Налогообложение субъектов предпринимательства в казахстане принципы функции

Обновлено: 02.07.2024


Ключевые слова: налогообложение, предпринимательская деятельность, налоговая система, реформирование налоговой системы, налоговые режимы, налоговыельготы

Keywords: taxation, entrepreneurship, the tax system, reform of the tax system, tax regimes, tax breaks

В современном мире налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговым системам развитых стран присуще использование налогов как одного из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, с помощью которых государство оказывает стимулирующее либо сдерживающее влияние на развитие хозяйственной деятельности субъектов. В силу этого государство должно постоянно уделять внимание оценке эффективности функционирования налоговой системы и на основе всестороннего анализа принимать решения о необходимости трансформации законодательной базы по вопросам налогообложения.

Налогообложение является важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.

Применение налога является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Главными целями разработок Налогового кодекса являлись повышение у производителей, предпринимателей деловой активности через снижение налогового бремени, сокращение количества налогов и платежей, установление количества налогов и платежей, установление жесткого контроля и повышенной ответственности налогоплательщиков и, что особо следует отметить, — приведение положений кодекса в соответствии с международными принципами налогообложения. Еще одной особенностью нового налогового законодательства является переход от налогообложения прибыли юридических лиц к налогообложению дохода [2].

В условиях развития различных форм собственности и, прежде всего, частной, заслуживает внимания переход к единой базе обложения юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Индивидуальные предприниматели и хозяйствующие субъекты подведены под общую основу — единый порядок исчисления налога на основе определения совокупного годового дохода (валовой выручки).

В целом, налоговая система в переходный период отличалась достаточной стабильностью. Вместе с тем, осуществляемые в экономике преобразования приводили к необходимости эволюционного реформирования налоговой системы, требовали внесения определенных корректив в действующее законодательство для динамичного развития. Важно было создание такой системы налогообложения, которая не только обеспечивала бы фискальные интересы государства, но и стимулировала бы развитие производства, эффективное использование природных ресурсов страны и приток широкомасштабных инвестиций.

На достижение этих целей направлены изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс.

В изменениях предусмотрены меры по повышению уровня собираемости налоговых платежей, установлению экономической и законодательной стабильности для инвесторов, расширению практики применения фиксированных налогов на основе патента, усилению административной и уголовной ответственности налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство.

Налоговая политика — очень тонкий и хрупкий инструмент интерактивного управления экономикой. Отнюдь не всегда возможно однозначно оценить, как отзовется та или иная мера в области налоговой реформы на экономике страны в целом. Гибкая налоговая политика Казахстана способствовала оживлению к концу ХХ века экономики страны, а также прогрессу ряда структурных макропараметров социальной сферы, которые постепенно эволюционируют в направлении доказавших свою эффективность мировых моделей социально-ориентированного рыночного хозяйства [3, с.57].

Реформы последних лет показали, что Казахстан — одна из немногих республик СНГ, где государство целенаправленно и сбалансировано использует налоговую политику для развития экономики страны в рамках заранее определенной стратегии рыночных преобразований.

Деятельность налоговых органов в сфере налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налогового законодательства. То есть налоговое администрирование в широком его понимании представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет успех или неуспех налоговой политики страны. На сегодняшний день налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ — в частности принят в 2005 г. Новый налоговый кодекс, который претерпевает постоянные изменения и существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования [2].

В настоящее время изучается международный опыт и функциональные возможности информационной системы по управлению рисками, которую налоговые органы многих стран используют в работе для автоматизированного отбора налогоплательщиков и для проведения налоговых проверок. В рамках Проекта Всемирного банка по реформированию налогового администрирования, предусмотрено поэтапное внедрение СУР. В периоды роста экономики, расширения международного сотрудничества, связей, взаимной торговли в рамках таможенного союза имеется риск возрастания уклонения от уплаты налогов. Нарушения налогового законодательства, выявляемые в ходе налогового контроля, все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

Достижение эффективности в борьбе с такими преступлениями путем слаженного взаимодействия с государственными органами иностранных государств, невозможно без выстраивания четкого механизма обмена информацией. Принимая во внимание, что решение проблемы борьбы с уходом от налогообложения, возможно только в результате совместного объединения сил контролирующих органов, Налоговым комитетом МФ РК разработан проект Плана мероприятий по снижению теневой экономики с учетом превентивных мер процессам незаконного получения доходов, который в настоящее время находится на рассмотрении в Секретариате Совета Безопасности Республики Казахстан.

Реализация мероприятий Проекта по реформированию налогового администрирования окажет комплексное воздействие на всю сферу налогообложения и налогового администрирования.

Постановлением Правительства одобрена Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами РК и лицами, имеющими вид на жительство, и утвержден План мероприятий по переходу.

Предполагается, что переход на всеобщее декларирование будет осуществляться поэтапно.

Ожидается, что переход на всеобщее декларирование будет способствовать [4, с.55]:

– противодействию теневой экономике;

– снижению уровня коррупции в государственных органах;

– расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;

– эффективности криминальных расследований;

– повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.

Период стабилизации рыночной экономики — процесс сложный и длительный, определенное место в этом процессе отводится налоговой системе страны. Посредством налоговой политики государство выполняет ряд функций, поощряет или ограничивает деятельность той или иной отрасли, что в свою очередь способствует стабилизации экономики нашей страны.

Реформирования налоговой системы Республики Казахстан идет к завершению в настоящие время, но это не значит, что она завершена, потому что рыночная экономика несет в себе постоянные изменения и перемены, которые должна учитывать налоговая политика любой страны [5, с.33].

Принимая во внимание непрерывные изменения и дополнения, функционирования налоговой системы, сохраняет определенную устойчивость и обеспечивает государство значительными налоговыми поступлениями.

Налоговая система Республики Казахстан устанавливает единые правила налогообложения независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и всех физических лиц, что в свою очередь обеспечивает равенство между налогоплательщиками.

Построенная с учетом опыта западных стран налоговой система Республики Казахстан дает возможность присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические связи, которые являются необходимым условиям развития экономики нашей страны.

Учитывая вышеизложенные моменты, можно надеяться, что Республика Казахстан сформирует одну из лучших налоговых систем мира, что в свою очередь будет основой развития экономики нашей страны и ее дальнейшего процветания.

В условиях мирового финансового кризиса государство снижает общую налоговую нагрузку для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, упрощает отчетность по налогам, проводит иную регулирующую деятельность в области налоговой политики с целью увеличения налогооблагаемой базы и, соответственно, недопущения снижения налоговых поступлений в государственный бюджет.

Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов, и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, налоговое администрирование, налоговая система, налоговое законодательство, налоговая политика, государство, налоговый кодекс, система налогообложения, внешнеэкономическая деятельность, всеобщее декларирование.


Специальные налоговые режимы — особые системы налогообложения, предусмотренные НК РФ в основном для определенных видов деятельности. Только один из них (УСН) зависит от объема доходов. Сравним их особенности применительно к 2021 году.

Что такое спецрежимы

Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

Какие режимы относятся к специальным

В перечне специальных налоговых режимов в 2021 году произошли изменения: утратила силу глава 26.3 НК РФ, которая регламентировала порядок применения ЕНВД. Это значит, что с 2021 года спецрежим в виде единого налога на вмененный доход применять нельзя.

Итак спецрежимы в РФ это:

  • для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная (УСН);
  • соглашений о разделе продукции (СРП);
  • патентная (ПСН).

Несмотря на то что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

Характеристики и условия применения специальных режимов разные. Поэтому при выборе следует учесть ряд условий: для каких видов деятельности предназначен режим, от каких налогов освобождает по сравнению с общей системой налогообложения, какие ограничения установлены для перехода и применения, сколько раз в год нужно сдавать отчетность и т.п.. Как индивидуальному предпринимателю оценить все эти факторы и правильно выбрать спецрежим, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к правовой системе, получите временный демо-доступ бесплатно.

Общие черты специальных режимов налогообложения

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:

  • К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
  • Кругу налогоплательщиков. ЕСХН и УСН доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.

ВНИМАНИЕ! Чиновники планируют разрешить применять ПСН и малому бизнесу, включенному в реестр МСП. Кроме того в законопроекте рассматривается возможность увеличения суммы доходов и числа сотрудников. Подробности см. в этом материале.

Подробнее об условиях применения ПСН рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • Объекту применения. ЕСХН, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
  • Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
  • Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ПСН.

Принципиальные особенности спецрежимов

Вместе с тем каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице 1.


Отличия налогообложения при спецрежимах

Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:

Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.

О наиболее часто применяемых системах подробнее читайте в этом материале.

Итоги

В РФ действует 4 спецрежима. Все они имеют своей целью снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков и уменьшение количества отчетности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: