Справедливые налоги эпоха просвещения

Обновлено: 18.05.2024

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Атеизм - простое отсутствие веры в существование любого из богов.

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.

Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Конституция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Культура постоянно находится в развитии и движении. Каждое столетие несет за собой нечто новое и ранее неизведанное. Эпоха Просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII - середины XVIII веков. Она началась ещё в далеком XVII веке в Англии. Но затем охватила и близлежащие территории – Францию, Россию, Германию.

Новые открытия в естествознании.

Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе и о себе. Философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. За это можно было попасть в руки инквизиции.

Гениальные учёные Николай Коперник и Галилео Галилей еще в начале Нового времени бросили вызов устоявшимся в обществе представлениям о мироздании.

В XVII в. английский учёный Исаак Ньютон сформулировал законы движения, включая закон всемирного тяготения. Но при этом он полагал, что Вселенная сотворена по Божественному плану и замыслу. По его представлениям Вселенная огромный механизм, которая работает по чётко определённым правилам и законам, и остается неизменной со времён сотворения ее Богом.

В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Изобретение телескопа позволило астроному Уильяму Гершелю обнаружить ранее неизвестную планету – Уран, установить, что кольцо Сатурна состоит из двух концентрических частей, а также обнаружить новые спутники Сатурна и Урана.

Французский геолог Жорж Луи Бюффон полагал, что планеты возникли в результате столкновения кометы с Солнцем. Его интересовали вопросы происхождения живой и неживой природы и материалистические воззрения расходились с религиозной картиной мира.

С появлением микроскопа были сделаны важные открытия в биологии. Голландский биолог Антони Ван Левенгук исследовал мир микроорганизмов, а естествоиспытатель Карл Линней предпринял попытку классифицировать животный мир на виды, роды, отряды и классы. Учёный не сомневался в том, что всё живое на Земле создано Богом, а количество видов живых организмов неизменно со дня творения.

Революция в естествознании, произошедшая в XVII – XVIII вв., накопление знаний в области физики, химии и биологии поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. Мир рассматривался как единственный предмет познания. Некоторые мыслители XVIII в. были атеистами, считавшими, что религия – это фантастическое представление о природе и человеке.

Общественные идеи века Просвещения.

В эпоху Просвещения просветители считали, что можно изменить существующий несправедливый общественный порядок, но добиться этого возможно путём борьбы с невежеством и распространения научных знаний. По их мнению, человек, вооружённый знаниями, станет лучше и свободнее, поэтому особую роль отводили науке и относились к ней как к религиозной вере.

Возникла элита, которая с неодобрением смотрела на идею распространения знаний среди простого народа. Французский философ и литератор Вольтер считал, что простой народ предназначен для выполнения физического труда.

Центрами распространения идей Просвещения были Англия и Франция. В Англии культурный и образовательный уровень населения был выше, чем у жителей других европейских стран. Большое влияние на действия властей оказывало общественное мнение, что привело к появлению идеи происхождения государства в результате общественного договора, которую сформулировал философ Джон Локк. По его мнению, если государство покушается на естественные права человека, то народ в целях защиты от, нарушившего общественный договор государства, имеет право поднять восстание. Идеи Локка нашли отражение в характере политического строя Англии.

Французский просветитель Шарль Луи Монтескьё выступил за проведение глубоких преобразований в обществе и был сторонником конституционной монархии, при которой существует разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны сдерживать и контролировать друг друга. Народ должен участвовать в формировании судебной и законодательной власти, а исполнительную философ предполагал передать монарху. Эти взгляды легли в основу конституционализма, утвердившегося в период Нового времени в странах Западной Европы.

Постепенно господствующими стали представления о том, что идеальными являются правовое государство и гражданское общество, а взаимоотношения между ними должны регламентироваться правовыми нормами. В правовом государстве основным законом является конституция и налажен механизм сдерживания властей от произвола и злоупотреблений.

Между Католической церковью и французскими просветителями и возник острый конфликт. Гольбах, Дидро, Клод Гельвеций были атеистами и не верили в бессмертие души и в сотворение мира Богом. Но они не призывали к свержению существующего строя, так как большинство пользовались поддержкой аристократов, королей и занимали важные государственные должности.

Просвещенный абсолютизм

Революция в естествознании и идеи Просвещения обозначили новый этап в общественном и духовном развитии Запада. Эти изменения стали предпосылками социальных, политических и культурных потрясений, произошедших в конце XVIII в. Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах неодинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

1. Расположите в правильной хронологической последовательности:

Правильный ответ:

Разбор задания:

2. Установите соответствие между деятелями Просвещения и их теориями.

Период в истории культуры, общественной и философской мысли стран Европы и Америки.

На­ча­ло эпо­хи П. обыч­но от­но­сят ко 2-й пол. 17 в., в ка­че­ст­ве верх­ней гра­ни­цы ука­зы­ва­ют на­ча­ло Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в., хо­тя в не­ко­то­рых стра­нах про­длева­ют до нач. 19 в. В ис­то­рио­гра­фии на про­тя­же­нии 19 и б.ч. 20 вв. П. рас­смат­ри­ва­лось как идео­ло­гич. под­го­тов­ка ре­во­лю­ции во Фран­ции. К кон. 20 – нач. 21 вв. по­доб­ная трак­тов­ка, за­мет­но обед­няв­шая зна­че­ние дос­ти­же­ний эпо­хи и вы­дви­гав­шая на пе­ред­ний план толь­ко франц. П., сме­ни­лась бо­лее ши­ро­ким под­хо­дом. В со­от­вет­ст­вии с ним П. – фе­но­мен куль­ту­ры, об­ла­даю­щий са­мо­сто­ят. цен­но­стью вне за­ви­си­мо­сти от к.-л. по­сле­дую­щих со­бы­тий. Кро­ме то­го, П. более не рас­смат­ри­ва­ет­ся лишь как ком­плекс идей. Об­ра­ща­ет­ся вни­ма­ние так­же на про­изо­шед­шие в 18 в. из­ме­не­ния в куль­ту­ре по­все­днев­но­сти.

Но­вые идеи, поя­вив­шие­ся в эпо­ху П., бы­ст­ро рас­про­стра­ня­лись в об­ще­ст­ве и ока­зы­ва­ли боль­шое влия­ние на его жизнь бла­го­да­ря кар­ди­наль­ным из­ме­не­ни­ям, про­изо­шед­шим в куль­ту­ре по­все­днев­но­сти. В пер­вую оче­редь они за­клю­ча­лись в пе­ре­ме­нах в прак­ти­ке чте­ния. На про­тя­же­нии 18 в. зна­чи­тель­но воз­рос­ла гра­мот­ность на­се­ле­ния (во Фран­ции, напр., до 47% сре­ди муж­чин и до 27% сре­ди жен­щин), бы­ст­ро рос­ло и ко­ли­че­ст­во пе­чат­ной про­дук­ции, б.ч. ко­то­рой за­ни­ма­ла свет­ская и ху­дож. лит-ра. Из­ме­нил­ся фор­мат книг – их мож­но бы­ло чи­тать не толь­ко за сто­лом, но и во вре­мя про­гул­ки, в до­ро­ге и т.д. К чте­нию при­об­щи­лись но­вые со­ци­аль­ные слои – ре­мес­лен­ни­ки, слу­ги, кре­сть­я­не. Во 2-й пол. 18 в. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись об­ществ. чи­таль­ни, где мож­но бы­ло по­лу­чить га­зе­ты и жур­на­лы, под­пис­ка на ко­то­рые стои­ла до­ро­го, вос­поль­зо­вать­ся спра­воч­ни­ка­ми, сло­ва­ря­ми, аль­ма­на­ха­ми, по­зна­ко­мить­ся со зло­бо­днев­ны­ми но­вин­ка­ми. Поя­ви­лась воз­мож­ность брать кни­ги на вре­мя на дом. Кар­ди­наль­но из­ме­нил­ся ка­че­ст­вен­ный со­став пе­чат­ной про­дук­ции – рез­ко воз­рос­ла до­ля пе­рио­ди­ки. Ес­ли в пер­вое де­ся­ти­ле­тие 18 в. вы­хо­ди­ло 40 франц. и 64 нем. пе­рио­дич. из­да­ния, то в 1770-х гг. со­от­вет­ст­вен­но 188 и 718, в сле­дую­щее де­ся­ти­ле­тие 1225 и 2277. Раз­ви­тие кни­го­пе­ча­та­ния и пе­рио­ди­ки ста­ло за­ло­гом ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния идей, бла­го­да­ря че­му сло­жи­лась но­вая со­ци­аль­ная ре­аль­ность – об­ществ. мне­ние, т.е. кол­лек­тив­ные су­ж­де­ния, фор­ми­рую­щие­ся вне сфе­ры, под­кон­троль­ной пра­ви­тель­ст­ву, и ока­зы­ваю­щие влия­ние на про­цесс при­ня­тия по­ли­тич. ре­ше­ний. Но­вые идеи ста­ли пред­ме­том дис­кус­сии. По­яв­ля­лось боль­шое ко­ли­чест­во мест, где лю­ди мог­ли об­ме­ни­вать­ся мне­ния­ми о разл. ас­пек­тах об­ществ. и ду­хов­ной жиз­ни, – ака­де­мии, чи­та­тель­ские клу­бы, ин­тел­лек­ту­аль­ные круж­ки, лит. са­ло­ны, ка­фе и т.д. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной фор­мой ин­тел­лек­ту­аль­ных со­об­ществ бы­ли ма­сон­ские ло­жи (см. Ма­сон­ст­во). Чле­ны этих со­об­ществ под­дер­жи­ва­ли по­сто­ян­ные кон­так­ты ме­ж­ду со­бой, ве­ли ре­гу­ляр­ную пе­ре­пис­ку с чле­на­ми ана­ло­гич­ных объ­е­ди­не­ний в др. го­ро­дах и стра­нах, что по­зво­ля­ло но­вым иде­ям бо­лее ак­тив­но рас­про­стра­нять­ся в стра­нах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки.

Зна­чит. из­ме­не­ния пре­тер­пе­ла и сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния. Со­вер­шен­ст­во­ва­лись учеб­ные за­ве­де­ния – кол­ле­гии, пан­сио­ны. Во 2-й пол. 18 в. на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние гос. сис­те­мы нар. школ, при­чём пре­ж­де все­го в мно­го­на­цио­наль­ных го­су­дар­ст­вах (Прус­сия, им­пе­рия Габс­бур­гов, Рос­сия). Ари­сто­кра­тия пред­по­чи­та­ла да­вать сво­им де­тям до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, для пред­ста­ви­те­лей обед­нев­шей зна­ти соз­да­ва­лись спе­ци­аль­ные, ча­ще все­го во­ен­ные, учеб­ные за­ве­де­ния.

Раз­ли­чия со­ци­аль­но-эко­но­мич. ус­ло­вий и нац. тра­ди­ций обу­сло­ви­ли спе­ци­фи­ку П. в раз­ных стра­нах.

Влия­ние на П. в Анг­лии и Шот­лан­дии ока­за­ли из­ме­не­ния в об­лас­ти со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия, ре­во­лю­ции 17 в. и со­цио­куль­тур­ные сдви­ги 17– 18 вв. Боль­шое зна­че­ние име­ло ран­нее раз­ви­тие пар­ла­мен­та­риз­ма с при­су­щи­ми ему пра­во­вы­ми спо­со­ба­ми по­ли­тич. борь­бы и раз­ре­ше­ния об­ществ. про­ти­во­ре­чий, а так­же от­но­си­тель­но вы­со­кий уро­вень куль­тур­но­го и по­ли­тич. про­све­ще­ния ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния. На ха­рак­тер англ. П. по­влия­ли так­же его взаи­мо­от­но­ше­ния с ре­ли­ги­ей и Цер­ко­вью. Вид­ные дея­те­ли П. при­дер­жи­ва­лись дог­ма­тов хри­сти­ан­ст­ва, че­му спо­соб­ст­во­ва­ла по­зи­ция Анг­ли­кан­ской церк­ви, не про­ти­во­пос­тав­ляв­шей се­бя П. и от­ве­чав­шей его стрем­ле­нию к ве­ро­тер­пи­мо­сти, что по­зво­ля­ло со­хра­нять из­вест­ное рав­но­ве­сие ме­ж­ду тра­диц. цен­но­стя­ми, хра­ни­те­лем ко­то­рых вы­сту­па­ла Цер­ковь, и но­ва­тор­ски­ми, ко­то­рые не­сло П. Англ. про­све­ти­те­ли ред­ко кри­ти­ко­ва­ли Цер­ковь и хри­сти­ан­ст­во, ис­клю­че­ни­ем яв­лял­ся Дж. То­ланд.

Шотл. про­све­ти­те­ли, соз­на­вая не­воз­мож­ность до­бить­ся воз­вра­ще­ния не­за­ви­си­мо­сти по­сле за­клю­че­ния унии с Анг­ли­ей в 1707, при­зы­ва­ли со­сре­до­то­чить­ся на раз­ви­тии эко­но­ми­ки и куль­ту­ры сво­ей стра­ны. Э. Флет­чер, Д. Юм, А. Смит и др. мыс­ли­те­ли бо­лее ши­ро­ко тол­ко­ва­ли ус­ло­вия реа­ли­за­ции нравств. сво­бо­ды и гражд. доб­ле­сти, до­ка­зы­вая, что это­го мож­но дос­тиг­нуть уча­сти­ем в хо­зяйств. и об­ществ. дея­тель­но­сти, ин­тел­лек­ту­аль­ных за­ня­ти­ях ра­ди бу­ду­ще­го про­цве­та­ния ро­ди­ны.

В Ис­па­нии П. но­си­ло по преи­му­щест­ву уме­рен­ный ха­рак­тер (П.Р. Кам­по­ма­нес, Г.М. де Хо­ве­лья­нос), что в боль­шей сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию исп. ва­ри­ан­та про­све­щён­но­го аб­со­лю­тиз­ма.

С сер. 18 в. но­вые идеи ста­ли рас­про­стра­нять­ся в Се­вер­ной Аме­ри­ке (сев.- амер. ко­ло­ни­ях Ве­ли­ко­бри­та­нии). Амер. про­све­ти­те­лей (Франк­лин, Т. Джеф­фер­сон, Т. Пейн) ин­те­ре­со­ва­ли в пер­вую оче­редь про­бле­мы по­ли­ти­ки, что бы­ло обу­слов­ле­но борь­бой за не­за­ви­си­мость и на­шло от­ра­же­ние в обос­но­ва­нии пра­ва на­ро­да на рас­тор­же­ние об­ществ. до­го­во­ра с пра­ви­те­лем-ти­ра­ном.

В кон. 18 – нач. 19 вв. идеи П. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись в Ла­тин­ской Аме­ри­ке. Х.Б. Ди­ас де Га­мар­ра (Но­вая Ис­па­ния) от­стаи­вал при­тя­за­ния ра­зу­ма на объя­сне­ние яв­ле­ний ми­ра. С. Род­ри­гес (Ве­не­суэ­ла) го­ря­чо про­па­ган­ди­ро­вал кон­цеп­ции Ж.Ж. Рус­со. Шко­лу эн­ци­кло­пе­ди­стов про­шёл А. Бе­льо. Вос­пи­тан­ные на иде­ях П. С. Бо­ли­вар, А. На­ри­ньо и др. воз­гла­ви­ли Вой­ну за не­за­ви­си­мость в Ла­тин­ской Аме­ри­ке.

В Рос­сии, как и в Зап. Ев­ро­пе, П. пред­став­ля­ло со­бой про­цесс ду­хов­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной транс­фор­ма­ции. На­ли­чие родств. черт в рос. и зап.-ев­роп. П. обу­сло­ви­ло сов­па­де­ние осн. идей П. в Рос­сии и на За­па­де, сход­ст­во его про­яв­ле­ний в фи­ло­со­фии, иск-ве, лит-ре и др. фор­мах ду­хов­ной жиз­ни.

За­вер­ше­ние эпо­хи П. ча­сто свя­зы­ва­ет­ся с Франц. ре­во­лю­ци­ей 18 в., по­сколь­ку идеи про­све­ти­те­лей, спо­соб­ст­во­вав­шие оп­рав­да­нию яко­бин­ско­го тер­ро­ра, ста­ли вос­при­ни­мать­ся с на­сто­ро­жен­но­стью. Од­на­ко пред­при­ни­мав­шие­ся пос­ле раз­гро­ма на­по­лео­нов­ской Фран­ции по­пыт­ки ре­став­ра­ции ста­рых по­ряд­ков не смог­ли пе­ре­черк­нуть важ­ней­шие за­вое­ва­ния П., свя­зан­ные с ра­цио­на­ли­за­ци­ей и се­ку­ля­ри­за­ци­ей мыс­ли, бур­ным раз­ви­ти­ем ес­тест­вен­ных и об­ществ. на­ук, из­ме­не­ния­ми в ду­хов­ной куль­ту­ре и пов­се­днев­ной жиз­ни. Взгля­ды про­све­ти­те­лей лег­ли в ос­но­ву идео­ло­гии ли­бе­ра­лиз­ма, ис­поль­зо­ва­лись для обос­но­ва­ния Июль­ской ре­во­лю­ции 1830 иБель­гий­ской ре­во­лю­ции 1830, ока­за­ли влия­ние на по­ли­ти­ку мн. ев­роп. го­су­да­рей в 1-й пол. 19 в.

Главное содержание всей внутренней жизни Западной Европы в XVIII веке составило Просвещение. Его историческая необходимость была связана с крушением феодальных отношений, феодального образа жизни, вызвана потребностями капиталистического развития. Не случайно именно Англия стала родиной Просвещения.

Заслуга просветителей состоит в мощной критике современного им миропорядка, в особенности королевской власти и религии. Если критика церкви, религиозного мракобесия была вполне заслуженной, то сами основы религиозного мировоззрения воспринимались ими слишком упрощенно, некоторые из просветителей были материалистами.

Во второй половине XVIII века в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств утверждается мнение о необходимости модернизации экономической и политической системы. Это явление получило название просвещенный абсолютизм.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы не меняя по сути государственных форм абсолютной монархии, проводить сверху реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Политику просвещенного абсолютизма проводил отчасти прусский король Фридрих II Великий (1740 – 1785), наиболее последовательно германский император Иосиф II (1765 – 1790). Унаследовав австрийские владения (1780 – 1790), он провел целый ряд реформ: освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей, улучшение судопроизводства и др.

Взгляды просветителей подготавливали почву для роста революционных настроений в обществе. Абсолютизм, политическая роль дворянства, невозможность влиять на порядки в государстве уже не удовлетворяли буржуазию, накопившую огромные богатства. Эти причины, а также падение престижа королевской власти, ухудшение положения народных масс вызвали буржуазную революцию во Франции(1789 – 1794).

Историческое значение Великой французской революции в том, что она решительно покончила с феодально-абсолютистским строем, расчистила почву для развития капитализма.

В развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия. Она стала родиной промышленного переворота в XVIII веке. Главным признаком промышленного переворота явилась замена ручного труда на механический и машинный в результате изобретения англичанином Дж. Уаттом паровой машины в 1769 году. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. Осуществлялся переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин, что означало окончательную победу капитализма в сфере производства.




Результатом явилось полное доминирование Англии на мировом рынке, в мировой колониальной политике. XVIII век – время создания английской колониальной империи, главными частями которой стали Северная Америка, включая отобранную у Франции Канаду, и Индия, оттуда также удалось вытеснить французов.

Процессы, происходившие в Великобритании, так она стала называться в XVIII веке, характерны, конечно, не для всей Европы, но именно это явилось схемой, по которой пошло развитие во всех остальных странах, вступивших на путь развития капитализма.

К числу наиболее важных событий XVIII столетия относится образование Соединенных Штатов Америки.

На стороне американской армии воевали Франция, Испания, Голландия, Пруссия. 3 сентября 1783 года состоялось подписание мирного договора, по которому Англия признавала независимость США. В 1787 году была принята Конституция, в которой был закреплен принцип разделения трех властей, США провозглашались Республикой с избираемым на четыре года Президентом, Конгрессом и имевшим большие полномочия Верховным Судом. Все 13 штатов сохранили большую степень самостоятельности в решении внутренних дел. Первым президентом в 1789 году был избран главнокомандующий армией колонистов Джордж Вашингтон.

Итак, сопоставление социально-экономического и политического развития ведущих стран Европы в XVIII веке показывает, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах – на крайнем Западе, в ранне-буржуазных государствах, а также во Франции с ее уже развитым буржуазным укладом, а с другой стороны – на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, связанные с эпохой Петра I.

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Век просвещения отражает дух XVII столетия, которое известно мощным развитием идейного движения, дискредитацией религиозных и политических авторитетов, популяризацией образования, культуры и ценности человеческого разума. Эпоха просвещения зародилась в Англии под влиянием научной революции в конце XVII, но свое название получила во Франции в XVIII веке. Это движение опиралось на гуманистические традиции Возрождения и ставило в основу своего интеллектуального течения понятия рационализма и свободомыслия. Главная цель, стоящая перед прогрессивной эпохой XVII-XVIII вв., состояла в распространении:

  • идеалов научного знания;
  • торжества человеческого разума и человеческой свободы;
  • общественного прогресса:
  • компрометации церкви, различных суеверий и политических авторитетов.

Самыми яркими представителями просвещения были просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро во Франции, Джон Локк, Бернард де Мандевиль, Адам Смит в Англии, Готхольд Эфраим Лессинг и Иоганн Гете в Германии, Михаил Ломоносов, Александр Радищев в России. Философы просвещения верили в необъятные возможности человеческого разума, которые наиболее полно могли быть задействованы в научно-технической сфере.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Конец важнейшей для европейской культуры эпохи ознаменован началом Великой французской революции в 1789 году. Идеи и принципы Эпохи просвещения повлияли на создание важных документов того времени, заложив основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Основные черты эпохи

Идеи просвещения дали мощный импульс, который был необходим на этом этапе развития цивилизации и любого государства, переходящего от устоев традиционного общества к новым индустриальным ценностям. Просвещение оказало огромное влияние на развитие культурной, философской и общественной мысли, последующие изменения в этике и социальной мысли, отмену рабства и другие ключевые события, предопределившие ход мировой истории.

Свобода совести

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения.

Возникновение понятия связано с началом реформирования католической церкви, но особое развитие и теоретическое обоснование принципы свободы совести и вероисповедания получили в трудах философов Нового времени. В общественных и философских дискуссиях Эпохи просвещения вопросы нравственного характера занимали одно из важнейших мест. Свобода начала восприниматься не просто как благо, а как естественное состояние каждого человека.

Наиболее подробно эту идею в своих работах развивал английский мыслитель Жан-Жак Руссо, который выступал за разделение церкви и государства. Он считал, что человек рождается свободным, с правом распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению и самостоятельно выбирать свое будущее. По мнению Руссо, социальные устройство, основанное на ограничениях и требованиях государства и религии, накладывает оковы на свободу человеческой воли.

Просветительская идея свободы делила ее на естественную и гражданскую. Если естественная свобода была ограничена только законами природы, то гражданская предполагала следование законам и моральным нормам, которые защищали общество.

Освобождение науки и философии от влияния религии

Отношение к религии в просветительскую эпоху претерпевает ряд широких изменений, которые в большей степени относятся к осмыслению истоков религии. Наука приобретает эмпирический характер, поэтому слепое подчинение церкви заменяется попыткой докопаться до секретов и тайн природы.

Это не означает, что просветители выступали против религии. Скорее они призывали к ее реформации, уничтожению суеверий и предрассудков, так как считали, что настоящая вера основана на принципах гуманности и разумности.

Многие мыслители считали, что просвещение не может существовать отдельно от истинной религии, которая открывается через познание законов разума. Шотландский философ Дэвид Юм в своих работах доказывал невозможность разумной веры в чудеса, но не отрицал существование религии как таковой.

Космополитизм

Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

Формирования космополитического мировоззрения происходило на фоне участившихся войн, которые убеждали уставших европейцев в необходимости новой объединенной Европы. Пацифистски настроенные мыслители Эпохи просвещения видели решение проблемы в создании единой европейской республики с государствами-провинциями. Идеалы мирового гражданства проповедовали Данте, Гете, Шиллер и другие.

Космополитизм просветительской эпохи — это не отказ от ценностей патриотизма и служения родине. Приверженность всечеловеческим интересам и ценностям не исключала любовь к своей стране.

Возрождение науки и естествознания

Научное знание заняло лидирующие позиции в формировании просветительского мировоззрения и признавалось наиболее продуктивной формой интеллектуальной деятельности. Наука опиралась на принципы эмпиризма и рационализма, отвергая принятые религиозные теории. Интересы ученых просвещения отличались широтой научных взглядов. Основное место в системе знаний занимали точные и естественные науки, такие как математика, химия, биология, физика и другие.

Идеология разума, как источника и двигателя познания

Период просвещения отличается своей приверженностью культу разума. Факторы, характеризирующие идеологию разума:

  • разум воспринимался как единственный инструмент, благодаря которому можно преобразовать мир, исходя из принципов свободы, гуманности и равенства;
  • причина всякого зла и несчастья лежит в невежестве, которое можно преодолеть лишь силой разума;
  • любая истина познается через взаимодействие чувства и разума;
  • в основу человеческой культуры должна должны лежать принципы разума;
  • разум является единым и общим для всех людей, независимо от эпохи, национальности, социального статуса и т. д.

Идея прогресса

Для мыслителей просвещения движущей силой прогресса и истории являлся человеческий разум, с развитием которого менялась жизнь и строение общества. Идеология прогресса основывалась на неразделимости развития разума и промышленного прогресса, которые влияли друг на друга, приводя к новым открытиям и научным подвигам.

Также прогресс определялся как результат развития индивидуальных навыков человека, отраженные в личном вкладе каждого члена общества на пути к новому миру.

Абсолютизация образования в формировании человека

Одной из важнейших идей просветительского мира была возможность получения образования простыми людьми. Мыслители просвещения считали, что без всеобщей образованности невозможно дальнейшее развитие и прогресс. Просветительская эпоха дала сильный толчок образованию, в некоторых европейских странах ввели общее начальное образование. Во Франции в течение XVIII века количество неграмотных среди населения сократилось с 79 до 63%.

Однако, несмотря на большие надежды просветителей, образовательные реформы привели к еще большему социальному расколу в обществе, так как значительная часть населения оставалась необразованной и не могла поладить с остальной частью привилегированного населения. Народная мудрость и традиционные ценности казались мыслителям просвещения отсталыми и вредными, что тоже становилось причиной конфликтов в обществе.

Общие задачи просветителей

Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.

Борьба с феодализмом

Мыслители просвещения отрицали божественное происхождение феодально-абсолютистского государства, аргументируя его теорией общественного договора. Согласно этому, государство представлялось как социальный институт, который возник в результате заключения соглашения между людьми. Эта теория позволяла народу лишать государя власти, если он нарушает условия соглашения. Окончательный и решающий удар феодальному устройству нанесла Французская буржуазная революция, которая опиралась на идеи просвещения.

Борьба против церкви

С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.

К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.

Идеальная модель общества

  • равная ценность каждой личности, независимо от происхождения;
  • гуманизм и человеколюбие, служение всех людей на благо общества;
  • отказ от любых форм принуждения;
  • свобода вероисповедания;
  • единство морального закона для всех;
  • отказ от теологии из интерпретации исторического процесса;
  • осмысление средних веков в резко негативном ключе;
  • подражание идеалам античности.

Примеры эпохи Просвещения

Помимо активного развития философской и общественной мысли, идеи просвещения осмыслялись деятелями искусства. Первым направлением творчества был классицизм, который воплотился в литературе, музыке и живописи. Мастера, работающие в этом направлении, следовали принципам античности. Основными чертами классицизма являются рациональность и строгое соответствие форме. В литературе классицизма обожествляется человеческий разум, восхваляется борьба за свободу и движение научного прогресса. Каноническим произведением классицизма считаются произведения французского поэта Пьера Корнеля. В России это направление обрело популярность в середине XVIII века. К классицизму причисляют оды Державина, в которых он восхвалял Екатерину и трагедии Сумаркова.

Читайте также: