Налоговая льгота и налоговая преференция различие этих двух понятий

Обновлено: 03.05.2024


Налоговая льгота подлежит применению исключительно по заявлению налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ.

А вот дифференцированная налоговая ставка, пусть зачастую и улучшает положение отдельных категорий налогоплательщиков, однако, по своей природе льготой не является и обязательна к применению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами, которые не имеют право осуществлять проверку правомерности применения дифференцированной ставки в порядке п. 6 ст. 88 НК РФ.

Для налогоплательщиков это означает некоторые хорошие последствия: в требованиях налоговых органов о предоставлении документов (информации), основанных на п. 6 ст. 88 НК РФ, можно отказывать, т.к. в порядке данной нормы налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы.

Помимо этого, налогоплательщикам следует учитывать, что если налоговый орган при отказе в применении налоговых льгот был обязан применить существующую дифференцированную ставку, но не сделал этого, то данные действия налогового органа, либо решение, в котором данные обстоятельства нашли отражение, являются незаконными.

Так, в силу п. 1 ст. 17 НК РФ налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, без которой невозможно определить сумму налога к уплате.

В п. 2 ст. 17 НК РФ законодателем установлено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Во-вторых, различие между понятиями заключается в их функциональном назначении, так как в силу недвусмысленного регулирования ст. 53 НК РФ функцией налоговой ставки является определение величины налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, тогда как функция налоговой льготы — предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Далее, согласно п. 2 ст. 19 Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 дифференцированные налоговые ставки устанавливаются для:

— организаций, непосредственно осуществляющих виды экономической деятельности, указанные в настоящем пункте;

— организаций, предоставляющих основные средства за плату во временное владение и пользование или во временное пользование иным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям для осуществления видов экономической деятельности, указанных в настоящем пункте.

Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются в отношении приобретенных за плату и введенных в эксплуатацию основных средств фактически используемых в следующих видах экономической деятельности:

  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
  • рыболовство, рыбоводство;
  • добыча полезных ископаемых;
  • обрабатывающие производства;
  • производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  • строительство;
  • транспорт и связь.

В ст. 19.1 Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 устанавливаются налоговые льготы, а также порядок и основания их применения. Статья 19.1 Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 закрепляет основания для освобождения от налогообложения налогом на имущество на территории региона.

Между тем, в последние несколько лет нередки случаи, когда налоговые органы в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в силу разных (субъективных и объективных) причин утверждают, что дифференцированная налоговая ставка в силу улучшения положения налогоплательщика является налоговой льготой, а значит, налоговые органы вправе истребовать документы в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ для проверки обоснованности применения такой ставки.

Однако, в таких случаях налогоплательщикам необходимо помнить о правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в п. 3 Определении № 372-О-П от 15.07.2007 г., где указано, что налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу А40-40587/2017 от 07.12.2017 г. указано, что налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения подлежит безусловному применению, а при установлении разных налоговых ставок в рамках одного налога — применению к тем объектам налогообложения, которые прямо указаны в законе и выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении № 372-О-П от 15.05.2007 г., не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика. В связи с чем, пониженная налоговая ставка не является налоговой льготой в смысле ст. 17, 56 НК РФ.

Аналогичная позиция приведена в Письмах Минфина РФ № 03-02-07/1/12009 от 02.03.2017 г., № 03-05-04-01/71167 от 04.10.2018 г.

Выводы приведенной судебной практики, а также официальных разъяснений Минфина РФ дают однозначный вывод, что дифференцированные ставки льготами не являются, а потому правомочия по проверке обоснованности их применения в ходе мероприятий камерального контроля посредством истребования документов (п. 6 ст. 88 НК РФ) у налогового органа попросту отсутствуют, в виду чего, налогоплательщики вправе обоснованно отказывать налоговым органам, истребующим документы в подтверждение применения дифференцированных ставок.

Также в практике налогового консультирования встречались случаи, когда налоговые органы в ходе выездных налоговых проверок отказывают налогоплательщикам в применении льготы по налогу (например, по тому же налогу на имущество), осуществляют доначисление налога, однако, делают это по общей ставке без какой-либо проверки возможности применения дифференцированной ставки. Как следует из вышеприведенного примера, общая ставка по налогу на имущество составляет 2,2%, однако для ряда случаев региональное законодательство предусматривает дифференцированную ставку 0,6 и 1,1%.

В результате чего, налоговый орган, по сути, неверно определяет налоговые обязательства, начисляя налогоплательщику налог по ставке 2,2%. Налогоплательщик же, в ходе судебных споров указывает на неверный расчет налога инспекцией, на что налоговый орган, обосновывая свою позицию, указывает, что дифференцированная ставка — это льгота, и для ее использования на это надо было указать в возражениях на акт проверки, что, конечно же, необоснованно и является откровенным нарушением со стороны проверяющих, которые в ходе выездной проверки в силу ст. 89 НК РФ должны установить действительные налоговые обязательства налогоплательщиков.

Налоговые органы в таких ситуациях не учитывают, что обязательный для налогоплательщика характер налоговой ставки прямо свидетельствует, что налоговая ставка отличная от налоговой льготы, в связи с чем имеет не заявительный, а обязательный характер применения, в связи с чем, этот общеобязательный характер имеет значение и для налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Изложенные выше правовые нормы, обстоятельства и примеры практики следует учитывать руководителям, бухгалтерам и юристам участников гражданского оборота для целей обеспечения верного определения их налоговых обязательств со стороны контролирующих субъектов, а также исключения нарушений со стороны налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Что такое налоговые льготы? Налоговые льготы — это определенные преимущества одних налогоплательщиков перед другими. Предоставляются они на некоторых основаниях. Налоговые льготы предоставляются не всем категориям плательщиков. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы […]

Что такое налоговые льготы? Налоговые льготы — это определенные преимущества одних налогоплательщиков перед другими. Предоставляются они на некоторых основаниях. Налоговые льготы предоставляются не всем категориям плательщиков. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы […]


Что такое налоговые льготы?

Налоговые льготы — это определенные преимущества одних налогоплательщиков перед другими. Предоставляются они на некоторых основаниях. Налоговые льготы предоставляются не всем категориям плательщиков.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Какими бывают налоговые льготы?

  • Снизить объем налогов;
  • Отсрочить обязательный платеж;
  • Получить рассрочку на платеж.

Существуют разные формы налоговых льгот:

  • налоговые вычеты,
  • пониженные ставки налогов,
  • освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц,
  • уменьшения суммы налога к уплате. Так владельцы грузовых автомобилей могут уменьшить сумму транспортного налога.

кто имеет право на налоговые льготы

Налоговые льготы иногда заключаются в полном освобождении от определенных видов налогообложения:

  • налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, людям с инвалидностью).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей.
  • пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Существуют и особые виды налоговых льгот — это вычеты.

  • налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ; Человек, который приобрел недвижимость на собственные средства может обратиться на следующий год после покупки за налоговым вычетом.
  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Информацию о налоговых льготах лучше уточнять в соответствующих государственных органах, так как некоторые из них могут появиться или, наоборот, утратить актуальность. Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Кто имеет право на федеральные налоговые льготы?

как получить налоговые льготы

Как получить налоговые льготы?

Обратиться в налоговый орган пос заявлением о предоставлении льготы (если ранее налоговая льгота не оформлялась) и документами, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу. Причем сделать это надо до 1 ноября текущего года, то есть до начала нового налогового периода.

Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом:

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения.

Читайте также: