Налоговые механизмы поддержки культуры

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня на современном этапе развития России одной из главных проблем является формирование налоговой культуры. До сих пор уровень налоговой культуры остается низким. Граждане не осведомлены о своих правах, например, о том, что они могут получать социальные и или имущественные вычеты или имеют право на льготы.

Достаточно широко в экономической литературе определен ряд факторов, препятствующих развитию налоговой культуры: [4]

  1. Высокие налоги, подрывающие заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
  2. Акцент только на личную, а не общественную прибыль абсолютного большинства налогоплательщиков.
  3. Стремительное развитие теневой экономики.
  4. Уклонение от уплаты налогов в России.
  5. Коррумпированность госструктур, в том числе налоговых органов.
  6. Отсутствие основ налоговой грамотности среди населения.
  7. Недоверие населения правительству.

Налоговая культура является одной из составляющих общенациональной культуры страны, которая связана с взаимодействием государства и граждан в налоговой системе. Она выражает уровень знаний и соблюдений законодательства о налогах и сборах и налоговой системы в целом, полноты и своевременности уплаты, способов исчисления налогов и сборов.

По мнению таких специалистов и ученых в области налогообложения, как Бороздина Г.В., деятельность налоговых инспекторов должна основываться на морально-этических принципах. Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. [5]

В задачи профессиональной этики должны входить выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. [5]

На сегодняшний день существует Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих федеральной налоговой службы, утвержденный Приказом Министерства финансов РФ от 11.04. 2011г. № ММВ-7-4/[email protected] [6]

При исполнении своих должностных обязанностей государственные служащие налоговых органов должны следовать принципам, установленным вышеназванным Кодексом, например, таким как независимость (не подпадать под влияние граждан, организаций), беспристрастность (т.е. исключение любой возможности влияния политических партий, общественных объединений на их служебную деятельность), проявление корректности и внимательности при общении с налогоплательщиками, воздержание от публичных высказываний в отношении деятельности Федеральной налоговой службы, уважительное отношение к деятельности средств массовой информации, проявление терпимости и уважения к обычаям, традициям народов России. [6]

Этические нормы профессиональной деятельности налогового служащего определяется такими качествами, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость, нравственные ценности, способность к межличностному и деловому общению. [7]

Служащий налоговых органов должен быть компетентным в своей области, профессионально исполнять свои обязанности. Чтобы достичь этого, налоговому служащему необходимо получать знания не только из своего опыта, но и из книг, из опыта других. Для этого ему необходимо быть восприимчивым, усидчивым, прилежным, проницательным.

Зачастую в зарубежной практике дается оценка последствиям, которые могут возникнуть при изменении налогового законодательства в государстве.

В России же граждане всегда остро реагируют на изменения в налоговом законодательстве. Особенно этому подвержены представители производственного и обслуживающего секторов, субъекты малого бизнеса.

Поэтому сегодня граждане игнорируют государство, они не считают себя обязанными платить налоги. В свою очередь государство не дает понять налогоплательщикам, что налоговые поступления расходуются на улучшения благосостояния общества в целом.

В итоге уклонение от обязанностей налогоплательщика для граждан – это норма.
По данным социологического опроса, проведенного кафедрой прикладной социологии факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в г. Н.Новгород, представленного на рисунке 1, в котором участвовали 188 человек, 51 % респондентов заявили, что платить налоги — это гражданский долг каждого.



Рисунок 1 – Результаты социологического опроса в отношении необходимости уплаты налогов гражданами России

Моральные причины уклонения от налогов проявляются в негативном отношении к существующей жесткой налоговой системе, низком уровне налоговой культуры и в корыстных интересах налогоплательщиков [2].

Формирование и развитие налоговой культуры – это активное взаимодействие государства и граждан, влияющее на такие результаты проведенной налоговой политики, как нормативно-правовую, информативную базу и в целом на налоговую культуру.

Для повышения уровня налоговой культуры необходимо проводить работу в следующих направлениях:

  • доступность нормативно-правовых актов, регулирующих налоговое законодательство России;
  • эффективное взаимодействие государства с гражданами;
  • обеспеченность граждан необходимой информацией, расширение института налогового консультирования, использование СМИ, пропаганда налоговой культуры;
  • повышение качества исполнения налоговых процедур;
  • повышение престижа работы в налоговых органах.

В рамках упрощения налогового законодательства РФ, совершенствования механизма разрешения налоговых споров необходимо усилить стимулирующую и перераспределительную функции налоговой системы, снизить трансакционные издержки налогового администрирования, создать комфортные условия обслуживания налогоплательщиков [3].

В развитие институциональных основ организации налоговой культуры Касимовым Д.О была разработана схема, в которой отражены наиболее существенные элементы содержания и структуры формирования налоговой культуры и их взаимосвязь с основными элементами системы управления налоговыми отношениями [4].

Касимов Д.О. в своей работе сделал следующие выводы:

  1. Современная российская налоговая система – это фискально-контрольная модель.
  2. Налоговые отношения должны стать услугой, которое предоставляет государство налогоплательщику.
  3. В России сформировалась модель организации налоговых отношений, основанная преимущественно на последующем налоговом контроле и заинтересованности налоговых органов в применении мер административно-налогового преследования (в применении налоговых санкций) [4].

Основываясь на ранее проведенном исследовании Касимова Д.О., нами был разработан механизм формирования налоговой культуры налогоплательщиков, основанный на взаимодействии двух институтов: налоговых органов и налоговых консультантов (рисунок 1).



Рисунок 2 – Механизм формирования налоговой культуры налогоплательщика (составлено авторами)

Налоговые консультанты оказывают влияние на формирование налоговой культуры налогоплательщиков с помощью услуг, которые они могут предоставить населению, например, оказание консультационных услуг, проведение тренингов, стимулирующих рост налоговой культуры населения, разъяснения норм налогового законодательства за счет госфинансирования.
Взаимодействуя одновременно, они формируют налоговую культуру налогоплательщиков.

Результатом использования таких инструментов и методов будет добросовестное исполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством, налогоплательщиками, осознание значимости гражданина, как налогоплательщика, привитие налоговой культуры младшему поколению.
Но это не все инструменты, которые могут помочь при формировании налоговой культуры. Cознательность гражданина, как налогоплательщика, необходимо формировать со школьной скамьи.

2. TS Play 2 (в возрасте 13-15 лет). Суть игры: по прохождению каждого уровня игры, накапливаются данные, необходимые для расчета суммы налога.

3. TS Play 3 (в возрасте 16-20 лет). Суть игры: учреждение своего виртуального предприятия, постановка на учет, выбор вида деятельности, получение доходов, расчет суммы налога.

Результатом реализации программ по повышению налоговой культуры в России будет являться хороший уровень знаний налогового законодательства, положительное отношение к налоговой системе, осознание гражданина, как налогоплательщика, увеличение объема налоговых поступлений, уменьшение налоговых споров.

Возвращаясь к рисунку 1, можно добавить, что институт налогового консультирования в России не функционирует так, как за рубежом. Его необходимо развивать. Например, в большинстве стран консультанты по налоговым вопросам отнесены к категории лиц, которые занимаются профессиональной деятельностью, связанной с экономическим управлением, наряду с аудиторами и бухгалтерами. Помимо налогового консультирования лица вправе оказывать помощь налогоплательщикам в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, управлении производством и имуществом, а также в осуществлении внутреннего контроля. По результатам работы они составляют экспертные заключения. [9, 10].

На данный момент в России при построении отношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами возникают проблемы. Это происходит потому что, во-первых, налоговые инспекторы не имеют конкретного представления о налогоплательщике, о его управленческой структуре. Во-вторых, инспекторы не знают о том, на каких принципах строится технологический процесс, о системе ведения отчетности налогоплательщика. В-третьих, налоговые инспекторы не знают о том, как налогоплательщики относятся к нормам налогового законодательства и как их истолковывают.

Таблица 1 – Сравнительный анализ организации налогового консультирования в зарубежных странах

Проанализировав мнение Зарипова В.М. о том, что необходимо осуществлять в России трехстороннее взаимодействие между налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми консультантами [12], нами была разработана схема, представленная на рисунке 2. Вследствие этого, налоговые органы получают более эффективный контроль над налогоплательщиками, возможность своевременного реагирования на нарушения. Для налогоплательщика это означает правовую определенность на момент совершения сделки, т.е. до окончания налогового периода и представления отчетности, а, значит, сокращение возможных расходов на судебные споры и иных расходов, связанных с обеспечением соблюдения требований налогового законодательства.


Рисунок 3 — Трехстороннее взаимодействие между налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми консультантами

Зарипов В.М. в своем докладе говорил о том, что в мировой практике выделяют три перехода к качественно новым стандартам взаимоотношений между налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми посредниками: [12]
1) путем одностороннего заявления налоговыми органами о своих намерениях работать с учетом новых правил (Ирландия);
2) путем совместного принятия налоговыми посредниками документа, устанавливающего намерения всех участников работать в соответствии с определенными правилами (Швейцария);
3) путем заключения формального или неформального соглашения налогового органа с конкретным налогоплательщиком (Нидерланды, США).

Одним из важных вопросов является перспективы развития саморегулируемых организаций налоговых консультантов в России.

В некоторых странах (Великобритания) налоговые консультанты образуют саморегулируемые профессиональное сообщество. Такие организации регулируют деятельность своих участников, в частности разрабатывая стандарты и кодексы поведения и этики. [11]

Например, в Японии, Китае, ЮАР, Италии налоговые консультанты становятся на учет в налоговых органах, им присваивается идентификационный номер. Но чтобы зарегистрироваться, налоговые консультанты должны отвечать установленным требованиям.

В США регулирование деятельности налоговых посредников в большей степени направлено на пресечение агрессивного налогового планирования [14].

В России предлагается позаимствовать опыт Великобритании и образовать саморегулируемое профессиональное сообщество, которое будет регулировать деятельность налоговых консультантов [12].

Основной вывод проведенного по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития исследования заключается в необходимости отказа от одностороннего характера взаимоотношений между налоговыми органами, налогоплательщиками, налоговыми консультантами и установления между ними цивилизованных партнерских отношений. В иной системе взаимоотношений обеспечить эффективное функционирование налоговой системы в настоящее время чрезвычайно затруднительно.

Опыт многих стран мира (Ирландия, Швейцария, Нидерланды, США) доказал справедливость данного вывода. Именно система партнерских взаимоотношений оказывается самой эффективной в деле налогообложения, поскольку дает всем ее участникам такие выгоды, которые лучше всяких угроз и репрессий заставляют их действовать в желаемом для общества и экономики направлении.

По мнению Цветкова И.В., для России партнерская модель выстраивания взаимоотношений в налоговой сфере является абсолютно непривычной. Исторически сложилось так, что взаимоотношения между государственными органами и гражданами, а также предпринимательскими объединениями строились и строятся по сей день на основе принципа власти-подчинения. [14]

менно поэтому, сегодня есть смысл задуматься о функционировании системы налогового администрирования, о ее взаимодействии с институтом налогового консультирования в целях повышения уровня налоговой культуры населения в целом, о проведении реформы в сфере налоговых отношений. Необходимо сформировать правильное представление налогоплательщиков о налоговой системе России и выстроить взаимовыгодные взаимоотношения между государством и налогоплательщиками.

Библиографический список

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+

Читайте также: