Налоговый кредит в составе заемных средств организации

Обновлено: 18.05.2024

Инвестиционный налоговый кредит – особая форма займа, позволяющая изменить дату исполнения налогового обязательства. Налогоплательщик имеет право снизить уплату размера налога на прибыль, однако в указанный срок ему потребуется выплатить сумму кредита и проценты за нее.

  1. Когда предоставляют налоговый кредит?
  2. Условия для выдачи
  3. Какую сумму инвестиционного налогового кредита можно получить
  4. Как получить инвестиционный налоговый кредит?
  5. Основные причины для отказа в выдаче
  6. Подготовка компании для получения налогового кредита
  7. Плюсы и минусы
  8. Часто задаваемые вопросы
    1. В чем состоит главная особенности инвестиционного налогового кредита?
    2. Каковы основные плюсы этого способа финансирования?
    3. В чем заключаются минусы инвестиционного налогового кредитования?

    Такой кредит в РФ может быть предоставлен на 5 лет, он рассчитывается не только для налога на прибыль, но и для региональных взносов. Процент определяется относительно ставки рефинансирования ЦБ России, он не может быть меньше 1/2 и выше 3/4 указанной ставки. Существует возможность увеличения срока кредита до 10 лет в том случае, если заемщик включен в реестр резидентов зоны территориального развития. В этом же случае процентная ставка равна 0%.

    Когда предоставляют налоговый кредит?

    Для предоставления налогового кредита существуют следующие основания:

    • Предприятие проводит исследования, опытно- конструкторские работы, стоимость которых равна стоимости использованного оборудования.
    • Изобретение инноваций, ведение внедренческой деятельности.
    • Предоставление особо важных услуг населению.
    • Участие в госзаказе, который затрагивает социально-экономическое развитие региона.
    • Выполнение госзаказа, связанного с обороной страны.
    • Организация является инвестором строительства энергетических объектов высшего класса, занимается восстановлением источников энергии, инвестирует в строительство многоэтажных домов.
    • Компания входит в число резидентов зоны территориального развития.

    Условия для выдачи

    Пока договор действует, у организации есть право снижать налоговый вычет. Делать это можно до тех пор, пока сумма кредита не сравняется с разницей за уплату налога. Снижение выплаты не может превышать 50%. Сумма кредита не может превышать 30% стоимости активов предприятия.

    Договор можно прекратить заранее при обоюдном согласии сторон. Кроме этого, действие договора прекращается при нарушении его условий одним из участников.

    Какую сумму инвестиционного налогового кредита можно получить

    Величина финансирования в рамках инвестиционного налогового кредита определяется в зависимости от целей выдачи и обязательно указывается в тексте договора. Пункт 2 статьи 67 НК РФ допускает три возможных варианта:

    Как получить инвестиционный налоговый кредит?

    Кредит может быть предоставлен после подачи заявления от налогоплательщика к государственному органу. Потребуется предъявить следующие документы:

    • Заявление.
    • Данные о том, в какие сроки будет погашен кредит.
    • Бизнес-план.
    • Расчет налога, по которому требуется предоставление кредита. Он должен быть заверен налоговым органом.
    • Отчет об убытках и прибыли предприятия.
    • Право собственности на имущество, выступающее залоговым.
    • Справка, подтверждающая, что пред налоговой инспекцией задолженность отсутствует.
    • Учредительные документы.
    • Расчеты эффективности бюджета предприятия при исполнении инвестиционного проекта.

    Как заполнить заявление?

    Заявление имеет установленную форму ММВ-7-8/683. в нем требуется указать следующее:

    • Предмет запроса в ФНС.
    • Указать в самом заявлении, что необходим именно налоговый кредит.
    • В графе, отведенной для срока уплаты, нужно написать название налога.
    • В строчку для суммы вписывают размер вычета, для этого потребуется провести предварительный расчет.
    • После этого заполняется графа, предусматривающая срок выплат.
    • Требуется указать, на основании чего компания обращается к кредитору, выбрать нужный пункт из налогового кодекса см. п.1 ст. 67 НК РФ.
    • Указываются полные сведения об организации.

    Как правильно составить договор?

    Договор заключается между ФНС и предприятием, его пункты регулируется п. 6 ст. 67 НК РФ. Он должен включать следующее:

    • Как будут использоваться суммы кредита для уменьшения указанного налога.
    • Размер процентов и кредита.Для процентов существует фиксированная ставка менее 1/2 и более 3/4 от основной ставки ЦБ. Для предприятий, находящихся в зоне территориального развития регионов, ставка нулевая.
    • Срок действия кредита.
    • Порядок, в котором будет погашаться кредит и проценты по нему.
    • В договоре прописывается, каким образом будет обеспечиваться кредит. Если предусмотрен залог, то отдельно прописывается соответствующее соглашение.
    • Указывается ответственность сторон.
    • Не допускается обеспечение кредита той собственностью, которая была куплена на него же.

    Договор может включать отдельные приложения:

    • Порядок выплат по кредиту и их график.
    • Обоснования, согласно которым предоставляется кредит.
    • Отчет для ФНС.
    • Порядок досрочного погашения, если такое предусмотрено.

    Главной особенностью любого кредитного договора является необходимость указать в нем сумму кредита, установить сроки погашения задолженности, отразить иные взаимоотношения заемщика и кредитора.

    Основные причины для отказа в выдаче

    Инвестиционный налоговый кредит выдают не всегда. Государственный орган может отказать при учете следующих обстоятельств:

    • Компания нарушила положения Налогового кодекса Российской Федерации.
    • Было возбуждено уголовное дело относительно руководителя предприятия.
    • На руководителя предприятия завели дело об административном правонарушении.
    • Компания скрывает недвижимое имущество для того, чтобы снизить сумму налогообложения.

    Подготовка компании для получения налогового кредита

    Для того чтобы для предприятия был одобрен инвестиционный налоговый кредит, его требуется правильно подготовить заранее. Для этого понадобится предпринять ряд обязательных действий:

    • Привести в порядок и правильно подготовить бухгалтерскую отчетность.
    • По всем налоговым требованиям должны быть закрыты задолженности.
    • Разработать грамотный бизнес-план.
    • Заранее подготовить необходимые документы.
    • Подписать соглашение на кредитование.
    • Инвестиционные объекты должны иметь раздельный учет в налоговом органе.

    Не все компании могут самостоятельно выполнить подготовку, поэтому допустимо привлечь специалистов со стороны.

    Плюсы и минусы

    Главным достоинством инвестиционного налогового кредитования выступает получение отсрочки на совершение выплат в бюджет. Высвобожденные таким образом финансовые ресурсы направляются на развитие и совершенствование бизнеса.

    Не стоит забывать и о ряде недостатков, характерных для подобного способа кредитования. В их числе:

    • сравнительно сложная процедура оформления, предусматривающая сбор серьезного комплекта документов и разработку бизнес-плана;
    • дополнительные трудности в случае попытки получения малым бизнесом;
    • платный характер финансирования, предусматривающий необходимость уплаты процентов без фактического освобождения от налогового бремени.

    Часто задаваемые вопросы

    В чем состоит главная особенности инвестиционного налогового кредита?

    Ключевым отличием данного кредита выступает получение отсрочки по уплате налогов на некоторый период времени.

    Каковы основные плюсы этого способа финансирования?

    В чем заключаются минусы инвестиционного налогового кредитования?

    Основным недостатком выступает сложность оформления, особенно актуальная для представителей малого бизнеса. Еще одним существенным минусом становится необходимость платить проценты за получение отсрочки без реального освобождения от уплаты налогов.

    Проценты по кредитам включаются в стоимость инвестиционных активов.

    Нередко организациям, осуществляющим инвестиции в активы, не хватает собственных средств и тогда они привлекают заемные. Затраты в виде процентов за пользование такими займами или кредитами включаются в стоимость инвестиционного актива (ИА).

    Каков порядок учета процентов по заемным средствам, полученным:

    а) на приобретение, сооружение, изготовление инвестиционного актива;

    б) на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование такого актива?

    Заем (кредит) на приобретение инвестиционного актива.

    Согласно п. 7 указанного документа расходы по займам по общему правилу признаются в бухучете в составе прочих расходов. Исключение составляют проценты, причитающиеся к уплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением [1] инвестиционного актива. Такие проценты участвуют в формировании стоимости ИА [2] .

    Проценты включаются в стоимость ИА при наличии следующих условий (п. 9 ПБУ 15/2008):

    • расходы по приобретению ИА подлежат признанию в бухучете;
    • расходы по займам, связанные с приобретением ИА, подлежат признанию в бухучете;
    • начаты работы по приобретению ИА.

    Сумма процентов, включаемых в стоимость ИА, уменьшается на величину дохода от временного использования средств полученных займов (кредитов) в качестве финансовых вложений (п. 10 ПБУ 15/2008). Например, если эти средства размещены на депозите или направлены на приобретение ценных бумаг.

    Некоторым организациям выделяются субсидии из федерального бюджета на возмещение процентов по инвестиционному кредиту. При этом проценты должны учитываться в стоимости ИА за вычетом полученной субсидии. Данный подход применяется и в случае, когда на момент признания расходов по уплате процентов субсидия еще не получена, но имеется высокая вероятность ее получения (см. Рекомендации по аудиту бухгалтерской отчетности за 2009 год, направленные Письмом Минфина России от 28.01.2010 № 07‑02‑18/01).

    Обратите внимание:

    Для целей ПБУ 15/2008 под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов. К таким активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухучету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве ОС (включая земельные участки), НМА или иных внеоборотных активов (абз. 3 п. 7 ПБУ 15/2008).

    Итак, при включении процентов, причитающихся заимодавцу (кредитору), в стоимость ИА необходимо учесть три момента.

    Во-первых, начало включения процентов – не ранее чем начаты работы по его приобретению (сооружению).

    Во-вторых, на практике возможны ситуации, когда сооружение ИА приостанавливается на длительный срок (более трех месяцев) [3] . В этом случае проценты прекращают включаться в стоимость ИА с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем такого приостановления, и на весь период приостановления будут учитываться в составе прочих расходов организации. При возобновлении сооружения ИА проценты снова будут включаться в его стоимость – с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем такого возобновления. Это предусмотрено п. 11 ПБУ 15/2008.

    В-третьих, проценты прекращают включаться в стоимость ИА:

    • с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем прекращения приобретения ИА (п. 12 ПБУ 15/2008);
    • с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем начала использования ИА (если работы по приобретению не были завершены, однако актив начал использоваться для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг) (п. 13 ПБУ 15/2008).

    Пример 1:

    Организация приобретает оборудование, которое в соответствии с учетной политикой признается инвестиционным активом.

    Стоимость оборудования равна 12 980 000 руб. (в том числе НДС 18% – 1 980 000 руб.), услуг по его монтажу – 590 000 руб. (в том числе НДС 18% – 90 000 руб.).

    Оборудование поступило в мае 2017 года, в июне был завершен его монтаж и оно было введено в эксплуатацию.

    Для этих целей был взят кредит в размере 10 950 000 руб. под 15% годовых сроком на три месяца (с 01.05.2017 по 31.07.2017). Проценты за кредит уплачиваются ежемесячно на последний день текущего месяца. Кредит был возвращен в срок.

    Рабочим планом счетов установлены следующие субсчета:

    • 66‑1 (сумма основного долга по краткосрочным займам и кредитам);
    • 66‑2 (задолженность по начисленным процентам).

    В бухгалтерском учете организации будут сделаны проводки:

    Получен краткосрочный кредит

    (12 980 000 - 1 980 000) руб.

    Принят к вычету НДС

    Перечислены средства поставщику

    Оборудование передано к монтажу

    Начислены проценты по кредиту за май

    (10 950 000 руб. x 15% / 365 дн. x 31 дн.)

    (139 500 руб. x 20%)

    Уплачены проценты банку

    Подписан акт выполненных работ по монтажу оборудования

    (590 000 - 90 000) руб.

    Принят к вычету НДС

    Перечислены средства организации, осуществлявшей монтаж оборудования

    Начислены проценты по кредиту за июнь

    (10 950 000 руб. x 15% / 365 дн. x 30 дн.)

    (135 000 руб. x 20%)

    Объект ОС принят к учету

    (11 000 000 + 500 000 + 139 500 + 135 000) руб.

    Уплачены проценты банку

    Начислены проценты по кредиту

    (10 950 000 руб. x 15% / 365 дн. x 31 дн.)

    Уплачены проценты банку

    Возвращен кредит банку

    * Проценты, начисленные за май – июнь, в бухгалтерском учете включаются в первоначальную стоимость объекта ОС и будут учитываться в расходах через механизм амортизации. В налоговом учете проценты по кредиту ежемесячно признаются в составе внереализационных расходов вне зависимости от характера заимствований (инвестиционного или текущего) на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ). Таким образом, у организации возникают налогооблагаемые временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые обязательства (п. 12, 15 ПБУ 18/02). ОНО будут погашаться по мере начисления амортизации (п. 18 ПБУ 18/02). Первоначальная стоимость ОС в налоговом учете меньше, чем в бухгалтерском, на сумму процентов, соответственно, ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете тоже будет меньше.

    В пункте 14 ПБУ 15/2008 рассмотрен случай, когда наряду с целевыми займами (кредитами) на финансирование ИА частично потрачены средства, взятые на общие цели.

    В этой норме приведен пример расчета доли процентов, подлежащих включению в стоимость ИА по общецелевым займам. Эта доля равна отношению суммы заемных средств, взятых на общие цели и использованных на приобретение ИА, ко всей сумме займов, взятых на общие цели. В расчет включаются суммы заемных средств, полученных в отчетном периоде, включая остаток займов, не израсходованных на начало периода.

    В этом пункте также отмечено, что указанный расчет основывается на следующих допущениях:

    а) ставки по всем займам (кредитам) одинаковы и не изменяются в течение отчетного периода;

    б) работы по приобретению ИА продолжаются после окончания отчетного периода.

    Заемные средства, привлеченные для последующих капвложений.

    Нормы ПБУ 15/2008, регулирующие порядок включения процентов по заемным средствам в стоимость инвестиционного актива, предусматривают ситуации, когда осуществляется приобретение (сооружение, изготовление).

    В упомянутой рекомендации подчеркнуто, что п. 7 ПБУ 15/2008 предписывает включать в стоимость ИА проценты, причитающиеся к уплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением ИА. Других случаев включения процентных затрат в стоимость актива стандарт не предусматривает.

    В указанном стандарте дан закрытый перечень действий с инвестиционным активом:

    • приобретение;
    • сооружение;
    • изготовление.

    С одной стороны, это позволяет предположить, что затраты на уплату процентов за пользование заемными средствами, связанными с последующими капвложениями, не подлежат включению в стоимость ИА. С другой стороны, такое предположение не подтверждается совокупностью норм других ПБУ.

    Обратите внимание:

    Применение разного порядка бухгалтерского учета долговых затрат в случаях первоначального получения активов и в случаях последующих капвложений ставит формируемую в бухгалтерском учете информацию в зависимость от формальной трактовки таких понятий, как приобретение, сооружение, изготовление, реконструкция, модернизация, достройка, дооборудование, ремонт.

    Обратите внимание:

    Экономическое содержание инвестиций во внеоборотные активы не меняется в зависимости от того, осуществляются ли такие инвестиции при первоначальном получении актива или при последующих его улучшениях. Поэтому учетная политика организации в отношении долговых затрат должна быть единой в отношении первоначальных и последующих инвестиций, для которых привлекаются кредитные средства.

    В качестве примера также приводится МСФО (IAS) 23, который содержит требования о капитализации долговых затрат в стоимости квалифицируемых активов, аналогичные требованиям ПБУ 15/08. Эти требования едины в отношении всех форм инвестиций и не зависят от того, осуществляются ли капвложения при первоначальном получении квалифицируемого актива или при последующих его улучшениях.

    Итак, исходя из Рекомендации Р-71/2016 механизм включения в стоимость актива процентов при улучшении ОС аналогичен предусмотренному п. 7 – 14 ПБУ 15/2008 для процентов по заемным средствам, взятым на приобретение ИА.

    1. Проценты включаются в стоимость ОС при условии, что работы по их улучшению начаты.

    2. Проценты учитываются в стоимости ОС только в периоде, пока идут работы по улучшению ОС. Если эти работы закончены, а долговое обязательство не погашено, то проценты учитываются в прочих расходах.

    3. В случае приостановления улучшений ОС на длительный срок (более трех месяцев), проценты прекращают включаться в стоимость ОС с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем такого приостановления. При возобновлении улучшения проценты снова будут включаться в его стоимость – с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем возобновления.

    За весь период приостановления проценты должны учитываться в составе прочих расходов.

    4. Если на финансирование работ по улучшению ОС израсходованы заемные средства, полученные на иные цели (не связанные с таким улучшением), то начисленные проценты включаются в стоимость ОС пропорционально доле указанных средств в общей сумме займов (кредитов), причитающихся к уплате заимодавцу (кредитору), полученных на цели, не связанные с улучшением ОС.

    Пример 2:

    Организация приняла решение модернизировать технологическую линию. Стоимость работ по модернизации, выполненных сторонней организацией, составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.). Работы проводились с августа по сентябрь 2017 года.

    Организация заключила договор займа на сумму 2 190 000 руб. под 10% годовых сроком на три месяца (с 01.08.2017 по 31.10.2017). Проценты за кредит уплачиваются единовременно на момент возврата займа. Заем был возвращен в срок.

    Читайте также: