Налог на утилизацию рб

Обновлено: 16.05.2024

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24.1 Закона):

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые (пункт 3 статьи 24.1 Закона):

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Закона, или у лиц, не уплативших утилизационного сбора в нарушение установленного порядка;

являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24.1 Закона, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с нормами, установленными вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:

а) выпуска транспортных средств в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);

б) фактического пересечения транспортными средствами государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Уплата утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, может осуществляться с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы).

Реквизиты для уплаты утилизационного сбора:

получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

наименование банка получателя – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва;

номер счета банка получателя средств – 40102810045370000002;

номер счета получателя средств – 03100643000000019502.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

(104) – показатель кода бюджетной классификации (далее – КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации:

(107) – восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.

С 1 января 2019 года перечисление пеней за неуплату утилизационного сбора осуществляется по следующим КБК:

КБК 153 1 12 08000 01 1010 120 Утилизационный сбор (пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь);

КБК 153 1 12 08000 01 3010 120 Утилизационный сбор (пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь);

КБК 153 1 12 08000 01 5010 120 Утилизационный сбор (пени за неуплату утилизационного сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь);

КБК 153 1 12 08000 01 7010 120 Утилизационный сбор (пени за неуплату утилизационного сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь).

Bankchart рассказывает, что такое утилизационный сбор, как его рассчитать, какая ставка утилизационного сбора для физических и юридических лиц.

Краткое содержание и ссылки по теме

Что такое утилизационный сбор?

Количество авто, находящихся в личной собственности граждан Беларуси с каждым годом только растет. Поэтому тема автомобилей и всего, что с ними связано, является одной из самых актуальных. Мы уже писали о том, как правильно и выгодно оформить автокредит и о том, как поставить машину на учет. Также нами поднимались вопросы, связанные со страхованием КАСКО и уплатой транспортного налога. Сегодняшняя наша статья также, в какой-то мере, будет касаться автомобильной тематики, ибо будет посвящена вопросу утилизационного сбора в Республике Беларусь.

Утилизационный сбор в Беларуси – единоразовая плата за оказание услуг, связанных с утилизацией (переработкой) транспортных средств, выведенных из эксплуатации. Плату сию необходимо произвести либо до госрегистрации авто, при ввозе его из-за рубежа, либо непосредственно перед уничтожением автомобиля. Также эта плата может быть учтена уже в стоимости приобретаемого транспортного средства.

Уплата утиль сбора в Беларуси была введена более 5 лет назад, в марте 2014 года. Деньги от уплаты сего сбора поступают в государственный бюджет и используются, в дальнейшем, на погашение расходов, связанных с утилизацией неэксплуатируемых транспортных средств.

Кто должен платить утилизированный сбор?

С понятием утилизационного сбора, с тем, когда он появился и на что идут деньги от его уплаты, мы разобрались. Теперь выясним, кто его должен платить.

Итак, уплата утилизационного сбора – долг каждого (касается как юридических, так и физических лиц), кто произвел ввоз транспортного средства на территорию Республики Беларусь. Исключением являются беженцы, иностранные подданные, работники консульств и дипломатических структур, а также некоторые представители подразделений международного значения.

Взимается утилизационный сбор со следующих категорий транспортных средств:


На следующие же виды транспорта утилизационный сбор не предусмотрен:


То есть, как видим, если вы захотели ввезти легковой автомобиль на территорию РБ из-за границы, будьте готовы к уплате утиль сбора, если же мотоцикл – платить вам ничего не придется.

Расчет утилизационного сбора

Прежде, чем перейти, непосредственно, к вопросу расчета утиль сбора, выясним, от чего зависит его величина. Итак, величина сбора зависит от нескольких факторов:


Нужно отметить, для физических лиц единственным фактором, который влияет на размер утилизационного сбора, является возраст машины.

Так вот, чтобы узнать сумму, необходимую к уплате, нужно размер ставки утиль сбора умножить на коэффициент, который зависит от назначения, возраста и объема двигателя автомобиля.

Со ставками сбора можно ознакомиться в следующем пункте настоящей статьи.

Ставки утилизационного сбора

Таблица утилизационного сбора



Как видим, в силу разбивки тех или иных параметров, ставок утиль сбора имеется достаточно много. Поэтому при расчетах, будьте особенно внимательны, дабы учесть именно ту ставку, которая вам необходима.

Уплата утилизационного сбора

Осуществить уплату утиль сбора можно либо в кассе банковского учреждения, либо в интернете посредством системы ЕРИП.

Тем, кто будет производить уплату посредством системы ЕРИП, рекомендуем, для быстрого поиска, использовать такие коды платежей:

  • 420411 – физических лиц;
  • 420191 – для ИП и ЮЛ.

Кстати, нужно отметить, уплата сбора производится на счета Минской центральной таможни, не зависимо от того, на какой таможне осуществлялось таможенное оформление транспортного средства.

ВАЖНО! Уплачивать сбор должен владелец ТС, так как оплата производится по паспортным данным.

Документы, необходимые для оформления утилизационного сбора

Переходим к вопросу необходимой документации. Итак, для оформления утиль сбора вам понадобятся следующие документы (их не много):

Утилизационный сбор – платеж, влияющий на итоговую стоимость автомобиля и являющийся одной из мер, направленных на охрану окружающей среды. Собранные деньги аккумулируются на специальном счете и предназначаются для компенсации расходов, понесенных государством на утилизацию неиспользуемого автотранспорта, а также направляются на рациональное вовлечение вторичного сырья в последующую переработку.

Когда и зачем введен сбор

Сбор взимается с марта 2014 года и действует по настоящее время. В 2016 году была осуществлена его модификация, приведшая к значительному увеличению сумм платежей.

Целью введения является урегулирование ввоза автотранспорта с территории ЕЭС и снижение интенсивности оттока денежных средств в другие страны.

Кто и за что должен платить

Это обязательный однократный платеж, вносимый при ввозе транспортного средства на территорию Беларуси независимо от того, из какой страны оно ввозится. Исключениями являются:

  • автомобили белорусского производства;
  • машины старше 30 лет, которые состоят из оригинальных запчастей и не предназначены для эксплуатации в коммерческих целях;
  • мотоциклы;
  • грузовые автомобили, соответствующие стандарту Евро-6;
  • прицепы/полуприцепы с технически допустимой полной массой до 10 тонн.

Плательщиками являются все частные и юридические лица, за исключением представителей дипломатических структур, беженцев, иностранных подданных и сотрудников ряда международных организаций.

Стоимость утилизационного сбора

Суммы утверждаются законодательно, указываются в белорусских рублях и зависят от:

  • категория автотранспорта;
  • объем/тип мотора;
  • год выпуска (для авто до 3 лет сумма меньше, чем для остальных).

Но для физлиц, ввозящих машины для личного пользования, итоговая сумма зависит только от года выпуска автомобиля.

С 2021 года выделяют 3 категории возраста транспортного средства::

  • до 3 лет;
  • от 3 до 7 лет;
  • более 7 лет.
Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел.рублей)
до 3 лет от 3 до 7 лет свыше 7 лет
1. Транспортные средства категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории MlG, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:
1.1 с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 544,5 816,7 816,7
1.2 с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
– не более 1000 куб. см 1 652,2 5 771,7 8 657,6
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 6 115,2 8 995,1 13 492,7
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 9 652,7 17 554,7 26 332,1
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 8 898,6 31 036,5 46 554,8
– свыше 3500 куб. см 15 253,7 38 125,9 57 188,9
1.3 ввозимые (ввезенные) с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя 544,5 816,7 1 225,1
1.4 ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 544,5 816,7 1 225,1
2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу: – не более 3,5 т. (категория N1) – свыше 3,5 т, но не более 12 т. (категория N2) – более 12 т. (категория N3), в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специализированные транспортные средства этих категорий:
транспортные средства полной массой:
– не более 2,5 тонны 4 083,7 7 187,4 10 781,1
– свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 6 534,0 10 209,4 15 314,1
– свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн 8 167,5 13 068,0 19 602,0
– свыше 5 тонн, но не более 8 тонн 8 984,2 37 243,8 55 865,7
– свыше 8 тонн, но не более 12 тонн 10 944,4 56 437,5 84 656,3
– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 12 006,3 82 165,0 123 247,5
– свыше 20 тонн, но не более 30 тонн 12 600,0 86 300,0 129 450,0
– свыше 30 тонн, но не более 50 тонн 23 685,7 96 376,5 144 564,8
3. Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 4 900,5 8 167,5 8 167,5
объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:
– не более 2500 куб. см 4 900,5 8 167,5 12 251,3
– свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см 9 801,0 24 502,5 36 753,8
– свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см 13 068,0 35 937,0 53 905,5
– свыше 10 000 куб. см 16 335,0 42 471,0 63 706,5
4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн 111 078,0 253 029,1 379 543,7
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн 204 187,5 261 360,0 392 040,0
свыше 350 тонн 302 197,5 326 700,0 490 050,0
5. Прицепы (полуприцепы) категории O4, а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:
прицепы полной массой свыше 10 тонн - 38 640,0 57 960,0
полуприцепы полной массой свыше 10 тонн - 38 640,0 57 960,0

Как и где оплатить

Для быстрого поиска можно использовать код платежа для частных лиц – 420411, для организаций и ИП – 420191.

Как оформить

Необходимы следующие документы:

  1. квитанция, подтверждающая оплату;
  2. договор покупки автомобиля;
  3. регистрационное свидетельство (для подержанных авто) или техпаспорт (для новых машин);
  4. личный паспорт владельца.

Иногда могут потребовать справку от дилера, если нужно подтвердить категорию автотранспорта, год его выпуска либо полную массу.

Алексей Гладкий

Автор: Алексей Гладкий

При использовании материалов гиперссылка на creditportal.by обязательна. Если вы обнаружили ошибку на этой странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Алексей Гладкий

Профессионально занимаюсь писательской деятельностью. В настоящее время являюсь автором более 30 книг на экономические, прикладные и другие темы, большого количества статей в периодических изданиях, ряда help-проектов, финансовых порталов.


ТАСС-ДОСЬЕ. 25 ноября 2019 года правительство РФ опубликовало постановление об индексации утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года. Согласно документу, ставки вырастут на 46,1% для машин с объемом двигателя до 1 литра и на 145% для авто с двигателем от 3,5 литра. Сбор на автомобили с двигателем от 1 до 2 литров повысится на 112,4%, а ставка для транспортных средств массой от 12 до 20 тонн возрастет на 18,6%. При этом для физических лиц размер ставки останется прежним. ТАСС подготовил материал об истории утилизационного сбора в России.

Введение утилизационного сбора в РФ

Впервые аналог утилизационного сбора был введен в России в 2009 года при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор в 3 тыс. рублей. После этого владелец получал сертификат на скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового авто (если оно было произведено в России). Программа действовала в 2010-2011 годах, в измененной форме возобновлена в 2014 году.

4 апреля 2012 года в Тольятти (Самарская область) в ходе посещения "Автоваза" премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам автопрома. На нем он поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace Ивана Бокова о необходимости введения ответственности производителя при утилизации отходов. При этом уточнялось, что таким образом Россия сможет защитить себя от резкого роста объема ввоза в страну подержанных иномарок, не отвечающих современным экологическим требованиям. Предполагалось, что наплыв таких иномарок последует в связи с присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО), одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин. На заседании в Тольятти Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину РФ отработать механизм по введению утилизационного сбора.

Соответствующие поправки в закон "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года и Бюджетный кодекс РФ были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 3 августа 2012 года. 30 августа того же года правительство утвердило правила взимания и ставки сбора.

Принцип работы, ставки

Первоначально утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом - юридические и физические лица. Производители России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от утилизационного сбора были освобождены, если те брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей.

Базовый размер ставки для легкового автомобиля был установлен в 20 тыс. рублей, грузового - 150 тыс. рублей и с тех пор не менялся. Финальный размер сбора рассчитывается исходя из возраста транспортного средства и объема двигателя. Например, для нового легкового автомобиля с двигателем объемом 2,5 литра в 2012 году размер ставки с учетом коэффициентов составлял 51,2 тыс. рублей, а для подержанного (старше 3 лет) - 322,4 тыс. рублей.

В ноябре 2012 года стало известно, что Евросоюз планирует обратиться в ВТО с иском к России из-за утилизационного сбора, считая его дискриминационным по отношению к собственным производителям. Соответствующий иск был подан 9 июля 2013 года, впоследствии к нему присоединились Бразилия, Китай, Индия, Норвегия, Республика Корея, США, Турция, Украина и Япония. До настоящего времени иск не рассмотрен.

Из-за иска в ВТО в закон об утилизационном сборе были внесены поправки, подписанные президентом РФ Владимиром Путиным 21 октября 2013 года. Они распространили требование об уплате пошлин и на автосборочные предприятия, расположенные в России и других странах Таможенного союза. Одновременно с этим для российских предприятий были введены субсидии, сопоставимые с размером сбора.

26 декабря 2013 года правительство РФ приняло новое постановление о размере утилизационного сбора, которое учитывало новые правила, однако ставка в них в целом осталась прежней и не индексировалась по всем пунктам до 2016 года.

29 декабря 2015 года новыми поправками в закон "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор был введен также на прицепы (с базовой ставкой 150 тыс. рублей).

В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%, в 2018 году - в среднем на 15%, но по некоторым позициям рост достиг 90%.

В действующей до 2020 года редакции утилизационный сбор с учетом коэффициентов для нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2,5 литра составляет 126 тыс. рублей, для подержанного - 480 тыс. рублей.

От уплаты утилизационного сбора освобождены:

  • личные машины физических лиц, участвующих в программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, а также беженцев и вынужденных переселенцев;
  • автомобили диппредставительств;
  • ретроавтомобили;
  • различные виды техники по особому перечню для ввоза в Калининградскую область, поскольку в регионе мало сервисных центров для промышленных и сельскохозяйственных машин российского производства.

Международный опыт

В некоторых странах, таких как США, где из-за высокого уровня автомобилизации уже к 1960-м годам сформировалась развитая инфраструктура по утилизации машин. Переработке подлежит порядка 70-90% массы старых автомобилей, и эта сфера является выгодным бизнесом. В Соединенных Штатах предприятия по утилизации машин возвращают в оборот около 14 млн тонн стали, большие объемы ртути, нефтепродуктов и других материалов. В США автовладельцы и автопроизводители расходов по переработке машин не несут.

Однако в европейских и некоторых других странах, где автомобилизация была меньше, чем в США, и где не сложилось налаженной системы переработки старых машин, требовались дополнительные инвестиции для развития подобной деятельности. Кроме того, под давлением экологов власти европейских стран решили повысить уровень переработки до 95%.

Еще в 1978 году в Норвегии был введен специальный залог на переработку машин. Он составляет около €300, его платит первый владелец автомобиля, а при сдаче на утилизацию он возвращается последнему владельцу.

В 2000 году утилизационный сбор на автомобили был введен в ЕС. Он уплачивается первым владельцем машины при покупке, его размер зависит от страны, составляет порядка €100. С 2005 года похожий сбор был введен в Японии (составляет $70-$180).

Читайте также: