались к основной цели и причине тех самых проверок, которые проводит Роструд совместно с налоговыми органами.

Что проверяют и что ищут

Как было указано выше, организации тут же оценили все преимущества нового налогового режима и стали, в целях экономии, подменять трудовые отношения отношениями с самозанятыми. Это и стало основной причиной проверок.

В Информации ФНС России от 27.11.2019 все предельно ясно написано: «По закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Однако налоговые органы выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры на оказание услуг, фактически работают у них. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.

Выявление признаков трудовых отношений является основной причиной проверок и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. В частности, в соответствии с КоАП предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

Что делать

На какие критерии обращают внимание проверяющие

Это выявляют по данным фактам:

  • регистрация в качестве плательщика НПД — обязательное условие заказчика;
  • заказчик распределяет самозанятых по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
  • заказчик определяет режим работы плательщика НПД (продолжительность рабочего дня, смены, время отдыха и т.д.);
  • сотрудник заказчика руководит работой самозанятых, контролирует ее.

- инфраструктурная зависимость, о ней можно судить по тому, что плательщик НПД выполняет работу, используя только материалы, инструменты и оборудование заказчика.

Судебная практика и опыт дополняет, что проверяющие обращают внимание на следующие факты:

  • Отсутствие ранее (менее двух лет назад) трудовых отношений с теми физическими лицами, с которыми заключены гражданско-правовые договора как с самозанятыми.

Вводя режим НПД, сразу было понятно, что некоторые работодатели захотят сэкономить, расторгнуть со своими сотрудниками трудовые договоры и заключить с ними гражданско-правовые договоры как с самозанятыми. Поэтому прямо в законе есть ограничение, что если работодатель привлекает самозанятых, с которыми у него были трудовые отношения, и с даты их увольнения прошло менее 2 лет, то специальный налоговый режим применяться не будет (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ).

Привлечение компаниями самозанятых граждан должно иметь разумное обоснование данного сотрудничества.

Не рекомендуется использовать в качестве аргумента экономическую составляющую, такую как налоговая оптимизация (НДФЛ, страховые взносы), т.к. это только усугубит ситуацию и проверяющие скорее этот аргумент используют против вас.

Необходимо обосновать разумную деловую цель, например, конкурентные преимущества по срокам, наличие специальных навыков или более высокого профессионального уровня для выполнения определенных работ или оказания услуг конкретным самозанятым, отсутствие подходящей штатной единицы на предприятии и т.д.

  • Отсутствие массового заключения договоров с самозанятыми.

Особое внимание может привлечь массовое заключение договоров с самозанятыми лицами в отношении деятельности, не предполагающей разовый характер.

  • Отсутствие должным образом оформленных документов.
    • Статус самозанятого лица должен быть подтвержден информацией с официального сайта налоговой службы.
    • Наличие своевременно и правильно оформленного чека от самозанятого за оказанные услуги или выполненные работы.
    • Наличие актов оказания услуг или выполненных работ, подписанных с двух сторон, об оказанных услугах и выполненных работах не с общими фразами, а с конкретным описанием объема оказанных услуг или выполненных работ.
    • Наличие подписанного гражданско-правового договора, в котором:

    - указан статус самозанятого, даты регистрации,

    - обязанности самозанятого по выдаче чека,

    - наличие направленности деятельности самозанятого на конечный результат, а не на наличие иных признаков систематической деятельности с признаками трудовой,

    - отсутствие указаний на наличие графика работы, материальной ответственности, подчинения трудовому распорядку, указания на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции,

    - отсутствие указания на должность, специальность,

    При отсутствии экономического обоснования сотрудничества формальный статус физических лиц, а также наименование договора не значат ничего, всегда рассматривается реальная суть взаимоотношений. Об этом неоднократно напоминала ФНС России (Письма ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@).

    Установленных требований к порядку заключения договора с самозанятыми в Законе 422-ФЗ не содержится, поэтому при заключении договоров необходимо опираться на нормы гражданского кодекса с учетом особенностей Закона о НПД.

    Если будет доказано иное, то считается, что трудовые отношения между вами возникли с того момента, как физическое лицо допустили к работе (ст. 19.1 ТК РФ).

    Соответственно, организации грозит, помимо ранее перечисленного:

    • приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • недоимку по страховым взносам в зависимости от того, с кем вы заключили ГПД:
      • если договор заключен с ИП или самозанятым - по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ. Это связано с тем, что при выплате доходов этим лицам вы не начисляли взносы в принципе (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 15 Закона о налоге на профдоход);
      • если договор заключен с обычным физлицом - по взносам по ВНиМ. При выплате доходов таким гражданам вы должны были начислять и уплачивать взносы на ОПС и ОМС (п. 1 ст. 420, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ);

      Не хотелось бы пугать организации и наводить на мысль, что стоит отказаться от заключения договоров с самозанятыми. Гражданско-правовые отношения с физическими лицами в статусе НПД разрешены и законны. Законопослушным и добросовестным компаниям при экономически обоснованном и грамотном юридическом оформленном взаимоотношении, вышеуказанные риски не страшны.

      Вам пришло письмо из налоговых органов о взаимоотношениях с самозанятыми?

      Найдите все ответы в КонсультантПлюс. Вам одобрен доступ на 3 дня бесплатно.


      В. Н. Шамрей
      автор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению

      Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

      Поможем не забыть сделать главное

      Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

      Отрасль оказания платных услуг постоянно развивается. Зачастую их стоимость у частных лиц намного ниже, чем предлагают организации. Но как быть уверенным, что вас не обманут, и можно ли при необходимости привлечь к ответу нарушителя, узнаем в нашей статье.

      Может ли физлицо оказывать услуги без ИП?

      Если гражданин решил заняться предпринимательством для постоянного получения прибыли, то ему следует легализовать бизнес, оформив ИП. Однако многие люди не получают статус индивидуального предпринимателя. В таком случае они имеют право оказывать услуги по нескольким типам договоров.

      В заключении соглашения обычно заинтересован наниматель. Причиной являются опасения о качестве выполняемых работ и отказе устранять недостатки.

      При оформлении договора устанавливаются четкие права и обязанности, а также появляется возможность обратиться в суд, если одна из сторон нарушает его условия.

      Виды договоров и оказываемых услуг

      Для оформления соглашения об оказании услуг между заказчиком и исполнителем — физическим лицом обычно используется один из двух типов договора:

      возмездного оказания услуг.

      Различие между ними заключается в том, что в результате подрядных работ происходят материальные изменения. Например, это может быть построенный дом, установленная сантехника и т.п. При оказании возмездной услуги вещественных результатов не появляется (услуги репетитора, няни, сиделки и т.п.).

      Заключение договора

      Гражданин, который не имеет статуса индивидуального предпринимателя, имеет право оказывать услуги на основании договоров, как другим физическим лицам, так и организациям. В каждом из этих случаев есть свои нюансы.

      С юридическим лицом

      Практически каждой компании необходима сторонняя помощь для осуществления деятельности — уборка помещений, стирка спецодежды и т.п. На рынке множество фирм, предлагающих подобные услуги, однако частные лица предлагают более выгодные цены.

      Договор следует составлять тщательно, четко указывая в нем обязанности сторон, объем работ, стоимость, сроки и порядок взаиморасчетов.

      Если такими услугами компания пользуется редко, то составляется индивидуальные соглашение. В остальных случаях подготавливается типовой образец, который существенно упрощает процедуру оформления отношений с исполнителем услуг.

      Важно помнить, что отношения между нанимателем и исполнителем не должны перейти из гражданско-правовых в трудовые. Для этого в нем обязательно указывается, что регулирование взаимоотношений между сторонами производится на основании гл. 37 ГК РФ (подряд) или гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг).

      не подчиняется внутренним инструкциям фирмы и ее руководству;

      срок отношений истекает по окончанию соглашения;

      исполнитель самостоятельно обеспечивает себя расходными материалами и инструментами, если иное не предусмотрено условиями;

      не положен больничный, отпуск и другие гарантированные ТК РФ блага;

      оплата происходит только после того, как работы выполнены и подписан акт об их приеме;

      не нужно оформлять трудовую книжку и становиться на учет в отделе кадров.

      С физическим лицом

      Между физическими лицами оформить соглашение значительно проще. Оно может быть заключено в устной форме, если объем работ и их стоимость невелики (например, разовая уборка квартиры). Для работ большего объема обычно используют простую письменную форму. При достижении его стоимости в 10 МРОТ, письменная форма становится обязательной.

      Если одна из сторон не может лично подписать документ, то от ее имени вправе выступать представитель. Его полномочия должны быть подтверждены доверенностью. Для некоторых случаев предусмотрено обязательное заверение договора нотариусом (ренты, завещания, ипотеки).

      Срок действия договора

      Если иное не указано в условиях, то договор вступает в действие с момента подписания его обеими сторонами. Он является действующим до окончания указанного в нем срока, либо до полного выполнения обязательств сторон — когда работы окончены, подписан акт приема-передачи и проведен расчет.

      Налогообложение

      Для легального получения доходов, законодательство не требует обязательного оформления ИП. Однако налоги и социальные взносы должны быть уплачены с любых видов доходов, в том числе и полученных по договорам оказания услуг.

      С таких средств гражданин обязан уплатить:

      налог на доходы физических лиц, равный 13%. Если исполнитель не является резидентом России, то НДФЛ составляет 30% от вознаграждения за оказанные услуги;

      взнос в пенсионный фонд — 22% от суммы вознаграждения;

      взнос в фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 % от полученного дохода.

      Стоит учесть различия, которые появляются при перечислении налогов между подрядчиками — физическими и юридическими лицами. Юридическое лицо является налоговым агентом. Оно должно вычесть налоги из вознаграждения и перечислить их в соответствующие организации.

      Заключая договоры с юридическими лицами, исполнитель должен понимать, что всю указанную в нем сумму вознаграждения на руки он не получит.

      В случае выполнения договоров с подрядчиком — физическим лицом, исполнитель получит всю оговоренную сумму. После этого он обязан самостоятельно рассчитать обязательные платежи и перечислить их в соответствующие органы.

      Договоры, заключаемые исполнителем с юридическими лицами, могут оказаться как гражданско-правовыми, так и трудовыми. По трудовым у организации возникает существенно больший объем обязательств. Поэтому не стоит допускать ошибок в составлении этого документа. Если у вас имеются сомнения, проконсультируйтесь у наших юристов.

      Комментарии

      Как регулируется бухгалтерская деятельность ООО оказывающего услуги физическим лицам и получающее наличные за свои услуги (в конкретном случае - психологическое консультирование). Что нужно отдать клиенту, как отчитаться за прибыль, как ее правильно оформить в приход?

      Какая у вас система налогообложения?

      Ведите книгу учета расходов и доходов и отчитываетесь перед налоговой каждый год.

      С уважением, Олег

      Я - единственный учредитель и директор ООО. Мне оказывают услуги (дизайнерские услуги, услуги по составлению смет, услуги копирайтинга) физ.лица. Я оплачиваю их услуги, перечисляя деньги с расчетного счета ООО на их личные банковские карты. Никаких договоров не заключено с ними.

      Недавно я начал размышлять на тему - правомерна ли такая оплата услуг физических лиц и не попадет ли мое ООО на какое-нибудь административное взыскание.

      Подскажите, правильно ли я поступаю. И посоветуйте, если неправильно, что сделать?

      Для правомерности перечисления средств на счета физических лиц, у вас должны быть договоры с этим физическим лицом и акты выполненных работ.

      Вопросы могут возникнуть у налоговых органов, тем более не ясно, был ли удержан НДФЛ при таком перечислении.

      Недавно я начал размышлять на тему .

      Заключайте с ними гражданско-правовые договоры на каждый вид услуг. Вы обязаны с каждого договора перечислять НДФЛ за этих лиц.

      Сергей Александрович, добрый день.

      Вам обязательно необходимо иметь договора на данные услуги, к которому по итогам выполнения работ, услуг — прикладываются акты выполненных работ или оказанных услуг.

      При камеральной проверки у налоговой вопросов, при отсутствии данных договоров и актов, будет к Вам очень много.

      Добрый день Сергей Александрович!

      Вы правильно озаботились данным вопросом.

      ООО может оплачивать услуги физических лиц за оказанные ими услуги, однако Вы как налоговый агент обязаны удерживать НДФЛ 13% с каждого физического лица и перечислять их в бюджет, кроме того Вы обязаны перечислять за указанных физических лиц пенсионные взносы как и по трудовым договорам за своих сотрудников.

      В случае если в будущем поменяете объект налогообложения с 6% (доходы) на УСН 15% (доходы за вычетом расходов), то сможете суммы указанных перечислений ставить в расход.

      За указанное Вами деяние предусмотрена налоговая ответственность.

      НК РФ Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

      Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,
      влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

      С уважением, Владислав Быков

      МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат, связанных с возмещением расходов исполнителя по договору возмездного оказания
      услуг, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

      Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую

      Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов,

      предусмотренных ст. ст. 218 — 221 Кодекса (п. 3 ст. 210 Кодекса).Пунктом 2 ст. 221 Кодекса установлено, что налогоплательщики, получающие доходы от
      выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением работ (оказанием услуг).Вместе с тем расходы на оплату питания не включаются в состав профессионального налогового вычета.

      Учитывая изложенное, налоговая база по доходам, полученным физическим лицом по договору возмездного оказания услуг, определяется как разница между суммой выплат по договору и суммой фактически произведенных и документально

      подтвержденных расходов, понесенных исполнителем при выполнении работ (услуг) по договору.

      При этом такие налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту, а при его отсутствии — путем представления в налоговый орган

      Документы, составленные в электронном виде и подписанные квалифицированной электронной подписью (до 1 июля 2013 года - электронно-цифровой подписью) или неквалифицированной электронной подписью (если это предусмотрено соглашением сторон), имеют такую же юридическую силу, как и документы на бумажном носителе, подписанные собственноручно.

      Однако в вопросах принятия электронных документов к налоговому учету некоторое время отсутствовало четкое нормативное регулирование.

      Минфин России подтверждал, что документы в электронном виде, подписанные квалифицированной электронной подписью (до 1 июля 2013 года - электронной цифровой подписью), принимаются в качестве оправдательных в бухгалтерском и налоговом учете (см. письма от 07.07.2011 № 03-03-06/1/409, от 26.08.2011 № 03-03-06/1/521, от 13.09.2011 № 03-02-07/1-325, от 03.11.2011 № 03-07-11/297, от 11.01.2012 № 03-02-07/1-1).

      При этом достаточно длительный период Минфин России придерживался мнения, что принимать к налоговому учету документы, подписанные неквалифицированной электронной подписью, нельзя. Объяснял он это тем, что согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон № 63-ФЗ) электронный документ, подписанный неквалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Такие случаи, как указывал Минфин России, в НК РФ не определены (см. письма от 12.04.2013 № 03-03-07/12250, от 23.01.2013 № 03-03-06/1/24, от 25.12.2012 № 03-03-06/2/139, от 20.12.2012 № 03-03-06/1/710, от 31.07.2012 № 03-03-06/2/85, от 28.05.12 № 03-03-06/2/67).

      Однако впоследствии финансовое ведомство изменило свой подход, справедливо отметив, что в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ) виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, в том числе первичных учетных документов, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. И до принятия соответствующего федерального стандарта при оформлении первичных учетных документов в электронном виде организация может использовать любой вид электронной подписи, предусмотренный Законом № 63-ФЗ (письма Минфина России от 13.07.2020 № 03-03-06/1/60739, от 12.09.2017 № 03-03-06/1/58456, от 02.06.2015 № 03-01-13/31906, от 05.05.2015 № 07-01-06/25701, от 20.08.2015 № 03-03-06/2/48232, от 11.01.2016 № 03-03-06/61, от 13.01.2016 № 03-03-06/1/259, от 17.07.2017 № 03-03-06/1/45323).

      Федеральная налоговая служба также соглашалась с тем, что все первичные документы принимаются к учету при наличии подписи соответствующих должностных лиц, указывая, что действующее законодательство не устанавливает ограничения на использование первичных учетных документов в электронном виде при взаимодействии хозяйствующих субъектов между собой. Исходя из этого, легитимно составленные первичные учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи являются равнозначными (имеют одинаковую юридическую силу) и возлагают идентичные права и обязанности на субъекты хозяйственной деятельности (см. письмо от 05.10.2011 № ЕД-4-3/16368@).

      При этом Федеральное налоговое ведомство всегда считало, что если соглашением между участниками электронного взаимодействия предусмотрено подписание документов неквалифицированной электронной подписью, то первичные учетные документы, подписанные ею, могут подтверждать произведенные расходы (письмо ФНС России от 24.11.2011 № ЕД-4-3/19693@).

      Как отмечено в письме ФНС России от 06.02.2014 № ГД-4-3/1984@, первичный учетный документ, составленный в электронном виде, соответствующий по составу показателей требованиям ст. 9 Закона № 402-ФЗ, может являться основанием для формирования данных налогового учета. При этом условия использования контрагентами электронного документооборота, порядок создания документов в электронной форме, их легитимного оборота и хранения регулируется Законом № 63-ФЗ, и эти вопросы к компетенции ФНС России не относятся. Первичные учетные документы в электронном виде могут подтверждать доходы и расходы для целей налогообложения в случаях, когда информация в электронной форме, подписанная электронной подписью, по правилам Закона № 63-ФЗ признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

      Также в письме от 17.01.2014 № ПА-4-6/489 налоговая служба разъяснила, что при наличии юридически действительного соглашения, хозяйствующие стороны могут организовать электронный документооборот, применяя простую и(или) усиленную неквалифицированную электронную подпись. Правда, при этом она подчеркнула, что для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами (в том числе сдаче налоговой отчетности) должна применяться квалифицированная электронная подпись.

      Таким образом, в отсутствии федеральных стандартов, определяющих порядок подписания электронных первичных учетных документов, и Минфин России, и ФНС России пришли к выводу о правомерности принятия к налоговому учету первичных учетных документов, подписанных любым видом электронной подписи в соответствии с положениями Закона № 63-ФЗ (см. письмо ФНС России от 20.02.2018 № ЕД-4-15/3372, письмо Минфина России от 13.07.2020 № 03-03-06/1/60739).

      Читайте также: