Предоставление государственных услуг налоговыми органами

Обновлено: 30.06.2024

Государственные и муниципальные услуги налоговых органов: зарубежный и российский опыт

State and municipal services tax agencies: foreign and Russian experience

Авторы

Аннотация

В статье рассмотрены характеристики понятия услуги, государственной услуги и услуги налоговых органов. На основе анализа Законодательных и Нормативно-правовых актов по предоставлению государственных услуг выявлено, что оказываемые государственные и муниципальные услуги налоговых органов не отвечают их экономической сущности. Сделаны выводы о целесообразности оказания налоговыми органами услуг налогоплательщикам на основах сотрудничества при получении налогоплательщиком финансово-экономического эффекта.

Ключевые слова

государственные и муниципальные услуги, услуги налоговых органов, налоговые органы, территориальные налоговые органы

Рекомендуемая ссылка

Authors

Abstract

The paper reviewed and identified characteristics of the concept of services, public services and the tax authorities. Based on the analysis of Legislative and Normative-legal acts on provision of government services revealed that the services provided by the tax authorities do not meet their economic nature. Conclusions on the feasibility of providing tax authorities with services to taxpayers on the basis of cooperation upon receipt by the taxpayer of the financial and economic effect.

Keywords

state and municipal services, tax authorities, tax authorities, the territorial tax authorities

Suggested Citation

Введение

Также ФНС России и МФС (Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) заключили Соглашение о взаимодействии при организации предоставления услуг Федеральной налоговой службой. В частности, предоставляются услуги государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, прием заявлений на получение льгот от налогоплательщиков физических лиц; информирование физических лиц о задолженности по налогам и т.п.

Рассмотрим некоторые понятия и положения о сущности услуг государства и налоговых органов. Ведь с развитием институциональной налоговой среды все более возникает необходимость в сбалансированности интересов институтов общества и государства и их взаимодействии на принципах сотрудничества, партнерства и открытости, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые стремится внедрить Россия в налоговый контроль.

Опыт зарубежных стран в налогообложении и развитии налоговых систем

Сущность государственных и муниципальных услуг налоговых органов

Прежде всего, рассмотрим понятия услуги и государственной услуги, так как необходимо проанализировать их сущность и признаки для соотнесения с оказанием услуг в сфере налогообложения.

Выделим основные характеристики услуги: изменение качества продукта, наличие взаимодействия создателя и потребителя, наличие желания потребителя.

Получение услуги государства должно быть выгодно для общества при существовании альтернативных услуг в коммерческих организациях.

Следовательно, государственной услугой будем считать деятельность государства, выражающуюся во взаимодействии с обществом, направленную на удовлетворение законных требований граждан и действий по оптимизации государственных структур.

НК РФ не упоминает в своих нормах оказание услуг налоговыми органами. Рассмотрим в связи с этим п.1 ст.32 НК РФ, в которой регламентируется работа с налогоплательщиками. Она предусматривает обязанность налоговых органов:

В то же время Приказ Министерства Финансов регламентирует предоставление государственной услуги именно по информированию населения [5].

Информирование же не затрагивает разъяснений в смысле понимания процессов или норм законов, оно является инструментом [18], который дает толчок к активному действию гражданина в выполнении закона или требования.

Выводы

Следовательно, перечень обязанностей налоговых органов нельзя рассматривать как услуги, так как в них отсутствует просьба, заявка или пожелание потребителя оказать ему услугу в соответствии со своими экономическими интересами, в данном случае – это получение экономического эффекта. Следовательно, НК РФ не содержит права или обязанности налоговых органов оказывать услуги.

Кроме информационной обязанности налоговые органы призваны осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками. Данная деятельность государства имеет экономическую сущность, так как преследует цель контроля за постоянным распределением вновь созданного продукта предприятий в бюджеты и тем самым способствовать развитию экономики. Целесообразно включать в деятельность сотрудников налоговых органов услуги, касающиеся экономической деятельности организаций.

Читайте также: