Налоговое письмо считается полученным

Обновлено: 05.05.2024

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

Требование о представлении документов

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

    Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

  • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
  • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
  • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

  • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
  • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

Требование о представлении пояснений

Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

Случай 3. Убыточная декларация.

В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

Иные документы

Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, ИП И ПОЧТА РОССИИ

Вообще-то сумма, конечно, маленькая, зато проблема по-настоящему большая. Как выяснилось, законодатели кое-что действительно в НК РФ не учли.

Без меня меня женили

История такова. Налоговым органам потребовалось провести налоговую проверку ООО "Стройград". Для проведения проверки они затребовали у ИП, имевшего дела с этим обществом, договоры, контракты, соглашения, книгу учета доходов и расходов, хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера и платежные поручения.

Инспекцией в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ в адрес ИП было выставлено требование от 15.02.2018 о представлении в течение пяти рабочих дней со дня получения требования перечисленных выше документов по взаимоотношениям с ООО "Стройград". Требование отправилось к ИП заказным письмом.

Однако ИП ничего налоговикам не ответил и документы не представил.

Налоговики составили акт об обнаружении нарушения. Копия акта вместе с сопроводительным письмом и извещением о дате рассмотрения материалов проверки была направлена в адрес ИП по почте заказной корреспонденцией.

В извещении было указано на назначение инспекцией процедуры рассмотрения материалов проверки по акту на 31.05.2018.

ИП ничего не возразил и на рассмотрение не явился.

По результатам рассмотрения акта и материалов проверки инспекцией было принято решение о привлечении ИП к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Копия решения была направлена в адрес ИП по почте заказной корреспонденцией.

На основании решения налоговиками было выставлено требование от 05.07.2018 об уплате в срок до 25.07.2018 суммы штрафа.

Так как ИП ничего не заплатил, впоследствии было вынесено решение от 31.07.2018 о взыскании суммы штрафа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке. Сумма взыскана.

И налоговые органы почему-то ничего не насторожило. Как правило, если ИП не отвечает на письма и не является на вызовы, то и счета его девственно чисты - взыскать абсолютно нечего! А вот средства нашлись. Такое впечатление, что ИП просто ничего и не подозревал!

Так оно и было! ИП с изумлением узнал о штрафе, только когда 06.08.2018 увидел его списание в личном кабинете онлайн-банка. В тот же день, обратившись в налоговую инспекцию, ИП получил копию требования и на следующий день - 07.08.2018 - представил все истребуемые документы налоговикам.

Однако 5 000 рублей никто возвращать не собирался. Обиженный предприниматель обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей, а тот отправился в арбитражный суд.

"Мартышкин труд"

Увы, но большую часть своей энергии суд первой инстанции направил не на узловой характер проблемы, а на доказательство фактов, с которыми ИП и не думал спорить!

Так, он никак не возражал против того, что налоговая инспекция имеет полное право истребовать документы или информацию о налогоплательщике или о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ). В том случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговиков возникает обоснованная необходимость получения документов или информации относительно конкретной сделки, они вправе истребовать эти документы или информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами или информацией об этой сделке.

Поручение об их истребовании направляется в налоговую инспекцию по месту учета лица, у которого они должны быть истребованы. Все верно!

ИП также совершенно не возражал, что требование, отправленное ему налоговиками, содержит необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какие именно документы запрашиваются ими.

Просто ИП пытался объяснить суду, что никаких требований, актов и решений из налоговой инспекции он в глаза не видел, поэтому даже не подозревал обо всем происходящем. За что же его наказывать, если он ни в чем не виноват?

ИП настаивал, что налоговики на основании п. 1 ст. 93 НК РФ должны были предпринять меры по вручению требования ИП лично под расписку.

Но вот как это выглядело с точки зрения судей.

Рассмотрев положения п. 4 ст. 93.1 НК РФ и п. 1 ст. 93 НК РФ, судьи решили, что налоговики обязаны вручить налогоплательщику требование о представлении документов лично под расписку только в том случае, если они проводят проверку непосредственно на его территории. В остальных ситуациях закон этого не требует: можно воспользоваться порядком, прописанным в п. 4 ст. 31 НК РФ.

Документы могут быть переданы налоговиками лицу, которому они адресованы:

  • непосредственно под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговики вправе выбрать любой из перечисленных способов.

Факт направления требования о представлении документов в адрес ИП заказным письмом подтвержден:

  • списком почтовых отправлений налоговой инспекции;
  • реестром почтовых отправлений со штампом органа почтовой связи;
  • почтовой квитанцией от 28.02.2018.

Почтовому отправлению был присвоен индивидуальный почтовый идентификатор (ИПИ) N 36900018611166.

Требование было направлено по адресу ИП, указанному им в ЕГРИП.

При этом в п. 4 ст. 31 НК РФ установлена презумпция, согласно которой в случаях направления документа налоговиками по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня его отправки.

Согласно отчету на сайте ФГУП "Почта России" об отслеживании отправления с ИПИ N 36900018611166 заказное письмо было вручено адресату 01.03.2018.

В случае направления требования о представлении документов по почте заказным письмом по надлежащему адресу налогоплательщика действующее законодательство не возлагает на налоговиков обязанности удостовериться в том, было ли фактически получено заказное почтовое отправление или почтальон не смог его вручить по каким-либо причинам.

ИП должен самостоятельно обеспечить получение почтовой корреспонденции по месту своего проживания. Он сам несет риск последствий надлежащей организации получения почтовой корреспонденции. При этом неполучение ИП лично заказного письма с ИПИ N 36900018611166 не свидетельствует о факте недоставки почтового отправления, поступившего на его имя.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

ИП сам подтверждает, что проживает по месту жительства, ранее указанному им в ЕГРИП. Это подтверждается и штампом в паспорте.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности ИП по общему правилу соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Так что неполучение ИП корреспонденции по месту его регистрации и жительства является его собственным риском, все неблагоприятные последствия которого несет он сам.

Копии всех документов о ходе проверки - акта, извещения о дате рассмотрения ее материалов, оспариваемого решения - были направлены ИП заказной почтой по надлежащему адресу. Они были возвращены органом почтовой связи с отметками об истечении срока хранения, что согласуется со сведениями отчетов на сайте ФГУП "Почта России" об отслеживании соответствующих почтовых отправлений.

Так что оспариваемым решением права и законные интересы ИП не нарушены - штраф был назначен и взыскан верно.

Жизнь виртуальная и жизнь реальная

Как же так: никаких документов не получал, но везде виноват и наказан!

И все-таки кое-что у суда первой инстанции не срослось, что, к счастью для ИП, обнаружила апелляция.

А если быть более точным, то апелляция выяснила, что в материалах дела отсутствует уведомление N 36900018611166, подтверждающее вручение ИП требования от 15.02.2018. Вместо этого приложена копия распечатки с сайта Почты России от 11.10.2018, согласно которой почтовое отправление с ИПИ N 36900018611166 получено адресатом 01.03.2018.

Распечатка с сайта апелляцию, в отличие от суда первой инстанции, ни в чем не убедила. А тут еще ИП (очевидно, при помощи уполномоченного) достал на почте служебную записку исполняющего обязанности начальника обособленного структурного подразделения "Черкесский почтамт" УФПС КЧР филиала ФГУП "Почта России". Там было сказано, что почтальоном ОПС "Черкесск" при сдаче отчета о результате доставки корреспонденции за 01.03.2018 ошибочно отмечена в накладной операция "вручение".

А на основании вышеуказанной накладной оператор доставочного участка проставила в системе ЕАС ОПС операцию "вручение".

По данному факту проводится служебное расследование, по итогам которого к виновным будут применены меры дисциплинарного воздействия.

Действительно, НК РФ не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к налоговой ответственности, и не предусматривает вручение извещения или требования ему лично.

Вместе с тем независимо от способа извещения на момент вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности у налоговиков должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо заблаговременно было извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.

У налоговиков отсутствовало доказательство вручения требования индивидуальному предпринимателю, а информацию на сайте Почты России за таковое принять нельзя. Тем более что, по мнению автора, она не соответствует действительности.

Узловой узел

И вот здесь между налоговиками и судьями выявилось коренное противоречие.

Может быть, налоговики даже и не сомневались, что ИП действительно ничего не получал.

Однако они прямо заявили, что почтовое отправление не доставлено по вине почты, потому налоговая инспекция не должна нести за это ответственность. (Мы документы отправили, а остальное - это проблемы самого налогоплательщика.)

Суд же решил, что если ИП действительно ничего из налоговой инспекции не получал, то он не может нести никакого наказания в принципе.

В соответствии со ст. ст. 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия госорганами оспариваемых актов или решений, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

В данном случае налоговые органы не доказали законность обжалуемого решения и не представили в материалы дела уведомление о вручении ИП спорного требования, тогда как ИП в материалы дела представлено доказательство невручения требования инспекции. Так что незаконно начисленный штраф нужно вернуть.

Документы для документа

Увы, на этом приключения ИП не закончились. Кассации не понравилась служебная записка.

Суд решил, что доказательства, подтверждающие полномочия лица, подписавшего ее, отсутствуют. Тем самым его компетентность не установлена.

Согласно служебной записке к почтальону "будут применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения", что также не подтверждено документами о привлечении к дисциплинарной ответственности. Ответственность операторов почтовой связи установлена в ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".

Суд апелляционной инстанции в нарушение ст. 71 АПК РФ не проверил достоверность содержащихся в указанной служебной записке сведений. Таким образом, у кассации есть все основания считать, что особая юридическая значимость служебной записки от 29.01.2019 установлена апелляционным судом не на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств дела.

В общем кассация предположила, что из-за чужого штрафа в 5 000 рублей на почте решили заняться служебным подлогом.

Нет, все правильно

Апелляция копнула глубже, и выяснились вещи еще более поразительные.

Во исполнение указаний кассации апелляция запросила у Почты России сведения об оказании услуги почтовой связи по направлению заказных писем налоговой инспекции ИП с ИПИ N 36900019055614, N 36900023454468, N 36900018611166. (Иначе говоря, это все документы по рассмотрению "персонального дела" ИП и само требование о представлении пресловутых документов по запросу инспекции.)

Если не вручено адресату, то по каким причинам? Возвращен ли конверт отправителю? Если есть виновные почтовые работники, то какие меры к ним приняты? Представить копию приказа о назначении лица, подписавшего служебную записку на должность и. о. начальника ОПС "Черкесский почтамт".

С почтамта ответили так.

ИПИ N 36900019055614 в базе ОАСУ РПО вообще не значится.

ИПИ N 36900023454468 в связи с неудачной попыткой вручения адресату было возвращено отправителю.

ИПИ N 36900018611166 было утеряно почтальоном! Информация на сайт о его вручении получателю была ошибочно внесена оператором доставочного участка.

Приказ о назначении лица, подписавшего ранее служебную записку, на должность начальника обособленного структурного подразделения "Черкесский почтамт" УФПС КЧР филиала ФГУП "Почта России", прилагается.

В общем, все верно, и апелляция лишь подтвердила свое предыдущее решение. Повторное обращение налоговиков в кассацию снова ничего им не принесло.

Во всем оказалась виновата почта, но ни налоговым органам, ни налогоплательщикам от этого не легче.

В п. 4 ст. 31 НК РФ действительно черным по белому написано, что в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

И ничего не сказано о том, что делать, если заказное письмо не было доставлено по назначению. Даже по объективным причинам!

Понятно, что законодатели рассматривали только ситуацию, когда налогоплательщик упорно уклоняется от получения указанных документов. В общем выхода ему не оставили. А вот то, что могут пострадать и совершенно невиновные, как-то упустили из виду.

С другой стороны, а как налоговики-то могут проконтролировать факт доставки заказного письма? Здесь они тоже полностью зависят от работы почты, а как она иногда работает, можно посмотреть в рассмотренном деле. Так что сейчас явно более предпочтительными вариантами выглядят или доставка документов лично в руки быстроногим нарочным, или через личный кабинет налогоплательщика. (Уж постоянно проверять свой личный кабинет на предмет наличия важной информации ИП точно никто не может помешать.)

Любая организация или ИП могут получить от налоговиков письмо с требованием что-то пояснить, уплатить недостающие налоги или предоставить на проверку документы. Игнорировать такое нельзя — это грозит штрафами и блокировкой счёта. Рассказываем, в каких случаях налоговики могут запрашивать у вас документы и пояснения, как и в какие сроки нужно ответить.


Виды налоговых требований

Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.

Требование о представлении пояснений

Когда вы сдаёте в ИФНС расчёт по страховым взносам (РСВ), декларацию или другой отчёт, налоговики проводят камеральную проверку. То есть без выезда к вам и без каких-либо уведомлений проверяют, всё ли верно в отчётности и нет ли расхождений с информацией, которая уже есть у инспекции. Если что-то не так, вы получите требование о представлении пояснений.

Также налоговая может запрашивать пояснения, если:

  • в отчётах показаны убытки;
  • вы применяете налоговые льготы;
  • есть расхождения между налоговой декларацией и бухгалтерской отчётностью;
  • в корректирующей декларации вы уменьшили налог к уплате и др.

Во время выездной проверки налоговики проверяют документы на вашей территории, опрашивают сотрудников, осматривают помещения и т. д. В этом случае требование о пояснениях может понадобиться, чтобы уточнить вашу позицию по выявленным нарушениям и зафиксировать её документально. Требование передадут вам до оформления результатов проверки.

  • причины, по которым понадобились пояснения (абзац и пункт одной из статей НК РФ — 88, 105.27 или 105.29);
  • какая информация нужна и какими документами её подтвердить;
  • срок в рабочих днях, в течение которого нужно ответить на требование.

При необходимости в этом же документе налоговики могут потребовать внести исправления в проверяемый отчёт.

Печать на бумажных требованиях не ставят, есть только подпись работника ИФНС.

Требование о пояснениях не всегда бывает связано с камеральными и выездными налоговыми проверками. Например, ИФНС часто просит обосновать, почему зарплаты у работников ниже, чем среднеотраслевые или почему они снизились.

Требование о представлении документов (информации)

Во время камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить у вас дополнительные документы. Вы получите требование, в котором указывают:

  • основание, по которому направлено требование — ст. 93 НК РФ;
  • срок передачи в ИФНС документов;
  • какие именно нужны документы или информация.

Точного перечня того, что может потребовать инспекция, нет. Документы могут быть любые и в любом количестве. Но они должны быть связаны с расчётом и уплатой налогов и относиться к предмету проверки.

В ответ на требование вы должны передать в ИФНС бумажные копии документов, но иногда налоговикам нужны именно оригиналы. В этом случае они должны оформить уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомиться с оригиналами инспекторы могут только на территории налогоплательщика.

Все проверки проводят в ограниченные законом сроки. Запрашивать документы после окончания проверки налоговая не имеет права. Но может назначить дополнительные мероприятия — до одного месяца после проверки. В этот период вы можете получить требование о представлении документов. Оно оформляется в общем порядке.

Требование может поступить и вне рамок проверки вашего предприятия. Например, когда налоговики проверяют вашего контрагента и нужна информация или документы по нему или по конкретной сделке. Такую проверку часто называют встречной.

Уведомление о вызове в налоговый орган

При камеральной проверке вас могут вызвать в налоговую инспекцию для устных пояснений. В этом случае вам пришлют уведомление о вызове в налоговый орган. В нём должны быть:

  • адрес налоговой инспекции и номер кабинета, в который вас вызывают;
  • дата явки и режим работы;
  • подробное описание цели вызова.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ вызывать для устных пояснений могут по вопросам уплаты налогов, в связи с налоговой проверкой и в других случаях, связанных с налоговым законодательством.

Требование об уплате

Требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа пришлют, если вы пропустили сроки уплаты, ошиблись в реквизитах, перечислили в бюджет меньше чем нужно или не заплатили вообще. В таком требовании указывают сумму задолженности и срок, в течение которого её нужно погасить. Если не успеете оплатить, вам могут заблокировать расчётный счёт.

Когда требование считается полученным

Когда инспекторы проводят проверку на территории налогоплательщика, требование вручают лично руководителю или его представителю, под роспись. Срок, в течение которого нужно ответить, отсчитывают со следующего дня.

В остальных случаях есть нюансы:

Сроки ответа на требования

Срок, в течение которого налоговики ждут от вас ответ, указывают в требовании. Например, документы нужно передать в течение:

  • 5 рабочих дней — если запрос связан с проведением налоговой проверки у контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
  • 10 рабочих дней — если документы запрашивают при налоговой проверке (п. 3 ст. 93.1 НК РФ) или вне рамок проверки, по конкретной сделке с контрагентом (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Срок исполнения требования об уплате — 8 рабочих дней, если в нём не указан более длительный срок.

Как отвечать на требования

На любые письменные требования налоговой нужно ответить в указанный срок. На одни можно отвечать в свободной форме, на другие — только по установленной форме.

Если не успеваете подготовить документы

Если на проверку запросили много документов, и вы понимаете, что не успеете их подготовить, нужно письменно сообщить об этом в ИФНС в течение рабочего дня, следующего за получением требования. Отправьте в налоговую уведомление о невозможности представления документов в установленные сроки, в котором укажите:

  • почему вам нужно больше времени на подготовку;
  • дату, до которой вы их отправите (ограничений нет, ставьте любой разумный срок).

В течение двух дней вы получите решение, в котором вам либо продлят срок, либо откажут. Инспекторы не обязаны учитывать ваши обстоятельства, решение они примут на своё усмотрение. На сколько дней продлить срок налоговики тоже решают сами.

Налоговая запросила документы, которых нет

Бывает, что ИФНС ошибочно запрашивает документы по контрагенту, с которым вы никогда не работали. В этой ситуации тоже лучше уведомить инспекцию, почему вы не можете их передать. Ответить нужно в первый рабочий день после получения требования.

У вас требуют документы повторно

  • ИФНС потеряла их из-за обстоятельств непреодолимой силы, например, пожара или наводнения;
  • вы передавали ИФНС оригиналы, которые вам потом вернули.

Налоговая запросила документы за период старше 3 лет

ИФНС может требовать документы по контрагенту за любой период. Тут не действует правило о том, что проверять могут только за 3 предыдущих календарных года. Не давать документы можно лишь в случае, если прошёл срок хранения и они уже уничтожены. В этом случае тоже нужно уведомить ИФНС, по какой причине у вас их больше нет.

Как подготовить бумажные копии документов

Бумажные копии нужно предварительно подготовить по правилам ФНС.

Заверять документы для налоговой у нотариуса не надо. Это может сделать сам ИП, руководитель или его уполномоченный представитель.

Передавать документы в налоговую нужно с сопроводительным письмом. Напишите в нём дату и номер требования, список документов с общим количеством листов. Вместо списка можно составить отдельную опись и приложить к письму. Если несёте документы в налоговую лично, сделайте второй экземпляр описи и попросите инспектора на нём расписаться.

Как ответить на требования о представлении пояснений

Пояснения пишут в произвольной форме и отправляют в электронном виде или на бумаге. Исключение — требование пояснений по ошибкам, противоречиям или несоответствиям в декларации по НДС, если вы обязаны сдавать её в электронном виде. Такие пояснения нужно отправлять только в электронном виде по утверждённому формату.

На требование пояснений по поводу ошибок и расхождений в отчётности в зависимости от ситуации нужно:

К пояснениям можно дополнительно приложить бухгалтерские и налоговые регистры, справки и другие документы, подтверждающие ваши доводы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Если в требовании не указано, какие конкретно ошибки и недочёты выявлены, оно считается незаконным. Пояснения по ним можно не давать. Но лучше сообщите об этом налоговикам письменно, чтобы избежать санкций.

Что будет, если не ответить на требование налоговой

Если вы проигнорировали требование о представлении документов или опоздали его выполнить, это считается налоговым правонарушением, за которое штрафуют:

  • на 200 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • на 400 руб. за каждый документ, если в течение 12 месяцев уже было такое же нарушение (п. 4 ст. 114 НК РФ)
  • на 300 — 500 руб. — должностное лицо организации (по решению суда).

За непредставление пояснений и информации организацию и ИП могут оштрафовать по ст. 129.1 НК РФ — на 5 тыс. руб. За повторное нарушение в течение календарного года штраф вырастет до 20 тыс. руб.

За отказ передать документы или пояснения по контрагенту или за опоздание с их передачей штрафуют по п. 2 ст. 126 НК РФ — на 10 тыс. руб.

Есть ещё один минус. Не отреагировав на требование, вы повышаете шансы на то, что к вам придут с проверкой. Непредставление налоговикам пояснений и документов — это один из общедоступных критериев отбора для включения организаций и ИП в план выездных проверок.

Считается ли налоговое уведомление полученным, если оно отправлено по ошибочному адресу? Спасибо!

В статье 52 НК недавно введена норма: В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Но это противоречит Международной почтовой конвенции, которая является международным договором РФ, Противоречит ФЗ О почтовой связи и Правилам предоставления почтовых услуг.

Везде действует норма: Почтовое отправление принадлежит отправителю до момента вручения его адресату.

Какова практика судов по этому вопросу?

Здравствуйте. До сих пор нет уведомления от ФНС на уплату транспортного налога за 2016. Личного кабинета налогоплательщика у меня нет. Существует ли закон или пункт НК, который обязывает меня в таком случае идти в налоговую и просить у них это уведомление?

Самостоятельно в НК нашел только следующее:

Ст.363 п.3 НК РФ Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового "уведомления", направляемого налоговым органом.

Ст.57 п.4 НК РФ В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Ст.52 п.4 Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Ни слова о том, что налогоплательщик обязан сам бегать за ФНС и просить уведомление.

За мной числится неуплата зем. налога и растут пени, но я не получал из ИФНС никаких документов на оплату. У них на сайте находится ссылка на Ст 52 Налогового кодекса о том что. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Т.е. получается они (допустим отправили, у них есть подтверждение) но я не получил! А значит и оплатить не могу! Что в этой ситуации мне делать?

В 2012-2013 году брал кредит. Некоторое время платил по нему, потом платить перестал.

В 2017 году от налоговой пришло уведомление о том, что банк направил сведения о полученном мною доходе и налоговая требует заплатить налог 13%. Налог платить не отказываюсь.

Но, недавно позвонили коллекторы и требуют долг по этому кредиту. Банк в суд на меня не подавал.

1. Если банк прислала в налоговую уведомление о полученном мною доходе, считается ли что долг мой банк списал?

2. Правомерно ли коллекторы требуют от меня долг, ведь с момента не погашения долга банку прошло более 3-х лет?

Сегодня получила от налоговой заказное письмо, в котором было Решение о привлечении меня к ответственности за налоговое правонарушение (неявка на допрос).

Из Решения следует, что письмо с повесткой на допрос было выслано почтой 04.05.21 по месту регистрации. Я проживаю по другому адресу. Налоговую я не уведомила, что живу по другому адресу. Мне вменяют неявку на допрос при надлежащем уведомлении. По п. 4 ст. 31 НК РФ документы отправленные почтой считаются полученными налогоплательщиком на 6 день от даты отправки налоговой. По месту регистрации проживают родители, они не помнят, что приходило такое письмо от налоговой

Получается, что фактически я не получила и не ознакомилась с письмом, а по закону (по умолчанию) ознакомилась. Таким образом, будучи по закону надлежащим образом уведомленной о повестке на допрос, я не явилась. На какой нормативный акт можно сослаться при обжаловании решения? Заранее спасибо.

Вопрос: Правомерно ли в данном случае требование ГНИ о выплате им пени по недоимке по налогу на имущество физических лиц?

Как мне доказать неправомерность требований ИМНС по взысканию пени?

Мне нужна нормативная база и процедура, как этим воспользоваться.

Мне пришло налоговое уведомление о взимании с меня налога на строение.

Имеется ввиду, что у меня есть квартира в собственности и я должен заплатить за нее налог. С этим всё понятно.

Среди прочего оказалось что у меня есть недоимка за 2002 год и пеня за недоимку в сумме 58 р 71 к. Сумма пени небольшая, но я не считаю, что ГНИ вправе с меня пеню требовать. Хотя бы потому, что почтовые ящики в нашей новостройке повесили только в этом году:-).

Начальник Инспекции МНС считает, что это есть моя непосредственная обязанность, как налогоплательщика - регулярно самому ходить в Инспекцию МНС и интересоваться: "А не должен ли я им чего-нибудь заплатить?" А также быть супер-пупер-юристом и постоянно отслеживать все изменения законодательства РФ на предмет того, чем меня ещё, как налогоплательщика, дополнительно ко всему прочему, обязали.

Я не отказываюсь платить налоги. Но пеню за неправомерное действие (бездействие), которое было правомерным я платить отказываюсь!

Статья 23, Главы 3, Раздела II, Налогового Кодекса РФ говорит об озязанностях налогоплательщиков. В статье нет никаких обязательств относительно обязательного получения квитанции на оплату налога.

Также на одном из сайтов нашел выдержку об обязанностях ИМНС.

"Следует обратить особое внимание на то, что налоги на имущество рассчитывает не сам гражданин, а налоговый орган по месту нахождения объектов налогообложения. Исчисление налогов на имущество физических лиц является обязанностью именно налоговых органов. Они должны собрать сведения о собственности граждан, об инвентаризационной стоимости имущества и рассчитать сумму причитающегося налога. Затем налоговый орган должен вручить гражданину налоговое уведомление на уплату налога. Если физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества-объекта налогообложения, налоговое уведомление на уплату налога гражданин все равно должен получить по месту своего жительства."

Налоговое уведомление, в котором указан размер налога должно быть вручено до 1 августа. Налоговое уведомление должно быть передано лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. В налоговом уведомлении указываются сроки уплаты налога. Налоги на имущество физических лиц отнесены к местным налогам, и сроки уплаты устанавливают представительные органы местного самоуправления. Обязанностью физического лица является уплата налога в установленные сроки. При нарушении сроков уплаты налога с физического лица взимается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки"

Каким актом регулируются вот эти вышеперечисленные обязанности ИМНС?

В 2015 году после развода по решению суда между мной и бывшим супругом было поделено совместно нажитое имущество, а именно производственное здание шиномонтажной мастерской (по 1/2 доле каждому супругу). Свою долю я оформила, получила свидетельство о праве собственности. Я своей долей воспользоваться не имела возможность, т.к. бывший супруг пользовался зданием единолично, получал с него доход (он индивидуальный предприниматель), закон ему не писан. В 2016 году я подала иск на выдел в этом же здании помещения, с требованием выплатить мне компенсации за пользование моей доли с момента регистрации права собственности моей доли, а так же с выплатой компенсации за разницу в площадях, т.к. помещение было меньше по площади, чем 1/2 доли. По решению суда помещение было выделено, право собственности на 1/2 доли завершено, компенсация за разницу в площади и пользование имуществом с бывшего супруга в мою пользу присуждена. Право собственности на помещение я оформила в июне 2016 года. В этом году я получила уведомление с налоговой инспекции с требованием заплатить налог на доходы за полученные выплаты по решению суда в 2016 году. Вопрос: Правомерно ли требование налоговой инспекции? Считаются ли эти выплаты доходом?

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19 марта 2015 г. по делу N 33-1197/2015 (ключевые темы: налог на имущество физических лиц - требование об уплате налога - принудительное взыскание - налоговое уведомление - выдача судебного приказа)

12 октября 2016. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19 марта 2015 г. по делу N 33-1197/2015

Могу ли я тогда как физлицо, вышеуказанное Апелляционное определение СК, применить для себя чтобы ОТМЕНИТЬ Судебный Приказ, а также в дальнейшем требовать отказа в Исковом заявление ИФНС. г.Москвы, на основани пропуска ИФНС. Срока обращения налогового органа в суд: ПОТОМУ, ЧТО:

Согласно НК РФ, уплата налога на имущество физлиц производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за "2017 г." в размере. руб. у ответчика наступила "1 декабря 2018 года". Поскольку к этому времени налог уплачен не был, "1 декабря 2018 года"" следует считать датой, с которой налоговому органу стало известно о недоимке по налогу.

В силу ст. 45 (ч.1) НК РФ (здесь и далее - в редакциях, действовавших на момент спорных правоотношений) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

При этом пропуск налоговым органом сроков направления налогового уведомления (ст. 52 НК РФ) и требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени, установленного положениями ст. 48 НК РФ, и сам по себе не является основанием для восстановления судом срока подачи заявления.

Срок обращения налогового органа в суд за период "2017 г." года в данном случае следует исчислять не с момента просрочки исполнения направленного требования, а исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования, а также минимального срока на исполнение требования, установленного п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 69 (п.п. 4 и 6) НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 (восьми) дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 (шести) дней с даты направления заказного письма.

Срок исполнения требования об уплате налога ответчиком при таких обстоятельствах истек " 15 июня 2019 г., потому что начало срока началось с 15 декабря 2018 г. (с 1 декабря 2018 г. идет срок=6 дней (на доставку Требования)+8 дней (на оплату налога по требованию)=14 дней или " 14 декабря 2018 г".), а окончани срока= 15 декабря 2018 г.+6 месяцев= 15 июня 2019 г.

Поэтому, т.к.истец-ИФНС-обратилось в Суд только 17 июня 2019 г., то у него еще 17 июня 2019 г. истек срок исполнения требования об уплате налога ответчиком!

По правилам п.п.1 и 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, Инспекция ФНС вправе была обратиться в суд с требованием о взыскании с ответчика налога на имущество физических лиц за "2017 г." в размере. руб. и пени не позднее "15 июня 2019 г."., поэтому подачу заявления в суд с указанным требованием "15 июня 2019 г.". следует признать просроченным.

Мои расчеты по просроченной дате подаче ИФНС Заявления в Суд не позже "15 июня 2019 г. верны?

Читайте также: