Налоговая реформа 21 века

Обновлено: 04.05.2024

25 марта 2020 года Президент России В.В. Путин выступил с обращением к россиянам. Обращение касалось дополнительных мер по борьбе с экономическими последствиями коронавируса для нашей страны. Большинство мер имеет временный характер, которые вводятся только на период кризиса. Но ряд мер фактически означают запуск масштабной реформы налоговой системы и имеют постоянный статус .

Снижение уровня страховых взносов

Снижается уровень страховых взносы для малых и средних предприятий до 15% при зарплате сотрудников выше уровня МРОТ. Если зарплата на уровне МРОТ и ниже — ставка останется прежней — 30%.

  • Согласно 209-ФЗ от 24.07.2007 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся предприятия со среднесписочной численностью работников до 250 человек.
  • Согласно постановлению правительство российской федерации N 265 от 4 апреля 2016 г. выручка средних предприятий не должна превышать 2 млрд. в год.

Суммарный вклад предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП РФ, по итогам 2017 года, составляет 21,9%. Но так как нефтегазовый сектор дает повышенный вклад в ВВП, который составляет 9,5% в ВВП , то по численности рабочих мест малые и средние предприятия занимают более трети всего рынка труда России.

Работники крупных предприятий, как правило, больше защищены, и, как правило, имеют более высокий уровень зарплат и вполне логично, что на первом этапе реформы

Вопросы, которые пока не ясны:

  • Снижаются на всю сумму или только на превышение МРОТ. Формально вроде на весь ФОП, но оказаться может только на превышение МРОТ.
  • Можно предположить, что взнос в Пенсионный фонд РФ, сократится пропорционально с 22% до 11%. Надо понимать, что в будущем это приведет к уменьшению пенсии.
  • Возможно, правительство движется по пути новой пенсионной реформы, когда страховая часть пенсии будет постепенно, но полость отменена.

Эта реформа является продолжением словесных интервенций о высоких налогах на труд.

Таким образом, общие налоги на труд снижаются с приблизительно 50%, до 35%.

Следующим логичным шагом было бы снижение и выравнивание (на уровень ИП и самозанятых) ставки подоходного налога на уровне 6%, совмещенное с требованием к бизнесу оставить ФОП на прежнем уровне и увеличением реальных зарплат на 7%.

Налог на дивиденды выводимые на зарубежные счета

Ставка налога на дивиденды для иностранных физических лиц была установлена на уровне 2%.

Ставка будет поднята до 15%, то есть выше подоходного налога в России, что сделает, для части экономических агентов, бессмысленным вывод капитала за рубеж.

Это потребует корректировки межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения. А если некоторые из стран не согласятся на новые условия — выйти из подобных соглашений с этими странами. И начать предлагается, что очень логично, со стран с большим объемом вывода дивидендов. Как не трудно догадаться, это страны-офшоры .

Давно назревшая мера!

Налог с вкладов в банках

Исторически сложилась практика отсутствия налогов на доходы, получаемых по депозитам в банках физическими лицами. Теперь для вкладов превышающих 1 млн рублей, будет необходимо уплачивать подоходный налог по стандартной ставки в 13%.

Здесь так же есть вопросы по реализации:

  • Будет ли нововведение распространяться только на отдельный вклад (депозитный счет) или на сумму всех депозитных счетов в разных банках? Если с отдельного счета или суммарного счетов в одном банке, то это легко администрируется на уровне инструкции для банков (банки могут стать налоговыми агентами по таким вкладам). Если под налог будет попадать сумма всех счетов в различных банках, то уплата налога должна будет вестись самостоятельно физическим лицом, что потребует от него дополнительных усилий.
  • По какой ставке будет платить налог ИП (6%) и самозанятые?

В целом мера так же правильная, так как человек с миллионными накоплениями наверное не обеднеет, если начнет платить налог на прирост депозита. При современных ставках на уровне 6% годовых, с одного миллиона налог составит 60 000 *13% = 7 800 рублей в год.

Тем не менее важно, чтобы итоговый процент по депозиту, с учетом налога, был не менее уровня инфляции. Ведь текущий кризис еще раз подчеркивает важность наличия сбережений как на уровне государства, так и на уровне граждан.

В целом, можно надеяться, что буквально завтра появятся официальные документы, так как нововведения были озвучены в рамках срочных мер по борьбе с последствиями карантина по коронавирусу и не терпят отлагательства.

А новый премьер хорошо знает, где надо снизить налоговое бремя, а где можно получить дополнительные налоги без ущемления широких слоев населения и вреда бизнес и инвестиционному климату.

Дополнение от 26.03.2020

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:

Не все знают, что начало масштабной налоговой реформе в России положил Указ Президента от 08.05.1996 № 685. Весьма примечательный документ, между прочим! Напоминает современные послания президента, но во многом играл роль закона.

Основными направлениями налоговой реформы тогда были названы:

1. Сокращение числа налогов.

2. Построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство и непротиворечивость, а также неизменность в течение финансового года системы налогов.

3. Облегчение налогового бремени производителей продукции.

Что же мы видим сегодня?

Да, новые налоги вводятся с нового календарного года. Но система налогов – это не только их перечень, но и основные параметры. Так что неизменность в течение финансового года системы налогов обеспечить по-настоящему не удалось.

С целью единства и непротиворечивости правового регулирования налогообложения, как известно, был принят Налоговый кодекс. При этом знакомых каждому налогоплательщику случаев несогласованности, коллизий и прямых противоречий в нем не счесть. Например, согласно п. 2 ст. 4 НК Федеральная налоговая служба не вправе издавать нормативные акты по вопросам налогообложения. Точка. В то же время, сам Налоговый кодекс предусматривает десятки случаев, когда налоговому ведомству законодатель прямо делегирует полномочия по изданию нормативных актов (что неопровержимо подтверждается их регистрацией в Минюсте). Нет, но да…

3. Что касается налоговой нагрузки, то она снижена, и не только на производителей, если речь идет о номинальной нагрузке. Если же мы говорим о реальной нагрузке, то учитывая состоявшийся в целом выход из тени, нагрузка повысилась. Об этом свидетельствует и увеличение размеров бюджетов всех уровней. Но тут надо еще посмотреть долю налогов в ВВП в 90-е и тогда делать окончательные выводы.

Кроме того, Указом предлагалось:

- сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения (с 2001 года количество льгот было резко сокращено, однако нельзя не заметить, что в последние десять лет льготы раздают налево и направо);

- проведение в 1996 году налоговой амнистии для организаций (ближайшая амнистия была проведена в 2007 году для граждан).

Благодаря Указу появилось понятие технических ошибок (сегодня это ст. 81 НК): если налогоплательщик самостоятельно выявил и сообщил налоговым органам об ошибках, допущенных при составлении и расчете налоговых платежей, такие ошибки не признавались налоговыми правонарушениями.

А самая известная инновация, внедренная именно Указом – счета-фактуры, сакральный смысл которых российские бухгалтеры и инспектора не смогли постичь за много лет (изменения наметились лишь в последние три года благодаря АСК НДС-2, а также решениям Конституционного и Верховного судов о том, что если продавец выставил счет-фактуру и сделал начисление, то покупатель имеет право на вычет, даже если операция по закону не облагается).

С одной стороны, ставки понизились, экономика во многом обелилась, расширив налоговую базу, прошла кодификация, налоговая служба перестроила свою работу.

С другой стороны, не удалось:

- заметно сократить количество налогов;

- обеспечить непротиворечивость налогового законодательства и стабильность налоговой системы;

- развить налоговый федерализм;

- создать работоспособную систему экологических платежей.

С тех пор Налоговый кодекс правится перманентно.

Только за последние восемь лет появились торговый сбор и патенты, имущественные налоги переведены на исчисление от кадастровой стоимости, администрирование страховых взносов вернулось налоговой службе, розница перешла на онлайн-кассы. Налоговый кодекс пополнился принципиально новыми институтами: появился целый новый раздел – V.1 (ТЦО), введены КГН, налоговый мониторинг, международный автоматический обмен финансовой информацией, понятия контролируемых иностранных компаний и фактического получателя дохода. Законодательно определены пределы налоговой экономии, предусмотрены особенности налогообложения региональных инвестпроектов. Не говоря уже об ощутимых изменениях налога на прибыль, НДС, акцизов и других платежей.

Что же будет дальше?

А вот что. Налоговый кодекс. заново перепишут.

«2.6. Новая редакция Налогового кодекса Российской Федерации

Основным законодательным актом налоговой системы Российской Федерации является НК РФ, принятый в 1998 году. Будучи законом прямого действия, он был призван кодифицировать правила налогообложения, существовавшие на тот момент в десятках нормативных актах, и создать правовую основу для формирования налогового законодательства Российской Федерации. Однако за прошедшие 20 лет это значение НК РФ во многом было утрачено и он стал трудноприменимым. Так, в настоящее время НК РФ представляет собой набор большого количества отсылок как к нормам самого НК РФ, так и к актам Правительства Российской Федерации или актам региональных и местных органов власти. При этом частое и порой несистемное внесение изменений в него влечет возникновение противоречий между содержащимися в нем нормами, порождая необходимость внесения новых изменений.

По совпадению или нет, но ровно такую же идею высказывает председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы А.М. Макаров с самого начала этого года на Гайдаровском, Сочинском, Питерском экономических форумах, а теперь вот и на Парламентских слушаниях.

Из официальной стенограммы Слушаний от 09.07.2018:

Как вы думаете, что все это значит? Правильно, новую работу для юристов, консультантов и аудиторов: консультации, семинары, споры.

А как же иначе, ведь если задумка лишь в том, чтобы переписать Кодекс набело, изложить его грамотным русским языком (наконец-то!), понятным если не каждому гражданину, то хотя бы каждому бухгалтеру, то смысловые изменения неизбежны.

Даже если поменять несколько слов в предложении, его содержание неизбежно изменится (а иначе зачем менять?). По крайней мере, появится повод для нового прочтения. Тут можно только еще раз порадоваться за налоговых специалистов, бухгатеров, инспекторов, адвокатов, судей, разработчиков программных средств и средств массовой информации – они без работы в ближайшие десять лет точно не останутся. Как и депутаты комитета по бюджету и налогам.

Если же цели более серьезные, чем поддержание занятости населения, то хотелось бы понимать, что это за цели. Для чего переписать? Чтобы что?

Новую редакцию предлагается разработать "на основе накопленного опыта правового регулирования налоговых отношений". Сравнивая 53-е Постановление ВАС РФ о налоговой выгоде и статью 54.1 НК, можно представить, что ждет в таком случае Кодекс и всех нас. Именно на этом примере все мы, свято верящие в прогресс, отчетливо поняли и убедились, что новое – не всегда хорошее. Суды ведь сказали вслед за ФНС, а Верховный суд подтвердил, что новая статья не применяется к старым проверкам и текущим спорам. Почему? Да потому что не предусматривает никаких дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков.

С Налоговым кодексом сегодня работать как с законом прямого действия действительно невозможно. Но он и не был никогда таковым, с самого начала подразумевая целый пласт подзаконных актов. Удалось лишь отказаться от инструкций как обязательных для налогоплательщиков нормативных актов, но их место закономерно заняли многотысячные письма Минфина и ФНС. И вряд ли нужно "выпрямлять" Кодекс, отсекая возможность приказов и официальных разъяснений - это изначально нежизнеспособная и совершенно негибкая система в нашу-то эпоху перемен.

Переписать закон заново - дело нехитрое. Но переписать Кодекс на принципиально ином качественном уровне, так, чтобы в нем стало меньше неясностей, пробелов и противоречий, хватит ли у нынешней Думы переписывалки?

Новая редакция неизбежно приведет к новому столкновению интересов и противоборству различных общественных сил, к изменению status quo, это надо понимать.

Лично я уверен, что налоговое законодательство и дальше будет заметно меняться, именно поэтому предлагаю ввести существенную отсрочку изменений, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Лично я давно мечтаю переписать Налоговый кодекс человеческим языком, с соблюдением юридических принципов, правил законодательной техники, логики, здравого смысла и все такое. Еще с тех пор, как двадцать лет назад, в кризисном августе 1998 года, работал над первым профессиональным комментарием к свежепринятому Кодексу (посмотрите ради интереса, как выглядела самая первая редакция части первой: читать ее было невозможно, но зато говорилось о принципе справедливости налогообложения).

На мой взгляд, для начала работы над новой редакцией Налогового кодекса нужны по меньшей мере веские политические гарантии и правовые механизмы неухудшения положения налогоплательщиков, а также объявление целей "редактирования". По большей мере - создание институтов качества, например, таких, как при подготовке и доработке Гражданского кодекса, остающегося общероссийским примером высокого уровня законотворческой работы.

Пока же мы услышали лишь некие претензии депутатов к качеству закона. По сути - признание собственного многолетнего брака ("частое и порой несистемное внесение изменений"). Если это повод "позвать редактора", то повод сомнительного свойства. Но точно не причина, и тем более не цель.

И в завершение.

Помните недавнее определение КС от 11.10.2016 № 2152-О, которым было одобрено не просто внесение поправок в законопроект во втором чтении, а его полное переписывание, в том числе включение нового налога (торгового сбора)?

Как готовятся и принимаются налоговые законопроекты во втором чтении, мы можем узнать, например, из стенограммы принятия 21 ноября 2008 г. во втором чтении законопроекта № 122143-5 (стал Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

"Макаров А.М. […] Коллеги, мне очень сложно говорить, извините, ради бога, мы просто работали до 8 часов 30 минут утра сегодня, поэтому я буду очень благодарен, если представитель правительства, конечно, не будет меня слушать, я понимаю, что неинтересно, он это всё знает, но всё-таки хотя бы даст мне говорить. Спасибо.

Председательствующий. Андрей Михайлович, действительно, хочу попросить вас секундочку подождать. Я обращаюсь к залу. Вот Макаров говорит в полный голос, но даже здесь мне слышно очень плохо, потому что идёт страшный гул из зала. Коллеги, если у кого-то есть настоятельная необходимость поговорить, пожалуйста, делайте это вот там, в холле, не делайте этого в зале. Очень трудно слушать докладчика. Я прошу тишины. Пожалуйста, Андрей Михайлович.

Читайте также: