Налоговые соглашения с кипром мальтой и люксембургом в чем суть изменений

Обновлено: 17.05.2024

В дополнение к нововведениям, связанным со вступлением в силу Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям (MLI), обзор которых мы представляли Вашему вниманию ранее , будет повышена ставка налога на дивиденды и проценты, выплачиваемые в ряд зарубежных юрисдикций.

Ниже представлены наш анализ предстоящих изменений и рекомендации по подготовке к ним.

Юрисдикции, СИДН с которыми изменятся

Россия подписала с Кипром и Мальтой Протоколы о внесении изменений в действующие СИДН, в соответствии с которыми будут повышены ставки налога у источника на выплачиваемые из России дивиденды и проценты.

Аналогичные изменения уже согласованы с Люксембургом, продолжаются переговоры с Нидерландами.

Изменения в СИДН также могут быть предложены Гонконгу и Швейцарии. Пока неизвестно, будет ли данный перечень юрисдикций расширен.

Повышение ставок на дивиденды и проценты

В соответствии с большинством российских СИДН налог у источника на дивиденды установлен в размере 5% или 10%, а для процентных выплат предусмотрено освобождение при их выплате лицу, имеющему фактическое право на соответствующие доходы.

В результате внесения изменений в СИДН ставки налога у источника на дивиденды и проценты будут повышены до 15%.

Обращаем внимание, что в отношении других доходов (например, роялти, которые часто освобождаются от налога у источника в рамках СИДН) изменений не предусмотрено.

Новые условия для применения льгот

Количество лиц, имеющих право на льготные налоговые ставки, значительно сократится.

Так, согласно новым Протоколам к СИДН с Кипром и Мальтой, 5% ставка налога у источника будет применяться к дивидендам, если лицом, имеющим фактическое право на них, будет являться:

Согласно Протоколу к СИДН с Кипром, выплачиваемые проценты будут облагаться налогом следующим образом:

В Протоколе к СИДН с Мальтой, для процентных доходов освобождение от налога у источника не предусмотрено. Все вышеперечисленные организации имеют право на 5% ставку. Согласно указанным Протоколам, изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

Мы ожидаем, что такой подход может быть применен и к иным юрисдикциям.

Возможные стратегии

Рекомендуем рассмотреть следующие варианты действий в связи с предстоящими изменениями:

Если таким лицом является российская компания, в настоящий момент возможно применять ставку 0% к выплачиваемым дивидендам при условии, что:

  • >ее доля в выплачивающей дивиденды компании составляет не менее 50%,
  • >она владеет акциями такой компании в течение 365 дней.

При этом необходимо оценить возможные риски налоговых претензий в отношении предшествующих периодов, когда иная компания указывалась как лицо, имеющее фактическое право на доход.

<<2)>>приобретение статуса Публичной Компании для сохранения возможности применять льготы в соответствии с СИДН

Помимо применения льготных ставок данный вариант позволит подтверждать фактическое право на доход в упрощенном порядке , однако он не всегда приемлем с точки зрения затрат и структурирования процессов управления внутри группы.

<<3)>>добровольное признание иностранной компании российским налоговым резидентом

Данный вариант подходит для случаев, когда управление иностранной компанией фактически осуществляется с территории России.

В настоящий момент статус налогового резидента позволяет иностранной компании применять ставку 0% к получаемым дивидендам при условии соответствия иностранной компании критериям, обозначенным в пункте (1).

Данный вариант позволяет применять ставку 0% к дивидендам при соблюдении критериев существенного участия. Однако в отличие от стандартной ситуации размер вклада в уставной капитал выплачивающей дивиденды компании должен составлять не менее 15% (вместо 50%).

Также для МХК предусмотрены и иные налоговые льготы, например, невключение прибыли контролируемых иностранных компаний в налоговую базу (до 2029 года), применение нулевой ставки налога на прибыль к доходам от реализации долей и акций организаций (при соблюдении ряда условий).

В то же время редомициляция в САР и приобретение статуса МХК предполагает необходимость соблюдения ряда критериев, включая инвестирование в российскую экономику не менее 50 млн. руб.

<<5)>>выплата дивидендов и процентов до наступления 2021 года с применением льготных положения СИДН

Данный вариант является краткосрочным решением, не отменяющим необходимость проведения реструктуризации внутри группы или пересмотра стратегии применения СИДН при прохождении значительных денежных потоков через холдинговые и финансовые компании группы, расположенные в юрисдикциях, СИДН с которыми изменятся, а также требует особого внимания к подтверждению статуса бенефициарного собственника дохода в отношении лица, к которому будут применяться положения СИДН при текущей выплате доходов.

Обращаем внимание, что каждый из указанных вариантов действий требует тщательной разработки стратегии с учетом правоприменительной практики и возможных изменений в законодательстве.

При соблюдении определенных условий существующей льготой можно будет воспользоваться в течение переходного периода до конца 2023 года.

Специалисты АЛРУД следят за развитием событий и будут рады предложить Вам свой опыт в структурировании трансграничных сделок и поддержку при применении СИДН.

Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

Трансграничные операции, осуществляемые сторонами - резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал. Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.

НАЛОГОВЫЕ РЕЗИДЕНТЫ

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств. Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с "международным договором" Российской Федерации по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ СИДН

Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.

В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).

Российские налоговые органы за последние 10 лет тоже выработали подход, в рамках которого осуществляется налоговый контроль трансграничных операций. При этом активно используются концепции, в том числе имплементируются в Налоговый Кодекс, мероприятия и руководства, разрабатываемые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в НК включены положения о лице, имеющим фактическое право на доход (ст.7), о контролируемых иностранных компаниях (гл.3.4), о трансфертных ценах и международных группах компаний (раздел V .1), автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами (гл.20.1 и 20.2), о тонкой капитализации (ст.269), и пр.

С точки зрения налогового контроля, необоснованным признается применение пониженных ставок, предусмотренных СИДН, лицами, не имеющими фактическое право на доход (ФДП) и не ведущими реальной хозяйственной деятельности помимо получения доходов и их дальнейшего перечисления по цепочке другим лицам. Несмотря на значительные успехи налогового контроля в части применения концепции ФДП (бенефициарного собственника), необоснованное, по мнению фискальных органов, применение льгот по СИДН наносит существенный вред бюджету России.

Соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения

25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.

Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.

Увеличение налоговых ставок на дивиденды и проценты на Кипре

Согласно изменениям, внесенным в СИДН с Кипром, выплачиваемые из России дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Сейчас дивиденды, выплачиваемые компанией – резидентом России резиденту Кипра могут облагаться налогом в России, но ставка не может превышать 10%. При этом если размер вложений в компанию составляет более 100 000 долларов, ставка налога не может превышать 5%. При выплате из России процентов по займам налог взимается только на Кипре.

Если бы СИДН с Кипром был денонсирован, российские компании, выплачивающие дивиденды и проценты в адрес кипрских резидентов, были бы обязаны удержать и уплатить как налоговые агенты налог на прибыль по ставке 20%, а если получатель физическое лицо - НДФЛ по ставке 13 % (если получатель налоговый резидент России) или 30 % (если получатель не является налоговым резидентом РФ).

Таким образом, внесенные изменения в СИДН касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений. Как и ранее, доходы от отчуждения ценных бумаг будут взиматься в государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество. Роялти за использование объектов интеллектуальной собственности будут облагаться налогом только в государстве получателя дохода. Общие положения СИДН о подтверждении фактического права на доход и статуса налогового резидента также будут действовать в текущей редакции.

Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202009040004 – Кипр,

Номер опубликования: 0001202009110056 – Мальта.

Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола с Люксембургом

08.10.2020 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола о внесении изменений в СИДН с Люксембургом.

Согласно предлагаемым изменениям, выплачиваемые из России в Люксембург дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка в 5% будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.).

Предполагается, что данный Протокол будет подписан в ближайшее время и ратифицирован до конца 2020 года. Таким образом, изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Люксембургом при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202010080016 Люксембург.

Россия в настоящий момент проводит переговоры об аналогичном изменении СИДН в части повышения ставки налога у источника выплаты дивидендов и процентов до 15% с Нидерландами. Аналогичные запросы направлены в Швейцарию и Гонконг.

Россия активно занялась пересмотром соглашений об избежании двойного налогообложения. Первыми в списке стран, которые согласилась подкорректировать условия таких документов, были Мальта и Кипр. Следующим стал Люксембург. В ноябре 2020 года обе стороны договорились о внесении поправок, а в марте 2021 года Люксембург подтвердил вступление в силу протокола поправок.

Пересмотр соглашения с Люксембургом

Россия Люксембург - картинка

6 ноября 2020 года Люксембург и Россия подписали протокол о внесении изменений в существующее соглашение об избежании двойного налогообложения, в соответствии с которым максимальные ставки удерживаемого налога в отношении дивидендов увеличиваются с 5% до 15% , а в отношении процентов с 0% до 15%.

Это третий договор об избежании двойного налогообложения, рассматриваемый по запросу Российской Федерации в 2020 году. Аналогичный протокол к соглашению между Россией и Кипром был подписан 8 сентября, а к налоговому соглашению между Мальтой и Россией – 1 октября. Министерство финансов России также направило письмо в Министерство финансов Нидерландов с просьбой внести поправки в существующее договор об избежании двойного налогообложения; переговоры между этими двумя странами все еще продолжаются.

Поправки к Конвенции от 28 июня 1993 года между Великим Герцогством Люксембург и Российской Федерацией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на дивиденды и проценты была подписана 6 ноября 2020 года.

Изменения коснулись двух статей соглашений: № 10(о дивидендах) и № 11(о процентах). Согласно протоколу, уже вступившему в силу, ставка налога на дивиденды и проценты равна 15%. Однако предполагается целый ряд исключений из правил.

Инициатором пересмотра соглашения выступила Россия. Еще при подписании протокола по внесению изменений в соглашение между Люксембургом и Россией замминистра финансов Алексей Сазонов заявил о важности концентрации финансовых ресурсов в стране для реализации мер по поддержке экономики и социальных программ. По словам заместителя министра, деофшоризация в стране идет полным ходом, и она не будет ограничиваться только пересмотром соглашений. По его словам, идет разработка изменений, касающихся совершенствования законодательства в САР с целью сделать юрисдикции более привлекательными для перевода холдинговых структур международного характера на территорию России.


Таблица изменений:

2) БВ является страховым предприятием или пенсионным фондом;

4) БВ – правительство, политическое подразделение или местный орган власти Договаривающегося государства;

(а) не менее 15% акций БВ с правом голоса находятся в свободном владении;

1) страховое предприятие;
2) пенсионный фонд,
3) правительственную организацию,политическое подразделение или местный орган власти Договаривающегося государства;
4)Центральный банк Договаривающегося государства.

Под это определение также попадают те доходы, которые облагаются налогами в соответствии с налоговым законодательством страны, резидентом которого является распределяющее выплаты предприятие. Дивидендами считаютися и выплаты по паям в инвестиционных фондах.


Напоминаем, до внесения изменений в отношении дивидендов, которые переводятся в Люксембург из России, действовала ставка в размере всего 5%. А налоги на проценты и вовсе не удерживались.

Если говорить о внутреннем налоговом законодательстве Люксембурга, то те проценты, которые выплачиваются местными компаниями на рыночных условиях, налогами не облагаются по общим правилам. Поэтому поправки окажут лишь незначительное влияние на выплаты процентов, которые осуществляют компании – налоговые резиденты Люксембурга.

Заключение

Российская тенденция к пересмотру международных соглашений сохраняется. На очереди пересмотр соглашения с Нидерландами. Этот лишний раз показывает, что российские власти настроены крайне серьезно в вопросах, которые касаются уклонения от уплаты налогов. В результате подписания протоколов, закрепляются желаемые Россией изменения в виде удержания налога в размере 15% при выплате дивидендов и процентов в адрес получателей с налоговой пропиской в Кипре, Мальте, а теперь уже и в Люксембурге. Сегодня российским бизнесменам стоит помнить, что практически все платежи за границу обязательно попадают на экран радаров налоговых органов и подвергаются основательной проверке.

Обращайтесь к экспертам нашего портала по поводу открытия и сопровождения бизнеса в Люксембурге по электронному адресу info@offshore-pro.info

Какие налоги необходимо заплатить за дивиденды или проценты, которые переводятся из России в Люксембург?

Согласно вступившему в силу протокола к соглашению между Россией и Люксембургом, ставка по налогу на дивиденды и проценты увеличена сегодня до максимального показателя в 15%.

Когда новые положения соглашения между Россией и Люксембургом будут применяться на практике?

Новые положения соглашения, касающиеся налогообложения дивидендов и процентов, начнут действовать для обеих стран с 1 января 2022 года.

В каких случаях можно уменьшить налог при выплате дивидендов и процентов?

Исключения в виде 5% ставки налога предусмотрены для институционных инвестиций, для компаний публичного типа, не менее 15% акций находящихся в свободном обращении, и владеющих не менее 15% капитала предприятия, производящего указанные выплаты на протяжении календарного года.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

18 ноября на заседании Парламента Бельгии был ратифицирован Протокол с изменениями в Конвенции с Россией об избежании двойного налогообложения, который действует с 19 мая 2015…

Княжество Лихтенштейн и Германия – страны хорошо известные всем бизнесменам. Данные юрисдикции привлекают внимание своим стабильным корпоративным законодательством, развитой экономикой, гибкой системой налогообложения. Именно о…

О Договоре о ЕАЭС и измененияхКак эти изменения в Договор о ЕАЭС повлияют на международный бизнесОсобенности обложения НДС электронных услуг на территории ЕАЭСПоследствия…

Его Величество BEPSСамые важные поправкиСоветы и рекомендации Прошлогодняя новость о том, что Кипр и Швейцария обновили двусторонний договор об избежании двойного налогообложения, не…

Грузия постепенно готовиться к началу автоматического обмена финансовой информацией для налоговых целей (AEOI). Эта мера направлена на борьбу с уклонением от уплаты налогов и финансированием…

В 2020 году в Турции ратифицировали Многостороннюю конвенцию по обмену налоговой информацией с целью противодействия размывания налоговой базы (BEPS MLI). Это был долгий путь длиной…

В марте текущего года нижняя палата парламента Эфиопии приняла новый торговый кодекс, заменивший старый кодекс по бизнес-операциям, существовавший с 1960 года. Новый торговый кодекс призван…

Читайте также: