Налоговые льготы для инновационных компаний за рубежом

Обновлено: 02.07.2024

МОСКВА, 28 мая. /ТАСС/. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил президенту РФ Владимиру Путину ввести льготы для российских высокотехнологичных компаний, которые работают за рубежом по лицензионным договорам прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Об этом говорится в ежегодном докладе Титова, посвященном проблемам развития высокотехнологических компаний в РФ, копия документа имеется в распоряжении ТАСС.

"В целях стимулирования оборота результатов НИОКР [предлагается] введение вычета НДС при реализации за пределами России прав на использование на основании лицензионного договора исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), то есть для тех видов деятельности, которые невозможно ограничить таможенными барьерами", - отмечается в докладе.

Титов отмечает, что российская юрисдикция "все еще уступает некоторым иностранным государствам в создании достаточных условий для реализации за пределами России прав на использование интеллектуальных прав на основании лицензионных договоров".

Он напомнил, что в России с 2019 года введен НДС 0% на работы и услуги, местом реализации которых в соответствии со ст. 148 Налогового кодекса РФ не является территория РФ, однако заметил, что эта мера "не была распространена на передачу прав на использование на основании лицензионных договоров прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы" и другое.

Специальные кредитные продукты

Титов предложил Путину создать льготные кредитные программы для высокотехнологичных компаний, чтобы стимулировать их развитие. "Создание специальных кредитных продуктов для высокотехнологичных компаний с субсидируемой государством процентной ставкой, не превышающей ключевую ставку ЦБ РФ, обеспечиваемых зонтичной гарантией, предоставляемой институтом развития или Минфином РФ, на срок не менее 7-10 лет на цели инвестиционного развития новых производственных объектов, покупку технологий и оборудования в приоритетных секторах. Разработка отдельных льготных инновационных кредитных продуктов для малых и средних предприятий, реализующих высокорисковые проекты с грантовым покрытием (субсидией) до 90% от затрат предприятия на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)", - отмечается в документе.

По мнению Титова, сейчас большая часть существующих мер финансовой поддержки в России распространяется на предприятия малого и среднего бизнеса, в то время как многие высокотехнологичные компании-лидеры имеют выручку более 2 млрд рублей.

В числе других предложений Титова, касающихся повышения доступности финансирования, разработка специальных банковских продуктов для пополнения оборотных средств высокотехнологичных компаний, работающих по федеральным законам о закупках "за счет внедрения аккредитивов и эскроу-счетов", а также запуск специальных программ рефинансирования портфелей проектов лизинговых компаний на покупку отечественного высокотехнологичного оборудования в приоритетных секторах экономики.

Как ранее отмечала омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров Наталья Попова, размер годовой выручки высокотехнологичных компаний составляет от 400 млн до 30 млрд рублей. Она говорила, что малое и среднее предпринимательство имеет годовую выручку до 2 млрд, а крупное - начиная примерно с 40-50 млрд рублей, то есть "высокотехнологические компании - это некий black box между малым и средним бизнесом, с одной стороны, и крупным бизнесом, с другой". Попова указывала, что часто они уже не могут получать поддержку как МСП, а до крупных системообразующих компаний, которые вправе претендовать на особое внимание со стороны государства, тоже еще не доросли.

Термин "высокотехнологичная компания"

Титов предлагает Путину ввести в законодательство понятие высокотехнологичных компаний, что позволит предусмотреть для них специальные меры поддержки. "Для создания единой системы мер поддержки, направленной на частные высокотехнологичные компании, и снижения необоснованного административного давления со стороны органов власти, ввести единое понятие "высокотехнологичных компаний" в законодательство или закрепить постановлением правительства", - отмечается в документе.

По мнению Титова, такой подход, в частности, позволит предусмотреть специальные меры поддержки для таких компаний, определить особенности предоставления им финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе налогового, таможенного, валютного регулирования, предусмотреть дополнительные возможности в части режима "регуляторных песочниц".

Также бизнес-омбудсмен предлагает создать специальную налоговую инспекцию, работающую с высокотехнологичными компаниями, а в профилях и моделях рисков налоговых правонарушений Федеральной налоговой службы (ФНС) "предусмотреть особенности формирования налоговой базы субъектов инновационного предпринимательства".

Жалобы на налоговые органы

Титов сообщил, что получает жалобы от высокотехнологичных компаний на действия налоговых органов. Они вызваны как общей ситуацией с ужесточением налогового администрирования, так и неготовностью рядовых налоговых инспекций учитывать особенности работы высокотехнологичных компаний, уточнил он.

Так, высокотехнологичные компании, по его словам, сообщают о всех типичных проблемах налогоплательщиков: доначислениях, многочисленных камеральных проверках, обвинениях в сокращении налоговой базы.

При этом у налогоплательщиков - высокотехнологичных компаний - есть объективные особенности, выделяющие их из общего числа налогоплательщиков, заметил бизнес-омбудсмен. Среди них он назвал быстрый рост оборотов компании, систематическое заключение сделок с инновационной продукцией или объектами интеллектуальной собственности, значительное количество экспортных сделок и иностранных компаний-контрагентов, долгосрочные инвестиции и венчурный характер новых проектов.

"Опрос высокотехнологичных компаний - лидеров показывает, что в зависимости от размера компании налоговыми органами из одного или нескольких субъектов федерации могут направляться до двух сотен запросов на уточнение, предоставление дополнительных документов, в особенности по НДС. Может быть организовано несколько десятков камеральных и выездных проверок в месяц с запросом непредсказуемого объема документов, что фактически парализует деятельность компаний", - указал в докладе Титов.

Инновационный бизнес в Сан-Марино, в случае успешной регистрации, получает освобождение от налогов на старте и вид на жительство для владельца и сотрудников. Узнайте, как выполнить все условия, чтобы воспользоваться уникальными преимуществами.

Юрисдикция Сан-Марино для бизнеса

Сан-Марино – микрогосударство, расположенное в Европе на Апеннинах и окруженное со всех сторон итальянскими территориями. Страна не входит ни в Шенген, ни в ЕС, однако имеет открытые границы с Италией.

Поэтому для иностранцев, обладающих правом въезда в Шенгенскую зону, нет преград для посещения Сан-Марино. Что касается не нахождения юрисдикции в состав ЕС, то для бизнеса это не будет существенной преградой, поскольку страна входит в таможенную зону ЕС, заключила более сотни международных соглашений о сотрудничестве.

Стартап Сан-Марино

На территории Сан-Марино официально действует евро, хорошо развита финансовая сфера. По уровню ВВП на душу населения – входит в 10-ку богатейших стран мира.

Для инновационного бизнеса в Сан-Марино правительство предусмотрело еще более выгодные условия – вплоть до освобождения от налогов. Но статус инновационного предпринимательства присваивается не всем.

Понятие инновационного бизнеса

Критерии определения компаний как высокотехнологичных, инновационных (ст. 3 Законодательного Декрета от 04.02.2019 № 25):

Компаниям, которые соответствуют всем указанным критериям, присваивается статус инновационной, выдается соответствующий сертификат и предоставляется доступ к льготам.

Если в какой-то момент компания перестает удовлетворять хоть одному из перечисленных выше требований, тогда регулятор дает 30 дней для приведения дел в порядок. Иначе компания теряет статус высокотехнологичной компании и лишится права на льготы. В 30-ти дневный срок после получения уведомления о лишении данного статуса компания должна будет обдумать план по добровольной ликвидации.

Классификация инновационных компаний Сан-Марино

Высокотехнологичные компании в Сан-Марино классифицируются следующим образом:

  1. Стартап первого уровня (SUT I);
  2. Стартап второго уровня (SUT II);
  3. Высокотехнологичное общество (SAT).

SUT I должен отвечать следующим требованиям:

  1. Новосозданная компания (регистрация до 12 месяцев) в Сан-Марино.
  2. Соответствие критериям инновационной компании.


Статус стартапа первого уровня предоставляется на три года с момента регистрации в Реестре.

SUT II – это компании в Сан-Марино, отвечающие одному из следующих требований:


Статус технологического стартапа второго уровня дается на четыре года.

Стартапы первого и второго уровня в Сан-Марино должны соответствовать следующим условиям:

  1. Размер уставного капитала:
    1. для SUT I не менее 1,00 евро за акцию;
    2. для SUT II не менее 10 000 евро.
    1. половина акционерного капитала должна быть оплачена в течение 60 дней с момента приобретения статуса SUT I или SUT II;
    2. оставшаяся половина акционерного капитала должна быть оплачена в течение 3 лет с момента приобретения статуса.

    Присвоение статуса стартапа первого и второго уровня определяет:

    • Освобождение от уплаты лицензионного сбора.
    • Уплату регистрационного налога по всем корпоративным сделкам в фиксированной сумме, равной 70 евро.

    Высокотехнологическое общество (SAT) – это компания в Сан-Марино, соответствующая одному из следующих требований:

    1. Общество с ограниченной ответственностью (SRL), учрежденное в Сан-Марино, которое исчерпало срок пребывания в статусе SUT II.
    2. Высокотехнологичная компания, чей УК в размере не менее 50% принадлежит юридическим лицам (в том числе и иностранным), имеющим следующие характеристики:
    • численность работающих не менее 50 человек;
    • оборот или годовой баланс превышает EUR 10 млн.

    Общие требования к SAT:

    1. Размер УК не менее EUR 20 000;
    2. Взносы в УК должны быть сделаны наличными следующими способами:
    • половина акционерного капитала должна быть оплачена в течение 60 дней с момента приобретения статуса Высокотехнологичного общества (SAT);
    • оставшаяся половина акционерного капитала должна быть оплачена в течение 3 лет с момента приобретения такого статуса.

    Возможности стартапов в Сан-Марино:

    • возможность приема на работу сотрудников по срочному трудовому договору до 36 месяцев и максимум 8 сотрудников (даже за пределами ЕС);
    • возможность нанять сотрудников проекта на срок до 18 месяцев и максимум на 24 контракта;
    • специальный вид на жительство для сотрудников или сотрудников высокотехнологичной компании (включая членов семьи);
    • вид на жительство Сан-Марино для директоров и сотрудников-акционеров.

    Льготы и преимущества для инновационного бизнеса в Сан-Марино

    Налоговые льготы

    1. SUT I освобождены от налога на прибыль (на 3 года).
    2. SUT II платят налог на прибыль по ставке 4% (на протяжении 4-х лет).
    3. SAT платят налог на прибыль по ставке 8% (в первые 5 лет).
    1. в SUT I:
      1. 60% взносов для юрлиц (максимум EUR 2 млн);
      2. 80% взносов для физлиц (максимум EUR 1 млн).
      1. 30% взносов для юрлиц (максимум EUR 2 млн);
      2. 60% взносов для физлиц (максимум EUR 1 млн).
      1. 15% взносов для юрлиц (максимум EUR 2 млн);
      2. 20% взносов для физлиц (максимум EUR 1 млн).

      Указанные льготы применяются к внесенным денежным взносам по статье уставного капитала и резерва эмиссионного дохода акций или квот крупных высокотехнологичных компаний или SRL, которые инвестируют в основном в инновационные компании. Право на льготы теряет силу, если в течение двух лет с даты, в которой признается инвестиция, происходит (даже частичная) продажа долевых инвестиций в инновационные компании.

      Освобождение от прироста капитала на 100%, если в течение 2 лет они реинвестируются в SUT или SAT или без реинвестирования, на 50%.


      Важно: Проконсультируйтесь с нашими экспертами по другим вопросам освобождения от налогов в Сан-Марино и других льгот для инновационных компаний и их акционеров. Также мы поможем открыть вашей компании банковский счет — для бесплатного подбора переходите по ссылке.

      Иммиграционные льготы в Сан-Марино

      Сотрудникам высокотехнологичных компаний предоставляется ВНЖ в Сан-Марино сроком на 1 года с возможностью ежегодного продления. Кроме этого могут претендовать на законный приезд и получение ВНЖ члены их семей:

      • супруг(а);
      • законный, родной, признанный или приемный ребенок в возрасте до 25 лет, при условии что он не состоит в браке, и если другой родитель (если он известен) дал свое согласие или такое согласие было выражено судебным органом;
      • законный, родной, признанный или усыновленный совершеннолетний ребенок, находящийся на его иждивении, если он не в состоянии обеспечивать себя из-за инвалидности.

      Иностранцы, претендующие на воссоединение с семьей и получение ВНЖ Сан-Марино, должны иметь:

      1. Адекватное по площади жилье для себя и членов семьи, для которых намерены просить воссоединение.
      2. Годовой доход, достаточный для содержания себя и членов семьи, для которых предназначен запрос на воссоединение. Доход не может быть меньше 18 000 евро для обладателя разрешения, к которому необходимо добавить 6 000 евро за каждого члена семьи, находящегося на иждивении.

      Постоянный вид на жительство в Сан-Марино по деловым причинам может быть предоставлен иностранцу, который владеет не менее 25% высокотехнологичной компании или является единственным директором/председателем правления директората.

      Специальный вид на жительство в Сан-Марино, выданный несовершеннолетним иностранцам, позволяет им претендовать на зачисление на учебные курсы или курсы повышения квалификации.

      Как получить статус инновационного бизнеса в Сан-Марино

      Чтобы получить статус инновационной компании в Сан-Марино и воспользоваться налоговыми льготами, иммиграционными возможностями для их владельцев и сотрудников, обратитесь к нашим экспертам за консультацией. На платной основе мы проконсультируем вас обо всех нюансах, связанных с регистрацией стартапов в Сан-Марино. Поможем собрать пакет документов и заполнить необходимые формы.

      Что потребуется для регистрации стартапа в Сан-Марино

      1. Подготовить описание деятельности стартапа, бизнес-план.
      2. Зарегистрировать компанию в форме ООО (SRL).
      3. Наполнить по правилам УК.
      4. Подать заявление регулятору на внесение компании в специальный Реестр стартапов, оплатить регистрационный взнос.

      По всем вопросам связывайтесь с нашими экспертами, направив обращение по почте info@offshore-pro.info или воспользовавшись онлайн-сервисами, доступными на нашем портале.

      Какие налоговые льготы имеют стартапы в Сан-Марино?

      В течение первых трех лет после регистрации в реестре стартапов компании освобождаются от налога на прибыль, а участники, сделавшие значительный вклад в уставной капитал, получают и другие налоговые льготы. Затем в последующие 4 года прибыль стартапов облагается по льготной ставке налога – 4%. В последующие 5 лет инновационные компании уплачивают налог на прибыль по ставке 8%. При этом общая ставка налога на прибыль в стране без льгот составляет 17%.

      Какие условия ВНЖ в Сан-Марино для владельцев и сотрудников инновационных компаний?

      Сотрудники инновационных компаний (стартапов) в Сан-Марино (члены их семей) получают специальный ВНЖ сроком действия на год. Есть возможность ежегодного продления. Для основного бенефициара и директоров предусмотрена возможность получить сразу ПМЖ в Сан-Марино.

      Какие компании считаются инновационными в Сан-Марино?

      Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

      Налоговые льготыКомментарии министра финансовКомплекс мер по поддержке отечественной экономики Австрийская Республика инициирует налоговые реформы, направленные на предоставление льгот различным слоям населения. Налоговые льготы…

      11 октября 2021 года в своей бюджетной речи, министр финансов Мальты, Клайд Каруана, обозначил главные тезисы по плану на 2022 год, которые в основном ориентированы…

      Льготная налоговая политикаСниженные ставкиПоддержка населения Минфин КНДР объявил о пролонгации льготной политики, касающейся налога на содержание и строительство городов. Также продолжат действовать некоторые…

      Снижение фискальных платежей и общих эксплуатационных расходов компании – основное преимущество оффшорных юрисдикций. Множеству международных финансовых центров удалось сохранить свое право вести закрытые реестры бенефициарных…

      Индивидуальный инвестиционный счет не имеет аналога по соотношению уровня доходности и риска, а его функционал не ограничивает работать с такими финансовыми инструментами, как облигации, акции…

      Споры по налоговым льготам, рассматриваемых в деле по Apple и Ирландии, заставляют государства защищать свой налоговый суверенитет с удвоенной силой. В суде ЕС в Люксембурге…

      Правительством РФ 07 июля 2011 года одобрены
      Основные направления
      налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

      1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности

      Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, для модернизации, то есть для инвестиций в новые технологии. Также налоговая система не должна создавать препятствий для предложения инноваций - деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда. При этом целесообразно говорить не о новых налоговых льготах, а о корректировке механизма налогообложения, настройке налоговой системы с учетом современных вызовов, а также потребностей инновационных предприятий. Речь идет об уточнении налогообложения сделок с интеллектуальной собственностью и некоторыми видами имущества, упрощении процедур администрирования налогов, в том числе при экспорте, изменении подходов к налоговому администрированию в целом. Часть мероприятий будет реализована в ближайшей перспективе, часть - запланирована к реализации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

      В последние годы налоговая политика в Российской Федерации последовательно двигалась в указанном направлении. В результате, законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР). Ниже приведен лишь краткий перечень мер поддержки, принятых в последние годы:

      - сокращен до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

      - отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата. Ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу налога на прибыль организаций;

      - увеличен до 1,5% от выручки (втрое по сравнению с действовавшим ранее) норматив расходов на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов;

      - введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено; при этом утвержден перечень из более чем 120-ти направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом;

      - введена возможность ускоренной амортизации основных средств с помощью "амортизационной премии" - немедленного списания на расходы до 10% (30% - для 3 - 7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств;

      - предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования;

      - разрешен перенос убытков на будущее для организаций, применяющих общий и специальные налоговые режимы;

      - установлены льготные условия деятельности для фондов целевого капитала, созданных с целью финансирования деятельности некоммерческих организаций;

      - действуют льготы по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу и страховым взносам для резидентов особых экономических зон;

      - существует возможность применения инвестиционного налогового кредита, в том числе при проведении НИОКР, технического перевооружения, осуществлении внедренческой или инновационной деятельности;

      - расширены условия для принятия в расходы затрат на профессиональную подготовку и переподготовку работников;

      - освобождена от НДС передача исключительных прав и прав на основе лицензионного договора на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау;

      - освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации;

      - сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве;

      - введена возможность возмещения НДС в заявительном порядке (до завершения камеральной налоговой проверки) для крупнейших налогоплательщиков либо при представлении банковской гарантии.

      При подготовке системы мер, направленных на поддержку инновационной деятельности в экономике, был проведен анализ основных инструментов налоговой поддержки спроса и предложения инноваций, используемых в развитых государствах с инновационным сектором экономики. Результаты такого анализа показали, что основные инструменты поддержки в странах с развитой экономикой включают в себя следующие:

      - вычет с повышающим коэффициентом расходов на НИОКР и аналогичных расходов из базы корпоративного налога на прибыль;

      - предоставление налогового кредита на сумму затрат на проведенные НИОКР ; при этом различают абсолютный налоговый кредит, который представляет собой вычет полной суммы осуществленных затрат на НИОКР из суммы налога на прибыль, а также приростной налоговый кредит, который связан с вычетом из суммы налога на прибыль по итогам года не всей суммы затрат на НИОКР, а лишь ее прироста по сравнению с некоторым базовым периодом;

      Понятие "налоговый кредит" в зарубежной практике отличается от понятия "инвестиционный налоговый кредит", применяющегося в российском законодательстве о налогах и сборах. В отличие от России налоговым кредитом в большинстве зарубежных стран признается вычет определенной суммы из суммы налога к уплате без обязательства впоследствии выплатить эту сумму в бюджет.

      - ускоренная амортизация (вплоть до немедленного списания и включения в текущие расходы) для отдельных видов оборудования, используемых в инновационной деятельности;

      - перенос убытков в прошлое и в будущее для всех налогоплательщиков или отдельных инновационных компаний;

      - освобождение от имущественных налогов инновационных компаний или отдельных видов имущества, используемых для проведения НИОКР;

      - налоговые каникулы по налогу на прибыль и (или) социальным платежам для отдельных налогоплательщиков (по деятельности, связанной с НИОКР, либо для компаний, осуществляющих НИОКР);

      - инвестиционные налоговые кредиты (отсрочка уплаты налога на прибыль на сумму осуществленных инвестиций) для инвестиций в высокотехнологичное оборудование.

      Все эти инструменты в той или иной степени используются в России. Однако для эффективного применения этих инструментов необходима развитая система идентификации - как налогоплательщиков (с точки зрения осуществляемой ими деятельности), так и отдельных видов расходов (с точки зрения их приоритетности для применения налоговых льгот). В отсутствие эффективно функционирующей системы идентификации по этим направлениям возможны как дискредитация самой идеи налоговой поддержки применения инноваций (поскольку применяемые инструменты не приведут к желаемому результату), так и к массовым злоупотреблениям, связанным с применением льгот и преференций налогоплательщиками, для которых они изначально не были предназначены.

      С учетом проведенного анализа поддержка инноваций в России с помощью инструментов налоговой политики должна быть реализована по двум направлениям:

      во-первых, необходима поддержка спроса на инновации (создание стимулов для предприятий к модернизации и потреблению инноваций и научных разработок);

      во-вторых, необходима поддержка предложения инноваций (создание стимулов для эффективной деятельности предприятий, формирующих предложение инновационной продукции).

      При этом целью налоговой политики должно стать устранение имеющихся препятствий для модернизации и инновационной деятельности, как с точки зрения величины налоговых обязательств, так и сложности их исполнения.

      Одновременно элементом налоговой политики должно стать регулярное проведение анализа ранее установленных стимулирующих налоговых льгот, а также оценки эффективности их действия, что позволит принимать решения об их продлении или отмене.

      Для достижения поставленной цели предлагается реализовать набор мер по следующим основным направлениям:

      Аннотация. В данной работе автор обосновывает актуальность развития экономики за счёт активизации инновационной деятельности. Рассматриваются механизмы гос у дарственного стимулирования инновационных предприятий в развитых и развивающихся странах мира.

      Ключевые слова: налоговые льготы, инновационная деятельность, налоговый кредит, метод ускоренной амортизации, корпоративный подоходный налог.

      В условиях финансового кризиса ос о бый интерес проявляется к эффективному использованию налоговых стимулов для инновационной деятельности (R&D). Во-первых, финансовый кризис принуждает многи е государств а проводить жесткие фискальные меры. Другая причина закл ю чается в том, что падение экономической активности еще больш е заставляет акце н т ироваться на необходимости поиска н о вых источников для развития .

      Система налоговых льгот для иннов а ционной деятельности широко использ у ется в странах с развитой экономикой, т а кие страны как США и Япония являются одними из передовых в этой области. К а ждая страна , использующ ая механизм н а логовых льгот имеет свою отличительную черту, а также свою особенность.

      На сегодняшний день все развитые и развивающие страны более и менее и с пользуют налоговы е льгот ы для иннов а ционной деятельности, поэтому в совр е менных условиях возрастает вопрос о б эффективности их использования.

      Инновационные налоговые льготы я в ляются одним из самых популярных инс т рументов инновационной политики. По сути, они уменьшают сумму налог а для предприятий , которые имеют расходы на инновационную деятельность и для ко м паний, которые имеют доход от комме р циализации прав интеллектуальной собс т венности.

      В результате про вед ё нных научных исследований, можно констатировать, что в некоторых странах, имеется сильная тенденция на поддержку инновационной деятельности. Имеется ряд доказательств, что влияние налоговых льгот для новых предприятий сказывается гораздо сильнее , чем на старые предприятия. Из этого мо ж но сделать вывод о том , что налоговые льготы для инновационной деятельности более эффективны на ранних этапах сущ е ствования предприятия .

      Более подробно, описание разн о видностей налоговых льгот для инновац и онной деятельности можно увидеть в сл е дующем таблице.


      Рисунок 1. Специфические особенности налоговых льгот для

      Примечание: составлено автором самостоятельно

      Таблица 1 . Использование налоговых льгот для инновационной деятельности в странах мира

      Необходимо отметить, что в США н а логовые расходы на научные исследования и опытно-конструкторские работы (Research and Experimental Development Tax Credit) использовались впервые в 1981 году Законом “О финансовых мер по ст а билизации экономики” (Economic Recovery Tax Act).

      Комплексный подход в расчете корп о ративного подоходного налога и формир о вание расходов в виде амортизационных отчислений обеспечивает основные н а правления эффективного использования налоговых льгот [2] .

      В зарубежных странах широко испол ь зуется ускоренная амортизация оборуд о вания как стимул для обновления осно в ных производственных фондов. Так, в США норма амортизации для оборудов а ния и приборов, используемых для Н И ОКР установлен в 5 лет, со сроком службы более 6 и менее10 лет. Кроме того, в пе р вые 2 года разрешается амортизировать до 64% его стоимости.

      Система ускоренной амортизации в о т дельных странах рас с читан на стимулир о вани е технологии ресурсосбережения. Так в Японии эта система введена для комп а ний, применяющих энергосберегающее оборудование, а также содействует эффе к тивному использованию ресурсов и не з а гр я зняет окружающую среду. Применяю т ся различные нормы ускоренной аморт и зации – от 10 до 50%. Но на практике с а мая распространенная ставка составляет в среднем 15-18% [3] .

      В Германии допускается норма аморт и зации для оборудований , которые испол ь зу ю тся в научных исследованиях и опы т но-конструкторских работах и устан а вл и вается в размере 40% в первый год слу ж бы.

      Мировой опыт применения инновац и онных налоговых кредитов показывает, что происходит постепенный переход от прямого государственного финансиров а ния инновационной деятельности пре д приятий к непрямым методам их стимул и рования. Это в свою очередь, требует пр и менения новых и усовершенствования с у ществующих механизмов налогового ст и мулирования инноваций .

      3. Workman Bob H. The Amortization Book. – United Financial Publishers, 2010. – 172 p.

      4. Инновации – фактор экономического роста / П.Г. Никитенко, А.В. Марков, И.И. Сержинский, В.А. Колотухин; Под ред. П.Г. Никитенко. – Минск: НО ООО “БИП-С”, 2003. – 85 с.

      FEATURES OF TAX BENEFITS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES

      H.T. Abdurakhmonov, associate professor

      Tashkent financial institute

      Abstract. In this paper, the author justifies the relevance of economic development through the activation of innovation. Mechanisms of state stimulation of innovative enterprises in developed and developing countries of the world are considered.

      Keywords: tax incentives, innovative activity, tax credit, accelerated depreciation method, corporate income tax.

      Читайте также: