Налоговое бремя хозяйствующего субъекта понятие и методы расчета

Обновлено: 17.05.2024


Учитывая анализ налоговых поступлений в бюджет РФ, каждый хозяйствующий субъект должен рассчитывать свою налоговую нагрузку без ущерба для бюджета РФ. Существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, различающиеся как по числу налогов, включаемых в расчет, так и интегральным показателем, с которым соотносится сумма налога. В статье рассмотрен выбор оптимального метода расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта, в рамках действующего законодательства РФ.

Ключевые слова: налоговое бремя, хозяйствующие субъекты, оптимизация, методики расчета налоговой нагрузки.

Данные Федеральной налоговой службы обновляются ежегодно и представляются на официальном сайте ФНС.

В таблице 1 систематизированы данные по формам статистической отчётности, а именно отчеты о начислении к уплате и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года.

Начислено куплате, поступление налогов, сборов ииных обязательных платежей (тыс. рублей)

Регионы

Федеральные налоги исборы

Региональные налоги

Местные налоги

Налоги, относящиеся кспециальным налоговым режимам

Как видно из таблицы, были выбраны 5 регионов Российской Федерации: Московская область, Самарская область, Пермский край, Республика Марий-Эл, Республика Алтай.

Выбор этих регионов обусловлен тем, что они удалены друг от друга, у них разно-развитая инфраструктура, численность населения и площадь не равнозначны, в разных регионах экономическая направленность сосредоточена по разным видам деятельности.

Рассмотрим доли поступивших и начисленных к уплате налогов и сборов в разрезе, относительно всей Российской Федерации в таблице 2.

Доля поступивших иначисленных куплате налогов исборов относительно всей Российской Федерации

Регионы

Структура,%

Федеральные налоги исборы

Региональные налоги

Местные налоги

Налоги, относящиеся кспециальным налоговым режимам

Учитывая данные в таблице 2, найдем доли в разрезе по всем пунктам. Для полной оценки примем за 100 % совокупность всех налогов.

Из таблицы видно, что по отношению ко всем поступлениям, наибольшую долю федеральных налогов и сборов занимает Московская область-4,12 %, второе место занимает Самарская область- 2,37 %, третье место — Пермский край- 2 %, далее Республика Марий-Эл- 0,1 %, наименьшую долю поступлений федеральных налогов и сборов, относительно всей Российской Федерации, занимает Республика Алтай- 0,03 %. Приведённые данные представим графически на рисунке 1.


Рис. 1. Поступления федеральных налогов и сборов

В диаграмме представлены данные федеральных налогов и сборов, где видно, что наибольшая доля поступлений приходится на Московскую область, а наименьшая доля приходится на Республику Алтай.

По представленным результатам в таблице 2 видно, что наибольшая доля поступлений региональных налогов и сборов приходится на Московскую область — 5,11 %. Второе место — Самарская область- 1,88 %. Третье место — Пермский край- 1,43 %. Далее Республика Марий-Эл- 0,24 %. Наименьшую долю, относительно всех поступивших региональных налогов и сборов, занимает Республика Алтай- 0,04 %. Представим графически на рисунке 2, доли поступивших региональных налогов и сборов.


Рис. 2. Поступления региональных налогов и сборов

На рисунке представлены данные региональных налогов и сборов, где видно, что наибольшую долю поступлений занимает Московская область, а наименьшую Республика Алтай.

На рисунке 3 графически представим, доли налоговых поступлений в разрезе местных налогов и сборов.


Рис. 3. Поступления местных налогов и сборов

Из рисунка видно, что первое место поступлений в разрезе местных налогов и сборов, относительно всей Российской Федерации, занимает Московская область — 14,96 %. Второе место — Самарская область- 2,49 %. Третье место — Пермский край- 1,71 %. Далее Республика Марий-Эл- 0,10 %. Наименьшая доля поступлений в разрезе местных налогов и сборов приходится на Республику Алтай- 0,06 %.

Налоговые поступления, относящиеся к спец. режимам, представлены на рисунке 4, где видно, что наибольшую долю занимает Московская область- 5,33 %. Второе место — Самарская область- 1,28 %. Третье место занимает Пермский край- 1,15 %. Далее Республика Марий — Эл-0,24 %. Наименьшую долю, в разрезе налоговых поступлений, относящихся к специальным налоговым режимам, занимает Республика Алтай- 0,07 %.


Рис. 4. Налоговые поступления, относящиеся к спец. Режимам

Доля налоговых поступлений в структуре по Московской области преобладает над остальными, это связано с высокоразвитой инфраструктурой. Второе место поступлений по всем налогам и сборам занимает Самарская область, большая часть налоговых отчислений приходится от промышленных сфер деятельности, т. к. налоговая нагрузка от этой сферы достаточно высока. В Пермском крае также преобладает промышленная сфера, но хозяйствующих субъектов значительно ниже по сравнению с Самарской областью, но территориальная удаленность от Московской области, где наибольшая доля налогов, меньше. В Республике Марий Эл основные виды деятельности связаны с вооруженными силами РФ. Республика Алтай — наиболее удаленный от столицы РФ регион.

Абсолютные иотносительные отклонения

Регионы

Федеральные налоги исборы

Региональные налоги

Местные налоги

Спец. режимы

Из анализа абсолютных отклонений видно, что налоговое бремя велико для уплаты начисленных налогов. Однако спец. режимы, чье налоговое бремя более оптимизированно, покрывает все начисленные к уплате налоги и сборы.

Представим графически относительные отклонения на рисунке 5.


Рис. 5. Относительное отклонение

На рисунке представлены относительные отклонения налоговых поступлений и начисленных к уплате налогов и сборов, где Ф — Федеральный бюджет, Р — Региональный бюджет, М — Местный бюджет, С.Р — налоговые поступления от применения спец. режимов.

Анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод, что налоговое бремя по федеральным налогам и сборам тяжело для Самарской области и Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2019.

По региональным налогам, с налоговым бременем справляется лишь Республика Марий-Эл, как остальные не в состоянии покрыть начисленные к уплате налоги и сборы.

Из анализа относительных изменений местных налогов видно, что налоговое бремя не посильно для Московской области, Самарской области, Пермского края, Республики Алтай.

Для анализа деятельности предприятия на предмет рискованности ФНС использует ряд оценочных критериев. Налоговая нагрузка используется ФНС России при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки. Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@).

В приложении приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ представлена налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. Проводя оценку этой таблицы, можно сделать вывод, что наибольшая налоговая нагрузка на 2018 год приходиться на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, а наименьшая на производство химических веществ и химических продуктов. Максимальная фискальная налоговая нагрузка по страховым взносам за аналогичный год у деятельности почтовой связи и курьерской деятельности, минимальная у производства кокса и нефтепродуктов.

Проиллюстрируем абсолютные изменения налоговой нагрузки на рисунке 6.


Рис. 6. Абсолютные изменения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

По представленным данным видно, что наибольшим изменениям подверглась добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — налоговая нагрузка увеличилась на 7,1. Производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — налоговая нагрузка снизилась на 6,5. Стабильными остались: производство текстильных изделий, одежды, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство прочей неметаллической минеральной продукции.

Существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, различающиеся как по числу налогов, включаемых в расчет, так и интегральным показателем, с которым соотносится сумма налога.

При налоговом планировании на уровне организации оценку проводимых мероприятий следует производить с учетом особенностей деятельности хозяйствующего субъекта сферы, в которой он функционирует, налогового режима и других показателей.

Выделим основные методы расчета налогового бремени в таблице 4.

Основные методы расчета налогового бремени

Авторы методов

Формулы расчета

Характеристика расчета налоговой нагрузки

Департамент налоговой политики Минфина России


где НБ — налоговое бремя;

Н.общ — общая сумма налогов;

В.общ — общая сумма выручки от реализации

Определяется как отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг)


где В — выручка от реализации;

Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;

Пч — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

Сопоставление налога и источника его уплаты, где интегральным показателем выступает прибыль экономического субъекта

А. Кадушин, Н. Михайлова


где Нс — сумма налогов в совокупном объеме;

ЧП — чистая прибыль;

Ча — чистые активы предприятия

Доля отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным хозяйствующим субъектом


где Дн — относительная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи;

СО — отчисления на социальные нужды; ВСС — вновь созданная стоимость

Абсолютная налоговая нагрузка определяется как отношение налогов и сборов, подлежащих перечислению в бюджет, ко вновь созданной стоимости (относительная налоговая нагрузка)


где T — налоговая нагрузка;

ST — сумма налогов;

TY — размер источника средств уплаты налогов

Отношение суммы налогов и других обязательных платежей к размеру источника средств их уплаты (выручка от реализации, прибыль в процессе ее формирования)


где Ни — налоговые издержки

Соотношение налоговых издержек и соответствующей группы по источнику покрытия

Стоит отметить, что универсального метода расчета быть не может, так как экономические условия хозяйствования налогоплательщиков в разных сферах деятельности (а также с учетом региона) значительно отличаются друг от друга. В то же время применение методики Минфина РФ позволяет сравнить в среднем уровень налоговой нагрузки в экономике по сферам деятельности.

На основе проведенного анализа рассмотрим практическое применение планирования и оптимизации налогового бремени хозяйствующего субъекта, в рамках действующего законодательства РФ.

В структуру лизингового платежа входят:

− ежегодная сумма амортизационных отчислений;

− проценты за кредит (процентная ставка 10 %);

− сумма налога на имущество 2,2 %;

− комиссионное вознаграждение в размере 1,5 % от балансовой стоимости имущества на начало года.

В соответствии с классификацией основных средств указанное здание относится к девятой амортизационной группе, со сроком полезного использования от 25 до 30 лет. Установлен срок полезного использования здания — 360 месяцев (30 лет). Учитывая, что приобретаемое здание является объектом основных средств, бывшим в употреблении, в соответствии с п.7 ст.258 НК РФ, норма амортизации по этому имуществу определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Таким образом, в соответствии с п.2 ст.259.1 НК РФ, норма амортизации такого основного средства будет определяться по формуле (1):


, (1)

где: К — норма амортизации в процентах от первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества;

N — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах;

T — период (количество месяцев) нахождения приобретенного объекта основных средств в эксплуатации у предыдущих собственников.

Месячная норма амортизации:


Расчет налога на имущество и компенсационного вознаграждения представлен в таблице 5.

Расчет налога на имущество икомиссионного вознаграждения, руб.

Читайте также: