Налоги как инструмент бюджетного регулирования диссертация

Обновлено: 30.06.2024

Работа выполнена на кафедре финансового права Российской академии правосудия. Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор Горбунова Ольга Николаевна.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обосновано значение хозяйственной реформы 1965 г., когда была осознана уникальность прибыли как объекта налогообложения, предоставляющего государству возможность получения информации о деятельности предприятий, как фактора, обусловившего возникновение современного налога на прибыль организаций и его обособление от косвенного налогообложения прибыли, выражавшегося в уплате предприятиями гильдейских сборов (начиная с 70-х годов XVIII в.); промысловых налогов (с середины XIX в. и до 30-х годов XX в.); взимавшихся в советский период подоходного налога с предприятий общественных организаций и смешанных обществ, отчислений от прибыли, платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, взносов свободного остатка прибыли (вплоть до 1990 г.).

3. Возможность выступать основным источником доходов для региональных и местных бюджетов ориентирует совершенствование правового регулирования налогообложения прибыли не только на пути развития его фискального потенциала, но и в большей степени на создание условий для совершенствования экономических отношений в обществе, а также на заинтересованность в развитии всех форм предпринимательства на каждой территории. Данная возможность появляется после признания значения данного налога при получении информации, необходимой для осуществления государственного управления; распределении и перераспределении денежных средств в бюджетной системе страны; применении стимулирующих и дестимулирующих механизмов в регулировании экономических отношений.

4. Предусмотренный налоговым и бюджетным законодательством порядок распределения поступлений от налога на прибыль организаций указывает на существование регулирующих механизмов в бюджетной системе, в связи с чем предлагается закрепить деление доходов бюджетов на закрепленные, регулирующие и передаваемые. Данное деление направлено на создание возможностей определения долей всех доходных источников в бюджете любого уровня бюджетной системы и отслеживание уровня самостоятельности каждого бюджета.

5. Совершенствование юридического конструирования налога на прибыль организаций представляется правильным ориентировать на развитие заинтересованности региональных и местных уровней власти в увеличении количества предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, так как увеличение размера полученной на конкретной территории прибыли увеличивает общую доходную базу всех уровней бюджетной системы.

6. Предлагается преобразовать порядок распределения доходов от налога на прибыль организаций и закрепить обязательные отчисления от него за всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации, что направлено на обеспечение реализации принципа самостоятельности всех бюджетов бюджетной системы за счет увеличения отчислений от регулирующих налогов и уменьшения финансовой помощи бюджетам.

7. Обоснованы положения о правовой модели налога на прибыль организаций, предлагаемые для их законодательного закрепления в виде внесения изменений в следующие статьи части первой НК РФ:

– изложить абзац второй ч. 2 ст. 11 в следующей редакции:

8. Обоснованы положения о правовой модели налога на прибыль организаций как инструмента бюджетного регулирования, предлагаемые для их законодательного закрепления в виде внесения изменений в БК РФ:

«1. Закрепленные доходы бюджетов – виды доходов, принадлежащие на постоянной основе полностью или частично соответствующим бюджетам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К закрепленным доходам бюджетов относятся:

1) налоговые доходы, принадлежащие на постоянной основе полностью или частично соответствующим бюджетам, государственным внебюджетным фондам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

2. Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты либо на долгосрочной основе, либо Законом о бюджете на следующий год и плановый период.

– ст. 58 дополнить ч. 5 следующего содержания:

Читайте также: