Налоговая санкция это а пеня б арест имущества в залог имущества г штраф о

Обновлено: 19.05.2024

Налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только спустя месяц после выявления недоимки по налогам, когда вступит в силу решение о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм, но и сразу после проверки

При этом если за предыдущие периоды компания уплатила излишнюю сумму по тому же налогу, она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и штрафов по итогам проверки.

Компания не уплатила доначисленные налоги. Что дальше?

Решение о привлечении к ответственности компании вступило в силу? Блокировка расчетного счета по ст. 76 НК РФ

В банк, в котором открыты счета организации, направляются поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств в бюджет РФ.

Копия решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов и процентов за счет денежных средств компании вручается плательщику в течение 6 дней после его вынесения под расписку, направляется по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, а также передается по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня его отправки (п. 3 ст. 46 НК РФ).

В случае если денежных средств окажется недостаточно для погашения задолженности, налоговый орган вправе будет принять решение о ее взыскании за счет иного имущества (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Блокировка счета действует с момента получения банком решения инспекции о приостановлении операций и до его отмены. Но возможно и другое развитие событий – блокировка расчетного счета, когда решение о привлечении к налоговой ответственности по итогам проверки не вступило в силу, т.е. до выставления требования об уплате налогов.

Все чаще встречается ситуация, когда налоговый орган одновременно с решением по итогам проверки принимает решение об обеспечительных мерах.

Что такое обеспечительные меры? Это запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке.

Включая такие меры в Налоговый кодекс, законодатель предполагал, что они должны приниматься, если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. Однако, что понимается под достаточными основаниями для их принятия, далеко не всегда понятно даже судам.

Приостановить операции по счетам в качестве обеспечительной меры налоговики могут, только если стоимость имущества компании за минусом денег меньше общей суммы доначислений, т.е. если эта стоимость не перекрывает недоимку, пени и штрафы.

Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения, должно быть передано налогоплательщику в течение 5 рабочих дней после даты его вынесения и действует до дня исполнения решения по итогам проверки или отмены решения о принятии обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ). Решение же об отмене блокировки расчетного счета принимается в день принятия решения об отмене обеспечительных мер.

Если на заблокированном счете сумма средств превышает ту, что указана в решении о блокировке, компания имеет право обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. Заявление составляется в свободной форме. В нем следует указать номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности, и номера счетов, которые следует разблокировать. Налоговый орган в двухдневный срок должен принять решение об отмене блокировки по отдельным счетам.

Также налогоплательщик может попросить налоговый орган о замене обеспечительных мер поручительством другого лица, гарантией банка или залогом имущества (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Итак, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам компании как после вступления в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 76 НК РФ, так и сразу после проверки, применив подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.

И помните: если налоговая инспекция заблокировала расчетный счет, открыть счет в другой банковской организации будет невозможно (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Какие выплаты можно производить с заблокированного счета?

1. Платежи в бюджет. Даже после блокировки счета компания может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а банк обязан эти поручения исполнить.

2. Платежи, выплата которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов (п. 2 ст. 855 ГК РФ):

  • в первую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, а также взыскание алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам.

Таким образом, платежи первой, второй и третьей очереди, к которой относится взыскание налогов по требованию ИФНС, банк исполнит безоговорочно даже в случае приостановления операций по счету. Но еще раз подчеркнем: заблокирована будет только сумма, указанная в решении налогового органа, остальными деньгами на счете компания сможет свободно распоряжаться.

Когда счет разблокируют?

Основанием для разблокировки счета будет уплата организацией задолженности в бюджет или взыскание долга налоговым органом. В такой ситуации компании остается или выплатить сумму, указанную в решении налогового органа, или обжаловать это решение в суде и дожидаться его отмены.

Как известно, исполнение обязанности по уплате налогов/сборов/страховых взносов может быть обеспечено залогом имущества, поручительством, пенями, приостановлением операций по счетам в банке и арестом имущества, банковской гарантией. Состав этих способов с 2020 года не поменялся, если много важных изменений относительно их применения инспекциями ФНС России. Поэтому рассказываем об изменениях в обеспечительных мерах налогового органа в 2020 году.

Новый критерий блокировки счета

Исходя из новой редакции п. 3 ст. 46 НК РФ, с 1 апреля 2020 года налоговый орган не имеет права приостанавливать операции по счетам организаций и ИП в банке до тех пор, пока задолженность перед бюджетом не превысит 3000 рублей.

Уточним, что речь в новой норме идёт именно об общей сумме налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию.

Сами решения о взыскании налогов, пеней и штрафов ИФНС теперь принимает в 2-месячный срок после того, как истек срок требования об уплате налогов.

Также напомним, что решение о приостановлении операций по банковским счетам организации и переводов её электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ).

По новым правилам, если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, учитываемого ИФНС при расчете общей суммы долга к взысканию, такая сумма:

• превысила 3000 руб. – решение о взыскании принимают в течение 2-х месяцев со дня превышения;

• не превысила 3000 руб. – решение о взыскании принимают в течение 2-х месяцев со дня истечения 3-летнего срока.

Отметим, что до апреля 2020 года налоговики вправе блокировать счета при любых суммах долгов, а решения об их принудительном взыскании принимать независимо от суммы задолженности в тот же двухмесячный срок.

Эти изменения в НК РФ внёс п. 11 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Арест имущества можно заменить не только залогом

Что касается замены обеспечительных мер налоговым органом, то здесь тоже есть изменения, которые начнут действовать с 1 апреля 2020 года.

Согласно новой редакции п. 12.1 ст. 77 НК РФ, с 01.04.2020 можно избежать ареста имущества как способа обеспечения исполнения обязательств перед бюджетом.

Так, по просьбе налогоплательщика-организации арест имущества, принятый в качестве обеспечительной меры, можно заменить:

  • банковской гарантией (должна подтверждать, что банк обязуется уплатить указанную в решении о взыскании недоимку, а также соответствующие пени и штрафы в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок; это ст. 74.1 НК РФ);
  • залогом имущества (п. 2 ст. 73 НК РФ);
  • поручительством третьего лица (ст. 74 НК РФ).

Замена ареста имущества другой обеспечительной мерой – это ПРАВО, а не обязанность налогового органа.

Отметим, что до апреля 2020 года арест имущества можно заменить только его залогом.

Новое основание для введения залога имущества

С 1 апреля 2020 года в силу новой редакции ст. 73 НК РФ налоговики получили право автоматически брать в залог арестованное имущество.

Новое основание – взять собственность налогоплательщика в залог – появляется, когда организация в месячный срок:

  • не гасит долги, указанные в решении о взыскании/решении о привлечении к ответственности/отказе в этом;
  • исполнение которых обеспечено арестом имущества или запретом его отчуждать.

При этом залог не распространяется на деньги на счетах и во вкладах, предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с гражданским законодательством. То есть, когда соответствующие требования предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).

Кроме того, осталась возможность добровольного залога – когда налогоплательщик сам передает имущество инспекции, чтобы обеспечить исполнение своих обязательств перед бюджетом.

Таким образом, с 01.04.2020 залог имущества возникает не только на основании договора между ИФНС и залогодателем, но и на основании закона – по новому п. 2.1 ст. 73 НК РФ.

По новым правилам залог, возникающий в соответствии с п. 2.1 ст. 73 НК РФ в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, признается последующим залогом.

Залог не возникает в отношении имущества, находящегося в залоге у 3-х лиц, если по правилам гражданского законодательства передача такого имущества в последующий залог не допустима.

Эти изменения в НК РФ внёс п. 19 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Информация об обеспечительных мерах стала открытой

С 1 апреля 2020 года на основании нового п. 4 ст. 72 НК РФ ФНС России будет размещать на своем официальном сайте налог.ру в отдельном сервисе в том числе:

  • решения о применении обеспечительных мер в виде залога/ареста имущества (ст. 73 и 77 НК РФ соответственно);
  • решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества (подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ);
  • информацию об отмене либо о прекращении действия таких решений.

Указанные сведения налоговики обязаны публиковать в течение 3-х дней с даты принятия соответствующего решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.

Таким образом, на сайте налоговой можно будет узнать про конкретное имущество, в отношении которого действует обеспечительная мера по налоговой задолженности.

Конкретный перечень таких сведений утверждает ФНС России.

Таким образом, с апреля 2020 года указанные сведения не относятся к налоговой тайне (новый подп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ). То есть, гласным станет не только сам факт принятия ИФНС обеспечительных мер, но и какие именно способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренные НК РФ, выбраны.

Новую норму в НК РФ ввели п. 18 ст. 1 и п. 4 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Федеральным законом от 29.09.2019 № 325 ФЗ вносятся поправки в НК РФ, в том числе в ст. 73 кодекса, которые вступают в силу с 1 апреля 2020 года.

Чем грозят налогоплательщику эти новшества? ФНС получает новую обеспечительную меру взыскания задолженности с компании – это залог имущества налогоплательщика в силу закона.

Как известно, после проведения выездной проверки инспекторы составляют соответствующий акт, а при наличии недоимки используют такую меру обеспечения обязательств, как арест того или иного имущества компании с целью сохранения активов, которые налогоплательщик в противном случае может реализовать.

Суть перемен

По действующим до 1 апреля правилам передача своего имущества в залог ФНС остается исключительно правом компании. А с 1 апреля (см. п. 2.1 ст. 73 НК РФ) у налоговиков это право может возникнуть автоматически, на основании прямого указания закона. Для этого необходимо наличие хотя бы одного из двух обстоятельств:

- компания не заплатила недоимку, выявленную инспекторами в ходе проверки, в срок до одного месяца с того времени, когда вступило в силу решение инспекции о взыскании, которое обеспечено наложенным на имущество должника арестом (см. ст. 77 НК РФ);

- вступает в силу решение налоговиков, обеспеченное запретом на передачу в залог либо отчуждение имущества (см. подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).

При этом право на добровольную передачу фискальным органам в залог своего имущества за налогоплательщиком сохраняется (см. п. 2 ст. 73 НК РФ).

Важные последствия

В чем арест с точки зрения налоговиков уступает залогу? Дело в том, что в первом случае у компании имеется лазейка – фиктивное банкротство. При этом арест с имущества снимается, и оно в полном объеме поступает в конкурсную массу, которая распределяется в порядке, предусмотренным гражданским (а не налоговым) законодательством.

Новации ст. 73 НК РФ направлены не в последнюю очередь на борьбу с фиктивными банкротствами. Когда вступят в силу эти изменения, арест после вступления в силу решения инспекции автоматически (по закону) превращается в залог. И тогда налоговики приобретают все права залоговых кредиторов, что повышает их шансы на получение своей доли за счет имущества банкрота. В том случае, когда имущество должника уже находится в залоге (у того же банка), права налоговиков будут удовлетворяться за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований предшествующего залогового кредитора.

Для справки: интересы залоговых кредиторов удовлетворяются после удовлетворения интересов кредиторов 1 и 2 очереди по обязательствам, которые возникли до залоговых правоотношений (см. ст. 64 ГК РФ). Это, к примеру, долги по заработной плате. Кроме того, в соответствии со ст. 138 Закона о несостоятельности (банкротстве) 70 % средств залогового имущества идут залоговым кредиторам, а кредиторам 1 и 2 очереди отходит 20 %. Правда, п. 2.1 ст. 73 НК РФ содержит исключение из правила, устанавливающего подобную пропорцию, но оно касается лишь денежных средств на счетах должника.

Если поправки вступают в силу с 1 апреля 2020, то имеют ли они обратную силу, то есть, распространяются ли на обстоятельства (факт проведения проверки, решение о наложении ареста на имущество), возникшие до наступления этой даты? Поскольку меняющий содержание НК РФ закон никаких переходных положений не содержит, точный ответ на этот вопрос невозможен. Но, скорее всего, на практике закон будет наделен обратной силой, то есть трансформация ареста в залог будет происходить независимо от даты проведения проверок и вынесения решений. Хотя, справедливости ради, нужно вспомнить о том, что положения об обратной силе закона в гражданском праве отличаются от аналогичных принципов в налоговом праве. Поскольку ГК и НК РФ обладают одинаковой юридической силой, подобную коллизию может разрешить лишь КС РФ.

Что можно предпринять?

Чтобы избежать неприятностей, связанных с налоговым залогом, компания может попробовать повлиять на возникновение юридических фактов, порождающих подобное правоотношение. Например, можно ходатайствовать в инспекцию о замене того же ареста банковской гарантией (см. ст. 74.1 НК РФ) или поручительством (см. ст. 74 НК РФ). Право на такое ходатайство предусмотрено новой редакцией п. 12.1 ст. 77 НК РФ, которая также вступает в силу 1 апреля 2020 года.

Напомню, что банковскую гарантию может дать только тот банк, который присутствует в специальном перечне Минфина (см. сайт этого министерства). На конец января 2020 года в этом списке было 243 банка. В том случае, когда компания не уплатит недоимки в соответствующие сроки, налоговики спишут нужную сумму со счета самого банка, выдавшего гарантию (см. постановление АС Волго-Вятского округа от 02.09.2016 № Ф01-2968/2016) . В этом случае у банка возникает право требовать у налогоплательщика эту сумму в регрессном порядке в рамках гражданского судопроизводства.

А поручителями налогоплательщика могут выступать как юридические лица, так и физические. Причем поручителей может быть несколько.

Поскольку решение о замене одной меры обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов другой мерой является правом, но не обязанностью фискального ведомства, ходатайство по этому поводу должно содержать доказательства добросовестности компании (она не намерена скрывать свое имущество). Ведь именно наличие подобных обоснованных подозрений является причиной для наложения ареста (см. определение ВАС от 02.11.2007 № 1421/07) .

Если говорить о праве добровольного залога имущества налоговикам, то залогодателем может выступать как сам налогоплательщик, так и третье лицо (это, как правило, дебиторы или зависимые компании). В случае неисполнения в срок налогоплательщиком своих обязательств перед бюджетом заложенное имущество будет продано на торгах налоговиками (ситуация, предусмотренная п. 10 ст. 101 НК РФ). Поэтому подобная практика широко не распространена.

Порядок оформления договора залога с налоговым ведомством закреплен приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ .

Для оформления подобного договора необходимо подать заявление в региональное Управление. Там проведут анализ предмета залога, вычислят соотношение стоимости залога и размера недоимки, определят возможность сохранности и реализации предмета залога. Результаты данных исследования и решение о предоставлении (непредоставлении) отсрочки должны быть сообщены налогоплательщику с срок до семи рабочих дней с момента подачи заявления.

Договор между налогоплательщиком и региональным Управлением ФНС подлежит госрегистрации.

Напомню, что продолжительность отсрочки определяется видом платежа. Так, по федеральным налогам и страховым взносам максимальный срок составляет три года, а по региональным – год.

Степень эффективности залога

Насколько эффективной окажется законодательная новинка? В ее пользу говорит статистика. Если необеспеченные требования кредиторов банкрота удовлетворяются в среднем на 3,9 %, то по залоговым требованиям этот показатель составляет уже 33,8 %. То есть разница на один порядок.

Специально отмечу: новшества по поводу налогового залога не отменяют правила о субсидиарной ответственности директора и/или главбуха организации-банкрота перед кредиторами.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 5 декабря 2013 года N 12/01-35081-ТИ/НД-4-8/21981@

О порядке наложения ареста на имущество налогоплательщика в соответствии со статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации

В целях организации скоординированной работы территориальных органов ФССП России и ФНС России в части наложения ареста на имущество должника-организации предлагаем следующий порядок действий по реализации положений статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Руководителям территориальных органов ФНС России необходимо организовать:

вынесение постановления о наложении ареста на имущество в соответствии со статьей 77 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, обязанности по уплате налога, сбора, пени и штрафа после принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пени, штрафа в соответствии со статьей 46 Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, а также при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество;

направление постановления о наложении ареста в органы прокуратуры для принятия решения о санкционировании ареста не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления;

вручение постановления о наложении ареста должнику-организации либо его представителю под подпись либо направление постановления по почте заказным почтовым отправлением не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора;

составление протокола об аресте имущества налогоплательщика не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора;

принятие решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика и вынесение постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 Кодекса (далее - постановление о взыскании) в отношении налогоплательщика не позднее одного месяца со дня составления протокола об аресте имущества (при полном аресте имущества).

В случае самостоятельной реализации налогоплательщиком арестованного имущества, производимого под контролем (с разрешения) налогового органа, постановление о взыскании в порядке статьи 47 Кодекса, выносится налоговым органом не позднее трех месяцев со дня составления протокола об аресте имущества (при частичном аресте имущества);

направление судебному приставу-исполнителю копии протокола об аресте имущества налогоплательщика одновременно с предъявлением на принудительное исполнение постановления о взыскании, вынесенного в порядке статьи 47 Кодекса;

вынесение постановления об отмене ареста имущества в течение трех дней со дня получения от судебного пристава-исполнителя копии акта описи и ареста того же имущества должника;

направление постановления об отмене ареста имущества в органы прокуратуры, судебному приставу-исполнителю, в регистрирующие органы в течение трех дней со дня его вынесения;

направление постановления об отмене ареста имущества налогоплательщику в течение пяти дней со дня его вынесения.

Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить:

возбуждение исполнительного производства на основании постановления о взыскании, к которому приложена копия протокола ареста имущества должника, произведенного налоговым органом в порядке статьи 77 Кодекса, в течение трех дней с даты поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю;

составление акта описи и ареста имущества должника, арестованного налоговым органом в порядке статьи 77 Кодекса, незамедлительно;

направление копии акта описи и ареста имущества должника в налоговый орган в течение трех дней со дня наложения судебным приставом-исполнителем ареста на имущество;

осуществление оценки и реализации арестованного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Заместитель директора
Федеральной службы судебных приставов -
заместитель главного судебного пристава
Российской Федерации
Т.П.Игнатьева
"___"________________2013 г.

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
Д.В.Наумчев
"___"________________2013 г.

Читайте также: