Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга к налоговым поступлениям из бюджета

Обновлено: 17.05.2024

Основная проблема развития системы местного самоуправления в Российской Федерации заключается в обеспечении финансовой самостоятельности муниципальных образований, что напрямую зависит от уровня доходов местных бюджетов, от федерального и регионального законодательства, от состояния федерального и регионального бюджетов. Проблема усугубляется тенденциями замедления темпов экономического роста, увеличения дефицитов федерального и большинства региональных бюджетов.

В этих условиях представляются актуальными исследования в области оценки финансового состояния бюджетов муниципальных образований. Экономический анализ бюджетных показателей, обоснованность их структуры, динамики, соотношения и других параметров являются важнейшими элементами системы оценки социально-экономического развития муниципальных образований. Невозможно оценить уровень развития территории, не зная состояния финансовой сферы, так как именно она является базой реализации социально-экономических программ и проектов. В показателях бюджета отражена политика муниципальных органов власти в области социального развития территории.

Пользователями информации, полученной в результате оценки финансового состояния муниципальных бюджетов, выступают органы местного самоуправления, органы государственной власти субъекта, инвесторы, кредиторы, контролирующие органы, группы граждан, отдельные граждане, занимающие активную позицию.

Анализ финансового состояния бюджетов муниципальных образований позволяет определить уровень финансовой сбалансированности, устойчивости и самодостаточности бюджетов муниципального образования, установить обоснованность бюджетной политики, проводимой местной администрацией, с точки зрения социальной ответственности.

Для оценки состояния бюджетов используются традиционные методологические подходы:

  • анализ абсолютных показателей;
  • анализ относительных коэффициентов;
  • анализ интегральных показателей, построение рейтингов.

В качестве методов расчета могут быть использованы горизонтальное и вертикальное сравнение, группировка, агрегирование, методы цепных подстановок, методы факторного анализа, методы абсолютных и относительных разниц, методы экономико-математического моделирования.

Для определения финансового состояния бюджетов существуют различные методики. При всех очевидных достоинствах имеющиеся методики имеют определенные недостатки, которые не позволяют использовать их для анализа муниципальных бюджетов. Например, в методике Г.В. Поляка [1] используются отсутствующие ныне в бюджетном законодательстве категории "закрепленные доходы" и "регулирующие доходы", что не позволяет ее использовать на современном этапе. Методика Е.А. Ермаковой дает возможность оценить состояние федерального бюджета государства. Не все предложенные в ней показатели можно использовать для анализа местных бюджетов, так как она не позволяет в полной мере оценить их специфические особенности. В работе Е.А. Ермаковой и О.В. Болякиной [2] предлагается методологический подход к оценке уровня финансовой самостоятельности местных бюджетов без учета других аспектов финансового состояния: ликвидности, сбалансированности, социальной направленности и т.д. Аналогично методики В.М. Родионовой [10] и Е.В. Кузнецовой [6] позволяют глубоко проанализировать только сбалансированность бюджетов. Методика Н.И. Яшиной [11, 12] является практически единственной, которая позволяет оценить состояние местных бюджетов, но оцениваются они не самостоятельно, а в составе консолидированных бюджетов субъектов. Методика С.Н. Макаровой [7] позволяет анализировать расходы бюджетов, сформированные на основе программно-целевых принципов, но не дает возможности комплексно оценить состояние бюджета.

В данной работе предпринята попытка предложить методику оценки финансового состояния бюджетов муниципальных образований, которая бы удовлетворяла требованиям местного самоуправления. При разработке методики использованы методологические подходы Н.И. Яшиной, Е.А. Ермаковой и авторские разработки. При этом в некоторых случаях при сохранении названия коэффициентов откорректированы методики их расчета с учетом особенностей местных бюджетов.

Система коэффициентов должна удовлетворять следующим требованиям [12]:

  • максимальная информативность;
  • расчет на основе данных существующей отчетности об исполнении бюджетов, утвержденной в Российской Федерации;
  • возможность сравнения бюджета муниципального образования с другими территориями во времени (ежемесячно, поквартально и за ряд лет);
  • использование числовых нормативов допустимого уровня.

Предложенная методика оценки финансового состояния бюджетов позволит не только анализировать состояние муниципальных финансов, но и оценивать бюджетные ресурсы и результаты их использования, выявлять бюджетные угрозы и риски, разрабатывать меры по их нейтрализации. Методика обеспечит группировку муниципальных образований по уровню финансового состояния бюджетов.

Для объективной комплексной оценки финансового состояния местных бюджетов предлагается использовать пять групп показателей:

  • показатели сбалансированности местного бюджета;
  • показатели финансовой независимости муниципального образования;
  • показатели, характеризующие направленность муниципальной бюджетной политики в сфере бюджетных расходов;
  • показатели бюджетной устойчивости муниципального образования;
  • показатели долговой зависимости муниципального образования.

Представленные показатели позволяют оценить финансовое состояния местных бюджетов и не затрагивают вопросов эффективности, результативности и целевого использования средств. Этот аспект анализируется при помощи других групп показателей.

Апробация предлагаемой методики была проверена на муниципальных образованиях Челябинской области. В статье приведены результаты оценки финансового состояния бюджета Магнитогорского городского округа.

Первая группа - показатели сбалансированности местного бюджета (табл. 1).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 4 марта 2020 г. № 227 “Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации” (документ не вступил в силу)


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 4 марта 2020 г. № 227 “Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 марта 2020 г. N 227

Правила
проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации.

2. Министерство финансов Российской Федерации ежегодно, не позднее 30 сентября, проводит оценку долговой устойчивости субъектов Российской Федерации с применением следующих показателей:

объем государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений (К1);

доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (К2);

годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (К3);

доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации (К4).

Методика расчета значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации приведена в приложении.

3. В целях проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации использует данные отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, законов о бюджетах субъектов Российской Федерации, государственных долговых книг субъектов Российской Федерации и иные документы и материалы (при необходимости).

4. По результатам проведения оценки долговой устойчивости субъекты Российской Федерации относятся Министерством финансов Российской Федерации к одной из следующих групп заемщиков:

а) высокий уровень долговой устойчивости;

б) средний уровень долговой устойчивости;

в) низкий уровень долговой устойчивости.

5. Отнесение субъекта Российской Федерации к группам заемщиков, указанным в пункте 4 настоящих Правил, осуществляется на основе значений показателей К1, К2 и К3 с учетом следующего:

а) к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости относится субъект Российской Федерации, имеющий значения показателей долговой устойчивости в следующих пределах:

не более 50 процентов - для показателя К1 (не более 25 процентов - для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

не более 5 процентов - для показателя К2;

не более 13 процентов - для показателя К3;

б) к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости относится субъект Российской Федерации, имеющий значения не менее 2 показателей долговой устойчивости, превышающих следующие уровни:

85 процентов - для показателя К1 (45 процентов - для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

8 процентов - для показателя К2;

18 процентов - для показателя К3;

в) к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости относится субъект Российской Федерации, не отнесенный к группам заемщиков с высоким или низким уровнем долговой устойчивости.

6. Субъект Российской Федерации, отнесенный к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, может быть отнесен к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости не ранее чем через 3 года после выхода из группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости вне зависимости от фактических значений показателей К1, К2 и К3.

7. Перечень субъектов Российской Федерации, отнесенных к группам заемщиков, указанным в пункте 4 настоящих Правил, публикуется Министерством финансов Российской Федерации не позднее 1 октября текущего финансового года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. Субъектам Российской Федерации, у которых значение показателя К4 превышает 15 процентов, Министерством финансов Российской Федерации направляются рекомендации о необходимости корректировки проводимой долговой политики в целях снижения риска рефинансирования долговых обязательств субъектов Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам проведения оценки
долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации

Методика
расчета значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации

1. Настоящая методика определяет порядок расчета значений показателей долговой устойчивости субъектов Российской Федерации (далее - показатель).

2. Значение показателя "объем государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений" (К1) принимается равным максимальному значению показателя из полученных значений показателей К1 (факт) и К1 (план) , при этом:

а) К1 (факт) рассчитывается по формуле:

К1 (факт) - значение показателя, рассчитанное на основе данных об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации по итогам завершенного отчетного финансового года (данные отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации) и фактических данных о государственном долге субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января отчетного финансового года из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации;

ДолгОтч (факт) - объем государственного долга субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января отчетного финансового года;

Д (факт) - общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год;

Б (факт) - объем безвозмездных поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год;

б) К1 (план) рассчитывается по формуле:

К1 (план) - значение показателя, рассчитанное на основе показателей бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год по данным закона о бюджете субъекта Российской Федерации (в редакции, действующей по состоянию на 1 августа текущего финансового года) и фактических данных о государственном долге субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января текущего финансового года из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации;

ДолгТек (факт) - объем государственного долга субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января текущего финансового года;

Д (план) - общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год;

Б (план) - объем безвозмездных поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год.

3. Значение показателя "доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (К2) принимается равным максимальному значению показателя из полученных значений показателей К2 (факт) и К2 (план) , при этом:

а) К2 (факт) рассчитывается по формуле:

К2 (факт) - значение показателя, рассчитанное на основе данных об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации по итогам завершенного отчетного финансового года (данные отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации);

РОбслОбщ (факт) - объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год;

Р (факт) - общий объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год;

РСубв (факт) - объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, осуществленных за счет субвенций, за отчетный финансовый год. Для расчетов принимается условие о равенстве расходов, осуществленных за счет субвенций, объему предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации субвенций по данным отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации;

б) К2 (план) рассчитывается по формуле:

К2 (план) - значение показателя, рассчитанное на основе показателей бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год по данным закона о бюджете субъекта Российской Федерации (в редакции, действующей по состоянию на 1 августа текущего финансового года);

РОбслОбщ (план) - объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год;

Р (план) - общий объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год;

РСубв (план) - объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций, на текущий финансовый год. Для расчетов принимается условие о равенстве расходов, осуществляемых за счет субвенций, объему предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации субвенций по данным закона о бюджете субъекта Российской Федерации.

4. Значение показателя "годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (К3) принимается равным максимальному значению показателя из полученных значений показателей К3 (факт) и К3 (план) , при этом:

а) К3 (факт) рассчитывается по формуле:

К3 (факт) - значение показателя, рассчитанное на основе данных об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации по итогам завершенного отчетного финансового года (данные отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации) и данных государственной долговой книги субъекта Российской Федерации;

РОбсл (факт) - фактический объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации, возникшего по состоянию на 1 января отчетного финансового года, за отчетный финансовый год;

РПог (факт) - фактический объем погашения государственного долга субъекта Российской Федерации, возникшего по состоянию на 1 января отчетного финансового года, за отчетный финансовый год без учета платежей, направленных на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом;

ДНалНенал (факт) - объем налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год;

Дот (факт) - объем дотаций, зачисленных в бюджет субъекта Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за отчетный финансовый год;

б) К3 (план) рассчитывается по формуле:

К3 (план) - значение показателя, рассчитанное на основе показателей бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год по данным закона о бюджете субъекта Российской Федерации (в редакции, действующей по состоянию на 1 августа текущего финансового года) и данных государственной долговой книги субъекта Российской Федерации;

РОбсл (план) - плановый объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации, возникшего по состоянию на 1 января текущего финансового года, в текущем финансовом году;

РПог (план) - плановый объем погашения государственного долга субъекта Российской Федерации, возникшего по состоянию на 1 января текущего финансового года, в текущем финансовом году без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за текущим финансовым годом;

ДНалНенал (план) - объем налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год;

Дот (план) - объем дотаций, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на текущий финансовый год.

5. Значение показателя "доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации" (К4) принимается равным максимальному значению показателя из полученных значений показателя, рассчитанных на основе данных о государственном долге субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 августа текущего финансового года из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации по формуле:

т - дата текущего финансового года (1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 августа);

КрДолг (т) - объем краткосрочных (менее одного года) долговых обязательств субъекта Российской Федерации по состоянию на дату т;

Долг (т) - объем государственного долга субъекта Российской Федерации по состоянию на дату т.

Обзор документа

Правительство определило порядок проведения оценки долговой устойчивости субъектов Федерации.

Такую оценку ежегодно проводит Минфин. Установлена методика расчета значений показателей долговой устойчивости регионов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Подразделы

Рз/Пр Наименование подраздела Утверждено Исполнено Не исполнено
13 01 Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга 620 456 845 800 ,00 ₽ 620 174 989 203 ,62 ₽ 281 856 596 ,38 ₽
13 02 Обслуживание государственного внешнего долга 163 998 663 300 ,00 ₽ 163 997 701 360 ,17 ₽ 961 939 ,83 ₽

Код ГРБС Наименование ГРБС Утверждено Исполнено Не исполнено
092 Министерство финансов Российской Федерации 784 455 509 100 ,00 ₽ 784 172 690 563 ,79 ₽ 282 818 536 ,21 ₽

* — в источнике данных (ежемесячные отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета) в строках, детализирующих исполнение по конкретному КВР, отсутствуют значения для утвержденных и неисполненных бюджетных обязательств. Соответствующие суммарные значения по группе видов расходов (КВР, заканчивающийся на 00) представлены в полной таблице строк КБК в любом из разрезов бюджета

Код ГП Наименование направления, госпрограммы Утверждено Исполнено Не исполнено
39 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков 784 455 509 100 ,00 ₽ 784 172 690 563 ,79 ₽ 282 818 536 ,21 ₽

* — в источнике данных (ежемесячные отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета) в строках, детализирующих исполнение по конкретному КВР, отсутствуют значения для утвержденных и неисполненных бюджетных обязательств. Соответствующие суммарные значения по группе видов расходов (КВР, заканчивающийся на 00) представлены в полной таблице строк КБК в любом из разрезов бюджета

Код НП Наименование нацпроекта Утверждено Исполнено Не исполнено

* — в источнике данных (ежемесячные отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета) в строках, детализирующих исполнение по конкретному КВР, отсутствуют значения для утвержденных и неисполненных бюджетных обязательств. Соответствующие суммарные значения по группе видов расходов (КВР, заканчивающийся на 00) представлены в полной таблице строк КБК в любом из разрезов бюджета

ГРБС 092 Министерство финансов Российской Федерации
Раздел 13 Обслуживание государственного и муниципального долга
Подраздел 1301 Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга
Госпрограмма 39 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков
Подпрограмма 394 Подпрограмма "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами, повышение результативности от участия в международных финансовых и экономических отношениях"
Основное мероприятие 39401 Основное мероприятие "Обеспечение интересов Российской Федерации как заемщика, кредитора и гаранта"
Направление расходов 90000 Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ
Вид расходов 700 Обслуживание государственного (муниципального) долга
ГРБС 092 Министерство финансов Российской Федерации
Раздел 13 Обслуживание государственного и муниципального долга
Подраздел 1301 Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга
Госпрограмма 39 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков
Подпрограмма 394 Подпрограмма "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами, повышение результативности от участия в международных финансовых и экономических отношениях"
Основное мероприятие 39401 Основное мероприятие "Обеспечение интересов Российской Федерации как заемщика, кредитора и гаранта"
Направление расходов 92788 Процентные платежи по государственному долгу Российской Федерации
Вид расходов 710 Обслуживание государственного долга Российской Федерации
ГРБС 092 Министерство финансов Российской Федерации
Раздел 13 Обслуживание государственного и муниципального долга
Подраздел 1302 Обслуживание государственного внешнего долга
Госпрограмма 39 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков
Подпрограмма 394 Подпрограмма "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами, повышение результативности от участия в международных финансовых и экономических отношениях"
Основное мероприятие 39401 Основное мероприятие "Обеспечение интересов Российской Федерации как заемщика, кредитора и гаранта"
Направление расходов 90000 Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ
Вид расходов 700 Обслуживание государственного (муниципального) долга
ГРБС 092 Министерство финансов Российской Федерации
Раздел 13 Обслуживание государственного и муниципального долга
Подраздел 1302 Обслуживание государственного внешнего долга
Госпрограмма 39 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков
Подпрограмма 394 Подпрограмма "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами, повышение результативности от участия в международных финансовых и экономических отношениях"
Основное мероприятие 39401 Основное мероприятие "Обеспечение интересов Российской Федерации как заемщика, кредитора и гаранта"
Направление расходов 92788 Процентные платежи по государственному долгу Российской Федерации
Вид расходов 710 Обслуживание государственного долга Российской Федерации

* — в источнике данных (ежемесячные отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета) в строках, детализирующих исполнение по конкретному КВР, отсутствуют значения для утвержденных и неисполненных бюджетных обязательств. Соответствующие суммарные значения по группе видов расходов (КВР, заканчивающийся на 00) представлены в полной таблице строк КБК в любом из разрезов бюджета

от 30 июня 2020 года N 891-ПП

1. Утвердить Порядок проведения оценки долговой устойчивости внутригородских муниципальных образований в городе Москве (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента финансов города Москвы Зяббарову Е.Ю.

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 30 июня 2020 года N 891-ПП

Порядок проведения оценки долговой устойчивости внутригородских муниципальных образований в городе Москве

1. Порядок проведения оценки долговой устойчивости внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - Порядок) устанавливает правила проведения оценки долговой устойчивости внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также методику расчета показателей долговой устойчивости внутригородских муниципальных образований в городе Москве.

2. Департамент финансов города Москвы (далее - Департамент) проводит оценку долговой устойчивости внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные образования) ежегодно, не позднее 30 сентября текущего финансового года.

3. Оценка долговой устойчивости муниципальных образований осуществляется с использованием следующих показателей (далее - показатели долговой устойчивости):

3.1. Объем муниципального долга к общему объему доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений (К1).

3.2. Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджета города Москвы (К2).

3.3. Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета города Москвы (К3).

3.4. Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме муниципального долга (К4).

4. Расчет значений показателей долговой устойчивости осуществляется Департаментом в соответствии с методикой расчета показателей долговой устойчивости внутригородских муниципальных образований в городе Москве согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

5. В целях проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований органы местного самоуправления муниципальных образований ежегодно в срок не позднее 15 августа текущего финансового года представляют в Департамент сведения, необходимые для проведения оценки долговой устойчивости, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

Органы местного самоуправления муниципальных образований по запросам Департамента представляют соответствующие документы и разъяснения по представленным сведениям.

6. При отсутствии у муниципального образования муниципального долга по состоянию на 1 января, на 1 апреля и на 1 августа текущего финансового года в отношении такого муниципального образования сведения, необходимые для проведения оценки долговой устойчивости, не представляются, расчет показателей долговой устойчивости для такого муниципального образования Департаментом не производится.

Органы местного самоуправления муниципального образования в срок не позднее 15 августа текущего финансового года уведомляют Департамент об отсутствии у муниципального образования муниципального долга по состоянию на 1 января, на 1 апреля и на 1 августа текущего финансового года.

7. По результатам расчета показателей долговой устойчивости муниципальные образования относятся Департаментом к одной из следующих групп заемщиков:

7.1. Заемщики с высоким уровнем долговой устойчивости.

7.2. Заемщики со средним уровнем долговой устойчивости.

7.3. Заемщики с низким уровнем долговой устойчивости.

8. Отнесение муниципального образования к группам заемщиков, указанным в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется на основе значений показателей долговой устойчивости, установленных пунктом 3 настоящего Порядка.

9. К группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости относится муниципальное образование, имеющее значения показателей долговой устойчивости в следующих пределах:

9.1. Не более 50 процентов для показателя "Объем муниципального долга к общему объему доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений" (К1), a для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, - не более 25 процентов.

9.2. Не более 13 процентов для показателя "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджета города Москвы" (К2).

9.3. Не более 5 процентов для показателя "Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета города Москвы" (К3).

9.4. Не более 10 процентов для показателя "Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме муниципального долга" (К4).

10. К группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости относится муниципальное образование, имеющее значения не менее двух показателей долговой устойчивости, превышающие следующие уровни:

10.1. Для показателя "Объем муниципального долга к общему объему доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений" (К1) - 85 процентов, а для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, - не более 45 процентов.

10.2. Для показателя "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджета города Москвы" (К2) - 18 процентов.

10.3. Для показателя "Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета города Москвы" (К3) - 8 процентов.

10.4. Для показателя "Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме муниципального долга" (К4) - 15 процентов.

11. К группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости относится муниципальное образование, не отнесенное к группам заемщиков с высоким или низким уровнем долговой устойчивости.

12. Муниципальное образование, не имеющее муниципального долга по состоянию на 1 января, на 1 апреля и на 1 августа текущего финансового года, относится к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.

13. В соответствии с пунктом 10 статьи 107_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальное образование, отнесенное в соответствии с настоящим Порядком к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, может быть отнесено к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости не ранее чем через три года после выхода из группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости вне зависимости от фактических значений показателей долговой устойчивости.

14. Перечень муниципальных образований, отнесенных к группам заемщиков, указанным в пункте 7 настоящего Порядка, ежегодно формируется и размещается Департаментом на странице Департамента на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее 1 октября текущего финансового года.

15. Отнесение муниципальных образований к группам заемщиков, указанным в пункте 7 настоящего Порядка, является основанием для предъявления к ним требований, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в зависимости от уровня долговой устойчивости.

Приложение 1
к Порядку проведения оценки долговой
устойчивости внутригородских
муниципальных образований
в городе Москве

Методика расчета показателей долговой устойчивости внутригородских муниципальных образований в городе Москве

1. Расчет значения показателя "Объем муниципального долга к общему объему доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений" (К1) осуществляется в следующем порядке:

1.1. Значение показателя "Объем муниципального долга к общему объему доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений" (К1) принимается равным максимальному из полученных значений:

1.1.1. Значению показателя К1, рассчитанному на основе фактических бюджетных показателей по итогам отчетного финансового года по данным отчета об исполнении бюджета внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - муниципальное образование) и данных о муниципальном долге по состоянию на 1 января отчетного финансового года из муниципальной долговой книги муниципального образования (далее - фактическое значение показателя К1).

1.1.2. Значению показателя К1, рассчитанному на основе плановых бюджетных показателей на текущий финансовый год по данным решения о бюджете муниципального образования в редакции на 1 августа текущего финансового года и фактических данных о муниципальном долге по состоянию на 1 января текущего финансового года из муниципальной долговой книги муниципального образования (далее - плановое значение показателя К1).

1.2. Фактическое значение показателя К1 рассчитывается по следующей формуле:


, где:


- фактическое значение показателя К1, в процентах;


- объем муниципального долга муниципального образования по состоянию на 1 января отчетного финансового года;


- общий объем доходов бюджета муниципального образования за отчетный финансовый год;


- объем безвозмездных поступлений в бюджет муниципального образования за отчетный финансовый год.

1.3. Плановое значение показателя К1 рассчитывается по следующей формуле:


, где:


- плановое значение показателя К1, в процентах;


- объем муниципального долга муниципального образования по состоянию на 1 января текущего финансового года;


- общий объем доходов бюджета муниципального образования на текущий финансовый год;


- объем безвозмездных поступлений в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год.

2. Расчет значения показателя "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджета города Москвы" (К2) осуществляется в следующем порядке:

2.1. Значение показателя "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджета города Москвы" (К2) принимается равным максимальному из полученных значений:

2.1.1. Значению показателя К2, рассчитанному на основе фактических бюджетных показателей по итогам отчетного финансового года по данным отчета об исполнении бюджета муниципального образования и данных муниципальной долговой книги муниципального образования (далее - фактическое значение показателя К2).

2.1.2. Значению показателя К2, рассчитанному на основе плановых бюджетных показателей на текущий финансовый год по данным решения о бюджете муниципального образования в редакции на 1 августа текущего финансового года и данных муниципальной долговой книги муниципального образования (далее - плановое значение показателя К2).

2.2. Фактическое значение показателя К2 рассчитывается по следующей формуле:


, где:


- фактическое значение показателя К2, в процентах;


- объем расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования, возникшего по состоянию на 1 января отчетного финансового года, за отчетный финансовый год;


- объем погашения муниципального долга муниципального образования, возникшего по состоянию на 1 января отчетного финансового года, за отчетный финансовый год, без учета платежей, направленных на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом;


- объем налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования за отчетный финансовый год;


- объем дотаций, зачисленных в бюджет муниципального образования из бюджета города Москвы, за отчетный финансовый год.

2.3. Плановое значение показателя К2 рассчитывается по следующей формуле:


, где:

Читайте также: