Налоговое планирование и управление рисками компании вшэ

Обновлено: 15.05.2024

Чаще всего оптимизация налогообложения является вынужденной мерой для сохранения бизнеса, предотвращения убытков и получения преимуществ в конкурентной борьбе.

Вопрос лишь в том:

  • как именно минимизировать налоги?
  • с какими рисками для бизнеса и его учредителей?

Оптимизация налогообложения не имеет строгих правил и ограничений. Снижения налогов можно добиться различными способами, кто-то выбирает агрессивные схемы и не боится брать на себя высокие риски. Большинство же наших клиентов интересует безопасная и практичная налоговая оптимизация. Такая, которую реально воплотить и защитить перед налоговыми органами.

Наши принципы налогового планирования

Налоговая
безопасность

Снижение налогов должно быть разумным и соизмеримым с принимаемыми рисками. Риски наступления налоговой или уголовной ответственности должны быть минимизированы.

Практичность

Предлагаемое решение по минимизации налогов должно быть достаточно простым во внедрении и ежедневном управлении, а также соответствующим уровню развития бизнеса, его человеческим и финансовым ресурсам.

Надежность

Способы уменьшения налогов должны быть законными, экономически обоснованными, не противоречивыми и документально оформленными, чтобы в случае проверки была возможность защитить налоговую схему, не прибегая к альтернативным методам урегулирования претензий.

Как строится работа?

1. Встреча

На первой встрече мы знакомимся с вами, вашим бизнесом, целями и задачами, возможностями и ограничениями, которые важно учесть в ходе проекта по налоговому планированию (оптимизация налогов).

Сразу на встрече мы озвучим возможные пути минимизации налогов именно в вашем случае, и обсудим все вопросы, которые вас беспокоят или интересуют, спланируем сроки, дальнейшую работу, и сориентируем по стоимости.

Встреча — это абсолютно бесплатно.

2. Анализ структуры бизнеса и финансовых показателей

Дальше мы изучаем сам бизнес и бизнес-процессы в нем, и только потом проектируем возможную инфраструктуру, в рамках которой будет происходить оптимизация налогов.

3. Разработка модели налогового планирования

Главный результат — схема оптимизации налогов, индивидуально разработанная под ваш бизнес и особенности юридической структуры. Такая схема оптимизации налогов будет содержаться в отчете.

Вы получите в пользование различные практические инструменты налоговой оптимизации, начиная от самых стандартных и примитивных и до самых тонких, сложных и дорогостоящих. Выбор остается за вами!

4. Внедрение

Важная и ответственная задача — реализовать, внедрить, и в последующем регулярно поддерживать применяемую налоговую схему, с контролем и изменением тех или иных ее показателей. Налоговая оптимизация должна иметь конкретные, измеримые результаты.

Мы поддерживаем строгие стандарты информационной безопасности клиентов.

Почему в каждом новом проекте мы полны оптимизма?

Проекты по оптимизации налогов разрабатываются при непосредственном участии соучредителей нашей компании: с одной стороны они являются глубокими экспертами в налогах, с другой – прекрасно понимают структуру бизнеса, суть бизнес-процессов и их взаимосвязи с будущей налоговой моделью и учетом.

Другими словами, мы мыслим шире, чем просто юристы или налоговые консультанты (не имеющие опыта собственного бизнеса). Поэтому предлагаем по‑настоящему практичные решения.

Чтобы выработать практические способы и методы уменьшения (оптимизации) налогов, необходим опыт работы в налоговых органах, знание судебной практики, глубокое понимание бизнеса, его экономических взаимосвязей, а также практических особенностей ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Мы обладаем всеми этими компетенциями, чтобы предложить наилучшее решение по налоговому планированию для вашего бизнеса. При определении индивидуальных налоговых схем по минимизации налогов, мы объединяем в проект специалистов разного профиля: налоговых юристов, налоговых консультантов, аудиторов, главных бухгалтеров-экспертов

Наши специалисты много лет проработали на ведущих должностях в налоговых органах, что позволяет нам видеть ситуацию глазами налоговиков и до последней запятой знать, какие меры будет принимать инспекция, чтобы выявить схему оптимизации налогообложения и оспорить ее. Мы умеем использовать имеющиеся знания и опыт в вашу пользу, и понимаем, что именно будут искать налоговые органы и как правильно оформить все отношения с контрагентами, чтобы решение по налоговому планированию было максимально безопасным и защищенным.

Почему не стоит заниматься налоговой оптимизацией самостоятельно?

Не переоценивайте своих сотрудников

Уверены, вашим сотрудникам есть, чем заняться — бухгалтерия и финансовый отдел, как правило, всегда по уши в текучке. Мало того, что дополнительная нагрузка может сказаться на качестве их основной работы, в силу нехватки времени (а иногда и недостатка нужных знаний), ваши сотрудники будут испытывать стресс от решения непрофильных задач, им все равно потребуется профессиональная поддержка.

Оптимизация налогов - это проектная задача. Невозможно делать проекты, требующие такой детальной проработки и погруженности в тему, между непрерывным ведением учета и сдачей отчетности. Поэтому правильнее поручить проект группе людей, для которых это будет их основной работой.

Что дальше: думайте на десять шагов вперед

Бухгалтера легко сбить с толку, заставить следовать советам инспектора, который преследует свою цель — доначислить налоги.

У нас было немало случаев, когда мы, глубоко понимая закон и практическую сторону вопроса, удерживали клиентов от выполнения несущественных и даже незаконных требований налоговой, сохраняя тем самым их время и деньги.

Почему стоит доверить оптимизацию именно нам?

К проектам по налоговому планированию мы обязательно подключаем квалифицированных бухгалтеров-экспертов. Наши специалисты по оптимизации бухгалтерии анализируют предлагаемые решения с точки зрения документооборота, сложности подготовки отчетности и налоговых деклараций, соответствия налоговой нагрузки ожиданиям ИФНС и пр.

Мы убеждены, что расходы на разработку схемы снижения налогов, их внедрение и обслуживание (включая бухгалтерское сопровождение) инфраструктуры бизнеса, обеспечивающей минимизацию налогов, должны быть оправданы.

Мы настолько уверены в своих силах, что для нас будет честью защищать свою налоговую схему перед учредителями, инвесторами, налоговыми органами или в судебных инстанциях.

К слову, одно из направлений нашего бизнеса –защита интересов наших клиентов по различным налоговым спорам. Благодаря такой многолетней практике, мы досконально знаем, на какие детали обратить внимание при оптимизации налогов, чтобы снизить возможные риски.

Практика показывает, что самое лучшее решение оптимизации бухгалтерии и налогов так и остается на бумаге, если его реализацию поручают текущей бухгалтерии либо сторонним исполнителям.

Люди склонны саботировать любые изменения, пасуют перед сложностями внедрения (все для них в новинку) да и мотивации к переменам не возникает (ведь работали они как-то раньше).

В итоге очень быстро бухгалтерия возвращается к тому, как ей удобно и привычно (в ущерб налоговым интересам компании) функционировать.


Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
  • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
  • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).

ИТОГИ

Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Практически все юридические лица время от времени испытывают трудности или проблемы с налогообложением. Причиной иногда является недостаток опыта, иногда — частые смены законодательства.

Для выявления ошибок и проблем обычно заказывают индивидуальный налоговый аудит, по итогу которого можно сделать вывод о состоянии компании и спрогнозировать дальнейшую тенденцию, оценить риски. Для того, чтобы избежать дальнейших ошибок и сократить траты на оплату налогов, необходимо пользоваться налоговым планированием.

Что такое налоговое планирование

Налоговое планирование, при грамотном подходе, позволит снизить расходов на налоги. Методы налогового планирования подразумевают создание стратегии оптимизации налогообложения отдельно взятой компании.

Комплекс работ по планированию позволяет контролировать расходы и доходы фирмы и прогнозировать дальнейшее ее продвижение и состояние. Планирование — очень важная часть финансового управления организацией, так как с налоговой системой так или иначе связаны аспекты хозяйственной, производственной и финансовой деятельности компании.

Предметом налогового планирования является любой экономический процесс, который будет протекать в компании в период, на который составляется план. При чем составлять план нужно заранее, например, для месячного планирования план должен быть составлен до 20 числа предыдущего месяца.

Методы налогового планирования

Методы налогового планирования

Все методы налогового планирования можно разделить на 2 вида: внешние и внутренние.

Также выделяют методы внутреннего планирования. Методы внешнего планирования более сложные, затратные, и не всегда могут быть реализованы. Но государство предоставляет много возможностей снизить суммы на оплату налогов путем внутренних изменений.

Внутренние методы налогового планирования также делятся на 2 вида: общие и специальные.

  1. Выбор учетной политики. Ее выбирают раз в год, и это важная составляющая планирования. Учетная политика определяет дальнейший бухгалтерский учет и, во многом, деятельность всей фирмы.
  2. Переоценка основных средств. Позволяет экономить на налоге на прибыль и налоге на имущество.
  3. Применение ускоренной амортизации — в России для реализации метода возможности ограничены.
  4. Выбор контрактных схем. Суть метода в использовании нескольких договоров и четких формулировок, вместо обычных размытых. Контрактная схема позволяет снизить сумму налога при заключении конкретной сделки.
  5. Применение льгот. Льготы для государства – способ стимулировать определенные направления деятельности и экономики, которые наиболее важны для государства в данный момент. В налоговом законодательстве в качестве льгот предлагается понижение налоговых ставок, налоговые кредиты, отсрочки платежей по налогам, освобождение от уплаты налогов определенных категорий граждан. Льгот множество, поэтому любая компания может воспользоваться какими-то из них.

Отдельно следует выделить специальные методы налогового планирования. Они имеют более узкую сферу применения, но найти подходящий метод можно для любого предприятия. Самыми распространенными являются:

  1. Метод заметы отношений, который позволяет решать хозяйственные проблемы. Владелец компании может выбрать любую форму отношений, в рамках законодательства.
  2. Метод разделения отклонений. Можно заменять не все хозяйственные отношения, а определенную их часть.
  3. Снижение размера объекта. Подразумевает также замену объекта другим, который меньше облагается налогом. Имеется в виду и сам объект, и определенная операция или имущество компании.
  4. Отсрочка налогового платежа. Предприятие может перенести платеж в налоговую на следующий календарный период.

Если использовать сразу несколько методов планирования, например, метод замены и отсрочки, появляется возможность существенно сэкономить на оплате налогов.

Получите актуальные знания, экспертную поддержку и диплом о профпереподготовке. Организуйте и рационально ведите бухгалтерию организации, в том числе при наличии обособленных подразделений. Сдавайте отчетность без ошибок и штрафов

В курсе учтены изменения с 1 января 2021 года
Документ: диплом о профессиональной переподготовке

Курс будет полезен

  • Главному бухгалтеру, который хочет составлять отчетность правильно, в том числе по ОП
  • Заместителю главбуха, чтобы разобраться в изменениях в учете, в том числе в новых ФСБУ
  • Бухгалтеру на участке, чтобы вести учет без ошибок и штрафов для компании
  • Бухгалтеру в единственном лице, чтобы расширить профкомпетенции и найти ответы на вопросы

Программа

34 урока, 256 академических часов

Работа с первичными документами

  • Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни организации
  • Оформление бухгалтерских документов
  • Хранение первичных учетных документов. Ответственность. Арбитражная практика

Учет активов и пассивов

  • Бухгалтерский учет основных средств
  • Бухгалтерский учет нематериальных активов
  • Порядок учета запасов
  • Учет незавершенного производства и готовой продукции
  • Бухгалтерский учет денежных средств
  • Бухгалтерский учет капитала. Учет расчетов с учредителями
  • Учет аренды

Учет расчетов с работниками и контрагентами

  • Учет расчетов с персоналом по оплате труда
  • Расчет среднего заработка
  • Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами
  • Бухгалтерский учет расчетов по кредитам и займам

Учет финансовых результатов. Подготовка к бухгалтерской отчетности

  • Бухгалтерский учет финансовых результатов. Учет расчетов по налогам и сборам.
  • Бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль.
  • Подготовка к финансовой отчетности.

Учетная политика. Бухгалтерская отчетность

  • Контрольные точки для вашей учетной политики на 2021 год
  • Формы бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский баланс
  • ПБУ 18/02
  • Отчет о движении денежных средств

Учет налогов и взносов

  • Элементы налогообложения, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль
  • Особенности признания некоторых видов доходов и расходов
  • Элементы налогообложения, порядок исчисления и уплаты НДС
  • Ведение учета по НДС
  • Отчетность по НДС
  • Имущественные права — особенности налогообложения НДС
  • Состав отчетности налогового агента по НДФЛ. Ответственность налогового агента
  • Страховые взносы
  • Региональные и местные налоги

Учет в обособленных подразделениях. Внутренний контроль

  • Основы создания обособленных подразделений. Особенности ведения бухгалтерского учета
  • Налоговый учет в компаниях с обособленными подразделениями
  • Имущественные налоги, НДФЛ и страховые взносы в компании, имеющей обособленные подразделения
  • Внутренний контроль. Финансовый анализ. Бюджетирование

Итоговый тест
17 вопросов

Результат обучения

Лекторы




Документ



Как проходит обучение


Шаг 1. Смотрите уроки

В записи или в прямом эфире, обсуждайте тему урока в чате с экспертами.

Шаг 2. Сдавайте тесты

Проверяйте полученные знания после каждого урока неограниченное количество раз и готовьтесь к итоговому тесту.

Шаг 3. Получите документ

Сдайте итоговый тест, и документ будет ждать в личном кабинете. Вы сможете скачать его или отследить оригинал по трек-номеру.

А еще.

Общайтесь с экспертами

Во время обучения эксперты Контур.Школы ответят на ваш вопрос в течение двух рабочих дней.

Скачивайте авторские материалы

Пользуйтесь методическими материалами во время обучения и после, они останутся с вами навсегда.

Преимущества Контур.Школы

10 лет безупречной репутации

Мы обучили 394 000 специалистов по закупкам, бухгалтеров, кадровиков, руководителей и специалистов служб охраны труда.

Соответствие профстандарту

Программы курсов прошли проверку Департамента образования города Москвы и соответствуют профстандарту.



Бессрочная лицензия

Лицензированный учебный центр онлайн-образования для коммерческих организаций и учреждений государственного сектора.

Мобильное приложение

С помощью мобильного приложения просматривайте видеоуроки, семинары, вебинары и проходите тестирование, когда удобно вам — в дороге, дома или на даче.



Разные форматы

Видео, методические материалы, чек-листы, онлайн-тесты, образцы документов и подборки нормативных документов.

Персональная поддержка

Поддержка куратора и эксперта на весь период обучения, а также круглосуточная техническая поддержка.

Выберите свой формат обучения — вебинары, курсы и лекции от ведущих экспертов. Смотрите записи и онлайн-трансляции, задавайте любые вопросы. Пройдите итоговое тестирование и получите документ об образовании.

Академия Контура

Обучение студентов навыкам ведения бухгалтерии, документооборота и проверки контрагентов на примере использования веб-сервисов Контура.

Контур.Конференция

Мероприятия для бухгалтеров и руководителей, на которых эксперты-практики и представители контролирующих органов разъясняют требования законодательства.

Корпоративное обучение

Сформируем индивидуальное предложение со скидкой до 60%. Корпоративный тариф действует при обучении от 3х сотрудников на любых направлениях Контур.Школы.

Помощь и консультация специалиста:
заполните форму, и мы вам перезвоним

Практическое налоговое планирование — это один из этапов плановой деятельности как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Сегодня расскажем, в чем заключается методика прогнозирования фискальных платежей на каждом уровне, какие используются принципы и инструменты, какие задачи решаются при его постановке и реализации.

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование: цели и задачи

Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.

Налоговое планирование должно основываться на положениях действующего законодательства. Оптимизация фискальных платежей как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов должна осуществляться в рамках правового поля и учитывать экономическую целесообразность того или иного действия.

Налоговые платежи являются одной из основных доходных статей бюджета любого государства.

Налоговое планирование на макроуровне

Государственная политика по налогам и сборам состоит в том, чтобы определить такие параметры фискальных платежей, чтобы, с одной стороны, обеспечить наполняемость бюджета, а с другой — не возложить излишнее бремя на бизнес и население.

На государственном уровне формируются как текущие (краткосрочные), так и стратегические (долгосрочные) планы. При их формировании очень важно соблюсти интересы всех сторон. От правильности прогноза поступлений фискальных платежей зависит план выполнения задач, на выполнение которых они направляются.

Государственное налоговое планирование включает следующие этапы:

  1. Определение целей и задач, которые будут выполняться за счет поступлений налогов и сборов.
  2. Оптимизация законодательства в области налогов и сборов для достижения поставленных целей.
  3. Разработка порядка распределения обязанностей и полномочий органов власти в этой области.
  4. Определение объемов и порядка распределения прогнозных поступлений.
  5. Разработка контрольных мероприятий в области сбора и расходования поступлений от налогов и сборов.
  6. Анализ и сопоставление плановых и фактических показателей и учет сделанных выводов при дальнейшем планировании.

Налоговое планирование на микроуровне

Целью, которую преследует налоговое прогнозирование и планирование на макроуровне, всегда является минимизация фискальных платежей. При этом очень важно не выходить за рамки правового поля. Агрессивное налоговое планирование на грани установленных законодательством норм может привести к обратному эффекту. Штрафные санкции за несоблюдение требований законодательства могут значительно превысить получаемую выгоду от применения незаконных схем оптимизации.

На сегодняшний день в РФ поставлены достаточно эффективные системы контроллинга за правильностью формирования налогооблагаемых баз и выявлением незаконного вывода активов и финансовых результатов из-под налогообложения.

Мы не будем останавливаться на противоречащих законодательству методиках оптимизации, а рассмотрим только законные инструменты. На микроуровне налоговое планирование включает:

  1. Формирование полного перечня уплачиваемых налогов и сборов.
  2. Анализ ставок, возможных к применению льгот и вычетов.
  3. Поиск путей снижения налогооблагаемых баз.
  4. Рассмотрение возможностей применения спецрежимов и анализ их эффективности.

Применяемые методы и инструменты

В различных ситуациях возможно применение различных методов и инструментов. Это зависит от множества факторов:

  • возможностей компании внутрихолдингового планирования;
  • преследуемых целей и ожидаемого экономического эффекта;
  • применяемой системы налогообложения;
  • вида деятельности.

Наиболее часто используемым является ситуационный метод. Ситуационный метод налогового планирования предусматривает следующие элементы:

  1. Определение перечня уплачиваемых налогов, анализ ставок и льгот. На основе этих данных формируется налоговое поле.
  2. Определение типовых хозяйственных операций, осуществляемых организацией.
  3. Формирование пакета возможных договорных отношений по типовым хозоперациям.
  4. Анализ применения тех или иных договоров, экономических операций на величину налоговой базы.
  5. Выбор наиболее оптимального варианта.

Расчетно-аналитический метод предусматривает вывод о прогнозных суммах налоговых платежей на основе анализа данных предшествующих периодов и учета прогноза изменений объемов продаж, расходных статей, численности работников. Также при применении этого метода учитывается вступление в силу новых законодательных норм.

Балансовый метод предусматривает составление на основе прогнозных данных бухгалтерских операций, оценку их влияния на сумму активов и пассивов компании и финансовый результат.

Специальные узкоспециализированные методы учитывают специфику влияния отдельной операции на объем налогооблагаемой базы. Например, к таким методам относятся следующие операции:

Особенности плана фискальных платежей в группе компаний

На сегодняшний день многие организации при ведении деятельности объединяются в холдинги, концерны или просто составляют объединение групп компаний. Корпоративное налоговое планирование является сложным инструментом, позволяющим оптимизировать общую сумму фискальных платежей.

Кроме обычного прогнозирования на уровне каждого отдельного предприятия, при планировании очень важно не допускать перекосов внутри группы компаний. Например, когда одна компания холдинга уплачивает высокий налог на прибыль, а другие ведут убыточную деятельность. В этом случае задача сотрудников, ответственных за планирование налогов, провести анализ возникшей ситуации и вынести на рассмотрение руководства предложения об устранении перекосов. Например, можно:

  • пересмотреть внутрихолдинговые контакты. Если одна компания предоставляет остальным в аренду активы, то для корректировки сумм затрат можно пересмотреть суммы арендных платежей;
  • перераспределить работников между компаниями. Это позволит уменьшить затратную нагрузку по зарплате и уплачиваемым страховым взносам;
  • оптимизировать применение спецрежимов. Если одна из компаний в группе работает на УСН, то остальные, работающие с ней и уплачивающие налоги по ОСНО, теряют право на применение вычета по НДС.

Крупные корпорации применяют еще и международное налоговое планирование. Суть его заключается в том, что регистрируется подразделение холдинга в другом государстве с более мягким налогообложением и выводится в него налогооблагаемая база: активы, прибыль.

Читайте также: