Налоговый аудит является обязательным инициативным

Обновлено: 18.05.2024

Инициативный аудит – комплекс мероприятий, направленных на проверку отчётности, корректности ведения финансового и бухгалтерского учёта, а также других направлений работы компании. Его отличие от обязательного заключается в том, что его проводят исключительно по инициативе руководителя, владельцев или акционеров компании, но не из-за того, что это прописано на законодательном уровне. По этой причине его ещё называют добровольным, а порядок его проведения определяется задачами, которые ставит перед аудиторами заказчик.

Что такое инициативный аудит организации и какие задачи он решает?

Аудит направлен на проверку таких направлений деятельности компании, как финансовая, экономическая, хозяйственная, и может проводиться как по предписанию закона (то есть быть обязательным), так и решению её руководителя или собственников. По его завершении выдаётся независимое заключение, которое может потребоваться при обращении в ряд государственных структур, кредитные организации, банки, к страховщикам или инвесторам. Цели инициативного аудита заключаются в следующем:

  • Определение корректности ведения налогового и бухгалтерского учётов;
  • Определение реального обстоятельства дел;
  • Оценка достоверности ведения бухучёта;
  • Выявление и анализ налоговых рисков;
  • Выявление ошибок учёта и оформления документации;
  • Практические рекомендации по устранению рисков при проверках;
  • Полноценный анализ состояния бизнеса на данный момент.

Полученное заключение может быть использовано при раскрытии преимуществ предприятия и того, чтобы сделать его функционирование более эффективным. Не стоит забывать и о возможности своевременного устранения ошибок и нарушений до того, как инспекторы налоговой начнут проводить проверку.

Для кого и когда актуален инициативный аудит?

Независимый аудит может быть проведен по желанию:

  • Владельцев предприятия, которые приняли соответствующее решение на собрании или совете директоров;
  • Главы предприятия или главного бухгалтера, которые издали соответствующий приказ и подобрали исполнителя;
  • Инвесторов, контрагентов, банковских/страховых организаций, государственных органов.

В случае с кредитными и банковскими организациями заключение подтвердит платёжеспособность предприятия и поможет получить кредит. Что касается государственных органов, то они могут дать запрос на него при заключении тендерных договоров, выделении субсидий, для обеспечения доступа к проектам, финансирование которых происходит из бюджета.

Главе, главному бухгалтеру или собственнику предприятия данная процедура может потребоваться по следующим причинам:

  • Планы по продаже компании;
  • Планы по её реструктуризации;
  • Найм нового руководителя/главного бухгалтера;
  • В рамках подготовки к проверке налоговой инспекцией;
  • Необходимость независимой оценки реального состояния дел на предприятии.

Согласно положениям Федерального закона №307, виды инициативного аудита подбираются в зависимости от поставленных заказчиком задач. В процессе будет задействован комплекс нормативных актов, определяемых по такому же критерию. К примеру, анализ отчётности для налоговой инспекции осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок проведения инициативного аудита

Данные мероприятия проводятся в комплексе на основании заключённого договора. Заказчик может выбрать услуги:

  • Комплексного анализа бухгалтерской и налоговой отчётности;
  • Проверки отдельных определённых направлений учёта;
  • Налогового аудита (аналог проверки налоговыми инспекторами).

В зависимости от поставленной задачи аудит может быть:

  • Сплошным – проверка всей операций и документации;
  • Выборочным – проверка определённых отдельных операций и направлений работы.

Он может охватывать минимальный срок (к примеру, один квартал или же несколько лет). Инициативный аудит включает в себя анализ:

  • Всей бухгалтерской и налоговой документации;
  • Кассовых операций, активов и материальных ценностей;
  • Контрактов, первичных, платёжных документов;
  • Налоговых резервов предприятия;
  • Ранее проведённых проверок налоговой и аудитов;
  • Расчётов по обязательным платежам в бюджет;
  • Ведения налогового учёта, оформления отчётов, проведения расчётов.

Этапы инициативного аудита

Данные мероприятия проводятся в определённой последовательности и включают в себя следующие этапы:

  • Выявленных ошибках;
  • Налоговых рисках;
  • Суммах штрафов и пени.

Помимо этого, в него включены практические рекомендации по устранению ошибок.

Преимущества инициативного аудита

Данную услугу регулярно заказывают многие владельцы среднего и крупного бизнеса и его руководители, поскольку она позволяет:

  • Получить независимое профессиональное заключение по любому из выбранных направлений, начиная с учёта и заканчивая отчётностью;
  • Получить возможность принять верное решение по ведению бизнесом и его развитию;
  • Провести полноценную оценку и учесть любые риски, возникающие при ведении бизнеса;
  • Устранить выявленные ошибки и исключить появление новых, оптимизировать работу бухгалтерии и финансового отдела;
  • Получить всю необходимую информацию о расходах, доходах, активах, разных видах задолженности организации.

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Прежде чем, заключить договор и заключить договор на проведение аудита организации, аудитор собирает информацию о клиенте, проверяет деловую репутацию клиента, согласовывает сроки и стоимость аудита.

Цель проведения аудита состоит в выражении независимого, объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудит подразделяется на две большие группы:

  1. Обязательный аудит в соответствии с 307-ФЗ.
  2. Инициативный аудит.

Обязательный аудит организации по 307-ФЗ

Если организация соответствует критериям обязательного аудита в 2021 году, то она обязана пройти проверку бухгалтерской (финансовой) годовой отчетности и предоставить аудиторское заключение по результатам аудиторской проверки.

Напомним, что критерии аудита были повышены. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

В соответствии с законом № 476-ФЗ Увеличены финансовые критерии обязательного аудита:

  • по размеру выручки — с 400 миллионов рублей до 800 миллионов рублей (считается годовая выручка компании);
  • по размеру активов — с 60 миллионов рублей до 400 миллионов рублей (активы бухгалтерского баланса).

Однако, аудит в любом случае остается обязательным для фондов, при условии поступления имущества и денежных средств в предшествующем отчетном году свыше 3 млн рублей.

В перечне организаций, которые подлежат обязательному аудиту, отсутствуют акционерные общества (АО). Однако, это не означает, что обязательный аудит для АО отменен.

Инициативный аудит организации

Инициативный аудит — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности компании по инициативе руководства бизнеса, акционеров, инвесторов или покупателя бизнеса, которая позволяет объективно оценить состояние бизнеса.

По результатам проведение инициативного аудита не обязательно предоставлять аудиторское заключение, так как проверка является добровольной.

То есть, собственник получает всю информацию по результатам аудита строго конфиденциально. Данную информацию не вправе затребовать контролирующие органы.

Инициативный аудит может быть проведен внутренней службой или внешним независимым аудитором. Предпочтителен второй вариант, так как будут действовать принципы независимости и беспристрастности .

Когда может понадобиться инициативный аудит?

Как уже говорилось выше, инициативный аудит — не обязателен. Он может проводиться по желанию заказчика и в любом объеме.

Добровольный аудит организации целесообразен в следующих случаях:

  • смена руководящего состава организации;
  • реорганизация бизнеса;
  • смена Главного бухгалтера;
  • сомнения в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • перед выездной налоговой проверкой;
  • при сомнении акционеров в части выплаты дивидендов (для инициации проверки акционер должен владеть более 10% голосующих акций компании);
  • привлечение инвестиций в проект;
  • при продаже или покупке бизнеса (нарушения в учете являются предметом торга);
  • иные случаи.

Аудиторское заключение передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг, в соответствии с 307-ФЗ, п. 4.

Основные вопросы аудита

Ключевыми вопросами аудита являются:

  • анализ системы внутреннего контроля на предприятии;
  • составление плана и программы аудита;
  • анализ учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • проверка результатов годовой инвентаризации имущества и обязательств;
  • проведение аудиторских процедур по существу.

В целях получения аудиторских доказательств, аудитор применяет такие аудиторские процедуры по существу, как:

  • Инспектирование (проверка записей, документов или материальных активов);
  • Пересчет (проверка арифметической точности бухгалтерских записей, независимые расчеты налогов и т.п.);
  • Наблюдение (отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами);
  • Запрос (поиск информации у осведомленных лиц внутри или за пределами предприятия);
  • Подтверждение (получение подтверждающих документов и других свидетельств у третьих лиц);
  • Аналитические процедуры (анализ существенных показателей и тенденций, включая исследование изменений и соотношений, несоответствующих прочей информации или прогнозируемым суммам).

Количество отобранных для проверки элементов устанавливается по каждому проверяемому разделу в зависимости от оцененных нами рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе рисков системы внутреннего контроля.

По результатам проведенных аудиторских процедур и полученных результатов проверки аудитор подготавливает аудиторское заключение.

Виды аудиторских заключений

Аудиторское заключение может быть немодицифицированным — то есть, это безоговорочное положительное аудиторское заключение, когда аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.

Также, аудиторское заключение может быть модифицированным и подразделяться на типы:

  • Положительное аудиторской заключение с оговоркой , когда аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, но указывает в аудиторском заключении отдельные замечания по допущенным ошибкам.
  • Отрицательное аудиторское заключение , когда аудитор пишет в аудиторском заключении, что бухгалтерская отчетность является недостоверной, а также указывает нарушения, которые являются основанием для выдачи отрицательного аудиторского заключения.
  • Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения аудитора, в этом случае аудитор должен обосновать отказ от выражения мнения в связи с ограничением объема работы аудитора.

Аудиторская проверка может быть проведена по специальному заданию клиента. В этом случае, перед началом аудита необходимо согласовать с клиентом цели аудита и техническое задание на аудит.

По результатам аудита по специальному заданию аудитор предоставляет клиенту отчет аудитора по выполненному заданию.

В последние годы количество выездных налоговых проверок сократилось. При этом их результативность возросла до 98 %. Это говорит о том, что налоговые органы применяют риск-ориентированный подход: проверки назначаются только при наличии достаточных оснований полагать, что налогоплательщик нарушает законодательство.

По результатам выездных проверок минимальное доначисление в бюджет составляет 16,5 миллионов рублей в Москве, 5 миллионов рублей в регионах.

ФНС России использует современные электронные способы контроля правильности исчисления и уплаты налогов. Это позволяет уже на стадии камеральной проверки деклараций выявить потенциальные нарушения и составить общее представление о налогоплательщике. Интеллектуальная программа ФНС России автоматически анализирует цепочки взаимодействия контрагентов, выявляя неблагонадежных субъектов, определяет несоответствия между сведениями, указанными в декларациях, и налоговой базой по налогу на прибыль и НДС. Система также оценивает прибыль, выручку, рентабельность и другие финансовые показатели компаний.

Если отчетность организации не вызывает никаких подозрений со стороны инспекции, то нет оснований для назначения выездной налоговой проверки. Репутация добросовестного налогоплательщика также ведет к сокращению запросов в рамках проведения камеральных проверок. Прозрачная отчетность и точные данные налоговых деклараций — залог спокойствия руководителя и учредителей предприятия.

Что такое налоговый аудит?

Аудит налогового учета — внутренняя независимая проверка правильности исчисления и уплаты налогов, контроль оформления деклараций и отчетов. Главная цель этой процедуры — минимизация потенциальных финансовых потерь путем устранения налоговых рисков.

При доначислении налогов предприятию дополнительно грозит штраф в размере 20 % от суммы неуплаты и пеня за каждый день просрочки, а если будет доказано, что налоги не были уплачены умышленно, то штраф составит 40 %. Кроме того, руководитель, главный бухгалтер, учредитель или иное должностное лицо организации могут быть привлечены к уголовной и субсидиарной ответственности. Чтобы всего этого избежать, нужно действовать на опережение: не ждать, когда налоговая инспекция назначит проверку, а регулярно проверять правильность ведения учета и контролировать точность составления отчетности.

Налоговый аудит инициируется по решению руководителя или собственников юридического лица. Помимо устранения проблем в учете, он позволяет оценить квалификацию и качество работы бухгалтерии, а также найти возможные финансовые резервы. Иногда налоги переплачивают из-за ошибок в расчетах налоговой базы, неправильного применения дифференцированных ставок, неиспользования льгот и вычетов, предоставленных законом.

Виды налогового аудита

  • Комплексный — проверка всего учета за определенный период. Это самый сложный и затратный по времени и деньгам вид аудита налоговой отчетности. Он подходит организациям, находящимся в преддверии проверки. Его также используют для наведения порядка в бухгалтерии, структурирования учета и оптимизации затрат в будущих периодах.
  • Тематический — проверка документов и отчетности в пределах отдельной области или выбранного налога. Этот вид аудита подходит тем, кто знает, где находятся слабые места в учете; позволяет сэкономить время на поиске проблем и их устранении. Он дает возможность досконально проверить выбранную область.
  • Структурный — проверка правильности заполнения деклараций по отдельным видам налогов, которые уплачиваются по месту нахождения филиалов и иных структурных подразделений. Это оптимальный способ проверить отчетность крупных предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет сравнить и сбалансировать налоговую нагрузку в разных регионах.

Экспресс-аудит налоговой отчетности — отдельный вид услуги, объединяющий в себе преимущества комплексного и тематического контроля. Он проводится в сжатые сроки путем анализа всей документации и статей учета выборочным способом. Это удобно, когда для проведения комплексного аудита не хватает времени или средств. Кроме того, может использоваться для оценки налоговых и иных финансовых рисков перед покупкой предприятия полностью или долей в уставном капитале общества.

Особенности аудита по отдельным налогам

При необходимости по желанию клиента аудит может быть проведен в отношении всех или конкретных налогов за любой период (месяц, квартал, год и более). Такой подход позволяет локализировать проблемную область для глубокого анализа и устранения всех нарушений.

Аудит НДС

Самый сложный с точки зрения учета и наиболее контролируемый налог. Именно он чаще всего приводит к доначислениям по результатам проверок. В ходе аудита НДС проверяется правильность определения налоговой базы, применения льготных ставок, своевременность оплаты и обоснованность освобождения от него.

Аудит налога на прибыль

Проверка правильности исчисления налога на прибыль необходима организациям, применяющим общую систему налогообложения. При определении налоговой базы важно учитывать все расходы, так как они уменьшают налогооблагаемую базу. Для этого должны быть правильно оформлены расходные документы.

Аудит налога на прибыль важен для организаций, привлекающих финансирование из-за рубежа и ведущих бизнес с иностранными партнерами. Аудиторы проверяют правомерность использования ставок и исполнение обязанностей налогового агента.

Аудит налога на имущество организаций

Если у юридического лица есть недвижимость, возникает обязанность уплаты налога на имущество организаций. Аудит позволяет выявить случаи занижения налоговых сумм из-за неправильного определения стоимости объектов; устранить переплаты в бюджет из-за исчисления налога по недвижимому имуществу, не являющемуся объектом обложения.

Аудит НДФЛ и страховых взносов

Законодательством установлено, что наниматель обязан выполнять функции налогового агента, удерживая из заработной платы и уплачивая за работников в бюджет НДФЛ и обязательные, и страховые взносы. Аудит позволяет проверить правильность их исчисления и своевременность уплаты, применение налоговых вычетов и льгот как в отношении граждан России, так и иностранных сотрудников.

Аудит иных налогов и сборов

Аудит налогового учета может быть проведен в отношении специальных режимов налогообложения, транспортного и налога на игорный бизнес, компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также местных налогов и сборов. В ходе проверки также могут быть установлены переплаты государственных пошлин.

Порядок проведения аудита налоговой отчетности

Налоговый аудит проводится в административном офисе организации-заказчика, где находятся все документы. На продолжительность проверки влияет объем и глубина исследования поставленных вопросов. Комплексный аудит годовой отчетности обычно длится от одной до двух недель.

В процессе работы аудиторы проверяют:

  • устав, договоры и первичные учетные документы;
  • налоговую политику;
  • правовую оценку организационной структуры предприятия;
  • порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Сбор информации сопровождается анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по устранению найденных проблем.

Результаты исследований оформляются аудиторским заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:

  • сведения об аудиторской компании и аудиторах, проводящих проверку;
  • перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
  • оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
  • возможные риски и их суммовое выражение;
  • выявленные финансовые резервы;
  • рекомендации по устранению ошибок, оптимизации налогообложения и минимизации рисков.

Результаты налогового аудита обсуждаются с заказчиком. Это позволяет урегулировать спорные моменты и прояснить возникающие вопросы с целью эффективного исправления найденных ошибок, исключения их повторения в будущем.

Особенности проведения налогового аудита

В результате проведения финансовой деятельности предприятия или организации могут возникать неточности, приводящие к появлению доначислений. Это может происходить, как по вине бухгалтера, проявившего непрофессионализм, так и по вине постоянно меняющегося налогового законодательства. Избежать лишних выплат поможет налоговый аудит, благодаря которому будет проведена своевременная проверка соблюдения налогового законодательства проверяющими органами. Иногда это помогает даже уберечь предприятие от банкротства, а о том, как проводится аудит, расскажут профессиональные юристы.

Что предполагает налоговый аудит

Приход специалистов налоговой службы – это всегда неприятный момент, а помочь подготовиться к нему поможет своевременно проведенный налоговый аудит. Независимые аудиторы работают по договору на проведение налогового аудита и проведут мониторинг уплаты налогов, оценят риски и оградят клиента от уплаты лишних налогов и штрафов. Налоговый аудит предполагает, в частности:

  • полный анализ финансовой отчетности предприятия/организации
  • диагностику документооборота
  • исключения переплат в виде фискальных сборов
  • оптимизацию налоговых выплат
  • реальную помощь в виде возврата уже выплаченных средств, если будет доказано несоответствие в цифрах

>[/button]-->Проводится налоговый аудит чаще всего в экстренных случаях – при переорганизации предприятия, смене руководства или ожидающейся плановой проверки специалистами ФНС. Важно в этом случае, провести аудит, не дожидаясь прихода налоговиков, так как заблаговременно приведенная в порядок налоговая документация оставит меньше шансов контролирующим органам. К тому же, практика показывает, что в России в виде доначислений ежегодно выплачивается до 20 млрд. руб., а оспорить такие решения в суде сложно, так как в большинстве случаев решения выносятся в пользу налоговиков, приносящих прибыль государству.

Виды налогового аудита

Налоговый аудит проводится в два этапа: на первом оценивается существующая в государстве система налогообложения, на втором проверяется правильность налоговых отчислений проверяемого предприятия. Разделяют три основных вида аудита:

  • Комплексный аудит, во время которого проверяется деятельность всех структурных подразделений предприятия/организации. В ходе такой проверки могут быть выявлены даже незначительные ошибки, а проводится она чаще всего перед началом проверки налоговых органов.
  • Тематический аудит, во время которого клиент сам выбирает проблемную отрасль в бизнесе. Это более узкая проверка, которая проводится быстрее, чем в случае с комплексным аудитом.
  • Структурный аудит, применяемый чаще всего на предприятиях имеющих большую разветвленную систему. Благодаря такой проверке сравнивается налоговая нагрузка на каждое подразделение, что позволяет сбалансировать ее.

Аудиторы также предлагают часто экспресс-аудит, включающий в себя элементы комплексного и тематического аудита, который осуществляется по плану. К такой проверке прибегают в том случае, если на комплексный анализ ситуации на предприятии нет времени, а тематического аудита недостаточно для выявления возможных нарушений и несоответствий.Налоговый аудит предполагает проверку уплаченного налога на прибыль, а это 20% от всей суммы налогов, уплачиваемых предприятием. Проверяется аудиторами также НДС (налог на добавленную стоимость), земельный и имущественный налог, страховые взносы компании, транспортный налог, налог за негативное воздействие на окружающую среду, проверяются и другие госпошлины.

Кто проводит налоговый аудит

На территории Российской Федерации услуги по проведению налогового аудита предлагают многие компании, поэтому перед руководителями предприятий и организаций стоит сложная задача. Обращать внимание в этом случае необходимо не на дешевые предложения, а на компании, имеющие достаточный опыт работы и наличие аттестации. Подтверждением этого может стать количество проведенных проверок. Стоит также понимать, что качественный аудит не может стоить дешево, но в этом случае клиенты могут существенно выиграть, избежав переплат по налогам.

Рекомендации юристов по проведению аудита на предприятии

Как правильно провести аудит и избежать проблем с налоговиками можно уточнить у нас на сайте. Получите бесплатную консультацию, заполнив форму ниже.

Читайте также: