Налоговые декларации расчеты по установленным форматам в виде электронного

Обновлено: 07.05.2024

1.1. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - Декларация), заполняется налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

1.2. Декларация представляется по итогам налогового периода организациями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; индивидуальными предпринимателями - в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

1.3. Декларация состоит из:

II. Общие требования к порядку заполнения Декларации

2.1. Декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации.

2.2. Днем представления Декларации в налоговый орган считается:

- дата получения в налоговом органе при ее представлении лично или через представителя;

- дата отправки почтового отправления с описью вложения при ее отправке по почте;

- дата отправки по телекоммуникационным каналам, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи, при ее передаче по телекоммуникационным каналам связи.

2.3. Декларация заполняется рукописным или машинописным способами, чернилами черного либо синего цвета.

Возможна распечатка Декларации на принтере.

2.4. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

2.5. Не допускается скрепление листов Декларации, приводящее к порче бумажного носителя.

2.6. Каждому показателю Декларации в утвержденной форме соответствует одно поле, состоящее из определенного количества ячеек. В каждом поле указывается только один показатель.

Исключение составляют показатели, значением которых являются дата и ставка налога (%). Для показателя дата в утвержденной форме соответствуют три поля: день, месяц и год, разделенные знаком точка ".". Для показателя ставка налога (%)- два поля, разделенные знаком точка. Первое поле соответствует целой части десятичной дроби, второе - дробной части десятичной дроби.

2.8. В верхней части каждой страницы Декларации указываются идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (далее - КПП) организации в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Порядка.

2.9. Заполнение полей Декларации значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первой (левой) ячейки.

2.11. Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

2.12. Заполнение текстовых полей Декларации осуществляется заглавными печатными символами.

В случае отсутствия данных для заполнения показателя ставится прочерк. При этом прочерк представляет собой прямую линию, проведенную посередине ячеек по всей длине показателя или по правой части показателя при его не полном заполнении. Например: при указании ИНН организации “ 5024002119” в зоне из двенадцати ячеек показатель заполняется следующим образом: ИНН 5024002119--.

2.13. При распечатке на принтере Декларации, заполненной машинным способом, допускается отсутствие обрамления ячеек и прочерков для незаполненных ячеек. Расположение и размеры зон значений показателей не должны изменяться. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16-18 пунктов.

III. Порядок заполнения титульного листа

3.2. При заполнении данной страницы указываются:

1) для организации - ИНН и КПП, присвоенный налоговым органом по месту представления Декларации.

3.3. При заполнении титульного листа указывается:

1) номер корректировки.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган Декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в Декларацию и представить в налоговый орган уточненную Декларацию в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган Декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в Декларацию и представить в налоговый орган уточненную Декларацию в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса.

Уточненная Декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в том налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком производится перерасчет налоговой базы и суммы налога;

2) код налогового периода, за который представляется Декларация, в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Порядку;

3) отчетный год, за который представляется Декларация;

4) код налогового органа, в который представляется Декларация, согласно документам о постановке на учет в налоговом органе, поименованным в пункте 3.2. настоящего Порядка;

5) код вида места представления Декларации налогоплательщиком в налоговый орган согласно Приложению № 2 к настоящему Порядку;

6) наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается), а случае подачи Декларации индивидуальным предпринимателем - его фамилия, имя, отчество * (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность);

7) код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);

8) номер контактного телефона налогоплательщика;

9) количество страниц, на которых составлена Декларация;

10) количество листов подтверждающих документов или их копий, включая документы или их копии, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, приложенных к Декларации .

3) при представлении Декларации налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем проставляется только его личная подпись в месте, отведенном для подписи, а также дата подписания Декларации;

I V . Порядок заполнения Раздела 1

4.1. По коду строки 001 указывается объект налогообложения.

4.2. По коду строки 010 указывается код Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

4.3. По коду строки 020 указывается код бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификаци ей , по которому подлежит зачислению сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения ( по которому исчислена к уплате сумма авансовых платежей по налогу).

4.4. По коду строки 030 указывается сумма авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленная к уплате за первый квартал.

4.5. По коду строки 040 указывается сумма авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленная к уплате за полугодие с учетом суммы авансового платежа, исчисленного за первый квартал .

4.6. По коду строки 050 указывается сумма авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленная к уплате за девять месяцев с учетом сумм ы авансов ого платеж а , исчисленн ого за полугодие .

4.7. По коду строки 060 указывается сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащая уплате за налоговый период с учетом сумм ы авансов ого платеж а , исчисленн ого за девять месяцев .

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, значение показателя по данному коду строки определяют путем уменьшения суммы исчисленного налога за налоговый период на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также выплаченных работникам в течение данного периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности и авансового платежа

* Отчество указывается при наличии.

по налогу, исчисленную к уплате за девять месяцев . Данный показатель указывается если значение разницы между показател ями по код ам строк 260 , 280 и 050 боль ше или равно нулю.

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов, значение показателя по данному коду определяют как разность значений строк 260 и 0 50 . Данный показатель указывается, если значение показателя по коду строки 260 больше или равно значению показателя по коду строки 0 50 и сумма исчисленного налога за налоговый период больше или равна сумм е исчисленного минимального налога.

4.8. По коду строки 0 7 0 указывается сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, к уменьшению за налоговый период.

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, значение показателя по данному коду определяют как разность значений строк и 0 50 и строки 260, за минусом значения по коду строки 280. Данный показатель указывается, если значение разницы между показателями по кодам строк 260, 280 и 050 меньше нуля.

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов, значение показателя по данному коду определяют как разность значений строк 0 50 и 260 , если значение показателя по коду строки 0 50 больше значения показателя по коду строки 260 и значение показателя по коду строки 270 меньше или равно значению показателя по коду строки 260 , или как значени е показателя по коду строки 050, если значение показателя по коду строки 260 меньше значения показателя по коду строки 270.

4. 9 . По коду строки 0 8 0 указывается код бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификаци ей , по которому подлежит зачислени ю сумма минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

4.1 0 . В случае если по итогам налогового периода у налогоплательщика , объектом налогообложения у которого являются доходы, уменьшенные на величину расходов, возникает обязанность произвести уплату минимального налога, то по коду строки 090 указывается сумма минимального налога, подлежащая уплате за налоговый период. Значение показателя по данному коду строки в этом случае соответствует значению показателя по коду строки 270 . Данный показатель указывается, если значение показателя по коду строки 270 больше значени я показателя по коду строки 260 .

V. Порядок заполнения Раздела 2

5.1. По коду строки 2 01 указывается ставка налога, установленная пунктом 2 статьи 346.20 Кодекса в размере 6 % , если объектом налогообложения являются доходы, и 15%, либо ставка налога, установленная Законом субъекта Российской Федерации в пределах от 5 до 15 % , если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов .

5.2. По код у строк и 210 указывается сумма полученных налогоплательщиком доходов за налоговый период .

К таким доходам относятся:

доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Не учитываются в составе доходов:

1) доходы, указанные в статье 251 Кодекса;

2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Кодекса, в порядке, установленном главой 25 Кодекса;

3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса, в порядке, установленном главой 23 Кодекса.

5.3. По код у строк и 220 указывается налогоплательщиком , объектом налогообложения у которого являются доходы, уменьшенные на величину расходов, сумма произведенных за налоговый период расходов, определяемых в порядке, установленном статьей 346.16 Кодекса .

Налогоплательщики имеют право включить в расходы сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, полученную за предыдущий период.

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, данную строку не заполняют .

5.4. По коду строки 230 указывается налогоплательщиком , объектом налогообложения у которого являются доходы, уменьшенные на величину расходов, сумма убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу за налоговый период.

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, данную строку не заполняют .

5.5. По коду строки 240 указывается налоговая база для исчисления налога за налогов ый период .

З начение показателя по данному коду у н алогоплательщик ов , объектом налогообложения у которых являются доходы, соответствует значени ю показателя по коду строки 210.

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов, значение показателя по данному коду определяют как разность значений строк 210, 220 и 230 , если значение разницы между показателями по кодам строк 210, 220 и 230 больше нуля.

5.6. По коду строки 250 указывается сумма полученного налогоплательщиком за налоговый период у бытка.

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов, значение показателя по данному коду определяют как разность значений строк 220 и 210, если значение показателя по коду строки 210 меньше значения показателя по коду строки 220.

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, данную строку не заполняют .

5.7. По код у строк и 260 указывается сумма налога , исчисленная исходя из ставки налога и налоговой базы, определяемой нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания (значени е показател я по код у строк и 240 , умноженн о е на знач ение показателя по коду строки 2 01 и деленное на 100).

При получении по итогам налогового периода убытков по код у строк и 260 налогоплательщиком проставляется прочерк.

5.8. По коду строки 270 указывается сумма исчисленного за налоговый период минимального налога .

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов, значение показателя по данному коду определяют как значение показателя по коду строки 210, умноженное на 1 и деленное на 100.

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, данную строку не заполняют .

В случае если за налоговый период по коду строки 260 отсутствует значение показателя (проставлен прочерк) либо указанное по данному коду строки значение показателя окажется меньше значения показателя, указанного по коду строки 270 , то значение показателя по коду строки 270 отражается по коду строки 090 .

5.9. По код у строк и 280 налогоплательщиками, объектом налогообложения у которых являются доходы, указывается сумма уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также выплаченных работникам в течение налогового периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности, уменьшающая (но не более чем на 50 проце нтов) сумму исчисленного налога .

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов, данную строку не заполняют .

к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации

Одна из главных обязанностей налогоплательщика − представление налоговых деклараций. Данной обязанности и ответственности за ее неисполнение посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чем отличие декларации от расчетов по авансовым платежам и других документов налоговой отчетности?

В статье 80 НК РФ содержатся определения форм налоговой отчетности.

Принимая во внимание указанные определения, документ, представляемый в налоговые органы по итогам налогового периода, и документ, представляемый по итогам отчетного периода, являются разными документами, имеющими самостоятельное значение.

Можно сказать, что налоговая декларация – это итоговый документ, который содержит сведения о сумме налога.

По этой причине срок обращения за возвратом излишне уплаченного налога на прибыль начинает исчисляться с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10).

К сожалению, в НК РФ отсутствует единообразное использование наименований представляемых в налоговые органы документов, корреспондирующих определениям, указанным в статье 80 НК РФ.

Какая ответственность наступает за пропуск срока представления документов и декларации?

За исключением прямо предусмотренных НК РФ случаев, непредставление или несвоевременное представление документов, включая расчеты авансовых платежей, наказывается по пункту 1 статьи 126 НК РФ штрафом в 200 рублей.

Штраф за непредставление расчета по форме 6–НДФЛ составляет 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки представления (пункт 1.2 статьи 126 НК РФ).

Ответственность за пропуск срока представления должна определяться содержанием документа, а не тем, как он поименован в НК РФ. Поэтому за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода ответственность наступает по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Этот вывод подтверждается пунктами 17, 23 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, определением Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245.

Как рассчитывается штраф за нарушение срока представления декларации по итогам налогового периода?

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Напомню, что срок давности привлечения к ответственности за непредставление декларации составляет три года. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за установленным законодательством последним днем срока представления декларации.

За несвоевременное представление декларации в налоговый орган по месту учета ответственность установлена статьей 119 НК РФ.

С 2014 года не только налогоплательщик, но и любое другое лицо, на которое возложена обязанность представлять налоговую декларацию, может быть привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ.

Штраф рассчитывается исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации: 5% за каждый полный или неполный месяц нарушения срока представления. Максимальное процентное соотношение составляет 30% от неуплаченной суммы, но не менее 1000 рублей, включая ситуацию, когда неуплаченная сумма меньше 1000 рублей.

Если возникшая по декларации задолженность погашена?

Привязка расчета штрафа к сумме налога, неуплаченной в установленный срок, прямо закреплена в статье 119 НК РФ.

Налогоплательщику рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (их перечень не носит исчерпывающего характера). Налоговый орган, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, должны применять нормы статей 112 и 114 НК РФ, на основании которых возможно снижение штрафа, в том числе и по сравнению с установленным статьей 119 НК РФ минимальным размером. К смягчающим ответственность обстоятельствам может быть отнесен небольшой срок пропуска представления декларации, сбой компьютерной программы, отсутствие задолженности и т.п.

Какой размер штрафа за непредставление расчета по страховым взносам?

С 2017 года непредставление в налоговый орган расчета по страховым взносам наказывается так же, как непредставление налоговой декларации.

Смеем предположить, что ответственность по статье 119 НК РФ может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, только при непредставлении ими расчета по итогам расчетного периода (календарного года).

Вместе с тем, ФНС допускает привлечение плательщика к ответственности по статье 119 НК РФ и за пропуск срока представления расчета по итогам отчетных периодов. При этом расчет штрафа предлагается производить исходя из наличия недоимки по взносам по состоянию на 30-е число месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (письмо ФНС от 9 ноября 2017 года № ГД-4-11/22730@).

Повторим, что по нашему мнению, статья 119 НК РФ неприменима к документам, содержащим сведения об авансовых платежах.

О том, что уплата страховых взносов в течение года носит авансовый характер, сказано в письме ФНС от 7 сентября 2018 года № СА-4-7/17429.

Предположим, что налогоплательщик пропустил срок представления декларации и срок уплаты налога. Впоследствии налогоплательщик представил первоначальную декларацию, затем уточненную. В каком размере будет применен штраф, если суммы налога, указанные в декларациях, различаются?

При подаче уточненной декларации в случаях, указанных в пункте 9.1 статьи 88 НК РФ, инспекция не может провести камеральную проверку первичной декларации. Но это не означает, что ответственность за несвоевременную подачу первичной декларации не наступает.

Штраф будет рассчитан исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет, зафиксированной налоговым органом по результатам проверки (постановление Президиума ВАС от 15.05.2007 № 543/07).

А если первоначальная декларация была своевременно представлена, но налог по ней не был уплачен, затем представлена уточненная декларация к доплате? Из какой суммы будет рассчитываться штраф по статье 122 НК РФ за неправильное исчисление налога?

Сама по себе несвоевременная уплата налога не образует состав налогового правонарушения. Просрочка уплаты влечет начисление пени.

В случае представления налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период расчет суммы штрафа по статье 122 НК РФ необходимо производить на основании последней уточненной налоговой декларации без учета предыдущих налоговых деклараций в отношении не исчисленной ранее суммы налога (письмо ФНС от 14.11.2016 № ЕД-4-15/21472@).

Подлежит ли налогоплательщик привлечению к ответственности в случае неполного представления декларации, например, без приложения?

По мнению контролирующих органов, за представление налоговой декларации по НДС не в полном объеме (без раздела 7) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ как за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Штраф – 200 рублей за каждый непредставленный документ (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2016 № 24-15/019268).

Однако, исходя из пункта 20 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71, если документ является составной частью декларации и обязанность его представления отдельно от налоговой декларации законодательством не предусмотрена, то в случае непредставления налоговой декларации с приложениями, ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не может применяться отдельно в отношении приложений в дополнение к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Иными словами, в случае представления декларации не в полном объеме, нужно установить, исполнил ли налогоплательщик обязанность по представлению декларации или нет.

В продолжение предыдущего вопроса: наступает ли ответственность, если в декларации не отражены операции, освобождаемые от налогообложения?

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением или уплатой налогов.

Учитывая изложенное, если в декларации не заполнены сведения или не представлены приложения, содержание которых не влияет на исчисление и уплату налога, привлечение к ответственности как по статье 119 НК РФ, так и по статье 126 НК РФ, может быть признано неправомерным.

При этом ответственность за представление налоговому органу деклараций (расчетов), содержащих недостоверные сведения, предусмотрена только для налоговых агентов.

Но следует обратить внимание на статью 120 НК РФ, предусматривающую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения, под которым понимается, в том числе систематическое (два раза и более в течение календарного года), несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Какие способы представления декларации?

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган:

— лично или через представителя;

— направлена в виде почтового отправления с описью вложения через любую организацию почтовой связи;

— передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении налоговой декларации непосредственно в налоговый орган днем ее представления является дата отметки налогового органа о принятии декларации.

В случае отправки налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При представлении декларации по ТКС дата представления декларации указывается в подтверждении оператора электронного документооборота (это дата отправки). Дата приема декларации указывается в квитанции налогового органа о приеме.

Если отчетность в электронной форме подписывает представитель организации, как подтвердить его полномочия?

Отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия представителя, является основанием для отказа в приеме налоговой декларации.

Когда декларацию (расчет) подписывает уполномоченный представитель, к ней прилагается копия доверенности, подтверждающая полномочия представителя.

Доверенность должна быть получена налоговым органом до представления декларации (пункт 1.11 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@).

Согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ доверенность может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В письме ФНС от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629@ указано, что доверенность может быть представлена в налоговый орган в виде черно-белой сканированной копии бумажного вида доверенности с усиленной квалифицированной электронной подписью. Причем имеется в виду усиленная квалифицированная подпись доверителя (письмо ФНС от 7 августа 2017 года № АС-4-6/15495@). Одновременное предоставление указанной доверенности на бумажном носителе не требуется.

Обратим внимание, что в качестве обязательных сведений о представителе доверенность должна содержать ФИО, место жительства (пункт 6.2 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления ФНП от 18.07.2016, письмо ФНП от 22.07.2016 № 2668/03-16-3).

Обязательного указания в доверенности сведений об ИНН представителя не предусмотрено. Отказ в приеме декларации (расчета) по причине отсутствия в доверенности сведений об ИНН представителя является неправомерным.

Вместе с тем, рекомендуется включать в доверенность на подписание документов, представляемых в налоговые органы в электронной форме, сведения об ИНН представителя или его полные персональные данные в значении пункта 1 статьи 84 НК РФ.

Напомните перечень лиц, которые должны представлять декларации в электронной форме.

Представлять декларации в электронной форме пункт 3 статьи 80 НК РФ обязывает следующие категории налогоплательщиков:

— налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

— вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;

— крупнейшие налогоплательщики;

— налогоплательщики НДС (и другие лица, для которых такая обязанность предусмотрена главой 21 НК РФ).

В отношении иной отчетности установлены специальные критерии обязательной электронной сдачи.

При численности физических лиц 25 человек и более, получающих доходы от налогового агента, расчет по форме 6-НДФЛ сдается в электронной форме по ТКС (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превысит 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по страховым взносам в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по ТКС (пункт 10 статьи 431 НК РФ).

Какая ответственность за несоблюдение способа представления декларации?

Несоблюдение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) является налоговым правонарушением: представление на бумажном носителе, а не в электронной форме, влечет на основании статьи 119.1 НК РФ взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Отметим, что налоговая декларация по НДС не может быть представлена налогоплательщиком иным способом, кроме как в электронной форме. Налоговая декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается представленной (пункт 5 статьи 174 НК РФ). Неполучение налоговым органом в установленный срок налоговой декларации по НДС в электронной форме повлечет применение способа обеспечения в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

При этом с 2015 года основания для применения к налогоплательщику НДС ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации отсутствуют.

Лица, обязанные представлять иную отчетность в электронном виде, не могут быть оштрафованы за несвоевременное представление, если декларация или расчет, например, по форме 6-НДФЛ, были сданы на бумажном носителе в установленный срок. Им грозит лишь штраф 200 рублей. Кроме того, за несоблюдение способа представления отчетности, такая мера обеспечения, как приостановление операций по счетам таких лиц, не применяется.

Вправе ли налоговый орган отказать в приеме декларации, представленной в электронной форме, по причине допущенных налогоплательщиком технических ошибок?

Налогоплательщик обязан соблюдать установленный порядок представления декларации по ТКС. Это следует из пункта 7 статьи 80 НК РФ, приказа МНС от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

Налоговый орган, в свою очередь, не вправе отказать в принятии декларации, представленной по установленному формату. При ее получении он обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме.

Перечень проверок, осуществляемых приемным и программным комплексами, для направления квитанции о приеме приведен в методических рекомендациях, которые являются обязательными для налогового органа (приложение №1 к Методическим рекомендациям по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, утвержденным приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@).

В зависимости от содержания технических ошибок на этапе приемки декларации с помощью приемного комплекса могут формироваться следующие документы:

— уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа;

— квитанция о приеме.

Следовательно, налоговый орган может сформировать уведомление об отказе в приеме, подтверждающее факт отказа с обязательным указанием причин.

Форма уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что документ считается непредставленным, приведена в приложении №5 к приказу ФНС от 27.08.2014 № ММВ-7-6/443@ (ред. от 26.12.2016).

Согласно правоприменительной практике техническими ошибками не могут считаться неправильное указание в декларации вида документа, налогового периода и другие подобные ошибки, которые не опровергают факт исполнения обязанности по представлению декларации. В отношении подобных ошибок налоговым органом могут направляться требования о представлении пояснений (постановление ФАС СКО от 04.07.2014 № А53-20530/2013).

ФНС издано письмо о процедуре аннулирования представленной декларации…

Обстоятельства аннулирования декларации, изложенные в Инструкции, фактически являются основаниями для отказа в приеме декларации, которые следуют, в частности, из пунктов 3, 4, 5 статьи 80 НК РФ, а также перечислены в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

Как соотносятся указанные в письме ФНС основания аннулирования декларации и основания для отказа в приеме?

Такие обстоятельства, как:

— отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации, подписания налоговой декларации, представления налоговой декларации в налоговый орган, выдачи доверенности уполномоченному представителю на право подписания и представления налоговой декларации в налоговый орган;

— дисквалификация руководителя;

— недееспособность или смерть физического лица – руководителя (уполномоченного представителя) организации, а также признание его безвестно отсутствующим;

— нахождение физического лица в местах лишения свободы на момент подписания налоговой декларации лично.

Представление налоговой декларации ликвидированным юридическим лицом после даты ликвидации или индивидуальным предпринимателем после даты окончания предпринимательской деятельности означает отсутствие налогоплательщика на момент подачи декларации.

Какие действия должны совершаться налоговым органом при выявлении нарушений, связанных с подписанием декларации ненадлежащим лицом?

По смыслу названного письма ФНС поиск нарушений осуществляется налоговыми органами до наступления сроков представления деклараций. Наряду с этим допускается, что декларация может быть аннулирована вплоть до даты окончания срока ее камеральной проверки.

При поступлении декларации, в отношении которой у налогового органа имеются сведения о ее подписании неуполномоченным или неустановленным лицом, налоговым органом может быть принято решение об отказе в приеме декларации.

Для процедуры отказа в приеме налоговой декларации (расчета) предусмотрено нормативное регулирование, в отличие от процедуры аннулирования, отсутствующей в НК РФ.

С другой стороны, изложенный в письме ФНС процесс аннулирования декларации может рассматриваться как механизм, снижающий риски принятия территориальным налоговым органом необоснованного решения об отказе в приеме декларации от действующих налогоплательщиков.


Пояснения к декларации по НДС ФНС затребует, если в представленной налогоплательщиком декларации при камеральной проверке обнаружатся данные, в которых налоговики пожелают дополнительно разобраться. Когда ФНС обычно присылает запросы на разъяснения, как их оформить и подать в налоговую, расскажем в этой статье.

Когда налоговая просит пояснения по представленному отчету по НДС

Условия, касающиеся дачи налоговикам пояснений к декларации по НДС, изложены в п. 3 ст. 88 НК РФ. После того как плательщик НДС представил в свою ИФНС декларацию, сотрудники налоговой в обязательном порядке проводят камеральную проверку документа. И если в ходе нее у них возникают вопросы, плательщику, подавшему декларацию, направляется запрос на разъяснение неясных налоговикам моментов.

ВНИМАНИЕ! ФНС утвердила очередные изменения в форму декларации по НДС (приказ от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@). Сдать отчет по этой форме впервые нужно будет за 3 квартал 2021 года. Об изменениях в формуляре читайте здесь.

Основные случаи, когда запрос на разъяснения по декларации точно будет направлен плательщику, такие:

  • если в декларации обнаружены ошибки (например, несоответствие контрольных значений);
  • если данные декларации не совпадают с информацией, имеющейся у налогового органа по данному плательщику (например, у налоговиков есть данные встречных проверок с контрагентами плательщика, по которым выходит одна сумма оборотов, а в представленном плательщиком расчете указана другая);
  • по итогам представленной декларации получается сумма НДС к вычету (возврату) из бюджета;
  • при подаче уточненной декларации уточненная сумма НДС к уплате в бюджет меньше, чем была в исходном расчете.

Возможны и другие варианты, кроме перечисленных. Однако все они объединены в логические группы, которым присвоен определенный код.

Что такое код ошибки в запросе ФНС

Кодировку и разбивку групп возможных ошибок представим в таблице.

Несовпадение данных декларации плательщика с данными декларации его контрагента

Контрагент, расчеты с которым учтены в вашей декларации, сдал за тот же период нулевой отчет или не сдал его вовсе

Расхождения между данными из налоговых регистров — книги покупок (раздел 8) и книги продаж (раздел 9)

Типичная ситуация — принятие к вычету НДС с авансов полученных, уплата налога по которым прошла в более ранних периодах

Расхождения между данными из журналов счетов-фактур полученных (раздел 11) и выданных (раздел 10)

У посредника учтен счет-фактура на всю сумму по посреднической сделке

Прочие расхождения и неточности

Например, нестыковка показателей в графах декларации. В таком случае, как правило, при указании кода 4 рядом в скобках указываются координаты места декларации, в котором имеется неясность

Ошибки в датах счетов-фактур в разделах 8–12

Не указана дата счета-фактуры или указанная дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который представлена декларация

Вычет НДС просрочен

Вы заявили вычет за пределами трех лет

Вами заявлен вычет НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты госрегистрации

Некорректное указание в разделах 8–12 кода вида операции

Допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9

Указание кода ошибки должно помочь плательщику разобраться в том, что же именно не понравилось налоговой в его декларации, а также дать максимально соответствующие ситуации разъяснения.

В ст. 88 НК РФ указано, что затребованные налоговиками пояснения по отчетности следует подавать в срок не позднее 5 рабочих дней. Вместе с тем в налоговом законодательстве не конкретизируется, что считать отправным моментом для отсчета этих 5 дней.

По нормам п. 5 ст. 174 НК РФ практически все плательщики НДС сдают декларации в электронном виде.

ВАЖНО! Если декларация сдана по электронным каналам связи, то и дальнейшее взаимодействие налоговых органов с плательщиком должно происходить так же. Об этом сказано в приказе ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@.

То есть запросы на пояснения к декларациям тоже должны быть направлены в электронном виде.

То есть если считать отправку квитанции подтверждением получения, можно предположить, что срок в 5 дней начинает течь с момента отправки такой квитанции. Иначе выходит, что пояснения надо представить раньше, чем квитанцию, подтверждающую получение запроса на эти пояснения.

Вместе с тем в письме ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 сказано, что 5 дней на подготовку пояснений следует отсчитывать со дня получения запроса. Напомним, что в соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ днем получения запроса считается день, следующий за днем размещения запроса в электронном доступе для плательщика (например, в личном кабинете плательщика на сайте ФНС).

ВАЖНО! В соответствии со ст. 129.1 НК РФ штраф за непредставленные или представленные не вовремя пояснения составляет 5 000 руб. при первом нарушении в течение года и 20 000 руб. — при повторном.

В каком формате нужно подать пояснения

Сразу уточним, что ответ на запрос налоговой о даче пояснений к декларации по НДС может быть в 2 вариантах:

  • Вариант 1. Если в декларации изначально была допущена ошибка при заполнении, которая повлияла на величину НДС к уплате, то в ответ на запрос ИФНС следует подать уточненную декларацию.
  • Вариант 2. Если данные в декларации изменяться не будут, но их необходимо расшифровать для налоговиков, надо формировать пояснения и направлять их в налоговую.

Грамотно составить пояснения к декларации по НДС вам помогут эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Формат пояснений по НДС — только электронный (в отличие от пояснений по другим налогам, которые могут подаваться как в электронном, так и в бумажном виде). Обязательный электронный формат этого документа установлен приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Документ представляет собой набор электронных таблиц, которые следует заполнить плательщику по каждой вызвавшей вопросы цифре декларации.

Форма пояснений к декларации по НДС: образец

Поскольку сейчас пояснения по НДС должны представляться строго по электронным каналам связи по форме, установленной ФНС, образцы бумажных пояснений, представленные ранее на профсайтах в интернете, потеряли свою актуальность.

Подробнее смотрите тут.

Какие документы надо прилагать к пояснениям

Форма пояснений не предполагает представления вместе с ней дополнительных документов (копий). Таблицы разработаны таким образом, что при их корректном заполнении налоговикам будет видна вся необходимая им информация:

  • сведения из первичных учетных документов (счетов-фактур);
  • реквизиты первичных документов;
  • данные из налоговых регистров — книги продаж и книги покупок;
  • суммы выявленных расхождений в соотнесении с первичкой и регистрами;
  • суммы сделанных корректировок;
  • комментарии плательщика по расхождениям.

Таким образом, представлять вместе с пояснениями документацию не нужно. Однако следует иметь в виду, что в отдельных случаях в ходе проверки налоговая вправе затребовать и документы.

О документальных налоговых проверках есть много интересного здесь.

Пояснения представлены: как узнать о результатах

После отправки пояснений в ФНС у налогоплательщиков возникают вопросы:

  • Как подтвердить факт того, что налоговая получила пояснения?
  • Как узнать результаты рассмотрения пояснений?

Ответ на первый вопрос связан с системой отправки пояснений по электронным каналам связи. При получении документа налоговой налогоплательщику приходит электронное же уведомление об этом, заверенное электронной подписью уполномоченного лица. Либо, если пояснения не приняты, придет таким же образом оформленный отказ. Отказ возможен только в одном случае — если пояснения направлены в неверном формате.

Что же касается результатов проверки пояснений в налоговой, то действующими нормами закона не предусматривается обязанность ИФНС специально информировать плательщиков об итогах рассмотрения их пояснений.

Так что о результатах можно будет узнать только косвенными способами:

Итоги

Сейчас действует порядок подачи пояснений по НДС, установленный приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Согласно данному порядку и требованиям НК пояснения подаются строго в электронном виде. Пояснения создаются путем заполнения таблиц по установленным ФНС формам и формату.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Главная
Главная
Главная
Главная
Главная
Главная

Версия для слабовидящих

Главная

Главная

Главная

Главная

Главная

Главная

Администрация Заводского района г.Минска

220026, г.Минск, ул.Жилуновича, д.17































О ПРЕДСТАВЛЕНИИ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ (РАСЧЕТОВ) ПО УСТАНОВЛЕННЫМ ФОРМАТАМ В ВИДЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА

В связи с изменениями, внесенными в пункт 4 статьи 40 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) в 2021 году обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа предусмотрена в том числе для организаций, составляющих отчетность в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Таким образом, в 2021 году представление налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам в виде электронного документа будут осуществлять:

  • организации, обязанные в соответствии с частью первой подпункта 1.4.2 пункта 1 статьи 22 НК представлять в налоговый орган годовую индивидуальную отчетность (такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности);
  • плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 15 и более человек (кроме организаций, составляющих отчетность в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности);
  • плательщики налога на добавленную стоимость.

Требование о представлении налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам в виде электронного документа не распространяется на плательщиков:

Читайте также: