Налоговое администрирование налоговые риски

Обновлено: 16.05.2024

В кризисное время стоит обратить особенное внимание на то, насколько компании защищены от налоговых рисков, перепроверить, не оказались ли, в силу изменившихся подходов, прежде безобидные операции в зоне потенциальных налоговых претензий налоговых органов. В результате введения новых правил налогообложения и активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться введение новых бизнес-процессов и привлечение дополнительных ресурсов.

Ужесточение фискальной политики и международные операции

Дополнительное налогообложение в связи с законом о КИК

В первую очередь, новые положения будут применяться к российским налоговым резидентам (организациям и физическим лицам), которые участвуют в иностранных компаниях или иным образом контролируют распределение их прибыли. Такие иностранные организации будут признаваться контролируемыми (КИК), а их прибыль будет включена в состав доходов российских налоговых резидентов и обложена налогом в РФ.

На российских налоговых резидентов-контролирующих лиц возложены обязанности по расчету прибыли КИК на основании аудированной финансовой отчетности КИК либо, в случае отсутствия таковой, по данным первичных документов. Расчет прибыли может потребовать значительных трудовых затрат, связанных со сбором документов и их анализом. Если у налоговых органов возникнут вопросы относительно исчисленной суммы прибыли КИК и налога, расчет придется подтвердить документами КИК, переведенными на русский язык.

Налоговым законодательством предусмотрены освобождения, позволяющие контролирующим лицам не уплачивать налог с прибыли КИК. Но право на применение освобождения потребуется доказать не только документально, но и, в ряде случаев, специальными расчетами по КИК.

Налоговое резидентство юридических лиц

Фактический получатель дохода

В связи с этим именно сейчас крайне своевременно провести анализ сложившихся хозяйственных связей и финансовых потоков, чтобы выявить транзитные перечисления денежных средств зарубежным контрагентам и оценить налоговые риски, возникающие вследствие применения концепции фактического получателя дохода.

Активный обмен информацией между налоговыми органами

Безусловно, эффективное применение новых положений НК РФ невозможно без получения налоговыми органами информации о том, кто является контролирующим лицом той или иной иностранной компании, каким образом осуществляется управление компанией, а также об экономической судьбе дохода, полученного компанией от источников в РФ. До недавнего времени возможности налоговых органов были ограничены запросами информации в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Последняя судебная практика показывает, что даже источники такого рода могут обеспечить получение всесторонней и детальной информации об экономических связях российских налогоплательщиков. В рамках ряда судебных споров налоговые органы смогли обосновать взаимозависимость российского налогоплательщика и его иностранных контрагентов, отсутствие у иностранной компании-получателя дохода собственного персонала и активов, выявлялось ее финансовое состояние . Активный обмен налоговой информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет налоговым органам установить характер финансово-хозяйственных операций российских налогоплательщиков, факт их вхождения в группу компаний и даже бенефициара группы.

Но налоговые соглашения заключены не со всеми юрисдикциями, популярными в международном налоговом планировании. Например, у России нет соглашений с такими территориями как Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Сейшельские острова и так далее. Именно по этой причине российские налоговые органы все активнее участвуют в мероприятиях, которые направлены на улучшение взаимодействия по вопросам налогообложения на международном уровне.

Так, Россия ратифицировала, и для нее с 01 июля 2015 года вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. На настоящий момент к Конвенции присоединились страны БРИКС, Большой Двадцатки и почти все страны члены ОЭСР – в том числе и традиционно использующиеся в налоговом планировании, например, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Мальта, Великобритания, а также Швейцария и Кипр. Конвенция будет применяться и некоторыми офшорными юрисдикциями, в частности, Белизом, Гибралтаром, Британскими Виргинскими Островами, Сейшельскими и Каймановыми Островами. Также Конвенцию подписали и могут в ближайшее время ратифицировать Лихтенштейн и Сингапур. Ратификация Конвенции позволяет России с 2018 года обмениваться информацией по налоговым вопросам со всеми странами, присоединившимся к Конвенции.

Как видим, в результате введения новых правил налогообложения, активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться и введение новых бизнес-процессов, и привлечение дополнительных ресурсов. Чтобы устранить налоговые риски, а заодно и сократить ненужные затраты на содержание зарубежных структур, следует тщательно изучить структуру группы, хозяйственные и финансовые связи между входящими в нее компаниями, выявить факторы, которые или однозначно приводят к дополнительному налогообложению, или создают риски – в силу неясности положений Закона или уже выработанных подходов в судебной практике. Результатом такого анализа должна стать общая стратегия и конкретный план действий, направленные на минимизацию налоговых потерь компании.

Налоговый мониторинг - это новая форма налогового контроля, которая предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе.

Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., выглядит так:

2016 г. - 7 организаций;

2017 г. - 21 организация;

2018 г. - 26 организаций;

2019 г. - 44 организации.

На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.

Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу

Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров.

Провести организацию процессов.

Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии.

Провести налоговый аудит.

Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.

Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля).

Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.

Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.

Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг.

Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:

Взаимодействие с ИФНС через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) - этот способ сопровождается большими человеческими трудозатратами, которые будут нужны для ручной подготовки документов в ИФНС.

Прямой доступ к учетной Системе - этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.

Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.

Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.

Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.

Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.

Логирование действий внешнего пользователя.

Налоговая витрина данных - единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС.

С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:

оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;

предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;

масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;

снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;

формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;

произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;

реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;

гарантия точной, целостной и прозрачной информации;

реализация функциональной настройки прав доступа.

Данные информационной базы, к которым получает доступ налоговый инспектор:

сканы первичных документов;

аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;

Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:

удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа;

доступ к документам СВК;

поиск и запрос первичных учетных документов;

информационное взаимодействие, коммуникации.

Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система.

АРМ налогового инспектора;

раскрытие налоговых показателей;

расшифровка налоговых деклараций до документа;

сканы первичных документов и ЭДО;

публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;

чек-лист закрытия периода;

контрольные соотношения деклараций;

сравнение первичной и уточненных деклараций;

проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;

отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.

Преимущества - практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, - доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.

Недостатки - не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.

Базовая функциональность решения от компании SAP

раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;

встроенные контроли полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;

ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;

удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;

передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);

раскрытие структуры системы внутренних контролей;

раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;

раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;

возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;

возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);

интеграция с оператором электронного документооборота;

возможность отслеживать действия инспектора.

формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;

ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;

наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;

обеспечение целостности данных и контроль изменений;

поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.

Индивидуальное решение (проектный подход)

Индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений.

Прогнозы развития Налогового мониторинга

Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. В феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;

к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;

к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;

увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

По официальной статистике ФНС после подключения к налоговому мониторингу бизнес получает следующие выгоды:

на 30% сокращаются трудозатраты на проведение проверок

на 93% снижается сумма начисленных пеней

на 9% снижается среднее количество уточненных налоговых деклараций

на 54% сокращается количество требований о предоставлении пояснений и документов

на 77% уменьшается среднее количество документов представленных по требованию ФНС

Наш совет - рассматривайте налоговый мониторинг шире, чем просто взаимодействие с органами фискального контроля. Существует стереотип, что это инструмент тотального контроля и слежки, но это совсем не так. Практика показала, что Витрина данных способствует значительной экономии времени, а также поможет Вам быть более открытыми при взаимодействии с инвесторами, акционерами, аудиторами, банками и прочими партнерами. Пора трансформировать мышление и быть открытыми. В современном мире впереди будут те, кто понятен и вызывает доверие. Витрина данных - это уникальная возможность показать свой бизнес с наилучшей стороны!

Налоговые риски — это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

Суть проблемы

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Материал по теме Как налогоплательщику проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.
  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

Хозяйственная деятельность любого предприятия связана с различными видами финансовых рисков, поэтому умение эффективно управлять ими в современном мире стало необходимым и важным условием для развития компании. Помимо ценовых, валютных и прочих рисков, главная роль отводится именно налоговым, потому что ведение любой хозяйственной деятельности предполагает возникновение налоговых обязательств, размер которых оказывает непосредственное влияние на чистую прибыль.

Понятие налоговых рисков и их причины

Во многом подобные ситуации связаны с тем, что система менеджмента большинства фирм и компаний имеет множество недостатков.

Факторы, оказывающие непосредственное влияние на появление негативных последствий:

  1. Отсутствие контроля над операционными процессами в компании.
  2. Не рациональные планы и слабый учет средств.
  3. Нехватка квалифицированных сотрудников.
  4. Отсутствие программного обеспечения в части управления.

Поэтому управление рисками налогового планирования в условиях экономического развития государства подразумевает целый комплекс мероприятий.

Группы рисков

Налоговые риски можно разделить на две основные группы. К первой относятся риски, при которых действия налогоплательщика при выявлении фактов нарушений могут повлечь за собой финансовые потери. Во вторую группу включены риски, которые напрямую не связаны с утратой денежных средств, но их возникновение тоже оказывает губительное влияние на работу фирмы и может привести к утрате ожидаемой выгоды или появлению дополнительных издержек.

Первая группа включает в себя:

  1. Доначисление сумм налогов, страховых взносов и сборов.
  2. Штрафы и пени при выявлении фактов нарушения.
  3. Отказ в возмещении НДС.
  4. Принудительное взыскание неуплаченных сумм в бюджет.

В процессе камеральных или выездных проверок при выявлении нарушений инспекторы проводят доначисление налогов, штрафов и пеней, которые налогоплательщик обязан уплатить в определенный промежуток времени. При отсутствии или неверном оформлении запрашиваемых документов при возникновении подозрений в нарушении закона инспекция вправе отказать в возмещении НДС. Если от налогоплательщика в установленное время сумма начислений так и не поступила, то его ожидает принудительное взыскание долгов, путем вынесения соответствующего решения государственного органа и списания с расчетного счёта, арест или реализация имеющегося имущества.

Вторая группа в себя следующие риски:

  1. Блокировка расчетных счетов.
  2. Арест имущества.
  3. Вызов на комиссию в инспекцию.
  4. Выездная проверка.

Арест имеющегося на балансе имущества используют как способ по обеспечению исполнения постановлений о взыскании налогов, штрафов и пеней, и может быть как полным, так и частичным ограничением права собственности.

При выявлении подозрений легализации операций или по иным веским причинам, возможен вызов на комиссию в инспекцию, где, соответственно, нужно будет предоставить ответы на вопросы.

В случаях несвоевременного предоставления или полного отсутствия информации существует риск выездной проверки, при таком варианте большая вероятность выявления иных погрешностей в учете непосредственно по месту нахождения налогоплательщика, что в конечном итоге может привести и к лишним расходам.

Причины возникновения налоговых рисков

В процессе ведения бизнеса довольно часто возникают ситуации, которые могут привести к неблагоприятному положению компании на рынке. Привлечь к себе внимание инспекторов можно как при совершении правонарушения, так и без наличия такового.

В первом случае поводом могут быть несвоевременно поданная декларация или отчет, неоплаченный налог и даже не отправленная в установленный срок квитанция-ответ на входящие документы или требования. В таком случае грозит штраф и начисление пени, могут заблокировать операции по счету. И если все-таки случилось, что счет заблокирован, нужно оперативно предоставить корректирующие данные или документы и оплатить все штрафы и пени. После получения запрашиваемой информации банком разблокировка счета произойдет в течение одного рабочего дня, при этом оперативное предоставление освобождает налогоплательщика от дальнейшего внимания и проверок.

Налоговое планирование и управление рисками

Основные задачи управления рисками налогового планирования заключаются в следующем:

  1. Изучение контрольных точек риска.
  2. Анализ причин возникновения неприятностей.
  3. Разработка методов и рекомендаций по устранению последствий.

Управление рисками налогового планирования позволит просчитывать предполагаемую нагрузку по платежам в бюджет и повысить эффективность рабочих процессов, учитывая, что обязательства перед госбюджетом составляют значительную долю расходов, и одновременно предотвратить санкции.

Чтобы избежать возникновения неблагоприятных ситуаций, необходимо совершить следующие действия:

Налоговое планирование и построение эффективной системы налогообложения по управлению рисками, ориентированной на законы и нормативы, установленные государством, полностью устранит неблагоприятные финансовые риски и позволит рационально развивать бизнес.

Читайте также: