Налоговые каникулы по ндпи

Обновлено: 30.06.2024

До конца 2023 года некоторые ИП имеют право не платить налоги. Как разобраться, входите ли вы в их число, рассказываем подробно в статье.

Что такое налоговые каникулы

Это срок, в течение которого новые предприниматели могут не платить налоги. Такая возможность для бизнеса появилась в 2015 г. и должна была завершиться к 2021 г. В конце 2020 г. эту льготу продлили до 2024 г.

Важно. Налоговый кодекс не вводит каникулы напрямую. Он лишь даёт право субъектам федерации установить нулевую ставку для предпринимателей, которые работают на территории региона. Поэтому ИП вправе не платить налог, только если в их субъекте принят закон об этом.

Сейчас из 85 регионов большинство уже продлили срок каникул до 2024 года. Но 17 регионов, включая Москву — ещё нет. В Московской области предпринимателей освободили от налогов до конца 2021 года, а в Магаданской области льгота распространяется всего на один налоговый режим.

Сколько длятся налоговые каникулы для ИП

Рассчитывать налог по ставке 0% можно в течение 2 отчётных периодов подряд с даты регистрации предпринимателя. Разрывать их нельзя.

  • Отчётный период на упрощённой системе — год. То есть налог можно не платить до конца второго календарного года.
  • Отчётный период на патентной системе — от месяца до 1 года в зависимости от того, на какой срок предприниматель оформил патент. То есть налоговые каникулы длятся от 2 месяцев до 2 лет.

Важно. Отсчёт льготного периода начинается с момента регистрации ИП.
Например, Сергей получил статус предпринимателя в декабре 2020 г., чтобы делать программное обеспечение. Он может не платить налог за последний месяц 2020 года и за 2021 год. Чтобы воспользоваться льготой по максимуму, Сергею надо было подождать до начала 2021 г.

На кого распространяются налоговые каникулы

Основные требования прописаны в статьях З46.20 и 346.50 Налогового кодекса.

Требование 1. Получить статус ИП после того, как региональные власти примут закон о каникулах

Если зарегистрироваться раньше, чем закон субъекта вступит в силу, то ИП не получит льготу, даже если фактически не работал. Однако если у вас был бизнес, который закрылся, а потом вы повторно получили статус ИП — то платить налоги по нулевой ставке можно.

Например, в 2010 г. Василий организовывал экскурсии, а в 2014 году закрыл своё дело. Через 3 года, после того как в его регионе вышел закон о налоговых каникулах, Василий снова оформил ИП и смог не платить налог.

Требование 2. Работать на патенте или на упрощённой системе налогообложения

Налоговые каникулы распространяются только на предпринимателей, которые применяют один из двух специальных режимов — ПСН или УСН.

Важно. Каникулы касаются только налогов по УСН и ПСН. Остальные налоги и платежи в бюджет вносить нужно: например, страховые взносы за себя и сотрудников, транспортный или земельный налоги.

Требование 3. Вести деятельность в определённых сферах

В Налоговом кодексе перечислены сферы, к которым применимы налоговые каникулы. Это производство, наука, гостиничный бизнес, бытовые и социальные услуги. Регионы сами выбирают, какие конкретно виды деятельности поддержать льготой.

Чтобы воспользоваться налоговыми каникулами, требуется не только работать в таких отраслях — необходимо, чтобы виды деятельности, которые зарегистрировал предприниматель, соответствовали кодам ОКВЭД для налоговых каникул. Доход от этой сферы должен быть не меньше 70% от всей выручки ИП.

Следует внимательно выбирать код ОКВЭД. Бывает, что сферы работы смежные, но одна подпадает под региональную налоговую льготу, а другая — нет.

Например, житель Башкирии собирается организовать мастерскую — ткать ковры и продавать их. На изготовление ковров в его регионе распространяются налоговые каникулы, а на продажу — нет. Чтобы не платить налог, при регистрации предпринимателю нужно указать основной деятельностью именно производство.

Если ИП работает в нескольких отраслях, и только для части из них действует льготный режим, нужно учитывать доходы раздельно.

Отрасли, которые подпадают под налоговые каникулы для малого бизнеса, совпадают во многих регионах. Например, могут не платить налог предприниматели, которые занимаются:

  • сельским хозяйством — во всех субъектах, продливших льготу;
  • уходом за детьми и больными — в большинстве регионов;
  • народными промыслами — почти в 60 регионах;
  • бизнесом в области спорта — больше чем в половине регионов;
  • экскурсиями — более чем в 30 регионах;
  • ремонтом компьютеров — почти в 30 регионах.

В некоторых субъектах есть специфический бизнес, который поддерживают власти. Например, в Республике Коми, Мордовии, Иркутской области нулевая ставка распространяется на изготовление и ремонт деревянных лодок на заказ.

Проверить, какие виды деятельности освобождаются от налога в вашем регионе, можно в таблице.

Требование 4. Соблюдать ограничения по количеству наёмных сотрудников

Эти ограничения определяются в законе субъекта федерации. Например, в Кемеровской области ограничение и на патенте, и на УСН — 10 сотрудников, а в Астраханской, Калужской и Самарской областях для обоих налоговых режимов — 5 сотрудников.

Некоторые регионы устанавливают и минимальное количество работников. В Карачаево-Черкесии налог можно не платить, если ИП на упрощённой системе трудоустроил хотя бы 2 человек. В Брянской области в первом отчётном периоде у ИП на УНС сотрудников должно быть не меньше 3 и не больше 20, во втором — от 3 до 50 человек.

Требование 5. Не превышать предельный доход

Регионы определяют предельный доход:

  • как конкретную сумму. К примеру, в Бурятии для ИП на УСН и патент действует одинаковое ограничение годового дохода — 6 млн рублей. В Карачаево-Черкесии и Удмуртии лимит больше — до 30 млн рублей. Предельная сумма дохода может зависеть от налогового режима, как в Саратовской области. Там для предпринимателя на УСН максимальная выручка в год не должна превышать 36 млн рублей, на ПСН — всего 1 млн рублей. На размер дохода может влиять отчётный период. В частности, чтобы воспользоваться каникулами в Магадане, предприниматель на упрощёнке в первый год должен заработать не более 15 млн рублей, а во второй — не более 30 млн рублей.
  • как величина, кратная доходу из Налогового кодекса. Например, в Карелии, чтобы ИП на упрощённой системе не платил налог, его доход должен быть меньше 1/10 от максимальной выручки предпринимателя на УСН, то есть меньше 20 млн рублей. В Марий Эл максимальный доход, указанный в Налоговом кодексе, сокращается для обоих спецрежимов в 4 раза. Значит, на УСН налог можно не платить при доходе до 50 млн рублей, на ПСН — при доходе до 15 млн рублей.

Требование 6. Платить зарплату в установленном размере

Региональные власти могут устанавливать требования по средней зарплате сотрудников ИП. Например:

  • в Алтайском крае зарплата работника должна быть больше прожиточного минимума для трудоспособного населения;
  • в Чувашии — от 2 МРОТ;
  • в Томской области у сотрудников ИП на УСН зарплата должна быть не меньше 3 МРОТ. Если предприниматель применяет ПСН, то сотрудники должны зарабатывать не меньше 2 МРОТ.

Как оформить налоговые каникулы — по шагам

  1. Убедиться, что в регионе действует закон о налоговых каникулах.
  2. Посмотреть в этом законе, какие виды деятельности подпадают под льготу. Это нужно не только чтобы понять, распространяются ли каникулы на ваш бизнес, но и чтобы при регистрации статуса ИП указать правильный код ОКВЭД.
  3. Зарегистрировать ИП. Как это сделать, читайте в нашей инструкции.
  4. Подать заявление о том, что вы будете применять упрощённый или патентный налоговый режим. Это лучше сделать в момент регистрации статуса предпринимателя или в течение 30 дней после. Иначе на спецрежим можно перейти только со следующего года.

В заявлении о переходе на ПСН на второй странице необходимо указать ставку — 0% и региональный закон, который освобождает от налогов.

Предпринимателю на УСН не нужно подавать отдельное заявление на налоговые каникулы. Он должен указать в ежегодной декларации, что налог считается по ставке 0%.

Если не знал о нулевой ставке и заплатил налог

В законе нет прямых указаний на этот счёт. Если патент куплен по обычной ставке, то вернуть переплату не получится. Но если предприниматель работает на УСН, бухгалтеры советуют подать уточнённую декларацию и указать в ней ставку налога 0%. Дополнительно потребуется приложить документы, которые доказывают право на налоговые каникулы. Тогда внесённый налог будет считаться переплатой, её можно зачесть в счёт других платежей или вернуть.

Что будет, если нарушить условия

Налоговая инспекция может проверить, выполнял ли ИП все условия. Если предприниматель не соблюдал их, например, уменьшил зарплаты сотрудникам ниже допустимого размера, то право на нулевую ставку он потеряет и налог пересчитают.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

Зачем нужен НДД

Идея перехода на налогообложение финансового результата для нефтяной отрасли не нова и активно обсуждалась на протяжении последних двадцати лет. Основной предпосылкой для разработки налога на дополнительный доход стало несовершенство российского налогового законодательства, основанного на изъятии значительной части выручки от добычи углеводородов через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (ЭП).

Эти платежи были введены взамен акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на фоне резкого повышения цен на нефть в начале и низкой собираемости налогов с нефтяной отрасли. Вместе с тем такой подход к налогообложению в условиях ухудшения структуры запасов и роста затрат на подъем нефти не отвечал вызовам по обеспечению системных мер поддержки разработки углеводородного сырья, в свете чего быстро превратился в лоскутное одеяло налоговых льгот для различных категорий проектов.

На первоначальном этапе с нефтяными компаниями обсуждалось введение НДД только в отношении новых и действующих месторождений, ограниченных территорией Западной Сибири, расположенных в ЯНАО (южнее 65º с.ш.), ХМАО, Коми, Тюменской области (см. и группы проектов на инфографике на стр. 53). Критерием для выбора проектов группы явилось ограничение по величине годовой добычи (15 млн т суммарно по всем пилотам), для группы — величина запасов (суммарно 150 млн т). Итоговый перечень пилотных проектов и групп формировался нефтяными компаниями самостоятельно и на сегодня включает 65 лицензионных участков.

Переход на НДД месторождений новых регионов нефтедобычи (север ЯНАО, НАО, Красноярский край, Республика Саха, Иркутская область, шельф Каспийского моря) был инициирован в рамках проработки идеи завершения так называемого налогового маневра, предполагающего обнуление экспортной пошлины на нефть и соответствующий рост НДПИ. Поскольку при завершении налогового маневра нефтяные компании потеряли бы существующую льготу по ЭП на нефть, которая предоставлялась до достижения IRR проекта 16,3%, экономика месторождений в новых регионах существенно бы ухудшилась. В периметр НДД были добавлены и группы участков с возможностью добровольного перехода на новый режим.

Если говорить о преимуществах НДД перед НДПИ, то в первую очередь он хорош тем, что взимается с финансового результата, а не с выручки и выплачивается только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной. Кроме того, новый налог способствует более справедливому распределению эффективности между государством и недропользователями: обеспечивает прогрессивное изъятие ренты для высокомаржинальных проектов и стимулирует на первоначальном этапе высокозатратные проекты, которые принесут доходы в бюджет позднее. Для таких проектов в начале разработки действуют льготные условия по НДПИ и ЭП, а сам НДД не взимается вплоть до выхода проекта на окупаемость.

Также НДД учитывает изменения экономических и геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения. По мере истощения месторождения снижается доход и, соответственно, размер налога. А высвобождение средств на первоначальном этапе разработки стимулирует инвестиции в новые эффективные технологии нефтедобычи и геологоразведку, что в конечном итоге приведет к увеличению среднего проектного коэффициента извлечения нефти и восполнению минерально-сырьевой базы.

Адаптационный период

Безусловно, анализ одного года применения НДД не может показать объективную картину и однозначно подтвердить эффективность нового режима ни для недропользователей, ни для государства. Однако первые результаты от изменения налогового законодательства уже видны.

Согласившись на участие в налоговом эксперименте, нефтяные компании приступили к адаптации корпоративных бизнес-процессов к введению нового налога. Ранее формирование финансового результата в разрезе лицензионных участков не требовалось для целей налоговых расчетов. Поэтому организация раздельного учета доходов и расходов по участкам, перешедшим на НДД, стала серьезным вызовом, связанным со значительной донастройкой учетных систем и документооборота для корректного расчета налога.

Помимо учетных операций перед бизнесом встал вопрос по оптимизации имеющейся схемы разработки пилотных проектов: компаниям необходимо было понять, действительно ли новый фискальный режим повышает эффективность разработки запасов, а также продемонстрировать обеспечение бюджетной эффективности для государства.

Установление льготного периода по уплате НДПИ, ЭП и НДД для гринфилдов позволило ускорить сроки запуска таких месторождений в эксплуатацию. Для браунфилдов потребовалось пересмотреть производственную программу, чтобы повысить интенсивность эксплуатационного бурения и максимально быстро получить дополнительную добычу за счет вовлечения в разработку новых запасов, ранее нерентабельных в общем налоговом режиме. Кроме того, введение НДД стимулирует инвестиции в инновации, а значит, зрелые месторождения могут стать площадками для апробирования новых технологий и методов повышения нефтеотдачи в целях поддержания базовой добычи и повышения коэффициента извлечения нефти. Подготовка таких площадок уже началась.

Для нефтяных месторождений с запасами газа потребовалась оптимизация порядка разработки данных запасов ввиду принятой методологии расчета НДД. Она не позволяет так же эффективно разрабатывать газ в этом режиме, как в действующей системе. Это связано с тем, что фактические расходы на освоение запасов газа не учитываются при расчете минимального НДД. Следовательно, налог по своей сути уплачивается с полученной выручки по газу, а не с прибыли. При этом снижение ставки НДПИ на газ в режиме НДД не предусмотрено.

Первые результаты

Если перейти к результатам 2019 года в цифрах, то суммарно дополнительные инвестиции компаний в освоение пилотных месторождений составили свыше 100 млрд рублей. Большая часть этой суммы относится к активизации разработки гринфилдов в новых регионах добычи, работа которых ранее стимулировалась за счет льгот по экспортной пошлине.

Налоговая нагрузка оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности компаний нефтяной отрасли. А значит, от уровня ее сбалансированности, стабильности и дифференциации для различных категорий проектов зависят дальнейшие перспективы развития отрасли. Режим НДД, по нашему мнению, может рассматриваться в качестве целевого образа налоговой системы нефтяной отрасли, основанного на налогообложении прибыли. Мы надеемся, что в рамках доработки налогового режима и его дальнейшего тиражирования отрасль и правительство придут к компромиссному решению, которое окажется эффективным как для бизнеса, так и для бюджета.

Таким образом, приведенные результаты прошедшего года демонстрируют первые позитивные итоги применения НДД. Новые налоговые условия послужили толчком для наращивания инвестиционной активности на проектах и обеспечили прирост добычи нефти на них относительно 2018 года. То есть дополнительная ценность от изменения налогового законодательства как для бизнеса, так и для государства приобретает вполне ощутимые финансовые перспективы.



Итоги мониторинга

Результаты первого года применения НДД оценили не только сами нефтяные компании, но и ключевые министерства. Минэнерго России посчитало итоги работы отрасли в новом режиме положительными. По оценкам ведомства, в 2019 году общий объем добычи нефти на пилотных участках увеличился примерно на 2,9 млн т. На ряде месторождений Западной Сибири добыча нефти увеличилась более чем на 10%. Оценки Минфина России касались подсчета бюджетного эффекта от изменений законодательства. Результат оценен в 213 млрд руб. выпадающих доходов, большая часть которых относится к пилотам и групп. Сама методика оценки основана на сравнении разницы в ключевых налоговых поступлениях (НДПИ, НДД, ЭП) без учета роста добычи до и после введения режима НДД, что, безусловно, вызывает вопросы у бизнеса и экспертов.

Стоит понимать, что итоги одного года не могут служить достоверной оценкой и не отражают действительного эффекта от перехода на НДД. Для более корректной оценки эффективности налога с позиции его влияния на бюджет и развитие нефтяной и смежных отраслей экономики требуется гораздо больше времени, учитывая длительность инвестиционного цикла в нефтедобыче. На стадии разработки концепции НДД обсуждался вопрос мониторинга его эффективности по истечении пятилетнего эксперимента и при условии стабильности параметров налогового режима. Этот же срок наиболее приемлем и для оценки бюджетной эффективности НДД.

В процессе тестирования нового налогового режима важно выработать совместно с бизнес-сообществом критерии бюджетной оценки эксперимента. Во-первых, определиться с базисом для сравнения налоговых поступлений. Сравнение должно осуществляться на основании фактической добычи нефти за периоды до введения НДД или с учетом прогнозных данных развития проектов в общей налоговой системе. То есть важно понимать, будут ли учтены фискальные поступления от дополнительно добытой нефти в связи с переводом месторождения на НДД. Во-вторых, необходимо определить источники доходов бюджета. Должны учитываться только нефтегазовые доходы (НДПИ и ЭП) или все федеральные и региональные налоги и платежи (НДПИ, ЭП, НДД, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ, страховые взносы), а также возврат доходности через дивиденды государственных компаний. В-третьих, оценка выпадающих доходов бюджета должна учитывать эффект от ранее действовавших льгот, которые были заменены НДД. Главным образом речь идет о применении льготы по ЭП на нефть, которая бы действовала для проектов и групп в общем налоговом режиме.

По мнению нефтяных компаний, при сохранении действующих параметров НДД и комплексной оценке бюджетного эффекта дополнительные фискальные поступления составят порядка 180 млрд руб. в первые пять лет функционирования нового налогового режима. Данный эффект может быть также увеличен, если расширить периметр применения для проектов и групп.

Первые шаги в направлении расширения периметра НДД уже сделаны в начале 2020 года. В рамках стимулирования освоения месторождений Арктической зоны РФ была добавлена группа — участки севера Красноярского края, ЧАО и Республики Саха. Видятся целесообразными продолжение налогового эксперимента и планомерное расширение сферы применения НДД на новые категории запасов и регионы нефтедобычи.

Сейчас ведется активный диалог бизнеса и профильных министерств касательно пересмотра периметра и методологии НДД. Так, с 2021 года запланировано дальнейшее расширение перечня пилотных проектов и групп за счет включения выработанных месторождений и месторождений Северного Кавказа, Оренбургской, Самарской и Сахалинской областей. Дополнительно Минфином России предложена корректировка механизма расчета НДД. В частности, уточнен порядок использования убытков и коэффициент его индексации, понижен уровень предельных учитываемых расходов (с 9520 до 7140 руб./т на года и 8600 руб./т с 2024 года). Кроме того, анонсировано повышение ставки НДПИ на нефть для ряда проектов группы.

Хочется надеяться, что НДД оправдает возложенные на него ожидания по обеспечению стабильных налоговых условий для устойчивого функционирования отрасли, а также дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме того, нефтяные компании ожидают, что результаты мониторинга налогового эксперимента подтвердят необходимость закрепления НДД основным целевым налоговым инструментом для отрасли и дальнейшего его тиражирования. Это возможно только при взаимном учете интересов государства и бизнеса и объединении усилий в направлении совершенствования налогового законодательства.

Механизм расчета НДД


НДД взимается по ставке 50% с операционного денежного потока от добычи углеводородов на участке недр — с дохода за вычетом экспортной пошлины, расходов на транспортировку, фактических капитальных и операционных расходов.

С целью недопущения раздувания затрат предусмотрен расчет минимального НДД исходя из лимита фактических расходов (за исключением налогов): 7140 руб./т до 2020 года и 9520 руб./т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога. В режиме НДД сохранен НДПИ, но в пониженном размере: в среднем на 60% ниже общеустановленных значений.

Для гринфилдов дополнительно предусмотрены льготы по НДПИ (коэффициент Кг) и ЭП (нулевая ставка), а также отсутствие минимального НДД, то есть отсутствие лимитирования фактических расходов в течение льготного периода.

7 октября 2020 г. Закон был одобрен Советом Федерации. 15 октября 2020 г. Закон был подписан Президентом РФ.

Корректировка льгот в отношении выработанных месторождений

Закон отменяет действие налоговой льготы, установленной пунктом 2 статьи 342.5 НК РФ, в части расчета коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов (Кв). В связи с этим данный коэффициент соответственно исключается из расчета показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм). 2

В качестве компенсационной меры для выработанных месторождений Закон предоставляет право налогоплательщику применить налоговый вычет (НВВЗ) в отношении участков недр, степень выработанности которых больше или равна 0.8.

Величина НВВЗ определяется как произведение фиксированного коэффициента 0.2 и суммы налога, исчисленного за налоговый период. По общему правилу данный вычет применяется с 1 января 2024 г. 3 (для участков недр, расположенных полностью или частично в Охотском море, - с 1 января 2021 г.).

Дополнительно Законом открыта возможность перевода выработанных месторождений на режим уплаты НДД.

Так, третью группу участков недр предлагается расширить участками, историческая степень выработанности запасов которых больше или равна 0.8 4 (с 1 января 2021 г.). Для перехода на режим НДД налогоплательщику необходимо предоставить в налоговых орган уведомление в произвольной форме о реализации права на исполнение обязанностей налогоплательщика по НДД в отношении такого участка недр.

При этом историческая степень выработанности запасов рассчитывается по формуле:

N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующему году налогового периода;

V – сумма извлекаемых запасов нефти всех категорий на 1 января 2006 года и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

Корректировка льгот в отношении добычи сверхвязкой нефти

Закон исключает возможность применения (1) коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), (2) КК, а также (3) коэффициента, характеризующего регион добычи и свойства нефти (ККАН), в размере 0 при добыче сверхвязкой нефти. 5

Кроме этого, Закон исключает из расчета Дм коэффициент, характеризующий добычу сверхвязкой нефти (СВН). 6

При этом в качестве точечной компенсационной меры при расчете НДПИ за соответствующий налоговый период (календарный месяц) Законом устанавливается возможность применения НВВЗ в размере 1 000 млн. рублей для каждого лицензионного участка, если налогоплательщик несет расходы, связанные, среди прочего, с добычей сверхвязкой нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Татарстана, а также при соблюдении следующих условий:

  • лицензия на право пользование выдана до 1 января 2016 г.;
  • НИЗ каждого из участков недр равны 2 500 млн. тонн или более по состоянию на 1 января 2016 г.

Указанный вычет применяется с января 2021 г. до налогового периода, в котором сумма налоговых вычетов превысила 36 000 млн. рублей. 7

Корректировка ключевых параметров исчисления НДД

В целях повышения эффективности взимания НДД и НДПИ, компенсации недополученных доходов федерального бюджета от введения НДД, а также избежания в будущем выпадающих доходов бюджета Законом предусмотрены:

1. Ограничение переноса убытков для налоговых периодов с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно: налоговая база по налогу за текущий отчетный период не может быть уменьшена на сумму исторических убытков более чем на 50%. 8

2. Снижение коэффициента индексации убытка с 1.163 до 1.07 при его переносе на будущее. 9 При этом для первой группы участков недр значение данного коэффициента устанавливается в размере 1.1.

3. Изменение значений коэффициента, характеризующего период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти (КГ).

Напомним, что данный коэффициент учитывается при исчислении суммы НДПИ в отношении участков недр, к которым применяется НДД. При этом повышение значения КГ ведет к увеличению суммы НДПИ.

Закон устанавливает значение Кг равное 1 для третьей группы участков.

Для второй группы недр (по которой, согласно заявлениям Минфина РФ, произошло наибольшее выпадение доходов бюджета) КГ повышен и принимает следующие значения:

  • 1 - в отношении участков недр второй группы, в отношении которых не применяется понижающий коэффициент ККАНКАН=1 на 1 января 2021 г.);
  • 1.2 - в отношении участков недр, расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского АО, на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г.;
  • 1.95 - в отношении участков недр, расположенных в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого АО, на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г. 10

Повышение КГ для участков недр, расположенных в границах Ямало-Ненецкого АО, частично компенсируется налоговым вычетом в размере 1 000 млн. рублей при условии заключения налогоплательщиком соглашения об объеме добычи нефти и объеме инвестиций на указанных участках недр с компетентным федеральным органом исполнительной власти. Данный вычет применяется с января 2021 г. до налогового периода, в котором сумма налоговых вычетов превысила 36 000 млн рублей.

Для первой и второй группы уточняется, что КГ в размере 0.4 не применяется в отношении участков, для которых по состоянию на 1 января календарного года, начиная с которого в отношении соответствующего участка недр исчисляется НДД, истекло 5 последовательных календарных лет, непосредственно следующих за годом начала промышленной добычи нефти на таком участке. 11 В этом случае согласно текущей редакции НК РФ КГ будет принимать значения 0.8 (с 1 января по 31 декабря года, следующего за годом, в котором истекает 6 лет, следующих за годом начала промышленной добычи) и 1 (с 1 января года, следующего за годом, в котором истекает 7 лет, следующих за годом начала промышленной добычи).

Аналогично, КГ в размере 0.5 и 0.7 не применяется в отношении участков недр четвертой группы, для которых по состоянию на 1 января календарного года, начиная с которого в отношении соответствующего участка недр исчисляется НДД, истек 1 календарный год, следующий за календарным годом начала промышленной добычи нефти на таком участке. 12 Согласно текущей редакции НК РФ КГ в этом случае будет равен 1.

Для участков недр пятой группы (Арктика) продлевается срок применения понижающего коэффициента Кг в общей сложности до 20 лет. 13

4. Помимо того, что третья группа участков недр пополняется выработанными месторождениями, в данную группу предлагается включить участки недр, расположенные полностью или частично в границах Северо-Кавказского округа и Сахалинской области (за исключением морских месторождений).

Четвертая группа участков недр пополняется участками, расположенными севернее 65 градусов северной широты в Республике Коми, а также участками в Оренбургской и Самарской областях. При этом начальные извлекаемые запасы (НИЗ) для отнесения участка к четвертой группе должны составлять не менее 45 млн тонн 14 (текущая редакция НК РФ устанавливает НИЗ в размере не менее 30 млн тонн).

Вероятно, указанное расширение периметра НДД продиктовано, в том числе, отменой ряда ключевых льгот по НДД, как описано ранее.

Читайте также: