Налоговая реформа 2000 года в россии

Обновлено: 30.06.2024

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

    год – ГАРАНТ.РУ, 26 марта 2015 г. – ГАРАНТ.РУ, 18 марта 2015 г. – ГАРАНТ.РУ, 16 марта 2015 г. – ГАРАНТ.РУ, 30 декабря 2014 г. – ГАРАНТ.РУ, 25 октября 2013 г.

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Главная Современная политическая история России Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)

Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Налоговая реформа

Налоговая реформа

Прежняя налоговая система, направленная в целом на элементарное выживание, была излишне запутанной и несовершенной. Ее серьезный недостаток заключался в том, что она приводила к утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в Федеральный бюджет. Целевые показатели по налогам не выполнялись, что содействовало образованию дефицита Федерального бюджета. Ставки налогов постоянно повышались. Беспокойство властей вызывал не только низкий уровень сбора налогов, но и возможность отрицательного воздействия снижения мировых цен на нефть и необходимость осуществлять платежи по обслуживанию внешнего долга, достигшего в пересчете к ВВП на конец 1999 г. почти 90%. Поэтому целью и основными задачами налоговой реформы, помимо устранения указанных недостатков, являются создание в стране упрощенной, прозрачной и эффективной налоговой системы, а также условий для реального увеличения ВВП, облегчение налогового бремени для производителей, обеспечение более равномерного распределения его между различными категориями налогоплательщиков. Новая эффективная и в то же время упрощенная система налогообложения должна способствовать экономическому росту, в том числе через рост малого предпринимательства и легализацию бизнеса, а также улучшению мониторинга получателей налогов, росту налоговых поступлений в бюджет. В рамках реформы был осуществлен ряд мер, направленных на повышение эффективности налоговой системы. Вот некоторые из них.

В начале марта 2000 г. Министерство по налогам и сборам поддержало идею создания Единого регистра государственной собственности. Осуществление такой меры является необходимым условием полномасштабного сбора налогов на собственность и должно прекратить разбазаривание государственного имущества и увеличить налоговую базу за счет тотального аудита собственности, знания реальной, а не мифической балансовой стоимости имущества, с которой берется налог (нефтяная компания ЮКОС, имевшая годовой оборот в 2,7 млрд долл. и прибыль в 105 млн долл., была продана за 159 млн долл.).

По состоянию на 1 июля 2002 г. в реестре собственности было учтено федеральное имущество, имевшееся у 52233 юридических лиц, в том числе: закрепленное за 9810 федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП); закрепленное за 36262 государственными учреждениями; переданное в аренду пользования, залог и по иным основаниям 1677 юридическим лицам, в том числе не вошедшее в уставной капитал хозяйственных обществ[5]. Учет федерального имущества полностью не завершен.

Одним из важнейших условий успеха экономической программы Правительства было принятие нового Налогового кодекса и введение новых норм налогообложения. Новая экономическая программа среди прочего включала такие положения, как упрощение налоговой системы, сокращение налогов на оплату труда и таможенных пошлин и введение одинаковой ставки подоходного налога.

В 2001 г. была проведена реформа налоговой и бюджетной системы. К числу наиболее важных изменений в области налогообложения и распределения доходов следует также отнести:

- проведение сильной налоговой политики в интересах общества и государства, улучшение собираемости налогов;

- введение с 1 января 2001 г. единой 13-процентной ставки подоходного налога;

- введение нового единого социального налога; снижение с 1 января 2002 г. налога на прибыль предприятий с 35 до 24 процентов;

- вступление в силу с 1 января 2003 г. постановления Правительства, снижающего налоговую нагрузку на малые предприятия;

- снижение средних ставок импортных пошлин с 11,4 до 10,5 процента в 2001 г. и сокращение экспортных тарифов, за исключением тарифов на сырую нефть. 26 июня 2000 г. было объявлено о повышении экспортных тарифов на нефть с 20 до 27 евро за одну тонну и о дальнейшем увеличении тарифов до 34 евро за одну тонну в случае, если мировая цена на нефть превысит 29 долл. за баррель;

- упразднение некоторых значительных федеральных фондов, включая Дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, внебюджетный фонд занятости населения;

- направление поступлений от НДС непосредственно в Федеральный бюджет (в 2000 г. примерно 15% их подлежало распределению федеральным Центром между регионами, таким образом, доля Федерального бюджета составляла 85%);

- осуществление налогово-бюджетной политики, направленной на увеличение доходной части бюджета[6].

Вследствие снижения налоговой нагрузки на население и предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых поступлений в 2001-2002 гг. вырос приблизительно на 5% ВВП. Можно ожидать положительных результатов и от последующих мер в рамках реформы. Все это позволяет говорить о вероятном завершении основного этапа реформы в течение ближайших двух лет.

Когда в 1986 г. коалиции консерваторов и либералов удалось провести через Конгресс США Акт о налоговой реформе, это было названо политическим чудом. Согласно широко распространенной в то время точке зрения, реформа федеральной налоговой системы США являлась невыполнимой задачей. Однако благодаря политической воле, проявленной как республиканцами, так и демократами, новый Налоговый кодекс был одобрен Конгрессом и введен в действие.

Новый Кодекс покончил с сотнями исключений и налоговых льгот и упростил налоговую систему. Новое законодательство считалось "нейтральным" с точки зрения обеспечения поступлений. Это означает, что совокупная сумма подоходных налогов на физических лиц была уменьшена, а общий объем налогов на предприятия увеличен в равных пропорциях. Высокие налоговые ставки были снижены, а многие налоговые льготы отменены (например, по кредитам на приобретение автомобиля или водномоторных транспортных средств). Так же были отменены специальные льготы, распространявшиеся на банки и агентства по продаже недвижимости. В результате налоговой реформы размер налоговых ставок был понижен, однако общую базу налогообложения удалось расширить - главным образом за счет отмены различных льгот и освобождений.

В настоящий момент в России осуществляется радикальная реформа налоговой системы. Хотя действующая российская и американская налоговая система восьмидесятых годов, возможно, несоспоставимы, главный урок, который можно извлечь из опыта реформирования налогового законодательства в США, состоит в том, что политическая воля играет в этом процессе огромную роль. Как раз такая политическая воля и согласие требуются сейчас в России. Это предполагает не только взаимопонимание между различными фракциями Думы, но и тесное взаимодействие Думы с Советом Федерации. При этом, подобно всякой реформе, налоговая реформа должна получить поддержку со стороны общественности.

В специальном докладе июньского выпуска "Обзора российской экономики" подчеркивалось, что иностранные инвесторы считают главным препятствием для своей деятельности в России вовсе не преступность или коррупцию, а неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Инвесторам нужны вовсе не временные налоговые привилегии или более низкие налоговые ставки по сравнению с международными, а разумная, прозрачная и предсказуемая налоговая система. Разумеется, с налоговыми проблемами сталкиваются не только иностранные инвесторы, но и российские компании и граждане. Опыт стран с переходной экономикой показал, что самыми серьезными факторами, определяющими уклонение от уплаты налогов, являются высокий уровень неравенства доходов, чрезмерное бремя налогообложения и неспособность властей обеспечить предоставление необходимых общественных благ (3).

Уход от налогообложения был и остается серьезной проблемой и в России. Российским властям пока что не удалось достичь больших успехов в повышении прозрачности и ясности налоговой системы. По мнению специалистов, российская налоговая система не способствует экономическому росту, а является препятствием на его пути. Предпринимаемые в настоящий момент действия по реформированию налоговой системы, и, в частности, по повышению стимулов к уплате налогов, являются составной частью новой экономической программы, обнародованной под названием "Стратегия экономического развития Российской Федерации до 2010 г."

К основным целям налоговой реформы относятся снижение общего налогового бремени, обеспечение равных условий налогообложения для всех налогоплательщиков, упрощение налоговой системы за счет устранения неэффективных налогов и сокращения количества налоговых ставок, расширение базы налогообложения и усовершенствование системы сбора налогов. В отличие от прошлых лет, первые действия по осуществлению налоговой реформы оказались на удивление успешными: недавно Дума приняла во втором чтении главы второй части Налогового кодекса, которыми вводятся, в частности, единая ставка подоходного налога на физических лиц, равная 13%, и единый социальный налог со ставкой 7,6% вместо уплачивавшихся отдельно взносов в фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования.

В настоящем докладе рассматриваются отдельные составляющие российской налоговой реформы и анализируется их возможное влияние на эффективность распределения ресурсов и характер распределения доходов.

Краткий исторический очерк реформы налогового законодательства

В течение примерно десяти лет принципы налоговой системы определялись "Законом об основах налогообложения" (декабрь 1991 г.), который можно считать значительным шагом вперед по сравнению с ранее действовавшей системой. Закон содержит перечень федеральных, региональных и местных налогов. Законодательство по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль предприятий, доходы кредитных организаций и страховых компаний) вступило в силу в 1992 г. В основу налоговой системы были положены те же принципы, что и в развитых странах, однако со временем становились все более очевидными недостатки системы, в частности, непомерно тяжелое налоговое бремя, которое приходилось нести предприятиям.

В течение переходного периода налоговая система видоизменялась в результате внесения многочисленных поправок в налоговое законодательство, издания правительственных постановлений и президентских указов, а также инструкций различных ведомств. Все эти изменения, вносимые по мере необходимости, были нацелены на решение многочисленных конкретных проблем, однако не затрагивали систему в целом. Нагромождение друг на друга все новых изменений и поправок все больше усложняло систему, делая ее все менее эффективной. В качестве более универсального средства решения этой проблемы и осуществления целостной налоговой реформы был предложен Налоговый кодекс.

Четыре главы, относящиеся к четырем основным видам федеральных налогов (См. "Приложение 1") уже приняты во втором чтении. Это означает, что Дума сможет принять бюджет на 2001 г. с учетом положений нового Налогового кодекса.

Вторая часть Налогового кодекса вводит пониженную ставку подоходного налога и единый социальный налог

Дискуссия об основных изменениях в налогообложении физических лиц не прекращается уже в течение нескольких недель. Эти изменения носят весьма масштабный характер и в целом отличаются продуманностью общей концепции. Усилия авторов были сосредоточены главным образом на упрощении налоговой системы, которая, как предполагается, начнет действовать с 1 января 2001 г., снижении налогового бремени и частичном устранении стимулов к уходу от налогов.

Ниже описаны основные из предлагаемых изменений.

Новые ставки подоходного налога:

Предлагаемые изменения ясно демонстрируют понимание схем ухода от налогообложения, применяемых в настоящее время субъектами экономической деятельности. Эти достаточно решительные меры предложены с тем расчетом, что, если соблюдение налогового законодательства не будет сопряжено с чрезмерными издержками, многие работодатели и работники предпочтут действовать в его рамках. Можно предположить, что при ставке подоходного налога, равной 13%, и сокращении размера выплат в социальные фонды (см. ниже) работодатели будут готовы отразить суммы, реально выплачиваемые работникам, как зарплату, а не прибегать к различным "серым" схемам выплаты зарплаты.

Определение источников дохода как российских или зарубежных

Налоговый кодекс предлагает новую концепцию определения дохода, получаемого из российских источников. Указанная концепция в значительно большей степени соответствует международным принципам. В настоящее время российское законодательство не содержит точного определения дохода, получаемого из российских источников. В соответствии со сложившейся практикой это всякий доход, получаемый в России или выплачиваемый из России. С 1 января 2001 г. доход из российского источника определяется как доход, возникающий от активов, находящихся в России, или услуг, физически предоставленных в России.

Это влечет за собой существенные изменения в режиме налогообложения персонала, часто въезжающего в Россию и выезжающего за рубеж. Раньше, если физическое лицо находилось в России в совокупности менее 183 дней и получало выплаты за рубежом, оно не облагалось налогом в России. С 1 января 2001 г. это положение изменится.

Однако новая концепция является малопривлекательной для налогоплательщиков-нерезидентов и не столь радикальной, как это могло бы показаться на первый взгляд. В США доход, получаемый нерезидентами, подлежит обложению с изъятием налога у источника выплат. Такая система направлена в первую очередь на взыскание налога и обеспечение подачи налоговой декларации нерезидентом. При этом в случае изъятия излишней суммы налога она подлежит возмещению. Однако суть изменений, предлагаемых в России, будет иметь иной практический эффект. Как нам представляется, она направлена на противодействие такой методике налогового планирования, при которой значительную часть дохода, относящегося к услугам, предоставляемым в России, можно освободить от налогообложения за счет переноса ее на тот год, когда налогоплательщик не подпадал под определение резидента.

Основной недостаток такого положения законодательства заключается в том, что физические лица, не являющиеся российскими налоговыми резидентами, могут подлежать налогообложению как в России, так и в других юрисдикциях. Налоговый режим, регулирующий эти ситуации, определяется отсутствием договора об избежании двойного налогообложения со многими странами.

Налоговый кодекс не предусматривает особого режима налогообложения для иностранных подданных, в частности, не позволяет вычитать из облагаемой суммы взносы в пенсионные фонды, уплачиваемые на родине.

Налоговые льготы

Основная категория налоговых вычетов, представляющая интерес для большинства налогоплательщиков, - это вычеты, связанные с приобретением или продажей имущества. До сих пор они исчислялись на основе минимального размера оплаты труда (МРОТ). Теперь же они определены в Налоговом кодексе в виде фиксированной суммы в рублях.

Размер вычета из налогооблагаемой суммы дохода издержек по приобретению или строительству жилья повышается с 5000 МРОТ (в настоящий момент эта сумма равна 417 450 руб.) до 600 000 руб. Указанная льгота по-прежнему предоставляется физическому лицу не больше одного раза. Проценты по выплате ссуды на приобретение жилья, по которому предоставляется вышеуказанная льгота, также подлежит вычету из налогооблагаемой суммы дохода в полном размере. Помимо этого, налогоплательщикам предоставляется право вычета из облагаемой суммы дохода медицинских расходов и расходов на образование (как его собственных, так и членов семьи) в размере до 25 000 руб. Как представляется, речь идет о сумме ежегодных вычетов, хотя формулировка этого положения требует уточнения.

Единый социальный налог

Главные из предлагаемых изменений:

Однако регрессивная шкала не применяется, если в течение предыдущего налогового периода (то есть календарного года) средняя налоговая база в расчете на одного работника составляла менее 50 000 руб. (приблизительно 1800 дол.). При этом при расчете средней налогооблагаемой базы не учитываются работники с самой высокой зарплатой (30% работников, если общее число работников составляет менее 30, и 10% работников - в остальных случаях).

Если регрессивная шкала не применяется, взносы в социальные фонды должны уплачиваться по ставке, равной 35,6%. Эти нормы, имеющие целью борьбу с уклонением от налогообложения, замедлят процесс раскрытия сумм зарплаты в полном объеме, поскольку в определенных случаях преимущества от отражения зарплаты, реально выплаченной в 2001 г., возникнут только год спустя, разумеется, в зависимости от того, насколько реальные суммы зарплаты были приуменьшены в 2000 г. Однако нам представляется, что в условиях относительно невысокого уровня оплаты труда это не будет иметь решающего значения для большинства предприятий и в то же время не будет стимулировать предприятия с большим количеством работников, получающих относительно низкую зарплату, к переходу на прозрачную систему выплаты зарплаты.

Заключение

Хотя принятые Думой во втором чтении конкретные положения, предусматривающие изменения в системе уплаты подоходного налога и взносов в социальные фонды, пока представляются во многом неясными, можно сделать вывод, что эти изменения являются сколь значительными, столь и благотворными.

Вне всякого сомнения, они направлены на повышение прозрачности экономической деятельности, дальнейшее упрощение системы сбора налогов и стимулирование как работодателей, так и работников к соблюдению налогового законодательства. Проект Налогового кодекса также предусматривает устранение различий в налогообложении нерезидентов и российских граждан.

Введение единой ставки подоходного налога, равной 13%, должно стимулировать граждан к раскрытию реального уровня получаемых ими доходов. В целом нам представляется, что реформа движется в верном направлении. При этом остаются опасения, что снижение налогов является лишь приманкой, рассчитанной на вовлечение в налоговую систему большего количества людей, а после того как в ловушке окажется достаточно большое число людей и уровень зарплаты, отраженной в отчетности возрастет, она захлопнется и налоговое бремя вновь увеличится.

Таким образом, одним из главных препятствий на пути успешной реализации налоговой реформы в России является фактор доверия (вернее, его отсутствия).

Приложение 1: Меры, предложенные в программе правительства

Снижение налогового бремени:

  • снижение налога на фонд заработной платы;
  • отмена налогов с оборота;
  • изменение правил исчисления налогоблагаемой базы при расчете налога на прибыль.

Равномерное распределение налогового бремени:

  • уравнивание ставок налога на прибыль и налога на фонд заработной платы;
  • ликвидация большинства налоговых льгот.

Упрощение налоговой системы:

  • закрытие перечня налогов;
  • введение единой шкалы подоходного налога;
  • введение единого социального налога;
  • отмена большей части мелких налогов.

Усовершенствование системы сбора налогов:

  • ограничение возможностей налоговых органов в толковании налогового законодательства;
  • повышение ответственности налогоплательщиков.

Приложение 2: Главы второй части налогового кодекса, обсуждавшиеся государственной думой

Физические лица-нерезиденты РФ облагаются по ставке 30%.

Льготы для военнослужащих, служащих прокуратуры, судейского корпуса, сотрудников Министерства внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов отменяются.

Предусмотрен ряд вычетов из налогооблагаемой суммы.

Для основных продуктов питания и детской одежды ? ставка в размере 10%

Экспорт облагается по нулевой ставке налога (за исключением нефти и газа, экспортируемых
в страны СНГ)


С начала 1990-х и по 2001 год в России действовала сложная прогрессивная шкала налогообложения, когда эффективная ставка напрямую зависела от того, сколько человек зарабатывает. За годы действия шкала неоднократно подвергалась изменениям и в конце 1990-х насчитывала шесть вариантов ставок: 12 процентов (доходы менее 30 тысяч рублей в год или около 92 долларов в месяц), 15 процентов (30-60 тысяч рублей), 20 процентов (60-90 тысяч рублей), 25 процентов (90-150 тысяч рублей), 30 процентов (150-300 тысяч рублей) и 35 процентов (более 300 тысяч рублей). К 2000 году прогрессивную шкалу упростили, а количество ставок в ней свели до трех: 12 процентов для тех, чьи доходы составляют менее 50 тысяч рублей в год (около 150 долларов в месяц), 20 процентов для россиян с доходом от 50 до 150 тысяч рублей в год, 30 процентов — для людей с доходом свыше 150 тысяч.


Попросили остаться Российские миллиардеры годами уводили деньги в офшоры. Как этому хотят положить конец?

Попросили остаться Российские миллиардеры годами уводили деньги в офшоры. Как этому хотят положить конец?

За бугром Богачи по всему миру прячут миллионы от властей. Как на этом зарабатывают маленькие страны?

За бугром Богачи по всему миру прячут миллионы от властей. Как на этом зарабатывают маленькие страны?

С другой стороны, по налоговой дисциплине било то, что граждане просто считали фискальную нагрузку для себя слишком высокой. С учетом всех сборов в социальные внебюджетные фонды (например, взносы на социальное и медицинское страхование) итоговый уровень налоговых отчислений для граждан, облагавшихся минимальным НДФЛ, превышал 37 процентов. Для россиян, которые находились у верхней границы шкалы, максимальная нагрузка была больше 50 процентов. Кроме того, в конце 1990-х — начале 2000-х повышению собираемости НДФЛ мешала далекая от совершенства система налогового администрирования. Например, она не позволяла эффективно взимать сборы с иных доходов, кроме зарплат, в результате чего те буквально выпадали из поля зрения налоговой службы.

Слишком высокая в понимании граждан фискальная нагрузка и массовое уклонительство в начале 2000-х привели власти к пониманию, что стране нужна полноценная налоговая реформа. Радикальное решение предложил Центр стратегических разработок во главе с Германом Грефом. Согласно его плану, ставку нужно было установить на уровне 13 процентов и сделать ее единой для всех. Одновременно власти решили заменить многочисленные взносы во внебюджетные фонды единым социальным налогом, снизив его суммарную нагрузку. В результате предельная ставка налогообложения доходов в 50 тысяч рублей в год сократилась на 1,4 процентного пункта, а доходов от 150 тысяч рублей — на 22,7-33,1 процентного пункта.


Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Гипотеза властей была в том, что состоятельные налогоплательщики и так уклоняются от уплаты налогов, поэтому снижение НДФЛ не спровоцирует падение поступлений с их стороны. Авторы идеи рассчитывали, что снижение налоговой нагрузки и упрощение системы уплаты сборов даст обратный эффект и выведет доходы богатых россиян из тени. Кроме того, Кремль пошел на упразднение ряда льгот, которое должно было помочь собирать больше налогов с малоимущих. В конце концов, ожидалось, что само администрирование плоской шкалы налогообложения будет проще и дешевле, чем администрирование дифференцированной.

Социальный запрос

Активно вопрос об отмене плоской шкалы НДФЛ начали обсуждать в конце 2019 года в преддверии послания президента Федеральному собранию. По неофициальной информации, власти изучали введение налогового вычета для малообеспеченных граждан в размере 1-1,5 прожиточного минимума, что фактически создало бы в России прогрессивную шкалу с двумя ставками: 0 и 13 процентов. Ожидалось, что это поможет достичь цели по снижению бедности в два раза, озвученной президентом в майском указе 2018 года. Кроме того, обнуление налога для бедных должно было увеличить покупательную способность малоимущих, помочь экономическому росту и продемонстрировать социальную справедливость. В поддержку такого варианта помощи бедным выступали глава ВТБ Андрей Костин, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и на тот момент министр экономического развития Максим Орешкин.

В четвертом квартале 2019 года прожиточный минимум в России был установлен на уровне 10,6 тысячи рублей. Обнуление налоговой ставки коснулось бы 12,3 процента населения, или более чем 18 миллионов человек.

Однако в итоге от идеи решили отказаться, поскольку сценарий с обнулением был бы слишком дорогим. Чтобы компенсировать выпадающие доходы региональным бюджетам в размере 1-1,5 триллиона рублей, властям пришлось бы пойти на повышение ставки до 16 процентов для всех остальных граждан. Рассматривались еще как минимум три сценария отмены плоской шкалы. Одним из вариантов было обнуление НДФЛ для россиян с доходами в 1,2-1,5 минимального размера оплаты труда (МРОТ) и повышение сборов для граждан, которые получают свыше 1 миллиона рублей в месяц. В таком случае выпадающие доходы региональных бюджетов составили бы 150 миллиардов рублей. Согласно другому сценарию, вместо массового обнуления НДФЛ для бедных предлагалось предоставлять льготы малоимущим только по запросу. Еще один вариант — полный отказ от льгот по НДФЛ для бедных и взамен помощь им посредством адресных субсидий. Однако ни один вариант в итоге не был принят, и в ходе послания Федеральному собранию, которое прошло в январе 2020 года, Путин в качестве меры поддержки бедных россиян объявил введение ежемесячных выплат на детей от трех до семи лет включительно.

Красивый жест

Принятие решения о возврате к прогрессивной шкале подстегнула пандемия коронавируса, разразившаяся в России весной прошлого года. Эпидемия не только ускорила падение доходов россиян, привела к росту безработицы и пробила дыру в бюджете, но и сделала социальную несправедливость главным страхом 2020 года. В результате уже в июне стало известно, что Кремль всерьез обсуждает дифференцированную шкалу. Однако сценарий, который рассматривался на этот раз, сильно отличался от известных прежде. В нем больше не было дорогостоящего обнуления НДФЛ для бедных, а было повышение ставки с 13 до 15 процентов для россиян с доходами в 2-3 миллиона рублей в год (167-250 тысяч рублей в месяц), что выглядело как налог на средний класс.

Владимир Путин

Идея получила поддержку социального вице-премьера Татьяны Голиковой, которая называла доходы в два миллиона рублей высокими для России. Одновременно она отмечала, что при принятии решения о повышении НДФЛ в первую очередь нужно думать о справедливости по отношению к людям. Идею также поддержал Максим Орешкин, ставший советником президента по экономике, и все фракции Госдумы. Против выступали премьер-министр и бывший глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин, нынешний руководитель ведомства Даниил Егоров и Минфин. Они считали администрирование такой прогрессивной шкалы слишком сложным и дорогим.

Итоговый вариант налоговой реформы, которую утвердили в Кремле, оказался значительно мягче, чем ожидалось. Владимир Путин 23 июня в ходе очередного обращения к нации объявил, что с 1 января 2021 года НДФЛ на уровне 15 процентов устанавливается для россиян с доходами в пять миллионов рублей в год (около 416 тысяч рублей в месяц). Повышенным сбором облагается не вся сумма в пять миллионов, а только часть дохода, которая превышает эту отметку. То есть если гражданин получает шесть миллионов рублей в год, то под повышенную ставку попадет только один миллион. В общей сложности дополнительные сборы от повышенной ставки, как ожидается, составят 60 миллиардов рублей, тратить их собираются только на лечение тяжелобольных детей. Сама же реформа касается не более 1 процента работающих россиян.

Ошибка округления

Слева направо: Леонид Казинец, Муса Бажаев и Владимир Потанин

Слева направо: Леонид Казинец, Муса Бажаев и Владимир Потанин

За гранью Массовые увольнения и раздача денег просто так — безумный прогноз на 2021 год

Спешат на выручку Россияне массово отправились торговать на биржи. Почему их не останавливает риск потерять все?

Спешат на выручку Россияне массово отправились торговать на биржи. Почему их не останавливает риск потерять все?

Само по себе повышение НДФЛ до 15 процентов для 1 процента населения едва ли отразится и на бедных, добавила Суслина. С точки зрения настоящей социальной справедливости и стимулирования потребительского спроса ради разгона экономики было бы лучше пойти по сценарию, который обсуждался еще в 2019 году — не символически повысить сборы для самых богатых, а снизить налоги для самых бедных, сказала Суслина. Однако в таком случае государству пришлось бы искать триллионы рублей для возмещения выпадающих доходов региональных бюджетов.

Другим вариантом могло бы стать обложение налогами не доходов, а расходов богатых россиян, о чем еще в 2019 году говорил Максим Орешкин. В таком случае состоятельный человек, который ведет скромный образ жизни, инвестирует в создание предприятий и помогает улучшать ситуацию с зарплатами внутри страны, не будет подпадать под те же налоги, которые вынужден платить гражданин, который просто ведет роскошный образ жизни и тратит много денег, например, на дорогие автомобили и недвижимость. Подобный подход гораздо более эффективен с точки зрения общего экономического развития страны, чем просто обложение налогами доходов.


Курс перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации привел к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще в 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Именно тогда началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей изменение распределительных отношений, унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регулятора рыночных отношений, формирование новых слоев хозяйствующих субъектов (предпринимателей, кооперативом, малых предприятий), а также приближение налоговой системы страны к налоговым системам стран с рыночной экономикой.

Налоговая система России того периода включала три группы налогов: общегосударственные налоги и сборы, республиканские налоги, местные налоги и сборы. При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства.

Можно выделить три группы причин, которые обуславливали кризис доходной части бюджет:

- угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы;

- объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня [5].

Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат.

В 1997 году на территории РФ действовало более 40 налогов и сборов. К этому периоду уже сформировалась трехуровневая система, которая включала: федеральные налоги (НДС, акцизы, таможенная пошлина и т.д.); республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду); местные налоги и сборы (НДФЛ, земельный налог, сбор за право торговли, налог на рекламу и т.д.).

Новизна сформированной налоговой системы Российской Федерации проявляется в следующем:

- основывается на правовой базе, а не на подзаконных нормативных актах различных министерств и ведомств, партии и правительства, как было раньше;

- становится стабильной и пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП в целях выполнения государством своих функций;

- при ее разработке использован мировой опыт налогообложения юридических и физических лиц;

- построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов;

- налоги четко распределены по звеньям бюджетной системы, определены виды закрепленных и регулирующих налогов;

- региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона;

- законодательством установлена четкая последовательность при уплате налогов;

- в системе налогов определены общие и специальные платежи, имеющие строго целевое назначение и регулирующее значение;

- налоговая система представляет собой сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных [3, с.98].

Практика функционирования налоговой системы середины 90-х годов делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу - риски, связанные с изменением в налогообложении, оценивались, в то время как чрезвычайно высокие. Существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком много возможностей для уклонения от налогов. В ситуации, когда государство было неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности, в полном объеме налоги платили только добросовестные налогоплательщики, не имеющие льгот и недоимок [4, с.4].

С 1999 года начался новый виток совершенствования системы налогов и сборов в РФ. Этот этап реформы налоговой системы ознаменовался вступлением в действие 1 января 1999 года, после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового кодекса. В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и инструменты.

С введением этого документа осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения. Необходимость налоговой реформы в России к концу 90-х годов обусловлена скоростью и масштабностью изменений, происходящих в экономической жизни страны. Поэтому изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач:

- построение стабильной, справедливой, понятной и единой налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

- развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

- формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования [2].

В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации Министерством по налогам и сборам Росси было подготовлено и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Однако за время прохождения через Думу документ утратил многие новаторские предложения, а правила и механизмы оказались не безупречными. Поэтому в НК РФ была внесена большая серия поправок.

Таким образом, неспособность государства на протяжении многих лет решать назревшие проблемы стало одной из главных причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов за границу, отсутствия полномасштабных иностранных инвестиций в экономику России, что в итоге препятствовало экономическому росту и укреплению государственности. Функционирование налоговой системы в 90-х годах выявило много проблем и противоречий, что вызвало реакцию государства по дальнейшему реформированию системы налогообложения [1, с.26].

Список использованной литературы:

1. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист. – 2007 – №7.

2. Закон Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Книжный мир, 1999. - С. 4.

Читайте также: