Налог на содержание пожарной охраны

Обновлено: 06.05.2024

В 2021 году органы МСУ должны руководствоваться новыми Правилами противопожарного режима в РФ. Работы у муниципалитетов станет больше, и завершить ее надо до начала очередного пожароопасного периода. Прочтите, какие задачи вы должны решить. Кроме того, изменились основания внеплановой проверки органа МСУ. А с 1 января 2022 года у муниципальных районов появятся новые полномочия в сфере пожарной безопасности.

Изменились Правила противопожарного режима

Документ: Новые Правила противопожарного режима утверждены постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479 и действуют до 31 декабря 2026 года

В Правилах противопожарного режима в РФ (ППР) теперь предусмотрена новая обязанность органов МСУ. Они должны до начала пожароопасного периода создать либо обновить противопожарные минерализованные полосы вокруг каждого населенного пункта. Прилегает он к лесу или нет, значения не имеет (п. 63 ППР). Раньше минерализованные полосы надо было обустраивать только вокруг населенных пунктов, прилегающих к лесам. Изменение обусловлено тем, что пожары могут быть не только лесными, но и ландшафтными. Например, когда горит сухая трава, возникает риск, что горение распространится на населенные пункты. Требования к ширине минерализованной полосы остались прежними: она должна быть не меньше 10 м.

Изменились правила выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов. Территория вокруг участка для выжигания должна быть очищена от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов в радиусе 30 м. Кроме того, вокруг этой территории надо создать противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,5 м (п. 63 ППР). Ранее Правила противопожарного режима допускали радиус 25–30 м и минимальная ширина полосы была другой — 1,4 м.

Новая редакция ППР запрещает разводить костры не только на землях общего пользования населенных пунктов, но и на территориях частных домовладений. Нельзя использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест (п. 66 ППР). Эти места по-прежнему определяют органы местного самоуправления.

В населенном пункте теперь не всегда нужны пирсы для забора воды из естественных или искусственных источников (например, реки, озера, бассейна, градирни и др.). Без пирсов можно обойтись, если территория населенного пункта и находящиеся на ней здания и сооружения обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения. Например, пожарными гидрантами, водонапорными башнями (п. 80 ППР).

В ППР вернули запрет на установку на окнах объектов защиты глухих решеток. Их также нельзя устанавливать на приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Исключение — случаи, специально предусмотренные в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (п. 16 ППР).

Уточнены основания для проверки органа МСУ

Документ: Положения федеральных законов № 69-ФЗ и 131-ФЗ изменил Федеральный закон от 22.12.2020 № 454-ФЗ

Внеплановая выездная проверка проводится в отношении деятельности органа местного самоуправления и его должностных лиц. В частности, контролеры выяснят, как орган МСУ обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в подверженных угрозе природных пожаров населенных пунктах, где введен особый противопожарный режим.

Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, ежегодно утверждают органы государственной власти субъектов (ст. 18 Закона № 69-ФЗ). Критерии, которые должны использовать регионы при формировании перечня, устанавливает Правительство.

Изменился порядок оформления паспорта населенного пункта

15 дней — срок оформления паспорта населенного пункта. Отсчитайте их со дня, когда регион утвердил перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров

Установлен срок оформления паспорта населенного пункта — 15 дней со дня, когда регион утвердил перечень населенных пунктов и территорий, подверженных угрозе лесных пожаров. Это правило установлено в пункте 418 ППР. Ранее ограничений по срокам не было.

Паспорт населенного пункта надо оформить в трех экземплярах. В течение трех дней со дня его утверждения один экземпляр направьте в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования. Еще один — в структурное подразделение территориального органа МЧС. Третий экземпляр паспорта населенного пункта храните в органе МСУ.

Еще одно изменение касается организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе муниципальных. Теперь они тоже должны оформлять паспорта своих территорий. Паспорт понадобится, только если территория организации подвержена угрозе лесных пожаров. Оповестите руководителей таких муниципальных организаций о том, что они обязаны составить паспорт до начала пожароопасного сезона и соблюсти 15-дневный срок.

Незначительно изменились формы паспортов (нумерация, формулировки). Используйте формы паспортов населенного пункта, детского лагеря из приложений № 8 и 9 к новым ППР.

На заметку: Органам МСУ стало проще квалифицировать пожары

У муниципальных районов появятся полномочия в области пожарной безопасности

С 1 января 2022 года органы МСУ муниципальных районов начнут осуществлять полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах своих территорий за пределами городских и сельских населенных пунктов. В границах населенных пунктов аналогичные полномочия продолжат реализовывать органы МСУ поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

Также органы МСУ муниципальных районов получат право создавать муниципальную пожарную охрану. Штрафовать за ее отсутствие не будут (ст. 15.1 Закона № 131-ФЗ). Для реализации данного права органам МСУ муниципального района нужно разработать и утвердить положение о деятельности муниципальной пожарной охраны. Посмотрите его образец ниже.

АЛЕКСЕЙ ЕВДОКИМОВ, доцент Саратовской государственной юридической академии, Саратовского ГАУ, к.ю.н. ГАЛИНА НАДЕЖКИНА, доцент Саратовского ГАУ, к.т.н.

В соответствии с абзацем сорок шестым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 , приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 23, ст. 3621.

1. Утвердить Методику расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах, согласно приложению N 1.

2. Утвердить Методику расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в организациях, согласно приложению N 2.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.

Временно исполняющий
обязанности Министра
А.П.ЧУПРИЯН

Утверждена
приказом МЧС России
от 15.10.2021 N 700

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ
ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет единый подход к механизму определения численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (далее - территориальные подразделения пожарной охраны).

2. Настоящая Методика применяется при расчете численности и технической оснащенности территориальных подразделений пожарной охраны, создаваемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 16 и 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" .

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2021, N 24, ст. 4188.

II. Подготовка исходных данных для расчета численности
и технической оснащенности территориальных подразделений
пожарной охраны

3. Для расчета численности территориальных подразделений пожарной охраны и их технической оснащенности проводится обследование территории субъекта Российской Федерации (далее - обследование), предусматривающее:

а) проведение анализа существующей системы обеспечения пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации, включающего в себя:

определение наличия созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации территориальных подразделений пожарной охраны;

оценку соответствия зданий, сооружений и помещений для размещения территориальных подразделений пожарной охраны (личного состава и пожарной техники) требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к объектам пожарной охраны;

оценку работы по планированию и проведению организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

оценку реализации мер по обеспечению деятельности пожарных подразделений, установленных статьей 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ);

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997.

б) проведение анализа оперативно-тактических характеристик (особенностей) территории субъекта Российской Федерации: состояния автомобильных дорог, источников наружного противопожарного водоснабжения, степени застройки территорий населенных пунктов, плотности населения, этажности зданий, наличия мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, химически, радиационно, потенциально опасных и критически важных объектов ;

в) проведение анализа частоты возникновения пожаров и их последствий на территории субъекта Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований и населенных пунктов).

4. По результатам обследования определяются:

а) места дислокации и количество территориальных подразделений пожарной охраны, типы и количество пожарных автомобилей (далее - ПА) для их укомплектования;

б) численность личного состава территориальных подразделений пожарной охраны;

в) типы зданий пожарных депо для размещения территориальных подразделений пожарной охраны;

г) вид и количество средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения для укомплектования территориальных подразделений пожарной охраны.

III. Определение мест дислокации и количества
территориальных подразделений пожарной охраны, типов
и количества ПА для их укомплектования

5. Количество и места дислокации территориальных подразделений пожарной охраны определяются с учетом требований, установленных статьей 76 Федерального закона N 123-ФЗ .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579.

6. Количество основных ПА определяется с учетом расчетного количества одновременных пожаров и норм расхода воды на наружное пожаротушение в населенном пункте, устанавливаемых нормативными документами по пожарной безопасности .

Часть 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).

7. Минимальное количество специальных пожарных автомобилей, необходимое для укомплектования подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах, определяется согласно приложению N 1 к настоящей Методике.

Количество специальных ПА, не указанных в приложении N 1 к настоящей Методике, определяется исходя из оперативно-тактических характеристик (особенностей) населенных пунктов, с учетом наличия опорных пунктов тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ .

8. При выборе типа основных и специальных ПА для оснащения территориальных подразделений пожарной охраны учитываются следующие оперативно-тактические характеристики (особенности) закрепляемых за ними районов (подрайонов) выезда:

а) нормы расхода воды на наружное пожаротушение;

б) состояние автомобильных дорог (при определении категории проходимости ПА);

в) наличие организаций, технологические процессы которых связаны с обращением взрывопожароопасных, пожароопасных веществ и материалов, для тушения которых применяются огнетушащие порошки (газы) (при определении типов ПА);

г) виды источников наружного противопожарного водоснабжения, параметры существующих и проектируемых сетей наружного противопожарного водоснабжения, наличие безводных участков (при определении объема огнетушащих веществ, вывозимых на ПА);

д) наличие зданий и сооружений высотой 12 метров и более (при определении потребности в пожарных автолестницах и коленчатых подъемниках);

е) наличие зданий и сооружений V степени огнестойкости , горение которых может привести к распространению пожара на соседние здания и сооружения, а также плотность застройки указанных зданий и сооружений (при определении объема огнетушащих веществ, вывозимых на ПА и категории проходимости ПА).

Статья 30 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).

IV. Определение численности личного состава территориальных
подразделений пожарной охраны

9. Для организации управления территориальными подразделениями пожарной охраны предусматриваются должности начальников (руководителей) таких подразделений и их заместителей.

10. В территориальных подразделениях пожарной охраны в зависимости от возлагаемых на них задач предусматривается создание следующих структурных подразделений:

а) подразделения пожаротушения (отделение, караул (смена)) - структурные подразделения, в задачи которых входят вопросы организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

б) профилактические подразделения - структурные подразделения, в задачи которых входят вопросы организации и осуществления профилактики пожаров.

11. При численности личного состава каждого из структурных подразделений, указанных в пункте 10 настоящей Методики, 8 человек и более в территориальном подразделении пожарной охраны предусматривается должность заместителя начальника (руководителя) по направлению деятельности соответствующего структурного подразделения.

12. Общая численность личного состава территориального подразделения пожарной охраны определяется с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период отпусков и временной нетрудоспособности.

13. Численность личного состава отделения, необходимая для работы на ПА, определяется исходя из нормативов положенности личного состава на пожарных автомобилях, находящихся на вооружении подразделения пожаротушения, согласно приложению N 2 к настоящей Методике (далее - нормативы положенности).

Наименование и количество должностей на ПА, не включенных в нормативы положенности, определяются исходя из их тактического назначения и конструктивного исполнения базового шасси.

14. При наличии в боевом расчете подразделения пожаротушения двух и более отделений на основных и специальных ПА в указанных подразделениях предусматриваются должности начальников караулов (руководителей смен).

V. Определение типов зданий пожарных депо для размещения
территориальных подразделений пожарной охраны

15. Размещение территориальных подразделений пожарной охраны предусматривается в зданиях пожарных депо .

Часть 2 статьи 76 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579).

16. Тип здания пожарного депо определяется исходя из классификации зданий пожарных депо в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 123-ФЗ .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579.

17. При определении типа здания пожарного депо для размещения территориального подразделения пожарной охраны учитываются:

а) расчетное количество основных и специальных ПА, размещаемых в здании пожарного депо;

б) расчетная численность личного состава территориального подразделения пожарной охраны, размещаемого в здании пожарного депо;

в) состав и площади помещений здания пожарного депо, а также их назначение;

г) требования пожарной безопасности к пожарным депо, установленные статьей 77 Федерального закона N 123-ФЗ .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2017, N 31, ст. 4793.

VI. Определение вида и количества средств обеспечения
пожарной безопасности и пожаротушения для укомплектования
территориальных подразделений пожарной охраны

18. В целях обеспечения выполнения территориальным подразделением пожарной охраны возложенных на него задач предусматривается необходимость обеспечения личного состава подразделений пожаротушения, находящегося на дежурстве, средствами связи, средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

19. Для организации управления территориальным подразделением пожарной охраны предусматривается создание пункта связи, оборудованного каналом связи (телефон, радио) с пунктом связи местного (территориального) пожарно-спасательного гарнизона, который должен обеспечивать:

б) подачу сигнала на сбор и выезд личного состава территориального подразделения пожарной охраны на тушение пожара;

в) передачу распоряжений участникам тушения пожара и получение информации с места пожара;

г) руководство тушением пожара и взаимодействие с местным (территориальным) пожарно-спасательным гарнизоном.

20. Для реализации мероприятий, указанных в пункте 19 настоящей Методики, в территориальном подразделении пожарной охраны предусматривается необходимость обеспечения ПА мобильной радиостанцией и не менее чем двумя носимыми радиостанциями.

Приложение N 1
к Методике расчета численности
и технической оснащенности
подразделений пожарной охраны,
создаваемых для тушения пожаров
и проведения аварийно-спасательных
работ в населенных пунктах,
утвержденной приказом МЧС России
от 15.10.2021 N 700

МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,
НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УКОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ
ОХРАНЫ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

Читайте также: