Налог на выхлопные газы автомобилей

Обновлено: 16.05.2024

В России могут отменить или снизить транспортный налог для владельцев экологичного транспорта, в частности, газомоторного, по всей стране. Эту меру прорабатывает Минэкономразвития, она будет внесена на рассмотрение в комплексный план повышения энергоэффективности российской экономики. Министерство также изучает возможность выплачивать субсидии покупателям автомобилей с объемом двигателя до 1 литра, а также прорабатывает различные меры стимулирования производителей экологичных автомобилей. Нововведения будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране, считают эксперты.

Меры поддержки


Сегодня размер транспортного налога зависит от мощности двигателя и ставки, установленной в каждом конкретном регионе. Так, в Москве для машин мощностью до 100 л.с. ставка составляет 12 рублей с 1 л.с., от 100 до 125 л.с. — 25 рублей, от 125 до 150 л.с. — 35 рублей и так далее вплоть до 150 рублей для авто с мотором мощностью более 250 л.с. Налог выплачивается раз в год.

Минэкономразвития также предлагает предоставить субсидии покупателям автомобилей с объемом двигателя до 1 литра и прорабатывает возможности стимулирования производителей экологичных автомобилей. Точный перечень мер в ведомстве не уточнили.

Электрозаправка в Москве

— Соответствующая налоговая политика и введение финансовых стимулов покупки автомобилей с низким удельным расходом топлива или низкими выбросами парниковых газов могут способствовать изменению поведения потребителей и производителей автотранспортных средств, — отметил представитель Минэка.

Рассматривается возможность включения этих мер в разрабатываемый ведомством комплексный план по повышению энергоэффективности российской экономики, уточнил он. Министерство подготовит документ и направит его на утверждение в правительство до конца II квартала 2021 года. Мероприятия плана будут прорабатывать совместно с профильным сообществом. Их реализация будет способствовать сокращению парниковых газов благодаря экономии энергоресурсов.

На новый уровень


Новые меры поддержки должны позитивно сказаться на развитии экологически чистого транспорта, считает первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

— Мы поддерживаем указанные инициативы. В части поддержки владельцев автомобилей, использующих газ и газовые смеси в качестве моторного топлива, в некоторых регионах транспортный налог уже отменен или существенно снижен. Это дает хорошие темпы роста парка такого транспорта, — заявил он.

Льгота по транспортному налогу в размере 50% для организаций и ИП предоставляется в Нижегородской области, для физических лиц — в Республике Башкортостан, напомнил Владимир Гутенев. В Новосибирской области транспортные компании платят сбор в размере 10% от установленных ставок. В Республике Татарстан утверждена госпрограмма развития рынка газомоторного топлива, предусматривающая как налоговые льготы, так и компенсации на приобретаемое оборудование, отметил эксперт.



Различные налоговые послабления для владельцев газомоторного транспорта также действуют в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Они есть и во Владимирской, Калужской, Костромской, Калининградской, Кировской, Кемеровской, Курганской, Самарской, Сахалинской, Смоленской и Челябинской областях, а также в ХМАО, Адыгее, Забайкалье, Чувашии и Башкортостане, отметил автоэксперт Петр Баканов.

Обсуждаемые меры положительно скажутся на состоянии окружающей среды, считает председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. На практике они уже показали эффективность в Челябинской области, отметил он. Спрос у автовладельцев на экологизацию личного транспорта есть, добавил эксперт.

Автопарк в многообразии


электрозаправки в Москве


Переход на экологичный транспорт — одна из ключевых задач российской экономики в контексте ужесточения мер углеводородного регулирования в Евросоюзе, отметил вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. ЕС намерен ввести углеродный налог на продукцию с повышенным углеродным следом. Если меру примут, она коснется и российских компаний-экспортеров.

Золотова

Золотова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Плата за загрязнение окружающей среды
транспортным средством


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В настоящее время в нормативных документах перечислены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, размещение отходов. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 предусматривает два вида платы за перечисленные воздействия: в пределах нормативов и в пределах установленных лимитов.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Право собственности на отходы теперь определяется в соответствии с гражданским законодательством. Иными словами, в силу п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо вправе обратить в свою собственность отходы производства и другие отходы, совершив при этом действия, свидетельствующие об их обращении в собственность.

Чаще всего организации на УСН используют в своей деятельности транспортные средства, как свои собственные, так и арендованные. При этом необходимо помнить, что кроме выбросов в атмосферу автотранспортом данные источники загрязнения при эксплуатации или ремонте создают специфические отходы, как то:

  • использованное масло;
  • тара из-под ГСМ;
  • использованные запчасти и др.

Поэтому нужно, чтобы в договоре, например с обслуживающей автотранспорт мастерской, и актах выполнения работ было прописано, что отходы после техосмотра или ремонта остаются в автомастерской.

Платить же сбор необходимо за весь используемый транспорт. При этом вставать на учет нет необходимости, нужно только ежеквартально представлять отчет по сбору в Росприроднадзор по месту нахождения стационарных источников загрязнения или по месту регистрации передвижного источника загрязнения и перечислять исчисленную сумму в бюджет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Действующим законодательством не предусмотрено взимание пени за нарушение сроков перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

За непредставление отчетности организация может быть наказана согласно ст. 8.5 КоАП РФ как за сокрытие информации о состоянии окружающей среды. Данное нарушение влечет за собой штраф для юридических лиц в размере от 20 000 до 80 000 руб. Несвоевременное внесение платы штрафуется по ст. 8.41 КоАП РФ на сумму от 50 000 до 100 000 руб. За нарушения правил обращения с отходами, касающихся паспортизации и разработки лимитов, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Субъекты малого и среднего предпринимательства (включая ИП), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, могут отчитаться об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.

Отмена сбора с автотранспорта

В связи с этим с 01.01.2016 плата за НВОЗ будет взиматься только:

  • за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения;
  • за сбросы в воду загрязняющих веществ;
  • за размещение отходов ТБО и производства.

Как видите, за выбросы в атмосферу движимыми средствами (т. е. автотранспортом) загрязнений плата браться не будет начиная с 01.01.2016.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в своем письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 разъяснило, что с 01.01.2015 взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При этом дополнило, что в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

А вот позиция Росприроднадзора, которая обнародована на их сайте, состоит в том, что данная плата отменяется с 01.01.2016.

Расчет платы

В расчете норматив надо перемножить с количеством загрязняющих веществ и поправочными коэффициентами, в расчете участвуют 4 коэффициента (см. таблицу).

Наименование коэффициентаКто используетГде брать значение коэффициента
Коэффициент экологической значимости Все, кто заполняет расчет Приведен в Приложении № 2 к постановлению от 12.06.2003 № 344
и зависит от региона нахождения. Например, для Поволжья – это 1,9
Коэффициент, учитывающий инфляцию В конце года Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает значение данного коэффициента на следующий год.
На 2015 г. данный коэффициент равен 2,45 по нормативам, утвержденным в 2003 г. и указанным в постановлении № 344, или 1,98 по нормативам, утвержденным в 2005 г. и указанным в постановлении № 410
Дополнительный коэффициент 1,2 Используется для городского транспорта Уже в названии коэффициента указано его значение. Если транспорт организации не передвигается по городу, то
согласно Приложению № 2 к постановлению № 344 организация данный коэффициент не применяет
Дополнительный коэффициент 2 Используется для определенных территорий В названии коэффициента также уже указано его значение. Он применяется для охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и Байкала, для зон экологического бедствия. Для плательщиков из других регионов данный коэффициент равен 1
согласно п. 1 постановления № 344


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если иное не предусмотрено договором, то платить за загрязнение окружающей среды транспортным средством, полученным по договору лизинга, должен лизингополучатель.

Пример.

Фирма ЦСК использует как собственный, так и арендованный автотранспорт. По итогам квартала на основании отчета движения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и путевых листов (можно использовать акты на списание ГСМ) бухгалтер рассчитала общее количество израсходованных дизельного топлива и бензина: 3766 л дизтоплива и 1330,05 л бензина. Переводим литры в тонны и получаем 3,766 т дизтоплива и 1,33005 т бензина. Для бензина известна его плотность, поэтому количество умножаем на 0,75 (данное значение плотности для бензина А-95 приводит ФНС РФ в своем письме от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@) и получаем 0,998 т бензина.

Полученное количество загрязняющих веществ перемножаем с нормативами и коэффициентами и получаем итоговую сумму в 60 руб., как это видно на рисунке 1.

Рисунок 1.

zoloto raschet summy 1

Форма расчета утверждена приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 и состоит из титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей перечислению в бюджет по итогам отчетного квартала, и четырех разделов – по одному для каждого вида загрязнения (стационарные источники, передвижные источники, сбросы и отходы).

Сумму в 60 руб. бухгалтер ЦСК перенес во второй лист расчета по строке 034, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2.

zoloto raschet summy 2

Титульный лист оформляется аналогично налоговым декларациям, подписывается и отправляется в местное Управление Росприроднадзора в срок до 20-го числа следующего за отчетным кварталом месяца, но при этом переноса, как в налоговых декларациях, здесь нет. В 2015 г. надо отчитаться и уплатить налог:

  • • за II квартал 2015 г. – 20 июля 2015 г.;
  • • за III квартал 2015 г. – 20 октября 2015 г.;
  • • за IV квартал 2015 г. – 20 января 2016 г.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2016 года отчетным периодом будет календарный год, соответственно, плату нужно будет вносить не позднее 01 марта года, следующего за отчетным периодом.

Если сумма исчисленного налога, как в нашем случае, меньше 50 тыс. руб., то отчет сдается в бумажном виде. Если же платеж достигает размера 50 тыс. руб., то его сдача осуществляется либо на магнитном носителе, либо по телекоммуникационным каналам связи согласно п. 11 Общих положений Порядка заполнения расчета.

Платежные реквизиты для перечисления сбора лучше уточнить в своем Управлении Росприроднадзора (на стендах или на сайте). КБК Росприроднадзора (как неналоговый платеж) – 498 1 12 01000 01 0000 120.

ВАЖНО В РАБОТЕ

С 2016 года платить за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) должны те предприятия, в результате деятельности которых образовались эти отходы.

Планируемые изменения

Помимо этого, Законом № 219-ФЗ предусмотрен ряд льгот для организаций и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на объектах с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.

Поправки внесены не только в законодательство об охране окружающей среды, но и в иные нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты этой сферы, например, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Подробнее обо всех изменениях, внесенных Законом № 219-ФЗ, читайте в следующем номере журнала.

Итак, перечислим основные нововведения:

  • введены новые понятия в сфере охраны окружающей среды;
  • установлены категории объектов, оказывающих негативное воздействие;
  • уточнен порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • изменены сроки внесения платы за негативное воздействие;
  • установлен порядок получения комплексного экологического разрешения;
  • вместо расчета будет представляться декларация о воздействии на окружающую среду;
  • объекты, оказывающие негативное воздействие, нужно поставить на учет;
  • требование о разработке программы производственного экологического контроля;
  • вместо лимитов на сброс и выброс будут временно разрешенные выбросы и сбросы;
  • новшества в сфере нормирования в области обращения с отходами;
  • преимущества для лиц с деятельностью на объектах с минимальным негативным воздействием;
  • дополнены случаи для уплаты госпошлины;
  • введены новые виды административной ответственности.

ОТ РЕДАКЦИИ

Экологический налог на автомобиль

Экологический налог на авто – новая инициатива законодателей, которые предлагают заменить этим видом фискального платежа налог на транспорт. Обоснование нововведения сводится к необходимости сделать формулу расчета обязательств перед бюджетом более справедливой и объективной. В настоящее время налог рассчитывается с учетом четырех параметров:

  • мощность двигателя;
  • регион регистрации (ставки в субъектах РФ разнятся, так как они могут корректироваться региональными властями);
  • возраст транспортного средства;
  • стоимость автомобиля.

Предполагается, что в будущем налог должен быть привязан к объему вредных выбросов, производимых транспортным средством.

  • Евро-1 – старые автомобили, наносящие наибольший вред окружающей среде;
  • Евро-2 – как и в предыдущем случае, речь идет о машинах с бензиновым двигателем, которые наносят значительный ущерб экологическому состоянию окружающей среды, но вред от них меньше, чем от авто класса Евро-1;
  • Евро-3 – доля вредных элементов в выхлопных газах бензиновых и дизельных автомобилей еще ниже, чем в предыдущих вариантах;
  • Евро-4
  • Евро-5;
  • Евро-6, который начал действовать в Европе, но не введен в РФ.

Экологический налог на автомобиль в 2019 году не применяется в России, проект закона по нему планируется обнародовать в этом году, чтобы успеть обсудить эту инициативу и принять окончательное решение к 2020 году. Новые ставки налогообложения и формула расчета обязательств неизвестны, эти вопросы находятся на стадии разработки. По имеющимся комментариям чиновников становится понятно, что автомобили класса Евро 4, Евро-5 и Евро-6 будут либо освобождены от налогообложения, либо им предоставят значительные преференции. Одной из задач изменения схемы применения транспортного налога является стимулирование продаж нового автотранспорта, который отвечает современным требованиям по уровню экологичности.

Экологический налог на автомобиль пока не принят, но в будущем он может быть введен в НК РФ. Основу расчетов будут составлять экологический класс машины, объем вредных выбросов в выхлопных газах с учетом пробега транспортного средства за истекший налоговый период. Акцент планируется делать на объеме выбросов СО2, который зависит от типа двигателя, класса и качества используемого топлива, пройденного автомобилем километража. В итоге нагрузка на владельцев автомобилей старше 10 лет может возрасти в разы. Возможно, будет предусмотрено временное освобождение от налогообложения автомобилей с малой мощностью, или им будут предоставлены льготы в налогообложении.

Транспортный налог экологический класс автомобиля в действующей схеме расчета обязательств практически не учитывает – Налоговый кодекс разрешает региональным властям устанавливать дифференцированные ставки налогообложения, в том числе, за счет привязки к классу экологичности транспортного средства, к возрасту авто и его цене. В перспективе законодатели хотят ввести единые для всех регионов правила налогообложения автомобилей – это позволит уравнять в правах жителей всей страны, создать механизм расчета налога более справедливым.

Минусом такого шага станет непомерный рост фискальной нагрузки на граждан, которые не могут позволить себе приобретение автомобиля с высоким классом экологичности и заправлять его более качественным и дорогим бензином. Именно этот нюанс обозначен Минфином как наиболее проблемный. Министр транспорта в одном из своих комментариев сообщил, что возможность замены транспортного налога, который платят и те, кто фактически не пользуется машиной, и те, кто ежедневно активно эксплуатирует авто, более справедливым экологическим налогом есть. Но для этого министерству необходимо провести экспертные консультации, проанализировать все возможные варианты изменения действующего законодательства, рассмотреть потенциальные угрозы для владельцев авто.

Золотова

Золотова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Плата за загрязнение окружающей среды
транспортным средством


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В настоящее время в нормативных документах перечислены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, размещение отходов. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 предусматривает два вида платы за перечисленные воздействия: в пределах нормативов и в пределах установленных лимитов.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Право собственности на отходы теперь определяется в соответствии с гражданским законодательством. Иными словами, в силу п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо вправе обратить в свою собственность отходы производства и другие отходы, совершив при этом действия, свидетельствующие об их обращении в собственность.

Чаще всего организации на УСН используют в своей деятельности транспортные средства, как свои собственные, так и арендованные. При этом необходимо помнить, что кроме выбросов в атмосферу автотранспортом данные источники загрязнения при эксплуатации или ремонте создают специфические отходы, как то:

  • использованное масло;
  • тара из-под ГСМ;
  • использованные запчасти и др.

Поэтому нужно, чтобы в договоре, например с обслуживающей автотранспорт мастерской, и актах выполнения работ было прописано, что отходы после техосмотра или ремонта остаются в автомастерской.

Платить же сбор необходимо за весь используемый транспорт. При этом вставать на учет нет необходимости, нужно только ежеквартально представлять отчет по сбору в Росприроднадзор по месту нахождения стационарных источников загрязнения или по месту регистрации передвижного источника загрязнения и перечислять исчисленную сумму в бюджет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Действующим законодательством не предусмотрено взимание пени за нарушение сроков перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

За непредставление отчетности организация может быть наказана согласно ст. 8.5 КоАП РФ как за сокрытие информации о состоянии окружающей среды. Данное нарушение влечет за собой штраф для юридических лиц в размере от 20 000 до 80 000 руб. Несвоевременное внесение платы штрафуется по ст. 8.41 КоАП РФ на сумму от 50 000 до 100 000 руб. За нарушения правил обращения с отходами, касающихся паспортизации и разработки лимитов, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Субъекты малого и среднего предпринимательства (включая ИП), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, могут отчитаться об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.

Отмена сбора с автотранспорта

В связи с этим с 01.01.2016 плата за НВОЗ будет взиматься только:

  • за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения;
  • за сбросы в воду загрязняющих веществ;
  • за размещение отходов ТБО и производства.

Как видите, за выбросы в атмосферу движимыми средствами (т. е. автотранспортом) загрязнений плата браться не будет начиная с 01.01.2016.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в своем письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 разъяснило, что с 01.01.2015 взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При этом дополнило, что в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

А вот позиция Росприроднадзора, которая обнародована на их сайте, состоит в том, что данная плата отменяется с 01.01.2016.

Расчет платы

В расчете норматив надо перемножить с количеством загрязняющих веществ и поправочными коэффициентами, в расчете участвуют 4 коэффициента (см. таблицу).

Наименование коэффициентаКто используетГде брать значение коэффициента
Коэффициент экологической значимости Все, кто заполняет расчет Приведен в Приложении № 2 к постановлению от 12.06.2003 № 344
и зависит от региона нахождения. Например, для Поволжья – это 1,9
Коэффициент, учитывающий инфляцию В конце года Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает значение данного коэффициента на следующий год.
На 2015 г. данный коэффициент равен 2,45 по нормативам, утвержденным в 2003 г. и указанным в постановлении № 344, или 1,98 по нормативам, утвержденным в 2005 г. и указанным в постановлении № 410
Дополнительный коэффициент 1,2 Используется для городского транспорта Уже в названии коэффициента указано его значение. Если транспорт организации не передвигается по городу, то
согласно Приложению № 2 к постановлению № 344 организация данный коэффициент не применяет
Дополнительный коэффициент 2 Используется для определенных территорий В названии коэффициента также уже указано его значение. Он применяется для охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и Байкала, для зон экологического бедствия. Для плательщиков из других регионов данный коэффициент равен 1
согласно п. 1 постановления № 344


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если иное не предусмотрено договором, то платить за загрязнение окружающей среды транспортным средством, полученным по договору лизинга, должен лизингополучатель.

Пример.

Фирма ЦСК использует как собственный, так и арендованный автотранспорт. По итогам квартала на основании отчета движения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и путевых листов (можно использовать акты на списание ГСМ) бухгалтер рассчитала общее количество израсходованных дизельного топлива и бензина: 3766 л дизтоплива и 1330,05 л бензина. Переводим литры в тонны и получаем 3,766 т дизтоплива и 1,33005 т бензина. Для бензина известна его плотность, поэтому количество умножаем на 0,75 (данное значение плотности для бензина А-95 приводит ФНС РФ в своем письме от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@) и получаем 0,998 т бензина.

Полученное количество загрязняющих веществ перемножаем с нормативами и коэффициентами и получаем итоговую сумму в 60 руб., как это видно на рисунке 1.

Рисунок 1.

zoloto raschet summy 1

Форма расчета утверждена приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 и состоит из титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей перечислению в бюджет по итогам отчетного квартала, и четырех разделов – по одному для каждого вида загрязнения (стационарные источники, передвижные источники, сбросы и отходы).

Сумму в 60 руб. бухгалтер ЦСК перенес во второй лист расчета по строке 034, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2.

zoloto raschet summy 2

Титульный лист оформляется аналогично налоговым декларациям, подписывается и отправляется в местное Управление Росприроднадзора в срок до 20-го числа следующего за отчетным кварталом месяца, но при этом переноса, как в налоговых декларациях, здесь нет. В 2015 г. надо отчитаться и уплатить налог:

  • • за II квартал 2015 г. – 20 июля 2015 г.;
  • • за III квартал 2015 г. – 20 октября 2015 г.;
  • • за IV квартал 2015 г. – 20 января 2016 г.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2016 года отчетным периодом будет календарный год, соответственно, плату нужно будет вносить не позднее 01 марта года, следующего за отчетным периодом.

Если сумма исчисленного налога, как в нашем случае, меньше 50 тыс. руб., то отчет сдается в бумажном виде. Если же платеж достигает размера 50 тыс. руб., то его сдача осуществляется либо на магнитном носителе, либо по телекоммуникационным каналам связи согласно п. 11 Общих положений Порядка заполнения расчета.

Платежные реквизиты для перечисления сбора лучше уточнить в своем Управлении Росприроднадзора (на стендах или на сайте). КБК Росприроднадзора (как неналоговый платеж) – 498 1 12 01000 01 0000 120.

ВАЖНО В РАБОТЕ

С 2016 года платить за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) должны те предприятия, в результате деятельности которых образовались эти отходы.

Планируемые изменения

Помимо этого, Законом № 219-ФЗ предусмотрен ряд льгот для организаций и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на объектах с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.

Поправки внесены не только в законодательство об охране окружающей среды, но и в иные нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты этой сферы, например, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Подробнее обо всех изменениях, внесенных Законом № 219-ФЗ, читайте в следующем номере журнала.

Итак, перечислим основные нововведения:

  • введены новые понятия в сфере охраны окружающей среды;
  • установлены категории объектов, оказывающих негативное воздействие;
  • уточнен порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • изменены сроки внесения платы за негативное воздействие;
  • установлен порядок получения комплексного экологического разрешения;
  • вместо расчета будет представляться декларация о воздействии на окружающую среду;
  • объекты, оказывающие негативное воздействие, нужно поставить на учет;
  • требование о разработке программы производственного экологического контроля;
  • вместо лимитов на сброс и выброс будут временно разрешенные выбросы и сбросы;
  • новшества в сфере нормирования в области обращения с отходами;
  • преимущества для лиц с деятельностью на объектах с минимальным негативным воздействием;
  • дополнены случаи для уплаты госпошлины;
  • введены новые виды административной ответственности.

ОТ РЕДАКЦИИ

Экологический налог на автомобиль

Экологический налог на авто – новая инициатива законодателей, которые предлагают заменить этим видом фискального платежа налог на транспорт. Обоснование нововведения сводится к необходимости сделать формулу расчета обязательств перед бюджетом более справедливой и объективной. В настоящее время налог рассчитывается с учетом четырех параметров:

  • мощность двигателя;
  • регион регистрации (ставки в субъектах РФ разнятся, так как они могут корректироваться региональными властями);
  • возраст транспортного средства;
  • стоимость автомобиля.

Предполагается, что в будущем налог должен быть привязан к объему вредных выбросов, производимых транспортным средством.

  • Евро-1 – старые автомобили, наносящие наибольший вред окружающей среде;
  • Евро-2 – как и в предыдущем случае, речь идет о машинах с бензиновым двигателем, которые наносят значительный ущерб экологическому состоянию окружающей среды, но вред от них меньше, чем от авто класса Евро-1;
  • Евро-3 – доля вредных элементов в выхлопных газах бензиновых и дизельных автомобилей еще ниже, чем в предыдущих вариантах;
  • Евро-4
  • Евро-5;
  • Евро-6, который начал действовать в Европе, но не введен в РФ.

Экологический налог на автомобиль в 2019 году не применяется в России, проект закона по нему планируется обнародовать в этом году, чтобы успеть обсудить эту инициативу и принять окончательное решение к 2020 году. Новые ставки налогообложения и формула расчета обязательств неизвестны, эти вопросы находятся на стадии разработки. По имеющимся комментариям чиновников становится понятно, что автомобили класса Евро 4, Евро-5 и Евро-6 будут либо освобождены от налогообложения, либо им предоставят значительные преференции. Одной из задач изменения схемы применения транспортного налога является стимулирование продаж нового автотранспорта, который отвечает современным требованиям по уровню экологичности.

Экологический налог на автомобиль пока не принят, но в будущем он может быть введен в НК РФ. Основу расчетов будут составлять экологический класс машины, объем вредных выбросов в выхлопных газах с учетом пробега транспортного средства за истекший налоговый период. Акцент планируется делать на объеме выбросов СО2, который зависит от типа двигателя, класса и качества используемого топлива, пройденного автомобилем километража. В итоге нагрузка на владельцев автомобилей старше 10 лет может возрасти в разы. Возможно, будет предусмотрено временное освобождение от налогообложения автомобилей с малой мощностью, или им будут предоставлены льготы в налогообложении.

Транспортный налог экологический класс автомобиля в действующей схеме расчета обязательств практически не учитывает – Налоговый кодекс разрешает региональным властям устанавливать дифференцированные ставки налогообложения, в том числе, за счет привязки к классу экологичности транспортного средства, к возрасту авто и его цене. В перспективе законодатели хотят ввести единые для всех регионов правила налогообложения автомобилей – это позволит уравнять в правах жителей всей страны, создать механизм расчета налога более справедливым.

Минусом такого шага станет непомерный рост фискальной нагрузки на граждан, которые не могут позволить себе приобретение автомобиля с высоким классом экологичности и заправлять его более качественным и дорогим бензином. Именно этот нюанс обозначен Минфином как наиболее проблемный. Министр транспорта в одном из своих комментариев сообщил, что возможность замены транспортного налога, который платят и те, кто фактически не пользуется машиной, и те, кто ежедневно активно эксплуатирует авто, более справедливым экологическим налогом есть. Но для этого министерству необходимо провести экспертные консультации, проанализировать все возможные варианты изменения действующего законодательства, рассмотреть потенциальные угрозы для владельцев авто.

Читайте также: