Налогообложение негосударственных пенсионных фондов курсовая

Обновлено: 08.07.2024

Глава 25 Налогового кодекса предусматривает особенности налогообложения доходов негосударственных пенсионных фондов. Однако, как это часто бывает, соответствующие нормы Кодекса сформулированы не лучшим образом и оставляют простор для различного рода толкований.

Порядок работы негосударственных пенсионных фондов установлен Федеральным законом от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о НПФ).

Негосударственный пенсионный фонд - это "особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения" (п.2 Закона о НПФ). Исключительными видами деятельности такой организации являются:

- негосударственное пенсионное обеспечение, то есть выплаты гражданам пенсий помимо государственной пенсионной системы;

- участие в выплате накопительной части трудовой пенсии в рамках государственной пенсионной системы;

- участие в выплате профессиональных пенсий, которые выплачиваются отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами и специальными договорами.

Высшим органом НПФ является совет фонда, представляющий интересы учредителей. Текущей деятельностью НПФ руководит исполнительный орган. Он может быть единоличным (исполнительный директор, президент) либо коллегиальным (дирекция).

Физические лица, которым НПФ выплачивает негосударственные пенсии, называются участниками фонда. Лица, которые делают пенсионные взносы в фонд, - вкладчиками фонда. Вкладчиками могут быть участники фонда либо третьи лица (например, организации-работодатели могут делать взносы в пользу своих работников).

Средства, предназначенные на выплату пенсий, учитываются на аналитических пенсионных счетах и называются пенсионными резервами. Доход от размещения резервов (инвестиционный доход) идет либо на пополнение пенсионных счетов, либо на покрытие расходов фонда.

Согласно ст.18 Закона о НПФ пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

- дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

Помимо пенсионных резервов НПФ имеет в своем распоряжении собственные средства. К таковым относится прежде всего совокупный вклад учредителей НПФ, который в настоящее время должен составлять не менее 3 млн. руб., а с 2005 года - 30 млн. руб.

В связи с проведением пенсионной реформы НПФ получили право участвовать в обязательном пенсионном страховании граждан, а также в системах профессионального пенсионного страхования. В частности, НПФ вправе заключать с гражданами договоры об обязательном пенсионном страховании и получать от них средства на выплату накопительной части трудовой пенсии. Это установлено Федеральным законом от 10.01.2003 N 14-ФЗ.

Средства, собранные фондом на выплату накопительной части трудовой пенсии, а также на выплату специальных профессиональных пенсий, называются пенсионными накоплениями. Учет средств ведется обособленно от средств, собранных по обычным договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Размещением пенсионных резервов и накоплений занимается специальная компания по управлению активами фонда (управляющая). Фонд может работать с несколькими такими компаниями сразу. Самостоятельно размещать свои резервы фонд имеет право только в банковские депозиты, государственные ценные бумаги РФ и иные объекты, разрешенные Правительством РФ.

Размер отчислений на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, не должен превышать в сумме 15% дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и 15% дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию фонда и уплаченных налогов (ст.27 Закона о НПФ).

Все ценные бумаги фонда хранятся в специальном депозитарии, который должен иметь ту же лицензию, что и депозитарии паевых инвестиционных фондов. Бухгалтерская отчетность НПФ подлежит обязательному ежегодному аудиту, а обязательства перед участниками - актуарной оценке.

Пенсионные резервы формируются на основе так называемых пенсионных схем. На той же основе выплачиваются и пенсии. Пенсионные схемы - это "совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий" (ст.3 Закона о НПФ).

В настоящее время используются две основные пенсионные схемы: с фиксированными взносами (накопительная схема) и с фиксированными выплатами (солидарная схема). Разница между ними - в порядке расчета пенсий и взносов. В первом случае сумма пенсии заранее неизвестна участнику, она будет зависеть от сделанных им взносов. Во втором же, наоборот, сначала определяется минимальная сумма пенсии, которую хотел бы получать участник. Исходя из этого и рассчитывается сумма его взносов.

При накопительной схеме для каждого участника открывается личный аналитический пенсионный счет. На него зачисляются все взносы и причитающаяся доля дохода от размещения пенсионных резервов. Каждый участник такой схемы будет получать свою индивидуальную пенсию в зависимости от того, сколько средств будет накоплено на его личном счете.

Солидарная схема строится на принципах, аналогичных страхованию на дожитие. Для всех участников схемы ведется единый солидарный пенсионный счет. На нем учитываются и взносы, и доход от размещения пенсионных резервов. Какого-либо разделения средств между участниками НПФ на счете нет. При наступлении оснований для выплаты пенсии (например, по достижении пенсионного возраста) НПФ гарантирует всем участникам солидарной схемы определенную пенсию.

Кроме того, применяются и комбинированные схемы. Но в российских условиях, когда основными вкладчиками НПФ являются работодатели, преобладают солидарные схемы.

Доходы и расходы фонда

Особенности определения доходов НПФ установлены в статье 295 НК РФ. К доходам, полученным от размещения пенсионных резервов, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 НК РФ, относятся, в частности, доходы от размещения пенсионных резервов в ценные бумаги, от осуществления инвестиций и других вложений, определяемые в порядке, установленном главой 25 Кодекса для соответствующих видов доходов.

Для целей налогообложения прибыли у НПФ не учитываются доходы, указанные в подпунктах 1 (в части вступительных взносов) 5, 6 пункта 2 статьи 251 НК РФ.

Доход от размещения пенсионных резервов определяется как положительная разница между доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Банка России и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии размещения средств по пенсионным счетам.

Таким образом, доходы НПФ делятся на две группы:

1) от размещения пенсионных резервов;

2) от "уставной деятельности" (то есть все прочие доходы).

Доходы первой группы облагаются налогом на прибыль только в части, превышающей ставку рефинансирования, начисленную на сумму размещенных пенсионных резервов. Прочие доходы облагаются налогом в полном объеме.

В подпунктах 1 и 2 статьи 296 НК РФ расходы НПФ разделены также на две группы:

1) связанные с размещением пенсионных резервов "с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении". Это означает, что доход от размещения пенсионных резервов можно уменьшить на сумму таких расходов не более чем на 15%;

Гладко только на бумаге:

Положения Налогового кодекса в части налогообложения НПФ содержат целый ряд неточных и спорных норм.

Начнем с определения дохода от размещения пенсионных резервов. Согласно статье 295 НК РФ к доходам от размещения пенсионных резервов относятся доходы, перечисленные в статьях 249 и 250 Кодекса (в них дано общее определение доходов от реализации и внереализационных доходов), и другие доходы. К "другим" законодатель отнес, в частности, доходы от вложения пенсионных резервов в ценные бумаги и объекты, "установленные законодательством о негосударственных пенсионных фондах".

Получается, что в состав доходов от размещения пенсионных резервов собственно доходы от размещения этих резервов относятся лишь "в частности" - не считая всех остальных доходов, перечисленных в статьях 249 и 250 НК РФ. Такая формулировка выглядит по меньшей мере нелогично. Это во-первых.

Далее, согласно пункту 8 статьи 280 и пункту 2 статьи 274 Кодекса налоговая база по операциям с ценными бумагами, а также по доходам, облагаемым по ставкам, отличным от 24%, определяется отдельно. Никаких исключений из данного правила для НПФ не сделано. Это во-вторых.

И, наконец, третий спорный момент. Как мы уже сказали, Кодекс требует от НПФ определить "положительную разницу между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования". Причем расчетный доход нужно определять "с учетом времени фактического размещения" и "при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам".

Таким образом, фонд должен рассчитать, сколько резервов у него размещено в каждый конкретный момент. Ведь только обладая этой информацией, можно начислить на сумму этих резервов ставку рефинансирования "с учетом времени фактического размещения".

Однако в статье 295 НК РФ не приведена методика такого расчета. Значит, НПФ должен разработать ее самостоятельно. Но что за "напасть": действующее законодательство содержит несколько определений понятия "пенсионные резервы" (об этом ниже).

По мнению МНС России, размещенные пенсионные средства - это средства, размещенные в банках или через доверительных управляющих.

Расчет суммы размещенных пенсионных резервов

Как мы уже отметили, один из самых сложных вопросов - это расчет доходов от размещения пенсионных резервов с учетом ставки рефинансирования.

Налоговое законодательство не содержит определения понятия "пенсионные резервы". Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ мы, казалось бы, вправе "обратиться за разъяснениями" к другим отраслям права. Но и там нас ждет разочарование: вместо одного найдем целых три различных определения пенсионных резервов.

Например, в статье 3 Закона о НПФ пенсионные резервы определены как "совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий". В бухучете размещенные резервы фонда отражаются по дебету счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (если они размещены через управляющую компанию) либо по дебету счетов 55 "Специальные счета в банках", 58 "Финансовые вложения", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д. (если часть резервов НПФ размещает самостоятельно).

В то же время в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету пенсионные резервы определяются как сумма средств, учтенная в пассиве баланса фонда по статье "Резервы предстоящих расходов и платежей". Например, в "Отчете о финансовом положении фонда" (форма НПФ-Ф, утвержденная приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России от 21.06.2000 N 47) сумма пенсионных резервов приравнивается к строке 650 пассива баланса фонда ("Резервы предстоящих расходов и платежей").

По кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" отражается сумма резервов, сформированная в соответствии с уставом и решениями руководящих органов фонда. Реальная сумма размещенных резервов может отличаться от суммы, учтенной на счете 96. Ведь на практике по целому ряду причин не все суммы, которые фактически являются размещенными пенсионными резервами, сразу учитываются на счете 96. Например, доход, полученный от размещения пенсионных резервов, который не менее чем на 85% должен быть использован на увеличение этих резервов, до решения руководства фонда о распределении этих сумм нужно отражать по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Наконец, в нормативно-правовых актах Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России иногда пенсионные резервы определяются с точки зрения актуарной математики. Например, в приказе этой инспекции от 07.02.2000 N 7 говорится, что "фактический размер пенсионных резервов равен современной стоимости поступлений денежных средств от активов, в которые размещены пенсионные резервы". Далее читаем: "Современная стоимость поступлений денежных средств от активов определяется на отчетную дату в соответствии с методикой, устанавливаемой Инспекцией с учетом предложений Коллегии пенсионных актуариев для проведения ежегодного актуарного оценивания фондов".

По мнению МНС России, в 2002 году суммы размещенных пенсионных резервов за отчетный период, включая остатки страховых резервов, сформированных на 1 января 2002 года, можно взять из данных бухгалтерского учета. Выбранный способ следует отразить в учетной политике для целей налогообложения.

Определение средней суммы размещенных резервов фонда

НПФ обязаны вести отдельный учет операций по размещению резервов. Поэтому сумма размещенных резервов может быть взята из бухучета (остатки по счетам 58, 01 и др. за минусом дебиторской задолженности и остатков по счетам 51, 52 и т.п.).

Чтобы рассчитать доход по ставке рефинансирования "с учетом времени фактического размещения", бухгалтер фонда должен вычислить только средневзвешенную сумму размещенных резервов за отчетный период.

МНС России рекомендует рассчитывать эту сумму по аналогии с расчетом среднегодовой стоимости имущества. Об этом сказано в Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Они утверждены приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.

Согласно пункту 7.1.3 данного документа сумма размещенных в отчетном периоде пенсионных резервов определяется делением на число месяцев в отчетном периоде суммы, полученной от сложения половины суммы размещенных пенсионных резервов на 1-е число отчетного периода и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы размещенных резервов на каждое 1-е число всех остальных месяцев отчетного периода.

Например, чтобы определить сумму размещенных пенсионных резервов за I квартал, надо сложить сумму резервов на 1 января и 1 апреля, разделить на 2, к полученному числу прибавить резервы на 1 февраля и 1 марта и затем всю полученную сумму разделить на 3.

А как быть, если ставка рефинансирования в отчетном периоде менялась (как, например, в I квартале текущего года)? Тогда доход на среднюю сумму пенсионных резервов должен начисляться пропорционально количеству дней, в течение которых действовала определенная ставка.

Отчетность фонда по налогу на прибыль

Прежде чем приступить к заполнению декларации по налогу на прибыль, бухгалтер НПФ должен разделить доходы на две группы: доходы от размещения пенсионных резервов и прочие доходы. А затем доходы от размещения резервов необходимо разбить еще на пять частей:

- от размещения резервов в ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке;

- от размещения резервов в ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке;

- в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

- от прочих инвестиций.

Затем при заполнении листа 11 декларации по налогу на прибыль бухгалтер НПФ должен:

1. Определить общую сумму дохода от размещения пенсионных резервов по каждому из пяти видов доходов (стр.010).

2. Определить величину размещенных пенсионных резервов в отчетном периоде (стр. 100) и рассчитать доход, который мог быть получен, если бы рентабельность вложений равнялась ставке рефинансирования (стр.110).

3. Поделить доход, рассчитанный по ставке рефинансирования, между видами вложений. Такое распределение должно быть пропорционально удельному весу каждого вида вложений в общей сумме дохода от размещения пенсионных резервов (стр.010).

4. Рассчитать по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также по доходам от прочих инвестиций размер прямых расходов, которые связаны с получением этих доходов (стр.170, 180 и 190). К прямым относятся прежде всего расходы на приобретение ценных бумаг и других объектов инвестиций.

5. Определить удельный вес каждого вида прямых расходов в общей сумме прямых расходов фонда, связанных с размещением пенсионных резервов.

6. Рассчитать по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также по доходам от прочих инвестиций размер косвенных расходов, которые на них приходятся (стр.200-230). Для этого величину косвенных расходов типа оплаты доверительного управляющего или спецдепозитария следует разделить пропорционально удельным весам прямых расходов, связанных с указанными тремя направлениями вложений. Допустим, прямые расходы фонда по ценным бумагам, обращающимся и не обращающимся на организованном рынке, а также по прочим вложениям делились в пропорции 40%/40%/10%. Значит, точно так же необходимо разделить и косвенные расходы.

7. Определить по всем видам доходов от размещения пенсионных резервов размер отчислений на покрытие расходов по содержанию фонда. Они могут составлять до 15% от дохода, полученного от размещения резервов. Для этого общую сумму таких отчислений по данным бухгалтерского учета необходимо разделить пропорционально удельным весам каждого из пяти видов доходов в общей сумме дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.

8. Вычислить по всем видам доходов, кроме дивидендов, отдельную налоговую базу. Для дивидендов такой расчет не производится, поскольку они облагаются налогом у источника. Налоговую базу по остальным доходам надо рассчитывать как фактически полученный доход минус расходы (прямые и косвенные), отчисления на содержание фонда и расчетный доход по ставке рефинансирования. Для процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам расходы не вычитаются, так как их нет.

Полученные сальдо доходов и расходов (если они окажутся положительными) будут облагаться налогом на прибыль.

аудитор, канд. экон. наук

"Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2003 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Российский налоговый курьер"

"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!

Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99

Право и организация социального обеспечения / __________ / Д.А.Данилова
Научный руководитель:

Преподаватель профессионального модуля /_________/ Е.Н. Арбузова

Глава 1. Негосударственные пенсионные фонды России

1.1. История развития негосударственных пенсионных фондов

1.2. Создание и этапы становления негосударственного пенсионного фонда

1.3. Виды и деятельность негосударственных пенсионных фондов

1.4.Различияя между негосударственных и государственных пенсионных фондов.

Глава 2. Сущность договора негосударственных пенсионных организаций

2.1.Договор пенсионного обеспечения

2.2.Права участников и застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов

2.3.Права и обязанности страхователей

Негосударственный пенсионный фонд-это некоммерческая организация основой которой является выплата пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Деятельностью негосударственных пенсионных фондов является сбор взносов на пенсию, формирование выплат и пенсионных резервов.

Работа негосударственного пенсионного фонда схожа с работой пенсионного фонда РФ.

Целью моей работы является изучение работы негосударственный пенсионных фондов В Российской Федерации.

Перед собой я ставлю задачи узнать как развивался НПФ,изучить деятельность НПФ и рассмотреть различия между негосударственными пенсионными фондами и государственными.

Под негосударственными пенсионными фондами понимаются некоммерческие финансовые организации,обеспечивающие финансовое содержание пенсионеров за счёт их вкладов.

Благодаря негосударственным пенсионным фондам снижается нагрузка на государственный бюджет,а так же улучшаются условия труда.

На данный момент остро встают вопрoс какой же пенсионный фонд выбрать и в своей курсовой работе я рассмотрю деятельность негосударственных пенсионных фондов,укажу плюсы и минусы НПФ.

Пенсионный возраст уже не за горами и стоит задуматься об этом уже сейчас. Существуют государственные и негосударственные пенсионные фонда. Чем же они отличаются друг от друга и какой из ни

Актуальность данной темы не оставляет сомнений т.к. затрагивает интересы каждого гражданина РФ.Сложные рыночные условия,в которых мы живём что заботиться о собственном бедующем нужно начинать сейчас.И поэтому очень важно изучить негосударственное пенсионное обеспечение,что является целью этой рабoты.

Глава 1.Неосударственные пенсионные фонды в Российской федерации

Введение добровольного пенсионного обеспечение произошло в 1988 году. Затем в 1992 году гражданам были возвращены пенсионные накопления.

При помощи НПФ планировали снять напряжённость в обществе, снизить нагрузку на бюджет страны,

Для тогo что бы НПФ было под наблюдением была создана инспекция

негосударственных пенсионных фондов. Она осуществляла контроль за деятельностью НПФ.У инспекции присутствовали полномочия как принятие актов направленных на регулирование НПФ,проведение проверок их деятельности, приостановление действия лицензии НПФ в случаи не устранения нарушений.

После кризиса в 1998 году некоторые фонды прекратили работу.

Существовала программа пенсионной реформы утверждённая постановлением Правительства РФ от 20.05.1998 N 463[ ].

После издания ФЗ от 24 июля 2002 № 111-ФЗ стал возможен переход из государственного пенсионного фонда в НПФ.[ ]

1.2.Создание и этапы становления фонда.

Негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией. Учредителе не могут распоряжаться переданным фонду имуществом в своих целях.

Учредительным документом фонда служит устав. учредитель утверждает устав.

В случаи несоответствия предоставляемых документов требованиям, установленным законодательством, наличия на документов несоответствующих сведений в регистрации негосударственного пенсионного фонда может быть отказано.

Можно выделить три этапа становления негосударственных пенсионных фондов в РФ:

1)создание системы добровольного пенсионного обеспечения;

2)принятие закона, подзаконных и нормативных актов o негосударственных пенсионных фондах;

3)Негосударственный пенсионный фонд включается в систему пенсионного страхования.

1.3.Виды и деятельность негосударственных пенсионных фондов.

Негосударственные пенсионные фонды бывают трёх видов:

1)Открытый пенсионный фонд-негосударственный пенсионный фонд участниками которого могут быть любые лица, не зависимо от их статуса в обществе.

2)Корпоративный пенсионный фонд. Основателем данного фонда является юридическое лицо. Физические лица предстают как участники фонда.

3)Профессиональный пенсионный фонд-это негосударственный пенсионный фонд объединяющий предприятия, граждан относящихся к одной специальности. В уставе прописаны профессии и специальности обладатели которых могут принять участие.


  • разработка правит фонда;

  • заключение пенсионных договор и др. договоров;

  • слежение за пенсионными взносами и средствами пенсионных накоплений;

  • информирование участников фонда о состоянии счетов;

  • заключение договора с другими организациями для обеспечения деятельности фонда;

  • ведёт бухгалтерский и налоговый учёт;

  • назначает и выплачивает негосударственные пенсии;

  • назначает и выплачивает накопительную часть трудовой пенсии ;

  • назначает и выплачивает профессиональные пенсии.

Преимущества государственных пенсионных фондов:

-получение возможности увеличения объёма пенсии за счёт накопительной системы;

-надёжность государственного пенсионного фонда;

Преимущества негосударственных пенсионных фондов:

-индивидуальный подход к каждому клиенту, бесплатные консультации;

-ежемесячные отчёты по начислениям;

-возможность выйти на пенсию раньше пенсионного возраста(40 или 50 лет)

-получение дополнительного пенсионного капитала за счёт вкладов в фондовый рынок;

-все вклады и взносы клинта -это его собственность?

-при закрытии фонда средства переводятся в другой банк;

Недостатки государственного пенсиoнного фонда:

-все отчисления в фонд идут с официальной заработной платы гражданина;

-отчисления не являются собственностью работника и идут от работодателя;

-определённый процент от отчисления идёт на выплату пенсий другим пенсионерам;

- распоряжаться отчислениями можно лишь по достижению пенсионного возраста.

Недостатки негосударственного пенсионного фонда:

-накопительная сумма делиться помесячно и не может быть выдана вся целиком;

-деньги выдаются только в национальной валюте;

-из накопительной суммы выплачиваются налоги;

-ненадёжность и не опытность негосударственных пенсионных фондов.

Вывод : в данной главе начинается знакомство с негосударственными пенсионными фондами, я рассмотрела различия между фондами и уже пришла к более ясному пониманию данного фонда. Можно сделать вывод, что негосударственные пенсионные фонды в последние пару лет демонстрируют устойчивый рост.

Глава 2.Сущность договора негосударственных пенсионных организаций

2.1.Договор пенсионного обеспечения

Для вступление в правоотношения с негосударственными пенсионными фондами по пенсионному обеспечению, нужно заключить с фондом пенсионный договор.

Пенсионный договор-соглашение, по которому вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику негосударственную пенсию.[ с.139]

Необходимо понимать, что вкладчик и участник могут быть не всегда один и тем же лицом.

Договоp заключается в пользу третьих лиц, стороны договора вкладчик и фонд.

С момента заключения начинает действовать данный договор, но выплата пенсии участнику будет зависеть от наличия пенсионных оснований. Законодательство РФ устанавливает пенсионные основания.

Пенсионный договор заключается в надлежащей форме и стoроны при составлении договора должны прийти к соглашению.

В пенсионном договоре указываются:

3)права и обязанности сторон;

4)порядок и условия внесения взносов;

5)вед пенсионной схемы;

7)порядок выплаты пенсий;

8)критерии за неисполнение обязанности сторон;

9)срок действия договора;

10)обстоятельства доля прекращения договора;

11)условия изменения договора;

12)порядок решения споров;

Пенсионные взносы вносятся в денежной форме и в размере обеспечивающем выплату пенсии.

В договоре ещё указываются периоды выплатой пожизненный или иной период.

Условия договора изменяются до момента назначения пенсии и заключается дополнительное соглашение.

По договору фонд обязан:

1)осуществить ознакомление участников с правилами фонда;

2)открыть именной пенсионный счёт после поступления первого пенсионного взноса;

3)зачислить пенсионные взносы на пенсионный счёт участника;

4)ежегодно информировать участника о состоянии пенсионного счёта;

5)выплачивать пенсию в соответствии с правилами фонда;

6)после расторжения договора выплатить выкупную сумму или перевести её в другой пенсионный фонд;

7)соблюдать конфиденциальность в отношении договоров;

Фонд имеет право:

1)запрашивать у участника необходимую информацию;

2)в случаи невыполнения, не своевременного выполнения обязанностей приостановить выплату пенсии.

В течении 3 дней открывается пенсионный счёт участника, зачисляются пенсионные взносы на пенсионный счёт.

После расторжения договора в течении 6 дней фонд выплачивает выкупную сумму.

В течении 30 дней уплачивается первый пенсионный взнос.

Размер пенсионного взноса может быть не менее пяти тысяч рублей в месяц.

Накопительный период исчисляется с даты зачисления первого пенсионного взноса, минимальным накопительный периодом является срок в 5 лет.

Выплата пенсий производится в срок не менее трёх лет.

Случаи расторжения договора:

1)с соглашения сторон;

2)по решению участника;

3)по решению одной из сторон в следствии невозможности исполнения обязательств.

При расторжении договора участник должен написать письменное заявлении не позднее 60 дней до даты расторжения.

2.2.Права участников и застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов.

Права обладателями которых являются участники:

1)предъявлять требования выполнения обязательств фонду по выплате пенсий по условию договора;

2)получить пенсию в соответствии с договором заключённым с фондом;

3)предъявлять требования фонду о перемене обстоятельств негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с инструкциями фонда и критериями пенсионного договора;

4)предъявлять требования с негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм либо их перехода в иной негосударственный пенсионный фонд;

Застрахованных лица негосударственного пенсионного фонда обладают возможностью:

1)предъявлять требования не государственному пенсионному фонду о выполнении обязанностей в соответствии с критериями договорённости о обязательном пенсионной страховании.

3)приобретать согласно собственным обращениями методом, отмеченным ими при обращении, безвозмездно один раз в год в негосударственной пенсионом фонде данные о состоянии личных пенсионных счётов накопительной доли трудовой пенсии;

5) Предъявлять требования негосударственному пенсионному фонду о переходе средств(доли денег) материнского капитала, нацеленных на развитие накопительной доли трудовой пенсии, в том числе прибыль с их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с отказом от направления средств на развитие накопительной доли трудовой пенсии;

6)приобрести разовую выплату в режиме определённом Правительством Российской Федерации, в случаи, если застрахованный субъект, получающей трудовую пенсию согласно инвалидности или трудовой пенсии по случаю утраты кормильца или получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, никак не получил возможность в формировании трудовой пенсии по старости в связи отсутствием необходимого страхового стажа при условии достижения возраста, указанного в фз № 173 [ ]

7)приобрести разовую выплату в случае, если объём накопительной доли трудовой пенсии по старости в случае её назначения собрал бы 5 % и меньше согласно связи к объёму трудовой пенсии в старoсти в том числе накопительную и страховую доли рассчитанном в дату направления накопительной доли трудовой пенсии по старости при условии достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости.

2.3.Права и обязанности страхователей

1)в определённый период предоставить органам пенсионного фонда данные о застрахованных лицах;

2)приобретать в органах пенсионного фонда страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, кроме того дубликаты страховых свидетельств и предоставить их застрахованных лицам, работающих у него согласно трудовому договору, в поощрении согласно которому Начисляются страховые вклады;

3)Передать безвозмездно любому застрахованному лицу, работающему по трудовому договору, в поощрение согласно которому начисляются страховые вклады, список данных предоставленных в пенсионный фонд для индивидуального учёта с целью введения их в лицевой счёт застрахованного лица;

4)осуществлять контроль за соответствием реквизитов страхового свидетельства, полученного застрахованных лицом, реквизита документов, подтверждающих личность застрахованного лица, работающего у него согласно трудовому договору, на вознаграждение по которому начисляются страховые вклады.

Страхователь имеет право:

1)потребовать при приёме на работу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

2)дополнять и уточнять предоставленные ему сведенья о застрахованных лицах с согласование Пенсионного фонда.

Вывод: в данной главе я рассмотрела субъекты пенсионного обеспечения и их права. В следствии выше изложенного теперь Можно увидеть более подробно систему пенсионного обеспечения из внутри.

В настоящее время реформа пенсионной системы приобрела статус реформы государственной важности. Ее цель - повышение материального благосостояния пенсионеров и создание стабильного источника инвестиционных ресурсов.

С макроэкономической точки зрения пенсионная реформа дает возможность привлекать "длинные" деньги, необходимые для любой экономики, которые могут работать на фондовом рынке. С помощью пенсионных средств экономика получает дополнительные инвестиционные ресурсы, которые на порядок выше банковских с точки зрения их объема, срочности и "дешевизны".

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ). Негосударственные пенсионные фонды - организации, деятельность которых заключается в аккумулировании денежных средств и их приращении для выплаты пенсий своим участникам.

Как отдельный субъект налогообложения НПФ появился с принятием Федерального закона от 07.05.1998 N 57-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Тогда же были предприняты первые попытки систематизировать налогообложение негосударственных пенсионных фондов.

В наибольшей степени вопросы налогообложения взносов предприятия в НПФ интересуют руководителей организаций, принимающих решения об организации пенсионного обеспечения своих сотрудников. Именно налоговые льготы являются наиболее важным фактором, стимулирующим работодателей к внедрению пенсионного обеспечения.

С введением в действие с 01.01.2001 части второй Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) появились новые правила налогообложения, по которым, например:

  • взносы организаций в фонд негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) в размере 12% от ФОТ относятся на себестоимость;
  • взносы в НПФ (если они осуществляются работодателями) в сумме, превышающей 2000 руб. в год на каждого работника, включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (п.3 ст.213 НК РФ);
  • введено налогообложение дохода от размещения пенсионных резервов, при этом сохранена льгота о невзимании налога на прибыль при доходности, не превышающей учетную ставку ЦБ.

Вместе с тем ввиду неоднозначного толкования появились проблемы с уплатой единого социального налога (далее - ЕСН). На судебных процессах по ЕСН и подоходному налогу Пенсионные фонды отстаивали позицию о нецелесообразности и неправомерности обложения ЕСН взносов в НПФ, особенно по солидарным счетам.

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п.п.5 и 6 ст.213 НК РФ внесены изменения. Согласно им, при определении налоговой базы не учитываются:

  • суммы взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным работодателями с НП;
  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам между НПФ и физическими лицами.

В то же время суммы пенсий, осуществляемых по договорам НПО, заключенными работодателями с НПФ, подлежат налогообложению у источника выплат, т.е. фонда.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" действие этих пунктов приостановлено до 31 декабря 2004 г.

С 01.01.2004 в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", сумма взносов в НПФ, осуществляемых работодателями и не облагаемых подоходным налогом, в соответствии с п.3 ст.213 НК РФ, увеличена с 2000 до 5000 руб.

Действующий в настоящее время налоговый режим и налоговые последствия для участников НПО наглядно представлены в таблице 1.

Основные виды налогов, действующие в процессе осуществления негосударственного пенсионного обеспечения, и статьи НК РФ, в соответствии с которыми производится налогообложение, приведены ниже, в таблице 2.

По нашему мнению, действующая система налогообложения имеет ряд недостатков, основными из которых являются:

  1. Финансирование обязательного пенсионного страхования за счет негосударственного пенсионного обеспечения (на взносы в НПФ начисляется ЕСН, следовательно, и страховые взносы в ПФР).
  2. Сложность учета налогообложения из-за необходимости различного налогового учета по взносам юридических и физических лиц и начисленного по ним дохода.
  3. Отсутствие требований по налогообложению операций, выполняемых НПФ в качестве страховщиков по ОПС.
  4. Отсутствие стимулирующего действия налогообложения (см. табл. 3)

Перечисленные недостатки сильно тормозят развитие системы НПО, т.к. усложняют понимание системы НПО потенциальными вкладчиками. В то же время ст.36 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" с изменениями от 10.01.2003 провозглашает: "Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, следует изменить систему налогообложения - упростить ее и сделать более привлекательной для вкладчиков и участников мероприятия по НПО. Для этого необходима государственная поддержка, основанная на следующих принципах:

  1. Пенсионная система страны должна обеспечивать на государственном уровне определенное значение совокупного коэффициента замещения (70 - 75% от заработной платы работника).
  2. Система добровольного пенсионного обеспечения (далее - ДПО) должна увеличивать значение совокупного коэффициента замещения до 40 - 75%.
  3. Путем налогового стимулирования поощряется формирование накоплений за счет затрат работника и работодателя в размерах, обеспечивающих выполнение п.п.1 и 2.

Для этого требуется внести ряд изменений в налоговый режим ДПО.

Для взносов предприятий:

  • отнесение суммы взносов на расходы, уменьшающие налог на прибыль;
  • исключение взносов из базы исчисления ЕСН;
  • исключение взносов из базы исчисления подоходного налога работника.

Для взносов граждан:

  • введение налогового вычета на величину взносов в НПФ;
  • предоставление налогового вычета с возможностью учитывать его работодателем по размещению НПФ пенсионных резервов;
  • отмена налогообложения дохода от размещения пенсионных резервов налогом на прибыль;
  • выплаты пенсий и выкупных сумм;
  • обложение выплат налогом на доходы физических лиц.

Сравним две системы налогообложения - действующую в настоящий момент и предлагаемую ей взамен систему льготного налогообложения, принятую в большинстве стран, использующих пенсионное обеспечение по накопительному принципу (см. табл.4).

В таблице 4 и далее Т - облагаемые налогом (от англ. Taxed -облагаемый), Е - необлагаемые (от англ. Empty - необлагаемый).

Таким образом, ныне действующая система - ТТЕ, принятая в большинстве стран - ЕЕТ.

Произведем сравнительный расчет для вышеуказанных пенсионных систем. В общем случае пенсионная схема определяется в Правилах НПФ и содержит сведения об условиях и порядке внесения пенсионных взносов.

Условия расчета пенсионной схемы:

Период накопления - 15 лет.

Период выплаты - 10 лет.

Индексация пенсии по величине инвестиционного дохода.

Инфляция соответствует прогнозу Минэкономразвития России.

Доходность - 2% над инфляцией.

Размер пенсии и сумма пенсионных выплат - после налогообложения.

Результаты расчетов приведены в таблице 5.

Таким образом, применение системы льготного налогообложения приведет к следующим позитивным результатам:

  1. Увеличению эффективности накопления пенсионных средств за счет реализации системы ЕЕТ (введение налогового вычета и отмена налогообложения дохода от размещения пенсионных резервов).
  2. Демонстрации заинтересованности государства в привлечении средств физических лиц (введение налогового вычета на средства, направляемые ими в качестве пенсионных взносов в НПФ).
  3. Упрощению налогового учета в НПФ, способствующему широкому развитию пенсионных схем, построенных на совместном (работодателем и работником) формировании пенсионных накоплений по добровольному пенсионному обеспечению.

В настоящий момент в РФ стимулирующее действие налогообложения негосударственного пенсионного обеспечения недостаточно эффективно, хотя имеющийся опыт западных стран позволяет при помощи налоговых льгот развивать НПО, одновременно и решая вопросы пенсионного обеспечения своих граждан, и получая долгосрочные инвестиционные ресурсы для экономики.

Негосударственного пенсионного фонда

"Будущее своими руками"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

по мере своего развития порождают собственную противоположность - гарантированную социальную защиту нетрудоспособных категорий населения. Последствия рыночных отношений:

¾ нестабильность вызывает требование стабильности;

¾ дифференциация доходов вызывает более справедливое перераспределение доходов;

¾ инфляция - регулирование цен;

¾ безработица - социальные гарантии и т.д.

Поэтому пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

Основным показателем уровня развития общества является степень социальной защиты населения. Одним из видов такой защиты, предоставляемой государством, является пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение в РФ - обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным законодательством.

По мере эволюции системы пенсионного обеспечения в России эта функция перестала принадлежать исключительно государству. Результатом пенсионной реформы 2002 года явилось разделение функции пенсионного обеспечения между государством, негосударственными пенсионными фондами и самим населением. Основная роль в новой системе отведена пенсионным фондам (государственному и негосударственным) и их управляющим компаниям. Именно за счет их услуг по инвестированию пенсионных накоплений планируется организовать достойный уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации.

Основным звеном в накопительной системе пенсионного обеспечения является негосударственный пенсионный фонд. Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Актуальность темы не оставляет сомнений, так как затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации на любом этапе его жизни. Существующая система пенсионного обеспечения предусматривает максимальную информированность населения обо всех возможностях инвестирования и преумножения своих пенсионных накоплений. Следовательно, изучение и освещение данной темы уже сейчас закладывает основу стабильного и обеспеченного будущего.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного обеспечения в России.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:

¾ определить сущность негосударственных пенсионных фондов и их функции;

¾ рассмотреть государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов;

¾ рассмотреть механизм управления пенсионными накоплениями в негосударственных пенсионных фондах;

¾ проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;

¾ проанализировать роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования;

¾ охарактеризовать проблемы и перспективы развития в деятельности негосударственных пенсионных фондов в России.

Объектом исследования курсовой работы является негосударственные пенсионные фонды.

Предмет исследования – деятельность негосударственных пенсионных фондов.

Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, научно-практические комментарии к нормативным актам, специальная литература, периодика и интернет ресурсы.

Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников информации. Первая глава посвящена Негосударственным пенсионным фондам в Российской федерации, рассмотрены сущность и функции НПФ, государственное регулирование деятельности НПФ и механизм управления пенсионными накоплениями НПФ. Во второй главе проведен анализ действующей практики функционирования НПФ, проанализированы развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России и роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования. В третьей главе охарактеризованы проблемы и перспективы развития деятельности НПФ в России.

ГЛАВА 1. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читайте также: