Налогообложение гостевых домов малых средств размещения в 2020 году

Обновлено: 28.06.2024

С 1 января 2021 года действует постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 (далее – Постановление № 1853, Правила), которое утвердило новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ с 2021 года. Рассказываем, какие есть изменения и нововведения, а также обращаем внимание на важные моменты в работе гостиниц, отелей и т. п. с 2021 года.

Есть ли изменения

Сразу скажем, что Постановление № 1853 в основном сохранило действующие до 2021 года правила обслуживания в гостиницах. В то же время, есть некоторые изменения в порядке предоставления гостиничных услуг, а также интересные новшества.

Отметим, что новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ действуют с 1 января 2021 года по 31 декабря 2026 года.

Прежний регламент – постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 – автоматически утрачивает силу.

Если деятельность гостиницы приостанавливалась (ограничивалась), перед началом работы необходима генеральная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств, очистки систем вентиляции, кондиционеров, проверки эффективности их работы (п. 1 МР 3.1/2.1.0193-20 Методические рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения) (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2020).

Информация о гостинице

Поскольку Правила тесно связаны с Законом о защите прав потребителей, до сведения потенциальных клиентов нужно довести, в частности:

  • сведения об исполнителе договора, в т. ч. номер его контактного телефона;
  • присвоенную гостинице категорию, реквизиты (номер и дата выдачи) свидетельства о таком присвоении и о выдавшей его аккредитованной организации, а также о приостановлении действия свидетельства;
  • что входит в цену номера (места в нём);
  • форму и порядок оплаты гостиничных услуг;
  • перечень и цены иных платных услуг, оказываемых за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты;
  • время заезда и выезда из гостиницы.

Предоставление гостиничных услуг возможно только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной Положением о классификации гостиниц (утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 № 158).

Расширены положения о договоре с гостиницей

Вопросы заключения и изменения договора с потребителем или с заказчиком – физлицом, не являющимся ИП, выделены с 2021 года в отдельный раздел III Правил.

Сам договор должен включать больше обязательной информации. Например, о виде и категории гостиницы, категории номера, расчетном часе.

Для соблюдения письменной формы договора с гостиницей (упомянута только она), достаточно выполнить одно из следующих условий:

  • стороны подписали договор (это может быть один документ), в том числе электронный;
  • гостиница подтвердила заявку;
  • получение подтверждения брони (если гостиница прислала соответствующее уведомление);
  • клиент оплатил установленную сумму за проживание или иные действия, направленные на получение гостиничных услуг.

Отметим, что до 2021 года считалось, что договор заключен, если только подписан сторонами.

Порядок размещения и заселения прописали подробнее

С 2021 года заехать в гостиницу клиент может в том числе по временному удостоверению личности. Раньше такого права не было.

Кроме того, Постановление № 1853 более детально регулирует размещение в гостиницах несовершеннолетних. Так:

  • подростков до 14 лет заселят вместе с родителями (усыновителями, опекунами) на основании двух документов – удостоверяющего личность взрослого и свидетельства о рождении несовершеннолетнего;
  • сопровождать несовершеннолетних при заезде в отель могут и иные лица, но с нотариального согласия законных представителей.

Отметим, что до 2021 года в правилах была двоякая фраза об удостоверяющем полномочия сопровождающего лица документе.

Также с 2021 года прописано, что несовершеннолетние от 14 лет и старше вправе заехать в номер без сопровождающих, но с нотариально заверенного согласия родителей.

Новые правила проживания

Гостиница самостоятельно определяет время заезда и выезда (т. н. расчетный час).

Общее правило о расчетном часе в 12 часов текущих суток по местному времени с 2021 года не применяется.

Нормы об оплате проживания с 2021 года стали более детальными. В частности, при раннем заезде плата за период от заселения до заезда не должна превышать плату за половину суток. За этот же период, если он более 12 часов, размер оплаты определяет уже сам отель.

Гостиница может установить посуточную и/или почасовую оплату проживания (п. 23 Правил).

Гостиница вправе самостоятельно устанавливать правила проживания и пользования гостиничными услугами, но не противоречащие законодательству РФ (п. 6 Правил).

Постановление № 1853 сократило перечень бесплатных дополнительных услуг в гостинице. Например, больше нет обязанности предоставлять иголки, нитки, посуду, столовые приборы.


С.С. Малаховец,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Означает ли дополненная часть 3 статьи 17 ЖК РФ (что жилое помещение не может использоваться для предоставления гостиничных услуг), что вводится запрет на размещение любых средств размещения в жилых помещениях?

Можем ли мы с учетом новых законов сдавать в наём меблированные комнаты в жилом фонде?

ОТВЕТ

Исходя из действующего законодательства, а также национальных стандартов, меблированные комнаты попадают под понятие гостиница.

Согласно новой редакции п. 3 ст. 17 ЖК РФ, жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.

Согласно закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", гостиничные услуги - это комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.

Данный закон также определяет понятие средства размещения. Средство размещения – это имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц

Перечень средств размещения (в том числе и малых средств размещения) не является закрытым и полностью не определен.

Таким образом, новой редакцией п. 3 ст. 17 ЖК РФ запрещено использование помещений или части здания в многоквартирном доме в качестве средства размещения с целью оказания гостиничных услуг.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно новой редакции п. 3 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, которая вступает в силу с 1 октября 2018 года, не допускается размещение в жилых помещениях гостиниц. Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.

Согласно абз. 33 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Далее – Закон N 132-ФЗ), гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Согласно абз. 31 ст. 1 Закона N 132-ФЗ, средство размещения - имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.

Согласно абз. 4 п. 3 Постановления Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации", "малое средство размещения" - гостиница с номерным фондом не более 50 номеров.

Согласно п. 4.1. "ГОСТ Р 54606-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги малых средств размещения. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 740-ст), малые средства размещения подразделяют на следующие группы:

  • малые гостиницы, малые отели и аналогичные малые средства размещения (малые мотели, малые пансионаты, малые загородные отели, малые спа-отели, малые туристские базы, малые хостелы, малые гостевые дома, малые сельские гостевые дома и т.д.);
  • мини-гостиницы, мини-отели и аналогичные мини-средства размещения (мини-мотели, мини-пансионаты, мини-спа-отели и т.д.);
  • меблированные комнаты;
  • гостевые комнаты.

Согласно п. 3.8. ГОСТ Р 54606-2011, меблированные комнаты - это помещения, предназначенные для проживания туристов, с ограниченным перечнем оказываемых услуг, как правило, без услуг питания и других дополнительных услуг.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, а также национальных стандартов, меблированные комнаты подпадают под понятие гостиница.


С.С. Малаховец,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

С февраля 2019 года начинает действовать новое постановление Правительства, по которому гостиницы не могут работать без классификации. Ее нужно получить до 2021 года.

Роман Сабиржанов

Эксперт — Роман Сабиржанов, руководитель управляющей компании HotConsulting. Записалa Ольга Ткачева, редактор.

Классификация — это сертификат, по которому можно определить разряд гостиницы по комфорту. Это те самые звезды, которые мы смотрим, чтобы выбрать подходящий отель. Всего у гостиниц шесть классификаций — вообще без звезд и от одной до пяти звезд.


Многие получают классификацию уже сейчас — это обязательный документ для миграционной службы, без него нельзя поставить иностранных гостей на учет . Поэтому даже гостиницы, которым по закону сертификат пока не нужен, всё равно получают классификацию, чтобы принимать иностранцев.

Кто и когда получает классификацию

Гостиницы, в которых больше 50 номеров, могут работать без классификации до 1 июля 2019 года.

Гостиницы от 15 до 50 номеров, они могут обходиться без классификации до 1 января 2021 года.

Остальные получают классификацию с 1 января 2020 года. Документ действует три года, его выдают компании, которые получили аккредитацию Минэкономразвития. Таких компаний больше ста по всей России.

Как пройти классификацию

Получение классификации состоит из двух этапов: надо собрать документы и пройти проверку комиссии.

Список документов указан в положении о классификации, но комиссия по аккредитации может запросить дополнительные. Владельцы гостиниц и отелей приносят копии, заверять у нотариуса их не нужно.

Документ
Как получить

Копия документа о государственной регистрации юрлица или ИП

Документ о регистрации можно получить в налоговой.

Копия уведомления о начале предпринимательской деятельности

Уведомление подают в Роспотребнадзор по месту регистрации.

Выписка из единого реестра недвижимости, либо копия о праве собственности помещения. Если помещение в аренде, нужен договор об аренде и документы о собственнике здания или квартиры, которую снимают под гостиницу

Выписку можно получить в отделении Росреестра или в МФЦ, ее делают три дня с момента обращения. Услуга платная — от 950 рублей.

Копия заключения о пожарной проверке от МЧС

МЧС проверяет компании на соблюдение правил пожарной безопасности.

Копия договора на дезинфекцию

Договор можно составить с любой службой, у которой есть сертификат на дезинфекцию. Наличие договора может проверить Роспотребнадзор

Копия технических документов о размерах и расположении комнат

Достаточно скопировать планировку гостиницы

Заявку и анкету по форме из Приложения 10 и 11 проекта Постановления Минэкономразвития года

Заявка есть в приложении, Можно скачать и заполнить самостоятельно, можно обратиться с юристу или нотариусу

Копия договоров с вневедомственной охраной

Договор заключают с охранной компанией, у которой есть разрешение на этот вид деятельности

Копии справок, которые подтверждают, что у персонала гостиницы есть квалификация

Персонал должен иметь сертификаты и дипломы, которые позволяют им работать в гостиницах

Документ составляют, чтобы показать как сконструированы гостиница или отель и как эта конструкция поможет или помешает, если случится теракт. Сделать паспорт можно в компании, у которой есть лицензия на выдачу антитеррористического паспорта. Делают документ от 20—30 дней

Специалист компании, который занимается классификацией, приезжает в гостиницу и проводит экспертизу: осматривает номера, обращает внимание на светильники, полотенца, какой замок в двери. Чем лучше обставлены и оснащены номера, тем больше звезд.

Потом возвращается в офис, проверяет документы и составляет или не составляет свидетельство. Если специалист решает выдать классификацию, то вносит гостиницу в единый онлайн-реестр, печатает свидетельство и отдает владельцу гостиницы.

Без классификации работать нельзя.

Чаще штрафуют за миграционный учет

Если не получить классификацию, Роспотребнадзор может назначить штраф:

  • для руководителей — от 7 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 40 до 50 тысяч рублей.

Еще есть штрафы по миграционному учету. Мы уже говорили выше, что иностранных гостей нужно ставить на учет, но это нельзя сделать без классификации. Если гостиница неправильно оформила иностранного гостя, штрафы могут быть от 400 до 800 тысяч рублей за одного человека.

Итоги 2020-го: новинки TravelLine и перспективы гостиничного бизнеса

Уходящий год был богатым на события. На итоговом вебинаре я рассказал про перспективы гостиничного бизнеса, как работала компания в новых условиях и какие фишки для отельеров мы в срочном режиме выпекали. Видео — в конце статьи, а здесь расскажу обо всем подробнее текстом.

Что изменилось внутри TravelLine

Пандемия изменила правила игры, в том числе внутри компании. Коротко о том, что произошло за год: ушли на удаленку → отправили 110 сотрудников в простой → выпускали антикризисный функционал → попрощались с 16% штата сотрудников → активно развивали аутсорс → вернули часть команды → запустили новые крутые интеграции и продукты.

И все это за год! Спасибо 2020-му за взлеты и падения, он многому научил.

Что изменилось у отельеров

По данным нашего дашборда, онлайн-продажи отелей на пике локдауна упали в 10 раз. В городах-миллионниках за 2020 год на 30% упали продажи номероночей с ОТА, на 24% — с официальных сайтов.

Статистика броней в городах-миллионниках

В 2020-м упало количество броней с сайта и ОТА в городах-миллионниках

Курортные отели тоже потеряли гостей, но с ростом популярности внутреннего туризма отели Крыма и Краснодарского края отлично отработали сезон с июня по октябрь.

Статистика броней южных отелей

В 2020-м увеличилось количество броней с сайта и ОТА в Крыму и Краснодарском крае

Загородные отели Ленинградской и Московской областей попали под тренд. Люди хотели сменить обстановку и активно бронировали загородные объекты. По стоимости брони с сайта выросли на 71%. В итоге загородные объекты в 2020 году отработали лучше, чем в 2019-м.

Статистика броней загородных объектов в МО и Ленобласти

В 2020-м значительно увеличилось количество броней с сайта и ОТА в Ленинградской и Московской областях

Что мы сделали в помощь отельерам

Статистика показывает, что разные сегменты пережили этот год по-разному: кто-то сильно потерял по броням, кто-то вышел в плюс и обогнал прошлогодние результаты. Чтобы поддержать все средства размещения, мы создали антикризисный функционал, прокачали наши продукты под новые условия рынка и запустили крутые интеграции.

Дашборд

Чтобы отслеживать статистику по броням и отменам, создали наглядный график на основе данных TravelLine. По дашборду вы можете анализировать текущую ситуацию и отслеживать динамику на будущий период. Есть фильтры по датам, регионам, сегментам. Цифры обновляются ежедневно.

Дашборд помог многим отельерам переиграть бизнес-стратегию и удержаться на плаву. Пока кризис еще не закончился, советую периодически следить за статистикой и делать правильные прогнозы на будущее.

Чтобы вы могли контролировать продажи с сайта, улучшили TL: Помощник. Он анализирует продажи и отправляет отчет на email.

Новые каналы продаж

Для каждого сегмента и региона есть каналы, которые работают лучше всего. Теперь в личном кабинете TravelLine вы видите, какие каналы по статистике наиболее эффективны для вашего региона. В топ входят каналы, которые уже были нашими партнерами, и которые мы подключили за год.

Новые каналы за 2020 год

Это каналы, которые мы подключили в 2020 году

В декабре мы добавили еще один новый канал — Avito. Первые брони уже пошли.

Благодаря акции гостиничные объекты увеличили доход в кризисный период за счет увеличения спроса. Всю информацию об акции гости видели прямо в модуле бронирования.

Мы активно поучаствовали в акции — выполняли техническую роль:

дали отельерам возможность заполнить заявку на участие в акции прямо в личном кабинете TravelLine,

сделали страницы акции для каждого отеля,

передавали данные от банка-эквайера,

делали тестовые платежи,

По итогам последней акции 32% броней от общего числа бронирований с кешбэком прошло через модуль бронирования TravelLine. Если брать результаты не в цифрах, то акция стала толчком для пользовательской привычки гостей бронировать на сайте.

Сертификаты с открытой датой заезда

Работа с отменой броней

В период массовых отмен мы запретили гостям самостоятельно отменять брони и дали отелям возможность обсудить с гостем перенос дат, чтобы сохранить предоплату. Гость связывался напрямую с отелем, спрашивал об ограничениях в регионе и переносил даты заезда без отмен.

Предложения отеля

Дали отельеру возможность самостоятельно настраивать блок предложений в модуле бронирования, чтобы привлечь больше гостей. Еще выкатили виджет спецпредложений для разных категорий гостей, который привязан к тарифу и помогает повысить средний чек гостя, за счет допуслуг, например.

Управление скидками на сайте

Теперь скидками можно управлять из личного кабинета и применять их к выбранным тарифам. Отельеры могут повысить загрузку на определенные даты или дать скидку по промокоду, а гости — бронировать с сайта по выгодной цене.

Новый модуль бронирования для санаториев

Чтобы отдохнуть от напряженной ситуации, гости начали активно бронировать отдых с лечением. Мы решили развивать продуктовую линейку для этого сегмента и выкатили модуль бронирования, заточенный под санатории.

Он показывает гостю актуальную информацию о доступных путевках, свободных номерах, ценах и лечении. Через него можно выбрать нужную категорию номера и разные путевки для каждого гостя.

Персонализация в отелях с CRM-системой

Главный тренд в индустрии гостеприимства сейчас — персонализация. Проблема в том, что данные о гостях, на которых строится персонализация, могут быть разбросаны по нескольким системам. CRM объединит информацию о гостях в одной системе.

В 2020 году мы запустили интеграции с двумя самыми популярными CRM-системами для отелей — Битрикс и amoCRM.

С помощью CRM отели собирают информацию о гостях в одном пространстве и объединяют несколько систем: PMS, платежные системы, сторонние источники данных. Единая база данных экономит время на поиски информации в нескольких программах, исключает ошибки переноса и повышает их точность.

В кризис работа с CRM — это возможность привлечь гостя индивидуальным предложением и автоматизировать бизнес-процессы отеля.

Программа лояльности для гостиниц

В продолжении темы персонализации выпустили TL: Loyalty — модуль скидок для постоянных гостей. Программа лояльности помогает давать индивидуальные скидки, чтобы мотивировать гостей приезжать в отель повторно. Гости заинтересованы в том, чтобы повышать свой уровень скидки, а отелям это только на руку. :)

Сейчас мы тестируем программу лояльности и совсем скоро этот функционал будет доступен всем.

Прогнозы на на 2021-й

2020 год не только не убил туризм, но и сделал его значительно сильнее. По итогам уходящего года можно сделать выводы о том, какие тренды дадут вектор развития 2021-му.

Тренд № 1: ожидаемо просядет городской сегмент⠀

Из-за ограничений бизнес-активность в городах упала, и восстановится она не сразу. По этой причине городские отели в 2021 году просядут. Но даже в этой непростой ситуации можно обратить изменения на рынке в свою пользу.

Как работать городским отелям

Предлагайте гостям короткие путешествия на выходные — семьей или компанией друзей.

Ориентируйтесь на соседние регионы: например, если отель находится в Нижнем Новгороде, рекламироваться можно на жителей Марий Эл, Чувашии, Мордовии и других соседей.

Придумайте спецпредложения, привяжите промокод и распространите его в соцсетях, используя таргет по геолокации.

Не сокращайте бюджет на рекламу и не увольняйте ключевых сотрудников.

Всеми силами удерживайте сервис и ищите новый профиль клиента.

Меняйтесь и прокачивайтесь в сторону персонализации. Используйте кризис для внутренней перестройки.

Загородный отдых внутри страны стал трендом из-за закрытия границ. Пока мировой туризм не вернется к докризисному, загородные отели будут на волне.

Что делать загородным объектам

Делайте упор на новый жизненный опыт для гостей. Особенно актуально для Алтая, Камчатки, Сахалина и других живописных мест.

Выходите на удаленщиков: предлагайте длительное проживание тем, кто может работать откуда угодно.

Организуйте семейный отдых и проводите небольшие или комбинированные мероприятия.

Вооружайтесь технологиями. Переходите в цифровую эпоху: сайт, SMM, современные продукты.

Развивайтесь в тренде или быстрее. Всегда легко бежать на растущем рынке.

Обратите внимание на глэмпинги — это тренд года для загородников.

Тренд № 3: на смену городским отелям приходят апартаменты⠀

В условиях кризиса гости экономят на проживании. Бюджетная альтернатива отелям — апартаменты.

Что будет с апартаментами в 2021 году

В условиях экономии командировочных расходов значительная часть бизнес-туризма начнет мигрировать в апартаменты.

Апартаменты начнут активно собираться в управляющие компании.

Управляющие компании быстро перейдут в цифровое управление.

Тренд № 4: среди хозяев апартаментов станет больше самозанятых

Малый бизнес сейчас поддерживается государством, и для самозанятых появляется много льгот. ⠀

Почему это тренд

Самозанятость проще ИП: вам не нужно сдавать декларации в налоговую и работать с кассовым аппаратом.

По данным ФНС, ежедневно самозанятыми становятся около 5 000 человек.

По данным Яндекс.Кассы, за первые шесть месяцев 2020 года самозанятых стало в 10,5 раз больше , чем за этот же период прошлого года.

Ожидается быстрое развитие СБП — системы быстрых платежей.

Читайте также: