Налоговые преступления в европе

Обновлено: 02.07.2024

Изучение прав и обязанностей налогоплательщиков. Важнейшие принципы налогового контроля в Российской Федерации, соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств. Налоговые службы зарубежных стран.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.01.2014
Размер файла 19,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

по дисциплине: Налоги и налогообложение

тема: Налоговые нарушения в зарубежных странах

Скобеев Илья Николаевич

1. Налоговые службы зарубежных стран

2. Принцип сбалансированности прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков

3. Соблюдение гарантий и прав налогоплательщика

4. Правовые проблемы

Проблема неуплаты налогов в любой стране достаточно актуальна. Но при всей остроте, данная проблема не достаточно исследована, и ее решение требует дополнительного изучения.

Любой гражданин является одновременно и налогоплательщиком и потребителем социальных благ. Но, как налогоплательщик он стремится к минимизации налоговых платежей, считая, что это приводит к повышению благосостояния, а как потребитель требует улучшения социального уровня.

В реферате мне хотелось не только дать характеристику налоговым правонарушениям, но и заглянуть в историю этого явления, заострить внимание на особенностях работы налоговых органов других стран в этом направлении. Но самым главным считаю попытаться понять природу такого явления, как налоговое правонарушение, и выявить причины, его вызывающие.

Государство, в котором законодательные инициативы находят отклик и поддержку налогоплательщика, может достигнуть необходимой эффективности налогового регулирования и, как следствие, в таком государстве создаются необходимые предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор. Именно в этом случае может быть достигнут максимальный результат, как в законотворческой работе, так и в работе самих налоговых органов, что в конечном итоге выразится в соблюдении налоговой дисциплины.

1. Налоговые службы зарубежных стран

В качестве сравнения хотелось бы остановиться на особенностях налоговой системы ряда зарубежных стран.

Интересно, что в современном налоговом праве большинства развитых стран концептуальный подход к налогообложению принципиально отличается от принятого у нас. Там налоги - это форма (средство) участия граждан и иных физических и юридических лиц в обеспечении доходной базы бюджетов всех уровней для решения общегосударственных, региональных и местных задач. Налоги - это одна из многих форм их участия в финансировании социально-значимых проектов и задач.

Для налоговой доктрины демократического общества следует считать важнейшими и основополагающими принципами справедливость налогообложения и сбалансированность прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков. На Западе применение этого принципа строго контролируется со стороны общества.

Так, принцип справедливости налогообложения предполагает применение прогрессивной шкалы обложения доходов (более высокие доходы облагаются по более высоким налоговым ставкам). Возможно применение также пропорциональной системы обложения доходов, но ни в коем случае - дегрессивного обложения (как это имеет место в России - если учесть суммарный эффект подоходных налогов, налогов на потребление и социальных сборов). Этот же принцип требует исключения из налогообложения доходов, не превышающих уровня прожиточного минимума работника (в СССР, в отличие от России, этот принцип строго соблюдался). Из этого же принципа вытекает и общепринятый на Западе порядок установления налоговых ставок:

еще более низкими - доходы от предпринимательства и от трудовой деятельности

нулевыми налогами - доходы, не превышающие прожиточного минимума.

2. Принцип сбалансированности прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков

Принцип сбалансированности прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков выражается также конкретными правилами:

первое - все разночтения в текстах налоговых законов однозначно толкуются в пользу налогоплательщика (что уже закреплено в Налоговом кодексе РФ);

второе - налоговые органы не вправе предписывать налогоплательщику применять такие формы и методы его деятельности, при которых он был бы обязан платить наивысшие налоги (что также постепенно начинает получать признание в России, например, налоговое планирование);

третье - равная ответственность государства и налогоплательщика в их финансовых (налоговых) взаимоотношениях.

В странах Запада эти два основополагающих принципа не просто гарантируются, но так встроены в общую систему государственных правовых отношений, что отступления от них практически невозможны. Если правительства вносят налоговые законопроекты, не соответствующие представлениям о справедливости распределения налогового бремени, то эти законопроекты не просто отвергаются, но часто одновременно отправляется в отставку и само правительство, рискнувшее внести такие предложения.

Говоря о правах налоговых органов странах западной демократии следует отметить, что они весьма широки и предусматривают возможность вмешательства в личную жизнь. Например, у налоговых органов скапливаются огромные массы самой разнообразной информации о частной жизни налогоплательщиков. Но для всей этой информации принят такой режим хранения, что она теоретически и практически не может использоваться ни для каких целей, кроме налоговых. Ни политическая власть, ни чиновники других ведомств, ни правоохранительные органы, ни при каких обстоятельствах не могут получить доступ к базам данных налоговых органов.

Единая налоговая служба Швеции помимо сугубо фискальных функций ведет полный учет не только налогоплательщиков, но и всего населения страны. Уровень компьютеризации и методы контроля за доходами позволяют составлять декларации о доходах большинства населения непосредственно в налоговой службе и рассылать их гражданам. Последним остается поставить свою подпись, а в случае несогласия придти разобраться в налоговый орган. Сведения о доходах физических лиц не являются налоговой тайной.

В настоящее время в странах запада проводится политика либерализации в отношении движения капиталов и рабочей силы, практически устранены валютные ограничения (введение единой валюты - евро). В этих странах налогоплательщики свободны в выборе как места проживания и места осуществления коммерческой и инвестиционной деятельности.

Кроме того, появился ряд стран, которые специализируются на привлечении на свою территорию посреднического финансового бизнеса, используя для этого, в первую очередь, льготы по налогам.

Если взять развитые страны Запада, то можно наблюдать две модели налоговых доктрин.

Первая предусматривает общий высокий уровень налогообложения в сочетании с системой высоких социальных выплат (Швеция).

Вторая - умеренный уровень налогообложения и сдержанную политику социального обеспечения.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов ХХ века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности.

При этом самые большие налоги в Европе взимаются в Скандинавских странах и государствах Бенилюкса. Самый большой совокупный налог в Швеции - 55%, в странах южной Европы налоговое бремя значительно легче - менее 35% в Испании и Португалии.

Достаточно эффективно работает налоговая служба Франции.

Первым важнейшим принципом налогового контроля в этой стране является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств.

право налоговый экономический

3. Соблюдение гарантий и прав налогоплательщика

В ряде случаев налоговые органы обязаны давать письменные разъяснения нормативных актов в форме инструкций и циркуляров. Кроме того, налоговая администрация обязана в письменной форме отвечать на вопросы налогоплательщика. Эти ответы в случае необходимости налогоплательщик может использовать для своей защиты в суде.

Во Франции налоговая служба включает три уровня:

национальный уровень (Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения, Национальное Управление налоговых расследований);

региональный уровень (Управление Центрального региона);

низовое звено (налоговые управления департаментов).

По состоянию на 2001 год численность аппарата налоговой службы Франции составляет более 80 тыс. человек (для сравнения, в РФ по данным МНС - более 145 тыс. человек).

Показателями эффективности налогового контроля являются количество проверок, которые проводит один проверяющий в год. К качественным показателям относятся:

во-первых, сумма доначисленных налогов, при этом обязательно указывается причина доначислений (сознательное уклонение, забывчивость, небрежность) и действия, предпринятые для уплаты налогов в полном объеме;

во-вторых, соотношение между затраченными средствами и общей величиной доначисленных сумм.

Санкции за налоговые правонарушения устанавливаются налоговой службой и применяются автоматически.

Если налогоплательщик считает, что взыскание штрафа было неправомерным, он может оспорить его в суде.

В том случае, если в нарушении законодательства виноват банк (что бывает крайне редко), налогоплательщик должен урегулировать свои отношения с банком, в том числе переложить на него соответствующие санкции. Налоговая служба в эти отношения не вмешивается.

Споры между налоговыми органами и налогоплательщиками возникают в основном тогда, когда сумма налоговых обязательств частично или полностью опротестовывается налогоплательщиком.

В целом же налоговый процесс в развитых западных странах довольно усложнен. Использование нормальных, предусмотренных законом путей урегулирования споров часто оказывается чрезмерно дорогим, причем для обеих сторон, и поэтому приходится изобретать более упрощенные средства и пути решения спорных вопросов. В США, например, в последнее время стали вводиться в практику такие методы, как регулирование спорных вопросов в порядке согласования позиций до представления налоговой отчетности; выпуск рекомендательных инструкций по решению наиболее часто встречающихся спорных вопросов; программы по уменьшению спорных ситуаций в отдельных отраслях; применение ускоренных и упрощенных процедур решения вопросов.

Для предприятий, не представивших налоговую декларацию, налоговые органы определяют сумму налоговых обязательств расчетным путем, исходя из данных по аналогичным предприятиям. Если декларация представлена позже 30 дней после получения специального уведомления, также считается, что она не представлена. В этом случае налогоплательщик теряет право на состязательную процедуру и на него ложится бремя доказательств. Сумма налога устанавливается по максимуму.

Проблемы со сбором налогов возникают в отношении предприятий, испытывающих финансовые трудности. В том случае, если эти трудности носят временный характер, предприятие может обратиться в налоговые органы с просьбой об отсрочке уплаты налогов. Такая отсрочка может быть предоставлена при условии определенных гарантий со стороны налогоплательщика. Другая возможность урегулирования отношений с налоговыми органами - погашение задолженности постепенно, на основе плана урегулирования платежей.

Если же задолженность предприятия постоянно возрастает: оно не платит налоги, социальные взносы, не оплачивает банковский кредит, налоговая служба имеет право инициировать банкротство предприятия. Для того, чтобы начать соответствующий процесс, налоговой службе нужно получить разрешение Торгового суда. Суд должен принять соответствующее решение в течение 3 месяцев со дня обращения. Но данная мера применяется редко, так как фактически речь идет о прекращении деятельности, а не об оздоровлении предприятия. Интересам налоговых органов в большей степени отвечает хотя бы частичное погашение задолженности.

Лицу, указавшему на нарушения налогового законодательства, может быть выписана премия по окончании проверки (определенный процент от взысканной суммы).

Если выясняется, что предприятие уклоняется от уплаты налогов, автоматически подразумевается, что его руководитель был в курсе, при этом бремя доказательства лежит на налоговых органах. В том случае, когда вина руководителя доказана, ему может быть предъявлено соответствующее обвинение, но только на основе решения суда. Интересно то, что взыскание может быть обращено на личное имущество, личные доходы руководителя, причем в рамках налогового законодательства, а не уголовного преследования.

Основные задачи налоговой полиции Германии:

расследование налоговых преступлений и нарушений порядка исчисления и уплаты налогов;

определение базы налогообложения в случаях налоговых преступлений и нарушений порядка исчисления и уплаты налогов;

выявление неизвестных налоговых преступлений и обстоятельств, являющихся основанием для возникновения обязанности уплаты налога.

В Германии четко выделяются две области деятельности налоговой полиции: уголовное преследование и налоговый розыск.

При выполнении своей основной задачи - расследование налоговых преступлений - сотрудники налоговой полиции имеют те же права и обязанности, что и сотрудники уголовной полиции:

- задержание и предварительное заключение подозреваемого;

- просмотр деловых документов (записных книжек, выписок счетов;

- получение необходимых сведений практически от всех государственных и частных учреждений (кроме спецслужб).

С 2002 г. инспекторы, осуществляющие налоговые проверки впервые получили право доступа к системам обработки данных налогоплательщика. При обнаружении признаков налогового преступления и наличии достаточного количества фактических улик инспектор незамедлительно обязан сообщить об этом компетентным органам.

Следует отметить, что сам факт расследования всегда наносит ущерб репутации того или иного лица. В случае безосновательности привлечения к расследованию налоговой полиции, соответствующий ущерб должен быть возмещен налогоплательщику.

4. Правовые проблемы

Наблюдаются в работе налоговых органов и определенные правовые проблемы. Так, в ходе процедуры налогообложения на налогоплательщика возлагается обязанность содействия налоговым органам: он должен сообщать обо всех фактах, имеющих существенное значение для налогообложения. В то же время обвиняемый в ходе налогового преследования в принципе не обязан давать показания и оказывать содействие органам налоговой полиции при установлении соответствующих обстоятельств.

В целом в Германии достаточно подробное, детализированное налоговое законодательство, которое исключает различную интерпретацию тех или иных положений, что сводит к минимуму споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу применения закона и способствует более высокой степени собираемости налогов.

Оценивая возможности применения германского опыта, следует учитывать также, что западные страны намного превосходят Россию в организационном, финансовом, техническом отношении. Эффективному налоговому контролю способствует развитая банковская система, высокий уровень компьютеризации налоговых служб, наличие соответствующей статистической и аналитической базы. Все это дает возможность контролировать соответствие доходов и расходов граждан, которые играют основную роль в бюджетных поступлениях в этих странах.

В качестве факторов, способствующих эффективной работе налоговых служб развитых стран, следует отметить следующие:

детализированное, подробное налоговое законодательство, в котором четко прописаны все процедуры налогообложения, а также реальное равноправие сторон;

преобладание функционального подхода в организации налоговых служб над отраслевым (функциональный принцип создает систему контроля и противовеса, дает возможность повысить квалификацию сотрудников и увеличить производительность труда за счет специализации и комплексного подхода, обеспечивает единство при проведении налоговых процедур);

наличие концепции налогового контроля, концентрация усилий специалистов на ключевых направлениях контроля; целенаправленный отбор предприятий для проверки на основе широкой информационной базы;

оценка работы подразделений и сотрудников налоговой службы на базе четких критериев, создание стимулов для повышения эффективности налогового контроля.

В России в последние годы идет активный процесс совершенствования форм и методов налогового контроля.

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

Бюджетное послание на 2003 финансовый год Главы Республики Карелия

Баяхчев В. Деньги грязи не боятся / В. Баяхчев, С. Приданов, В. Улейчик

Кашин В. Налоговая доктрина и налоговое право / В. Кашин // Финансы.-2001. - №7. - С. 27-29.

Князев В. Международные проблемы налогообложения / В. Князев.

Тропин Ю. Фискальные службы в Германии: опыт взаимодействия / Ю.

Налоги: Словарь-справочник. - М.: Инфра-М, 2000, - 240 с.

Подобные документы

Понятие налогового контроля. Правовое регулирование налогового контроля в Российской Федерации. Организационно-правовая характеристика и структура инспекции ФНС России №2 по г.Краснодару. Особенности организации налогового контроля в зарубежных странах.

дипломная работа [206,1 K], добавлен 01.03.2011

Особенности деятельности налоговых органов зарубежных стран. Характеристика проблем, возникающих в результате их деятельности, способы их разрешения, возможности применения накопленного опыта зарубежных стран в налоговой системе Российской Федерации.

магистерская работа [7,2 M], добавлен 12.03.2011

Особенности налоговых систем зарубежных стран: Канады, Дании, Испании, Великобритании, Германии, их отличительные черты. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы, необходимые реформы для этого.

курсовая работа [71,3 K], добавлен 12.08.2009

Сущность налогового контроля, его правовая база, основные элементы и виды. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок. Участники, объект и предмет налогового контроля, этапы ее проведения. Камеральные и выездные налоговые проверки.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 11.05.2014

Понятие налогового контроля как категории налогового права. Объект, предмет, цели и задачи налогового контроля. Классификация, формы и методы налогового контроля. Виды налоговых проверок. Изучение организации налогового контроля в Российской Федерации.

Экономические преступления в российском Уголовном кодексе

В Германии, Британии и США, как и в России, по статье за мошенничество ежегодно рассматривается больше дел, чем по другим экономическим статьям

Глава 22 УК охватывает статьи 169–200. Сюда входят, например, такие преступления, как воспрепятствование предпринимательской деятельности, фальсификация финансовых документов, отмывание денег и уклонение от налогов.

Глава 23 состоит из статей 201–204. В них говорится о злоупотреблении полномочиями, превышении полномочий, коммерческом подкупе, даче и получении взяток.

Мошенничество

В прошлом году 27% получили реальные сроки, 31% был осуждён условно, 15% обязали выплатить штраф, 4% приговорили к исправительным работам, 8% — к обязательным, а 11% освободили от наказания. Остальные были приговорены либо к ограничению свободы, либо были осуждены условно. Оправдали в первом полугодии 2016 года лишь 0,4% подсудимых.

В делах 89% тех, кто получает срок за мошенничество, находят отягчающие и особо отягчающие обстоятельства. Но в большинстве случаев сроки за мошенничество в России не превышают пяти лет.

Мировая практика

В Англии и Уэльсе действует принцип разделения бытового и корпоративного мошенничества. Физическим лицам за мошенничество грозит до десяти лет тюрьмы, хотя на практике больше чем к восьми годам лишения свободы за мошенничество не приговаривают. Для юридических лиц предполагается ответственность в виде возмещения нанесённого ущерба и штрафа, максимальный размер которого в абсолютных величинах не установлен. В зависимости от обстоятельств совершения преступления он может составлять от 120% до 1200% суммы ущерба. Стоит отметить, что в случаях, когда есть доказательства вины конкретного служащего компании, его судят отдельно — в соответствии с законом о мошенничестве для физических лиц.

© Robert Nickelsberg / Getty Images

По 15% дел были вынесены оправдательные приговоры. 17% приговорили к тюремному заключению, средний срок — 19 месяцев. 22% осуждённых были приговорены к условным срокам, ещё 25% — к общественным работам, 8% — к выплате штрафов. Остальных признанных виновными суд либо освободил от наказания, либо просто обязал выплатить компенсацию пострадавшей стороне.

В США за 2015 отчётный год по обвинениям в мошенничестве были вынесены судебные решения в отношении 7420 человек. 94% были признаны виновными, 72% осуждённых получили реальные сроки, средняя продолжительность тюремного заключения — 24 месяца.

В Германии за мошенничество судят чаще, но процент оправдательных приговоров там заметно выше, чем в России или США, а наказания — мягче. Там различные виды мошенничества, которые у нас проходят по пунктам общей статьи 159, выделяются в отдельные статьи. Помимо общей статьи за мошенничество также существуют статьи за мошенничество в страховой сфере, в области кредитования и мошенничество с использованием компьютерных технологий. Суммарно по всем статьям, так или иначе связанным с мошенничеством, в 2015 году в Германии было вынесено 114 712 приговоров, из них 18% оправдательных. Но реальные сроки получили только 3% осуждённых, ещё 12% были приговорены к условным срокам, остальных обязали выплатить штрафы.

Самый большой срок за мошенничество в мировой истории в 1989 году получила тайка Чамой Тхипясо. Тайские власти приговорили её к 141 078 годам тюрьмы за создание финансовой пирамиды, жертвами которой стали более 16 000 граждан Таиланда.

Присвоение и растрата

За присвоение или растрату чужого имущества в 2015 году в России было осуждено 8476 человек. В первом полугодии 2016 года — 4198 человек. Лишь 10% осуждённых получили реальные сроки. Максимальное наказание, предусмотренное этой статьёй, — лишение свободы на срок до десяти лет. Наиболее распространённое наказание за присвоение и растрату при особо отягчающих обстоятельствах — условный срок. К нему приговорили 65% осуждённых. За то же самое преступление, совершённое без отягчающих обстоятельств, чаще всего приговаривают к исправительным работам (26% осуждённых) или выплате штрафа (34%). В 70% случаев штрафы не превышали 25 000 рублей.

Мировая практика

В США в зависимости от обстоятельств дела о присвоении и растрате имущества могут подпадать под один из параграфов раздела 31 Кодекса США, куда также входят параграфы о краже. Суммарно по делам о присвоении и растрате в 2015 году в Штатах было вынесено 342 приговора, 97% из которых обвинительные. Реальные сроки получили 37% осуждённых, средняя продолжительность срока — 12 месяцев.

В Германии присвоение и растрата максимально наказываются лишением свободы на срок до трёх лет, а в случаях, когда присвоенное имущество было официально доверено обвиняемому, — на срок до пяти лет. В 2015 году по соответствующей статье было рассмотрено 7094 дела. Обвинительные приговоры были вынесены в 75% случаев. К тюремному заключению были приговорены 2% осуждённых, ещё 9% получили условные сроки, остальных наказали штрафами.

Уклонение от налогов

За уход от уплаты налогов в первом полугодии 2016-го было осуждено 269 человек, при этом за неуплату налогов с физических лиц — лишь 22 человека.

Максимальный срок за уклонение от налогов с физических лиц составляет один год, с деятельности организаций — шесть лет. Среди всех осуждённых за преступления, связанные с неуплатой налогов, реальные сроки получили лишь 26 человек. 59% осуждённых за налоговые преступления были по приговору освобождены от наказания.

Лица, впервые признанные виновными в уклонении от уплаты налогов, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они полностью оплатили сумму недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом российским Налоговым кодексом.

Мировая практика

В Британии в 2015 году за неуплату налогов было осуждено 1258 человек, их число увеличилось почти вдвое по сравнению с 2014-м — тогда были признаны виновными 795 человек.

По Германии отдельной статистики по налоговым преступлениям нет. Наиболее релевантные доступные данные относятся одновременно к нарушениям налогового и таможенного законодательства: было рассмотрено 13 199 дел, 11 510 человек были признаны виновными.

Законодательство в России не самое жёсткое. Другое дело — особенности национального правоприменения

В США за неуплату налогов в 2015 году были вынесены решения в отношении 561 подсудимого, в 95% случаев были вынесены обвинительные приговоры, к реальным срокам приговорили 53% осуждённых. Средняя продолжительность срока — полтора года.

В 2011 году (более свежие данные отсутствуют) США занимали первое место по объёму ущерба от неуплаты налогов. Тогда американская казна недополучила более $337 млрд. Россия находилась на четвёртом месте, потери оценивались в $221 млрд.

Коррупция

За дачу взятки в первом полугодии 2016-го в России было осуждено 2352 человека, 12% из них получили реальные сроки. В большинстве случаев заключение длится не больше года.

За получение взяток был осуждён 721 человек, из них 187 — за взятки в крупном и особо крупном размерах. Кроме того, обвинительные приговоры получили девять чиновников. 18% всех осуждённых за получение взяток были приговорены к условному лишению свободы, ещё 56% обязали выплатить штрафы.

Максимальный срок, предусмотренный статьёй УК о коммерческом подкупе, — 12 лет. Большинство реальных тюремных сроков составляют от трёх до пяти лет, за получение взятки при отягчающих обстоятельствах — до восьми лет.

Мировая практика

В США за взяточничество в 2015 году было осуждено 217 человек, 67% из них получили реальные сроки. В среднем продолжительность срока составила 35 месяцев.

В Германии из 92 обвинённых в коммерческом подкупе 65 человек были признаны виновными. 55% получили реальные сроки, а 45% обязали выплатить штраф.

Релевантных статистических данных по Британии нет. Максимальный срок за взяточничество для физических лиц там составляет десять лет, однако, как правило, более чем к восьми годам не приговаривают. Для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа, верхний предел которого не установлен.

Подделка денег и документов

За изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг в первом полугодии 2016-го в России осудили 300 человек. Реальные сроки по этой статье получили 59% осуждённых, сроки в большинстве случаев составляют от года до пяти лет. В России максимальный срок, предусмотренный за подобные преступления, составляет 15 лет.

Леонид Фридкин

Действительно, в Штатах налоговые преступления относятся к наиболее опасным деяниям в экономической сфере, а соответствующие санкции, собранные в разделе 26 Свода законов США, весьма разнообразны. Впрочем, и все налоговое законодательство, пожалуй, куда сложнее белорусского, а структура ветвей власти и законодательства отличается от нашей еще больше.

Бешеные сроки

К уголовной ответственности за налоговые преступления в США могут привлекаться не только физические лица, но и юридические. При этом в делах по уклонению от уплаты налогов изучается налоговый статус корпорации, а также индивидуальный статус обвиняемого должностного лица, чтобы установить, в чьих интересах оно действовало. Ведь если компания уходит от налогов, значит, это нужно конкретным людям, набивающим свои карманы, но руководители в любом случае считаются виновными в преступном заговоре.

В США возможна как гражданско-правовая, так и административная и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства. По степени тяжести преступления там подразделяются на 2 категории.

Первая группа — мисдиминоры (misdemeanor — менее тяжкие). Здесь виновным признается лицо, которое не уплатило любой исчисленный налог, не подало в установленный срок налоговую декларацию или иной полагающийся отчет. Максимальный штраф здесь составляет до $25 тыс., возможно и лишение свободы на срок до 1 года. Частному лицу, которое обманывает своего работодателя, представляя ему намеренно ложную информацию относительно налоговых льгот или намеренно не предоставляя ее, грозит штраф в размере $1 тыс. и (или) лишение свободы сроком до 1 года. Штрафы за отдельные нарушения существенно выше, чем у нас (как, впрочем, и заработки), а некоторые примерно равны.

Тот, кто умышленно пытается любым способом уклониться от уплаты или избавиться от налога, предусмотренного Сводом законов США, а также от соответствующего платежа, виновен в совершении фелони. Наказание здесь куда серьезнее. Например, умышленная попытка любым способом уклониться от уплаты или избавиться от налога грозит штрафом до $100 тыс., в некоторых случаях — до $250 тыс., а также лишением свободы на срок до 5 лет. За намеренное представление налоговому органу фальшивой декларации или иного содержащего ложную информацию документа, подделку подписей и записей в бухгалтерских регистрах, иные действия, направленные на сокрытие имущества и доходов, — такой же штраф и до 3 лет тюрьмы. За иные налоговые преступления — вроде незаконного оборота марок, купонов, билетов, алкоголя и табачных изделий — штрафы поменьше, но тюремный срок в основном ограничивается 5 годами. Исключение — нелегальная торговля оружием: здесь можно сесть и на 10 лет. Штрафы для корпораций, признанных виновными в подобных нарушениях налогового законодательства, составляют до $500 тыс.

Кроме того, с нарушителя налогового законодательства взимается скрытая от казны сумма налогов, штраф в размере 5% от нее и 50% суммы, которую можно было бы получить, если положить эти деньги в банк по стандартным ставкам. Таким образом, выгода от неуплаты налогов может обернуться весьма серьезными убытками — в 2−3-кратном размере.

Для сравнения: у нас сроки по ст. 243 УК составляют от 3 до 7 лет — в зависимости от суммы ущерба, в России по ст. 199 УК РФ — тоже до 6−7 лет. Плюс взыскание недоплаченных налогов, штрафы и пеня. Так что по части жесткости и бешенства сроков мы с американцами на равных, если не круче.

Кстати, в США налоговиков карают за преступления против налогоплательщиков и бюджета не менее строго. За намеренные нарушения в сборе налогов и начисление их в излишних размерах полагается штраф до $10 тыс. и (или) лишение свободы на срок до 5 лет. Вымогательство у налогоплательщиков или сговор с другими лицами с целью нанести ущерб США путем подложных подписей и ложных записей в учетных регистрах и иных документах грозит штрафом до $10 тыс. и (или) лишением свободы до 1 года, а разглашение налоговой информации — штрафом до $5 тыс. и (или) лишением свободы до 5 лет.

Весьма интересны обстоятельства, исключающие и смягчающие уголовную ответственность за налоговые преступления в США. Здесь в качестве уважительных причин, способствующих смягчению наказания, могут приниматься незнание закона (если обвиняемый докажет, что в силу различных обстоятельств он не мог и не должен был знать о налоговых обязанностях, а потому не имел сознательного намерения уклониться от уплаты налогов), намерение уплатить налог позднее из-за нехватки средств, добровольное содействие в раскрытии преступления и возмещении ущерба, состояние здоровья, а также… добросовестное исполнение советов юриста или бухгалтера. Тем за вредные советы мало не покажется, но это — отдельная тема. Смягчает участь уклониста и хорошая репутация.

Где жестче посадка

Где справедливость

Сравним еще кое-что. Платить налоги никто не любит. Но чем больше государство пытается выжать из бизнеса и граждан, тем меньше у них желания платить. К примеру, МВФ отметил в США снижение налоговой нагрузки за последние 3 года с 26,78 до 24,3%, а в Беларуси оценивает ее в 37,8%. Правда, наш Минфин уверяет, что нагрузка 25−26% (без учета ФСЗН), но вопрос не только в том, какую долю забирают, а сколько реально денег остается у налогоплательщиков.

Рассказываем, как предприниматели утаивали миллионы от государства.

cover.cheat-6039169343af1877289109.jpg

В Штатах 47% жителей вообще не платят подоходный налог. При этом, согласно данным 2019 года, всего 1% граждан, которые соблюдают закон, принес американской казне 39% всех собранных подоходных налогов — в общей сложности $616 млрд.

В то же время Налоговое управление США (IRS) ежегодно недополучает около $400 млрд. Но где эти деньги?

Мы постарались вникнуть в тему и выбрали для вас пятерку самых резонансных налоговых преступлений.

Tax Avoidance vs Tax Evasion

Прежде чем перейти к кейсам, нужно разобраться, чем отличаются эти понятия.

Налоговая оптимизация, или tax avoidance — легальный способ уменьшить размер налоговых обязательств. Например, с помощью льгот, оптимизации расходов и доходов или использования офшоров.

А вот уклонение от уплаты налогов, или tax evasion считается незаконным. За такие действия светит штраф или тюрьма, а особо злостным нарушителям — и то и другое. Суть tax evasion — в умышленном сокрытии реальных доходов.

Подобными случаями в США занимается Налоговое управление (англ. Internal Revenue Service, IRS), агентам которого удалось раскрыть самые громкие преступления в этой сфере.

Деятельность: Генеральный директор Reynolds & Reynolds

Сумма неуплаченных налогов: $2 млрд

Осенью 2020 года власти США обвинили американского миллиардера Роберта Брокмана в неуплате налогов на рекордную сумму — $2 млрд. Впервые фигурантом такого дела стал конкретный человек, а не компания. Но как Брокману удавалось 20 лет скрывать от фискалов свои многомиллионные доходы?


Но свое состояние Брокман сколотил на программном обеспечении для автомобилей — в 1970 году он создал компанию Universal Computer Systems. Дела шли хорошо, в 2006 Роберт купил конкурента Reynolds & Reynolds и возглавил бизнес.

Состав преступления: Брокмана обвиняют в сокрытии доходов от инвестиций в течение 20 лет (с 1999 по 2019). Часть денег Роберт проводил через офшоры в Швейцарии и на Бермудских островах. Кроме того, миллиардеру приписывают и другие преступления:

  • Брокман торговал долговыми ценными бумагами своей компании, хотя обещал инвесторам не делать этого. А подобные действия считаются мошенничеством.
  • Бизнесмен купил яхту Turmoil за $39 млн, из которых не заплатил ни единого доллара подоходного налога.
  • Брокман заставлял своего управляющего уничтожать документацию.
  • Миллиардер использовал зашифрованную систему для общения по электронной почте и даже придумал кодовые имена ключевым сотрудникам компании.

Инвестициями Брокмана управляла частная компания Vista Equity Partners, которая и помогала ему скрывать доходы от Налогового управления США. Кстати, уличить Брокмана федералам удалось благодаря сведениям, полученным от основателя Vista Equity Partners, Роберта Смита. Сам он признал себя виновным в соучастии и заплатил штраф в $139 млн.

Деятельность: Генеральный директор Orbital Recovery Corp.

Сумма неуплаченных налогов: $200 млн

Предыстория: карьера Уолтера Андерсона началась в 1979 году с позиции сейлза в американской компании MCI Communications. Уже в 80-х он основал собственные бизнесы в той же сфере, а затем продал их по выгодной цене. Так, его компанию Mid-Atlantic Telecom купили за $18 млн, при том что Андерсон вложил в нее всего $100 тыс.

После этой неудачи Андерсон решил инвестировать $20 млн в похожий проект — Rotary Rocket, предшественника SpaceX. Уолтер продолжал вкладывать деньги в развитие космической отрасли и вскоре стал гендиректором телекоммуникационной компании Orbital Recovery Corp.


Состав преступления: с 2002 по 2005 год Налоговое управление США проводило расследование по делу Андерсона об уклонении от уплаты налогов. И хотя бизнесмен сотрудничал со следствием, в 2006 году его все-таки арестовали в аэропорту Далласа. Вот что ему инкриминировали:

Уолтер Андерсон долгое время не признавал себя виновным. Поэтому суд не отпустил его под залог и оставил под арестом в федеральной тюрьме Вашингтона.

Однако из-за невыносимых условий содержания Андерсон все-таки сознался в сокрытии $200 млн. Помимо огромного штрафа, его приговорили к 9 годам тюрьмы. В итоге он провел 2,5 года за решеткой, а остальной срок — под домашним арестом.

Что касается баснословного штрафа, то по факту Андерсон заплатил гораздо меньше — $300 млн вместо 450. А все из-за опечатки в тексте решения суда.

Андерсон вышел на свободу в 2012 — и уже в следующем году основал в Великобритании телекоммуникационную компанию Avealto.

Читайте также: