Налоговые доходы бюджета поселения

Обновлено: 18.05.2024

Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты городских и сельских поселений, муниципальных
районов и городских округов Хабаровского края от отдельных федеральных налогов и сборов,
в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами,
и региональных налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет *

(с изменениями на 29 сентября 2021 года)

Статья 1

1. Установить, что в бюджеты городских и сельских поселений Хабаровского края (далее - край), входящих в состав муниципальных районов края, зачисляются доходы от следующих налогов, взимаемых на территории соответствующих городских и сельских поселений края:

1) транспортного налога - по нормативу 50 процентов;

2) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, - по нормативу 27 процентов. (Пункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2010 года Законом Хабаровского края от 8 декабря 2010 года N 58 - см. предыдущую редакцию, с 1 января 2018 года Законом Хабаровского края от 27 сентября 2017 года N 278 - см. предыдущую редакцию).

2. Установить, что в бюджеты муниципальных районов края зачисляются доходы от следующих налогов:

1) транспортного налога, взимаемого:

а) на межселенных территориях - по нормативу 100 процентов;

б) на территории городских и сельских поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района края, - по нормативу 50 процентов. (Пункт изменен Законом Хабаровского края от 24 июля 2019 года N 440 - см. предыдущую редакцию).

2) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога:

а) на межселенных территориях - по нормативу 50 процентов;

б) на территории городских и сельских поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района края, - по нормативу 23 процента. (Пункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2010 года Законом Хабаровского края от 8 декабря 2010 года N 58 - см. предыдущую редакцию, с 1 января 2018 года Законом Хабаровского края от 27 сентября 2017 года N 278 - см. предыдущую редакцию, Законом Хабаровского края от 24 июля 2019 года N 440 - см. предыдущую редакцию).

3. Установить, что в бюджеты городских округов края зачисляются доходы от следующих налогов, взимаемых на территории соответствующих городских округов края:

1) транспортного налога - по нормативу 15 процентов; (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Хабаровского края от 25 сентября 2013 года N 301 - см. предыдущую редакцию, Законом Хабаровского края от 24 июля 2019 года N 440 - см. предыдущую редакцию).

2) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, - по нормативу 15 процентов. (Пункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2010 года Законом Хабаровского края от 8 декабря 2010 года N 58 - см. предыдущую редакцию, с 1 января 2014 года Законом Хабаровского края от 25 сентября 2013 года N 301 - см. предыдущую редакцию, с 1 января 2018 года Законом Хабаровского края от 27 сентября 2017 года N 278 - см. предыдущую редакцию, Законом Хабаровского края от 24 июля 2019 года N 440 - см. предыдущую редакцию).

3) налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей) - по нормативу 4,5 процента. (Пункт дополнительно включен с 1 января 2013 года Законом Хабаровского края от 26 сентября 2012 года N 217, изменен Законом Хабаровского края от 9 декабря 2020 года N 127 - см. предыдущую редакцию).

4) налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей (за исключением налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, уплачиваемой на основании налогового уведомления налогоплательщиками, для которых выполнено условие, предусмотренное абзацем четвертым пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации) - по нормативу 3,9 процента. (Пункт дополнительно включен Законом Хабаровского края от 9 декабря 2020 года N 127, изменен Законом Хабаровского края от 29 сентября 2021 года N 205 - см. предыдущую редакцию).

Статья 2

Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края
Ю.И.Оноприенко

В статье рассмотрены вопросы формирования бюджета сельского поселения. Определены источники доходов местных бюджетов сельской территории: местных налогов и сборов; отчислений из федеральных и региональных налогов и сборов; неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Проведено исследование структуры доходов бюджета муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области. Более 70% доходов бюджета муниципалитета формируется за счет межбюджетных трансфертов. Основными бюджетообразующим налоговым доходом является НДФЛ.


1. Гамова Е.Е., Закирова О.В. Финансовые основы местного самоуправления и основные направления развития финансовой самостоятельности муниципальных образований // Инновационное развитие экономики. – 2018. – № 3(45.) – С. 162-167.

2. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность муниципальных образований: ограничения и возможности // Финансы и кредит. – 2015. – № 35. – С. 12-24.

3. Пыленок А.И., Курочкина Е.Н., Пыленок А.П. Проблемные вопросы управления муниципальной экономикой на современном этапе // уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Рязань, 24-25 ноября 2016 г.) – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. – С. 1244-1249.

4. Родионова Е.В. Налоговые доходы местных бюджетов в развитии финансовой самостоятельности муниципальных образований // Вектор науки. – 2018. – № 8 (26). – С. 22-30.

Под местным бюджетом сельского поселения следует понимать бюджет местного образования, его формирование, утверждение и исполнение которое осуществляют органы местного самоуправления. При этом доходы местного бюджета формируются также за счет денежных средств, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке. Все средства местного бюджета сельской территории относятся к объектам муниципальной собственности. Таким образом, собственником бюджетных средств является сельское поселение, а органы власти управляют финансовыми ресурсами в пределах своей компетенции. Порядок формирования местных бюджетов сельской территории определен бюджетным кодексом РФ.

Доходы местных бюджетов сельской территории формируются в основном за счет следующих источников:

  • местных налогов и сборов;
  • отчислений из федеральных и региональных налогов и сборов;
  • неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

К местным налогам и сборам следует отнести налоги и сборы, которые устанавливают органы местного самоуправления самостоятельно с учетом федеральных законов. Конкретизируя высказанные положения, следует отметить, что к основным налоговым доходам сельского поселения относятся: земельный налог и налог на имущество, которые полностью зачисляются в бюджет сельского поселения; НДФЛ и ЕСХН, которые зачисляются в бюджет сельского поселения в размерах 10 и 30% соответственно.

Объектами налогообложения по земельным участкам являются земельные участки, которые расположены в пределах сельского поселения.

Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица, которые имеют в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие помещения.

Целью исследования является выявление особенностей формирования бюджета сельских поселений в условиях самофинансирования. Исследование проведено на примере доходов бюджета муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области

Материал и методы исследования

В местные бюджеты поступают и неналоговые доходы, связанные с использованием и продажей имущества, которое находится в собственности сельского поселения, а также доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления.

Территория Канинского сельского поселения расположена в центральной части Сапожковского района и представлена в основном землями сельскохозяйственного назначения. В поселении, как и в целом по муниципальному району, производством сельскохозяйственной продукции в основном занимаются в личных подсобных хозяйствах граждан, а также в крестьянских (фермерских хозяйствах) и индивидуальные предприниматели. В основном, ресурсный потенциал территории реализуется посредством действия людей и создаваемых этими людьми механизмов. В рыночных условиях хозяйствования по ряду объективных и субъективных причин в сельских поселениях такого уровня в отраслевой структуре доминирует не сельскохозяйственное производство, а непроизводственная сфера деятельности – розничная торговля. В региональном масштабе такая ситуация является причиной слабой бюджетной поддержки малого сельскохозяйственного предпринимательства на селе, а также результат низких рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. Основные финансовые ресурсы сельских жителей и предпринимателей через несправедливый механизм ценообразования и кредитования присваиваются монополистами и недобросовестными чиновниками различного уровня.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим специфику формирования доходов местного бюджета на примере Канинского сельского поселения Сапожковского района Рязанской области, используя методические разработки, предложенные рядом авторов [2,3]. Отдельно целесообразно рассмотреть структуру доходов сельского поселения (табл. 1) Канинского сельского поселения по укрупненным группам бюджетной классификации за период 2014 – 2016 гг., тыс. руб.

В 2016 году доходы бюджета муниципального образования – Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области исполнены в объеме 531087,69 тыс. руб., что ниже уровня 2015 г. на 8686,21 тыс. руб. или на 2%. Это обусловлено снижением объема межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальному образованию.

На рисунке 1 в графическом виде представлены изменения поступлений в местный бюджет в 2014-2016 годах. Анализируя изменения доходов по укрупненным группам, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на изменение поступлений в бюджет оказывают именно безвозмездные перечисления. При этом график динамики доходов бюджета практически идентичен графику, соответствующему поступлениям трансфертов, несмотря на достаточно стабильную динамику налоговых и неналоговых доходов в 2014-2016 годах. Структура доходов местного бюджета в соответствии с графиком в течение рассматриваемого периода значительно не изменилась: наибольшая долю 71% в общем объеме доходов занимают безвозмездные поступления, на налоговые доходы приходится 24% и всего лишь 4% – на неналоговые доходы.

Структура доходов бюджета муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области

Читайте также: