Налоговая декларация расчет по налогу за добычу изъятие природных ресурсов

Обновлено: 17.05.2024

1 Источник: возможностью скачать типовой бланк в формате PDF (Adobe Reader). Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов Утверждена постановлением МНС от N 82 по В инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - инспекция МНС) (наименование района, города, Признак Пометить района в городе) X Код инспекции МНС Внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет) УНП Признак представления Пометить (наименование (фамилия, собственное налоговой декларации X имя, отчество (если таковое имеется) (расчета) плательщика) В соответствии с частью (место нахождения (жительства) первой пункта 2-1 плательщика) статьи 63 Налогового кодекса Республики Беларусь (фамилия, собственное имя, отчество В соответствии с частью (если таковое имеется) второй пункта 2-1 ответственного лица, телефон) статьи 63 Налогового кодекса Республики Беларусь В соответствии с частью четвертой пункта 2-1 статьи 63 Налогового кодекса Республики Беларусь

2 В соответствии с частью пятой пункта 2-1 статьи 63 Налогового кодекса Республики Беларусь НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (РАСЧЕТ) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов Тип декларации: ежемесячный квартальный годовой (выбрать нужное) За месяц года (номер месяца) (четыре цифры года) месяц представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности), (номер месяца) месяц ликвидации обособленного подразделения дата прекращения иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь (дата) (номер (четыре цифры через постоянное представительство месяца) года) При представлении налоговых деклараций (расчетов) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов ежеквартально указывается последний месяц отчетного квартала. Часть I. Расчет налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти Фактически добыто (изъято), тонн Средний за истекший Установ налоговый ленный в налоговом период Став Наимено- годовой с начала года периоде уровень налога N вание лимит цен на добы п/п природных добычи нефть (изъят ресурсов (изъятия), сорта долла тонн в сверх в сверх "Юралс", США за всего пределах лимита пределах лимита долларов

3 лимита лимита США за 1 баррель ИТОГО х х х х х х х х В том числе сумма х х х х х х х налога, доначисленного (уменьшенного) по актам проверок Всего к уплате налога по 22 февраля 20 г. инспекции МНС по сроку 22 марта 20 г. 22 апреля 20 г. 22 мая 20 г. 22 июня 20 г. 22 июля 20 г. 22 августа 20 г. 22 сентября 20 г. 22 октября 20 г. 22 ноября 20 г. 22 декабря 20 г. 22 января 20 г. (год, следующий за налоговым периодом)

4 (указать сумму налога) Часть II. Расчет налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной Раздел I. Расчет налога по ставке налога, установленной в твердой сумме Фактически добыто (изъято), тонн Ставка нал Установленный с начала года в налоговом за добыч Наименование годовой лимит периоде (изъятие) N природных добычи установлен п/п ресурсов (изъятия), в твердо тонн в сверх в сверх сумме, ру всего пределах лимита пределах лимита за 1 тонн лимита лимита ИТОГО х х х х х х х В том числе сумма налога, х х х х х х доначисленного (уменьшенного) по актам проверок Всего к уплате налога по 22 апреля 20 г. сроку июля 20 г октября 20 г января 20 г. (год, следующий за налоговым периодом) (указать сумму налога) Раздел II. Расчет налога по ставке налога, установленной в процентном

5 отношении Ставка налога, Средневзвешенная установленная в Сумма налога цена реализации процентном за Фактический калийных отношении, фактический объем удобрений за процентов от объем Сумма н N реализации пределы средневзвешенной реализации льготируемого п/п калийных Республики цены реализации калийных налога ( удобрений, Беларусь, 1 тонны калийных удобрений тонн тыс. руб. за удобрений за (гр. 2 x 1 тонну пределы гр. 3 x Республики гр. 4 / 100) Беларусь ИТОГО х х х х х В том числе сумма налога, доначисленного (уменьшенного) по актам проверок Всего к уплате налога по 22 апреля 20 г. сроку июля 20 г октября 20 г января 20 г. (год, следующий за налоговым периодом)

6 (указать сумму налога) Часть III. Расчет налога за добычу (изъятие) природных ресурсов Фактически добыто (изъято), тонн, куб. м Ставка Установленный налога за Наименование годовой лимит с начала года в налоговом добычу N природных добычи периоде (изъятие), п/п ресурсов (изъятия), руб. за тонн, куб. м в в 1 тонну, всего пределах сверх пределах сверх куб. м лимита лимита лимита лимита ИТОГО x x x x x x x В том числе сумма налога, x x x x x x доначисленного (уменьшенного) по актам проверок Всего к уплате налога по сроку Лимит добычи (изъятия) утвержден решением (указывается орган, вынесший решение, номер и дата решения) Руководитель организации (индивидуальный предприниматель)

7 или уполномоченное им лицо (подпись) (инициалы, фамилия) Должностное лицо инспекции МНС (подпись) (инициалы, фамилия) Штамп или отметка инспекции МНС Получено (число) (месяц) (год) Заполняется плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов по объектам налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением нефти и соли калийной.

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 43

1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого;

5) пользование недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

6) пользование недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, осуществляемое по совмещенной лицензии при пользовании недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых.

(пп. 6 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2013 N 227-ФЗ)

Декларация по НДПИ — это обязательная ежемесячная отчетность для пользователей недр. Как заполнять и куда ее сдавать, определяет Федеральная налоговая инспекция.

Новая форма для отчета

ФНС России приказом от 08.12.2020 № КЧ-7-3/887@ обновила форму и порядок предоставления отчетности по налогу на добычу полезных ископаемых. Поправки потребовались в связи со значительными изменениями в Налоговом кодексе по НДПИ, вступившими в силу 01.01.2021. Утверждены новая форма декларации по НДПИ с учетом районного коэффициента, правила ее заполнения и электронный формат подачи.

Среди значимых изменений:

  1. Новый порядок перечисления НДПИ в бюджет и определения налоговой базы по природным алмазам массой более 10,80 карат. Налоговая база по таким камням определяется исходя из цен их реализации без учета НДС, но не ниже их первичной оценки.
  2. В случае прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта по решению суда налогоплательщик утрачивает права на применение коэффициента Ктд менее 1 с налогового периода, в котором его впервые применили.
  3. Оценка стоимости добытых драгоценных камней производится исходя из сложившейся у налогоплательщика в налоговом периоде средневзвешенной цены их реализации без учета НДС, но не ниже их первичной оценки, проводимой в соответствии с законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях. При отсутствии продаж в налоговом периоде учитываются данные ближайшего из 12 предыдущих месяцев.

Приказ вступил в силу через два месяца после публикации — 15.03.2021. Декларацию по новой форме необходимо предоставлять за налоговый период, следующий за месяцем вступления в силу документа — за апрель 2021 года. Следовательно, за январь-март 2021 года необходимо отчитываться на прежнем бланке декларации. Предельный срок сдачи НДПИ за март 2021 — до 30.04.2021.

Кто обязан сдавать

Добытчики полезных ископаемых и недропользователи обязаны отчитываться о своей добывающей деятельности. В категорию подотчетных лиц входят все плательщики этого налога: и организации, и индивидуальные предприниматели. Таким налогоплательщикам требуется лицензия, разрешающая пользоваться недрами.

В НК РФ указано, когда подается отчет по недрам, — с момента постановки на учет в качестве добытчика полезных ископаемых и после получения лицензии должна формироваться ежемесячная отчетность (гл. 26 НК РФ). До момента регистрации в качестве налогоплательщика НДПИ отчет не подается.

Если пользование недрами временно приостановлено, отчитываться по налогу на добычу все равно придется (письмо ФНС № СД-4-3/13557@ от 21.08.2020). Вот как подтвердить правомерность сдачи нулевой первичной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых — написать в ИФНС сопроводительное письмо о том, что использование недр временно приостановлено, и приложить к нему подтвердительные документы (приказы, акты и проч.).

Сроки сдачи

Для всех пользователей недр установлен единый срок сдачи декларации за пользование недрами — ежемесячно, в последнее число месяца, следующего за отчетным периодом. То есть декларацию за январь сдайте до 28 февраля (в 2021 — до 1 марта), отчет за февраль — до 31 марта, и так до конца года. Если последний день месяца выпадает на нерабочий, то срок переносится на первый рабочий день.

Отчетный период Предельный срок сдачи декларации по НДПИ в 2021 году
За декабрь 2020 1 февраля (31.01 — воскресенье)
За январь 2021 1 марта (28.02 — воскресенье)
За февраль 31 марта
За март 30 апреля
За апрель 31 мая
За май 30 июня
За июнь 2 августа (31 июля — суббота)
За июль 31 августа
За август 30 сентября
За сентябрь 1 ноября (31 октября — воскресенье)
За октябрь 30 ноября
За ноябрь 10 января 2022 (31 декабря 2021 — нерабочий день)
За декабрь 2021 31 января 2022

Куда сдавать

Налогоплательщики подают декларацию о пользовании недрами в территориальные отделения налоговой инспекции. Вот куда сдавать отчет по недрам:

  • для учреждений из числа крупных налогоплательщиков (код 213 на титульном листе) — в межрайонную налоговую инспекцию;
  • для остальных налогоплательщиков (код 214 на титульном листе) — в ИФНС по месту регистрации;
  • для иностранных предприятий, работающих через российские представительства, — по месту функционирования.

В нормативах ФНС разъясняется, нужно ли предоставлять налоговую декларацию по НДПИ, если организация заключила соглашение о разделе продукции, — для участников такого договора возможность подачи декларации по НДПИ не предусмотрена.

Как сдавать

Как и для любого другого отчета в ИФНС, у декларации по добыче полезных ископаемых есть два варианта сдачи: на бумажном носителе или электронно. Способ предоставления зависит от численности сотрудников. Если в учреждении работают до 100 человек, отчет подается по желанию налогоплательщика. Это личное обращение в ИФНС или передача регистра по телекоммуникационным каналам связи.

Если в добывающей организации трудятся более 100 человек, выбора у нее нет. Единственная доступная форма сдачи — электронная.

Какой бланк использовать

С отчета за апрель 2021 начнет действовать новый бланк из приказа от 08.12.2020 № КЧ-7-3/887@. До этого момента руководствуйтесь приказом ФНС России № ММВ-7-3/827. То есть декларацию за январь-март 2021 сдавайте на предыдущем бланке. Код КНД НДПИ — 1151054.

Как заполнить

Отчетность по добыче полезных ископаемых включает титульный лист и восемь разделов. Каждый параграф соответствует отдельному виду добываемого ресурса, следовательно, правила заполнения для каждого полезного ископаемого свои. При внесении информации в разделы отчета соблюдайте ряд единых правил. Вот общая инструкция, как заполнить декларацию по НДПИ по добыче песка или иного полезного ископаемого (бланк, который действует до апреля 2021 года):

  1. Отчет заполняется за каждый период (месяц) отдельно. Подается фактическая информация за каждый месяц, а не сведения нарастающим итогом.
  2. В декларации надлежит заполнять только разделы с теми ископаемыми, к добыче которых предприятие имеет прямое отношение. Если налогоплательщик добывает нефть, то формирует сведения по разделу 2, если нефть и газ — то сведения подаются по разделам 2 и 3 НДПИ. Остальные главы не заполняются.
  3. Отчет предоставляется только по полезным ископаемым, по которым завершился цикл добычи. Если ресурс находится в процессе разработки, его в отчете не отражают.
  4. В каждой декларации обязательно заполняются титульный лист и раздел 1, аккумулирующий данные по налогу на добычу полезных ископаемых.
  5. Все цифровые значения и стоимостные показатели заполняйте по правилам ФНС. В каждой ячейке — отдельная информация.
  6. Все используемые страницы нумеруются по порядку. Выходить за пределы поля недопустимо.
  7. Использовать корректирующую жидкость или исправлять ошибки вручную нельзя.

При заполнении содержательной части НДПИ надлежит пользоваться правилами, закрепленными в приложении № 2 к приказу № ММВ-7-3/827 и письмами ФНС России № СД-4-3/7393@, СД-4-3/7394@ от 18.04.2019.

Шаг 1. Заполняем титульный лист

Титул — это отражение регистрационных сведений об организации. Установленные правила заполнения декларации по НДПИ для титульного листа ничем не отличаются от норм, применяемых для формирования других отчетов. Обязательно заполните:

Данные титульного листа заверяются подписью руководителя, после чего заполняется дата предоставления декларации НДПИ. Чтобы правильно заполнить код периода, сверьтесь с таблицей:

Период Код
За январь 01
За февраль 02
За март 03
За апрель 05
За май 05
За июнь 06
За июль 07
За август 08
За сентябрь 09
За октябрь 10
За ноябрь 11
За декабрь 12

При реорганизации или ликвидации организации укажите код:

Период Код
За январь 71
За февраль 72
За март 72
За апрель 74
За май 75
За июнь 76
За июль 77
За август 78
За сентябрь 79
За октябрь 80
За ноябрь 81
За декабрь 82

Декларация по НДПИ

Шаг 2. Заполняем раздел 1

Первый параграф — это итоговые сведения. Он формируется по совокупному результату заполнения всей декларации НДПИ. Здесь указывается сумма налога, код КБК, по которому его надлежит заплатить, и код ОКТМО — для выделения бюджета того региона, в который перечисляется этот налог.


Шаг 3. Заполняем раздел 2

Этот параграф декларации НДПИ только для тех предприятий, которые добывают нефть. Данные вносятся по каждому участку недр.

Берите данные для расчета НДПИ за апрель 2021 только по тем ресурсам, которые уже добыли на момент сдачи. По ископаемым в разработке сведения не заполняйте.

Организация заполняет все коды и коэффициенты в соответствии с порядком № ММВ-7-3/827. После заполнения всех ячеек рассчитывается сумма налога (130), налогового вычета (140) и итогового платежа в бюджет (150). Итог — это разница между исчисленным налогом и вычетом по НДПИ. Если вычета нет, то в ячейке 140 ставится нулевое значение.

В подразделах надлежит указывать сведения о названии залежа и о количестве добытой нефти за отчетный период. Также описываются характеристики нефти: глубина ее залегания, плотность, проницаемость залежа и насыщенная толщина пласта.


Шаг 4. Заполняем раздел 3

Заполняют добытчики газа. Сведения формируются и по КБК, и по видам добычи — газу и газовому конденсату по участкам недр.

По аналогии с нефтедобычей, заполняются все коды: код вида полезного ископаемого и его единицы измерения, КБК. Затем рассчитывается сумма налога (040), налогового вычета (045) и сумма налога к уплате (050). Вычет производится по газовому конденсату. После этого вносятся количественные и качественные показатели добычи.

В подразделах описываются показатели, которые применялись для расчета НДПИ по газу, и характеризуются залежи углеводородного сырья.


Шаг 5. Заполняем раздел 4

Четвертый параграф отводится для сведений о морских месторождениях углеводородного сырья. В этой части декларации НДПИ требуется заполнение кодов, названия нового морского месторождения, месяца и года начала добычи.

В обязательном порядке указывается серия и номер лицензии на деятельность по добыче полезных ископаемых. Определяются количественные показатели за отчетный месяц, выручка от реализации добычи (110), налоговая база (130) и исчисленная сумма налога (140).


Шаг 6. Заполняем раздел 5

Эта часть декларации НДПИ заполняется для всех остальных видов ресурсов, кроме угля. По правилам, закрепленным в приказе № ММВ-7-3/827 (ч. 7 приложения № 2) для формирования пятого раздела, осуществляется заполнение отчета при добыче песка и других ископаемых.

Здесь определяется код полезного ископаемого, КБК, кодировка единицы измерения и налоговая ставка, действующая в отношении добываемого ресурса.

В подразделе 5.1 приводятся количественные характеристики за отчетный месяц добычи и номер лицензии по НДПИ. Подраздел 5.2 отводится для расчета суммы налога. Если организация добывает несколько видов ресурсов по одному КБК, то подробный расчет приводится по каждому активу, а в разделе 1 сумма исчисленного налога суммируется под единый КБК.

Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого ископаемого, то добыча рассчитывается с учетом фактических потерь полезного ископаемого (п. 3 ст. 339 НК РФ). Фактические потери — это разница между расчетным количеством ресурса, на которое уменьшаются запасы, и количеством фактически добытого ископаемого, которое определяется после завершения полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери, понесенные в пределах утвержденных нормативов, подлежат обложению по налоговой ставке 0%, а фактически потери сверх нормативов облагаются по общеустановленной ставке (ст. 342 НК РФ, правила, утв. ПП РФ № 921 от 29.12.2001).

Вот образец заполнения декларации по НДПИ с нормативными потерями в пределах установленных нормативов:


Шаг 7. Заполняем раздел 6

В этой части определяется стоимость единицы добычи. Заполняются все прямые и косвенные расходы, которые относятся к добыче за отчетный месяц. Затем определяется общая сумма всех расходов.

В подразделе 6.2 идет детализация расходов по отдельным ресурсам. Здесь есть важный нюанс: сколько бы ресурсов ни добывала организация, 6 раздел заполняется в единственном экземпляре — по суммарным показателям для всех добытых ископаемых.


Шаг 8. Заполняем раздел 7

В седьмую часть включаются все те же сведения по добыче, но только по углю. Надлежит заполнить КБК, реквизиты лицензии на добычу угля, единицу измерения, ОКТМО и коэффициент территории добычи — Ктд.

В подразделе 7.1 детализируется фактическая добыча за отчетный месяц по участку недр и по виду угольного ресурса. В подразделе 7.2 приведите расчет налога с учетом всех сумм расходов. В подразделе 7.3 исчисляются налоговые вычеты.


Шаг 9. Заполняем раздел 8

Итоговый раздел декларации — для заполнения сведений о добыче и расчете НДПИ по нефти, по которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Это новая часть отчета, но порядок ее заполнения аналогичен предыдущим разделам. В первом подразделе (8.1) проставляются все коды, а во втором (8.2) рассчитывается налог по участку недр. Здесь учитываются показатели экспорта нефти, которые влияют на итоговую сумму НДПИ.


Как накажут за нарушения

За несвоевременное предоставление или срыв сдачи обязательной отчетности налогоплательщики НДПИ несут как административную (ст. 2.1 КоАП РФ), так и налоговую ответственность (ст. 106 НК РФ). Нарушителю грозит штраф в размере 5% от суммы неуплаченного налога на добычу полезных ископаемых.

Порядок исчисления и уплаты налога за добычу природных ресурсов. Налоговая база экологического налога, коэффициенты ставок. Налоговый период налога за добычу нефти и соли калийной. Самостоятельное определение плательщиками метода уплаты налога в бюджет.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 01.10.2017
Размер файла 16,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Экологический налог. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Плательщиками экологического налога признаются организации и ИП.

Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;

2. сброс сточных вод;

3. хранение, захоронение отходов производства;

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год;

- сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

- хранение отходов производства на объектах обезвреживания;

- хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и объекты по использованию таких отходов;

- хранение и захоронение радиоактивных отходов и отходов, загрязненных радионуклидами, образующихся в результате работ по преодолению последствий аварии на ЧАЭС;

- хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы;

- захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности людей, при общем объеме захоранения отходов производства 50 и менее тонн в год.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

сбросов сточных вод;

отходов производства, подлежащих хранению, захоронению.

Ставки экологического налога устанавливаются в зависимости от класса опасности загрязняющих веществ.

- первого класса опасности (кадмий, никель, озон, ртуть, свинец, хром);

- второго класса опасности (азот, бензол, медь, серная кислота, сероводород, сероуглерод);

- третьего класса опасности (пыль древесная и зерновая, уксусная кислота);

- четвертого класса опасности (аммиак, метан, пропан).

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах, согласно приложений 6-8 Налогового кодекса (Особенная часть).

К ставкам экологического налога применяются следующие коэффициенты:

1. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, - 0,27.

2. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата - 0,9.

3. за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) - 0,006.

4. за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:

невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, - 0,5;

возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, - 0,2.

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Плательщики определяют самостоятельно, каким методом они будут исчислять, и уплачивать налог в бюджет:

Налоговая декларация (расчет)ежеквартальноне позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал)

Уплатаежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал)

= объем, исходя из установленного годового объема

Налоговая декларация (расчет)представляется в налоговые органы не позднее 20 апреля календарного года

Уплатаежеквартальноне позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере ј исчисленной суммы

или один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года

Сумма налога (перерасчет) к доплате=

фактический объем - объем, исходя из установленного годового объема Ч ставка

Декларация по результатам перерасчета не позднее 20 февралягода, следующего за истекшим годом

Доплата не позднее 22 февралягода, следующего за истекшим годом

Все суммы экологического налога включаютсяв затраты по производству и реализации, учитываемые при налогообложении.

Плательщиками налога признаются организации и ИП.

Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Объектом налогообложения налогом признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:

2. камня строительного, облицовочного;

3. воды (поверхностной и подземной), минеральной воды;

4. грунта для земляных сооружений;

6. соли калийной (в пересчете на оксид калия), каменной;

12. виноградной улитки;

13. зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной);

14. гадюки обыкновенной и др.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не признаются:

1. добыча нефтяного попутного газа;

2. изъятие полезных ископаемых из недр при строительстве подземных частей наземных капитальных строений (зданий, сооружений) и иных объектов строительства, не связанное с добычей полезных ископаемых;

3. добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

4. добыча попутных и дренажных подземных вод, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых;

5. добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;

6. добыча подземных вод из контрольных и резервных скважин при проведении планового контроля за их эксплуатацией;

7. добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии.

Налоговая база налога, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной определяется:

как фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения ставки налога, установленной в твердой сумме);

как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы РБ (в целях применения ставки налога, установленной в процентном отношении).

Ставки налога, за исключением ставок налога за добычу (изъятие) нефти и соли калийной, устанавливаются в размерах согласно приложению 10 к ОЧ НК РБ.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной устанавливаются в следующих размерах:

4,25 бел. рубля за добычу (изъятие) 1 тонны соли калийной (в пересчете на оксид калия) (далее в настоящей главе - специфическая ставка);

12 % от средневзвешенной цены калийных удобрений на внутреннем рынке и при экспортешенная цена).

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу (изъятие) нефти и налога за добычу (изъятие) соли калийной, признается календарный квартал.

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) нефти и соли калийной признается календарный месяц.

При расчете суммы налога за добычу (изъятие) нефти налоговая ставка определяется в бел.руб. по официальному курсу НБ РБ, установленному на последнее число истекшего налогового периода.

Плательщики определяют самостоятельно, каким методом они будут исчислять, и уплачивать налог в бюджет:

природный экологический налог

Налоговая декларация (расчет)ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал)

Уплата ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал)

= объем, исходя из установленного годового объема добычи

Налоговая декларация (расчет)представляется в налоговые органы не позднее 20 апреля календарного года

Уплата ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере ј исчисленной суммы

Сумма налога (перерасчет) к доплате=

фактический объем - объем, исходя из установленного годового объема добычи Ч ставка

Декларация по результатам перерасчета не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом

Доплата не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим годом

Все суммы налога включаются в затраты по производству и реализации, учитываемые при налогообложении.

Подобные документы

История возникновения и основы применения налога на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики, объект, период, налоговая ставка, база, порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Особенности исчисления газовой отрасли в РФ.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 10.06.2014

Плательщики, объект налогообложения, налоговый период налога на добычу полезных ископаемых. Расчет налоговых ставок. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по упрощенной системе налогообложения. Оплата стоимости патента. Сумма налога на игорный бизнес.

контрольная работа [29,5 K], добавлен 12.03.2014

Общая характеристика понятия "добываемые полезные ископаемые". Роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Регулярные платежи на добычу полезных ископаемых (роялти).

реферат [49,0 K], добавлен 18.01.2010

Возникновение и развитие налога на добычу полезных ископаемых. Экономическая сущность и элементы НДПИ. Факторы формирования горной ренты. Налогоплательщики и объект налогообложения. Определение налоговой базы. Порядок исчисления и сроки уплаты налога.

курсовая работа [41,6 K], добавлен 05.04.2015

Выявление особенностей применения налога на добычу полезных ископаемых. Исследование динамики поступлений пошлины на добычу ископаемых в республиканский бюджет РСО-Алания. Проблемы современной практики применения налога на добычу полезных ископаемых.

Выясним, правомерны ли действия налогового органа, который в рамках проведения камеральных проверок деклараций по НДПИ и водному налогу истребовал у налогоплательщика документы статистической отчетности. Меняется ли что-то, если налоговая проверка будет выездной?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы наделены правом требования от налогоплательщика документов по формам и форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, которые служат основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В свою очередь, к обязанностям налогоплательщиков отнесено представление ими в налоговые органы в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, представленных налогоплательщиком, и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Причем налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Исключение касается только двух случаев:

  • иное предусмотрено ст. 88 НК РФ;
  • представление документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) установлено Налоговым кодексом.

Формы статистической отчетности не относятся к документам, на основании которых производятся исчисление и уплата налогов, поэтому налоговый орган не вправе в рамках проведения камеральной налоговой проверки истребовать данные документы. В то же время у Минфина на этот счет есть противоположная точка зрения.

Каковая позиция чиновников?

Финансистов спросили, правомерны ли действия налогового органа, который при проведении камеральных проверок деклараций по НДПИ и водному налогу потребовал представить документы статистической отчетности, а именно:

  • органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики;
  • территориальному органу Госгортехнадзора;
  • территориальному геологическому фонду;
  • Российскому федеральному геологическому фонду Минприроды;
  • органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики;
  • территориальному органу Госгортехнадзора;
  • территориальному геологическому фонду;
  • Российскому федеральному геологическому фонду Минприроды;
  • осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;
  • осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов объемом 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
  • получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
  • получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
  • имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5 000 м3 в сутки и более независимо от объема забираемой воды.

Согласование нормативов потерь полезных ископаемых проводится в рамках исполнения положений Налогового кодекса. В подпункте 1 п. 1 ст. 342 НК РФ указано, что нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ. При добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь применяется нулевая ставка НДПИ.

Вывод чиновников финансового ведомства таков. Названные формы статистической отчетности отражают данные, непосредственно связанные с добычей организацией-недропользователем полезных ископаемых, и могут быть использованы в целях подтверждения правильности исчисления НДПИ. Значит, истребование этих документов налоговыми органами при проведении налоговых проверок, в том числе камеральных, не противоречит нормам законодательства РФ о налогах и сборах (Письмо от 14.10.2013 № 03‑06‑06‑01/42704).

Если следовать логике Минфина, при проверке декларации по вод­ному налогу, исчисленному в связи с забором воды из водных объектов (который является объектом обложения водным налогом на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ), налоговики вправе потребовать отчет по форме 2-ТП (водхоз), ведь именно в указанной форме ведется учет объемов воды, используемой для хозяйственно-питьевых и технологических нужд в отдельности, на что обратила внимание и ФНС в Письме от 10.05.2012 № ЕД-4-3/7611@.

К сведению

Согласно п. 2 ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база по водному налогу определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Этот объем воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды устанавливается исходя из времени работы и производительности технических средств. При невозможности определения объема забранной воды и приведенным способом ориентируются на нормы водопотребления.

Для определения объема по забору воды или сбросу сточных вод в водные объекты налоговикам рекомендовано использовать следующие документы:

1) журналы первичного учета использования воды. С 2009 года для организации учета водопользователи должны применять документы, названные в Приказе Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205:

  • журналы учета водопотребления средствами измерений по формам 1.1 и 1.2;
  • журналы учета водоотведения средствами измерений по формам 1.3 и 1.4;
  • журналы учета водопотребления (водоотведения) другими методами по формам 1.5 и 1.6;
  • журналы учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод по формам 2.1 и 2.2;

3) договор на отпуск питьевой воды и приема сточных вод;

Можно ли рассчитывать на поддержку судей?

Оценку действиям налогового органа по истребованию у налогоплательщика статистической отчетности по форме 2-ТП (водхоз) для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты водного налога дал Арбитражный суд Республики Хакасия, с выводами котором согласился ФАС ВСО. Указанная форма разработана в качестве статистического инструментария для организации статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды. Поэтому данная форма не относится ни к первичным документам, ни к документам бухгалтерского и налогового учета. Следовательно, она не может являться основанием для определения налоговой базы и подтверждать правильность исчисления и уплаты налога. Обязанность представлять названную форму статистической отчетности налоговому органу действующим законодательством не установлена.

Еще один момент: исходя из буквального смысла ст. 126 НК РФ ответственность за непредставление налоговому органу документов может быть применена к налогоплательщику лишь в случае фактического наличия у него истребованных документов. Однако налоговой инспекцией не были представлены бесспорные доказательства наличия у общества статистической отчетности по форме 2-ТП за соответствующий год, а также не приведены нормы права, устанавливающие обязанность организаций изготавливать и сохранять второй экземпляр статистической отчетности по указанной форме.

Суд сделал окончательный вывод: налоговый орган не доказал совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ (Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.08.2006 по делу № А74-2145/06, оставленное без изменения Постановлением ФАС ВСО от 10.01.2007 № А74-2145/06-Ф02-7139/06-С1).

К сведению

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Наказание штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Это не распространяется на правонарушения, связанные с непредставлением налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) и уведомления о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ).

Правомерность действий налогового органа не была подтверждена арбитрами. Согласно п. 2 ст. 345 НК РФ декларация по НДПИ представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным месяцем). Таким образом, декларация за декабрь 2009 года должна была быть представлена в налоговый орган не позднее 31.01.2010.

В свою очередь, форма федерального статистического наблюдения 1-натура (в проверяемом периоде применялась форма, утвержденная Приказом Росстата от 23.09.2008 № 235) подлежит представлению в территориальный орган Росстата всеми организациями один раз 10 февраля года, следующего за отчетным.

Форма федерального государственного статистического наблюдения 1-ЛС (использовалась форма, утвержденная Постановлением Росстата от 04.06.2007 № 43) представляется по итогам года в соответствующие органы не позднее 20 января, 5 февраля, 1 марта, 1 апреля.

Указанные формы статистического наблюдения, истребованные у налогоплательщика, к числу документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты НДПИ, налоговым законодательством не отнесены. Они не могут быть отнесены к подобного рода документам еще и потому, что представляются один раз по итогам года, то есть по прошествии каждого налогового периода по данному налогу в течение 2009 года (Постановление ФАС от 29.11.2010 по делу № А67-3928/2010, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 05.04.2011 № ВАС-3084/11).

Выездная налоговая проверка

В силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В этом случае на налогоплательщика возложена обязанность по обеспечению должностным лицам возможности ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. В ходе проведения выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (п. 12 ст. 89 НК РФ). Таким образом, как и в случае с проведением камеральной налоговой проверки, в ходе выездной проверки налоговый орган вправе затребовать только документы, связанные с исчислением и уплатой налогов.

В пункте 5.1 Письма ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, в котором представлены рекомендации по проведению выездных налоговых проверок, указано, что в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты налогов и сборов, для принятия обоснованного решения по результатам проверки. Это могут быть:

  • учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
  • имеющиеся в наличии лицензии;
  • приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике для целей налогообложения, приказы о кредитной политике;
  • налоговые декларации (расчеты);
  • регистры налогового учета;
  • счета-фактуры;
  • книги покупок и продаж;
  • журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС;
  • иные документы, относящиеся к налоговому учету;
  • бухгалтерская отчетность организации;
  • регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
  • договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;
  • банковские и кассовые документы;
  • накладные;
  • путевые листы;
  • перевозочные документы;
  • акты приема-передачи;
  • акты выполненных работ;
  • другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты налогов (сборов);
  • иные документы и сведения, в том числе указанные в рекомендациях ФНС по вопросам проведения предпроверочного анализа налогоплательщика.

Так, судьи ФАС МО дали оценку действиям налогового органа по истребованию в ходе выездной проверки следующих документов статистической отчетности:

При проведении налоговой проверки налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщика представление документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Поскольку формы статистической отчетности не являются документами, на основании которых производятся исчисление и уплата налогов, требование об их представлении можно оставить невыполненным. В этом случае вполне можно рассчитывать на то, что судьи признают данное требование неправомерным. Значит, ответственность за непредставление документов не наступит.

    Утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
    См. также Письмо Минфина РФ от 08.11.2013 № 03-06-07-01/47673.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: