Как считается налог на имущество в алтайском крае

Обновлено: 22.04.2024

Налоги на землю и имущество – важнейшая часть пополнения местного бюджета. Поэтому, чем больше налогоплательщиков и чем выше налоги – тем объемнее казна за счет простых граждан.
Ставка налога на имущество устанавливается местными властями. Это процент от кадастровой стоимости, который физлицо обязано уплатить государству.
Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году по кадастровой стоимости – важная часть налоговой формулы.

Имущественные налоговые ставки – что это?

Ставки налога по кадастровой стоимости всех видов недвижимости, откуда они берутся и как устанавливаются мы разбирали в отдельной статье (можно почитать по ссылке).

Имущественные налоговые ставки физических лиц регламентируются 32 главой Налогового кодекса.
Cтавка налога на имущество физических лиц – это некая величина, которая устанавливается местными властями как процент от кадастровой стоимости недвижимости (дома, квартиры, студии, недвижимого комплекса, хозблока, бани и др.).

В это список не попадают земельные участки, так как их налогообложение регламентируется отдельно (О налоговых ставках на землю можно почитать тут).

Например, у физического лица есть в собственности квартира, кадастровой стоимостью – 5 млн. рублей. Налоговая ставка, установлена местными властями и равняется 0,1%. По идее, для расчета налога нужно 5 млн. руб. умножить на 0,1% и получится пять тысяч рублей. Но не все так просто. Налоговый кодекс предусмотрел вычеты и льготы, положенные тем или иным категориям граждан, а значит величина налога может быть меньше.

В отношении какого имущества физических лиц устанавливаются налоговые ставки?

  • жилой дом;
  • квартира;
  • комната;
  • гараж, машиноместо;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства и прочая недвижимость.

Какие налоговые ставки по кадастровой стоимости имущества физических лиц приняты в 2021 году

Налог на имущество физические лица платят ежегодно. Так, до декабря 2021 года надо будет заплатить за владение имуществом в 2020 году.

Налоговые ставки по кадастровой стоимости в 2021 году, как и в прошлые годы устанавливаются местными властями, на территории которых находится недвижимое имущество.

За московскую квартиру ставки на имущество физ. лиц устанавливает Москва, а за дом в Подмосковье ставка налога по кадастровой стоимости будет установлена муниципалитетом, на территории которого находится имущество.

Для того, чтобы понять какая ставка налога принята в 2021 году на вашу квартиру или жилой дом, следует найти действующий акт (Постановление, Распоряжение, Решение) местного муниципалитета и выяснить какая ставка применима к вашему имуществу. (Физ. лицам это делать не обязательно, так разве что из любопытства, – ведь о налогах на имущество к ним приходит уведомление из местной ФНС).

Существуют общие правила, которые муниципальные власти должны строго соблюдать – размеры ставок на имущество не должны превышать тех размеров, что установлены налоговым кодексом.

Правило 1 – Налоговые ставки на имущество физических лиц НЕ должны превышать

Вид имущества Ставка по НК РФ (%) Размер ставки муниципалитетов от…до (%)
Жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машиноместа, единые недвижимые комплексы, недостроенные жилые дома,
хоз. постройки – площадью до 50 кв. м
0,1 0 – 0,3
Недвижимость, кадастровая стоимость которой свыше 300 млн.руб.
Имущество, которое состоит на специальном учете- входит в перечень (предназначено для осуществления какой-либо деятельности (офисы, производство и др.)
2 0 – 2
Прочее имущество физ. лиц 0,5 0 – 0,5


Правило 2 - Налоговые вычеты

При расчете налога из налоговой базы (кадастровой стоимости) вычитается:

Наименование объекта недвижимости Единица для уменьшения налоговой базы
Квартира, часть жилого дома 20 кв. м
комната 10 кв. м
Жилой дом 50 кв. м
Единый недвижимый комплекс 1 млн. руб.

Это значит, что за часть квартиры (комнаты, дома) вы не обязаны платить налог.

Пример: исчисляем налог на квартиру:
Площадь – 40 кв. м
Кадастровая стоимость – 4 млн. руб. (100 тысяч за 1 кв.м)
Налоговая ставка – 0,1%.
Формула расчета: (40-20)*100 000*0,1%= 2 000 руб.
Та же самая формула применима к другим видам недвижимости, с учетом конкретных особенностей.

Правило 3 - Налоговые льготы

Правило 4 – Налоговый период

Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году по кадастровой стоимости устанавливается на налоговый период. А как быть, если вы стали владельцем имущества, предположим только в ноябре 2020 года? Неужели надо платить налог за весь год?

Если вы приобрели имущество – то значит вы приобрели и необходимость уплаты налога за него, но только с момента приобретения. То есть, при расчете налога налоговики учтут, сколько полных месяцев вы владеете имуществом (если недвижимость куплена до 15 числа месяца, значит этот месяц будет учитываться как полный) и оплачивать налог придется только за месяцы владения (общая сумма налога делится на 12 месяцев и умножается на количество месяцев вашего владения).

Заключение

Налоговые ставки на имущество физических лиц – величина не постоянная. Однако местные власти не могут их увеличить по своему усмотрению, без учета федеральных правил. Приобретая имущества в том или ином районе, лучше выяснить, какие налоговые ставки по кадастровой стоимости приняты муниципалитетом, насколько часто размеры налоговых ставок меняется и не будет ли налог на недвижимость высоким. Также следует учесть налоговые вычеты и льготы. Все эти нюансы важны для того, чтобы понимать какое бремя расходов ляжет на вас с учетом кадастровой стоимости и налоговых ставок приобретенной недвижимости.


В Барнауле прошел митинг, участники которого требовали от городских властей снижения налога на имущество.

Кто и как получит уведомления?

Остальным владельцам недвижимости уведомление пришлют по почте, кроме тех, у кого платеж составляет менее 100 рублей.

Массовая рассылка писем с уведомлениями начнется в конце сентября. В 2018 году ее будет проводить Волгоградский филиал ФНС — этот отправитель будет указан на почтовом конверте.

Как рассчитывается размер налога?

Сумма налога на имущество физлиц в Алтайском крае рассчитывается так: инвентаризационная стоимость жилья (не путать с кадастровой или рыночной) умножается на коэффициент-дефлятор, а затем полученная сумма — на ставку налога (ее устанавливает муниципалитет).

Что такое коэффициент-дефлятор?

Коэффициент-дефлятор ввели в 2014 году на федеральном уровне приказом Минэкономразвития. Он определяется на один год и един для всех регионов. На 2017 год (именно за него мы платим сейчас налог) он составляет 1,425. То есть по сути базовая инвентаризационная стоимость жилья при начислении налога умножается почти в 1,5 раза.

Почему выросла сумма налога?

Основных причины — две.

1. В 2017 году коэффициент-дефлятор составил 1,425. Годом ранее он составлял 1,329.

Пример 1. Исходим из того, что базовая инвентаризационная стоимость жилья составляет 500 тыс. рублей.

2017 год:

500 тыс. рублей х 1,329 (коэффициент-дефлятор) = 664,5 тыс. (сумма, на которую начисляется ставка налога).

664,5 тыс. х 0,5% (ставка для объектов по стоимости от 500 до 800 тыс.) = 3322,5 рублей (сумма к оплате)

2018 год:

500 тыс. х 1,425 = 712,5

712,5×0,5% = 3562,5 рублей

Рост — 240 рублей при сохранении базовой стоимости жилья.

Пример 2. Исходим из того, что базовая инвентаризационная стоимость жилья 600 тыс. рублей.

2017 год:

600 тыс. х 1,329 (коэффициент-дефлятор) = 797,4 тыс. (сумма, на которую начисляется ставка налога).

797,4 тыс. х 0,5% (ставка для объектов по стоимости от 500 до 800 тыс.) = 3987 рублей к оплате.

2018 год:

600 тыс. х 1,425 х = 855 тыс.

855 тыс. х 0,88% (ставка для объектов стоимостью от 800 тыс. до 1,5 млн) = 7524 рубля к оплате.

Рост — 3537 рублей при сохранении базовой стоимости жилья.


открытые источники (CC0)

Что, если в собственности несколько объектов?

В этом случае и коэффициент, и ставка налога умножаются на их общую инвентаризационную стоимость. Именно поэтому больше всего повышение размера платежей почувствовали на себе такие владельцы.

Где можно узнать инвентаризационную стоимость?

Инвентаризационную оценку объекта можно узнать:

  • в органах БТИ,
  • в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС,
  • в уведомлениях на уплату налога (указанную там сумму нужно разделить на 1,425 — коэффициент-дефлятор),
  • в документах купли-продажи жилья, если сделка прошла после 1 января 2012 года (не касается новостроек, в отношении них указывается только кадастровая стоимость).

Платят ли налог на имущество собственники квартир в новостройках?

Нет. Новое жилье, введенное в эксплуатацию после 2012 года (тогда прошла последняя переоценка инвентаризационной стоимости), имеют только кадастровую стоимость. Исходя из нее в нашем регионе налог на имущество не исчисляется.

Когда в Алтайском крае могут начать считать налог по кадастровой оценке?

Во-первых, здесь не применяется коэффициент-дефлятор. Во-вторых, новая система предполагает систему налоговых вычетов:

  • на 20 кв. м — для квартиры,
  • на 50 кв. м — для жилого дома,
  • на 10 кв. м — для комнаты.

Когда нужно оплатить?

До 3 декабря 2018 года.

Какие ставки налога на имущество в Барнауле?

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения для жилья
Ставки налога



Деятельность


Кадастровая оценка


Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости


Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости

Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости

Сведения о кадастровой стоимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), можно узнать, получив выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (форма выписки утверждена приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975).

Публичная кадастровая карта содержит сведения Единого государственного реестра недвижимости. Нужный объект можно найти на карте по кадастровому номеру, а также использовать расширенный поиск. По каждому объекту недвижимости, данные о котором содержит сервис, можно узнать общую информацию, в том числе площадь и кадастровую стоимость объекта, а также характеристики объекта и кто его обслуживает. Информация сервиса является справочной и не может быть использована в виде юридически значимого документа.

В данном случае можно узнать включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки сведения о кадастровой стоимости в случаях:

1) определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках государственной кадастровой оценки;

2) определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Рассчитать налог на имущество физических лиц можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС России .

Как пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости

Информация о проведении государственной кадастровой оценки в субъектах Российской Федерации размещена в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Такие результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

  • юридическими и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц;
  • органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением отдельных случаев).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании.

Заявление может быть подано в комиссию путем его направления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр.

Заявление может быть подано лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

Заявление можно подать со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки, по итогам оспаривания кадастровой стоимости или в результате определения кадастровой стоимости в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений.

К заявлению необходимо приложить:

  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Заявление не принимается к рассмотрению без приложения указанных документов. К заявлению об оспаривании могут также прилагаться иные документы.

Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержден приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 № 620.

По каждому планируемому к рассмотрению на заседании комиссии заявлению об оспаривании на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии размещается следующая информация:

  • дата, время и место проведения заседания комиссии;
  • фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя (если заявление подано физическим лицом);
  • наименование юридического лица, его место нахождения и основной государственный регистрационный номер (если заявление подано юридическим лицом);
  • наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, его место нахождения (если заявление об оспаривании подано указанными органами);
  • кадастровый номер объекта (кадастровые номера объектов) недвижимости, в отношении которого (которых) подано заявление об оспаривании, место (места) нахождения указанного объекта (указанных объектов) недвижимости.

Срок рассмотрения комиссией заявления не может превышать тридцати дней со дня его поступления.

Комиссия вправе принять:

решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

решение об отклонении заявления об оспаривании.

В случае принятия комиссией решения об отклонении заявления об оспаривании в таком решении должно быть указано его обоснование.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов. Голосование по всем вопросам проводится открыто в присутствии лиц, принимавших участие в заседании комиссии.

Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования.

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решение комиссии считается принятым в пользу заявителя.

Решение комиссии может быть оспорено в суде.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

  • физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
  • юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
  • органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в отдельных случаях – в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования).

Оспаривание кадастровой стоимости в суде осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

Причем для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Однако для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пересмотр результатов определения кадастровой стоимости в суде возможен только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (заявление), поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление не рассмотрено комиссией в течение месяца с даты его поступления.

Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии является:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
  • Для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии заявителю необходимо подать заявление.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (информацию о таком заказчике размещена в фонде данных государственной кадастровой оценки) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации), если стоимость определена в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

К заявлению необходимо приложить:

  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений;
  • отчет об оценке объекта оценки, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (далее – отчет об определении рыночной стоимости), в случае, если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению также могут прилагаться иные документы.

Заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Если основанием подачи заявления была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  • об отклонении заявления в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
  • о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае если заявление подано на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  • об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • об отклонении заявления.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.

Голосование по всем вопросам проводится открыто. Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования.

Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

отчет об оценке рыночной стоимости, составленный в форме электронного документа, на основании которого пересмотрена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации);

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

- Отмена единого налога на вмененный доход в нынешних экономических условиях приведет к закрытию тысяч предприятий малого бизнеса, - уверен председатель правления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц. - Мы помним, как больно ударило по предпринимательству резкое повышение страховых взносов. Сегодня, с учетом роста НДС и имущественных налогов, нагрузка на МСП уже зашкаливает. Мы обратились во все инстанции с просьбой пролонгировать действие ЕНВД, ведь его вводили как инструмент поддержки, и он действительно был таковым.

В управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры корреспонденту "РГ" подтвердили, что ЕНВД очень востребован в регионе - им пользуется большая часть предпринимателей.

- Поскольку в 2021 году эта налоговая система полностью завершит свое действие, мы должны создать в крае максимально благоприятные условия для перехода на другие налоговые режимы, - пояснил начальник управления Александр Евстегнеев. - Уже создана рабочая группа. Мы планируем отрегулировать патентную систему, варьируя ставки и коэффициенты. Можно также снизить ставки по упрощенной системе налогообложения. Кроме того, надеемся, что с 1 июля 2020 года край сможет ввести налог на самозанятых - это будет хороший инструмент для микробизнеса.

По словам председателя совета регионального отделения "Опоры России" Евгения Госькова, предприниматели, не дожидаясь прекращения действия ЕНВД, начали переходить на "упрощенку", а не на патенты. Почему же буксует патентная система? Во-первых, она распространяется только на ИП, малые предприятия ею пользоваться не могут. Во-вторых, патент, в отличие от "упрощенки", не включает страховые взносы. Их надо платить отдельно, что значительно повышает налоговую нагрузку. Поэтому "Опора России" предлагает на федеральном уровне внести поправки в закон о патентной системе - распространить ее на микропредприятия и включить в нее страховые взносы.

У регионов также есть возможность сделать патенты более привлекательными для бизнеса. Можно снизить ставки, пересмотреть размер потенциально возможного годового дохода, с которого уплачивается налог, уменьшить или отменить повышающие коэффициенты за использование труда наемных работников.

- Не дело, когда стоимость патента увеличивается в 1,4 раза за одного наемного работника, в два раза - за двух и так далее. Ведь выручка не растет пропорционально количеству сотрудников. К тому же это официальная занятость, заработная плата. Тут нужно не повышать, а снижать стоимость патента. Или хотя бы не увеличивать, - уверен Евгений Госьков.

Алтайское отделение "Опоры России" предлагает существенно уменьшить ставку и по упрощенной системе налогообложения - с шести до трех процентов от доходов. При этом 15-процентный налог на "доходы минус расходы" можно и не снижать, поскольку им пользуется всего один-два процента предпринимателей. Непопулярен он потому, что достаточно сложно документально подтверждать все расходы. Если бы по "упрощенке" сделали единую для всех ставку в три процента на доходы, она могла бы заменить единый налог, говорят предприниматели. Сегодня такая сниженная ставка действует только для "экзотических" и нераспространенных бизнесов, как например, валяние обуви из войлока.

Евгений Госьков напомнил, что фискальная нагрузка на бизнес вырастет уже в этом году, поскольку с 1 января 2020-го расширился список имущества, налоги за которое предприниматели будут платить по кадастровой стоимости. "Проблема в том, что в Алтайском крае установлена максимальная ставка налога на имущество в два процента. К тому же регион - один из девяти субъектов РФ, где нет никаких льгот и вычетов при его уплате. Наши предприниматели платят за имущество по полной, даже если не ведут деятельность. Поэтому мы предлагаем региональным властям обратить внимание и на эти платежи", - подчеркнул он.

Юрий Фриц, председатель правления Алтайского союза предпринимателей:

- У региональных властей есть инструменты, чтобы создать благоприятный налоговый климат для развития предпринимательства, но они ограничены федеральными нормами. Хотя если будет доработана патентная система, снижены вдвое ставки по "упрощенке", это даст положительный эффект. Но я сомневаюсь, что такие решения будут приняты с учетом высокой дотационности Алтайского края. Власти почему-то озабочены только выпадающими бюджетными доходами при снижении налоговой нагрузки и не учитывают, что сегодня уже идут деструктивные процессы сокращения числа предпринимателей и малых предприятий. Но мы все-таки ждем позитивных результатов работы комиссии по либерализации налоговых режимов.

С 2020 года в Алтайском крае все налоги на недвижимое имущество физических лиц будут рассчитывать по кадастровой стоимости.

Фото: Pixabay

В 2009 году в регионе впервые была проведена масштабная оценка земель населенных пунктов, повлекшая судебные разбирательства. Через пять лет провели переоценку, и налогоплательщики вновь увидели в платежках суммы, в два-три, а то и в десять раз превышающие предыдущие налоговые начисления. Процесс оспаривания продолжается до сих пор.

Так, по данным управления Росреестра по Алтайскому краю, за девять месяцев 2019 года в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости было подано 583 заявления. Cвыше 70 процентов удовле-творены, то есть две трети заявителей смогли снизить кадастровую стоимость своих земельных участков, а вместе с ней - и суммы налога.

Массовые ошибки специалисты связывают с тем, что до 2019 года оценку проводили коммерческие фирмы из других регионов, которые, выиграв тендер, устанавливали кадастровую стоимость земельных участков на глазок, даже не выезжая в Алтайский край. Теперь оценку проводят уже эксперты специально созданного в крае центра недвижимости и государственной кадастровой оценки. Они подсчитали стоимость не только объектов капитального строительства, но и земельных участков промышленного и сельхозназначения, а в следующем году переоценят земли населенных пунктов.

- Мы ожидаем, что она будет более приближена к рыночной стоимости, и такого массового оспаривания, как в предыдущие годы, уже не вызовет, - прокомментировал ситуацию корреспонденту "РГ" эксперт по независимой оценке недвижимости Александр Шуликов. - На кадастровую оценку Алтайский край начал постепенно переходить десять лет назад, и пока он только нарабатывает опыт. Думаю, что в дальнейшем, когда технология ее проведения будет отработана, количество ошибок сведется к минимуму.

- Управление имущественных отношений Алтайского края утвердило результаты массовой переоценки 2019-го своим приказом. Они вступят в силу 1 января 2020 года. Вместе с тем внесенный в Госдуму законопроект о совершенствовании процедуры кадастровой оценки предполагает оспаривание результатов через Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки - сообщил руководитель управления Росреестра по Алтайскому краю Юрий Калашников.

Принятый Алтайкрайимуществом приказ об утверждении государственной кадастровой оценки, проведенной в 2019 году, уже опубликован в официальных источниках. Но, скорее всего, владельцы недвижимости начнут обращаться с жалобами, когда получат квитанции на уплату налогов, рассчитанных по-новому. Физическим лицам такие платежки придут только в середине 2021 года, а вот предпринимателям и предприятиям придется внести новые суммы уже в первом квартале 2020-го.

- Мы ожидаем повышения налоговой нагрузки на бизнес в связи переоценкой недвижимости, - отметил председатель совета Алтайского краевого отделения общероссийской общественной организации "ОПОРА России" Евгений Госьков. - Это связано не столько с ошибками оценки, сколько с самой методологией расчета кадастровой стоимости, которая не учитывает региональных особенностей.

Налоговая нагрузка может вырасти не только из-за переоценки недвижимости, но и за счет новых ставок. Муниципалитеты до конца года должны утвердить ставку налога для населения. В более половины городов и районов это уже сделали, причем в Барнауле и Бийске депутаты установили максимальный размер, хотя его можно варьировать от 0 до 0,3 процента от кадастровой стоимости.

Фото: iStock

- Поскольку сейчас идет переоценка имущества, то налоговая база еще не сформирована, и сложно оценить налоговую нагрузку, - пояснил председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Барнаульской городской думы Андрей Солодилов. - Поэтому пока мы установили ставку 0,3 процента на жилье и гаражи. В 2020 году, когда налоговая база будет сформирована с учетом новой кадастровой стоимости имущества, размеры ставок могут быть снижены. Физические лица начнут платить этот налог только в 2021 году, поэтому у нас есть время для корректировки.

По оценке барнаульских депутатов, налоговая нагрузка на горожан не должна существенно вырасти. "Так, платеж за однокомнатную квартиру в хрущевке сейчас составляет около 300 рублей, а в 2021-м он будет примерно 500 рублей в год. В отношении индивидуального жилья, наоборот, ожидаем значительного снижения", - отметил Андрей Солодилов.

Кроме того, начнут действовать налоговые вычеты, которые позволят уменьшить платежи для населения. Так, для индивидуальных жилых домов вычет составляет пятьдесят квадратных метров, для квартир - двадцать, комнат - десять квадратных метров. То есть при площади дома, например, в 100 "квадратов" налог будут взимать только с половины его стоимости. А для физлиц, у которых при переходе на кадастровую стоимость платеж заметно увеличится, предусмотрены "скидки". В 2021 году налог не может вырасти более, чем на двадцать процентов, в 2022-м - на сорок, а с 2023 года и далее - на десять процентов.

- Для граждан рост налога законодательно ограничен, а вот для бизнеса никаких льгот не предусмотрено, - подчеркнул Евгений Госьков. - Поэтому увеличение налоговой нагрузки обусловлено не только выросшей кадастровой стоимостью некоторых объектов недвижимости, но и утвержденной в Алтайском крае максимальной ставкой налога на имущество - два процента от кадастровой стоимости. Кроме того, расширен перечень коммерческих объектов, налог на которые с 2020 года придется платить с кадастровой стоимости, а не как раньше, с остаточной балансовой стоимости.

Предприниматели полагают, что увеличение налоговой нагрузки с учетом предстоящей отмены льготной системы налого-обложения (единого налога на вмененный доход) и выросших тарифов только усугубит и без того непростое положение малого бизнеса.

Юрий Фриц, председатель правления Алтайского союза предпринимателей:

- Нам пока сложно отметить, насколько объективно проведена оценка недвижимости в этом году. Не хотелось бы, чтобы повторилась история, когда после двух предыдущих кадастровых оценок предпринимателям приходилось в массовом порядке оспаривать ее результаты. Уже понятно, что налоговая нагрузка в следующем году вырастет, но главное, чтобы это был не резкий скачок. В последнее время новации только ухудшают условия для развития предпринимательства. Хотя мы давно говорим, что постоянная смена правил игры, увеличение налоговой и фискальной нагрузки пагубно сказывается на малом бизнесе.

Юрий Калашников, руководитель управления Росреестра по Алтайскому краю:

- Новый законопроект о совершенствовании процедуры кадастровой оценки, внесенный в Госдуму, ориентирован на собственника. Так, в случае уменьшения кадастровой стоимости налоги будут исчисляться с даты установления первоначальной стоимости. А в случае увеличения - с 1 января следующего года, то есть с нового налогового периода.

Читайте также: