Налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об изменении своего

Обновлено: 17.05.2024

Вопрос.
Является ли письмо/требование, заверенное ЭЦП инспекции, достаточным основанием для корректировки сведений (подачи аннулирующей справки) без запроса дополнительных документов, подтверждающих факт смерти заемщика?

Мнение консультантов.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. На основании пункта 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы, полученные налогоплательщиками от источников в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Одновременно пунктом 2 статьи 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической уплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом (пункт 4 статьи 226 НК РФ). При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 НК РФ).

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

В силу пункта 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 2 статьи 230 НК РФ):

- расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (далее по тексту – форма 6-НДФЛ);

- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (далее по тексту - форма 2-НДФЛ).

Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, признаются налоговыми агентами. В силу пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты, в числе прочего обязаны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Основания прекращения обязанности по уплате налога определены пунктом 3 статьи 44 НК РФ и включают, в числе прочих смерть физического лица – налогоплательщика или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ, за исключением обязанности по уплате задолженности по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 НК РФ, которая погашается наследниками впределах стоимости наследного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долго в наследодателя (подпункт 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ).

Кроме того, в Письме от 27.03.2019г. № 03-04-06/20993 на основании нормы подпункта 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ представителями финансового ведомства пояснено, что в случае прощения задолженности по договору займа умершим физическим лицамобязанностей налогового агента, предусмотренных статьями 226 и 230 НК РФ, в частности, по представлению формы 2-НДФЛ в отношении доходов указанных лиц у организации не возникает.

Наряду с этим, согласно позиции специалистов финансового ведомства, изложенной в Письме от 15.06.2018г. № 03-04-06/41178, обязанностей по исчислению и удержанию НДФЛ в отношении доходов умершего клиента в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ у банка не возникает, при условии наличия у банка документов, подтверждающих смерть физического лица - клиента банка. Однако,еслина соответствующую дату возникновения обязанности по исчислению и уплате налога у налогового агентаотсутствуют документы о смерти, то исчисление сумм налога и перечисление исчисленных сумм в бюджетную систему, а также представление в налоговый орган установленной налоговой отчетности производятся в общем порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ. В случае если после уплаты исчисленных сумм налога в бюджет суммы выплаченных налогоплательщику доходоввозвращаются налоговому агенту вследствие неполучения их умершим налогоплательщиком, налоговому агенту следует руководствоваться пунктом 3 статьи 81 НК РФ, в соответствии с которым при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению (в том числе в случае ошибочного удержания налога с сумм, невыплаченных доходов), налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет по форме 6-НДФЛ. Кроме того, в отношении возвращенных налоговому агенту сумм не полученного умершим налогоплательщиком дохода в налоговый орган должна быть направлена корректирующая или аннулирующая справка по форме 2-НДФЛ.

НК РФ не определяет, какие именно документы могут служить основанием для подтверждения факта смерти налогоплательщика и, как следствие, для освобождения организации, выплатившей доход умершему гражданину, от обязанностей налогового агента, в том числе предоставления предусмотренной главой 23 НК РФ налоговой отчетности и (или) внесения в нее изменений. Очевидно, что таким документом безоговорочно является свидетельство о смерти, предоставленное налоговому агенту родственниками (наследниками) умершего налогоплательщика, до или после наступления срока исчисления или удержания налога и (или) предоставления налоговой отчетности.

Вместе с тем, письма/требования налогового органа, сами по себе, без дополнительных документов, подтверждающих факт смерти гражданина, на наш взгляд, формально не могут быть признаны необходимым и достаточным основанием для осуществления Банком корректировки формы 2-НДФЛ (подачи аннулирующей справки), в отсутствие дополнительных документов, подтверждающих факт смерти заемщика.

Однако, учитывая проблематичность доступа налоговых агентов к подтверждающим смерть налогоплательщиков документам и сведениям, по нашему мнению, Банк вправе принять решение об использовании указанных в тексте вопроса писем/требований налогового органа в качестве подтверждения фактов смерти клиентов и осуществления корректировок справок по форме 2-НДФЛ (подачи аннулирующих справок по форме 2-НДФЛ) без запроса документов, подтверждающих факт смерти. Принимая такое решение, по мнению консультантов, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках (пункт 10 статьи 83 НК РФ).

Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах физических лиц по основаниям, предусмотренным НК РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Минфином РФ (пункт 1 статьи 84 НК РФ). Постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее по тексту – ЕГР ЗАГС), и (или) сведений, полученных в соответствии с пунктами 1 – 6, 8 и 13 статьи 85 НК РФ, или на основании заявление физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору (пункт 7 статьи 83 НК РФ).

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее по тексту - ИНН). Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 7 статьи 84 НК РФ) .

Пунктом 9 Порядка установлено, что ИНН, присвоенный физическому лицу, не может быть повторно присвоен другому физическому лицу.Во избежание повторного присвоения ИННфизическому лицупри постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, налоговый орган обязан использовать документально подтвержденные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее по тексту – Реестр), о наличии (отсутствии) ИНН у указанного физического лица (пункт 10 Порядка).

ИНН, присвоенный при постановке на учет в налоговом органе физического лица, при снятии его с учета по всем основаниям, предусмотренным НК РФ (за исключением случая его смерти), сохраняется (пункт 19 Порядка). При снятии с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью признается недействительным присвоенный емуИНН(подпункт 2 пункта 20 Порядка). На основании пункта 22 Порядка ИНН, признанный недействительным, и дата признания его недействительным размещаются на сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. ИНН, признанный недействительным, не может быть присвоен другому физическому лицу (пункт 21 Порядка).

Порядок ведения Реестра утвержден Приказом Минфина РФ от 22.06.2017г. № 99н, в соответствии с пунктом 2 которого Реестр ведется налоговыми органами на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов. На основании пункта 3 Порядка ведения Реестра в состав сведений о физическом лице, содержащихся в Реестре, включаются, в том числе следующие сведения: фамилия, имя, отчество(при наличии); дата и место рождения; данные о гражданстве; адрес места жительства (места пребывания при отсутствии на территории Российской Федерации места жительства); данные паспорта или иного удостоверяющего личность физического лица документа (вид документа, серия, номер и дата выдачи документа, наименование органа и код подразделения, выдавшего документ); наименование и код налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет (снятие с учета) физического лица; датапостановки на учет (снятия с учета) физического лица в налоговом органе;ИНН; основание постановки на учет (снятия с учета) физического лица в налоговом органе; страховой номер индивидуального лицевого счета; сведения о факте регистрации актов гражданского состояния о рождении, о смерти физического лица.

Из приведенных норм, по нашему мнению, следует, что данные Реестра априори предполагаются достоверными и при нормальном течении дел, требование (письмо) о предоставлении корректирующей или аннулирующей справки по форме 2-НДЛФ в связи со смертью налогоплательщика может быть направлено налоговым органом налоговому агенту только в отношении физических лиц, ИНН которых признан недействительным, и в Реестр внесена запись о снятии с учета в налоговом органе в связи со смертью. При этом единственным уникальным идентификатором физического лица в налоговых правоотношениях является присвоенный ему ИНН.

Исходя из этого, полагаем, что з аверенное электронной цифровой подписьютребование/письмо налогового органа может быть признано достаточным основанием для осуществления Банком корректировки формы 2-НДФЛ (подачи аннулирующей справки по форме 2-НДФЛ) без запроса дополнительных документов, подтверждающих факт смерти клиента, в случае, если в таком требовании/письме содержатся, как минимум, следующие данные, позволяющие идентифицировать налогоплательщика: фамилия, имя, отчество (при наличии) и ИНН.

Документы и литература.

1. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2. Порядок ведения Реестра - Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержден Приказом Минфина РФ от 22.06.2017г. № 99н;

4. Порядок – Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержден Приказом Минфина РФ от 29.06.2012г. № ММВ-7-6/435@.

Налоговый кодекс часть 2 > Раздел VIII НК РФ. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ > Глава 23 НК РФ. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ > Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Комментарии к ст. 226 НК РФ

Взыскание сумм налога на доходы физических лиц с самого налогового агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.

За счет средств налогового агента также не может быть взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц.

Однако существует практика, когда суды взыскивают с налогового агента суммы неудержанного налога на доходы физических лиц (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2003 N А65-14358/2002-СА2-11). При этом суды ссылаются на то, что налоговым агентом был нарушен пункт 5 статьи 226 НК РФ.

Следует тем не менее учитывать, что ряд арбитражных судов указывает на то, что если налоговый агент не удержал и не перечислил налог в бюджет, то взыскание налога и пеней должно производиться не с налогового агента, а с налогоплательщика (физического лица) (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2004 N А74-4459/03-К2-Ф02-3288/04-С1).

Если же налоговый агент произвел удержание налога, но при этом своевременно не перечислил его в бюджет, с него взыскиваются пени.

Исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога по доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога на доходы физических лиц производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Пункт 2 статьи 231 НК РФ устанавливает, что не удержанные налоговым агентом с физических лиц или удержанные не полностью суммы налога на доходы физических лиц взыскиваются до полного погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 45 Кодекса, которая предусматривает судебный порядок взыскания налоговой задолженности по инициативе налоговых органов. Такая ситуация возможна, когда налоговый агент не имеет возможности удержать сумму налога и сообщает об этом налоговому органу.

Если налоговый агент не лишен такой возможности, то за ним сохраняется обязанность удержать подлежащую уплате сумму налога.

Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов при их фактической выплате.

Пунктом 2 статьи 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Таким образом, налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который вступил в силу с 1 января 2004 г., в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) внесены существенные изменения.

На основании ст.11 НК РФ к индивидуальным предпринимателям наряду с частными нотариусами относятся адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Частные охранники и частные детективы с 1 января 2004 г. в целях НК РФ индивидуальными предпринимателями не признаются.

В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, помимо обязанностей, предусмотренных п.1 вышеназванной статьи настоящего Кодекса, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя (до 1 января 2004 г. сведения представлялись в налоговый орган по месту учета) об открытии или закрытии счетов, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, а также о реорганизации. Таким образом, с 1 января 2004 г. налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели не обязаны представлять сведения об изменении соответственно места нахождения или места жительства, а также об объявлении несостоятельности (банкротстве) и о ликвидации.

Согласно изменениям, внесенным в ст.ст.83 и 84 НК РФ, изменился порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, который осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), а также сведений, сообщаемых органами, указанными в ст.85 настоящего Кодекса. Заявительный порядок постановки на учет и снятия с учета в соответствии со ст.84 НК РФ сохранился только при постановке на учет и снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.

2. Постановка организации на учет в налоговом органе по месту нахождения

В соответствии с п.3 ст.83 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110, постановка на учет (снятие с учета) организации подтверждается документом по форме, установленной МНС России, который выдается (направляется) вместе с документом, подтверждающим внесение записи в ЕГРЮЛ.

Вместе с тем необходимо отметить, что организациям, в отношении которых в соответствии со ст.10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) федеральными законами установлен специальный порядок государственной регистрации (кредитные организации, общественные объединения и др.), свидетельство о постановке на учет выдается (направляется) не позднее пяти дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ.

Снятие организации с учета в случае ее ликвидации или реорганизации осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Таким образом, организация представляет в налоговый (регистрирующий) орган документы, предусмотренные ст.ст.14, 21 Закона N 129-ФЗ, на основании которых осуществляется государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, или государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией. После государственной регистрации на основании выписки из ЕГРЮЛ налоговый орган по месту нахождения организации снимает ее с учета и направляет соответствующую информацию в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, установленным НК РФ, для снятия ее с учета.

3. Постановка организации на учет по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств

В соответствии с п.5 ст.83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановка на учет, а также снятие с учета в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых соответственно органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, в течение пяти дней со дня поступления сведений от вышеуказанных органов. В тот же срок налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств выдает организации (направляет по почте) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

4. Учет сведений об организации

На основании п.3 ст.84 НК РФ изменения в сведениях об организации подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, и вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.

При изменении места нахождения организации ее снятие с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ. Налоговый орган по прежнему месту нахождения организации выдает (направляет) уведомление о снятии с учета в налоговом органе. Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается недействительным. В налоговый орган вышеуказанное свидетельство не представляется.

Постановка на учет в налоговом органе по новому месту нахождения организации осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения, и подтверждается свидетельством о постановке организации на учет в налоговом органе по новому месту нахождения.

5. Постановка на учет физических лиц

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет по месту жительства, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

6. Постановка на учет индивидуальных предпринимателей

На основании п.3 ст.83 НК РФ постановка на учет индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В тот же срок индивидуальному предпринимателю выдается (направляется по почте с уведомлением о вручении) свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации является документом, подтверждающим присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Уведомление же является документом, подтверждающим постановку физического лица в налоговом органе по месту жительства в качестве налогоплательщика - индивидуального предпринимателя.

В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие с учета также осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП, с последующим уведомлением физического лица о его снятии с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика - индивидуального предпринимателя.

7. Постановка на учет частных нотариусов и адвокатов

На основании ст.11 НК РФ частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, отнесены к индивидуальным предпринимателям.

В соответствии с п.6 ст.83 НК РФ постановка на учет частных нотариусов и адвокатов осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых соответственно органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, и советами адвокатских палат субъектов Российской Федерации, в течение пяти дней со дня поступления сведений в налоговый орган.

Налоговый орган по месту жительства частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет, выдает в вышеуказанный срок (направляет по почте) свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства, которое подтверждает постановку физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика - частного нотариуса или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, формы адвокатского образования.

Если частному нотариусу или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, то выдается (направляется по почте) только уведомление.

Снятие с учета частного нотариуса и адвоката также осуществляется на основании поступивших от вышеуказанных органов сведений о прекращении полномочий частного нотариуса, о прекращении статуса адвоката, об изменении адвокатом, учредившим адвокатский кабинет.

Снятие с учета осуществляется путем внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений от вышеназванных органов, с последующим уведомлением физического лица о его снятии с учета в качестве налогоплательщика - частного нотариуса или адвоката. При этом адвокату, учредившему адвокатский кабинет, также направляется уведомление о постановке на учет в качестве налогоплательщика-адвоката в соответствии с п.2 ст.84 НК РФ.

Датой снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика - частного нотариуса или адвоката является дата освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката, изменения формы адвокатского образования (для адвоката, учредившего адвокатский кабинет).

Датой постановки физического лица на учет в качестве налогоплательщика-адвоката в случае его снятия с учета в качестве налогоплательщика-адвоката, учредившего адвокатский кабинет, является дата снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика-адвоката, учредившего адвокатский кабинет.

8. Постановка на учет физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям

В соответствии с п.7 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст.85 настоящего Кодекса, а именно: органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, - которые сообщают соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц.

Постановка на учет осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня поступления сведений от вышеназванных органов с последующим уведомление физического лица.

В этом случае в течение пяти дней со дня поступления заявления выдается свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации.

Постановка на учет физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, и органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, а также нотариусами, осуществляющими частную практику, о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения, в течение пяти дней со дня поступления сведений в налоговый орган с последующей выдачей (направлением по почте) уведомления о постановке физического лица на учет в налоговом органе.

9. Изменение сведений о физических лицах

Изменение сведений об индивидуальных предпринимателях подлежит учету в налоговом органе по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП.

Изменение сведений о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о частных нотариусах и об адвокатах подлежит учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст.85 НК РФ.

Если налогоплательщик изменил место жительства, то он снимается с учета налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете.

Снятие с учета индивидуального предпринимателя в связи с изменением им места жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП, с последующим уведомлением индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании информации, полученной от налогового органа по прежнему месту жительства индивидуального предпринимателя, с последующей выдачей (направлением по почте) свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации и уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства.

Снятие с учета физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, а также частного нотариуса и адвоката в связи с изменением места жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации лица по новому месту жительства, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства. Снятие с учета осуществляется путем внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации лица по новому месту жительства с последующим уведомлением физического лица.

Налоговый орган по новому месту жительства осуществляет постановку на учет и выдает (направляет по почте) физическому лицу, не относящемуся к индивидуальным предпринимателям, частному нотариусу и адвокату уведомление о постановке на учет, а частному нотариусу и адвокату, учредившему адвокатский кабинет, - также свидетельство о постановке на учет в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации по новому месту жительства.

Советник налоговой службы

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Лица, обязанные сообщать информацию в налоговые органы

Государство осуществляет контроль за внесением обязательных платежей не только через налоговые органы и банки.

Существует целая группа структур, на которые возложены обязанности направлять соответствующие данные. Все указанные органы, а также состав передаваемых сведений, указан в ст. 85 НК.

В состав субъектов, обязанных сообщать те или иные сведения о налогоплательщиках, входят как государственные структуры, так и саморегулируемые сообщества, а также отдельные лица. Предоставление такой информации связано с контролем за исполнением гражданами и организациями своих обязанностей, предусмотренных НК.

Состав сведений зависит от передающей их структуры. Эти данные имеют значение в части контроля за уплатой различных налогов. Данные, как правило, передаются в налоговую инспекцию по месту расположения контролирующей структуры.

Если инспекция направляет запрос, то ответ должен быть дан в течение 5-ти дней после его получения.

1. Структуры Минюста.

На них возлагаются обязанности информировать налоговую инспекцию о назначении лица нотариусом. Срок исполнения этого требования составляет 5 дней с момента принятия акта о назначении.

Налоговое законодательство по многим аспектам приравнивает нотариуса к ИП. По этой причине, налоговой инспекции важна информация о вновь назначенных на эти должности гражданах.

Также речь идет о ведении реестра иностранных неправительственных организаций некоммерческого типа. После внесения соответствующей информации они должны в 10-дневный срок уведомить инспекцию.

2. Региональные адвокатские палаты.

На эти образования нормы закона возлагают обязанность ежемесячного информирования об изменениях в составе адвокатов. Подлежит сообщать как о новых членах палаты и выбранной ими форме осуществления деятельности, так и о прекративших свой статус. Случаи их приостановления также должны отражаться в отчете.

Сведения должны направляться не позднее 10 числа месяца, который следует за отчетным.

Причина наличия этой обязанности схожа с предыдущим случаем. Адвокаты, действующие посредством адвокатского кабинета во многих вопросах приравнены к ИП. Установление регулярной отчетности объясняется большим количеством адвокатов, нежели нотариусов.

3. Структуры МВД.

В настоящее время ФМС вновь передана в ведение МВД. На них возложены функции передачи сведений о месте регистрации граждан. Также они должны сообщать о постановке и снятии иностранных физических лиц с миграционного учета.

Срок предоставления данных составляет 10 дней с момента соответствующих регистрационных действий.

Если речь идет о выдаче разрешения на работу или патента, данные должны направляться не позже следующего дня

Это информация является базовой для налогового учета, а, в случае с разрешением требуется для контроля уплаты НДФЛ.

Структуры МВД осуществляют учет транспортных средств и должны сообщать об их собственниках, а также о совершенных сделках. Данные передаются в 10-дневный срок после регистрации, а также до 15 февраля каждого года, следующего за отчетным.

Это связано с тем, что налоговые инспекции самостоятельно исчисляют транспортный налог. Кроме того, информирование облегчает контроль за уплатой НДФЛ.

Также структуры МВД должны информировать инспекцию о выдаче или замене паспортов граждан с указанием их данных. Это необходимо делать в течение 5-ти дней. Если гражданин обратился с заявлением об утере указанного документа, данные передаются в 3-дневный срок.

Передача информации о паспорте связана с налоговым учетом граждан.

4. Подразделения ЗАГСа и органы опеки и попечительства.

Эти структуры должны извещать налоговую инспекцию обо всех случаях регистрации актов гражданского состояния, а также об установлении и снятии статуса опекунов или попечителей, включая данные о детях-собственниках имущества.

Сведения должны отправляться в 10-дневный срок после регистрации соответствующих изменений.

Передача этих данных обусловлена необходимостью проверки использования гражданами льготных режимов по ряду обязательных платежей. Кроме того, факт смерти является основанием для прекращения налогового учета.

5. Дипломатические и консульские учреждения.

Эти учреждения, находящиеся за пределами России, должны сообщать обо всех фактах, связанных с консульским учетом граждан, находящихся вне РФ, а также регистрацией актов гражданского состояния и установлением или снятием опеки и попечительства.

Данные передаются в налоговую инспекцию по месту расположения МИДа в 3-месячный срок.

Необходимость такой информации связана с проверкой статуса нерезидентов.

6. Структуры Росреестра.

Они обязаны передавать данные о правах на недвижимость и сделках с ней. Информирование должно происходить не позже 10-ти дней после регистрации, а также ежегодно, не позднее 15 февраля.

Полученные сведения являются базовыми для исчисления налога на имущество физлиц. Кроме того, они упрощают контроль за уплатой НДФЛ.

Через нотариусов граждане оформляют права наследования, а также дарение. Они должны сообщать об указанных фактах в 5-дневный срок. Данные о дарении должны сопровождаться информацией о наличии и степени родства между сторонами договора.

Это делается для исчисления НДФЛ.

8. Органы, осуществляющие аккредитацию филиалов иностранных компаний.

К таковым относятся ЦБ РФ, федеральное агентство воздушного транспорта и специально уполномоченная ИФНС. Они обязаны сообщать о получении и лишении компании такой аккредитации в течение 10 дней после издания соответствующего акта.

9. Пенсионный фонд.

Его структуры с 2017 г. начнут подавать данные о застрахованных лицах и их изменениях в 10-дневный срок. Это связано с тем, что функции по администрированию взносов во внебюджетные фонды перейдут к ФНС.

Формы и форматы сведений, связанных с учетом организаций и физических лиц

Передавая данные, обязанные лица и структуры должны руководствоваться требованиями ч. 11 ст. 85 НК. Она разделяет их по способу осуществления уведомления.

Электронная форма предусмотрена для структур МВД, Росреестра и ЗАГСа. Аналогичным способом должен действовать орган опеки и попечительства, а также дипломатические и консульские учреждения.

С 2017 года подразделения ПФР будет обязано представлять документацию в электронном формате.

Остальные обязанные лица и структуры вправе использовать бумажные носители.

Приказом ФНС утверждены формы для представления информации на бумажных носителях. В нем содержатся образцы почти для всех рассмотренных структур.

В случаях, когда закон предусматривает электронные уведомления, бумажный формат не используется.

Переданные уведомления считаются надлежаще оформленными, если заполнены все необходимые графы и стоит подпись уполномоченного лица, заверенная печатью отчитывающейся структуры. В случаях, когда возможна неопределенность, предусмотрены примечания, позволяющие разрешить противоречие.

Указанные бумаги направляются почтой либо доставляются курьером в инспекцию.

Согласно ч. 11 ст. 85 НК, порядок предоставления данных должен согласовываться ФНС и указанными субъектами. Это объясняется необходимостью подбора удобного формата, который учитывает особенности применяемых автоматизированных систем.

Примером выступает совместный приказ ФНС и Росреестра, устанавливающий порядок взаимодействия.

Ответственность лиц за неисполнение обязанностей по представлению информации

Ст. 129.1 устанавливает ответственность лиц, которые не передали в инспекцию необходимые данные. В качестве санкции выступает штраф, составляющий 5 тыс. рублей. Если нарушение повторяется в течение календарного года, то взыскание составит 20 тыс. рублей.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Регистрационный учет

Здравствуйте,я иностранная студентка,учусь в Архангельске и регистрационный учет прописан там.В данный момент нахожусь в Москве ,каникулы.Мне обязательно надо получить временную регистрацию?

Добрый день. Да, становиться на учет по месту пребывания обязательно согласно положениям ст. 20 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан"

1. Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

г) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

б) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

3. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином:

1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;

2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации;

3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи.

3.1. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи, принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, иностранный гражданин обязаны уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).

(часть третья.1 введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 133-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 199-ФЗ)

3.2. Учреждение, исполняющее уголовное наказание, обязано представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

4. Иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде указанных иностранных граждан в Российскую Федерацию.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 385-ФЗ, в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 42-ФЗ)

5. Учет по месту пребывания постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, которые временно покинули место проживания в связи с возникновением в данном месте чрезвычайной ситуации, проведением на территории, на которой они проживают, контртеррористической операции либо введением на указанной территории чрезвычайного или военного положения и которые находятся в месте временного размещения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей;

2) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей);

3) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов;

4) иностранные граждане - члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств;

5) иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания.

7. Иностранные граждане, указанные в части 6 настоящей статьи, вправе в установленном порядке уведомить о своем месте пребывания орган миграционного учета по месту пребывания данных иностранных граждан.

8. Особенности миграционного учета иностранных граждан в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

9. Особенности миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом.

Читайте также: