Налоговый кредит и налоговое обязательство

Обновлено: 19.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку оплаты налогов. В период его действия фирма получает право уменьшать налоговые платежи. Остаток будет превращаться в кредит и проценты. Хоть налоговый кредит и отличается особой спецификой, он практически аналогичен стандартному кредитованию. Сходства касаются срочности, платности и принципов возврата. Заем предоставляется компании, которая имеет право на такую льготу на основании пункта 1 статьи 67 НК РФ.

На каких условиях выдается кредит

Кредитование предоставляется фирмам, которые выплачивают налог на прибыль или региональный налог. Заем предоставляется не всем фирмам. Выдается он только при наличии этих условий (пункт 1 статьи 67 НК РФ):

  • Главной сферой деятельности фирмы является осуществление конструкторских и исследовательских работ. Также это может быть техническое переоснащение, выполняемое для обеспечения новых рабочих мест.
  • Компания использует инновационные технологии, которые нужны для создания материалов и сырья с новыми свойствами.
  • Фирма исполняет особый заказ. Он способствует развитию конкретного региона, нужен для оказания услуг первой важности населению.
  • Исполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.
  • Исполнение заказа для решения социально-экономических задач.
  • Специализация на оборонных заказах от правительства страны.
  • Фирма является резидентом зону территориального развития.

То есть для получения ИНК фирма должна заниматься деятельностью, важной для государства.

Для того чтобы получить кредитование, субъект может специализироваться на техническом переоборудовании, направленном на выполнение этих целей:

  • Создание рабочих мест.
  • Очистка промышленных отходов.

Важно! Если купленная техника предназначена для этих целей, то фирма может претендовать на кредит в объеме 30% от стоимости оборудования.

Особые правила кредитования могут устанавливаться, согласно пункту 7 статьи 67 НК РФ, следующими субъектами:

  • Власти субъектов страны относительно фирм, уплачивающих налог на прибыль.
  • Муниципалитеты относительно фирм, уплачивающих местные налоги.

Основанием выдачи займа могут быть и федеральные, и региональные нормы.

Основные особенности кредита

Как происходит кредитование? Компания получает кредит на определенную сумму. На протяжении всего действия программы фирма может выплачивать налог по сниженной ставке. Выплаты по кредиту производятся до тех пор, пока уплаченная сумма не достигнет суммы, прописанной в договоре. Именно рассматриваемое соглашение определяет порядок уменьшения платежей. В нем же содержится условие – фирма не имеет права передавать залоговое имущество третьим лицам в период действия программы. Если с фирмой заключается несколько соглашений, размер кредита устанавливается по каждому из них.

Продолжительность кредитования составляет от 1 года до 5 лет:

  • От 1 до 5 лет — для общих случаев.
  • От 1 до 10 лет — для резидента зоны территориального развития.

Целью программы является стимулирование важных направлений деятельности. С ее помощью можно максимально отсрочить срок выплаты налогов. Еще одно важное преимущество – возможность самостоятельно выбирать сумму уменьшения платежей. Сумма выбирается та, которая поможет достигнуть максимального инвестиционного результата.

Что нужно сделать для получения кредита

Получить кредит могут ЮЛ. Основанием для получения средств является заявление и соглашение, составленное по определенной форме. Форма эта утверждена Приказом ФНС №ММВ-7-8/683 от 16 декабря 2016 года. Для получения средств необходимы эти документы:

  • Заявка от плательщика налогов.
  • Бизнес-план проекта.
  • Сведения о длительности кредитования и сроках погашения займа.
  • Расчет налоговых платежей.
  • Перечень собственности, которая будет являться залогом.
  • Баланс о прибылях и убытках.
  • Справка об отсутствии долгов по налогам.
  • Документы плательщика налогов.
  • Определение уровня эффективности от реализации проекта.

Кредит можно получать на несколько инвестиционных проектов. Однако в этом случае придется на каждый из них составлять отдельный бизнес-план. Этот план считается главным документом для предоставления именно инвестиционного кредита. То есть для увеличения шансов на получение средств нужно со всей внимательностью отнестись к составлению бизнес-плана. Желательно, чтобы оформлением его занимались профессионалы.

В каких случаях в кредитовании отказывают

В инвестиционном кредите отказывают, как правило, при наличии этих обстоятельств:

  • Фирма нарушила Налоговый кодекс, вследствие чего на ее руководителя завели уголовное дело.
  • В отношении руководителя возбуждено административное дело.
  • Фирма планирует скрыть часть своего имущества с целью ухода от обложения налогами.

То есть кредит не предоставляется в том случае, если фирма уклоняется от налогов в различных формах.

Подготовка к предоставлению кредитования

Кредитованию предшествуют эти действия:

  • Подготовка бухгалтерской отчетности, улучшенного структурного баланса.
  • Выплата всех долгов по налогам.
  • Разработка и утверждение бизнес-плана.
  • Сбор нужного перечня документов.
  • Подписание соглашения о кредитовании.
  • Формирование раздельного налогового учета для инвестиционных объектов.

Для совершения всех этих действий можно обратиться к специалисту.

Составление соглашения на инвестиционный кредит

Соглашение между ФНС и налогоплательщиком должно содержать существенные условия, оговоренные в пункте 6 статьи 67 НК РФ. Рассмотрим эти условия:

  • Порядок применения кредитования.
  • Размер кредита и процентов. Проценты не могут быть меньше ½ и не больше ¾ от ставки ЦБ. Если кредит берется фирмой, осуществляющей деятельность в зоне развития, ставка равна нулю.
  • Продолжительность действия договора.
  • Порядок покрытия займа и процентов по нему.
  • Вид обеспечения по кредиту (к примеру, залоговое имущество).
  • Ответственность сторон договора.
  • Условие о том, что в период действия соглашения нельзя передавать залоговое имущество третьим лицам.

В соглашении также могут быть дополнительные условия:

  • Порядок согласования графика покрытия долга по налогам до подписания соглашения.
  • Основания выдачи займа.
  • Отчетность перед ФНС об использовании займа.
  • Порядок досрочного завершения действия документа между сторонами.

Также в бумаге могут быть указаны дополнительные нюансы, которые важны для обеих сторон.

Максимальный размер кредита

Кредит выдается на сумму, не превышающую стоимость техники, приобретенной для НИОКР, или инвестиций в энергетическую эффективность. Основание – пункт 2 статьи 67 НК РФ. Объем кредитования может быть следующим:

  • Не более размера трат в капитальные вложения в объекты в области территориального развития.
  • Сумма, указанная в соглашении о налоговом кредите.

Программа позволяет снизить налог на эту сумму:

  • Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении отчетного периода.
  • Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении года.

Исключением является кредит для резидента области территориального развития. Размер снижения налоговой нагрузки в этом случае будет устанавливаться соглашением.

Данная статья представляет собой инструкцию для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные ПБУ 18/02 — с учетом налога на прибыль, формированием постоянных и временных разниц, а также постоянных налоговых доходов и расходов, отложенных налоговых обязательств и активов. Инструкция составлена в соответствии с последней редакцией ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 20.11.18 № 236н ), применять которую в обязательном порядке нужно с 2020 года. В 2019 году использовать данную редакцию ПБУ 18/02 можно было в добровольном порядке. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.

Кто применяет

Компании, которые являются плательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций, а также государственных (муниципальных) учреждений).

Цель применения

Так, некоторые затраты в БУ отражаются в полной сумме, а в НУ — в пределах лимита (например, представительские расходы). Есть затраты, которые показываются только в бухгалтерском учете, а в налоговом учете отсутствуют (например, премии к празднику). Наконец, момент учета доходов и расходов в БУ может отличаться от момента учета доходов и расходов в НУ (в частности, у тех, кто использует кассовый метод). И это далеко не все случаи, когда показатели налогового учета и бухгалтерского учета расходятся.

Основные показатели

Усл овный расход (доход) по налогу на прибыль

Условный расход по налогу на прибыль — это прибыль по данным бухгалтерского учета, умноженная на налоговую ставку. Он отражается проводкой:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

Условный доход по налогу на прибыль — это убыток по данным бухгалтерского учета, умноженный на налоговую ставку. Он отражается проводкой:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

Текущий налог на прибыль

Текущий налог на прибыль — это прибыль по данным налогового учета, умноженная на налоговую ставку. Проще говоря, это налог к уплате, который организация отражает в декларации по прибыли.

В пункте 22 ПБУ 18/02 сказано, что существует два способа определения величины текущего налога на прибыль: на основании данных бухучета и на основании налоговой декларации. Каждая организация вправе выбрать любой из способов и закрепить его в учетной политике.

Отметим, что в настоящей статье используется способ определения текущего налога на прибыль на основании данных БУ. Мы остановились на нем, поскольку именно этот способ соответствует правилам, которые приведены в инструкции по применению плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Данный способ подразумевает, что никакой отдельной проводки на сумму текущего налога на прибыль делать не надо.

Разницы между данными НУ и БУ

Каждый раз, когда одна и та же операция отражается в налоговом учете иначе, чем и бухгалтерском, возникает так называемая разница. Существует два вида разниц: временные и постоянные.

Когда появляются временные разницы

Временные разницы — это доходы и расходы, которые в БУ отражаются в одном отчетном периоде, а в НУ — в другом периоде. Отличительная черта временной разницы заключается в том, что рано или поздно наступит момент, когда расхождение между налоговым учетом и бухгалтерским учетом будет сведено к нулю.

Компания ввела в эксплуатацию объект основных средств. Его первоначальная стоимость равна 120 000 руб., срок полезного использования составляет пять лет.

В учетной политике закреплено, что для целей НУ используется линейный метод амортизации, а для целей БУ — способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Из-за этого сумма ежемесячных амортизационных отчислений по данным налогового учета отличатся от суммы отчислений по данным бухучета. Как следствие, каждый месяц возникает разница.

По окончании срока полезного использования первоначальная стоимость будет полностью списана как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом общая сумма амортизации, начисленной в течение пяти лет, и в НУ и в БУ составит 120 000 руб. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

Следовательно, разница, возникающая из-за несовпадения ежемесячной суммы амортизации, является временной.

Организация по-разному отражает отпускные в БУ и в НУ.

В налоговом учете отпускные включаются в состав расходов того месяца, на который приходится отпуск.
Таким образом, ежемесячно возникает разница в виде сумм, списанных на расходы в бухгалтерском учете.
После того, как сотрудник использует отпуск, в налоговом учете будут сформированы затраты на полную величину отпускных. При этом итоговая сумма отпускных по данным НУ совпадет с суммой, которая в течение предыдущих месяцев была отнесена в резерв по данным БУ. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

Следовательно, разница, возникающая из-за ежемесячного отражения затрат в бухгалтерском учете, является временной.

Кроме того, к временным разницам относятся результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль или убыток, но формирующие налоговую базу по прибыли в других периодах.

Добавим, что временные разницы надо учитывать по каждому виду активов и обязательств. Это означает, что необходимо организовать аналитический учет временных разниц в разрезе основных средств, резервов и проч.

Как отразить временную разницу

Временная разница показывается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Чтобы ее отразить, нужно сделать следующие шаги.
1. Найти четыре величины по состоянию на конец отчетного года:

  • первая — балансовая (то есть остаточная) стоимость всех активов:
  • вторая — стоимость тех же самых активов, принятая для целей налогового учета;
  • третья — балансовая стоимость всех обязательств;
  • четвертая — стоимость тех же самых обязательств, принятая для целей налогового учета.

Далее найти разницу между первой и второй величинами. Полученная цифра — это временная разница.

Также нужно найти разницу между третьей и четвертой величинами. Полученная цифра — тоже временная разница.

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получатся две временные разницы. Одна возникла из-за различий в стоимости активов. Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств.

Пример 3

У организации есть основное средство первоначальной стоимостью 120 000 руб., других активов нет.

Установлено, что в БУ срок полезного использования этого основного средства составляет 4 года, а в НУ — 3 года. За весь период вплоть до конца отчетного года начислена амортизация: в БУ — 30 000 руб., в НУ — 40 000 руб.

Бухгалтер посчитал, что по состоянию на конец отчетного года балансовая стоимость ОС равна 90 000 руб. (120 000 руб. – 30 000 руб.), а стоимость для целей налогового учета — 80 000 руб. (120 000 руб. – 40 000 руб.).

К тому же организация создала резерв предстоящих расходов по отпускам, отразив его по кредиту счета 96. Других обязательств нет. На конец года остаток резерва составил 70 000 руб. В налоговом учете аналогичный резерв отсутствует, и его величина равна нулю.

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года у организации две временные разницы. Первая возникла из-за различий в стоимости активов, ее величина — 10 000 руб. (90 000 руб. – 80 000 руб.). Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств, ее величина — 70 000 руб. (70 000 руб. – 0 руб.).

Таблица 1

Как определить налогооблагаемую и вычитаемую разницу

АКТИВЫ

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получится одна временная разница — либо налогооблагаемая, либо вычитаемая.

В случае, когда все указанные действия уже были проделаны годом ранее (то есть при подведении итогов и составлении отчетности за предыдущий год), нужно просто взять прошлогодние данные.

5. Сравнить временную разницу на конец предыдущего года и временную разницу на конец отчетного года. Далее действовать по следующему алгоритму:

6. Создать необходимые проводки (см. табл. 2):

Таблица 2

Какие проводки создать при отражении и погашении ОНА и ОНО

Название операции

Проводка

Сумма проводки

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68

вычитаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77

налогооблагаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 09

вычитаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68

налогооблагаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

Пример 5

На конец предыдущего года у организации образовалась налогооблагаемая временная разница в сумме 60 000 руб. На конец отчетного года у организации образовалась вычитаемая временная разница в сумме 65 000 руб.

Бухгалтер создал проводки:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68
- 12 000 руб. (60 000 руб. × 20%) — погашено ОНО;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68
- 13 000 руб. (65 000 руб. × 20%) — отражен ОНА.

Отложенный налог на прибыль равен 25 000 руб.(12 000 руб. + 13 000 руб.).

Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет Сдать бесплатно

Когда появляются постоянные разницы

Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые отражаются только в одном учете: либо в налоговом, либо в бухгалтерском. Отличительная черта постоянной разницы в том, что расхождение между НУ и БУ никогда не будет аннулировано.

Пример 6

Компания потратила на рекламу 200 000 руб. В бухгалтерском учете данные затраты списаны в полном объеме. Для целей налогообложения расходы списаны в пределах 1% выручки от реализации, что составило 50 000 руб. В итоге образовалась разница, равная 150 000 руб. (200 00 руб. – 50 000 руб.).

Ни в текущем, ни в последующих периодах часть рекламных затрат в размере 150 000 руб. не будет признана в НУ. Значит, разница является постоянной.

Как отразить постоянную разницу

Постоянная разница отражается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Постоянная разница порождает либо постоянный налоговый расход (ПНР), либо постоянный налоговый доход (ПНД). Чтобы создать соответствующую проводку, нужно сделать следующие шаги.

1. Найти сумму текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль, и от полученного значения отнять условный расход (доход) по налогу на прибыль. При этом следует придерживаться правил:

  • текущий налог на прибыль участвует в вычислениях со знаком (-);
  • условный расход по налогу на прибыль участвует в вычислениях со знаком (-);
  • условный доход по налогу на прибыль участвует в вычислениях со знаком (+).

2. Если получилась цифра со знаком (-), то это ПНР. Его отражают проводкой:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

Если получилась цифра со знаком (+), то это ПНД. Его отражают проводкой:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

Пример 7

По итогам отчетного года налоговая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 150 000 руб., отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб. (280 000 руб. х 20%). Условный расход по налогу на прибыль равен 30 000 руб. (150 000 руб. × 20%).

Далее бухгалтер произвел следующие вычисления: (- 56 000 руб.) + 25 000 руб. – (- 30 000 руб.) = (- 1 000 руб.).

Значит, полученная величина — это ПНР. В бухучете создана проводка:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

- 1 000 руб. — отражен ПНР.

Как разницы влияют на налог на прибыль

Заполнить и сдать через интернет актуальную на сегодня декларацию по налогу на прибыль Сдать бесплатно

Что отразить в бухгалтерской отчетности

В балансе бухгалтер должен показать отложенные налоговые активы и обязательства: ОНА — в составе внеоборотных активов, ОНО — в составе долгосрочных обязательств. Что касается постоянных налоговых доходов и расходов, то они в балансе не отражаются.

В отчете о финансовых результатах (его форма утв. приказом Минфина от 02.07.10 № 66н в редакции приказа Минфина от 19.04.19 № 61н) нужно отразить следующие показатели:

Пример 9

По итогам 2019 года облагаемая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 50 000 руб.; отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб.(280 000 руб. х 20%).

Отчет о финансовых результатах заполнен так, как показано в таблице 3.

Таблица 3

Пример заполнения отдельных строк отчета о финансовых результатах

НК РФ Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит

1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

3. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Положения настоящего абзаца применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Инвестиционный налоговый кредит – особая форма займа, позволяющая изменить дату исполнения налогового обязательства. Налогоплательщик имеет право снизить уплату размера налога на прибыль, однако в указанный срок ему потребуется выплатить сумму кредита и проценты за нее.

  1. Когда предоставляют налоговый кредит?
  2. Условия для выдачи
  3. Какую сумму инвестиционного налогового кредита можно получить
  4. Как получить инвестиционный налоговый кредит?
  5. Основные причины для отказа в выдаче
  6. Подготовка компании для получения налогового кредита
  7. Плюсы и минусы
  8. Часто задаваемые вопросы
    1. В чем состоит главная особенности инвестиционного налогового кредита?
    2. Каковы основные плюсы этого способа финансирования?
    3. В чем заключаются минусы инвестиционного налогового кредитования?

    Такой кредит в РФ может быть предоставлен на 5 лет, он рассчитывается не только для налога на прибыль, но и для региональных взносов. Процент определяется относительно ставки рефинансирования ЦБ России, он не может быть меньше 1/2 и выше 3/4 указанной ставки. Существует возможность увеличения срока кредита до 10 лет в том случае, если заемщик включен в реестр резидентов зоны территориального развития. В этом же случае процентная ставка равна 0%.

    Когда предоставляют налоговый кредит?

    Для предоставления налогового кредита существуют следующие основания:

    • Предприятие проводит исследования, опытно- конструкторские работы, стоимость которых равна стоимости использованного оборудования.
    • Изобретение инноваций, ведение внедренческой деятельности.
    • Предоставление особо важных услуг населению.
    • Участие в госзаказе, который затрагивает социально-экономическое развитие региона.
    • Выполнение госзаказа, связанного с обороной страны.
    • Организация является инвестором строительства энергетических объектов высшего класса, занимается восстановлением источников энергии, инвестирует в строительство многоэтажных домов.
    • Компания входит в число резидентов зоны территориального развития.

    Условия для выдачи

    Пока договор действует, у организации есть право снижать налоговый вычет. Делать это можно до тех пор, пока сумма кредита не сравняется с разницей за уплату налога. Снижение выплаты не может превышать 50%. Сумма кредита не может превышать 30% стоимости активов предприятия.

    Договор можно прекратить заранее при обоюдном согласии сторон. Кроме этого, действие договора прекращается при нарушении его условий одним из участников.

    Какую сумму инвестиционного налогового кредита можно получить

    Величина финансирования в рамках инвестиционного налогового кредита определяется в зависимости от целей выдачи и обязательно указывается в тексте договора. Пункт 2 статьи 67 НК РФ допускает три возможных варианта:

    Как получить инвестиционный налоговый кредит?

    Кредит может быть предоставлен после подачи заявления от налогоплательщика к государственному органу. Потребуется предъявить следующие документы:

    • Заявление.
    • Данные о том, в какие сроки будет погашен кредит.
    • Бизнес-план.
    • Расчет налога, по которому требуется предоставление кредита. Он должен быть заверен налоговым органом.
    • Отчет об убытках и прибыли предприятия.
    • Право собственности на имущество, выступающее залоговым.
    • Справка, подтверждающая, что пред налоговой инспекцией задолженность отсутствует.
    • Учредительные документы.
    • Расчеты эффективности бюджета предприятия при исполнении инвестиционного проекта.

    Как заполнить заявление?

    Заявление имеет установленную форму ММВ-7-8/683. в нем требуется указать следующее:

    • Предмет запроса в ФНС.
    • Указать в самом заявлении, что необходим именно налоговый кредит.
    • В графе, отведенной для срока уплаты, нужно написать название налога.
    • В строчку для суммы вписывают размер вычета, для этого потребуется провести предварительный расчет.
    • После этого заполняется графа, предусматривающая срок выплат.
    • Требуется указать, на основании чего компания обращается к кредитору, выбрать нужный пункт из налогового кодекса см. п.1 ст. 67 НК РФ.
    • Указываются полные сведения об организации.

    Как правильно составить договор?

    Договор заключается между ФНС и предприятием, его пункты регулируется п. 6 ст. 67 НК РФ. Он должен включать следующее:

    • Как будут использоваться суммы кредита для уменьшения указанного налога.
    • Размер процентов и кредита.Для процентов существует фиксированная ставка менее 1/2 и более 3/4 от основной ставки ЦБ. Для предприятий, находящихся в зоне территориального развития регионов, ставка нулевая.
    • Срок действия кредита.
    • Порядок, в котором будет погашаться кредит и проценты по нему.
    • В договоре прописывается, каким образом будет обеспечиваться кредит. Если предусмотрен залог, то отдельно прописывается соответствующее соглашение.
    • Указывается ответственность сторон.
    • Не допускается обеспечение кредита той собственностью, которая была куплена на него же.

    Договор может включать отдельные приложения:

    • Порядок выплат по кредиту и их график.
    • Обоснования, согласно которым предоставляется кредит.
    • Отчет для ФНС.
    • Порядок досрочного погашения, если такое предусмотрено.

    Главной особенностью любого кредитного договора является необходимость указать в нем сумму кредита, установить сроки погашения задолженности, отразить иные взаимоотношения заемщика и кредитора.

    Основные причины для отказа в выдаче

    Инвестиционный налоговый кредит выдают не всегда. Государственный орган может отказать при учете следующих обстоятельств:

    • Компания нарушила положения Налогового кодекса Российской Федерации.
    • Было возбуждено уголовное дело относительно руководителя предприятия.
    • На руководителя предприятия завели дело об административном правонарушении.
    • Компания скрывает недвижимое имущество для того, чтобы снизить сумму налогообложения.

    Подготовка компании для получения налогового кредита

    Для того чтобы для предприятия был одобрен инвестиционный налоговый кредит, его требуется правильно подготовить заранее. Для этого понадобится предпринять ряд обязательных действий:

    • Привести в порядок и правильно подготовить бухгалтерскую отчетность.
    • По всем налоговым требованиям должны быть закрыты задолженности.
    • Разработать грамотный бизнес-план.
    • Заранее подготовить необходимые документы.
    • Подписать соглашение на кредитование.
    • Инвестиционные объекты должны иметь раздельный учет в налоговом органе.

    Не все компании могут самостоятельно выполнить подготовку, поэтому допустимо привлечь специалистов со стороны.

    Плюсы и минусы

    Главным достоинством инвестиционного налогового кредитования выступает получение отсрочки на совершение выплат в бюджет. Высвобожденные таким образом финансовые ресурсы направляются на развитие и совершенствование бизнеса.

    Не стоит забывать и о ряде недостатков, характерных для подобного способа кредитования. В их числе:

    • сравнительно сложная процедура оформления, предусматривающая сбор серьезного комплекта документов и разработку бизнес-плана;
    • дополнительные трудности в случае попытки получения малым бизнесом;
    • платный характер финансирования, предусматривающий необходимость уплаты процентов без фактического освобождения от налогового бремени.

    Часто задаваемые вопросы

    В чем состоит главная особенности инвестиционного налогового кредита?

    Ключевым отличием данного кредита выступает получение отсрочки по уплате налогов на некоторый период времени.

    Каковы основные плюсы этого способа финансирования?

    В чем заключаются минусы инвестиционного налогового кредитования?

    Основным недостатком выступает сложность оформления, особенно актуальная для представителей малого бизнеса. Еще одним существенным минусом становится необходимость платить проценты за получение отсрочки без реального освобождения от уплаты налогов.

    Читайте также: