Справедливые налоги эпоха просвещения
Обновлено: 18.05.2024
Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.
Атеизм - простое отсутствие веры в существование любого из богов.
Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.
Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.
Конституция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Культура постоянно находится в развитии и движении. Каждое столетие несет за собой нечто новое и ранее неизведанное. Эпоха Просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII - середины XVIII веков. Она началась ещё в далеком XVII веке в Англии. Но затем охватила и близлежащие территории – Францию, Россию, Германию.
Новые открытия в естествознании.
Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе и о себе. Философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. За это можно было попасть в руки инквизиции.
Гениальные учёные Николай Коперник и Галилео Галилей еще в начале Нового времени бросили вызов устоявшимся в обществе представлениям о мироздании.
В XVII в. английский учёный Исаак Ньютон сформулировал законы движения, включая закон всемирного тяготения. Но при этом он полагал, что Вселенная сотворена по Божественному плану и замыслу. По его представлениям Вселенная огромный механизм, которая работает по чётко определённым правилам и законам, и остается неизменной со времён сотворения ее Богом.
В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Изобретение телескопа позволило астроному Уильяму Гершелю обнаружить ранее неизвестную планету – Уран, установить, что кольцо Сатурна состоит из двух концентрических частей, а также обнаружить новые спутники Сатурна и Урана.
Французский геолог Жорж Луи Бюффон полагал, что планеты возникли в результате столкновения кометы с Солнцем. Его интересовали вопросы происхождения живой и неживой природы и материалистические воззрения расходились с религиозной картиной мира.
С появлением микроскопа были сделаны важные открытия в биологии. Голландский биолог Антони Ван Левенгук исследовал мир микроорганизмов, а естествоиспытатель Карл Линней предпринял попытку классифицировать животный мир на виды, роды, отряды и классы. Учёный не сомневался в том, что всё живое на Земле создано Богом, а количество видов живых организмов неизменно со дня творения.
Революция в естествознании, произошедшая в XVII – XVIII вв., накопление знаний в области физики, химии и биологии поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. Мир рассматривался как единственный предмет познания. Некоторые мыслители XVIII в. были атеистами, считавшими, что религия – это фантастическое представление о природе и человеке.
Общественные идеи века Просвещения.
В эпоху Просвещения просветители считали, что можно изменить существующий несправедливый общественный порядок, но добиться этого возможно путём борьбы с невежеством и распространения научных знаний. По их мнению, человек, вооружённый знаниями, станет лучше и свободнее, поэтому особую роль отводили науке и относились к ней как к религиозной вере.
Возникла элита, которая с неодобрением смотрела на идею распространения знаний среди простого народа. Французский философ и литератор Вольтер считал, что простой народ предназначен для выполнения физического труда.
Центрами распространения идей Просвещения были Англия и Франция. В Англии культурный и образовательный уровень населения был выше, чем у жителей других европейских стран. Большое влияние на действия властей оказывало общественное мнение, что привело к появлению идеи происхождения государства в результате общественного договора, которую сформулировал философ Джон Локк. По его мнению, если государство покушается на естественные права человека, то народ в целях защиты от, нарушившего общественный договор государства, имеет право поднять восстание. Идеи Локка нашли отражение в характере политического строя Англии.
Французский просветитель Шарль Луи Монтескьё выступил за проведение глубоких преобразований в обществе и был сторонником конституционной монархии, при которой существует разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны сдерживать и контролировать друг друга. Народ должен участвовать в формировании судебной и законодательной власти, а исполнительную философ предполагал передать монарху. Эти взгляды легли в основу конституционализма, утвердившегося в период Нового времени в странах Западной Европы.
Постепенно господствующими стали представления о том, что идеальными являются правовое государство и гражданское общество, а взаимоотношения между ними должны регламентироваться правовыми нормами. В правовом государстве основным законом является конституция и налажен механизм сдерживания властей от произвола и злоупотреблений.
Между Католической церковью и французскими просветителями и возник острый конфликт. Гольбах, Дидро, Клод Гельвеций были атеистами и не верили в бессмертие души и в сотворение мира Богом. Но они не призывали к свержению существующего строя, так как большинство пользовались поддержкой аристократов, королей и занимали важные государственные должности.
Просвещенный абсолютизм
Революция в естествознании и идеи Просвещения обозначили новый этап в общественном и духовном развитии Запада. Эти изменения стали предпосылками социальных, политических и культурных потрясений, произошедших в конце XVIII в. Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах неодинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.
Теоретический материал для углубленного изучения:
Тренировочные задания:
1. Расположите в правильной хронологической последовательности:
Правильный ответ:
Разбор задания:
2. Установите соответствие между деятелями Просвещения и их теориями.
Период в истории культуры, общественной и философской мысли стран Европы и Америки.
Начало эпохи П. обычно относят ко 2-й пол. 17 в., в качестве верхней границы указывают начало Французской революции 18 в., хотя в некоторых странах продлевают до нач. 19 в. В историографии на протяжении 19 и б.ч. 20 вв. П. рассматривалось как идеологич. подготовка революции во Франции. К кон. 20 – нач. 21 вв. подобная трактовка, заметно обеднявшая значение достижений эпохи и выдвигавшая на передний план только франц. П., сменилась более широким подходом. В соответствии с ним П. – феномен культуры, обладающий самостоят. ценностью вне зависимости от к.-л. последующих событий. Кроме того, П. более не рассматривается лишь как комплекс идей. Обращается внимание также на произошедшие в 18 в. изменения в культуре повседневности.
Новые идеи, появившиеся в эпоху П., быстро распространялись в обществе и оказывали большое влияние на его жизнь благодаря кардинальным изменениям, произошедшим в культуре повседневности. В первую очередь они заключались в переменах в практике чтения. На протяжении 18 в. значительно возросла грамотность населения (во Франции, напр., до 47% среди мужчин и до 27% среди женщин), быстро росло и количество печатной продукции, б.ч. которой занимала светская и худож. лит-ра. Изменился формат книг – их можно было читать не только за столом, но и во время прогулки, в дороге и т.д. К чтению приобщились новые социальные слои – ремесленники, слуги, крестьяне. Во 2-й пол. 18 в. широко распространились обществ. читальни, где можно было получить газеты и журналы, подписка на которые стоила дорого, воспользоваться справочниками, словарями, альманахами, познакомиться со злободневными новинками. Появилась возможность брать книги на время на дом. Кардинально изменился качественный состав печатной продукции – резко возросла доля периодики. Если в первое десятилетие 18 в. выходило 40 франц. и 64 нем. периодич. издания, то в 1770-х гг. соответственно 188 и 718, в следующее десятилетие 1225 и 2277. Развитие книгопечатания и периодики стало залогом широкого распространения идей, благодаря чему сложилась новая социальная реальность – обществ. мнение, т.е. коллективные суждения, формирующиеся вне сферы, подконтрольной правительству, и оказывающие влияние на процесс принятия политич. решений. Новые идеи стали предметом дискуссии. Появлялось большое количество мест, где люди могли обмениваться мнениями о разл. аспектах обществ. и духовной жизни, – академии, читательские клубы, интеллектуальные кружки, лит. салоны, кафе и т.д. Наиболее распространённой формой интеллектуальных сообществ были масонские ложи (см. Масонство). Члены этих сообществ поддерживали постоянные контакты между собой, вели регулярную переписку с членами аналогичных объединений в др. городах и странах, что позволяло новым идеям более активно распространяться в странах Европы и Америки.
Значит. изменения претерпела и система образования. Совершенствовались учебные заведения – коллегии, пансионы. Во 2-й пол. 18 в. началось формирование гос. системы нар. школ, причём прежде всего в многонациональных государствах (Пруссия, империя Габсбургов, Россия). Аристократия предпочитала давать своим детям домашнее образование, для представителей обедневшей знати создавались специальные, чаще всего военные, учебные заведения.
Различия социально-экономич. условий и нац. традиций обусловили специфику П. в разных странах.
Влияние на П. в Англии и Шотландии оказали изменения в области социально-экономич. развития, революции 17 в. и социокультурные сдвиги 17– 18 вв. Большое значение имело раннее развитие парламентаризма с присущими ему правовыми способами политич. борьбы и разрешения обществ. противоречий, а также относительно высокий уровень культурного и политич. просвещения широких слоёв населения. На характер англ. П. повлияли также его взаимоотношения с религией и Церковью. Видные деятели П. придерживались догматов христианства, чему способствовала позиция Англиканской церкви, не противопоставлявшей себя П. и отвечавшей его стремлению к веротерпимости, что позволяло сохранять известное равновесие между традиц. ценностями, хранителем которых выступала Церковь, и новаторскими, которые несло П. Англ. просветители редко критиковали Церковь и христианство, исключением являлся Дж. Толанд.
Шотл. просветители, сознавая невозможность добиться возвращения независимости после заключения унии с Англией в 1707, призывали сосредоточиться на развитии экономики и культуры своей страны. Э. Флетчер, Д. Юм, А. Смит и др. мыслители более широко толковали условия реализации нравств. свободы и гражд. доблести, доказывая, что этого можно достигнуть участием в хозяйств. и обществ. деятельности, интеллектуальных занятиях ради будущего процветания родины.
В Испании П. носило по преимуществу умеренный характер (П.Р. Кампоманес, Г.М. де Ховельянос), что в большей степени способствовало формированию исп. варианта просвещённого абсолютизма.
С сер. 18 в. новые идеи стали распространяться в Северной Америке (сев.- амер. колониях Великобритании). Амер. просветителей (Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн) интересовали в первую очередь проблемы политики, что было обусловлено борьбой за независимость и нашло отражение в обосновании права народа на расторжение обществ. договора с правителем-тираном.
В кон. 18 – нач. 19 вв. идеи П. широко распространились в Латинской Америке. Х.Б. Диас де Гамарра (Новая Испания) отстаивал притязания разума на объяснение явлений мира. С. Родригес (Венесуэла) горячо пропагандировал концепции Ж.Ж. Руссо. Школу энциклопедистов прошёл А. Бельо. Воспитанные на идеях П. С. Боливар, А. Нариньо и др. возглавили Войну за независимость в Латинской Америке.
В России, как и в Зап. Европе, П. представляло собой процесс духовной и интеллектуальной трансформации. Наличие родств. черт в рос. и зап.-европ. П. обусловило совпадение осн. идей П. в России и на Западе, сходство его проявлений в философии, иск-ве, лит-ре и др. формах духовной жизни.
Завершение эпохи П. часто связывается с Франц. революцией 18 в., поскольку идеи просветителей, способствовавшие оправданию якобинского террора, стали восприниматься с настороженностью. Однако предпринимавшиеся после разгрома наполеоновской Франции попытки реставрации старых порядков не смогли перечеркнуть важнейшие завоевания П., связанные с рационализацией и секуляризацией мысли, бурным развитием естественных и обществ. наук, изменениями в духовной культуре и повседневной жизни. Взгляды просветителей легли в основу идеологии либерализма, использовались для обоснования Июльской революции 1830 иБельгийской революции 1830, оказали влияние на политику мн. европ. государей в 1-й пол. 19 в.
Главное содержание всей внутренней жизни Западной Европы в XVIII веке составило Просвещение. Его историческая необходимость была связана с крушением феодальных отношений, феодального образа жизни, вызвана потребностями капиталистического развития. Не случайно именно Англия стала родиной Просвещения.
Заслуга просветителей состоит в мощной критике современного им миропорядка, в особенности королевской власти и религии. Если критика церкви, религиозного мракобесия была вполне заслуженной, то сами основы религиозного мировоззрения воспринимались ими слишком упрощенно, некоторые из просветителей были материалистами.
Во второй половине XVIII века в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств утверждается мнение о необходимости модернизации экономической и политической системы. Это явление получило название просвещенный абсолютизм.
Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы не меняя по сути государственных форм абсолютной монархии, проводить сверху реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Политику просвещенного абсолютизма проводил отчасти прусский король Фридрих II Великий (1740 – 1785), наиболее последовательно германский император Иосиф II (1765 – 1790). Унаследовав австрийские владения (1780 – 1790), он провел целый ряд реформ: освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей, улучшение судопроизводства и др.
Взгляды просветителей подготавливали почву для роста революционных настроений в обществе. Абсолютизм, политическая роль дворянства, невозможность влиять на порядки в государстве уже не удовлетворяли буржуазию, накопившую огромные богатства. Эти причины, а также падение престижа королевской власти, ухудшение положения народных масс вызвали буржуазную революцию во Франции(1789 – 1794).
Историческое значение Великой французской революции в том, что она решительно покончила с феодально-абсолютистским строем, расчистила почву для развития капитализма.
В развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия. Она стала родиной промышленного переворота в XVIII веке. Главным признаком промышленного переворота явилась замена ручного труда на механический и машинный в результате изобретения англичанином Дж. Уаттом паровой машины в 1769 году. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. Осуществлялся переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин, что означало окончательную победу капитализма в сфере производства.
Результатом явилось полное доминирование Англии на мировом рынке, в мировой колониальной политике. XVIII век – время создания английской колониальной империи, главными частями которой стали Северная Америка, включая отобранную у Франции Канаду, и Индия, оттуда также удалось вытеснить французов.
Процессы, происходившие в Великобритании, так она стала называться в XVIII веке, характерны, конечно, не для всей Европы, но именно это явилось схемой, по которой пошло развитие во всех остальных странах, вступивших на путь развития капитализма.
К числу наиболее важных событий XVIII столетия относится образование Соединенных Штатов Америки.
На стороне американской армии воевали Франция, Испания, Голландия, Пруссия. 3 сентября 1783 года состоялось подписание мирного договора, по которому Англия признавала независимость США. В 1787 году была принята Конституция, в которой был закреплен принцип разделения трех властей, США провозглашались Республикой с избираемым на четыре года Президентом, Конгрессом и имевшим большие полномочия Верховным Судом. Все 13 штатов сохранили большую степень самостоятельности в решении внутренних дел. Первым президентом в 1789 году был избран главнокомандующий армией колонистов Джордж Вашингтон.
Итак, сопоставление социально-экономического и политического развития ведущих стран Европы в XVIII веке показывает, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах – на крайнем Западе, в ранне-буржуазных государствах, а также во Франции с ее уже развитым буржуазным укладом, а с другой стороны – на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, связанные с эпохой Петра I.
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.
Век просвещения отражает дух XVII столетия, которое известно мощным развитием идейного движения, дискредитацией религиозных и политических авторитетов, популяризацией образования, культуры и ценности человеческого разума. Эпоха просвещения зародилась в Англии под влиянием научной революции в конце XVII, но свое название получила во Франции в XVIII веке. Это движение опиралось на гуманистические традиции Возрождения и ставило в основу своего интеллектуального течения понятия рационализма и свободомыслия. Главная цель, стоящая перед прогрессивной эпохой XVII-XVIII вв., состояла в распространении:
- идеалов научного знания;
- торжества человеческого разума и человеческой свободы;
- общественного прогресса:
- компрометации церкви, различных суеверий и политических авторитетов.
Самыми яркими представителями просвещения были просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро во Франции, Джон Локк, Бернард де Мандевиль, Адам Смит в Англии, Готхольд Эфраим Лессинг и Иоганн Гете в Германии, Михаил Ломоносов, Александр Радищев в России. Философы просвещения верили в необъятные возможности человеческого разума, которые наиболее полно могли быть задействованы в научно-технической сфере.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Конец важнейшей для европейской культуры эпохи ознаменован началом Великой французской революции в 1789 году. Идеи и принципы Эпохи просвещения повлияли на создание важных документов того времени, заложив основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Основные черты эпохи
Идеи просвещения дали мощный импульс, который был необходим на этом этапе развития цивилизации и любого государства, переходящего от устоев традиционного общества к новым индустриальным ценностям. Просвещение оказало огромное влияние на развитие культурной, философской и общественной мысли, последующие изменения в этике и социальной мысли, отмену рабства и другие ключевые события, предопределившие ход мировой истории.
Свобода совести
Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения.
Возникновение понятия связано с началом реформирования католической церкви, но особое развитие и теоретическое обоснование принципы свободы совести и вероисповедания получили в трудах философов Нового времени. В общественных и философских дискуссиях Эпохи просвещения вопросы нравственного характера занимали одно из важнейших мест. Свобода начала восприниматься не просто как благо, а как естественное состояние каждого человека.
Наиболее подробно эту идею в своих работах развивал английский мыслитель Жан-Жак Руссо, который выступал за разделение церкви и государства. Он считал, что человек рождается свободным, с правом распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению и самостоятельно выбирать свое будущее. По мнению Руссо, социальные устройство, основанное на ограничениях и требованиях государства и религии, накладывает оковы на свободу человеческой воли.
Просветительская идея свободы делила ее на естественную и гражданскую. Если естественная свобода была ограничена только законами природы, то гражданская предполагала следование законам и моральным нормам, которые защищали общество.
Освобождение науки и философии от влияния религии
Отношение к религии в просветительскую эпоху претерпевает ряд широких изменений, которые в большей степени относятся к осмыслению истоков религии. Наука приобретает эмпирический характер, поэтому слепое подчинение церкви заменяется попыткой докопаться до секретов и тайн природы.
Это не означает, что просветители выступали против религии. Скорее они призывали к ее реформации, уничтожению суеверий и предрассудков, так как считали, что настоящая вера основана на принципах гуманности и разумности.
Многие мыслители считали, что просвещение не может существовать отдельно от истинной религии, которая открывается через познание законов разума. Шотландский философ Дэвид Юм в своих работах доказывал невозможность разумной веры в чудеса, но не отрицал существование религии как таковой.
Космополитизм
Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.
Формирования космополитического мировоззрения происходило на фоне участившихся войн, которые убеждали уставших европейцев в необходимости новой объединенной Европы. Пацифистски настроенные мыслители Эпохи просвещения видели решение проблемы в создании единой европейской республики с государствами-провинциями. Идеалы мирового гражданства проповедовали Данте, Гете, Шиллер и другие.
Космополитизм просветительской эпохи — это не отказ от ценностей патриотизма и служения родине. Приверженность всечеловеческим интересам и ценностям не исключала любовь к своей стране.
Возрождение науки и естествознания
Научное знание заняло лидирующие позиции в формировании просветительского мировоззрения и признавалось наиболее продуктивной формой интеллектуальной деятельности. Наука опиралась на принципы эмпиризма и рационализма, отвергая принятые религиозные теории. Интересы ученых просвещения отличались широтой научных взглядов. Основное место в системе знаний занимали точные и естественные науки, такие как математика, химия, биология, физика и другие.
Идеология разума, как источника и двигателя познания
Период просвещения отличается своей приверженностью культу разума. Факторы, характеризирующие идеологию разума:
- разум воспринимался как единственный инструмент, благодаря которому можно преобразовать мир, исходя из принципов свободы, гуманности и равенства;
- причина всякого зла и несчастья лежит в невежестве, которое можно преодолеть лишь силой разума;
- любая истина познается через взаимодействие чувства и разума;
- в основу человеческой культуры должна должны лежать принципы разума;
- разум является единым и общим для всех людей, независимо от эпохи, национальности, социального статуса и т. д.
Идея прогресса
Для мыслителей просвещения движущей силой прогресса и истории являлся человеческий разум, с развитием которого менялась жизнь и строение общества. Идеология прогресса основывалась на неразделимости развития разума и промышленного прогресса, которые влияли друг на друга, приводя к новым открытиям и научным подвигам.
Также прогресс определялся как результат развития индивидуальных навыков человека, отраженные в личном вкладе каждого члена общества на пути к новому миру.
Абсолютизация образования в формировании человека
Одной из важнейших идей просветительского мира была возможность получения образования простыми людьми. Мыслители просвещения считали, что без всеобщей образованности невозможно дальнейшее развитие и прогресс. Просветительская эпоха дала сильный толчок образованию, в некоторых европейских странах ввели общее начальное образование. Во Франции в течение XVIII века количество неграмотных среди населения сократилось с 79 до 63%.
Однако, несмотря на большие надежды просветителей, образовательные реформы привели к еще большему социальному расколу в обществе, так как значительная часть населения оставалась необразованной и не могла поладить с остальной частью привилегированного населения. Народная мудрость и традиционные ценности казались мыслителям просвещения отсталыми и вредными, что тоже становилось причиной конфликтов в обществе.
Общие задачи просветителей
Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.
Борьба с феодализмом
Мыслители просвещения отрицали божественное происхождение феодально-абсолютистского государства, аргументируя его теорией общественного договора. Согласно этому, государство представлялось как социальный институт, который возник в результате заключения соглашения между людьми. Эта теория позволяла народу лишать государя власти, если он нарушает условия соглашения. Окончательный и решающий удар феодальному устройству нанесла Французская буржуазная революция, которая опиралась на идеи просвещения.
Борьба против церкви
С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.
К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.
Идеальная модель общества
- равная ценность каждой личности, независимо от происхождения;
- гуманизм и человеколюбие, служение всех людей на благо общества;
- отказ от любых форм принуждения;
- свобода вероисповедания;
- единство морального закона для всех;
- отказ от теологии из интерпретации исторического процесса;
- осмысление средних веков в резко негативном ключе;
- подражание идеалам античности.
Примеры эпохи Просвещения
Помимо активного развития философской и общественной мысли, идеи просвещения осмыслялись деятелями искусства. Первым направлением творчества был классицизм, который воплотился в литературе, музыке и живописи. Мастера, работающие в этом направлении, следовали принципам античности. Основными чертами классицизма являются рациональность и строгое соответствие форме. В литературе классицизма обожествляется человеческий разум, восхваляется борьба за свободу и движение научного прогресса. Каноническим произведением классицизма считаются произведения французского поэта Пьера Корнеля. В России это направление обрело популярность в середине XVIII века. К классицизму причисляют оды Державина, в которых он восхвалял Екатерину и трагедии Сумаркова.
Читайте также: