Налоги в средневековой франции платили

Обновлено: 15.05.2024

ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ 1789 ГОДА
С.Г. Верещагин
Аннотация: В статье рассматриваются основные причины Великой французской революции — огромный дефицит государственного бюджета и налоговое неравенство сословий французского общества.

Из-за плохого урожая 1788 г. выступления народа против дороговизны приобрели на редкость массовый и грозный характер. Продовольственные трудности усу­гублял общий хозяйственный застой, который совпал с либерализацией международной торговли в середине 80-х годов XVIII столетия.

На фоне этих хозяйственных трудностей обострилась проблема дефицита государственного бюджета.

У монархии не было иного выхода, как только попы­таться заставить и привилегированных платить налоги. Угроза банкротства заставила правительство Людовика XVI вновь повернуться к реформам 8 .

Фискальный иммунитет был одним из существенных атрибутов принадлежности к высшим, привилегирован­ным сословиям. В числе других факторов налоговая исключительность считалась (а подчас и являлась) одной из основ богатства и экономического господства дворянства и верхов духовенства. Первое сословие королевства — духовенство и второе — дворянство по определению были свободны как от основного личного налога — тальи, так и от всевозможных дополнений к нему. Это не значит, однако, что высшие сословия совершенно не участвовали в государственных расхо­дах. Церковь раз в пять лет платила так называемый бескорыстный дар, сумма которого устанавливалась после длительных и обычно не гладко протекавших переговоров с правительством.

Величина и форма сбора прямых и косвенных нало­гов в различных районах королевства были неодинаковы. Одни провинции находились в привилегированном поло­жении по сравнению с другими.

Французские финансы находились тогда в самом пла­чевном состоянии. Государственный долг, составлявший в 1774 г. 1,5 млрд. ливров, возрос к 1788 г. до 4,5 млрд. ливров. Выплата процентов но долгам и их погашение в бюджете 1788 г. составляли самую большую статью — 318 млн. ливров, более половины всех расходов. Все понимали, что прямые и косвенные налоги на третье сословие увеличивать больше нельзя.

В то же время исследование дворянских наказов Генеральным штатам 1789 г. показало, что в подавляющем большинстве наказов (138 из 165 рассмотренных при об­щем числе наказов — около 200) содержалось требование податного равенства 13 .

5 мая 1789 г. в Версале открылись заседания Генеральных штатов. 17 июня депутаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием, т.е. заявили о своем праве представлять население всей страны. Это смелое решение нарушало существующий порядок и фак­тически означало начало революции. 19 июня депутаты от духовенства, среди которых было много приходских священников, большинством голосов приняли решение объединиться с третьим сословием 14 .

23 июня Людовик XVI собрал всех депутатов Генеральных штатов на общее заседание. Он объявил им, что готов ввести равное для всех подданных налого­обложение, реформировать судопроизводство и вообще сделать многое из того, чего добивалось третье сословие. 7 июля 1789 г. депутаты всех сословий объявили себя Учредительным собранием. Фактически они посягнули на одну из прерогатив короля — право определять устройс­тво государства. Под влиянием крестьянского движения Учредительное собрание осуществило первую глубокую реформу. В период с 5 по 11 августа 1789 г. был обсуж­ден и принят декрет (как именовались многие законы революционного времени) об отмене сеньориального строя. Он упразднил повинности, обусловленные личной зависимостью крестьянина, равно как и саму зависимость. Отменялись церковная десятина и некоторые дворянские привилегии.

Повсюду в стране власть сосредоточивалась в руках муниципалитетов, которые в своих документах требовали полного уничтожения феодальных повинностей, ликви­дации кабальной субаренды, нормирования цен на хлеб и лишения политических прав духовенства.

К весне 1790 г. в основном завершилось и реформи­рование налоговой системы. Были отменены все прежние налоги. Вместо них введены три прямых налога: на зе­мельную собственность, движимое имущество и торгово-промышленную деятельность. Учредительное собрание отменило также внутренние пошлины и таможни.

Итак, старые налоги были отменены. Введенные вмес­то них налоги: поземельный, налог с доходов и патентный сбор с промышленной деятельности — в силу разных причин поступали с трудом. Положение казалось отча­янным. Старая власть на местах была уничтожена, новая только нарождалась. Дело взимания податей и налогов на­ходилось в руках муниципалитетов и местных выборных учреждений, которые, не желая ссориться с населением, фактически ничего ни с кого не взыскивали, да и не могли взыскать, не имея сколько-нибудь организованной поли­цейской силы. Таможенные доходы сократились до нуля, торговля и промышленность переживали очень серьезный кризис, казна была пуста.

Правительство вынуждено было впервые начать печатание бумажных денег, которые были названы ассигнатами 16 . Обеспечены они были земельным фондом, конфискованным у церкви. Но потребности государственного бюджета так росли, а поступления были столь ничтожны, что приходилось все чаще и чаще осуществлять эмиссию бумажных денег, которые начали заметно падать в цене 17 . Первые ассигнаты, выпущенные 19 декабря 1789 года, приносили 5% дохода в год. Ассигнаты, выпущенные 17 апреля 1790 года, приносили лишь 3%. Проценты исчис­лялись днями. Ассигнат в 1000 ливров приносил в день 1 су 8 денье, ассигнат в 300 ливров — 6 денье. Последний держатель получал в конце года в любой государственной кассе всю сумму накопившихся процентов.

Финансовый кризис нарастал: это было связано с целым комплексом причин, в первую очередь надо было составить налоговые списки, создать новый налоговый персонал. Муниципалитеты, на которые было возложено взимание налогов, не были подготовлены к этому делу. И налогоплательщики, в особенности аристократы, не торопились с их уплатой. Национальное собрание ничего не хотело получать с помощью налогов на потребление. Оно считало их несправедливыми, так как они ложились одинаковой тяжестью на различные сословия. А меж­ду тем новые расходы прибавлялись к прежним. Из-за голода приходилось покупать много хлеба за границей. Проводившиеся реформы углубляли финансовую про­пасть. К старому долгу, достигавшему около 3 млрд. 119 млн. (причем половина этой суммы состояла в срочных долговых обязательствах), прибавилось более миллиарда, затраченного на ликвидацию старого режима: 149 млн. — на выкуп долга духовенства, 450 млн. — на выкуп уничтожаемых судебных должностей, 203 млн. — на выплату залогов, 150 млн. — на выкуп должностей по ведомству финансов, 100 млн. — на выкуп феодальных десятин и т.д. Таким образом, общая сумма долга, старого и нового, достигала 4 млрд. 262 млн., что требовало на уплату процентов ежегодного расхода приблизительно в 262 млн. ливров. Сверх того расходы на поддержание культа, павшие на государство с отменой десятины, дости­гали 70 млн. и пенсии монахам требовали 50 млн., тогда как расходы различных министерств определялись всего только в 240 млн 18 .

Мирабо также указывал на политическое значение бумажной валюты: люди, наделенные ассигнациями, станут защищать революционную власть, которая создала эти ассигнаты, так как гибель этой власти будет означать гибель их сбережений. В сентябре 1790 г. Учредительное собрание приняло решение о выпуске бумажных денег (папье-моннэ) на сумму 800 млн. ливров 19 .

Распродажа национальных имуществ (конфискован­ных во время Великой французской революции имуществ короля, церкви и эмигрантов) явилась крупнейшим в истории Франции перераспределением собственности. Основой фонда национальных имуществ были земель­ные богатства. Хотя само возникновение национальных имуществ в 1789 г. в значительной мере было связано со стремлением Учредительного собрания, принявшего на себя старый государственный долг, выйти из вставших перед ним финансовых затруднений.

Таким образом, ассигнат являлся в одно и то же вре­мя политическим оружием и финансовым средством. В качестве политического оружия он выдержал испытание, ускорив распродажу церковных имуществ, позволив та­ким образом революции победить ее врагов внутренних и внешних. В качестве средства финансового он не избежал опасностей, предсказанных его противниками, например гиперинфляции. Но эти недостатки при проведении новой политики налогов и финансов в большинстве случаев были порождены политической борьбой, связанной со свержением феодального строя 23 .

Нет ничего удивительного, что женщины инициировали налоговые бунты, так как увеличение налогов всегда приво­дило часть населения к обнищанию и даже ставило под уг­розу их существование. В Кагоре в 1637 г. женщины сожгли в соборе скамью, предназначенную для властей города. В Ажене в 1635 и Кане в 1639 гг. тоже женщины начали бунт, напав на сборщиков налогов. В Монпелье в 1645 г. во главе бунта против налогов стояла бой-баба, призывавшая бороть­ся не на жизнь, а на смерть со спекулянтами, отнимающими хлеб у малых детей. В Лиможе в 1705 г. дома сборщиков налогов были подожжены толпой бедных женщин с детьми, тогда как их мужья так там и не появились 26 .

Последствием таких революционных изменений в налоговой и финансовой сферах явилась невозможность собрать вновь установленные налоги и, следовательно, из-за отсутствия денежных средств невозможность госу­дарством выполнять свои функции. В этой критической социально-политической ситуации ассигнат оказался единственным источником получения средств в государс­твенную казну. Французская революция создала новую финансовую систему, которая заключалась в увеличении количества циркулирующих денежных единиц (привыч­ной расценки) без соответствующего внедрения в оборот каких-либо реальных ценностей. В 1792—1794 гг. ежегодно ассигнат обесценивался на 21-29% 27 .

По мнению некоторых ученых 28 , первопричиной Французской революции стали не те обстоятельства, о которых указано в классических учебниках по истории и политике, а самое банальное перераспределение собствен­ности в рамках страны новым классом-буржуазией. Как часто бывает, за великим историческим событием стоят меркантильные интересы, в данном случае это борьба бур­жуазии за снижение налогового бремени, скупка ею кон­фискованных имуществ и захват политической власти.

Библиография:
1. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV — XVIII вв.: в 3 т. Т. 1 / Ф. Бродель; пер. с фр. Л. Е. Куббеля. — М.: Прогресс, 1986. — 622 с.

2. Бродель, Ф. Что такое Франция?: в 2 кн.: пер.с фр. Кн. 2. Люди и вещи, ч. 2: Крестьянская экономика до начала XX века. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997.— 511 с.

3. Делюмо, Ж. Ужасы на Западе (Исслед. процесса воз­никновения страха в странах Зап. Европы, XIV-XVII вв.): пер. с фр. — М.: Голос, 1994. — 408 с.

5. История Франции: в 3 т. Т. 1 / Акад.наук СССР, Ин-т всеобщ. Истории. — М.: Наука, 1972. — 357 с.

6. Коробочко, А. И. Восстание камизаров (1702-1705 гг.) // Средние века: сборник статей. Вып. 3. — М., 1951. — С. 13-29.

7. Люблинская, А. Д. Структура сословного предста­вительства в средневековой Франции // Вопросы истории. — 1972. —№1. —С. 100-113.

8. Манфред, А. 3. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М.: Мысль, 1978. 440 с.

9. Маныкин, А. С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки: учеб. пособие для сту­дентов высш. учеб. заведений. — М.: Слово, 2004. — 606 с.

10. Поршнев, Б.Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой 1630. — М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

11. Сеннет, Р. Каждый — сам себе дьявол (Париж Умбера де Романа) // Логос. 2002. №3-4. С. 191-208.

12. Чеканцева, З. А. Открытый протест как волеизъ­явление: Франция XVII—XVIII вв. // Европейский альманах 2003: Политические партии и общество. Пресса и цензура. Общественное мнение / отв. ред. А. О. Чубарьян. — 2004. — С. 116-126.

13. Энгельгардт, Р. Ю. Социально-экономическое по­ложение Франции в конце XVII — начале XVIII вв. — Кишинев, 1976. — 243 с.

14. Correspondance des controleurs generaux des finances avec les Intendants des provinces. T. 1-3. Т. Ill / A. de. Boislisle, P. de Brotonne. — 1874-1876.

15. Lavisse E. Histoire de France. — 1911. — T. 7/1.


2 См.: Агония французского абсолютизма / Ред. коллегия: Р.А. Бургете, Т.Б. Длугач, Э.Ю. Соловьев. Гл. Французское про­свещение и революция / М.А Киссель, Э.Ю. Соловьев, Т.И. Ойзерман и др. — М: Наука, 1989. — С. 1.


4 См.: Кропоткин П.А. Великая Французская революция. 1789-1793. — М., 1979. — С. 14-42; Рюде Д. Народные низы в истории. 1730-1848, — М., 1984. С. 35-48, 107, 133; Шампьон Э. Франция накануне революции по наказам 1789 года. — СПб., 1906. — С. 21.


6 Boulainvilliers Н. Essais sur la noblesse de France contenans une dissertation sur son origine et abaissement. Amsterdam, 1732. P. 41-42.


9 Метивье Ю. Франция в XVI-XV1II вв.: от Франциска I до Людовика XV / пер. с фр. А.В. Голубкова, СВ. Панова. — М.: ACT: Астрель, 2005. — С. 182.


11 Лебедева Е. И. Дворянство и налоговые привилегии накану­не революции // Французская революция XVIII в.: экономика, политика, идеология. — М: Наука, 1988. — С. 75-94.


12 Caionne Ch.-A. de. Reponse de M. de Calonne a l'ecrit de M. Necker, publie en Avril 1789, contenant l'examen des comptes de la situation des finances rendus en 1774, 1776, 1781, 1783 et 1787 avec des observations sur les resultats de l'Assemblee des notables. — L., 1788.— P. 84.


14 Третье сословие — обозначало во Франции с конца средних веков до 1789 г. податное население (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее также буржуазия, рабочие). Называлось третьим в отличие от первых двух сословий — духовенства и Дворянства, которые не облагались податями (в XVIII в. лишь небольшим общегосударственным налогом).


16 В королевской Франции конца XVIII в. не было бумажных денег. Денежное обращение обеспечивалось металлической монетой. В употреблении были в основном серебряные и золотые монеты различных наименований и достоинств: лу­идор, экю, ливр, франк и др. Исчисление доходов и расходов государства производилось в ливрах, а после введения в 1795 г. метрической системы мер — во франках, при соотношении 81 ливр за 80 франков. С 1721 г. по 1785 г. было отчеканено около 1 млрд ливров золотой монеты и около 2 млрд ливров — серебряной. К началу революции в обращении находилось приблизительно 2,2 млрд ливров. См.: Смирнов A.M. Кризис денежной системы Французской революции. — СПб., 1921. — С. 103-104.


17 Подробнее см.: Тарле Е.В. Создатель бумажных денег // Из литературного наследия академика Е.В. Тарле. — М.: Наука, 1981.


19 Юровский В.Е. Бумажные деньги Великой французской ре­волюции // Вопросы истории. — 1998. —№8. — С. 151-158.


21 Короткое С.Н. Финансовая политика Французской рево­люции: характер и итоги // От старого порядка к революции. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — С. 93-112.


22 В 1791 г. Жозеф Камбон был назначен главой комитета финансов Конвента и фактически стал руководителем и упра­вителем французских финансов. См.: Короткое С.Н. Буржуа-Монтаньяр в революции: взгляды и деятельность Жозефа Камбона // Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Индивидуальные и социально-типические черты. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. — С. 73-79.


23 Верещагин С.Г. Налог как политическая категория: исто­рия и современность: монография. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. —С. 123.


27 Короткое С. Н. Финансовая политика Французской револю­ции: характер и итоги // От старого порядка к революции. Л.: Изд —во ЛГУ, 1988. С. 93-112.

Мы добьемся мира, даже если для этого нам придется воевать. Дуайт Эйзенхауэр
ещё >>

Читайте также: