Налоговая отчетность в конкурсном производстве

Обновлено: 18.05.2024

Однако в свете назревающей реформы банкротного законодательства, все чаще звучат разговоры о необходимости наделения налогового органа (в части фискальных требований) дополнительными правами и гарантиями. В частности, речь идет о приоритете при выборе арбитражного управляющего; о повышение очередности удовлетворения требований; признания налогового органа залоговым кредитором и т. д. и т.п.

Не буду комментировать саму идею предоставления приоритета бюджетным требованиям в рамках процедур банкротства, замечу лишь, что налоговый орган и сейчас имеет ряд вполне ощутимых привилегий, вытекающих, как из самого банкротного законодательства, так и практики его применения.

Ниже дан краткий обзор некоторых таких преимуществ и оценка того, как их реализация влияет на права иных (ординарных) кредиторов в процедуре банкротства.

На мой взгляд, на это полезно посмотреть для того, чтобы понять стоит ли расширять приоритеты ФНС в банкротных процедурах и за счет чего (вернее, кого) такое расширение неизбежно будет происходить.

Очередность удовлетворения требований

Самое очевидное – уменьшение шансов на погашение долга – особенно для текущих кредиторов четвертой и пятой очередей, которые такие шансы имеют.

Неприятным для кредиторов также является способ установления приоритета – путем разъяснений ВС практики применения отдельных норм. То есть, законодательство корректируется в пользу бюджета самым коротким путем, не требующим публичных дискуссий и парламентских процедур. Это не единичный случай, когда фискалы получают преимущества за счет формирования практики со стороны ВС (ниже будет приведены аналогичные ситуации).

В качестве косвенного эффекта повышения очередности части фискальных требований, можно признать снижение внимания налогового органа к тем процедурам, где конкурсный управляющий погашает вторую очередь – видимо таких платежей достаточно для внутренней отчетности ФНС. Это не самым лучшим образом сказывается на иных кредиторах, которые зачастую получали выгоду от активной позиции налогового органа.

Нечаянными жертвами этой ситуации стали и арбитражные управляющие, которые не перенести соответствующие фискальные требования в приоритетную вторую очередь и продолжили погашения с учетом старого подхода (например, Определение ВС от 10.06.2019 года №307-ЭС19-7807)

Практика ВС, утвердившая соответствующий приоритет: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016). "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).

Оспаривание сделок

Оспаривания сделок – эффективный механизм пополнения конкурсной массы за счет реституции по подозрительным сделкам и сделкам с предпочтением. При этом контрагенты таких сделок (в случае признания их недействительными) вынуждены вернуть в конкурсную массу полученное от должника и стать в реестр (при очевидной бесперспективности погашения долга перед ними).

Учитывая это, законодатель внес дополнения в пункт 4 статьи 61.4 ЗоБ, исключив возможность оспаривания платежей налогоплательщика в бюджет (как предпочтительных), если они были ординарными (не отличались от предусмотренных законом) и налоговый орган не обладал информацией о неисполненных обязательствах перед иными кредиторами.

Тем самым, с одной стороны, ограничено возвращение из бюджета уплаченных в предбанкротный период сумм, с другой – прочие кредиторы лишены возможности удовлетворения требований за счет такого источника.

При этом доказывание осведомленности налогового органа о наличии иных просроченных обязательств должника осложнено строгим подходом практики – суды не принимают отсылки к балансам и иным абстрактным финансовым документам и требуют предоставления доказательств однозначной осведомленности налогового органа о конкретных обязательствах должника (Например, Постановление АС МО от 30.05.2019 года по делу № А40-150892/2017).

Очевидно, что в этой ситуации неприкосновенность бюджетных средств обеспечена за счет интересов прочих ординарных кредиторов.

Погашение налогов из выручки от реализации предмета залога (или доходов от аренды залогового имущества)

В 2014 году статья 138 ЗоБ была дополнена пунктом 6, который предусматривает погашение расходов на реализацию и обеспечение сохранности предмета залога за счет выручки от его продажи. Эти расходы удовлетворяются до распределения такой выручки в порядке пп 1,2 ст. 138 ЗоБ (то есть до передачи средств залоговому кредитору). Такой подход был распространен и на доходы от аренды залогового имущества.

Эта новация защищала имущественные права прочих (незалоговых) кредиторов, возлагая расходы связанные с предметом залога, в основном на залогового кредитора. Однако состав таких расходов законом не был определен, что и вызвало серьезные разногласия в процедурах банкротства.

Практика нижестоящих судов до настоящего времени упорно отвергала возможность погашения налога на имущества, земельного налога и НДС в порядке п.6 ст. 138 ЗоБ, то есть преимущественно перед требованиями залогового кредитора (например, Постановление АС МО от 26.11.2019 года по делу №А40-26348/2017).

Однако в прошлом году на эту тему высказался ВС - Определение от 19.10.2020 года №305-ЭС20-10152 - где было указано на то, что НДС, который является частью арендной платы (при аренде залогового имущества) относится к расходам связанным с реализацией и подлежит приоритетному погашению в порядке п.6 ст. 138 ЗоБ.

А уже в марте этого года судья ВС Саймуйлов С.В. передал на рассмотрение СКЭС спор о погашении налога на имущества и земельного налога, исчисленных в отношении залогового имущества, приоритетно из выручки от его реализации (Определение от 01.03.2021 №305-ЭС20-20287).

Фактически указанные выше преимущества бюджета при реализации предмета залога (или получения дохода от его аренды) не слишком затрагивают права ординарных текущих и реестровых кредиторов, однако, очевидно могут серьезно урезать погашение залогового кредитора (читай – Банка) – накопленные налоги, связанные с залоговым имуществом, имеют порой очень приличный размер.

Кстати как тут не вспомнить один курьезный случай, когда еще Высший Арбитражный Суд, сам того не понимая, в 2009 году создал условия для преимущественного погашения текущих требований налогового органа по НДФЛ и взносам в ПФ из выручки от реализации залогового имущества (по сути залезть в карман залогового кредитора).

Продление срока на включение в реестр фискальных требований

Закон о банкротстве устанавливает двухмесячный срок подачи заявлений о включении в реестр в процедуре конкурсного производства. Однако для налогового органа он увеличен до 8 месяцев, в случае если на момент закрытия реестра не вынесено или не вступило в силу решение с выявленной недоимкой (пункт 4 статьи 142 ЗоБ).

Субсидиарная ответственность

Такой подход, сам по себе, не умоляет прав прочих кредиторов. Однако в целом этот приоритет повышает шансы ФНС на удовлетворение бюджетных требований в тех процедурах, где она является мажоритарным кредитором. В процедурах, где доминируют коммерческие кредиторы, применяются иные более сложные презумпции.

Процесс признания юридического лица несостоятельным (банкротом) проходит по определенному алгоритму, в нем задействован широкий круг лиц, среди которых: непосредственно должник, кредиторы, суд, арбитражный управляющий и иные участники дела. Для каждой из сторон процедура банкротства предполагает наличие установленного порядка действий, строго регламентированных законодательством. В данном материале расскажем, как в соответствии с законом проводится банкротство юридического лица в 2021 году. Пошаговая инструкция – перечень шагов, выполнение которых влечет признание финансово несостоятельной организации таковой официально, через суд. Также подробно рассмотрим все стадии (процедуры), которые предусмотрены при банкротстве.

Пошаговая инструкция по проведению банкротства в 2021 году

Банкротство юридического лица: пошаговая инструкция

Вместо внесения депозита за услуги управляющего допускается подать ходатайство о финансировании процедуры банкротства за счет имущества должника (при наличии), однако суд может не удовлетворить такую просьбу.

Если в суд с заявлением о банкротстве обращается не должник, а кредитор (в том числе работник организации), то документы подбираются согласно ст. 40 ФЗ № 127. Дополнительно, вне зависимости от того, кто выступает заявителем, в обязательном порядке учитываются требования ст. 126 АПК РФ о приложениях к иску.

Далее, если Арбитражный суд выносит соответствующее решение и открывает дело о банкротстве, назначается управляющий, который принимает на себя ответственность за дальнейший ход процесса.

Процедуры банкротства юридического лица

После признания в судебном порядке должника банкротом, все исполнительные производства в отношении него приостанавливаются. Останавливается начисление пеней и штрафов, открываются заблокированные счета, снимается арест с имущества. Суд назначает процедуры в рамках дела о банкротстве, которые обязаны учесть баланс интересов кредиторов и при этом защитить права должника.

Банкротство юридического лица: пошаговая инструкция

Необходимость и очередность вводимых процедур определяет суд. Однако кредиторы и должник также имеют инструменты влияния на их запуск и остановку.

Наблюдение

В большинстве случаев судьи изначально применяют к банкроту процедуру наблюдения. Арбитраж, как правило, ничего не знает о финансовом состоянии должника и не может сразу вынести решение по делу о банкротстве.

Судом назначается временный (арбитражный) управляющий, которого обязуют следить за проведением всех этапов процедуры. Зарплата временного управляющего — 30 000 рублей в месяц. Кроме того, помимо фиксированной суммы вознаграждения арбитражный управляющий может рассчитывать на проценты, определяемые согласно ст. 20.6 ФЗ № 127.

Далее по своему регламенту управляющий обязан решить следующие задачи:

  • провести анализ финансового состояния банкрота;
  • принять меры по сохранности имущества банкрота;
  • выявить всех кредиторов должника;
  • назначить дату первого собрания кредиторов и уведомить их об этом по почте не позднее 14 дней до начала собрания. (ФЗ № 127, ст. 13);
  • ввести в свой реестр законные требования кредиторов;
  • предъявить суду отчет о своей работе и представить протокол первого собрания кредиторов.

Временный управляющий имеет право получать любую информацию, касающуюся деятельности должника. Все госучреждения, а также юридические и физические лица, располагающие данными о должнике, обязаны предоставить их управляющему не позднее 7 суток после официального запроса. Также временный управляющий может ходатайствовать в суд об отстранении от дел руководителя предприятия-банкрота.

Само же руководство должника (юрлица) ограничено в своих действиях следующим регламентом (ФЗ № 127, ст. 64):

  • предприятие-банкрот не имеет права без разрешения временного управляющего кредитовать и кредитоваться либо передавать имущество в доверительное управление;
  • нельзя без ведома временного управляющего совершать сделки купли-продажи, превышающие 5% балансовой стоимости имущества;
  • запрещено проводить реорганизацию, самоликвидацию, открывать от имени банкрота новые юрлица или входить в состав других юрлиц;
  • нельзя размещать на фондовом рынке свои акции, облигации;
  • банкрот не вправе создавать новые филиалы и представительства;
  • руководству предприятия запрещено из прибыли выплачивать дивиденды акционерам и денежные доли учредителям.

По остальным направлениям хозяйственной деятельности банкрот имеет привычную свободу действий.

Максимальный срок, установленный законом для проведения процедуры — семь месяцев. Однако, часто этот срок существенно продлевается по разным причинам, связанным как работой судов, так и с необходимостью провести тщательную проверку деятельности компании со стороны управляющего. После все результаты процедуры наблюдения должны быть переданы временным управляющим в суд для рассмотрения дела о банкротстве.

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления может быть запущена по ходатайству собрания кредиторов в суд или по ходатайству третьего лица, которое обязуется предоставить финансовое обеспечение для банкрота. Сам должник не вправе напрямую ходатайствовать в суд о начале этой процедуры, но он может официально обратится с подобной просьбой к первому собранию кредиторов.

При запуске процедуры суд назначает административного (арбитражного) управляющего с гонораром 15 000 рублей в месяц, плюс проценты. Обычно им становится временный управляющий из процедуры наблюдения. Отстранить административного управляющего может только назначивший его арбитражный судья. Все другие участники могут только аргументировано ходатайствовать в суде о его отстранении.

Административный управляющий обладает более расширенными полномочиями, чем временный. Он обязан через суд пресекать все сомнительные сделки должника. В случае нарушения установленного по процедуре плана платежей, управляющий вправе требовать от поручителя должника оплатить задолженность из заявленного обеспечения. При отказе поручителя его ждет наказание в соответствии с гражданским законодательством (ФЗ № 127, ст. 91).

Сам же должник обладает почти теми же ограничениями в деятельности, что и при процедуре наблюдения. Несмотря на относительную свободу действий, собственники и руководство юрлица фактически не могут направлять значительные денежные суммы на развитие бизнеса или на свои нужды.

Максимально допустимый срок прохождения процедуры финансового оздоровления – два года. По окончании процедуры, должник предоставляет своему административному управляющему полный отчет о состоянии дел. На основании отчета управляющий дает свое заключение. В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, управляющий созывает собрание кредиторов, где они принимают решение о введении более жестких процедур. Соответствующее ходатайство кредиторов передается в суд.

Внешнее управление

Процедура внешнего управления запускается в случаях, когда кредиторы смогли убедить суд в отсутствии у руководства юрлица-банкрота добросовестности или организационной компетенции. Зачастую внешнее управление вводят сразу после процедуры финансового оздоровления. Внешнее управление вводится на срок, не превышающий 1,5 года, но по особым обстоятельствам он может быть продлен еще на 6 месяцев.

Суд назначает должнику внешнего (арбитражного) управляющего с фиксированным гонораром в 45 000 рублей в месяц, плюс проценты. Управляющий отстраняет руководителя юрлица-банкрота от ведения дел, и даже вправе уволить его. В течение 3-х дней бывший руководитель обязан передать арбитражному управляющему всю документацию, материальные ценности и печати.

Кроме стандартных управленческих возможностей, суд наделяет внешнего управляющего особыми полномочиями. Он вправе:

  • отказаться в течение первых трех месяцев от исполнения ранее заключенных невыгодных сделок. При этом сделки не должны быть частично или полностью реализованы;
  • расторгнуть в течение первых трех месяцев невыгодные договоры.

Помимо этого, при запуске процедуры устанавливается мораторий на выплату кредиторам по долгам. Задачей внешнего управления является восстановить платежеспособность предприятия без необходимости распродажи прибыльных активов.

Конкурсное производство

Когда предприятие не способно в разумные сроки восстановить необходимую прибыльность, кредиторы ходатайствуют в арбитражный суд о применении к должнику процедуры конкурсного производства. По сути, она направлена на распродажу имущества банкрота с целью погашения долговых обязательств. Установленный срок проведения процедуры — шесть месяцев, но по ходатайству участвующего лица срок может быть продлен еще на полгода, а потом еще. И так неограниченное число раз.

Как и другие процедуры, конкурсное производство приостанавливает начисление пеней и штрафов по долгам. Срок выплаты считается наступившим и начисление процентов по кредитам также прекращается. Снимается арест с имущества.

  • имущество, которое изъято из оборота, с продаваемого предприятия (ст. 132 ФЗ № 127);
  • социально-значимые объекты и объекты культурного наследия (они продаются отдельно, в порядке, установленном ст. 110 ФЗ № 127);
  • личное имущество и имущественные права третьих лиц;
  • залоговое имущество – оно не исключается, но учитывается отдельно (ст. 131 ФЗ № 127).

Далее управляющий назначает аукционные торги по продаже имущества. От обычного аукциона отличие в том, что ряд участников имеют право приоритетного выкупа имущества. Также управляющий может ограничить доступ к торгам, сделав их закрытыми.

По общему правилу кредиторов принято разделять на следующие категории (п. 4 ст. 134 ФЗ № 127):

  • Кредиторы первой очереди – это лица, требующие законной компенсации, чья жизнь или здоровье пострадали от действий должника.
  • Кредиторы второй очереди – лица, работавшие на должника по трудовому договору.
  • Кредиторы третьей очереди – все иные физлица и юрлица, перед которыми образованы долговые обязательства: банки, партнеры, контрагенты.

Вместе с тем, из выручки от продажи конкурсной массы в приоритетном порядке погашают долги по текущим платежам, преимущественно возникшие до подачи заявления на признание должника банкротом.

Также приоритетно оплачиваются расходы, связанные с предотвращением техногенных катастроф и гибелью людей, которые могли возникнуть от закрытия предприятий (п. 1 ст. 134 ФЗ № 127).

Выплаты по долгам банкрота, относящиеся к текущим платежам, производят в следующей очерёдности:

  • расходы, связанные с процессом судебного разбирательства, в том числе вознаграждение управляющему;
  • зарплаты физлиц, которые были наняты по трудовому договору уже после подачи в суд заявления о банкротстве;
  • гонорары привлечённым лицам: оценщику, аукционному персоналу;
  • коммунальные и другие эксплуатационные платежи;
  • иные платежи.

В случае, если конкурсному управляющему не хватило вырученных средств для погашения всех долгов банкрота, долги все равно считаются погашенными. Даже те, кто не получил от банкрота ничего, не могут повторно требовать в суде возврата долга. Нераспроданное имущество, которое кредиторы не пожелали взять в счет уплаты долга, возвращается банкроту.

Мировое соглашение

В любой момент кредитор и должник могут прийти к мировому соглашению и остановить тем самым банкротство. Соглашение оформляется в письменном виде и передается в арбитраж. После утверждения судом ни одна из сторон не может выйти из мирового соглашения. Все участники обязаны следовать положениям заключенного компромисса. Иначе дело о банкротстве будет восстановлено с преимуществом для добросовестного исполнителя.

Мировое соглашение со стороны должника подписывает уполномоченный представитель, а со стороны кредиторов — лицо, выбранное на общем собрание кредиторов.

В условиях соглашения могут быть прописаны сроки погашения задолженности, взаимозачет требований, передача должником доли в уставном капитале. В качестве отступных банкротом могут быть предложены денежные суммы и ценные бумаги. По мировому соглашению можно изменить сроки платежей и размер выплат. Но при этом стоит учитывать, что судья может не утвердить соглашение, если решит, что оно не соответствует определенным требованиям.

Арбитражный суд вправе отказать в утверждении поданного мирового соглашения, если обнаружил следующее:

  • по факту не погашены долги кредиторам 1,2 очереди;
  • нарушен непосредственно порядок заключения мирового соглашения;
  • не соблюдена форма процедуры;
  • предложенная процедура нарушает права третьих лих;
  • условия заключаемого соглашения противозаконны;
  • сделки, прописанные в условии, ничтожны по своей сути (мизерная оплата, чрезмерно малый объем поставок и т.д.).

Решение судьи об отказе может быть обжаловано, но в судебной практике редко утверждают мировое соглашение, которое уже ранее было отклонено судом.

Читайте также: