Налоговая политика в условиях кризиса

Обновлено: 17.05.2024

Санкции, девальвация и падение цен на нефть не только плохо сказываются на российской экономике, они еще и искажают налогообложение: одни бизнесы в итоге платят больше, а другие — меньше. К чему это приводит и что нужно сделать, чтобы быстрее восстановить экономику?

Налоговый лаг

В России между обозначением приоритетов налоговой политики и их практической реализацией обычно возникает лаг примерно в год. Например, закон о деофшоризации, принятый в осеннюю сессию 2014 года, – это реализация повестки, заданной президентом еще в декабре 2013 года. В условиях макроэкономической стабильности и долгосрочного планирования такой лаг не составляет особой проблемы. Но на фоне экономического кризиса, стремительно развивающегося в противофазе с мировой экономикой – для нее цены на энергоносители определяют затраты, а не выручку, а их снижение снижает и затраты, и риски, – и острой зависимости от нефтегазовой ренты такой лаг сильно замедляет принятие антикризисных мер.

В президентском послании Федеральному собранию в начале декабря таких мер почти не прозвучало: говорилось лишь о неизменности налогового режима на 2015–2018 годы и о налоговой амнистии в отношении возвращенных в Россию капиталов. Этого явно недостаточно. В чем же могут и должны заключаться антикризисные меры в сфере налоговой политики на текущий момент?
В первую очередь нужно минимизировать налоговый эффект новых негативных факторов. Во-вторых, следует определиться с целями экономической политики, прежде всего промышленной, и предпринять соответствующие меры налогового стимулирования.

Начнем с минимизации негативных факторов, воздействующих на экономику. Пока их три: ослабление курса рубля, инфляция и ограничение доступа к рынку капитала. Налоговыми мерами можно смягчить действие первых двух.

Кто платит много, а кто мало?

Действующие правила расчета налога на прибыль подразумевают сравнительно устойчивый курс национальной валюты. Но это условие не выполняется уже несколько месяцев, и неизвестно, когда начнет выполняться вновь. Сумма рублевой выручки для многих предприятий будет расти (пропорционально росту курса или инфляции), тогда как расходы фиксированы в рублях на дату их понесения. В результате налогооблагаемая прибыль – в пересчете на валюту или с учетом покупательной способности – оказывается завышена по сравнению с реальной рентабельностью производства и реальной прибылью по данным финансового учета.

Особенно это видно на примере основных средств, расходы на которые вычитаются из налогооблагаемых доходов постепенно, в виде амортизационных отчислений. Купленный год назад за $100 тыс. (по курсу 30 руб. за $1) и равномерно амортизируемый в течение 5 лет (по 600 тыс. руб. в год) станок принимается к учету в сумме 3 млн руб. Переоценке не подлежит ни его стоимость, ни сумма амортизационных отчислений. Но если через 5 лет курс остановится на уровне 60 руб. за $1, то замена изношенного станка на новый потребует уже 6 млн руб. расходов. А значит, обновление производственных фондов будет подорвано не только макроэкономическими факторами, но еще и избыточным налогом на прибыль.

Как не задушить модернизацию

Как устранить эти искажения и поощрить обновление основных фондов? Можно предложить, во-первых, механизм переоценки основных производственных фондов (только для расчета амортизации для налога на прибыль, но без увеличения налоговой базы на сумму переоценки) или же повышающий коэффициент на налоговые амортизационные отчисления (позволяя сократить налогооблагаемую прибыль, высвобождая средства для реинвестирования в основные средства). А во-вторых, радикально расширить перечень оборудования, на которое будут распространяться механизмы такой ускоренной амортизации.

В обоих случаях бизнесу можно поставить условие: высвобождаемая прибыль должна реинвестироваться в основные фонды – станки, оборудование, транспорт и т.д.

Также можно рассмотреть временный отказ от налогообложения нереализованных положительных курсовых разниц (и от налогового вычета нереализованных отрицательных курсовых разниц) – то есть результата переоценки активов и обязательств в иностранной валюте.

Жизнь за чужой счет

Далее, нужно определиться по целому ряду налоговых и квазиналоговых решений, о которых говорилось этой осенью. Это, например, идея антипиратского сбора в интернете, который кажется не очень значительным, но в кризис совершенно нецелесообразен: это дополнительная нагрузка на платежеспособный спрос и проблемы для производителей и продавцов легального контента – им станет сложнее бороться с неавторизованным использованием своей продукции.

Далее, пора уже определяться с подходом ко всем социальным страховым взносам. Меры налоговой поддержки малого бизнеса, нового бизнеса, бизнеса в отдельных территориях, анонсированные в последнем послании президента, ориентированы исключительно на снижение (вплоть до нуля) налогов на прибыль и имущество. Но главная нагрузка в фискальной сфере, причем возникающая с первого дня существования бизнеса, когда до прибыли еще годы работы, а имущество еще не приобретено, – страховые взносы.

И пониженные ставки для отдельных категорий плательщиков (например, для IT-компаний) не решают проблему. Такой подход высвобождает для них средства на оплату труда здесь и сейчас, но фактически получается, что социальные права сотрудников таких компаний финансируются за счет других работодателей, лишенных такой роскоши.

Нормальное долгосрочное решение — это увязать государственные расходы (на лечение и обеспечение других социальных прав граждан) с платежами в страховые фонды. Например, у сотрудника и работодателя по согласованию должна быть возможность сократить выплаты в Фонд социального страхования (2,9%), если при этом пропорционально снизятся выплаты по больничному листу. У работодателей, которые оплачивают сотрудникам программы ДМС, во многом повторяющие программу ОМС, должна быть возможность снизить платежи в ФОМС: ведь их сотрудники и члены их семей пользуются ОМС куда меньше (если пользуются вообще).

Кто в ответе за пенсии

И, наконец, о главном компоненте этой нагрузки – 22%-ном платеже в Пенсионный фонд (ставка понижается до 10% после достижения порога в 624 тыс. руб. в год на работника). Во-первых, следует подумать об отказе от взносов для некоторых работников (например, студентов или работающих пенсионеров) с условием, что они отказываются и от формирования дополнительных пенсионных прав. Во-вторых, стоит обдумать переход к полностью накопительной пенсионной системе, в которой государственные пособия (не пенсии) страхуют только тех, кто не откладывал деньги в пенсионные фонды, но при этом действительно нуждается в финансовой поддержке.

Кроме того, пора отказаться от практики, при которой взносы в фонды формально за сотрудника платит работодатель. В мире доминирует другая практика: эта ответственность делится в той или иной пропорции между работодателем и работником. В случае со взносами в ПФР имеет смысл оставить на работодателе финансирование страховой части пенсии, а на сотрудника перенести финансирование накопительной (с соответствующим единовременным повышением зарплаты).

Этот перечень антикризисных мер не претендует на полноту и, конечно, подлежит корректировке сообразно динамике кризиса. Главное –​ преодолеть годовой лаг и сделать так, чтобы меры налоговой политики принимались своевременно и били точно в цель.

Новые предложения о повышении налоговой нагрузки с 2021 года противоречат ранее озвученным принципам налоговой стабильности и делают налоговую политику еще более непредсказуемой. Реализация таких предложений на фоне текущей нестабильной обстановки станет еще одним негативным фактором, сдерживающим восстановление экономики, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований кандидат экономических наук Вера Кононова

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Цитировать:
Вылкова Е.С. Проблематика налоговой политики в условиях короновирусных угроз, содержащаяся в публикациях российских исследователей // Теневая экономика. – 2020. – Том 4. – № 3. – С. 147-158. – doi: 10.18334/tek.4.3.110941.

Аннотация:
Изучение публикаций отечественных и зарубежных авторов по вопросам налогообложения и налогового администрирования в условиях COVID-19 и выхода из коронакризиса является актуальным в целях определения значимых налоговых инструментов противодействия эпидемиологическим угрозам и повышения экономической безопасности государства. В статье осуществлен обзор и систематизация публикаций отечественных авторов по вопросам налоговой политики в условиях COVID-19. Анализ публикационной активности по тематике налогообложения и налогового администрирования в условиях коронавирусного кризиса, показал, что подобных публикаций не так уж много. Недостаточно публикаций, носящих комплексный характер. В большинстве из публикаций при рассмотрении тенденций по тому или иному конкретному налогу, отмечается его специфика в условиях коронавирусной ситуации. Крайне востребованными являются публикации по развитию цифровизации налогового администрирования и налогообложению цифровых операций в современных условиях с учетом вызовов медико-экономического кризиса. Необходимо также чаще осуществлять перманентный системный анализ опыта зарубежных стран в решении вопросов борьбы налоговыми способами и методами с вызовами пандемии COVID-19/ Грамотное расширение горизонтов научных исследований налоговой политики в условиях коронакризиса будет способствовать успешному выходу из него и укреплению экономической безопасности.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налоговое администрирование, налоговая политика, коронавирус, экономическая безопасность

Налоговое стимулирование предпринимательской активности (Алиева Э.Б., Ибрагимова З.Ш.) // Экономика, предпринимательство и право. № 12 / 2021

Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях (Русина А.Н., Карпычева О.В. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 10 / 2021

Введение

Имеющая сегодня место мировая коронавирусная пандемия затрагивает практически все сферы деятельности и требует, чтобы страны и экономические субъекты грамотно и оперативно реагировали на вызовы настоящего исторического момента. Одним из значимых инструментов противодействия эпидемиологическим угрозам и повышения экономической безопасности государства является налоговая политика. Исходя из этого актуально изучение публикаций отечественных и зарубежных авторов по вопросам налогообложения и налогового администрирования в условиях COVID-19 и выхода из коронакризиса.

Цель исследования предполагает систематизацию публикаций отечественных авторов по вопросам налоговой политики в условиях COVID-19 и определение ключевых направлений их дальнейшего развития.

Объект исследования – налоговая политика.

– комплексный анализ публикаций отечественных авторов по налогообложению и налоговому администрированию в условиях COVID-19 и выявление основных трендов в данной сфере;

– наметить варианты совершенствования налоговой политики в РФ по преодолению кризисной ситуации и успешному выходу из нее.

Результаты исследования и область их применения

Ситуация с пандемией COVID-19 привела к росту количества публикаций по коронавирусной проблематике.

Авторами по тематике государственных финансов и налогов исследуются вопросы мировой экономики, денежно-кредитной политики, фондовых рынков, развития малого предпринимательства и другие. Из трех ранее обозначенных выборок только 15 работ посвящены налоговой тематике.

Проанализируем налоговую проблематику в условиях пандемии, которая содержится в имеющихся в настоящее время 15 публикациях отечественных исследователей.

Налоговое стимулирование предпринимательской активности (Алиева Э.Б., Ибрагимова З.Ш.) // Экономика, предпринимательство и право. № 12 / 2021

Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях (Русина А.Н., Карпычева О.В. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 10 / 2021

Авторами глав монографии являются высококвалифицированные специалисты в соответствующей отрасли научного знания. Материалы, написанные ими в монографию, базируются на ранее осуществленных исследованиях. Так, Е.С. Вылкова основывает выводы и предложения на своих работах по налоговому состоянию [7] (Vylkova, Pozov, 2014), налогообложению физических лиц [8] (Vylkova, Tarasevich, 2010), нивелированию дисбаланса интересов участников управления налогообложением [6] (Vylkova, Kiseleva, 2016) и других. Крайне важно отметить, что в названной монографии целые две главы посвящены проблематике теневой экономики, которые используют ранее имеющие наработки, прежде всего, В.Ю. Бурова [2, 3] (Burov, Pomulev, 2010; Burov, Burova, Gonin, 2014).

Во-вторых, только в 4 работах из 15 (включая вышеназванную монографию) исследуется широкий спектр проблем налоговой политики РФ.

При этом лишь Е.С. Вылкова в своих статьях рассматривает не только опыт РФ, но и зарубежных стран [4, 5] (Vylkova, 2020). Реформированию налоговой политики в целом посвящена также статья Малёнковой с соавторами [20] (Malenkova, Ivashina, Belyakova, 2020).

Остальные 11 публикаций исследуют либо конкретные налоги, либо отрасли экономики, виды экономической деятельности.

В-третьих, возможно сгруппировать вышеуказанные 11 публикаций следующим образом:

– наибольшее количество публикаций посвящено поддержке малого бизнеса в условиях современного кризиса. Это статьи О.Г. Кирсановой [16] (Kirsanova, 2020); К.С Павловой и О.В. Одинцовой [21] (Pavlova, Odintsova, 2020) и Юньсюе Ли [28] (Yunsyue Li, 2020);

– две работы исследуют специфику налогообложения доходов физических лиц в условиях пандемии. Это публикации В.Н. Гонина и И.П. Монича [9] (Gonin, Monich, 2020) и М.А. Филиппенко [27] (Filippenko, 2020);

– еще две публикации посвящены проблематике конкретных налогов. А.И. Погорлецкий пишет про косвенное налогообложение [22] (Pogorletskiy, 2020). Есть еще публикация по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, имеющая очень узкую направленность и лишь фрагментарно затрагивающая ситуацию с COVID-19 [24] (Rudneva, Rudenok 2020);

– оставшиеся публикации рассматривают налоговые льготы [10] (Gracheva, 2020), налоговый потенциал страхования [19] (Mazur, Kryukova, 2020), взаимосвязь налоговой нагрузки с инвестиционными решениями [25] (Samoev, Musalaeva, 2020) в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19;

– отдельно хочется отметить статью Т.В. Деевой [11] (Deeva, 2020), рассматривающую тенденции развития удаленного налогового контролинга в условиях цифровой экономики.

Выводы и заключение

Анализ публикационной активности по тематике налогообложения и налогового администрирования в условиях коронавирусного кризиса показал, что подобных публикаций не так уж много. Недостаточно публикаций, носящих комплексный характер. В большинстве из 15 публикаций при рассмотрении тенденций по тому или иному конкретному налогу отмечается его специфика в условиях коронавирусной ситуации.

Крайне востребованными являются публикации по развитию цифровизации налогового администрирования и налогообложению цифровых операций в современных условиях с учетом вызовов медико-экономического кризиса. В этом вопросе необходимо использовать научный задел, содержащийся в работах Е.Н. Евстигнеева, Н.Г. Викторовой [12, 13] (Evstigneev, Viktorova, 2018; Evstigneev, Viktorova, 2014), Е.А. Ермаковой [14] (Ermakova, 2007), М.Н. Конягиной [18] (Konyagina, 2019), Джиренгера [30] (Geringer, 2020) и других. Цифровизация создает основы, чтобы после кризиса была возможность достижения большего баланса интересов участников налоговых отношений и готовность к непредвиденным обстоятельствам и кризисным явлениям.

Необходимо также чаще осуществлять перманентный системный анализ опыта зарубежных стран в решении вопросов борьбы налоговыми способами и методами с вызовами пандемии COVID-19.

За более чем двадцатилетнюю историю существования Налогового кодекса РФ едва ли найдется год с настолько высокой концентрацией внесенных в документ поправок. Причем поправок не ситуативных, которые можно было бы назвать тактическим пересмотром правил. Изменения 2020 года носят стратегический характер. Они затронули различные виды налогов, суммировав которые с уверенностью можно констатировать, что в налоговой политике России наметился ярко выраженный (а иногда даже агрессивный) фискальный уклон.

Подавляющее большинство поправок в НК РФ было направлено на обеспечение доходной части бюджета, что связано, в том числе, с преодолением последствий пандемии COVID-19. Резкий рост расходов государства потребовал ускоренной мобилизации налоговых поступлений, но со стороны это выглядело как решение задачи по наполнению бюджета любой ценой. К сожалению, предпосылок к стабилизации налоговой системы пока нет. Она сохранит подвижность и в 2021-м, и в последующие годы. Поэтому благополучие бизнеса во многом продолжит зависеть от способности быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и контексту.


Руководитель департамента налогового и юридического консультирования
КПМГ в России и СНГ

Предпосылок к стабилизации налоговой системы пока нет. Она сохранит подвижность и в 2021-м, и в последующие годы.


НДД – НДПИ – транзит

Минувший год запомнится масштабной кампанией по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения с транзитными странами. Минфин показал новый подход к пониманию фискального суверенитета: доходы не должны уходить из страны, минуя налогообложение в РФ. Однако эта позиция, как и готовность Минфина идти до конца и денонсировать СИДН (что затронет большое количество компаний, в том числе с госучастием), вызывает удивление.

Повышение НДПИ произвело эффект разорвавшейся бомбы. Бизнес в буквальном смысле узнал об этом из газет.

Изменения в области ресурсных налогов также были направлены на наполнение бюджета. Донастройка НДД и рост НДПИ для производителей удобрений и металлургических компаний привели к изъятию у бизнеса колоссального объема средств — 230 млрд рублей у нефтяников и 56 млрд суммарно у химиков и металлургов. Если о грядущей корректировке налога на дополнительный доход Минфин заявлял еще в 2019 году и вопрос заключался только в ее параметрах, то повышение НДПИ произвело эффект разорвавшейся бомбы. Бизнес в буквальном смысле узнал об этом из газет. Причем речь идет не о временной мере, действие которой прекратилось бы по окончании пандемии, — государство директивно повысило ставки НДПИ для производителей твердых полезных ископаемых без обсуждения временных горизонтов их применения. За счет чего будет финансироваться этот дополнительный сбор, остается загадкой. По мнению бизнеса, рост налогового бремени сокращает инвестиционные ресурсы. Минфин считает, что это позволит снизить отток средств за рубеж в виде замаскированных дивидендов.

Оценивая правоприменительную практику ФНС, необходимо отметить значительное снижение числа выездных налоговых проверок. Если несколько лет назад их количество исчислялось десятками тысяч, то сегодня это всего 4-5 тысяч проверок в год. Дело не только в моратории на выездные проверки, который действовал во втором квартале 2020 года, — это целенаправленная политика ФНС, реализуемая на протяжении последних лет. Для бизнеса это хороший сигнал, но необходимо сделать важную оговорку об увеличении числа мероприятий, проводимых вне рамок проверок. Это касается истребования дополнительных документов, вызовов свидетелей на допрос, рабочих совещаний с компаниями для побуждения их к подаче уточненных налоговых деклараций.

В уходящем году в НК РФ вносились и позитивные для бизнеса поправки. Это касается расширения безопасного коридора процентов по заемным средствам при расчете налога на прибыль, перечня освобожденных от налогов операций между взаимозависимыми лицами, фиксации февральского курса иностранных валют для расчета контролируемой задолженности при применении правил тонкой капитализации. У физлиц — владельцев КИК появилась возможность уплачивать фиксированный налог с прибыли всех контролируемых компаний. Однако эти изменения лишь подчеркивают фискальную направленность налоговой политики РФ, которая сохранится на ближайшие годы.

Фискальная направленность налоговой политики РФ в ближайшие годы сохранится.

В настоящее время Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис привел к общемировому падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые.

С сентября 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство РФ и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента РФ Д. А. Медведева в ноябре 2008 г, был утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включат оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. 34

Основными решениями в области налогообложения стали: —

снижение ставки налога на прибыль до 20%; —

получение предприятиями, инвестирующими в оборудование, дополнительных льгот по амортизации; —

введение налоговых льгот на осуществление приоритетных научных разработок; —

полное освобождение от всех налогов средств, направляемых предприятиями на обучение своих сотрудников; —

освобождение от НДС операций по ввозу технологического оборудования, не производимого в России.

В результате этих мер экономика дополнительно получает около 600 млрд руб. (см. диаграмму 1). Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

Приоритетные задачи но преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения определены в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

К приоритетам программы отнесено выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Важнейшими направлениями антикризисных мер в сфере налогообложении в программе названы: —

недопущение повышения налоговой нагрузки на бизнес; —

разработка комплекса мер по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес; —

снижение налоговой нагрузки на российские компании реального сектора; —

корректировка графиков погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым вносам перед внебюджетными фондами; —

расширение практики предоставления инвестиционного налогового кредита предприятиям оборонно-промышленного комплекса при выполнении ими государственного оборонного заказа; —

упразднение ЕСН и введение страховых взносов", —

переход к начислению амортизации в целях налогообложения прибыли по группе объектов основных средств (по амортизационным группам), применение нелинейного метода начисления амортизации; —

ускорение сроков возврата НДС.

Предлагается в том числе внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

— совершенствования налогового контроля за использова нием трансфертных цен в целях налогообложения; —

создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций; —

совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

Читайте также: