Налоговое администрирование в великобритании

Обновлено: 19.05.2024

Налоговое администрирование выступает неотъемлемым элементом системы государственного управления налоговыми отношениями любой страны. В большинст­ве стран налоговая администрация или налоговое ведомство является, как правило, составной частью министерства финан­сов, сохраняя при этом некоторую автономность в осуществлении своих функций. В США и Великобритании к этому аппарату относится Служба внутренних доходов (СВД), во Франции – Главное налоговое управление (ГНУ), в Герма­нии – Федеральное налоговое управление и налоговые управ­ления земель и т. д. [1, c. 7].

Структура СВД США выстроена с ориентацией на четыре крупные категории налогоплательщиков:

  • налогоплательщики, которые имеют только трудовые доходы и доходы от инвестиций;
  • представители малого бизнеса, включая предпринимателей без образования юридического лица;
  • крупные предприятия;
  • налогоплательщиков, освобожденных от налогообложения (так называемые пенсионные программы, некоммерческие организации, органы власти штатов) [3].

Построение налогового ведомства с ориентацией на обслуживание четырех упомянутых категорий налогоплательщиков позволило сократить количество промежуточных звеньев управления и ускорить прохождение информации по вертикали. Это облегчило понимание задач административным руководством и позволило добиться общего повышения ответственности исполнителей. Организация работы с определенной категорией налогоплательщиков, имеющих примерно одинаковые отношения с налоговой службой, позволила быстро распознавать возникающие проблемы, находя наиболее оптимальные способы их решения, и вырабатывать адекватную реакцию налоговых органов.

В США существует три вида налоговых проверок: заочная (проводится путем направления документов в Контрольное управление СВД по почте); камеральная (проводится по месту нахождения СВД); выездная (проводится по месту нахождения налогоплательщика) [2, c. 15]. Выбор вида налоговой проверки зависит от комплекса и сложности поставленных вопросов. Как правило, камеральные налоговые проверки проводятся только в отношении налоговых деклараций и не затрагивают текущие вопросы осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Выездные налоговые проверки предназначены для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц и проводятся в месте осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов. Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами.

По законодательству США при проведении налоговой проверки СВД практически ничем не ограничена в возможности истребовать у налогоплательщика различные документы и иные источники информации. Так, помимо бумажных носителей налоговый инспектор может оценивать и иные материальные носители информации (например, аудио- и видеозаписи и др.).

Многочисленные права налоговых инспекторов США компенсируются принципами налогового контроля, которые проверяющие обязаны соблюдать. Вместе с тем при проведении налоговых проверок налогоплательщикам законодательно предоставлен ряд гарантий.

Начнем с того, что существует запрет на некоторые виды запросов о проведении налоговой проверки, то есть определенные лица государства не вправе обращаться с запросами в СВД о проведении или прекращении проведения налоговых проверок, а также как-то влиять на ход проведения проверок в отношении конкретных налогоплательщиков.

Законодательство также обязывает СВД предоставлять налогоплательщику точную информацию о порядке взыскания налогов, процедуре обжалования, правах налогоплательщика и даже о номерах телефонов налоговых инспекций СВД на местах [5].

Еще один важный момент: СВД не может использовать такой метод выявления незадекларированных доходов, как установление финансового положения налогоплательщика. Иными словами, налоговый инспектор не может, проанализировав финансовое положение налогоплательщика, сделать вывод о том, что налогоплательщик не задекларировал свои доходы[5].

Наконец, еще одна гарантия: СВД не может настаивать на том, чтобы налогоплательщик отказался от своего права на оспаривание актов и действий СВД и ее налоговых инспекторов. Однако отказ возможен, если он заявлен налогоплательщиком добровольно и осознанно, или налогоплательщик надлежащим образом информировал о нем своего адвоката или иного представителя[4].

В настоящее время, для многих стран с высоким уровнем информатизации налогового администрирования, характерны следующие перспективные направления информационного обслуживания налоговых органов и налогоплательщиков: предоставление деклараций в электронном виде; внедрение технологий по уплате налогов в электронном виде; предоставление онлайн-доступа к информации о состоянии расчетов с бюджетом, постановка на налоговый учет без контакта с будущим налогоплательщиком. В случае возникновения каких-либо вопросов с ним осуществляется переписка [4].

Что касается опыта зарубежных стран по вопросу постановки на налоговый учет налогоплательщиков – физических лиц, то, как правило, ИНН присваивается каждому гражданину при рождении и широко используется в дальнейшем. Внедрение информационных технологий открывает возможность замены налоговым учетом все виды государственного учета граждан: паспортного, военного, по актам гражданского состояния и т.д.

То есть гражданину достаточно иметь простейшее удостоверение личности с его именем, годом рождения, фотографией и отпечатками пальцев, чтобы надежно идентифицировать его личность при всяком контакте с государственными органами. Например, в Израиле единым идентификационным номером налогоплательщика (ИНН) служит номер паспорта гражданина Израиля. Этот номер используется для идентификации личности гражданина всех случаях – при открытии банковского счета, пенсионного накопительного вклада, при получении медицинской страховки и т.д. В Дании индивидуальный номер налогоплательщика применяется при получении кредитов, при продажах и покупках налогоплательщикам выдается карточка с ИНН, которая обновляется раз в пять лет. Следует также отметить, что налоговые службы развитых зарубежных стран обладают обширными информационными ресурсами, включающими данные об имуществе, доходах и расходах налогоплательщиков, что позволяет осуществлять мониторинг без проведения контрольных процедур в стенах налогоплательщика.

Итак, исследование зарубежного опыта налогового администрирования показало, что общим для экономически развитых стран является четкая регламентация процедур налогового контроля и строгих мер принуждения; высокий уровень развития информационной автоматизации налогового администрирования и доступ налоговых служб к обширным информационным ресурсам.

1. Адамов Н. Тенденции совершенствования налогового администрирования и зарубежный опыт / Н. Адамов // Финансовая газета. – 2009. – № 23. – С. 7-12.

2. Берестова С. В. Налоговые проверки в Соединенных Штатах Америки / С. В. Берестова // Российский налоговый курьер. – №13. – С. 14-18.

Органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов в Великобритании. Порядок организации налоговых служб. Налоговый контроль в Великобритании. Развитие налогового законодательства государства. Процесс развития и модернизации налоговой системы.
Краткое сожержание материала:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра налоги и налогообложение

студентки группы 2412

очной формы обучения

Рожкова Светлана Андреевна

Мулонова Суржана Великтоновна

Белецкий Максим Вячеславович.

Глава 1. Теория налогового администрирования

1.1 Основы налогового администрирования

Глава 2. Органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов в Великобритании

2.1 Порядок организации налоговых служб

2.2 Организация налогового контроля в Великобритании

2.3 Развитие налогового законодательства Великобритании

Список использованной литературы

Современное налоговое право отличается специфичностью. На современном этапе налоговое администрирование рассматривается одним из основных элементов эффективного функционирования национальной налоговой системы и экономики Великобритании. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их соответствующими платежами и минимизацией расходов по мобилизации и обязанности уплаты последних.

В области налоговой политики в Великобритании ключевую роль играют два государственных органа: Министерство финансов или Казначейство (HM Treasury), Управление государственными доходами и таможнями (HM Revenue and Customs). В систему налоговых органов также входят 14 региональных управлений, районные отделения, налоговые конторы и конторы по сбору налогов. Отделения на местах возглавляются районными инспекторами, которые обязаны проводить работу по повышению уровня налоговой культуры населения, осуществлять сбор информации, необходимой для налогообложения, и применяют меры по принудительному взысканию недоимок.

Стратегия работы налоговых органов Великобритании имеет ярко выраженную социальную направленность. В центре внимания находится клиент-налогоплательщик с его потребностями, проблемами.

Накопленный в последние годы опыт Великобритании по объединению ведомств и перераспределению их полномочий, равно как и имеющиеся наработки в области социальной направленности деятельности и использования современных технологий для повышения качества работы с налогоплательщиками весьма полезны для анализа и заимствования в практике налогового администрирования в Российской Федерации. Как и в Великобритании, в России в ходе административной реформы наблюдается тенденция объединения и централизации государственных органов.

Целью курсовой работы является:

рассмотрение современных форм организации и управления налоговым процессом;

исследовать основные сферы налогового администрирования (управление налоговыми органами, управление расчетами по налогам);

проанализировать процесс становления, развития и модернизации налоговой системы.

налоговое администрирование великобритания

Глава 1. Теория налогового администрирования

1.1 Основы налогового администрирования

Налоговое администрирование представляет собой установленную законом, практикой или обычаями систему управления налоговым процессом со стороны государства и его органов. В литературе принято рассматривать налоговое администрирование через реализацию основных функций:

Данный подход позволяет охватить все сферы и элементы управления налоговым процессом.

Современное налоговое администрирование охватывает три основные сферы регулирования:

- управление налоговыми органами;

- управление расчетами по налогам;

- управление информационными потоками.

Основными элементами налогового администрирования являются:

- структура и иерархия налоговых органов;

- права и обязанности налоговых органов;

- порядок сбора, обработки и проверки налоговой отчетности;

- предоставление налоговых льгот и применение налоговых санкций;

- ведение и обобщение налоговой статистики;

- регулирование налоговых отношений с другими странами.

Условно методы налогового администрирования разделяют на силовые (административные) и партнерские.

Силовое принуждение реализуется через систему угроз применения штрафов, ареста банковских счетов, другого имущества налогоплательщика, ограничения его действий, свободы передвижения и т.д.

Партнерские методы предполагают заключение соглашений с налогоплательщиками по тем или иным вопросам (ведения отчетности, использования налоговых льгот, уплаты налога и т.д.). Налогоплательщикам предоставляется свобода выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения его деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением и распределением налоговых льгот и т.д.

Преобладание тех или иных методов налогового администрирования в налоговом процессе страны позволяет делать выводы о характеристике выбранной системы налогового администрирования и в какой-то мере фактически реализуемой налоговой политике. Кроме того, важным аспектом является сочетание данных методов налогового администрирования. Очевидно, что управление налоговым процессом, подразумевающее, прежде всего, реализацию фискальной функции налоговой системы, невозможно без применения силовых (административных) методов. В то же самое время преобладание так называемых добросовестных налогоплательщиков, предпочтительное для любой системы налогового администрирования, во многом формируется под влиянием перехода к методам сотрудничества и партнерства между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Особенности построения налоговых систем и налогового администрирования в различных странах определяются совокупностью факторов, к которым, в частности, относятся:

- роль государства в экономике;

- степень включенности в мировую экономическую систему (требования международных организаций; союзов; основных торговых партнеров);

- уровень экономического развития;

В зависимости от устройства бюджетной системы - федеративной (трехуровневой) или унитарной (двухуровневой) - как правило, формируется и соответствующая система налоговых органов. При этом важную роль играют принципы, на основе которых в стране осуществляется разделение бюджетных полномочий между центральной властью и регионами (местными органами власти). Чем больше налоговых полномочий имеют регионы и местные органы власти, тем (при прочих равных условиях) более автономными будут и налоговые органы.

Глава 2. Органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов в Великобритании

2.1 Порядок организации налоговых служб

В области налоговой политики в Великобритании ключевую роль играют два государственных органа: Министерство финансов или Казначейство (HM Treasury), Управление государственными доходами и таможнями (HM Revenue and Customs) Журнал "Налоги и налогообложение", 2008, N 7.

- формирует бюджетную политику, осуществляет надзор в валютной и налоговой области;

- осуществляет планирование и контроль над расходами на общественные нужды;

- ведет правительственный учет валютных средств;

- осуществляет надзор за качеством общественных услуг;

- участвует в международных финансовых отношениях;

- контролирует сферу финансовых услуг;

- управляет центральным правительственным долгом.

Кроме того, Министерство координирует деятельность Управления государственными доходами и таможнями и совместно с ним готовит предложения по изменению налоговой политики и борьбе с налоговыми правонарушениями.

Управление государственными доходами и таможнями Ее Величества (HMRC) является департаментом, на который возложена ответственность за сбор налогов, взносов в систему государственного страхования, контроль за импортом, выделение различных формы государственной поддержки. Также оно обеспечивает решение некоторых вопросов защиты государственной границы.

В Великобритании Управление налоговых сборов (УНС) было создано в 1849 г. Оно отвечало за осуществление контроля как.

Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации
Сущность, цели и место налогового администрирования, роль планирования и учета в данном процессе. Принципы контроля и регулирования в исследуемой сист.

Особенности налогового администрирования имущественного налога
Участники налогового администрирования налога на имущество организаций и физических лиц. Имущество как объект налогообложения, методика исчисления и у.

Система внутреннего налогового администрирования как составляющая антикризисного управления предприятием
Содержание понятия "налогового администрирование", элементы и правовое регулирование. Характеристика и основные показатели деятельности ООО "Восход".

О совершенствовании налогового администрирования
Понятие налогового администрирования. Сущность налогового контроля. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах. Анализ деятель.

Налоговый контроль как составляющая налогового администрирования
Понятие налогового контроля. Правовое регулирование налогового контроля в Российской Федерации. Организационно-правовая характеристика и структура инс.

Правительство Великобритании излагает дальнейшие планы по продолжению построения современной, простой и эффективной налоговой системы в рамках Дня налогового администрирования и обслуживания.


Документы, опубликованные сегодня (30 ноября), также охватывают предыдущие объявления, в том числе консультации по внедрению Обзора бизнес-ставок и реформ в Small Brewers Relief.

Они были внесены в бюджет отдельно для обеспечения большей прозрачности, дисциплины и доступности процесса разработки налоговой политики.

В рамках Дня налогового администрирования и обслуживания правительство изложило дополнительные подробности своей работы по созданию современной, простой и эффективной налоговой системы, которая помогает налогоплательщикам правильно рассчитать налоги с первого раза.

Это включает в себя работу по поддержке публикации объявлений из осеннего бюджета и помощи в стимулировании экономического роста по мере того, как мы продолжаем восстанавливаться после пандемии.

Сегодняшние объявления соответствуют обязательству, взятому на себя канцлером во время Осеннего обзора бюджета и расходов 2021 года, - этой осенью будет выделен день для администрирования и обслуживания налоговой системы Великобритании, поддерживая большую прозрачность, дисциплину и доступность процесса разработки налоговой политики.

Финансовый секретарь казначейства Люси Фрейзер сказала:

Мы хотим создать налоговую систему, которая поддерживает восстановление экономики, более проста для бизнеса и помогает налогоплательщикам правильно рассчитывать свои налоги с первого раза.

Сегодняшние объявления описывают, что мы делаем для достижения этой цели - предоставляя людям и предприятиям возможность участвовать в этой работе и помогать формировать эту реформу.

Джим Харра, первый постоянный секретарь и главный исполнительный директор HMRC, сказал:

Продолжая нашу работу по совершенствованию налоговой системы для налогоплательщиков Великобритании и ограничению уклонения и уклонения от налогов, мы знаем, что открытый диалог с нашими заинтересованными сторонами жизненно важен.

Выражая благодарность налоговой профессии за их мнение, теперь мы можем объявить о следующих шагах по упрощению законодательной базы и повышению стандартов на рынке налоговых консультаций. Мы также объявляем о новых областях, по которым мы приглашаем взглядов, в том числе о реформировании системы регистрации самооценки подоходного налога для самозанятых.

Эти объявления будут способствовать созданию современной надежной системы налогового администрирования.

Документы, опубликованные сегодня, включают: • Обновленную информацию о реформах Small Brewers Relief, согласно которым правительство инвестирует около 15 миллионов фунтов стерлингов дополнительного финансирования в сектор крафтового пивоварения. Это позволит небольшим пивоварням расширяться без потери налоговых льгот и снимет озабоченность заинтересованных сторон по поводу того, что нынешняя схема не стимулирует рост.

Техническая консультация, в которой излагаются дальнейшие подробности выводов правительственного обзора показателей деловой активности, включая более частые переоценки, помощь в улучшении, льготы для зеленых технологий и административные реформы.

Налоговое управление и день Алименты также основывается на действии правительство приняло в рамках своей марта 2021 г. политики налогообложения и обновления консультаций , где правительство разработало меры для поддержки более широкого плана правительства десять лет , чтобы построить современную систему и доверенный налогового администрирования , и бороться с несоблюдением.

Десятилетний план был опубликован в июле 2020 года с целью модернизации системы налогового администрирования, более эффективного использования информации в реальном времени и от третьих лиц, а также прогресса Making Tax Digital для улучшения опыта налогоплательщиков и предприятий, сокращения налогового разрыва и повышения устойчивости .

Дальнейшая информация

Дальнейшие публикации включают:

Призыв предоставить доказательства по реформе регистрации для самооценки подоходного налога (ITSA), чтобы дать налогоплательщикам лучшее понимание своих налоговых обязательств и доступной им поддержки.

Призыв к получению доказательств роли зонтичных компаний на рынке труда для улучшения нашего понимания этого сектора.

Публикация первого пятилетнего обзора Управления по упрощению налогообложения (OTS), запущенного в марте 2021 года для проверки эффективности OTS.

Консультации по возможным изменениям в льготах по земельному налогу на гербовый сбор для смешанной собственности и многоквартирных домов, чтобы обеспечить их справедливое функционирование и уменьшить возможности неправомерного использования.

Меры применяются на всей территории Великобритании, если не указано иное, например:

(i) Консультации SDLT по облегчению условий смешанной собственности / многоквартирных домов: SDLT применяется в Англии и Северной Ирландии.

(ii) Закон о финансах от 2021 года ввел налоговые условия для определенных лицензий в Англии и Уэльсе. Это будет применяться с апреля 2022 года. Объявленные сегодня меры распространяют налоговые условия на аналогичные лицензии в Шотландии и Северной Ирландии, создавая подход в масштабах всей Великобритании.

(iii) Налог на свалки применяется в Англии и Северной Ирландии.

(iv) Бизнес-тарифы только для Англии.

Сегодняшнее объявление не повлечет за собой финансовых последствий для делегированных администраций, поскольку все меры были учтены в Обзоре бюджета и расходов на 2021 год.

Налоговая система Великобритании сложилась в прошлом столетии, однако, особенности подоходного налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня. Налоговая реформа 1973 г. внесла существенные изменения в структуру налоговой системы Великобритании, приблизив ее к структуре налоговых систем стран — членов Общего рынка. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран. Кроме того, изменения, происходящие в налоговой политике Великобритании сегодня, отражают основные направления политики правительства лейбористов. Налоговые мероприятия занимают важное место в комплексе финансово-экономических мер как лейбористов, так и консерваторов. В последнее десятилетие было проведено значительное число налоговых мероприятий, в том числе поэтапное снижение ставок подоходного налога (с 33 до 20% для населения и с 52 до 33% для корпораций), изменены условия предоставления налоговых льгот различным слоям населения, отменены некоторые виды налогов, введен ряд новых.

В целом реформа налогового законодательства призвана решать проблемы, связанные со сложной структурой налоговой системы, совершенствовать ее основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения населения и корпораций.

В налоговой реформе страны можно выделить два основных направления:

1) совершенствование системы личного подоходного обложения (запланированные мероприятия были завершены в 1987 г.);

2) изменения в области подоходного обложения корпораций.

Центральным событием в системе налоговых мероприятий явился бюджет страны на 1988/1989 финансовый год, представленный министром финансов Н. Лоусоном на рассмотрение парламента в марте 1988 г. По оценке министра финансов, проект бюджета представлял собой радикальную программу налоговых реформ, которая во многом должна была определить финансовую стратегию правительства консерваторов до конца срока полномочий нынешнего состава парламента. Н. Лоусон пообещал стране одну из самых простых налоговых систем в мире.

Основные мероприятия, составляющие налоговую реформу в Великобритании:

¨ снижение нижней ставки личного подоходного налога с 27 до 20%;

¨ устранение многоступенчатого деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним. Вместо ранее действовавшей шкалы оставлены лишь три ставки подоходного налога: 20, 24 и 40%;

¨ введение раздельного налогообложения доходов супругов;

¨ значительное увеличение личных налоговых ставок.

Вместе с тем упрощение системы не означает, что она будет самой справедливой. По оценке английских экономистов, в результате налоговых мероприятий среднестатистический британский налогоплательщик платит в виде налога и взносов на соцстрах приблизительно такую же долю своего дохода, как и раньше, в то время как средняя ставка для рабочего со средним доходом возросла с 14 до 16%. В то же время средняя ставка налоговых изъятий у лица, доходы которого в 5 раз превышают средний уровень, снизилась с 52 до 35%. В итоге высокооплачиваемые британцы — самые "низко облагаемые" среди населения ведущих промышленно развитых стран, а низкооплачиваемые — наоборот: Так, женатый человек со средним заработком, имеющий двух детей, выплачивает 34% своей заработной платы в виде налога (включая взносы на соцстрах) по сравнению с 26% в США и 23% в Японии.

Современная налоговая система Великобритании включает:

1. Центральные налоги: подоходный налог с населения, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).

2. Местные налоги (на имущество).

Налоги играют основную роль (около 90%) в формировании доходной части английского государственного бюджета. Ниже приводятся основные налоговые ставки Великобритании (по бюджету на 1996/1997 финансовый год).

Подоходный налог с населения, %:

с доходом до 3 900 ф. ст. …. …20

с доходом более 25 500 ф. ст. ……….40

Подоходный налог с корпораций. %. ….33




Подоходный налог с "малого бизнеса", т.е. с компаний

с прибылью менее 300 000 ф. ст.,% . ….….…. ….24

Налог с наследства, %:

до 200 000 ф. ст..…. ….. 0

свыше 200 000 ф.ст. …..40

Налог на добавленную стоимость, %. …17,5

Гербовый сбор, %. …0,5 — 2

На долю подоходного налога с населения приходится 64% поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет, а на долю налогов с доходов компаний — 19%. В 70-е годы значительно возросли поступления налога с нефтяных компаний, их доля составляла 11,5%. На долю гербового сбора приходится, как правило, 2%. Возросшие доходы за счет налога на нефть отражали высокий уровень добычи нефти, характерный для Великобритании в 70-с годы. Однако в 80-е годы в связи с резким снижением цен на нефть доходы от добычи нефти сократились.

Основой налогового законодательства Великобритании служат: законодательный Акт 1970 г. в отношении подоходного налога с населения и корпораций, Акт 1979 г. в отношении налога на добавленную стоимость и Акт 1996 г. в отношении налога с корпораций. При этом ежегодно новым бюджетом страны могут быть внесены некоторые поправки к действующим законодательным актам.

Британский парламент обладает законодательной властью в отношении взимания налогов в стране. Юридические полномочия парламента в этом смысле распространяются на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Правительство с помощью казначейства (министерства финансов) управляет налоговой системой страны. Эта деятельность правительства контролируется парламентом.

Казначейство Великобритании представляет единственный в своем роде государственный финансовый институт, не имеющий аналогов в других странах. Оно является одним из самых древних и сохранившихся конституционных учреждений страны. Это главное министерство в правительстве. Его исторически сложившиеся полномочия шире по сравнению с министерствами финансов других стран. Казначейство отвечает за разработку общей экономической стратегии страны. С административной точки зрения казначейство представляет собой управление, в состав которого входят первый лорд казначейства, он же премьер-министр, министр финансов и младшие лорды. Значительное число секретарей выполняют различные функции под руководством старших чиновников управления.

Налоговое законодательство в Великобритании, как уже отмечалось, утверждается правительством. Право регулировать вопросы практического применения налогового законодательства обычно предоставляется специальному органу — тайному совету, министрам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены в парламентском акте, принимающемся специально для установления сферы деятельности каждого из приведенных выше органов. В целях разъяснения и уточнения прав налоговых органов даются инструкции, так называемые "приказы Тайного совета". Примерами такого приказа могут служить соглашение об избежании двойного налогообложения, инструкция действующих налоговых правил, частью которой является система взимания подоходного налога с физ. лиц.

Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов (УВД) и Управление пошлин и акцизов (УПА).

Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением. В его функции входит непосредственный контроль за взиманием налогов с юридических и физических лиц (подоходного налога, налогов на капитал, гербового сбора). В административном отношении этот контроль осуществляет контора главного налогового инспектора, находящаяся в Лондоне. Главному инспектору подчинено 700 районных контор, с помощью которых производится непосредственный сбор налогов с населения и организована информационная и консультационная службы. В районных конторах работает значительный штат налоговых инспекторов, изучающих счета промышленных предприятий и личные счета, осуществляющих оценку суммы обложения, санкционирующих пересчет и возврат платежей и представляющих интересы УВД в спорных вопросах в суде.

Печатным органом УВД в отличие от ряда других стран, например США и Франции, не издаются руководства, толкующие налоговое законодательство страны. Наиболее распространенными документами являются специальные брошюры, публикуемые УВД по отдельным вопросам.

В ведении УПА находится вся система косвенного обложения (за исключением гербового сбора).

Налогообложение физических лиц. Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям — шедулам. Обложение производится по 6 различным шедулам:

¨ по шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, строения и т.п.;

¨ по шедуле В облагаются доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях, если они не облагаются по шедуле D;

¨ по шедуле С облагаются доходы от определенных правительственных ценных бумаг, выпускаемых в Великобритании, и некоторых ценных бумаг иностранных правительств, по которым выплачиваются проценты в Великобритании;

¨ по шедуле D облагаются прибыли от производственно-коммерческой деятельности (в торговле, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте); доходы лиц свободных профессий; доходы от ценных бумаг, не облагаемые по шедуле С; доходы, полученные в виде процентов по займам; доходы, полученные за границей и переведенные в Великобританию;

¨ по шедуле Е облагаются трудовые доходы: заработная плата, жалованье служащих и пенсия;

¨ по шедуле F облагаются дивиденды и другие распределяемые доходы компаний.

Для определения подлежащей уплате суммы подоходного налога из фактически полученного годового дохода вычитаются налоговые льготы.

В настоящее время в Великобритании каждый человек имеет право на сумму дохода, не облагаемую налогом, так называемую личную скидку. Личная скидка в 1990/1991 налоговом году составляла 3900 ф. ст. в год. Доход, превышающий 3900 ф. ст., облагается по ставке 20%. Высшая ставка (40%) применяется к сумме доходов, если они больше 25 500 ф. ст.

Как правило, раньше налоговое законодательство Великобритании рассматривало семейную пару как одного налогоплательщика. Считалось, что жена находится на иждивении мужа и муж заполняет и представляет в налоговые органы единую налоговую декларацию. Любой доход жены прибавлялся к доходу мужа, но при этом муж имел право на дополнительную личную скидку.

Как правило, граждане, не имеющие других доходов помимо заработной платы, заполняют налоговую декларацию один раз в пять лет. Первый раз декларация оформляется в момент поступления на постоянную работу. Делается это не для того чтобы сразу взыскать налог, так как налог уплачивается за прошедший период, а для того чтобы выявить все обстоятельства, определяющие налоговый статус плательщика (в частности, семейное положение). На основе этой информации налоговая служба высылает кодированное уведомление плательщику и его работодателю, являющееся зашифрованным документом, который прилагается вместе с кодированным номером формы налоговой декларации 282Н. Информация должна, прежде всего, содержать сведения о семейном положении. Декларации семейных налогоплательщиков имеют пометку "В" (для супругов) и "Н" (для одиноких лиц). Со стороны налогоплательщиков не требуется никаких действий, их работодатели вычитают налоги в соответствии с кодированной информацией в виде налоговых таблиц, которой они снабжаются налоговыми органами.

Администрация любой налоговой системы неизбежно является мишенью для критики. Британская налоговая администрация имеет две специфические особенности. Во-первых, существует мало людей, понимающих, как она работает, и, во-вторых, ее обслуживание очень дорого. Американцы имеют дело с налоговой инспекцией, как правило, один раз в год. Английский налогоплательщик вынужден обращаться в налоговую службу в четыре раза чаще. Это объясняется тем, что английская шедулярность налогообложения и исчисление налога на основе базы предыдущего года требуют высококвалифицированной экспертизы. Англичане обычно лишь заполняют налоговую декларацию и отсылают ее, не имея возможности проверить, как был исчислен их налог, так как затем получают только чек на уплату налога. Это не способствует пониманию, а может вызывать лишь раздражение.

Расходы Великобритании по сбору налогов составляют 2% налоговых доходов, что в 2 раза выше, чем в Швеции или Канаде, и в 4 раза выше, чем в США. При этом штат налоговых органов в США в 2 раза меньше, чем в Великобритании, а налогоплательщиков в 4 раза больше. Одной из причин высоких расходов является отсутствие компьютерной системы обработки информации.

Налогообложение компаний. Импутационная система, действующая в Великобритании, характеризуется пятью основными признаками:

¨ компания уплачивает корпорационный налог по единой ставке со всех своих прибылей (распределенных и нераспределенных);

¨ подоходный налог не взимается у источника с дивидендов;

¨ если компания выплачивает дивиденды, то она должна произвести предварительный платеж в счет корпорационного налога, т.е. уплатить авансовый корпорационный налог, исчисленный путем отнесения ставки налога к сумме прибылей, подлежащей распределению среди акционеров;

¨ резиденту Великобритании, получающему дивиденды, разрешается производить вычет на сумму авансового платежа при уплате подоходного налога. Ставка вычета обычно привязана к основной ставке личного подоходного налога;

¨ по окончании расчетного периода уплаченный компанией авансовый корпорационный налог вычитается из общей суммы обязательств в счет уплаты корпорационного налога.

Читайте также: