Налоги важнейший фактор развития мировых народнохозяйственных связей

Обновлено: 07.07.2024

Налоговая система в РФ — это инструмент для выполнения ключевых государственных функций и задач. Совокупность механизмов и принципов организации фискального обременения представляет собой налоговую систему Российской Федерации. Определим действующую структуру и ключевые функции, а также расскажем об основах налоговой системы в Российской Федерации.

Фискальная система государства: кратко об истории

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Структура налоговой системы РФ 2020

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

  1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
  2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
  3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

Налоговая система России: кратко об элементах

Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

  • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
  • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
  • совокупность способов и видов контроля;
  • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
  • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
  • установленный порядок обжалования.

Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Раньше роль государства в инновационном процессе заключалась в создании инновационной среды и спонсировании фундаментальной науки и новых разработок. В современном мире скорость изменений растет, и роль государства становится еще более значимой. Оно может ускорить темп развития отдельных отраслей, стимулировать межотраслевое сотрудничество и помочь устранить препятствия для инноваций (законодательные и инфраструктурные).

1. Государство как заказчик инноваций

Первый фактор успеха инноваций — это спрос на новые технологии и продукты. Государственный заказ на инновации — это стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Например, такие неотъемлемые элементы смартфонов, как GPS, сенсорные экраны и доступ в интернет изначально разрабатывались по заказу Минобороны США, а солнечные батареи и технологии аккумуляторов Tesla — при грантовой поддержке Минэнерго США.

Пример подобной инновации в России — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях по государственному заказу, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.

2. Государство как создатель инфраструктуры

В России при господдержке была создана инфраструктура для развития инноваций, но качественного скачка в их развитии и в деловой активности пока не произошло.

В России успешно функционируют четыре типа институтов развития инноваций:

В меньшей степени в России развиты институты, развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции, пишут аналитики McKinsey, берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.

Фото:Thomas Peter / Reuters

3. Государство как источник финансирования

Государство выборочно спонсирует фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным для него направлениям или исследования, обладающие потенциалом. То есть речь идет не только о вопросах национальной безопасности и оборонного комплекса, но и об исследованиях за пределами этих тем.

В России государство сыграло большую роль в формировании системы финансирования инноваций, в том числе рынка венчурного финансирования.

В дальнейшем потребуется изменить отношение к инвестициям в инновации, повысить толерантность к риску, потому что лишь малая часть инновационных проектов заканчивается грандиозным успехом. Упростить процесс привлечения финансирования для развития инноваций может снижение уровня бюрократии при выдаче грантов.

4. Государство и создание новых компетенций

По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Поэтому важнейшей задачей в самое ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков, востребованных на рынке на всем протяжении карьеры. Бизнес может организовать обучение сотрудников без отрыва от работы и предоставить им возможности повышения квалификации. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.

Фото:Anindito Mukherjee / Bloomberg

Глобализация, размывание границ между работой и учебой создают новые возможности для развития образования и поддержки инноваций в России. Государство стимулирует развитие НИОКР и компетенций в частном секторе, занимается трансфертом зарубежных технологий и привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок. Следующими шагами для России могут стать развитие в стране новых компетенций (управление инновационными процессами и углубленная аналитика) и запуск программы обучения и стажировок для специалистов инновационных профессий в передовых компаниях.

5. Государство и культура инноваций

Государство играет важную роль в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно поощряет национальное инновационное предпринимательство.

Фото:Павел Федоров

Россия прошла большой путь в развитии предпринимательской культуры. Но с учетом сравнительно короткой истории рыночной экономики в стране необходимо продолжать курс на популяризацию предпринимательства и инновационной деятельности. Например, надо увеличить количество инкубаторов, подобных Skolkovo Startup Village и Startup Tour.

 Фото: iStock

По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них - изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в "экономику знаний", развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.

"Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, - подчеркнул Андрей Клепач. - В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%".

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе - для поддержания доходов населения.

"Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста", - отметил Андрей Клепач.

Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.

"Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни", - процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема - в социальной сфере.

"Наша экономика - это на 50% потребительский спрос, - уверен Александр Широв. - Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. - отметил ученый. - Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах".

"Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них - это повышение уровня жизни и доходов населения, - поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. - Есть два взаимосвязанных пути - экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта".

По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. "Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, - отметил Александр Дынкин. - Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%".

"В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать".

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в "экономику знаний", жилищное строительство и развитие экспорта.

"Нам нужен финансовый форсаж - следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, - уверен Абел Аганбегян. - У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов".

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

Фото: Александр Корольков/РГ

По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".

Читайте также: