Налоги в 2018 году ставки таблица

Обновлено: 07.07.2024

Налогов вновь собрали на треть больше

Второй год подряд собираемость федеральных налогов показывает рекордную динамику: в 2018 году со всех регионов их было собрано на сумму 11,6 трлн рублей, что на треть больше, чем годом ранее — 8,9 трлн (что, опять же, было больше на 32%, чем по итогам 2016 года).

Если в среднем по стране объем налоговых сборов в федеральный бюджет вырос на 30%, то в большинстве нефтедобывающих регионов — сразу в 1,5 раза. Среди рекордсменов Ханты-Мансийский автономный округ, увеличивший сборы в 1,55 раза — с 2 до 3 трлн рублей, и Татарстан, собравший в 1,5 раза больше — с 328,5 млрд до 490,3 млрд рублей. Пропорционально увеличили сборы также в Красноярском крае, Оренбургской и Иркутской областях.

Большую часть собранных налогов Татарстана отправляет в Москву, и доля эта в 2019 году, видимо, еще вырастет

Возможно, отчасти рост сборов связан с изменениями в пропорциях налоговых сборов. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин на сессии Госсовета РТ 19 декабря прошлого года заявил о том, что Татарстан увеличит отчисления в федеральный бюджет с 70 до 75%, следовательно поступления в консолидированный бюджет самого Татарстана снизятся с 30 до 25%.

Любопытно, но на той же сессии прозвучала информация о том, что РТ увеличит отчисления в бюджет уже в 2018 году до 800 млрд рублей, во всяком случае, так об этом написало большинство СМИ: обмолвился министр, или его недопоняли журналисты, но, вероятнее всего, в 2018 году РТ не собрала (и не могла собрать) 800 млрд рублей налогов в федеральный бюджет, и цифра эта — прогноз как раз на 2019 год (в консолидированный бюджет РТ поступит 273 млрд рублей). По итогам же 2018 года Татарстан отправил в федеральный бюджет 490,3 из 689,2 млрд рублей всех налогов, или 71,1%. Только 28,8% осталось в республике.

Получается, что в этом году можно надеяться на рост налоговых сборов в бюджет РФ по Татарстану в 1,63 раза, благодаря, в том числе, изменившейся пропорции (75 к 25). Так или иначе, с прошлого года доля налогов, отправляемых в федеральный бюджет, в Татарстане действительно заметна выросла и перевалила отметку в 70% (об этом см. ниже).


Основной рост налогов пришелся на три нефтедобывающих региона и два мегаполиса

Татарстан застолбил за собой место в топ-5 в 2017 году, после тяжелого 2016-го, когда объем поступлений федеральных налогов из республики в Москву впервые за годы упал (на 2%) с 233,7 млрд до 229,4 млрд рублей. В 2013—2014 годах РТ занимала шестое место по объему собираемых налогов, по итогам 2015 года сумела опередить Московскую область, переместившись на пятую строчку, но в 2016 году вновь сделала шаг назад. По итогам 2017 года РТ вернула себе пятое место, собрав на 43,2% больше, чем в 2016-м — 328,5 млрд рублей.

В 2018 году расслоение регионов выросло в два раза: уже 30 территорий показали снижение налоговых сборов в федеральный бюджет. То есть кризис, может быть, и пройден, но только в нефтяной отрасли. В среднем в этих регионах сборы упали на 20%.

В ПФО такую динамику продемонстрировали Мордовия (рекордсмен по госдолгу, напомним), сборы которой упали на 18% (с 14,2 до 11,6 млрд рублей), Нижегородская область — снижение на 15% (до 75,4 млрд рублей), Марий Эл — сборы снизились на 10%, до 7,4 млрд рублей, и Ульяновская область — сборы упали на 4%, до 20,3 млрд рублей. Отметим, что годом ранее в ПФО был только один регион, налоговые сборы которого в федеральный бюджет снизились — это Кировская область.


Показательно, что падение сборов в ПФО продемонстрировали и нефтяные регионы. Хуже всего идут дела в Чечне: собрав годом ранее 1 млрд рублей, в 2018 году здесь не собрали ничего, получив еще и 27 млрд рублей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В Липецкой области похожая ситуация. В шатком положении находятся Забайкальский край и Еврейская автономная область.

Зависимость России от нефтяной иглы выросла, а пять крупнейших регионов-сборщиков покрывают 60% всех налогов страны

Такая ситуация, разумеется делает экономику РФ еще более зависимой от нефтяной иглы. И действительно: если еще в 2017 году нефтедобыча позволила перечислить ХМАО (Югре) в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, или 22,1% налогов и сборов, что насобирали все регионы страны, то по итогам прошлого года Россия и ее бюджет зависят от одного этого региона уже на 26%.

Как федералы сражаются за налоги отставками губернаторов и внешним управлением регионов


В начале 2018 года стало известно, что долг бюджета Забайкальского края перед федеральным бюджетом будет реструктуризован с рассрочкой платежа до 2024 года: на 1 января 2018 года сумма задолженности региона составляла уже 14,6 млрд рублей. Итогом стала отставка губернатора Натальи Ждановой в октябре прошлого года, которая не проработала на посту и трех лет, как и предыдущий глава региона, уволившийся в 2016 году. Новым главой края, которому придется разгребать финансовые конюшни, стал Александр Осипов, ранее работавший первым заместителем главы Минвостокразвития РФ.

Еще ранее федеральные власти придумали другой прием, начав вводить внешнее управление Минфина РФ в регионах. В настоящее время три российских региона находятся под этим режимом. Казначейское сопровождение осуществляется в отношении Хакасии (налоговые сборы в 2018 году упали в 2,6 раза, до 902 млн рублей, как итог — 3 млрд рублей дотаций), Мордовии, о которой мы уже писали (2,7 млрд рублей дотаций было выделено в прошлом году на выравнивание бюджетной обеспеченности), и Костромской области.

В последней, несмотря на госдолг, налоговые поступления в прошлом году выросли на 35%, до 9,8 млрд рублей (объем дотаций составил 3,7 млрд рублей). У Мордовии и Костромы, по данным на февраль 2019 года, госдолг превышает собственные доходы за год. В начале прошлого года критические долги были у семи регионов. При этом Мордовия по-прежнему в зоне риска: если Костромская область в 2018 году сократила госдолг на 7%, а рыночный на 10%, то Мордовия нарастила долги — на 12% и 45% соответственно. Госдолг регионов в прошлом году все-таки сократился на 4,7% или на 109 млрд руб., а долги перед банками — на 2,3%, или 28 млрд руб.

В прошлом году самым проблемным регионом в смысле налоговых сборов была Кировская область (падение их составило тогда 5%), в этом году собрали на 1% больше, но отыграть падение, конечно, не удалось: собрано было 13 млрд рублей в федеральный бюджет. Как и в случае с Забайкальским краем в начале 2018 года было принято решение о реструктуризации долга области: Кировская область погасит около 15,6 млрд рублей задолженности в течение семи лет за счет программы реструктуризации.


Если говорить о ПФО, то самый впечатляющий рост налоговых сборов, разумеется, у нефтяных регионов. Лучшие показатели, напомним, у Татарстана, а также у Оренбургской области (собрали в 1,5 раза больше — 300,8 млрд рублей), Самарской области (на треть больше, 291,7 млрд рублей), Пермском крае (на 40% больше, 261,3 млрд рублей) и Башкортостане (на треть больше, 221,8 млрд рублей). В топ-20 лучших регионов РФ вошла также Саратовская область, где налоговые сборы в федеральный бюджет выросли лишь на 10%, до 108 млрд рублей.

На дотационной и нефтяной игле: если регион не подсел на вторую, он сядет на первую

Но если говорить о дотациях, то среди рекордсменов ПФО только Татарстан и Самарская область не получили от федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Хотя объем дотаций у остальных, конечно, несопоставим с налоговыми сборами. Так, на 300,8 млрд рублей сборов Оренбургская область получила 4 млрд рублей дотаций, Пермский край — 2,2 млрд рублей, Удмуртия — 3,6 млрд, Саратовская область — 8,5 млрд. Больше всех снова получила Республика Башкортостан — 16,4 млрд рублей.

Дотация ежегодно растет, но, благодаря нефтянке, доля, приходящаяся на нее, снижается

Благодаря хорошей динамике налоговых сборов в федеральный бюджет, доля средств, отправляемых обратно в регионы, в качестве, в том числе, дотаций, год от года снижается. В кризисный 2017 год из-за падения сборов в 2016-м на дотации было направлено 9% всех собранных средств (614,5 млрд рублей из 6,8 трлн рублей), годом позднее доля упала до 7,18%, а в 2019 году объем дотаций составит наименьшую за последнее время долю — 5,8%. Всего на дотации (мы тут имеем в виду только дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, не считая субвенций и проч.) в этом году федералы направят в регионы 675,26 млрд рублей.

Отметим, что, несмотря на снижение доли, направляемой на дотации, сам объем дотаций растет: с 2011 года он вырос в 1,7 раза (тогда в регионы направлялось 397 млрд рублей). Особенно существенный рост пришелся на 2017 год, он составил почти 20%, или 100 млрд рублей. Напомним, 100 млрд рублей забрали вовсе не из федерального бюджета, а изъяв у регионов (в т. ч., и Татарстана) части налога на прибыль: федеральная его доля выросла с 2 до 3% (из 20%).

Больше 50 регионов собирают налогов в бюджет РФ меньше, чем получает из него один Дагестан

В начале 2018 года стало известно, что условия дотаций регионам будут ужесточены. На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018—2020 гг. придется более 40% трансферта из федерального бюджета (порядка 2 трлн руб). Половину помощи получат 13 регионов, больше всего — Дагестан. Он же и остается самым дотационным регионом, и получит в этом году из федерального бюджета уже 66,2 млрд рублей.

Отметим, что 57 регионов России собирают налогов в федеральный бюджет меньше, чем получит один Дагестан. Для сравнения, последний собрал в прошлом году на 14% больше, но всего 9,2 млрд рублей. То есть объем московского трансферта в Дагестан в 7,2 раза превышает его собственные федеральные налоги. Если говорить о всех налогах и сборах, то Дагестан в прошлом году собрал 32 млрд рублей, из них 22,7 млрд рублей осталось в республике, то есть 70%, тогда как в Татарстане эта пропорция обратная). Таким образом, объем федеральной помощи в два раза больше, чем все, что может собрать Дагестан.

Как Минфин ровно на 5% зарезал объем дотаций регионам


Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова. Фото Максима Платонова

…пострадали, в том числе, Ульяновская область и Башкортостан

Несмотря на такие ежовые рукавицы, число регионов, которым объем дотаций сократили, составило всего 22 (из них, что показательно, 14 сократили аккурат на 5%). Годом ранее под ножницы попали дотации 26 регионам. И все-таки, кто среди первых пострадавших в результате новой методики Минфина РФ?

Ровно на 5% сократили дотации еще одному региону ПФО — Ульяновской области: с 3,3 до 3,18 млрд рублей. В прошлом году отношение дотаций к налоговым сборам составило всего 5,6% (у Башкортостана — 4,2%) — всего область собрала 60 млрд рублей, из них 40 млрд рублей осталось дома.

Помимо них, почти ровно на 5% с небольшими долями сократили дотации Еврейской автономной области, Орловской, Костромской, Курганской областям, Карелии, Хабаровскому и Камчатскому краям. А также Иркутской, Брянской, Тамбовской, Кемеровской и Магаданской областям. Сильнее всего урезаны дотации были Мурманской области (на 93,6% — с 473 млн рублей до 31,6 млн, а ведь с 2011 года регион почти каждый год получал более 1 млрд рублей.

Почти наполовину сократили дотации Красноярскому краю: с 3,2 млрд до 1,7 млрд рублей. Но это было связано, очевидно, с тем, что ранее для подготовки региона к Универсиаде-2019 ему и выделяли на это немалую часть средств (в 2017 году регион получил рекордные 5,5 млрд рублей).

На 40% сократили дотации Тульской области, на 13,5% — Вологодской. Отметим также, что в связи с проблемами Забайкальского края и сменой там губернатора, региону чуть-чуть тоже срезали, но в рамках статистической погрешности: в прошлом году он получил 12,1 млрд рублей, в этом году получит 11,9 млрд.


Зато еще двум регионам ПФО — тем, что получили новых губернаторов — объем дотаций подняли на 15%

Одновременно почти ровно на 15% выросли дотации 15 регионам, в том числе и двум регионам ПФО: Кировской области (дотации выросли с 10 до 11,5 млрд рублей) и Марий Эл (почти на 1 млрд рублей: с 6 до 6,9 млрд). Отметим, что как раз у этих регионов зависимость довольно высока. В прошлом году Кировская область собрала 38,2 млрд рублей налогов, оставив у себя 25 млрд рублей, и получила дотаций на сумму, составляющую 26% от всех сборов. Марий Эл собрала 19,3 млрд рублей (оставив 12 млрд рублей у себя), а получила дотаций на сумму, составляющую 31,17% от всех сборов. По-видимому, в их случае сыграла роль новой власти — и в Марий Эл, и в Кировской области в должность новые губернаторы вступили не так давно и не успели еще наломать дров (то есть понабрать кредитов), чтобы испортить отношения с Минфином РФ.

В списке самых дотируемых регионов каких-либо изменений не произошло. После Дагестана идет Якутия, она получит в этом году 47 млрд рублей (на 6,7% больше), затем Камчатка (ей урезали дотации на 5% — получит 37,4 млрд рублей), Чечня (получит на 12,4% больше — 30,4 млрд рублей) и Алтайский край (ему урезали дотации на 1% — получит 26,8 млрд рублей). В топ-10 можно найти как Башкортостан, так и Крым, которому объем дотаций повысили на 15% — он получит в этом году 20,3 млрд рублей.

Татарстан мог бы в одиночку дотировать треть регионов России


В Татарстане по результатам прошлого года 71,1% собранных средств отправилось в федеральный бюджет, всего же было собрано 690 млрд рублей. Примерно так же обстоят дела у Пермского края (261,3 из 382,5 млрд рублей отправилось в Москву).

И, судя по всему, доля налогов, отправляемая в федеральный кошелек, будет расти, если вспомнить слова министра финансов Татарстана об увеличении этой доли до 75%.

Вообще же, в ПФО в среднем доля налогов, отправляемая в Москву, выше остающейся в регионах: 63,6% против 36,3% (в 2017 году было 59% против 41%). Больше всего страдает Уральский федеральный округ, где, в среднем, 84,3% собранных средств не остается в регионах (годом ранее эта доля была на 1% меньше).

Распределение налогов, сборов и иных обязательных платежей по бюджетам разных уровней на 1.01.2019, тыс. руб.

ФОТ (Фонд оплаты труда) — это комплекс выплат трудящимся компании или предприятия. Необходимо отличать фонды заработной платы и оплаты труда, это не синонимы. Поговорим о налогообложении и ставках на 2018 год, которыми облагается ФОТ поскольку ежегодно происходят изменения в размерах начислений и тарифов. Также от изменения МРОТ зависит ставка страхования и лимитированная сумма. Однако, обо всем по порядку.

Порядок взимания налогов с заработной платы

Нельзя сказать, что в 2018 году произошли кардинальные изменения в этом вопросе. Сам порядок начисления сохранился на прежнем уровне. Он включает в себя:

  • взносы медицинского страхования и в пенсионный фонд России (обязательные платежи);
  • пополнение фонда социального страхования (ФСС);
  • оплата подоходного налога (плательщикам НДФЛ);
  • плата в иные внебюджетные фонды.

Ежегодное изменение минимального размера оплаты труда влияет на расчет страховых взносов, поскольку напрямую от этого зависит: растет как сумма выплат, так и размер предельной базы. В итоге, если говорить простым языком, вся заработная плата из брутто после выплаты налогов и взносов превращается в нетто, которая и выдается на руки трудовому коллективу. Общая сумма комплекса отчислений составляет порядка 33%, но она может быть чуть меньше или чуть больше.

НДФЛ в 2018 году

Налог на доходы физических лиц в 2018 году составляет от 9 до 35% от суммы полученного дохода. Зависит эта ставка от вида полученного вознаграждения. Все налоговые резиденты стандартно платят в бюджет сумму равную 13% от своей заработной платы. Показатель, нужно отметить, один из самых низких на сегодня в Европе.


Разберемся в вопросе о том, кто является плательщиками этого налога, а кто нет. Налоговый кодекс понимает под плательщиками следующие категории граждан:

  • резиденты РФ (имеющие гражданство);
  • нерезиденты РФ;
  • лица без гражданства.

Сюда следует относить и индивидуальных предпринимателей, а также детей, от имени которых должны выступать их законные представители. Если гражданин имеет гражданство России, он необязательно считается налоговым резидентом. Под это понятие попадают лица, находящиеся на территории страны в течение 183 дней и более в течение 12 месяцев подряд.

Важно! Даже если гражданин не является резидентом, но доходы в России у него есть, он должен платить НДФЛ.

Ставки на 2018 год определены на уровне:

  • 13% для доходов налоговых резидентов;
  • 30% для доходов неналоговых резидентов.

Плательщиком налога является не работодатель, а сам гражданин, получающий доход. Организация, где он трудится, берет на себя обязательства по расчету этой суммы и перечислению ее в бюджет.

Выплаты в фонды медицинского страхования

Теория о том, что в России сохранено бесплатное медицинское обслуживание не верна. Конечно, государство выделяет часть средств на развитие медицины, однако, и фонды получают крупные суммы отчислений от работодателей. Обязательное страхование реализуется через фонды:

  • территориальные ОМС и их филиалы;
  • федеральные ОМС.

Работодатель заключает договор с фондом на страхование своих сотрудников и перечисляет обязательный взнос. Также обязан поступить и индивидуальный предприниматель. 5,1% — это та сумма, которую зачастую перечисляют от уровня заработной платы.

Перечисления в пенсионный фонд

Перечисления в фонд социального страхования


Размер отчислений в данный фонд зависит от вредности производства. Стандартный размер отчисления сохранился на уровне прошлого года и составил 2,9% от заработной платы. Однако, как это видно из общей таблицы (указана ниже), ставка может меняться в зависимости от категории плательщика и вида страхования. Оформляя больничный или сотрудницу в декрет, работодатель тесно связан с ФСС. Именно за счет фонда оба больничных и оплачиваются.

Дополнительно соцстрах установил тарифы на страхование от несчастных случаев. Ставка определяется индивидуально в зависимости от рода деятельности предприятия. Ее размер варьируется от 0,2 до 8,5%.

Важно! В фонд социального страхования не предусмотрены платежи от индивидуальных предпринимателей. Этот вид выплат касается только организаций.

Однако, ИП могут перечислить добровольный платеж, касающийся страхования в случае временной нетрудоспособности или материнства. Эта выплата составляет на текущий год 2158,99 рублей.

Таблица налогов и взносов

Рассмотрим сводную таблицу выплат налогов и взносов на ФОТ, что позволит легче воспринять большой объем информации.

Травматизм/болезнь или материнство/с выплат свыше 718 000 руб. за год нарастающим итогом

Со стандартных выплат/с суммы свыше 796 000 руб. за год нарастающим итогом

-/2 158,99 руб. (добровольный взнос)/-

19 356,48 руб. (при доходах менее 300 000 руб.);

Если они выше, дополнительно оплачивается 1% от превышенного дохода (лимит выплат 154 851,84 руб. за год)

Плательщики в статусе резидентов городов Крыма плюс Севастополь, Владивосток

От 0,2 до 8% (согласно установленного класса риска)/1,5%/0%

Плательщики в статусе резидентов территорий опережающего социально-экономического развития

От 0,2 до 8% (согласно установленного класса риска)/0%/0%

Аптеки и предприниматели с фармацевтической лицензией;

Благотворительные фонды с упрощенной системой налогообложения;

Компании с УСН, занятые в обработке;

От 0,2 до 8% (согласно установленного класса риска)/0%/0%

От 0,2 до 8% (согласно установленного класса риска)/2,9%/0%

Прочие компании, не задействованные в науке

От 0,2 до 8% (согласно установленного класса риска)/2,9%/0%

Напоминаем, что указанная процентная ставка рассчитывается от уровня заработной платы. Если на предприятии трудится иностранный гражданин, взносы за него могут отличаться в зависимости от его гражданства.

Расчет налогов и взносов

Рассмотрим пример расчета с суммы заработной платы до налогообложения. Допустим, гражданка имеет оклад в 47 000 рублей. Расчет таков:

  • из этого дохода изымается 13% НДФЛ и перечисляется в бюджет 6 110 рублей;
  • работодатель дополнительно перечисляет 22% в Пенсионный фонд — 10 340 рублей;
  • в ФСС 2,9% также отчисляет работодатель в сумме 1363 рубля, а также 0,2% страхование от профессиональных заболеваний — 94 рубля;
  • 5,1% в фонд медицинского страхования — 2 397 рублей.

Уже сейчас известно, что в будущем году произойдут значительные изменения в контроле за перечислениями обязательных страховых взносов. Администрированием будет заниматься ФНС.

Добрый день. Работодатель прислал зарплатное предложение: устанавливается ФОТ, такая-то сумма, с учётом всех налоговых выплат. Это означает сумму до выплаты налогов? Или после выплаты налогов, на руки?

предельная база для начисления страховых взносов в таблице

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 утверждена предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году. Ежегодный рост этого лимита связан с обязательной индексацией зарплат работникам, а также с нормами статьи 421 НК РФ.

Актуальная информация о предельной базе для начисления страховых взносов в 2019 и 2020 годах есть в нашей новой статье. Данные за 2017 год содержатся здесь.

Как устанавливается предельная база по взносам

Предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году устанавливается только по взносам за работников. Работодатели платят четыре вида страховых взносов:

  • на пенсионное страхование;
  • на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • на медицинское страхование;
  • на страхование по травматизму и профессиональным заболеваниям.

При этом лимит по начислению взносов устанавливается только по первым двум видам страхования.

Расчёт предельной базы для начисления страховых взносов в 2018 году на пенсионное страхование производится по формуле, приведённой в статье 421 НК РФ:

Средняя зарплата в РФ * 12 месяцев * 2

Учитывая, что прогнозируемая средняя заработная плата в 2018 году составит 42 522 рубля, лимит по начислению взносов на ОПС равен (42 522 * 12 * 2) 1 021 000 рубля с учётом округления.

А для начисления страховых взносов в 2018 году на социальное страхование по нетрудоспособности и материнству применяется другое правило, указанное в Постановлении от 15.11.2017 № 1378:

Лимит для начисления страховых взносов на 2017 год * 1,08

Считаем: (755 000 * 1,080) = 815 000 рублей с учетом округления.

Укажем предельную величину для начисления разных видов страховых взносов за работников в 2018 году в таблице.

Вид страховых взносов

Социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством

Страхование по травматизму и профзаболеваниям

Напоминаем: страховые взносы в 2018 году индивидуальных предпринимателей за себя не имеют предельной базы для начисления и рассчитываются по другим правилам.

Основные тарифы страховых взносов за работников в 2018 году

Если работодатель не имеет права на пониженные тарифы страховых взносов, то до достижения указанных выше лимитов применяются следующие ставки:

  • на пенсионное страхование – 22%;
  • на медицинское страхование – 5,1%;
  • на социальное страхование по нетрудоспособности и материнству – 2,9%;
  • на страхование по травматизму и профзаболеваниям – от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса риска.

После того, как по взносам достигнуты лимиты выплат работнику, ставки страховых взносов составят:

  • на пенсионное страхование – 10%;
  • на социальное страхование по нетрудоспособности и материнству – 0%;

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование и взносы на травматизм продолжают начисляться по тем же тарифам, потому что по этим видам выплат лимиты не установлены.

Ставки (таблица) страховые взносы в 2018 году за работников для перечисления в ИФНС

До достижения лимита

После достижения лимита

На пенсионное страхование

На медицинское страхование

5,1% (лимит не установлен)

На соцстрахование по ВНиМ

Федеральный закон от 27.11.2017 № 361-ФЗ сохранил ставки страховых взносов на этом уровне на период 2017 – 2020 годы (ранее период составлял 2017 – 2019 годы).

Эти виды платежей в фонды в 2018 году не перечисляются, потому что контроль за их расчётом и уплатой передан Федеральной налоговой службе. И только взносы на травматизм по ставке от 0,2% до 8,5% по-прежнему уплачиваются в ФСС.

Покажем на примере, как рассчитывается сумма выплат на работника, если не действуют пониженные тарифы страховых взносов. База для расчёта определяется по каждому работнику в отдельности, нарастающим итогом с начала года.

  1. Платежи на пенсионное страхование состоят из двух частей: (1 021 000 * 22%) плюс (1 274 730 - 1 021 000) * 10%), всего 249 993 рублей.
  2. Взносы на социальное страхование рассчитываются только до достижения лимита, т.е. (815 000 * 2,9%) 23 635 рублей.
  3. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляются по единой ставке (5,1%), независимо от суммы выплат работнику. В нашем примере это (1 274 730 * 5,1%) 65 011 рублей.
  4. Взносы на травматизм и профессиональные заболевания начисляют со всей суммы по минимальной ставке, т.к. вид деятельности относится к первому классу риска (1 274 730 * 0,2%) 2 549 рублей.

Всего размер страховых выплат за этого работника составит 341 188 рублей.

Пониженные тарифы взносов за работников в 2018 году

Как видно, страховые платежи за работников в общем случае превышают 30% от выплаченных ему сумм. Чтобы уменьшить финансовую нагрузку работодателей, государство установило пониженные тарифы страховых взносов, но не для всех бизнесменов.

Дополнительные требования установлены для предпринимателей и организаций, работающих на УСН. Доход упрощенцев не должен превышать 79 млн рублей за год (в то время как в общем случае этот лимит составляет 150 млн рублей), а доля выручки от льготного вида деятельности должна составлять не менее 70%.

Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий работодателей

Участники СЭЗ на территории Крыма и Севастополя

Ведущие технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность по соглашению с СЭЗ

Хозяйственные общества и партнёрств на УСН, занимающиеся внедрением интеллектуальной собственности, принадлежащей бюджетным и автономным учреждениям

IT-организации, прошедшие аккредитацию

Некоммерческие и благотворительные организации на УСН

Аптеки, работающие на ЕНВД

ИП на ПСН, по патентным видам деятельности, кроме розницы, торговли, аренды недвижимости

Организации и ИП на УСН, осуществляющие виды деятельности, указанные в статье 427 НК

После достижения предельной базы выплат работодатель, применяющий пониженные тарифы, взносы на пенсионное и социальное страхование не выплачивает.

Налоговики и аналитики утверждают – чем проще построена налоговая система, тем легче предпринимателю внести отчисления из зарплаты, а налоговику – проконтролировать своевременность платежей и их величину. В России регулярно вносят изменения в налоговую политику.

В итоге в 2021 году выплаты, исчисляемые из заработной платы, разделились на налог на прибыль и страховочные отчисления. Налоговики явно хитрят, когда называют первую часть взимаемой с наемного работника, а вторую только с работодателя. Ведь в любом случае в 2021 году отчисления, которые изымаются из заработной платы в бюджет, выплачиваются исключительно из средств трудящегося.

Что представляет собой налог на прибыль

Налог на прибыль (НДФЛ) должны уплачивать физические лица, то есть обычные граждане. В 2018 году процентная величина налоговых отчислений варьируется в таких значениях:

  • 13% – действуют для россиянина или иностранного гражданина, который находится в России уже более 6 месяцев;
  • 30% – уплачивают иностранцы, проживающие на территории России менее 6 месяцев;
  • 35% – налог высчитывается исходя из основы – выплат, которые можно отнести к материальной выгоде, его уплачивают вне зависимости от гражданства.

Виды страховочных платежей

Из страховочных выплат, которые перечисляют из заработной платы, выделяют 4 основных вида:

  • пенсионные;
  • медицинские;
  • необходимые для социального сектора;
  • страхующие от несчастного случая.

Контролирует своевременность внесения страховочных платежей и их правильный расчет налоговый орган. Страхование от несчастных случаев возложено на систему социального страхования.

Чтобы работник после уплаты налогов из зарплаты не остался с мизерным доходом, в 2021 году действует пороговое значение отчислений в бюджет – не больше 30% от официальной заработной платы.

Лучше сориентироваться, какие налоги на зарплаты, и какие ставки страховочных выплат действуют в 2021 году при исчислении отчислений из заработной платы трудящегося, поможет таблица ниже.

Базовая процентная ставка, % Предел, который нельзя превышать, тысяч рублей Ставка налога, если завышена предельная сумма, %
ПФ 22 876 10
Социальное страхование 2,9 755 0
Медицинское страхование 5,1 5,1
Страхование от наступления несчастных случаев от 0,2 до 8,5, в зависимости от того, чем занято предприятие и работник в частности 0,2-8,5

Выходит, что зарабатывать больше россиянину выгодно – налоговые ставки от этого только снижаются.

Исключения из правил

Также предусмотрены ставки с предельными значениями годовой зарплаты. Если предельный заработок достигнут и цифра ползет вверх, процент по страховке ощутимо уменьшается.

Незаконно рассчитывать страховочные выплаты в бюджет из аванса. За основу можно брать только зарплату в полном объеме. Однако когда выплата авансовой суммы приходится на последние числа месяца, отчисления перечисляют именно с аванса, не дожидаясь заработной платы.

Сэкономить на перечислении денег в бюджет трудящийся имеет право, если ему положен вычет. Вычеты определяют исходя из таких сумм:

  1. Стандартный – фиксируется в зависимости от количества детей, воспитываемых работником, и его личных льгот. Вычет не положен лицам, зарабатывающим в год больше 350 000 рублей.
  2. Социальный – деньги на прохождение лечения, получение образования.
  3. Имущественный – расходы на приобретение недвижимого имущества.
  4. Инвестиционный – если траты связаны с проведением операций с ценными бумагами.

На вычет имеют право претендовать те, кто может предъявить свидетельство о рождении ребенка и заявление, написанное по определенной форме. Сумма вычета может составить в 2021 году:

  • 1 400 рублей – если семья пополнилась первым или третьим ребенком;
  • 3 000 рублей – родился второй или каждый последующий малыш;
  • 12 000 рублей – семья воспитывает ребенка, получившего статус инвалида, до тех пор, пока ему не исполнится 18 лет, или если он хочет получить образование, до 24 лет.

Если ребенка или детей воспитывает одинокий родитель, вычеты умножают на 2. Причем в первых описанных случаях возраст детей не важен, главное – их количество.

Правительство России заявляет, что в 2021 году оно вынуждено идти на непопулярные меры повышения налогов из-за плачевного экономического состояния в стране и европейских санкций. К концу 2021 года планируется внести такие изменения:

  1. Увеличить процентную ставку налоговых отчислений в среднем на 2%.
  2. Возможно, увидит свет новая система зависимости ставок налогообложения от дохода работника.
  3. Если совокупный налог будет увеличен до 15%, суммарный процент по страховочным выплатам выгодно сократится с 30 до 21%.
  4. Министерство экономического развития выступает за введение вычета суммы прожиточного минимума.

Останутся ли эти законопроекты задумками или станут реальностью, узнаем совсем скоро.

Внимание! В рамках нашего портала вы можете получить консультацию корпоративного юриста совершенно бесплатно. Для этого достаточно просто оставить вопрос в форме ниже. Обращайтесь!

Читайте также: