Иностранный элемент в налоговых отношениях рб

Обновлено: 18.05.2024

В законодательстве РБ отсутствуют нормы, регулирующие порядок налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). При этом правила налогообложения КИК уже включены в законодательство многих государств. На какие нормы налогового законодательства следует обратить внимание резидентам РБ, контролирующим иностранные компании?

Если налоговый резидент государства, принимающего правила КИК, владеет иностранной компанией, является ее контролирующим лицом и в случае, когда такая ино­ст­ранная компания получает доход, подпадающий под правила КИК, то у контролирующего лица появляется личная обязанность задекларировать этот доход и уплатить налог в государстве своего налогового резидент­ства.

Владение долей (акциями) в иностранном бизнесе или иной форме контроля над иностранной компанией – распространенная сегодня практика.

При этом законодательства многих государств требуют от резидентов заявлять о наличии у них иностранной структуры, декларировать ее прибыль, включая в личный доход, с последующей уплатой налогов с задекларированной суммы прибыли.

Количество государств, принимающих собственные законодательные нормы о КИК, постоянно увеличивается. Это связано с реализацией Плана BEPS, разработанного Организацией экономического сотрудничест­ва и развития (ОЭСР), поскольку одним из пунктов плана является внедрение правил налогообложения КИК.

Справочно:
BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) – план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, состоящий из 15 пунктов, одним из которых предусмотрено усиление правил о КИК.

Существуют ли в Беларуси законодательство о КИК и правила налогообложения КИК?

Чтобы ответить на этот вопрос, остановимся на основных правилах налогообложения КИК, применяемых во многих странах.

В них присутствуют три элемента или условия, при соблюдении которых они действуют:

1) иностранная компания (иная созданная иностранная структура), которая

2) прямо или косвенно в той или иной доле контролируется лицом (физическим или юридическим) – налоговым резидентом другой стра­ны и

3) нераспределенная прибыль иностранной компании (1) в обязательном порядке включается в декларируемый личный доход контролирующего лица (2) в стране его резидентства для целей последующего налогообложения.

Законодательство РБ на дату подготовки настоящего материала не содержит целостной специальной правовой нормы о КИК и, как следствие, правил налогообложения такой компании.

Что касается отдельных элементов анализируемого правила, стоит обратить внимание на следующее:

⇒ в РБ не запрещено учреждать или приобретать иностранную ком­панию без ограничения юрис­дикции (например, США, ЕС, оффшор или ЕАЭС), доли уча­стия и контроля.

Но на формирование уставного фонда денежным вкладом (денежная оплата акций) учрежденной (приобретенной) иностранной компании требуется получение физическим лицом – резидентом РБ разрешения Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала;

⇒ в РБ не запрещено и не требуется разрешение резиденту (физическому или юридическому лицу) каким-либо способом (через пред­ставительство в органах управления или на основании доверенности (договора)) контролировать иностранную компанию вне зависимости от страны резидентства.

Пример. Если белорусский гражданин является директором иностранной ком­пании или учредил ее, сфор­мировав капитал (уставный фонд) имущест­венным вкладом, у такого белорусского контролирующего иностранную компанию лица не возникает никаких обязательств до момента получения им дохода от иностранной компании.

При этом контролирующему ино­ст­ранную компанию лицу – рези­денту РБ необходимо учитывать следующие нормы налогового законодательства:

  • риск признания контролирующего лица постоянным представительством иностранной компании в РБ для налоговых целей (ст. 180 НК) – опосредованного делового присутствия иностранной компании в РБ, влекущего за собой распространение на ее прибыль налоговой юрисдикции белорусского государства, на территории которого она получена, как если бы она была получена налоговым резидентом РБ;
  • риск признания местом нахождения иностранной организации ме­сто принятия белорусским контролирующим лицом решения по сущест­венным вопросам управления иностранной компании (ст. 16 НК) – фактического определения ино­ст­ранной компании как налогового резидента РБ;
  • риск признания контролирующего лица иностранной компании и самой иностранной компании взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК) – трансфертного ценообразования, правил тонкой капитализации, выплат физическому лицу в натуральной форме.

Контролирующему иностранную компанию лицу также важно учитывать действующий в РБ порядок определения и корректировки налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 33 НК.

⇒ наличие указанных выше рисков в действующем налоговом законодательстве, а также существующая правоприменительная прак­тика в указанной сфере для контролирующего иностранную компанию резидента РБ ставит на повестку дня вопрос о возможности фактической формализации заинтересованным лицом статуса КИК в РБ путем инициативного декларирования нераспределенного дохода КИК и уплаты налога в бюджет РБ.

То есть доходы, расходы, имущест­во и обязательства белорусской материнской компании и контролируемых ею иностранных юрлиц должны быть представлены как доходы, расходы, имущество и обязательства одной организации.

Консолидированная отчетность носит необязательный информативный характер и предназначена соб­ственникам белорусской материнской компании для анализа финансового состояния группы компаний.

Налоговое законодательство РБ директивно не предписывает и фактически не дает возможности белорусской материнской компании включать нераспределенную прибыль контролируемой дочерней ино­странной компании в свою локальную отчетность и базу для налогообложения, тем более отдельно декларировать прибыль своей ино­странной компании в РБ.

Ни налоговое законодательство РБ, ни Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями РБ, не предусматривают требований и даже возможности включения нераспределенной прибыли иностранной компании в отчетность (декларации) и физического лица – резидента РБ.

Учитывая вышеизложенное и положения п. 6 ст. 3 НК, прямо запрещающего применение актов налогового законодательства по аналогии, невозможно определенные белорусские нормативные процедуры и понятия, близкие к отдельным элементам концепции КИК, рассматривать как аналогичные.

Изменения в законодательство: какие и зачем нужны

Необходимо введение в РБ института КИК с конкретизацией и определением методики, критериев, механизма и процедур налогообложения.

Институт в первую очередь необходим для законопослушных налогоплательщиков, которые должны понимать и исполнять определенные требования, например:

– когда и при каких условиях надо сообщить в налоговые органы об имеющейся КИК;

– представить аудиторское заключение о прибыли КИК вместе с отчетностью;

– задекларировать прибыль КИК и заплатить налоги.

Нормы о КИК необходимы и в силу того, что действующие в РБ специальные механизмы противодействия уклонению от уплаты налогов (трансфертное ценообразование, тонкая капитализация и т.д.), являясь эффективными, уже не могут предусмотреть все возможные ситуации, возникающие в налоговой практике.

И это уже не только потери бюджета, но и имидж страны.

Несколько практических рекомендаций для заинтересованных лиц на текущий момент, пока нормы о КИК не имплементированы в законодательство РБ.

Обратите внимание!

Рекомендации помогут минимизировать риски, а не полностью их исключить!


Фриланс распространён в различных сферах, а в особенности – в деятельности, связанной с написанием текстов, переводе, рекламе, компьютерном программировании, архитектуре, дизайне, веб-дизайне, фото- и видеосъёмке, консультационной деятельности и т.п.

Преимущества от использования услуг фрилансеров очевидны, т.к. компания имеет возможность привлекать специалистов самого разного уровня различных сфер, находящихся в других городах и даже странах, без необходимости обустройства рабочего места и несения связанных с этим затрат.

Рынок фриланс-услуг в настоящее время уже достаточно развит во всем мире и стремительно развивается в том числе и в Республике Беларусь.

Зачастую компании, прибегая к услугам фрилансеров, в частности резидентов иностранных государств, сталкиваются с рядом вопросов, найти ответы на которые даже опытным специалистам не всегда просто.

Попробуем разобраться с возникающими вопросами при приобретении услуг у иностранных физических лиц-фрилансеров в данной статье.

Далее следует определиться, каким образом будут оформлены отношения с иностранцем. При этом возможны два варианта:

Вариант А)

Прием на работу иностранного фрилансера с соблюдением требований трудового законодательства, в первую очередь Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) и оформлением трудового договора;

Вариант Б)

Оформление отношений с иностранцем в рамках гражданского законодательства с соблюдением положений Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) и заключением гражданско-правового договора.

Однако при оформлении такого приема необходимо соблюсти требования не только законодательства о труде, но и требования законодательства о трудовой миграции, а также законодательства о порядке пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь.

Во-первых, организации следует получить разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, подтверждающее право нанимателя привлекать иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы потребуется в том случае, когда планируется трудоустройство более 10 иностранцев, или когда после приема на работу иностранца у нанимателя в совокупности будет работать более 10 иностранцев. Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы не требуется, если наниматель является резидентом ПВТ.

Во-вторых, организации необходимо обеспечить получение специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее - спецразрешение), подтверждающего право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь. Спецразрешение должно быть получено нанимателем на каждого иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Не требуется получение спецразрещения на граждан государств - членов ЕАЭС, а также нанимателями, являющимися резидентами ПВТ.

В-третьих, иностранец должен получить разрешение на въезд на территорию Республики Беларусь. ТК устанавливает, что заключение трудового договора с дистанционным работником допускается только при личном присутствии такого работника. Таким образом, иностранцу для заключения трудового договора потребуется прибыть в Республику Беларусь.

В-четвертых, организации следует надлежащим образом оформить прием иностранца на работу и заключить с ним трудовой договор. Для заключения трудового договора иностранец должен прибыть по месту нахождения нанимателя лично и представить необходимые документы.

Содержание трудового договора с иностранцем-фрилансером, выполняющим работу дистанционно, будет иметь особенности. Например, трудовой договор с иностранцем, не имеющим разрешения на постоянное проживание, может быть только срочным (возможно заключение контракта). Кроме этого такой трудовой договор в обязательном порядке должен содержать определенные особенности и условия, установленные действующим законодательством.

Кроме заключения собственно трудового договора наниматель должен издать приказ о приеме на работу и ознакомить иностранца с ним под подпись и в присутствии иностранца оформить на него трудовую книжку установленного образца, заполнить сведения в ней, а также ознакомить работника под подпись с локальными правовыми актами (ЛПА) организации, которые непосредственно связаны с его трудовой деятельностью.

В-пятых, наниматель, не являющийся резидентом ПВТ, в течение месяца со дня подписания трудового договора обязан зарегистрировать его в подразделении по гражданству и миграции. В подразделение по гражданству и миграции представляются оба экземпляра трудового договора (работника и нанимателя), поэтому зарегистрировать его необходимо в период пребывания иностранца-фрилансера на территории Республики Беларусь. Наниматель, являющийся резидентом ПВТ, обязан в течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового договора (контракта) письменно уведомить подразделение по гражданству и миграции по месту жительства (пребывания) иностранного работника о заключении такого трудового договора (контракта) с приложением его копии.

На основании изложенного заключение трудовых договоров с иностранными фрилансерами, выполняющими дистанционную работу, является достаточно трудоемким и сложным процессом, требующим соблюдения нанимателем целого ряда положений законодательства о труде и о внешней трудовой миграции.

Поэтому организация может рассмотреть второй из возможных вариантов оформления отношений с иностранцем-фрилансером (ВАРИАНТ Б).

Организации вправе привлекать иностранных физических лиц к выполнению работ по гражданско-правовым договорам (далее - ГПД). В частности, по договорам подряда, на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности. При заключении ГПД с фрилансерам организации следует соблюсти форму такого договора и включить в него определенные существенные условия, установленные законодательством. Также важно при заключении ГПД не допустить подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Чтобы не допустить подмены трудового договора ГПД, определения лишь его наименования будет недостаточно. Важно включить в него все условия, отражающие суть правоотношений между сторонами. Прежде всего следует правильно сформулировать предмет договора. В отличие от трудового ГПД заключается для выполнения конкретной определенной работы.

*По трудовому договору работник обязан выполнять не какую-либо индивидуально-определенную работу, а работу по одной или нескольким профессиям (специальностям, должностям) соответствующей квалификации, т.е. исполнять определенную трудовую функцию в деятельности организации.

Как видим, оформление отношений с иностранцем в рамках гражданского законодательства и заключение с ним ГПД гораздо проще оформления таких отношений в рамках трудового законодательства.

Вне зависимости от избранного организацией варианта оформления отношений с иностранным фрилансером при оказании им услуг (выполнении работ) в общеустановленном порядке организация выступает налоговым агентов в отношении удержания и уплаты подоходного налога из выплачиваемых фрилансеру доходов, а также у организации возникает необходимость уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – взносы в ФСЗН) и взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – взносы в Белгосстрах) из данных доходов.

Подоходный налог.

Иностранные граждане независимо от того, относятся они к налоговым резидентам либо нет, должны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных ими от источников в Республике Беларусь. К таким доходам относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений. Таким образом, доход иностранного фрилансера в виде заработной платы или вознаграждения по ГПД признается доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, и подлежит обложению подоходным налогом в Республике Беларусь в общеустановленном порядке, а организация, являющаяся источником выплаты указанных доходов, обязана при их выплате удерживать с этих доходов подоходный налог. Вместе с тем организации при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов иностранцев необходимо учитывать приоритет норм международного права. Так, если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Налоговым кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

ПРИМЕР

Белорусская организация заключила трудовой договор с физическим лицом (резидентом Франции), работающим дистанционно на территории Франции. Должна ли организация удерживать подоходный налог из заработной платы, начисленной этому гражданину?

В данной ситуации для определения порядка обложения подоходным налогом дохода (заработной платы) данного лица следует руководствоваться Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики об устранении двойного налогообложения доходов от 04.10.1985 (далее – Соглашение).

На основании п. 1 ст. 9 Соглашения заработная плата и аналогичные вознаграждения физического лица с постоянным местожительством во Франции, получаемые им в Беларуси и не освобождаемые от налогообложения, не облагаются налогами в Беларуси, если:

  • упомянутое лицо находится в Беларуси в течение одного или нескольких периодов времени, не превышающих в сумме 183 дней в календарном году, и
  • вознаграждения выплачиваются нанимателем или от имени нанимателя, который не имеет постоянного местопребывания во Франции, и
  • расходы по выплате вознаграждений не несет постоянное представительство, которым наниматель располагает во Франции.

В рассматриваемом примере физическое лицо работает дистанционно на территории Франции и не находится на территории Беларуси, белорусская организация не имеет постоянного местопребывания и постоянного представительства во Франции.

Поэтому доходы с физического лица (резидента Франции), работающего дистанционно, не облагаются подоходным налогом в Беларуси.

Для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения плательщик представляет налоговому агенту или в налоговый орган по месту постановки на учет подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, выданное (заверенное) уполномоченным органом иностранного государства.

Кроме этого предусмотрена обязанность представления организациями в налоговый орган по месту постановки на учет сведений о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам иностранных государств. Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

Взносы в ФСЗН.

Иностранные граждане, работающие в Республике Беларусь, подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Заявление об участии в правоотношениях по государственному социальному страхованию не требуется. Таким образом, выплаты иностранным фрилансерам включаются в объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН в таком же порядке, как и выплаты работающим гражданам Республики Беларусь. При этом взносы в ФСЗН уплачиваются за иностранцев, с которыми заключены не только трудовые договоры, но и ГПД (независимо от места выполнения работы), в размерах, сроки и порядке, предусмотренных законодательством.

Однако при начислении взносов на выплаты иностранным гражданам необходимо учитывать следующее правило: если международным договором предусмотрены правила, отличные от тех, которые установлены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора.

ПРИМЕР

Белорусская организация заключила трудовой договор с гражданином Российской Федерации. Этот гражданин проживает и выполняет работу дистанционно на территории Российской Федерации. Должна ли организация начислять и уплачивать взносы в ФСЗН на выплаты, начисленные этому гражданину?

Согласно статье 5 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан в Санкт-Петербурге 24.01.2006) (далее – Договор) застрахованные, на которых распространяется действие данного Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.

Порядок оформления выбора применяемого законодательства определен Соглашением о применении Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (далее – Соглашение).

В случае выбора работником (гражданином Российской Федерации) законодательства одной из Договаривающихся Сторон и выполнения процедур, установленных Соглашением наниматель должен уплачивать за него взносы на государственное социальное страхование с учетом выбора работника в соответствующие органы Российской Федерации либо Республики Беларусь.

При отсутствии заявления работника о выборе применяемого законодательства наниматель обязан уплачивать за работника (гражданина Российской Федерации) взносы в ФСЗН. Уплата взносов за иностранного гражданина вне рамок Соглашения, с которым заключен трудовой договор, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Взносы в Белгосстрах.

Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат жизнь и здоровье граждан, работающих на основании трудовых договоров (контрактов), а также работающих на основании ГПД, в местах, предоставленных страхователем. Следовательно, с выплат в пользу иностранных фрилансеров организации необходимо исчислить и уплатить взносы в Белгосстрах. При этом за фрилансеров, работающих дистанционно, с которыми заключены трудовые договоры, страховые взносы в Белгосстрах уплачиваются в общеустановленном порядке независимо от места выполнения работы. При заключении ГПД с фрилансером, который работает удаленно, вне места нахождения организации, взносы в Белгосстрах не начисляются и не уплачиваются. Данное условие не включается также в ГПД, так как гражданин работает у себя дома или в другом месте, которое организация ему не предоставляла.

Персонифицированный учет.

Поскольку иностранцы подлежат обязательному государственному социальному страхованию, то каждый иностранец, в том числе работающий дистанционно, подлежит регистрации в органах ФСЗН, на основании чего фрилансеру открывается индивидуальный лицевой счет и присваивается страховой номер.

НДС и налог на доходы иностранных организаций при приобретении услуг у иностранных физических лиц-фрилансеров не исчисляются и не уплачиваются организацией, т.к. отсутствуют объекты налогообложения указанными налогами.


Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.

Двойное налогообложение в России

Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

  • заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
  • документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.

На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

Договоры об избежании двойного налогообложения

Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

Читайте также: