Налоговая прокуратура одним словом

Обновлено: 13.05.2024

Состояние законности в налоговой сфере свидетельствует о распространенном характере нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. Органами местного самоуправления допускаются факты принятия неправомерных правовых актов в налоговой сфере и установления незаконных налогов и сборов. Налоговыми органами не в полной мере осуществляются функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимаются адекватные меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускаются нарушения при государственной регистрации юридических лиц. Кредитными организациями (банками) несвоевременно исполняются либо не исполняются поручения налогоплательщиков или налоговых агентов о перечислении налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Имеют также место факты коррупционных проявлений и совершения иных уголовно наказуемых деяний.

Существуют недостатки и в организации прокурорского надзора на данном направлении. Не всегда обеспечиваются системный подход к проводимой работе, качество надзорных мероприятий и адекватное реагирование на факты нарушений.

В целях активизации и совершенствования практики прокурорского надзора в названной сфере, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",


П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять дополнительные меры по укреплению законности и повышению уровня прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.

1.1. Осуществлять постоянный мониторинг в сфере налоговых правоотношений и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.

1.2. Приоритетными направлениями в рассматриваемой области считать надзор за законностью правовых актов; за исполнением законов налоговыми органами, органами власти и местного самоуправления, а также органами управления и руководителями кредитных организаций (банков); за соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков; за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью по делам и материалам соответствующей направленности.

Обеспечить предупредительный характер прокурорского надзора.

1.3. Усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере налогообложения, обратив внимание на случаи превышения ими предоставленных полномочий.

При проверке таких актов при необходимости принимать меры к организации антикоррупционной экспертизы; регулярно проверять на коррупциогенность практику правоприменения.

Исключить случаи несвоевременного реагирования на незаконные правовые акты. При наличии оснований направлять в суды заявления о признании нормативных правовых актов, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан в затронутой сфере, недействующими полностью или в части.

1.4. Обеспечить системный надзор за исполнением законов налоговыми органами, акцентировав внимание на осуществлении ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, государственной регистрации юридических и иных лиц, применению мер ответственности за допущенные правонарушения, а также на исполнении ими обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел в соответствии со ст. 32 НК РФ.

1.5. Требовать от налоговых органов строгого соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением налогового контроля, взысканием и перечислением налогов и соборов. Обеспечить строгое исполнение требований закона при санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций в соответствии со ст. 77 НК РФ.

Принимать меры к предотвращению фактов дублирования контрольных мероприятий и использования проверок для оказания административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

Исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также незаконного применения к ним мер принуждения и ответственности.

При проведении каждой проверки принимать меры к выявлению и устранению фактов коррупционного риска.

1.6. При наличии оснований с привлечением специалистов организовывать проверки исполнения организациями налогового законодательства, в первую очередь - соблюдения установленных законом порядка и сроков перечисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды, не подменяя при этом уполномоченные государственные органы контроля.

1.7. Регулярно проводить проверки деятельности службы судебных приставов в части соблюдения порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

1.8. Повысить качество и эффективность прокурорского надзора за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью в целях эффективного предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, а также качественного расследования уголовных дел в налоговой сфере. Предъявлять иски к физическим и юридическим лицам, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за вред, причиненный преступлениями.

1.9. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения выявленных нарушений закона и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц.

В случаях выявления фактов противоправных действий, содержащих признаки преступления, согласно предоставленным законодательством полномочиям выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.10. В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти, правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с правонарушениями и преступлениями в налоговой сфере возникающие проблемы правоприменительной практики обсуждать на координационных совещаниях, заседаниях совместных рабочих групп и коллегий.

1.11. Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры на этом участке работы. Активнее использовать возможности средств массовой информации и взаимодействия с общественными организациями.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам:

2.1. Анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора в налоговой сфере не реже одного раза в полугодие. Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования работы.

2.2. О результатах надзорной деятельности на указанном направлении по итогам работы за год, наиболее серьезных нарушениях закона и возникающих проблемах правоприменения информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.


Куда обратиться с жалобой на работодателя — частый вопрос, возникающий у сотрудников организаций, в отношении которых допускаются нарушения требований трудового законодательства. Перечень инстанций, уполномоченных контролировать соблюдение норм права, рассмотрим в предложенной статье.

Кому и куда пожаловаться на работодателя: способы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ

Вопрос о том, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, возникает у работников достаточно часто, и законодательство предусматривает значительное количество надзорных инстанций, которые имеют право проводить проверки соблюдения требований трудового законодательства. Перечень способов, при помощи которых гражданин может защитить свои трудовые права, перечислен в ст. 352 ТК РФ.

  • Самозащита своих прав. Согласно требованиям ст. 379 ТК РФ сотрудник может отказаться от порученной работы (предварительно письменно оповестив об этом администрацию) в случаях, если такая работа представляет угрозу для его жизни (здоровья), не предусмотрена контрактом, или при задержке зарплаты на срок больше чем 15 дней.
  • Защита прав при содействии профсоюза или иного объединения работников. Не стоит забывать, что ст. 370 ТК РФ наделяет профсоюз, его представителей и образуемые им органы широкими правами по контролю за соблюдением администрацией организации требований ТК РФ, локальных актов и коллективного договора.
  • Обращение в органы государственной власти (трудовую и налоговую инспекцию, органы прокуратуры и т. д.).
  • Обращение в судебные инстанции в случаях несогласия с решениями комиссий по трудовым спорам, государственных органов и должностных лиц, а также непосредственно по вопросам, перечисленным в ст. 391 ТК РФ.

Как подать жалобу в профсоюз

В соответствии со ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы, а также уполномоченные ими представители (инспекторы) вправе производить проверку условий труда, охраны труда, а также фактов нарушения трудового законодательства со стороны руководства организации.

Важно помнить, что работник может обратиться как в организацию, действующую непосредственно в пределах его компании, так и в территориальное или отраслевое объединение профсоюзных ячеек. Как профсоюзные работники, так и инспекторы, направляемые отраслевыми либо территориальными объединениями, обладают правом беспрепятственного прохода на территорию деятельности компании в целях проведения контроля за соблюдением прав работающих.

По результатам проверок обращений граждан либо контрольных мероприятий профсоюз направляет в администрацию организации требования по устранению выявленных нарушений. Соответственно, администрация обязана принять необходимые меры, а также в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения и проделанной работе по ликвидации нарушений.

При этом в случае бездействия руководства компании профсоюзные работники вправе самостоятельно обращаться в государственные органы или суды, а также иными способами защищать членов своих организаций.

Как обратиться в комиссию по рассмотрению трудовых споров

Обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС) — еще один способ защитить свои права сотруднику компании. Согласно требованиям ст. 384 ТК РФ такая комиссия может быть образована по инициативе как администрации, так и трудящихся. При этом администрация не вправе уклониться от делегирования в комиссию своих представителей.

КТС образуется на основе равного участия представителей администрации и работающих, которые делегируются общим собранием работников. В ходе работы комиссии избирается ее председатель, заместитель и секретарь. Решения комиссии оформляются письменно в форме протокола.

Согласно ст. 385 ТК РФ комиссия уполномочена рассматривать споры между администрацией и работниками, которые не были разрешены путем самостоятельных переговоров сторон. При этом работник может обратиться в КТС в течение 3 месяцев с момента нарушения его прав.

Поданное заявление должно быть рассмотрено комиссией в течение 10 дней. При этом согласно ст. 387 ТК РФ жалоба рассматривается в присутствии работника. Также комиссия вправе пригласить представителя администрации, свидетелей, экспертов, затребовать необходимые документы и материалы у администрации.

По итогам рассмотрения жалобы комиссия тайным голосованием принимает решение. После принятия решения у сторон спора имеется 10 дней на его обжалование в судебном порядке. Если оно не обжаловано, то должно быть исполнено администрацией в течение 3 дней.

В том случае, если виновная сторона затягивает с исполнением решения, работник согласно ст. 389 ТК РФ может получить специальный документ — удостоверение, которое может быть отнесено судебным исполнителям для принудительного исполнения решения КТС.

Как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя, можно ли подать жалобу онлайн

Самый частый ответ практиков на вопрос о том, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, — в Государственную инспекцию труда. ГИТ в силу положений ст. 354 ТК РФ является единым и специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением именно трудового законодательства.

Статья 357 ТК РФ наделяет инспекторов данной службы широкими полномочиями. В частности, инспекторы вправе:

  • посещать организации и ИП в целях проверки соблюдения норм трудового права;
  • истребовать у работодателей все необходимую информацию, проводить расследование несчастных случаев;
  • выносить предписания о необходимости устранения нарушений компаниями, привлекать их и их должностных лиц к административной ответственности;
  • обращаться в судебные органы с требованиями о ликвидации организации при обнаружении нарушений правил охраны труда и т. д.

Основным способом реализации полномочий по надзору за соблюдением администрациями организаций норм трудового права является проведение документарных и выездных проверок конкретных компаний. Одним из оснований для проведения проверки является жалоба в трудовую инспекцию на работодателя.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб

Второй способ обращения в инспекцию, согласно ст. 13 закона № 59, — в ходе личного приема граждан руководством либо уполномоченными сотрудникам инспекции. График личного приема указывается на сайте подразделения инспекции.

В рамках личного приема устная жалоба регистрируется в карточке регистрации обращений. Соответственно, ответ на жалобу может быть дан по желанию заявителя устно либо письменно. Также в ходе личного приема может быть принято и письменное обращение, которое будет рассматриваться в указанные выше сроки.

Еще один способ обращения в инспекцию — онлайн-жалоба в трудовую инспекцию на работодателя. Данная жалоба подается посредством заполнения электронного формуляра на сайте инспекции. При необходимости приложить какие-либо документы они также направляются в электронной форме.

Ответ на онлайн-обращение может быть получен либо в традиционной письменной форме, либо путем отправки электронного документа на указанный пользователем адрес. Порядок рассмотрения электронных жалоб аналогичен порядку рассмотрения письменных обращений.

Жалоба в прокуратуру

Статья 22 закона № 2202-I определяет полномочия прокурорского работника при проведении проверки. В частности, прокурор вправе:

  • посещать территорию предприятий и организаций, требовать предъявления необходимых для проведения проверки документов;
  • проводить осмотры, ревизии, привлекать экспертов и специалистов для осуществления данных мероприятий;
  • истребовать объяснения с граждан и руководителей организации, вызывать их для дачи объяснений и т. д.

По результатам проверок организаций при выявлении нарушений прокурор выносит представление, требования которого должны быть исполнены в течение одного месяца. О результатах принятых мер прокурору, согласно ст. 24 закона № 2201-I, должно быть сообщено в письменной форме.

Что касается процедуры подачи жалобы в прокуратуру на работодателя, то она аналогична обращению в трудовую инспекцию и регулируется ст. 8 и 13 закона № 59.

Обращение в суд

Кроме того, в ч. 2 ст. 391 ТК РФ содержится перечень вопросов, которые могут быть разрешены только судом. К ним относятся:

  • споры о восстановлении уволенного сотрудника в прежней должности и переводе на другую должность;
  • об изменении причины увольнения;
  • выплате компенсации при необоснованном увольнении либо разницы в зарплате при переводе;
  • споры с работодателем, который является гражданином и не имеет статуса ИП;
  • нарушения администрацией организации требований законодательства о персональных данных сотрудника.

Сроки и порядок обращения в суд

Согласно требованиям ст. 392 ТК РФ обратиться в суд с жалобой на администрацию организации следует в течение 3 месяцев с момента, когда работник узнал о нарушении своих прав. При этом для разрешения споров об увольнении установлен еще более короткий срок — 1 месяц.

Рассматривать трудовые споры в силу требований ст. 24 ГПК РФ полномочен районный (городской) суд.

Обращение в суд производится при помощи подачи искового заявления. Требования к нему и прилагаемым документам перечислены в ст. 131 и 132 ГПК РФ. Следует также помнить, что в силу положений ст. 393 ТК РФ работнику нет необходимости уплачивать пошлину за обращение в суд, а также прочие судебные расходы.

Как пожаловаться в налоговую на работодателя

В отличие от всех перечисленных выше инстанций, налоговая инспекция обладает специальной компетенцией в отношении организаций и ИП. Согласно п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС наделена полномочиями по контролю за полнотой и правильностью начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Соответственно, ФНС не уполномочена рассматривать собственно трудовые споры.

Поэтому обращаться в ФНС имеет смысл только тогда, когда незаконные действия администрации организации связаны с налоговыми нарушениями, которые могут затрагивать интересы работника в части выплаты НДФЛ или страховых взносов либо касаться иных налогов, не связанных с трудовой деятельностью (налога на прибыль, НДС, акцизов и т. д.).

ВАЖНО! Следует помнить, что основная форма контроля со стороны ФНС — это проведение документарных и выездных проверок, регламентируемых гл. 14 НК РФ. Обращение в налоговую инспекцию осуществляется также в соответствии с требованиями ст. 8 и 13 закона № 59.

Можно ли пожаловаться анонимно

Поскольку подача жалобы может повлечь впоследствии негативное отношение администрации организации к сотруднику, то вопрос о том, куда можно пожаловаться на работодателя анонимно, имеет принципиальное значение для последнего. При решении данного вопроса следует помнить о положениях ст. 7 закона № 59, которая определяет требования к жалобе.

Так, в жалобе требуется указать следующие данные о заявителе:

  • инициалы (Ф. И. О.);
  • адрес для направления ответа;
  • дату подачи жалобы и подпись заявителя.

В случае если в обращении не обозначены сведения о заявителе, то должностное лицо, принявшее жалобу, должно руководствоваться правилами ч. 1 ст. 11 закона № 59. Данные правила, в свою очередь, предписывают не отвечать на анонимное обращение.

Так что ответа на вопрос о том, куда пожаловаться на работодателя анонимно, нет, поскольку госорганы с анонимными обращениями не работают. В то же время на практике вопрос о принятии мер по анонимной жалобе будет решаться в каждом случае индивидуально, исходя из фактических обстоятельств дела.

Итоги

Подводя итоги, отметим, что действующее законодательство достаточно четко отвечает на вопрос о том, кому пожаловаться на работодателя, определяя список инстанций и порядок обращения к ним с жалобами на администрацию организации. Предложенная же читателям статья позволит оперативно определить, куда и каким способом лучше всего обращаться по конкретному вопросу.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 04.12.2009 N 374 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
ПРОКУРАТУРЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ"

В целях совершенствования работы по пенсионному обеспечению, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 04.12.2009 N 374 "Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей" и Инструкцию, утвержденную данным приказом, следующие изменения:

в заголовке слова "учреждений прокуратуры" заменить словами "организаций прокуратуры";

после слов "выплаты пенсий" дополнить словами "и пособий";

слова "учреждений прокуратуры" заменить словами "организаций прокуратуры";

в пункте 1 слова "учреждений прокуратуры" заменить словами "организаций прокуратуры";

в пункте 3 слова "управления кадров" заменить словами "Главного управления кадров";

в последнем абзаце слова "первым заместителям" заменить словами "первому заместителю";

в заголовке слова "учреждений прокуратуры" заменить словами "организаций прокуратуры";

по тексту слова "управление кадров" в соответствующем падеже заменить словами "Главное управление кадров" в соответствующем падеже и слова "Главным управлением обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры" - словами "управлением делами";

в пункте 1.1 слова "учреждений прокуратуры" заменить словами "организаций прокуратуры";

после слов "исчисления выслуги лет" дополнить словами "для назначения пенсии";

слова "учреждений прокуратуры" заменить словами "организаций прокуратуры";

абзац третий после слов "органов прокуратуры" дополнить словами ", а также приостановление и прекращение выплаты пенсий";

абзац десятый после слов "органами внутренних дел" дополнить словами ", Следственного комитета Российской Федерации";

абзац второй после слов "в г. Москве" дополнить словами "и Московской области";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Прокурорским работникам прокуратуры комплекса "Байконур" и проживающим с ними членам их семей пенсии назначаются прокуратурой Оренбургской области.";

подпункт 3 изложить в редакции:

"3) реквизиты, необходимые для перечисления сумм пенсии во вклад в выбранном банке;";

подпункт 7 после слов "об увольнении со службы" дополнить словами ", копию приказа о получаемом на день увольнения со службы размере должностного оклада";

подпункт 10 после слов "о денежном содержании" дополнить словами ", правила заполнения которого доведены до сведения в письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.10.1994 N 10/9-2и-94";

подпункт 13 после слов "общеустановленного пенсионного возраста" дополнить словами ", либо имеющего группу инвалидности";

абзац четвертый пункта 2.3 изложить в редакции:

"реквизиты, необходимые для перечисления сумм пенсии во вклад в выбранном банке;";

в абзаце четвертом пункта 2.4 слова "образовательного учреждения" заменить словами "образовательной организации";

абзац седьмой изложить в редакции:

"реквизиты, необходимые для перечисления сумм пособия во вклад в выбранном банке;";

в абзаце десятом слова "образовательного учреждения" заменить словами "образовательной организации";

в абзаце втором слова "назначения пенсии" заменить словами "получения пенсии";

абзац четвертый дополнить предложениями следующего содержания:

"При назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи умершего (погибшего) на каждого из них оформляется отдельное пенсионное дело. Пенсионным делам присваивается одинаковый порядковый номер. При этом пенсионное дело кормильца приобщается к пенсионному делу по случаю потери кормильца с наиболее длительным периодом выплаты, а если он пенсию по линии органов прокуратуры не получал - приобщаются документы, перечисленные в подпунктах 4 - 10 пункта 2.2.";

абзац второй после слов "в несгораемых шкафах" дополнить словами "или специально оборудованных архивах";

абзац третий после слов "перевод пенсии за границу" дополнить словами "или зачисление ее во вклад в банке, расположенном на территории Российской Федерации";

подпункт "а" после слов "членов семьи" дополнить предложением следующего содержания:

в абзаце втором подпункта "б" слова "образовательных учреждениях" заменить словами "образовательных организациях";

пункт 2.18 исключить;

пункт 2.20 изложить в редакции:

"2.20. По пенсионным делам, выплата по которым прекращена (приостановлена), проверяется правильность произведенных выплат и делаются отметки об их прекращении (приостановлении) в пенсионном деле, алфавитной карточке (приложение N 14) и книге регистрации пенсионных дел и выдачи пенсионных удостоверений.

Прекращенные (приостановленные) пенсионные дела и алфавитные карточки по ним хранятся отдельно от действующих в алфавитном порядке.";

в пункте 2.22 слова "органа (учреждения) прокуратуры" заменить словами "органа (организации) прокуратуры";

абзац второй пункта 4.5 дополнить предложением следующего содержания:

"После отбытия пенсионером наказания его пенсионное дело направляется в пенсионную службу прокуратуры по месту жительства (пребывания) пенсионера.";

пункт 4.9 после слов "15 лет" дополнить словами "при отсутствии лиц, которые впоследствии могли бы претендовать на пенсию по случаю потери кормильца";

в приложении N 1 слова "учреждения прокуратуры" заменить словами "организации прокуратуры";

в приложении N 2 слова "образовательных учреждениях" заменить словами "образовательных организациях".

2. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Задайте вопрос юристу:


Будьте морально готовы к почти постоянному состоянию фейспалма и напряжённой работе серого вещества. Будьте внимательны и рассуждайте!

Развенчивание мифотворчества для удобства прочтения поделил на две части. Обязательно почитайте постскриптум, он того стоит :)

Начнём с того, что рассмотрим утверждения некоторых альтернативно одарённых граждан, которые навязывают нам утверждения о том, что РФ - не государство, а коммерческая фирма иностранного происхождения за руководством Дмитрия Медведева и что Правительство РФ - юридическое лицо в иностранном подчинении.

Примеры таких граждан ниже (советую, прежде чем читать дальше, хотя бы бегло открыть ссылки и одним глазком почитать то, о чём там пишут):

Для начала определимся с терминами - что такое юридическое лицо и коммерческая фирма/организация и ЕГРЮЛ?

ГК РФ Статья 48. Понятие юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Почему утверждения про Российскую Федерацию, как некую частную фирму - это самое настоящее заблуждение вкупе с тем, что Правительство РФ вдруг, на каком-то сайте, становится юридическим лицом?

Государство - это организация (политическая), которая внешне выражена в системе органов управления и принуждения. И у такой организации есть только ей присущие признаки:

1. территориальная организация государства (институты гражданства, государственные границы);

2. публичный характер государства (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

3. суверенный характер государства (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

6. обязательность членства в государстве;

7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Также вспоминаем о функциях государства, которые делятся на внешние и внутренние:


Разве у коммерческой фирмы есть функция, например, обеспечения национальной безопасности? Нет. А функция обеспечения правопорядка и законности в стране? Нет. А функция защиты конституционного строя? Нет. А монополия на насилие? Тоже нет. А обладание исключительным правом на сборы налогов и эмиссию? Ни в коем разе.

А вот РФ, будучи в правовой категории и статусе государства, этими функциями обладает.

Наглядно показано и доказано, что утверждение о том, что РФ - это не государство, а коммерческая/частная фирма - самая настоящая ложь.

Чтобы соглашаться с формулировкой про РФ, как частную фирму либо её утверждать, необходимо отрицать определение государства и его функций, как правовой категории науки юриспруденции, т.е., проявлять элементы правовой безграмотности или нигилизма. Либо третий вариант - это утверждение необходимо принимать на веру, как догму.

Как бы то ни было, подобные утверждения это введение в заблуждение, сиречь обман и манипуляция информацией, рассчитанная на то, что человек не обладает основами правовых знаний.

Теперь что касается Правительства РФ.

Вспоминаем, что государство выражено в системе органов управления и принуждения, а государственная власть поделена на: законодательную (Федеральное собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы), исполнительную (Правительство) и судебную (тут всё понятно).

Так вот, Правительство Российской Федерации, по своему гражданско-правовому статусу, не является "юридическим лицом" в понятии, используемым Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о юридических лицах.

Выше я уже приводил ст. 48 ГК РФ. Ещё раз её процитирую:

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правовая природа статуса Правительства РФ обусловлена, прежде всего, конституционно-правовым статусом, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", определяющего его как "орган государственной власти".

Существует ЕГРЮЛ следующих организаций (т.е., юридических лиц) в РФ. Список организаций не исчерпывающий, можете вставить свои, скажем, Министерство транспорта или другие:

1. Министерства Обороны РФ;

2. Министерства Внутренних Дел;

3. Министерства финансов РФ и так далее.

Вот что записано по ссылке выше, цитирую:

Код причины постановки на учет (КПП) – присваивается организации в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика в связи с ее постановкой на учет в разных налоговых органах: по месту регистрации юридического лица, его обособленных подразделений, а также там, где оно является собственником недвижимого имущества и транспортных средств. КПП определяет принадлежность юрлица к тому или иному налоговому органу, а также причину постановки на учет.



Фиксируем момент, что у Правительства РФ нет ИНН и КПП; как думаете, почему?

Правильный ответ - потому что Правительство РФ НЕ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ!

Если кто не понял, на основании чего я пришёл к такому выводу, то поясню на озвученных примерах МВД, Минобороны и Минфина, что называется, на пальцах.

Так вот, ОГРН этих организаций таковы:

1. ОГРН Минобороны: 1037700255284

2. ОГРН МВД: 1037700029620

3. ОГРН Минфина: 1037739085636

А теперь будьте будьте внимательны и обратите внимание на первую цифру данного номера.

"Государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, состоит из 13 цифр, расположенных в следующей последовательности:
С Г Г К К Н Н Х Х Х Х Х Ч
где:
С (1-й знак) — признак отнесения государственного регистрационного номера записи:
к основному государственному регистрационному номеру (ОГРН)* — 1, 5 (присваивается юридическому лицу)
к иному государственному регистрационному номеру записи ЕГРЮЛ* (ГРН) — 2, 6, 7, 8, 9
к основному государственному регистрационному номеру индивидуального предпринимателя (ОГРНИП)* — 3 (присваивается индивидуальному предпринимателю)
к иному государственному регистрационному номеру записи ЕГРИП* (ГРНИП) — 4"

Источник - Википедия (ссылка не копируется, но можно найти через запрос определения ОГРН).

Таким образом, все три перечисленные мной организации - МВД, Минфин и Минобороны - юридические лица.

Что записано в ОГРН у Правительства РФ? Возвращаемся к скринам выше и видим, что там стоит цифра ноль или вообще пустая графа. То есть оное (Правительство РФ) не обладает статусом юридического лица де-юре и де-факто (отсутствуют признаки юрлица).

Запомните раз и навсегда - орган государственной власти и юридическое лицо - это принципиально два разных правовых статуса со своими, только им присущими, признаками!

Что и требовалось, в общем-то, доказать: нами вновь пытаются манипулировать, надеясь, что примем за чистую монету утверждение о том, что Правительство РФ вдруг стало юридическим лицом.

Во второй части развенчивания мифов о статусе РФ, как государства, рассмотрим более забористую дурь под названием: "ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕ ЛЕГИТИМНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", на которую очень любят ссылаться (в разных вариациях) при попытке протащить тезис о невозможности именования Российской Федерации государством.


Цитирую из ссылки:

Чуть ниже процитированного текста автор блога даёт ссылку на весьма интересный ресурс, где мы, якобы, познаем Дзен. При чём как даёт! Цитирую:

"Проверить регистрацию и статус любых органов власти РФ можно на официальном ресурсе отслеживания юридических лиц можно здесь https://www.upik.de/en/upik_suche.cgi?new=1"

Окей, перешёл на указанную страницу и запросил перевод:


Ага, то есть, компаниям (юрлицам) присваиваются номера! Ну-ка, компаниям каких стран могут присваивать эти номера? А вдруг там и РФ есть?

Ответ смотрим вот тут - https://www.upik.de/en_media/L. - ищем графу с названием нашей страны - Russian Federation. Опа, оказывается, напротив нашей страны в графе "D-U-N-S® NUMBER TO ASSIGN FOR A BRANCH AVAILABLE" указан статус "No". То бишь, для нашей страны эта опция недоступна.

Так-так. А кто вообще участники этой UPIK®? Смотрим по ссылке - - https://www.upik.de/en/upik_me. Тут и Опель, и БМВ, и Порше, и Шелл, и Форд и дофига кого ещё. Вот только где же конкретные государства и их органы власти, типа правительства РФ или других стран, как озвучиваемые автором блога некие "коммерческие структуры"?

Попытавшись вбить на этом сайте наименование - Правительство Российской Федерации (и даже английскую версию: Government of the Russian Federation) - затем, указав нашу страну из списка и нажав на кнопку поиска, система ничего не нашла :)

Кто не верит, сами попробуйте.

В общем, поздравляю вас, господин соврамши автор блога! И всех остальных, кто свято верует в то, что Правительство РФ - юридическое лицо, а РФ - не государство. Этот ролик ниже посвящается вам:

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ недавно изучила очень необычный спор. Суть его в следующем - некий гражданин в Краснодарском крае написал жалобу на местного полицейского чина, обвинив человека в погонах во всех грехах. Список прегрешений был длинный - от взяток с подчиненных до незаконного оформления на родню участков земли. Всего бдительный гражданин написал три жалобы за короткий срок, каждый раз добавляя обвинений.

Верховный суд РФ объяснил, когда жалоба человека является клеветой, а когда - исполнением гражданского долга. Фото: iStock

Верховный суд РФ объяснил, когда жалоба человека является клеветой, а когда - исполнением гражданского долга. Фото: iStock

Проверки показали, что ни один факт коррупции, в заявлениях на имя начальства полицейского, не подтвердился. И когда проверки завершились, переживший неприятные моменты правоохранитель пошел в суд, чтобы защищать свое честное имя. И несложному, на первый взгляд, делу пришлось дойти до высокой судебной инстанции. Верховный суд пересмотрел итоги этого гражданского дела и разъяснил, когда такие заявления-кляузы считаются порочащими честное имя, а когда - гражданским правом любого россиянина и борьбой с коррупцией.

Фото: Сергей Михеев.

Итак, истец, руководитель районной полиции, принес в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Полицейский просил суд признать не соответствующими действительности сведения, которые распространил заявитель в своих письмах. И еще просил обязать ответчика написать опровержение cвоим начальникам и представителям Следственного комитета, которые разбирались с жалобами.

Райсуд полицейскому отказал. Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда это решение отменила и приняла другое. Апелляция признала не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию сведения, которые заявитель приводил в своих письмах. Проигравший полицейский пожаловался в Верховный суд.

Первое и второе заявление бдительный гражданин отправил начальнику областной полиции с разницей в несколько дней. В заявлениях приводился длинный список преступлений начальника местной полиции - он и назначает подчиненных на хорошие места за деньги, и данью всех подчиненных обкладывает, и отбирает "удобных" сотрудников на хорошие должности, а плюс к этому еще и участки земли в округе ворует. В общем, заявитель проявил удивительную осведомленность о тайной жизни местной полиции. Жалобы проверяла Служба собственной безопасности областного главка МВД. Факты не нашли подтверждения.

Фото: Photoxpress

Райсуд, отказывая полицейскому написал, что тот "не представил доказательств, что ответчик хотел причинить ему вред, то есть злоупотребил правом". Областной же суд, отменив отказ, напротив, пришел к выводу, что отправленные ответчиком заявления содержали "негативную, умаляющую честь, достоинство и деловую репутацию истца информацию". И эта информация "не свидетельствовала о намерении истца исполнить свой гражданский долг". Письма были направлены "исключительно с намерением причинить вред другому лицу". То есть гражданин злоупотребил правом.

Вот как выглядит этот спор глазами Верховного суда РФ. Суд напомнил про 152-ю статью Гражданского кодекса, в которой сказано, что человек может требовать опровержение порочащих его сведений, если их распространитель не докажет, что они соответствуют действительности. Потом Верховный суд указал на свой пленум, на котором говорилось об исках о защите чести и достоинства (N3 от 24 февраля 2005 года). На пленуме было сказано следующее - обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются: факт распространения сведений ответчиком и порочащий характер этих сведении и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из этих обстоятельств иск судом не может быть удовлетворен. Не соответствующими действительности названы сведения о фактах и событиях, которые не имели место в реальности. Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом законодательства, совершение нечестного поступка, неправильное, неэтичное поведение в личной, общественной или политической жизни, недобросовестность в бизнесе и прочее. На пленуме напомнили - обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать лишь факт распространения информации человеком, к которому предъявлен иск, и порочащий характер этих сведений.

Но есть и другая "сторона медали". В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и нашей Конституцией, гарантирующей свободу слова, позицией Европейского суда по правам человека, при рассмотрении дел о защите чести и достоинства, судам следует различать две вещи. Это утверждение о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения или убеждения, которые не являются предметом судебной защиты по 152-й статье Гражданского кодекса. Суждения, будучи "выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на соответствие действительности".

В нашем случае, сказал Верховный суд, местному суду надо было установить, были ли высказывания автора писем оценочным суждением, мнением или убеждением автора. На истце лежала обязанность доказать факт распространения сведений и их порочащий характер. А на ответчике - соответствие действительности этих фактов.

Фото: REUTERS

Верховный суд процитировал свой пленум о защите чести и достоинства. Там было сказано, что если гражданин обращается в органы с заявлением и приводит какие-то сведения о готовящемся или предполагаемом преступлении, но они не подтверждаются, то написание заявления само по себе не может стать основанием для привлечения его автора "к гражданско-правовой ответственности по 152-й статье ГК". В таком случае речь идет о "реализации гражданином права на обращение в органы, которые по закону обязаны проверять поступившую к ним информацию". Требования о защите чести и достоинства могут быть удовлетворены лишь в одном случае - если суд установит, что заявление в органы не имело под собой никаких оснований и было продиктовано не намерением исполнить гражданский долг, а исключительно намерением причинить вред другому человеку, то есть было злоупотребление правом.

В нашем случае краевой суд , согласившись с иском, "не привел мотивов, по которым он пришел к такому выводу, не сослался на доказательства, имеющиеся в деле, не дал оценки доводам жалобщика о том, что он писал для проверки профессионализма полицейского и не носили умысла причинения ему вреда". По мнению Верховного суда, дело апелляция должна пересмотреть.

Читайте также: