Налоговая это бюджетный фонд

Обновлено: 18.05.2024

На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообусловливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы привели к резкому снижению уровня жизни подавляющего числа населения, безработице. В этих условиях, с одной стороны, возникла потребность в концентрации ограниченных хозяйственных ресурсов на государственном уровне в целях обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в кризисных условиях переходной экономики, обусловивших дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникла необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды. За последнее десятилетие данные фонды неоднократно претерпевали существенные изменения в организационно-правовых и экономических аспектах их функционирования. В настоящее время в условиях нестабильной экономической ситуации проблемы формирования и расходования средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов являются наиболее актуальными. Цель данной публикации – комплексное рассмотрение основ функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов для того, чтобы проанализировать основные изменения в их функционировании, оценить последствия этих изменений, рассмотреть тенденции развития фондов Российской Федерации, изучить проблемы функционирования социальных внебюджетных фондов в современных условиях.


2. Долгих Ю.А., Агарков Г.А., Степанова Н.Р. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учебное пособие. 3-е изд., доп. и перераб. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 143 с.

6. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации / под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2010. – 384 с.

8. Широкова Е.К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 176 с.

Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе отдельной сметы. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после чего либо создаются снова, либо прекращают свое существование [3].

Фонды могут быть классифицированы по различным основаниям, например по целевому назначению, по уровню управления фондами и т.д. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные, в зависимости от уровня управления – на региональные и федеральные. Многие целевые фонды являются одновременно и региональными, и федеральными. Кроме того, целевые фонды могут иметь [2]:

1) отраслевой характер (сюда относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задач какой-то одной отрасли, например атомной энергетики, воспроизводства минерально-сырьевой базы, борьбы с преступностью, развития налоговой службы и т.п.);

2) общегосударственный характер (сюда относятся резервные фонды бюджета, федеральный фонд финансовой поддержки регионов и т.д.).

Определяя целевой бюджетный фонд, законодатель выделяет такие его основные характеристики, как законодательную основу формирования целевого бюджетного фонда; образование фонда в составе бюджета; пополнение фонда за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов либо иных поступлений; использование средств фонда по отдельной смете; использование средств фонда исключительно на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда [4].

Целевые бюджетные фонды характеризуются следующими отличительными особенностями:

а) фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;

б) правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом;

в) функционирование внутри бюджетного фонда;

г) длительность функционирования зависит от времени достижения той цели, ради которой создается фонд;

д) в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества, такие как национальная оборона, образование, здравоохранение и другие, целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет чьих средств эти фонды формируются, либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов.

Уплачивая целевые налоги и сборы, налогоплательщик получает возмещение потраченных средств в виде воспроизводства тех благ, которые он непосредственно использует в своей деятельности для получения личной прибыли или иной выгоды. Данное обстоятельство способствует повышению заинтересованности экономических субъектов в формировании подобных целевых бюджетных фондов, в частности, путем уплаты предусмотренных для этих целей налогов и сборов, при условии, что государство обеспечит расходование средств фондов исключительно по целевому назначению посредством, в том числе, казначейской системы исполнения бюджетов.

Рассмотрим источники формирования средств целевых бюджетных фондов. К ним относятся специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, процентные платежи за использование средств фондов на возвратной основе, внебюджетные средства. Основным источником формирования фондов являются бюджетные ассигнования. Их размер определяется законом о федеральном бюджете на предстоящий год. Средства фонда аккумулируются Министерством финансов РФ на специальном счете. Аналогичные фонды могут быть созданы и на региональных уровнях.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов. Доходы целевых бюджетных фондов, в отличие от всех остальных бюджетных фондов, не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели: использование целевых бюджетных средств на цели, не соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов. Процессы формирования и использования средств каждого из целевых бюджетных фондов отражаются в отдельной смете [2].

Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, и разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений. За прошедшие несколько лет произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

Механизм перераспределения средств между бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Формы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета [6, 1] представлены в табл. 1.

Внебюджетные фонды (ВБФ) — это юридические лица, которые выступают как самостоятельные финансовые или кредитные организации. В них не входят государственные бюджетные средства. Простыми словами, внебюджетный фонд — это организация, которая создана дополнительно для решения экономических задач.

Внебюджетные фонды: что это, их виды и классификация

Основы ВБФ

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Основы ВБФ

Отчисления во внебюджетные фонды:

Налоги

    ;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Виды и классификация

ВБФ делятся на общегосударственные и целевые. Общегосударственные должны обеспечивать финансами промышленность, строительство, таможню, экономику и т. д. Целевые фонды созданы для финансирования таких отраслей, как медицина, образование, наука и т. д.

ВБФ могут классифицироваться по многим признакам. Вот некоторые из них:

Внебюджетные фонды

  1. По направлению финансирования делятся на социальные и экономические.
  2. По праву собственности бывают федеральные (в собственности федеральной власти) и региональные или муниципальные (в собственности субъектов федерации).
  3. По способу образования классифицируются на находящиеся в составе бюджета и автономные.
  4. По использованию в материальных отраслях делятся на фонды развития технологий и поддержки отраслей.
  5. По отчислениям они подразделяются на пополняемые от налогов и сборов и от себестоимости произведенной продукции.

Социально-экономическая сущность

ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.

Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.

Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:

Государственные расходы

  • ВБФ имеют целевую направленность;
  • средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
  • большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
  • имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;

Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:

  1. Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
  2. Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
  3. ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
  4. Правовой режим денежных средств.
  5. Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.

Государственные внебюджетные фонды РФ

ГВБФ или ГВФ (расшифровка — государственные внебюджетные фонды) — это денежные средства, которые были образованы без участия средств федерального и муниципальных бюджетов.

Бюджет ГВБФ — это денежные средства, которые формируются в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет государственных ВБФ.

Государственные внебюджетные фонды РФ

Для хранения денежных средств ВБФ открываются счета в кредитных организациях или в казначействе, что позволяет наглядно видеть их объем и расходование.

К государственным ВБФ, в которые поступают платежи, относятся:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации.
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

В соответствующие органы РФ предоставляется статистика для каждого фонда. Эта статистика представляет собой анализ доходов и расходов и изучение эффективности этого фонда.

Характеристика правового режима централизованных ГВБФ:

Конституция РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

ПФР создан для удовлетворения права гражданина на пенсию и управления средствами пенсионной системы.

Доходы ПФР формируются из взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей и других.

Задачи ПФР:

Задачи ПФР

  • сбор и сохранение денежных средств, а также расходование их по назначению;
  • взыскание денежных средств для пенсии по инвалидности для граждан, получивших производственные травмы, профессиональные заболевания или по потере кормильца;
  • привлечение спонсорских взносов;
  • сотрудничество РФ с другими государствами и заключение договоров по вопросам пенсий и пособий;
  • финансирование программ социальной защиты пенсионеров и инвалидов.

Средства ПФР расходуются на:

  • выплату пенсий (также гражданам, проживающим за пределами РФ); ;
  • оказание денежной помощи пенсионерам и нетрудоспособным гражданам;
  • финансирование деятельности ПФР.

Социальное страхование (ФСС РФ)

ФСС РФ занимается вопросами социально-страховой поддержки граждан и их страхованием. В обязанности ФСС РФ входит:

Страхование

  • обеспечить пособиями граждан (по нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним, пособия на погребение, а также отдых работников и их детей);
  • осуществление государственных программ охраны здоровья работников;
  • поддержание финансового состояния ФСС РФ;
  • повышение квалификации работников фонда;
  • работа с похожими организациями, занимающимися страхованием граждан.

Источники финансирования ФСС РФ:

Инвестиции

  • страховые отчисления работодателей;
  • страховые взносы индивидуальных предпринимателей;
  • инвестиции;
  • добровольная помощь физических и юридических лиц;
  • средства государственного бюджета;
  • иные поступления.

Обязательное медицинское страхование (ФОМС РФ)

ФОМС РФ занимается финансированием медицинского обслуживания граждан. Направления деятельности ФОМС РФ:

  • обеспечение гражданских прав на получение бесплатной помощи здравоохранения;
  • финансирование стабильной деятельности ФОМС;
  • финансирование новых и старых программ в области медицинского страхования;
  • финансирование целевых программ.

ФОМС РФ ежегодно составляет план бюджета и представляет его на утверждение в Министерство здравоохранения РФ, а также в конце отчетного периода предоставляет отчет о порядке исполнения этого плана.

К бесплатным страховым услугам относятся:

Амбулаторное лечение граждан

  1. Экстренная медицинская помощь.
  2. Амбулаторное лечение граждан.
  3. Стационарное лечение граждан.
  4. Медицинская помощь на дому.
  5. Профилактика для инвалидов, ветеранов, онкобольных, беременных женщин, детей и людей с психическими расстройствами.
  6. Реабилитация пациентов после инсульта и инфаркта.

Обязанности застрахованных лиц:

  1. Иметь полис ОМС.
  2. Быть застрахованным в выбранной страховой медицинской организации.
  3. Сообщить выбранной организации о смене персональных данных.

Бюджетные и внебюджетные организации

Бюджетный фонд — это основная финансовая система государства, которая направлена на обеспечение общественных потребностей. В понятие бюджета входят также целевые бюджетные фонды, они используются для конкретных целей и не могут быть направлены на другие цели, не соответствующие назначению.

Роль государственных фондов состоит в покрытии расходов, связанных с улучшениями в производстве, поддержанием граждан во время кризисов, улучшением уровня жизни населения.

Несмотря на похожий характер, между целевыми бюджетными и внебюджетными фондами существует ряд различий:

Состав бюджета РФ

  1. Основное отличие состоит в том, что бюджетные фонды входят в состав бюджета, а ВБФ не входят, поэтому и называются так.
  2. Бюджет ВБФ устанавливается отдельным законом на год, а объем финансов целевых бюджетных фондов регламентируется законом о бюджете на год.
  3. ВБФ создаются в основном для решения социальных вопросов, а бюджетные имеют более узкое направление (развитие регионов, покрытие затрат, восполнение ресурсов и т. д. ).
  4. ВБФ создают на более длительный срок, нежели бюджетные.

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды — это важное звено в системе финансов государства. Они дают возможность решать задачи, стоящие перед правительством, которые требуют немалых финансовых вливаний. Эти фонды рассматриваются как единое финансовое состояние, которое может помочь улучшить состояние экономики государства. Для этого важно с умом расходовать их средства.

В системе управления государственным капиталом РФ предусмотрено функционирование весьма широкого спектра различных учреждений. Среди них — бюджетные фонды. Сейчас их роль в развитии финансовой системы России считается не самой значимой, но опыт решения данными структурами различных социальных задач интересен и вполне может быть использован в целях совершенствования текущей модели управления государственными капиталами. В чем заключаются особенности бюджетных фондов? Какие задачи они решают?

Бюджетные фонды

Какими бывают государственные фонды?

В российской государственной финансовой системе выделяется 3 основных типа учреждений, осуществляющих различные операции с капиталом в интересах страны — бюджетные (именуемые также целевыми), внебюджетные фонды, а также специализированные ведомства. Есть также локальные фонды бюджетных учреждений — под ними чаще всего понимаются специальные счета, на которых учитываются финансовые средства, направляемые организацией на определенные нужды.

Бюджетные и внебюджетные структуры: сходства и различия

Но в чем заключается специфика именно тех организаций, о которых идет речь?

Бюджетные и внебюджетные фонды

Бюджетные и внебюджетные фонды объединяет тот факт, что оба типа организаций используют государственные средства. Кроме того, статьи расходов обоих типов учреждений носят преимущественно целевой характер. С точки зрения структуры и основных принципов управления бюджетные фонды и внебюджетные организации также достаточно близки.

Однако учреждения рассматриваемого типа характеризуются некоторыми отличительными особенностями:

- подчиненностью и подотчетностью государственным органам власти;

- ограниченным спектром полномочий в части использования капитала в целях, не связанных с деятельностью учреждения.

Таким образом, фонды, о которых идет речь, призваны обеспечивать эффективную реализацию государственных программ бюджетной поддержки тех или иных сфер, основными критериями которой является:

- максимальное соответствие направлений расходов целевым приоритетам органов власти;

- прозрачность финансовых операций.

В свою очередь, внебюджетные фонды характеризуются существенно большей автономией, чем рассматриваемые учреждения, в части управления капиталами. Ключевые управленческие решения соответствующие организации также принимают самостоятельно.

Преимущества и недостатки бюджетных фондов

Если сопоставлять бюджетные и внебюджетные фонды — какие из них можно считать более эффективными с точки зрения управления государственными капиталами? Мнения экспертов касательно данного вопроса весьма неоднозначны.

Есть точка зрения, по которой целевые бюджетные фонды позволяют организовать распределение государственных средств так, что некорректное их расходование может быть сведено к минимуму — по причине того, что они напрямую подотчетны властям. В свою очередь, как считают некоторые эксперты, внебюджетные структуры в силу большей автономности, могут управлять государственными капиталами менее эффективно и не настолько прозрачно.

Но есть и противоположная точка зрения, в соответствии с которой внебюджетные учреждения, как автономные структуры, можно регулировать и контролировать на законодательном уровне существенно жестче, чем бюджетные фонды. В свою очередь, чрезмерно строгое регулирование деятельности рассматриваемых организаций может привести к замедлению инвестирования капиталов на государственные нужды, опозданиям в реализации тех или иных программ.

Таким образом, в деятельности бюджетных фондов можно найти и достоинства и недостатки — с точки зрения эффективного использования государственных средств. К неоспоримым достоинствам соответствующих структур правомерно отнести полную управляемость денежными капиталами, благодаря чему нецелевое использование средств сводится к минимуму. Кроме того, использование бюджетного фонда государством предполагает прямое влияние властей на принятие данным учреждением решений в части хозяйствования, кадровой политики.

Целевые бюджетные фонды

Вместе с тем чрезмерное вмешательство властей в деятельность рассматриваемых структур, используемое как инструмент контроля над освоением денежных средств, может существенно снизить эффективность реализации финансируемых государственных программ. В этом случае бюджетные фонды могут уступать в эффективности внебюджетным, несмотря на то, что вторые более автономны и контролируются властями не так активно.

Какие целевые фонды функционируют в России?

Рассмотрим примеры реально функционирующих целевых бюджетных фондов в РФ. Прежде всего стоит отметить, что структуры, о которых идет речь, свою ключевую роль в социально-экономическом развитии России сыграли в прошлом — в основном они учреждались и задействовались в целях реализации бюджетных программ в 90-е годы.

Из числа наиболее известных современных структур можно выделить, к примеру, Федеральный дорожный фонд. Он был учрежден в 2011 году. Кроме него, были также учреждены дорожные фонды в регионах. Какие задачи поставлены перед соответствующей организацией?

Система бюджетных фондов, учрежденных на уровне дорожных ведомств, призвана решать задачи, связанные с реализацией перехода к расходам на поддержание транспортных магистралей в РФ в соответствии с нормативами, которые введены правительством России. Фонд должен обеспечивать эффективное освоение бюджетных средств, предоставляемых государством для строительства и ремонта дорог. В данном случае речь идет о сотнях миллиардов рублей, требующих эффективного распределения.

При непосредственном участии федерального дорожного фонда и региональных структур планируется реализация нескольких масштабных целевых программ, связанных с модернизацией транспортной системы РФ, развитием инфраструктуры в субъектах РФ, расположенных на Дальнем Востоке, Юге России и иных регионах, где требуется инвестирование в дорожное хозяйство.

Государственная власть РФ ранее учреждала бюджетные финансовые фонды, в компетенции которых находилось финансирование развития самых разных задач — защиты окружающей среды, развития таможенной системы, управления минерально-сырьевыми ресурсами. Большинство из структур соответствующего типа сейчас упразднено. Основная часть полномочий бюджетных фондов распределена по действующим органам власти. В свою очередь, в РФ сейчас действует несколько крупнейших внебюджетных фондов. Полезно будет рассмотреть их специфику подробнее.

Внебюджетные фонды РФ

Итак, выше мы отметили, что целевые бюджетные фонды - в большей степени исторические организации. Сейчас крупных учреждений соответствующего типа в России функционирует крайне немного. Но масштабные внебюджетные организации в системе государственных финансов в РФ работают весьма активно. Прежде всего речь идет о таких структурах, как ПФР, ФСС и ФФОМС. В чем их специфика?

Пенсионный фонд России, или ПФР, — крупнейшая внебюджетная структура, в компетенции которой — управление пенсионной системой государства. ПФР выполняет следующие ключевые функции:

  • назначение гражданам пенсий и обеспечение их своевременных выплат;
  • организация учета денежных средств в рамках пенсионного страхования;
  • перечисление социальных выплат различным категориям граждан;
  • персонифицированный учет граждан;
  • взаимодействие с участниками страховых программ, работодателями;
  • взыскание задолженностей по взносам;
  • выдача гражданам сертификатов на выплату материнского капитала;
  • обеспечение перечисления соответствующих денежных средств;
  • реализация государственного софинансирования пенсии;
  • управление денежными средствами, поступающими от участников системы социального и медицинского страхования;
  • реализация мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ.

Другой крупнейший внебюджетный фонд РФ - ФСС - занимается:

  • реализацией страховых программ граждан;
  • выплатой больничных работающему населению;
  • перечисление пособий по беременности и уходу за ребенком;
  • перечисление средств по родовым сертификатам;
  • реализация социальных программ, установленных законодательно.

ФФОМС

Основные функции другого крупнейшего фонда - ФФОМС - следующие:

  • управление деятельностью территориальных фондов страхования в рамках различных государственных программ;
  • направление средств на реализацию целевых программ, имеющих отношение к системе медицинского страхования;
  • контроль над эффективным расходованием средств в рамках соответствующих программ.

Перспективы бюджетных фондов в России

Насколько перспективно формировать бюджетные финансовые фонды РФ в будущем? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, имеет смысл подробнее изучить факты из истории развития соответствующих организаций в России.

Впервые статус рассматриваемых организаций был закреплен в бюджетном законодательстве РФ, как мы отметили выше, в середине 90-х годов. При этом учреждались как федеральные бюджетные фонды, так и региональные. Постепенно функции тех и других начали передаваться на уровень различных ведомств. Это было связано с тем, что расстановка приоритетов в решении различных социально-экономических задач переходила в исключительную компетенцию соответствующих структур. Как следствие, потребовалось перераспределить полномочия и в части финансирования различных проектов.

Бюджетные фонды РФ, таким образом, в массе передали функции, связанные к инвестированием государственных финансов, ведомствам. Как считают многие эксперты, эффективность использования средств от того, что полномочия по их использованию перешли к госструктурам, не слишком повысилась — можно было оставить их на уровне рассматриваемых фондов. Более того, начали наблюдаться заметные сложности в оперативности освоения бюджетных средств в ходе решения различных социально-экономических задач.

Так, государственные финансы, формируемые за счет определенных налогов и сборов, не всегда эффективно распределялись по региональным бюджетам. Кроме того, ведомства, которые начали выполнять функции бюджетных фондов, часто не вполне эффективно инвестировали в те сферы, которые напрямую определяли перспективы развития крупнейших отраслей. Так, к наиболее заметным проблемам в начале 2000 годов эксперты относят недофинансирование геологоразведочной деятельности, вследствие чего темпы приростов запасов нефти существенно снизились, так же как и поступления в бюджет. Шли дискуссии на предмет того, что необходимо вновь учредить, в частности, фонд, отвечающий за воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов. Но характерные для него функции продолжили выполнять государственные ведомства.

Для того чтобы лучше понять специфику работы таких учреждений, как государственные бюджетные фонды, полезно будет рассмотреть особенности работы некоторых из них. В числе самых известных и значимых организаций соответствующего типа, которые ранее функционировали в бюджетной системе РФ на федеральном уровне — тот самый Фонд, в компетенции которого находилось развитие минерально-сырьевых ресурсов.

Исторический опыт: фонд развития минерально-сырьевой базы

Рассматриваемая организация была учреждена в августе 1997 года в соответствии с Законом о федеральном бюджете РФ. Средства соответствующего фонда должны были расходоваться в целях решения задач, связанных с поддержанием необходимого уровня минерально-сырьевой базы государства, включая геологическую разведку недр. Финансирование рассматриваемой организации осуществлялось за счет специальных отчислений в федеральный бюджет РФ, производимых субъектами пользования недр — чаще всего компаниями, добывавшими полезные ископаемые, которые были разведаны с привлечением государственного финансирования.

Формирование, а также распределение денежных средств фонда регулировалось отдельными федеральными законами. Соответствующий государственный капитал имел целевое назначение. Он не мог изыматься, использоваться в коммерческих целях. Его распределение должно было осуществляться в соответствии с приоритетами, установленными на уровне бюджетного законодательства РФ. Учет денежных средств, которые находились в распоряжении фонда, осуществляло Федеральное казначейство. Данное направление деятельности соответствующей структуры регулировалось отдельными нормативными актами Министерства финансов РФ. Операции с капиталом фонда должны были осуществляться только при посредничестве Казначейства и ЦБ РФ.

Формирование бюджетных фондов

Те средства фонда, которые не были освоены по плану в отчетном году, впоследствии зачислялись в доходы организации при формировании государственных капиталов, находящихся под управлением фонда, в следующем году. Распределением данных объемов денежных средств занималось Минприроды РФ по согласованию с Министерством экономики России. Кроме того, Минприроды имело право управлять средствами фонда — в пределах объемов, утвержденных Министерством финансов РФ. Которое, в свою очередь, являлось основным субъектом контроля над расходованием государственных капиталов, находящихся в распоряжении рассматриваемого фонда.

Исторический опыт: региональные фонды

Опыт учреждения бюджетных фондов имелся и в регионах РФ. В частности — в Москве.

Так, в начале 2000-х власти российской столицы учредили фонды развития территорий. Их специфика заключалась в том, что денежные средства, находящиеся в распоряжении соответствующих структур, должны были расходоваться в соответствии со сметами, расчетами и контрактами. При этом в ходе исполнения бюджета в главную смету доходов и расходов могли фиксироваться необходимые корректировки — при участии главного распорядителя учреждения. Это могло быть обусловлено изменением приоритетов в бюджетном финансировании, определяемых столичными властями.

Контроль над тем, чтобы смета была исполнена корректно, осуществляли главный распорядитель, а также иные уполномоченные структуры. Как и в случае с федеральным фондом, рассмотренным выше, денежные средства в рассматриваемых столичных организациях, оставшиеся по итогам прошедшего финансового года, могли переноситься на следующий.

Таким образом, опыт передачи полномочий управления государственными финансами в РФ имелся как на федеральном уровне власти, так и на региональном. Но, так или иначе, сейчас система государственных бюджетных фондов играет значительно менее важную роль, чем в прошлые исторические периоды. Хотя, как считают многие аналитики, эффективность управления капиталами в соответствующих фондах может ничем не уступать той, что характеризует деятельность ведомств, в компетенции которых находится решение подобных задач сейчас. Вполне возможно делегирование некоторых функций по управлению и распределению государственных финансов в соответствующие фонды, представленные в более широком спектре, чем на текущем этапе развития бюджетной системы России, в будущем.

Резюме

Итак, мы рассмотрели то, чем занимаются государственные бюджетные, внебюджетные фонды. Учреждения первого типа решают задачи, связанные с развитием сфер, которые можно отнести к крупнейшим по объемам финансирования и наиболее значимым для социально-экономического развития государства — таких как, например, дорожное строительство.

Учреждение бюджетных фондов в целях распределения государственных капиталов может быть более перспективным в тех случаях, когда не требуется ужесточения контроля над деятельностью соответствующих организаций — благодаря прозрачности и доступности регулирования финансовых транзакций, которые осуществляются данными фондами.

В свою очередь, во внебюджетных учреждениях операции с денежными средствами могут быть менее прозрачны и контролируемы — но даже при ужесточении регулирования государства эффективность освоения капиталов и оперативность решения социально-экономических задач в соответствующих фондах обычно не снижается.

Формирование бюджетных фондов в РФ осуществлялось преимущественно в 90-е годы — то есть, на раннем этапе развития системы управления государственными финансами в России. Постепенно функции данных учреждений были переданы преимущественно на уровень действующих органов власти. В свою очередь, в РФ сейчас работают крупные внебюджетные фонды, которые решают важнейшие социально-экономические задачи.


Бюджетные фонды играют немалую роль в функционировании страны и исполнении государством своих обязательств, включая социальные. В данной статье рассказывается о понятии, разновидностях, значении и особенностях фондов России.

Понятие и значение бюджетного фонда

бюджетный фонд

Бюджетные фонды – это разновидность финансовых фондов, создаваемых в строгом соответствии с отечественными юридическими нормами. Они выглядят как специально выделенные в системе бюджета деньги, которые расходуются и контролируются властными государственными структурами. Как правило, данные финансы скапливаются для последующего финансирования ключевых видов хозяйственной деятельности страны.

Все бюджетные фонды в России подчиняются положениям действующего бюджетного законодательства. Кроме того, данные структуры, независимо от их вида, не должны нарушать и иные правовые нормы. Как правило, фонды закладываются исполнительной властью на федеральном уровне, в границах закона об общегосударственном бюджете на предстоящий финансовый год. Причем допускается формирование бюджетных фондов не только в центре, но и в субъектах РФ, и даже в муниципалитете. Бюджетные фонды пополняются посредством поступления денег из казны, особых фискальных взносов с физических и юридических лиц, целевых государственных кредитов, казначейских ценных бумаг (векселей) и др.

Фонды играют немаловажную роль. В частности, бюджетные фонды – это денежная основа реализации задач и социальных обязательств государства.

Разновидности фондов

Фонды могут классифицироваться по различным критериям:

1) По наличию непосредственной связи с государственной казной бывают бюджетные и внебюджетные фонды.

2) По направлению использования средств: целевые и нецелевые.

3) По уровню образования: государственные, фонды субъектов РФ, муниципальные.

Кроме того, по форме бюджетных фондов их можно классифицировать на целевые бюджетные фонды; запасные фонды и фонды, созданные в рамках затрат казны определенного уровня власти.

Бюджетные фонды, созданные для решения определенной задачи

экономия и деньги

Отличительными особенностями целевого бюджетного фонда можно назвать: профильную направленность расходования хранящихся в нем средств; формируется благодаря прибыли целевого назначения; прибыль, приходящая в него, связана с определенными целями растрат; приход финансов и их растраты осуществляются ежегодно на весь срок функционирования фонда; существует связь продолжительности работы фонда и времени реализации той задачи, для претворения в жизнь которой он был сформирован. Таким образом, целевые бюджетные фонды – это организация, консолидирующая денежные средства, предназначенные для решения конкретных задач.

Все бюджетные фонды прекратили свое существование после вступления 26.04.2007 г. закона о внесении поправок в БК РФ. Вместе с тем в теории бюджетного права они по-прежнему существуют. К бюджетным фондам РФ можно отнести фонд национального благосостояния, инвестиционный и дорожный фонды.

Первый являлся долей денег государственной казны, которые должны были учитываться и контролироваться отдельно для обеспечения дополнительной денежной поддержки добровольных пенсионных сбережений российского населения и создания баланса (устранения нехватки средств) бюджета в отечественном Пенсионном Фонде.

Второй из перечисленных фондов был создан для дополнительного финансирования разработок, которые должны были привлекать вкладчиков. Согласно бюджетному законодательству России средства из фонда должны были расходоваться для претворения в жизнь инвестиционных разработок.

Дорожный фонд формировался для денежного обеспечения ремонтных работ и благоустройства отечественных автострад общего применения; капитальных ремонтных работ и реконструкции придомовых зон многоэтажных жилых зданий, подъездов ко дворам многоэтажных жилых зданий в различных городах.

Особенности резервного фонда

резервный фонд

Нормативный размер данного фонда устанавливается в определенной величине, основываясь на 10% предсказываемого на предстоящий финансовый год размера ВВП, отраженного в ФЗ о государственных доходах и расходах на будущий финансовый год и запланированный срок.

Цель руководства финансами Резервного фонда заключается в поддержании целостности финансов Фонда и постоянной величины прибыли от его размещения в отдаленном будущем. Руководство соответствующими финансами предусматривает вероятность падения доходов или убытков в ближайшее время.

Руководит деньгами фонда отечественный Минфин в порядке, который определяет главный орган исполнительной власти страны. Некоторые функции по руководству деньгами данного образования может исполнять ЦБ РФ.

Руководство финансами Резервного фонда способно производиться одним либо комплексом методов:

  1. С помощью покупки за деньги фонда зарубежной денежной единицы и ее размещения на депозитах по учету финансов фонда в зарубежных денежных единицах (USD, €, английская валюта) в ЦБ РФ.
  2. С помощью помещения денег Резервного фонда в зарубежные финансовые средства и денежные активы, исчисляющиеся в денежных единицах других государств, список которых устанавливается отечественными правовыми нормами.

Минфин РФ руководит деньгами Фонда первым из перечисленных методов.

Общая характеристика внебюджетных фондов

внебюджетный фонд

Внебюджетные фонды представляют собой независимые кредитно-денежные структуры и образования, которые в основной своей массе обладают юридическим статусом организации.

Внебюджетные фонды, создаваемые органами власти, являются целевыми фондами со своими средствами с общим центром, образуемые за рамками государственной казны благодаря финансовым взносам организаций и созданные для исполнения социальных обязательств перед населением России (выплаты пенсий, пособий, страхования, защиты здоровья и лечебную поддержку).

Данные фонды являются автономными в хозяйственном и юридическом плане от федеральной, региональной и муниципальной казны. Финансовые активы данных организаций не входят в суммарную величину прибыли и растрат государственной казны. Однако деньги внебюджетных фондов являются собственностью органов власти, которые и назначают порядок их функционирования.

Любой внебюджетный фонд, в отличие от целевых бюджетных фондов, работает независимо от казны (точнее, связь не прямая, а опосредованная).

Надобность в создании таких структур была обусловлена несколькими основаниями. Главное основание в хозяйственной сфере – потребность в увеличении источников спонсирования органами власти общественно-экономических потребностей страны. Иначе говоря, задачей внебюджетных фондов является взятие под контроль наиболее значимых направлений общехозяйственного развития государства и общественной отрасли.

Властные структуры указывают цель формирования фонда, а также порядок расходования его финансовых активов.

Разновидности внебюджетных фондов

Система бюджетных фондов включает множество разновидностей данных учреждений.

По рабочему предназначению внебюджетные фонды подразделяются на те, что имеют общегосударственный характер (сформированы для урегулирования значимых трудностей в хозяйственной сфере в целом: дорог, окружающей среды, таможенная отрасль, снижение криминальных показателей и др.) и те, что созданы для решения конкретной задачи (формируются для финансирования общественных потребностей; обучения; науки; лечебной сферы; повышения занятости населения). Деньги любого внебюджетного фонда размещаются на особых депозитах.

Другим критерием деления является уровень образования фонда: государственный, субъекта РФ или муниципалитета. Поступление средств из фонда осуществляется исключительно для решения определенных задач. При этом деньги на удовлетворение общественных нужд из таких фондов поступают в куда большем размере, чем из целевых фондов.

Внебюджетные фонды также подразделяются на социальные (например, ПФ РФ, ФСС, фонд обязательного лечебного страхования) и общеэкономические. В последнем случае речь, как правило, идет о фондах бюджетных учреждений. К числу последних относились, например, Фонд российского Министерства по атомной энергии; государственный фонд Министерства по налогам и сборам и др.

Специфика работы ПФ РФ

пенсионный фонд

ПФ России является фондом финансовых активов, созданным независимо от государственной казны для денежного обеспечения защиты россиян от специфической разновидности общественной угрозы – потери оклада (либо иной стабильной прибыли) по причине наступления преклонного возраста, утраты трудоспособности; для нетрудоспособных граждан – при смерти кормильца; для некоторых групп занятых – продолжительного исполнения конкретной трудовой задачи. Финансовые активы из ПФ запрещено расходовать на иные цели, кроме вышеперечисленных. Пенсионные накопления включают 3 части: основную, накопительную и страховую.

Пенсионный Фонд пополняется благодаря таким источникам, как: деньги из государственной казны; суммы пеней и других денежных наказаний; прибыль от вложения временно не занятых финансов обязательного пенсионного страхования; страховых платежей на обязательное страхование пенсионных выплат; добровольных платежей граждан и юридических лиц; других легальных источников.

Специфика работы ФСС РФ

Фонд общественного страхования стоит на втором месте по значимости. Он является профильной кредитно-денежной структурой при высшем органе исполнительной власти страны. Его функция заключается в управлении денежными средствами государственного общественного страхования.

Ключевыми целями создания ФСС можно считать: выплату россиянам федеральной социальной помощи, отправку на курортно-санаторные медицинские процедуры; участие в создании и претворении в жизнь федеральных программ защиты здоровья занятого населения; проведение мероприятий, способствующих денежной стабильности фонда, установление размера страховых платежей; организация деятельности по обучению работников структуры федерального общественного страхования; партнерство с идентичными зарубежными организациями и межгосударственным структурами в плане общественного страхования.

Источниками финансовых поступлений Фонда являются: страховые платежи различных работодателей; страховые платежи людей, имеющих статус ИП; страховые платежи россиян, занятых на других условиях; прибыль от вложения временно не занятых финансовых активов фонда в банковские депозиты и ценные федеральные бумаги с высокой стоимостью; добровольные выплаты организаций и россиян; иная прибыль.

В основном финансовые активы фонда расходуются на: похороны; предоставление пособий по временной потере возможности осуществлять трудовую деятельность, родам и беременности, при появлении на свет малыша и уходу за ним до исполнения ему 1,5 лет; направление на оздоровительные процедуры на курорты; иные цели, перечисленные в правовых нормах.

Специфика деятельности фондов ОМС

фонд омс

Данные структуры формируются на уровне местных органов власти для консолидации средств на охрану здоровья населения. ОМС – неизменная составляющая федерального общественного страхования и обеспечивает каждому россиянину одинаковое право на лечение с помощью финансов из ОМС.

Для претворения в жизнь мер в сфере лечебного страхования формируются государственный и региональный фонды ОМС как независимые некоммерческие кредитно-денежные структуры.

Фонды ОМС призваны выполнить ряд задач: сделать одинаковыми условия функционирования региональных фондов ОМС; выделить деньги на целевой комплекс мероприятий в пределах ОМС; произвести проверку правильности растрат денежных активов ОМС.

На общегосударственном уровне источниками поступлений в фонд ОМС являются: доли страховых выплат субъектов экономической деятельности; платежи региональных фондов ОМС на претворение в жизнь совместных мероприятий, осуществляемых на договорной основе; финансирование из государственной казны на реализацию республиканских мероприятий ОМС; добровольные платежи организаций и граждан; прибыль от применения временно не занятых денег государственного фонда ОМС и др.

Бюджетные фонды государства и властных структур

В число федеральных бюджетных фондов входили: фонды денежной помощи, созданные в составе государственной российской казны для решения задач страны на определенной стадии развития хозяйственной сферы. В качестве примера можно привести Государственный фонд софинансирования растрат; фонд денежной помощи субъектам ФФПС; государственный фонд возмещения.

Одно из основных требований функционирования государственного бюджетного фонда – обязательный надзор над его созданием и целевым употреблением размещенных на его депозитах финансовых активов.

Органы власти осуществляют надзор как над легальностью расходования денежных средств, так и результативностью их использования. Структура подобных фондов в государственной казне меняется. Их могут формировать либо ликвидировать. Это справедливо и для региональных фондов.

Бюджет и бюджетные фонды имеют непосредственную связь, в отличие от аналогичных внебюджетных структур, где она является опосредованной.

Кроме того, следует сказать про особые фонды разнообразных органов власти (например, Фонд российского Министерства по атомной энергии). Их состав образуется из финансовых ассигнований на определенные задачи. Затем деньги распределяются и тратятся в соответствии с законом. Деньги казны растрачиваются, главным образом, на проведение мер, способствующих непрерывной работе подобной структуры.

Прибыль создается на базе расчетов, вычисляемых по каждому источнику прибыли обособленно.

Применение средств бюджетного фонда

применение средств бюджета

Расходование денежных запасов бюджетного фонда прописано в законодательстве. Целевые бюджетные фонды создаются благодаря соответствующим поступлениям и способны употребляться исключительно для перевода средств на заранее установленные цели. Все транзакции с подобными финансами должны проводиться только через филиалы Центрального Банка и основного управления казначейства российского Министерства финансов. Учет денег осуществляется на государственных депозитах, созданных в ЦБ РФ/Казначействе. Финансы из бюджетных фондов неприкосновенны. Их запрещено применять для коммерческой деятельности.

Читайте также: