Налог на слезы ходжа насреддин

Обновлено: 26.04.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Кастрюля

Ходжа Насреддин взял у соседа кастрюлю. Через несколько дней он положил в нее маленькую миску и отнес хозяину.

- Откуда эта миска? - спросил тот.

- Поздравляю тебя, сосед! Твоя кастрюля родила в эту ночь, - ответил Ходжа со смехом.

Сосед очень обрадовался. Через несколько дней Ходжа опять попросил кастрюлю. Сосед с радостью дал ее. Прошло несколько дней, а Ходжа кастрюлю не возвращал.

Обеспокоенный сосед пошел к Ходже. Тот сказал ему:

- Пошли тебе бог здоровья, твоя кастрюля умерла.

- Что ты говоришь, Ходжа, - удивился сосед, - разве кастрюля может умереть?

- Если могла родить, значит, может и умереть.

Они не давать, а брать привыкли

Однажды Ходжа со своими друзьями вышел погулять. Поев, они пошли к большому бассейну вымыть руки. Судья, бывший среди них, нечаянно поскользнулся и упал в воду.

- Давай руку, - кричали все вокруг, но тот не слушал и продолжал барахтаться в воде.

- Отойдите, - сказал Ходжа, нагнувшись к воде, - я его сейчас вытащу.

- Возьми мою руку! - закричал он тонувшему. Тот сейчас же схватился за нее и вылез. А Ходжа сказал окружающим:

- Они привыкли не давать, а брать, поэтому он никогда не послушался бы вас.

Или осел, или хан

Однажды хану подарили осла. Хан позвал к себе Ходжу Насреддина и спросил:

- Ходжа, что мне делать с этим ослом? Обедневший Ходжа сразу почуял наживу и поспешно ответил:

- Слава хану! Этот осел необыкновенный. Отдай его мне, и я научу его говорить.

- Хорошо, я дам тебе его. А какие у тебя условия?

- Условия мои немного накладны, - ответил Ходжа, - потому что это нелегкое дело. Ты должен дать мне пять лет сроку и тысячу золотых.

Хан согласился. Ходжа взял деньги и увел осла.

- Это не к добру, - сказала дома жена, когда Ходжа рассказал ей все, как было. - Видно, ветер у тебя в голове. Да разве осел научится говорить?

- Конечно, не научится.

- А если не научится, так зачем же ты взялся за это?

- Как зачем? Посмотри-ка! Видишь, сколько денег я принес.

- А что ты ответишь хану через пять лет? Ходжа подумал немного и сказал:

- Не печалься, жена. Возьми деньги и трать их как хочешь, а за пять лет кто-нибудь да сдохнет - или осел, или хан.

Ходжа находит осла

У Ходжы пропал осел. Кто-то ему сказал: — Твоего осла государь назначил городским правителем. Ходжа, немного подумав, ответил: — Ты говоришь правду. У него на лице была печать величия и власти и они с государем были старыми друзьями. Пойду, посмотрю, что будет со мной дальше. Купив недоуздок и положив в подол немного ячменя, Ходжа пошел в канцелярию городского правителя. Войдя в комнату, он увидел правителя, окруженного множеством людей. Показывая правителю ячмень, Ходжа начал чмокать. Правитель с удивлением посмотрел на него. Обращаясь ко всем присутствующим, Ходжа сказал: — Прошу вас, поглядите, как он форсит и важничает. Получил высокую должность и уже не признает своего хозяина. Как будто он еще вчера не был ослом! Потом Ходжа тихонько подошел к правителю, схватил его за бороду и надел ему на голову недоуздок. Правитель закричал. В комнату вбежали слуги, набросились на Ходжу и задали ему хорошую трепку. Ходжа кричал им: — Сделали моего осла своим правителем, так этого еще мало! Теперь меня же и бьете. Хотя в этом вы не виноваты. Виноват тут государь. Из дружбы к моему ослу он отнял его у меня и назначил правителем.

Смерть помешала

Все сильно подорожало. Ходжа понял, что не сможет купить ячмень, и поэтому решил уменьшить порции своему ослу. Ходжа дал ему меньше ячменя и убедился, что осел не заметил разницы и слабее не стал. Через несколько дней он дал ослу еще меньше ячменя и соломы и, не замечая в нем никаких перемен, совсем осмелел и с каждым разом все урезывал корм. Так прошло еще несколько дней. Раз Ходжа по привычке рано утром пошел в конюшню. Открыв дверь, он увидел, что осел сдох. Ходжа горестно вздохнул:

- Я так хорошо приучал осла к бережливости, жаль, смерть помешала.

Ходжа благодарит лекаря

Однажды Ходжа Насреддин тяжело заболел. Жена, потеряв надежду, что он выздоровеет, пошла к самому лучшему лекарю, который жил по соседству, и попросила его:

— Ради бога, лекарь, муж сильно заболел, приди и посмотри. Мы люди бедные и детей у нас много, пожалей, приди, дай какое-нибудь лекарство, может, он выздоровеет.

— Зачем, ты терзаешь понапрасну несчастного человека? Ну, скажем, я приду и осмотрю его, а на что ты купишь лекарства?

Жена Ходжы опечаленная вернулась домой.

Дело обернулось так, что Ходжа все таки выздоровел. Однажды он встретил на улице этого лекаря. Тот, не смущаясь, сказал Ходже:

— Ходжа, ты должен простить меня. В тот день у меня было важное дело, и я не мог придти к тебе.

— Что ты, что ты, лекарь! — воскликнул в ответ Ходжа. — Я сам искал тебя, чтобы сказать, как я тебе обязан — благодаря тебе я выздоровел.

— Почему же благодаря меня? — спросил с удивлением лекарь. — Я же не лечил тебя?

— Именно поэтому я и выздоровел,—ответил Ходжа.— Если бы твое грязное дыхание коснулось меня, то неизвестно, на каком бы я был кладбище.

Задушевная беседа

Однажды жена Ходжы долго смотрела на лицо мужа и оказала:

— Я удивляюсь твоему сердцу. Действительно, оно у тебя очень крепкое.

— К чему ты это сказала? — спросил Ходжа.

— Ты такой невероятный урод, — ответила жена, — что только крепкое сердце может вынести это.

— Если уже на то пошло, то у тебя сердце в четыре раза крепче моего, — заметил Молла.

— Почему? — удивилась жена.

— Потому что ,—ответил Ходжа, — я сам свою морду не вижу, чтобы вынести или не вынести свое уродство. Ты же каждый день смотришь на меня — и сердце твое выдерживает.

Предложение красавицы

Говорят, по соседству с Ходжой жила одна красивая женщина. Но насколько она была красива, настолько же и глупа.

Опередила меня

Однажды Ходже сказали:

— Ходжа, иди скорей, у тебя жена умерла.
Ходжа хлопнул ладонями и воскликнул.

— Опять она меня опередила.

— Как это она опередила тебя? — спросили Ходжу.

— Она уже давно хворала, — ответил Ходжа, — и болезнь ее мне надоела. Наконец, я решил пойти к мулле, развестись с ней и отделаться от нее. Посмотрите, какая она хитрющая, догадалась, что я задумал, и тут опередила меня — умерла.

Секрет

Однажды жаркой летней ночью Ходжа и его жена спали на крыше. В постели они повздорили. Он говорит — так, она — этак. Наконец, жена толкнула его, и Ходжа свалился с крыши.

В это время ребятишки, жившие в их квартале, сидели под наружною стеной дома Ходжа и рассказывали сказки. Вдруг они увидели, что Ходжа с грохотом упал на землю.

Они быстро подняли Ходжу, сбегали за водой, привели его в чувство и спросили;

— Ходжа, расскажи, как это ты упал с крыши?

— Это, дети мои, секрет.

— Пусть будет секрет, но скажи нам, чтобы и мы знали.

— Сказать-то я могу, но вам пока не понять этого.

— Ты скажи, может быть, мы поймем.

— Нет, вам не понять, вы еще слишком молоды, не женаты. Вы должны сперва вырасти, жениться, улечься с женой на крыше, поспорить с ней — да так, чтобы она столкнула вас,— и вы свалились с крыши — только тогда вы поймете этот секрет.

Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение "Москва слезам не верит".

Налог на слезы: притча о Ходже Насреддине

Ходжа Насреддин считал налоговую систему также мощным стимулом для развития общественного самосознания и предложил ввести налог на слезы и налог на смех: "Подать на слезы вызовет новые слезы, а новые слезы - новую подать".

Золото и рис (восточная притча)

Интересно отметить, что считается, что сборщик налогов всегда выступал отрицательным образом любых народных сказок, легенд, сказаний и т.д. Однако это не так. В частности в представленной притче о золоте и рисе именно местный мытарь является положительным и мудрым персонажем.

Рассказывают, что было время, когда люди, жившие на берегу озера Инлей, не хотели работать в поле. Их больше привлекали ремесла и торговля. А случилось это так потому, что большую часть земли затопили воды. Сухих полей осталось очень мало.

В те далекие времена озерным краем управлял сборщик налогов, которому правитель страны повелел расширить поля и больше сеять риса, чтобы им кормилась вся страна. Но жители Инлея продолжали заниматься торговлей и ремеслом. Риса же сеяли так мало, что его хватало только на два месяца.

Сборщик налогов был очень огорчен и встревожен. И вот однажды он вызвал к себе двух жителей озерного края: богатого торговца и бедного крестьянина. Обоих принял с должными почестями и спросил:

- Что в мире важнее - золото или рис?

Богатый торговец ответил так:

- В нашем мире нет ничего ценнее золота. Золото делает человека из ничтожного значительным. Если у человека есть золото, он пользуется почетом, имеет власть, живет в довольстве. Я преклоняюсь перед золотом.

Бедный крестьянин ответил так:

- В нашем мире нет ничего важнее риса. Все живое ищет себе пропитание. Мы, люди, питаемся рисом. От него - наше здоровье и наша сила. Надо больше сеять риса. Тогда не будет голода и нужды. Я преклоняюсь перед рисом.

Сборщик налогов нахмурился. Сам он понимал, что прав крестьянин, но хотел убедить и торговца.

- Значит, для тебя важно золото, а для тебя - рис. Нет согласия в ваших речах, - и сборщик налогов сердито встал со своего места. - Я тоже не могу найти верного решения. Поэтому через семь дней вы должны прийти ко мне со своими семьями. Захватите с собою то, что всего важнее для вас. Пусть вас рассудит жизнь!

И с этим он отпустил обоих. Каждый из них вернулся в свой дом. И каждый стал готовиться к предстоящему. Богач, который выше всего ценил золото, собрал золотые слитки, кольца, браслеты, четки, серьги. Он велел жене и дочерям надеть на себя все золотые украшения, а что осталось - положил на поднос. На седьмой день со своей семьей и всем богатством торговец явился к сборщику налогов.

Бедный крестьянин тоже не сидел сложа руки: он размолол весь рис и приготовил из рисовой муки лепешки и булочки. Все это он разложил на подносах, велел жене и дочерям поставить подносы себе на головы и идти к дому сборщика налогов. Сам же крестьянин собрал в корзину столько вареного риса, сколько туда поместилось, повесил корзину на плечо и зашагал следом.

Когда оба жителя Инлея со своими семьями пришли к сборщику налогов, тот поглядел, что они принесли, усмехнулся, но ничего не сказал. Потом он позвал своих слуг и приказал им запереть обе семьи с их вещами в отдельной хижине. И если чего попросят - давать им только воду.

Слуги исполнили приказ своего господина. В хижине не оказалось ничего, кроме горшка с водой. Скоро все проголодались. Запасшийся едою крестьянин накормил жену и дочерей. А богачу нечем было кормить семью - ведь золото есть не станешь! Он попросил крестьянина поделиться с ним.

На это земледелец ответил:

- И рад бы, да не знаю, сколько нам здесь сидеть. Боюсь, как бы и моей семье не пришлось голодать.

Тогда голодный богач предложил продать ему рису за золото, но крестьянин сказал:

- На что мне твое золото? Им сыт не будешь!

Через два дня сборщик налогов приказал выпустить из хижины обе семьи. Тут он и увидел, что бедные крестьяне сыты и веселы, а увешанные золотом богачи голодны и злы на весь свет.

- Так что же важнее - рис или золото? - спросил сборщик налогов.

- Рис важнее. Надо сеять рис, - прохрипел голодный торговец. А крестьянин только усмехнулся.

- Ну, раз вы теперь оба согласны - идите домой! - заключил сборщик налогов и отпустил всех.

С тех пор жители Инлея начали сеять много рису: и на затопляемых во время дождей землях, и на плавающих полях. Рису стало вдоволь - все жители страны были сыты.


Фото: ссылка

Друзья!
Неожиданно всплыла в моей памяти эта поэма,
написанная в 1990 году, задолго до сатанинских сетей интернета.
Известно, что поэты иногда видят, как Пророки.

ПОЭМА О ХОДЖЕ НАСРЕДДИНЕ, РОКФЕЛЛЕРЕ И ЗОЛОТОМ ОСЛЕ

Однажды на засыпанном глухими песками забвенья Великом Шелковом Пути ехал одиноко на ветхом вечноспящем своём белом тысячелетнем осле Хунуке великий странник всех народов и всех эпох тысячелетний мудрец Ходжа Насреддин.

Он был уставшим от великого бессмертья, которым навек наделил его Аллах.
Он был вечен, как Аллах.
И все люди на земле боятся смерти, а Ходжа мечтал о ней… И мечтал только о смерти, как всякий человек на земле…
Но.

Тут в беспробудных песках всеми забытого Великого Шелкового Пути, в столпах, в белёсых облаках древней сладкой, то золотой, то алмазной, то перламутровой, то жемчужной пыли явился огромный золотой лимузин.

Из лимузина вышел самый богатый человек на земле барон баронов король королей Рокфеллер V.

Дико, жирно сияло, лоснилось среди пустыни, среди саксаула и терескена, в лучах вечернего солнца золото лимузина…

Ходжа Насреддин и Рокфеллер обнялись, как древние братья, а они и были братья, ибо Мудрость и Богатство не всегда были враги. В древности при царях-мудрецах они были братья…

Ходжа Насреддин сказал:
— Я обнимаю самого богатого человека в мире…
Барон баронов Рокфеллер сказал:
— Я обнимаю самого мудрого и бессмертного человека в мире…

Мудрец сказал:
— Никому в ХХ веке не нужна Мудрость Веков… Я одинок на забытом Шелковом Пути… Никто не идёт по земле в поисках Мудрости… Все заняты погоней за деньгами… Брат! Самый богатый человек на земле! Зачем ты пришел к самому бедному человеку на этой же земле?

Рокфеллер сказал:
— Все великие люди мечтали о Мировом Господстве! О Мировом Господстве мечтали древние цари и римские императоры… И Александр Македонский… И Чингис-хан… И Наполеон… И Гитлер… И Сталин…
Но только мы — богачи — завоевали Мировое Господство…
И не с помощью меча или пули или даже атомной бомбы…
Мы завоевали мир с помощью тихого Доллара!
Доллар — это победоносный вселенский Иудей! Да. Не тиран с мечом, а банкир с вездесущим всемогущим долларом завоевали покорили Мир Человеков!
Это мы открыли великий закон совокупленья и размноженья денег!
Как человеки творят человеков, так деньги, совокупляясь, творят деньги!
И этот Закон превыше всех всех законов на земле.
Да, брат мой вечный на вечном осле. Золото победило тленный мир… Увы! Увы! Увы!
Но я самый богатый человек на земле… И я победил золото…

Ходжа Насреддин сказал, печально улыбаясь:
— Если ты всмотришься в деньги — ты увидишь лик шайтана на них… Человечество погибнет от денег. И над сгоревшей землей будут летать пачки обгоревших нераспечатанных банкнот, на которых будет сиять полыхать лик смеющегося дьявола… И потому все банки — домы сатаны… И горят…
Брат, в твоих словах — золото истины! Но зачем ты пришёл ко мне. Или ты пришел купить меня? Обменять мудрость на золото? Но как можно купить ветер. Или облака. Или звезды. Или Млечный Путь.

Рокфеллер улыбнулся и приказал слугам своим, и те вытащили из золотого лимузина Золотого Осла.

Осел был отлит из чистого самородного золота, а кожаное седло было усыпано бриллиантами и изумрудами.
Осёл был как две капли воды похож на живого древнего осла Хунука — тысячелетнего спутника Ходжи Насреддина.
Ходжа был поражен.

Рокфеллер сказал:
— Брат, я дарю тебе этого Золотого Осла-робота! Это последнее достижение человечества, чудо науки! Он прекрасно и быстро бегает, ревёт, как живой, и выполнит любое твоё повеленье…
Ты вечен, но твой осёл тленен… Ведь только люди бывают бессмертными, а ослы — никогда…
А я дарю тебе вечного Золотого Осла! Я могу подарить тебе много таких ослов!
Я могу уставить весь Великий Шелковый Путь такими золотыми самоходными ослами…
Караванами бесконечных Золотых Ослов.
Пусть на Великом Шелковом Пути, где некогда кипели великие караваны и шелестели, как саксаул, языки усопших купцов, а нынче бушует всевластный песок забвенья и верблюжья колючка — теперь недвижно стоят вечные Караваны Золотых Ослов.
Песок победил всех, но песок не победит Караваны Золотых Ослов. Мои караваны! Мои пирамиды вечности.
И все они покорно и умело будут выполнять любые твои прихоти и приказанья.
О, Насреддин! Ты можешь продать их — и стать богачом, о мой брат, о мой мудрец!
О, мой повелитель! Погонщик Золотых самоходных Вечных Ослов.
Пусть Вечный едет на Вечном!
И люди будут говорить: " Вечный мудрец Ходжа Насреддин бродит по миру и рассказывает свои вечные великие притчи! А сидит он на вечном Золотом Осле, которого подарил ему богач Рокфеллер…"
Так и я приобщусь к Вечности… Ведь Мировая История помнит только тех богачей, которые помогали Мудрецам…
Вспомни, брат, Мецената, или Лукулла, или царя Бахрам-Гура, или царя Давида, который сам был мудрецом…
И ещё: никто не сможет увести, украсть, угнать этого Золотого Осла… Он знает только твой голос и повинуется только тебе! Только ты — его хозяин!
Иных человеков он вмиг умертвит своими алмазными огненными кинжалами-зубами! Да.

Потом Ходжа Насреддин и Рокфеллер обнялись прощально, и Рокфеллер сказал:
— Я стар, как Великий Шелковый Путь… Скоро смерть моя. Вечный брат мой, не забывай меня, мимолетного. Перед смертью я посетил тебя. Самый богатый человек так же одинок, как самый бедный…

Ходжа тихо сказал:
— Авиценна говорил: не забудь того, кто хоть раз напоил тебя водою, а ты подарил мне Золотого Осла…
Разве я забуду тебя, брат мой? Один ты на земле вспомнил меня, одинокого. Самый богатый человек на земле любит только самого бедного… И я плачу, прощаясь с тобой… Не забывай тоже меня, брат мой…
Так быстра, как сумерки в пустыне, встреча наша…
И вот ты уходишь, оставив на песках Золотого Осла, и в глазах моих слёзы-алмазы прощанья — самые великие и дорогие алмазы в этом мире… А ты-то знаешь цену алмазов…

Тогда слёзы прощанья явились и в глазах Рокфеллера. И он тихо сказал:
— Брат мой! Мои всемирные ученые создают не только Золотого Осла. Скоро они сотворят Золотого Ходжу Насреддина, Великого Мудреца Робота! Твоего Двойника! И он будет бродить по миру на вечном Золотом Осле и рассказывать твои Великие Золотые Вечные притчи всем человекам на земле…
Тогда ты, брат мой, сможешь отдохнуть, уйти в блаженство, навек уснуть на брегу твоей любимой реки Варзоб-дарьи! Я подарю тебе гарем спелых дев и дом с садом ширазских роз и сиреней у реки. Ты же мечтаешь о вечном сне и сладчайших виденьях своего вечного Прошлого.
Мы уже почти сотворили Вечного Золотого Ходжу Насреддина — и он выполняет все команды и прихоти. Но никак не можем добиться от него Слезы Состраданья ко всему живому и мертвому, а что без этого Ходжа Насреддин.
Но мы добьёмся и этого. Наука догоняет Творца! Да!
И когда Наука догонит Творца — будет Конец Мира. Уже. При дверях!
Жаль, что я не увижу этого последнего Спектакля, затеянного Творцом.
Иль Дьяволом.

И Рокфеллер сел в золотой лимузин и в облаках священной вселенской пыли Великого Шелкового Пути уехал… Усмирился… Растворился…
Ходжа подумал, что это виденье, мираж в песках и пылях святого Шелкового Пути…
Но Золотой Осёл лоснился молодым самородным золотом, и полыхал алмазами и изумрудами седла, и вкопанно и покорно стоял близ Ходжи и ждал повелений Мудреца.
Ходжа тихо сказал, шепнул:
— Хунук, иди ко мне!

И к ужасу древнего Ходжи Золотой Осёл мгновенно подошёл к нему и опустил внимающую голову, ожидая повелений… Да.
И много пожеланий, и прихотей, и приказов отдал Ходжа Золотому Ослу — и тот все исполнял мгновенно и ловко…
Он даже исторг янтарную струю, когда мудрец шутливо шепнул ему об этом…

Тогда Ходжа печально поглядел на древнего своего тихоходного, неповоротливого, притихшего живого осла Хунука, который почуял великую измену-разлуку и покорно, прощально лег в пыль, как верблюд в смертельный самум…

Но!
Но тут на Великом Шелковом забытом людьми Пути послышались гортанные, шалые, больные, нечеловечьи, кривые, рваные, рыдалистые голоса и звоны рваных, нищих, плакучих, забубённых гитар…
И явился кочевой, нищий, промозглый, чахоточный цыганский табор…
Рваные кочевые кибитки-повозки были… Рваные цыгане… Рваные одежды… Рваные гитары…
Рваные пляски в рваном песке забвенья… Рваные, тошные запахи перегоревшей плоти и одежд…
Рваные жизни были…

Ходжа подумал, что цыгане хороши и лакомы в богатых странах и народах…
Со своими плясками, песнями, вольными павлиньими одеждами — они украшенье певучее богатых народов…
А в нищей рваной стране цыгане — моль летучая! Муха рваная атласная трупная гробовая…
Цыгане веками бродили по Шелковому Пути и знали бессмертного старца Ходжу Насреддина, впавшего в ХХ гуманном веке погромной тотальной Демократии в одиночество и нищету.

Ходжа сам стал, как нищий рваный цыган… И был неотличим от нищего табора…
Но тут цыгане потрясенно оглушенно растопыренно остановились близ Золотого Осла и замерли от сиянья самородного, наглого, небывалого золота!
— Ай ай вай! Чавелы! Вай! Додо! Вай. О великий мудрец! Великий нищий! Откуда у тебя Золотой Осел? Вай! Чавелы! Ромэлы. Куда же мы зашли? закачались? замутились? И прикочевали к Золотому Ослу. О, если бы это был золотой конь — мы бы угнали! умыкнули! укротили! убаюкали его! но угонять Золотых Ослов наши предки конокрады не учили нас.
Ай, жаль! жаль! жаль! Что не ослокрады мы.
Ай, как угнать Золотого осла и бежать от нищеты? — рыдали хором рваные странники сироты Вселенной… — А ведь мы — основатели человечества! Это мы прикочевали с других планет — на землю… А Адам и Ева — были пришлые цыгане… И вот стали нищими и хотим уйти вспять с земли на родные планеты… Да! да. Ой дадаа.
Но один из цыган все же приблизился к Золотому Ослу и попытался оседлать его яро, лихо, но тут Осёл страшно, огненно, оголённо оскалил исполинские кинжалы-зубы полыхающие и едва не изгрыз цыгана, с ужасом отпрянувшего сметливо…

Тогда табор обреченно, умалишенно пошел прочь, утопая, умирая, растворяясь в песках вместе со своими рваными гитарами и плясками.

И тут от кислой, пахучей, неизбывной нищеты табора и горя человеческого кочующего Насреддин зарыдал…
В природе, даже в самой бедной пустыне — нет нищеты… А есть красота бедности! Нищета есть только в жизни человеков… И там нет красоты.
И тут слёзы состраданья явились блеснули в глазах древнего живого осла Хунука, даже осел зарыдал от горя человеческой жизни.

Тогда Насреддин сказал Золотому Ослу:
— А ты почему молчишь? Разве тебе не жаль этого табора нищеты? Где слёзы состраданья твои?… Ты можешь сотворить даже мочу, но не слезу…

Но Золотой Осел мучительно молчал, хотя мука, сухая судорога прошла по его лику…
Но слёз не было…
Забыл он что ли насмерть, как исполнить, пролить слёзы эти.
Или не знал их. Не знал.

Тогда Ходжа улыбнулся, и пожалел нищий табор тусклый, предсмертный с нищими детьми рыдалистыми его, и повелел Золотому Ослу навек идти вместе с табором:
— Золотой Осел, брат мой! ты пойдешь с цыганами и будешь служить им на вечных дорогах их… И постигнешь великую науку состраданья ко всему живому и мертвому…
И тогда вернешься ко мне…

И Ходжа снял с Осла седло, унизанное алмазами и изумрудами, и сказал:
— А седло это не для осла, а для лошади, и я оставляю его для своего дряхлого осла — пусть и он полюбуется сонными глазами на драгоценные камни несметные, щедрые, вечные…
И Ходжа приказал Золотому Ослу, и тот пошёл с табором, несметно, неоглядно обрадовавшимся Золотому Самоходному Кумиру…

Цыгане сказали:
— Теперь мы будем показывать людям Золотого Самоходного Осла — и деньги рекой потекут в наши дырявые карманы… Ай деде! И пока забудем о возвращеньи на планеты…
Тогда великий одинокий мудрец опять одиноко остался на сумеречном всепесчаном Великом Шелковом Пути.

Да. Одиночество даже одного человека больше, необъятней любой самой великой пустыни. да.

Тогда он вздрогнул и вспомнил слова Рокфеллера: "Мы уже почти сотворили Вечного Золотого Ходжу Насреддина, и он уже исполняет все команды и прихоти живого мудреца, и знает все его притчи, но пока никак не можем мы добиться от него жгучей алмазной Слезы Состраданья ко всему живому и мертвому. А что без этой Слезы Мудрец? А ведь состраданье и любовь ко всем людям на земле — и есть бессмертие! И есть вечность. Но мы добьёмся от него и этого…

И он будет рыдать от человеческих несчастий, и гибели деревьев, и камней, и вод, и зверей…"

Тогда Ходжа Насреддин, всечеловеческий мудрец решил не дожидаться, пока Рокфеллер сотворит Золотого Ходжу Насреддина с неизбывной, сладкой, животрепещущей Слезой Состраданья.

Тогда Ходжа Насреддин решил уйти из своего самовлюблённого одиночества, а одиночество — это только слепая любовь к себе.

И он покинул Великий засыпанный песками забвенья Шелковый Путь, ибо пески забвенья перекинулись и на него.

И покрыл древлего пыльного осла своего Хунука драгоценным седлом из изумрудов и алмазов, которые напоминали ему его любимое ночное небо в Плеядах… да!… да… да… А иначе за что любить драгоценные камни.

И пошел на Русь нынешнюю.

И сказал:
— Хунук! Осёл, брат мой! Пока бесы ученые не сотворили Вечного Золотого Насреддина — моего близнеца-двойника — пойдем со Слезой Состраданья еще не высохшей нашей — к самому несчастному! самому безмолвному! самому покорному! к самому святому! самому доброму на земле русскому народу…

Пойдём на Русь нынешнюю, где горят безвинные леса, и болота, и деревни, и горят пианые беззащитные человеки, и горят скороногие кузнечики в траве, и горят травы! и горькие дымы Апокалипсиса уморяют удушают блудницу вавилонскую слепую обреченную Москву…
Пойдём на безвинную Русь, которая покорно заживо горит, горит — вместо сатанинской Власти в Кремле…


Фото: ссылка

Друзья!
Неожиданно всплыла в моей памяти эта поэма,
написанная в 1990 году, задолго до сатанинских сетей интернета.
Известно, что поэты иногда видят, как Пророки.

ПОЭМА О ХОДЖЕ НАСРЕДДИНЕ, РОКФЕЛЛЕРЕ И ЗОЛОТОМ ОСЛЕ

Однажды на засыпанном глухими песками забвенья Великом Шелковом Пути ехал одиноко на ветхом вечноспящем своём белом тысячелетнем осле Хунуке великий странник всех народов и всех эпох тысячелетний мудрец Ходжа Насреддин.

Он был уставшим от великого бессмертья, которым навек наделил его Аллах.
Он был вечен, как Аллах.
И все люди на земле боятся смерти, а Ходжа мечтал о ней… И мечтал только о смерти, как всякий человек на земле…
Но.

Тут в беспробудных песках всеми забытого Великого Шелкового Пути, в столпах, в белёсых облаках древней сладкой, то золотой, то алмазной, то перламутровой, то жемчужной пыли явился огромный золотой лимузин.

Из лимузина вышел самый богатый человек на земле барон баронов король королей Рокфеллер V.

Дико, жирно сияло, лоснилось среди пустыни, среди саксаула и терескена, в лучах вечернего солнца золото лимузина…

Ходжа Насреддин и Рокфеллер обнялись, как древние братья, а они и были братья, ибо Мудрость и Богатство не всегда были враги. В древности при царях-мудрецах они были братья…

Ходжа Насреддин сказал:
— Я обнимаю самого богатого человека в мире…
Барон баронов Рокфеллер сказал:
— Я обнимаю самого мудрого и бессмертного человека в мире…

Мудрец сказал:
— Никому в ХХ веке не нужна Мудрость Веков… Я одинок на забытом Шелковом Пути… Никто не идёт по земле в поисках Мудрости… Все заняты погоней за деньгами… Брат! Самый богатый человек на земле! Зачем ты пришел к самому бедному человеку на этой же земле?

Рокфеллер сказал:
— Все великие люди мечтали о Мировом Господстве! О Мировом Господстве мечтали древние цари и римские императоры… И Александр Македонский… И Чингис-хан… И Наполеон… И Гитлер… И Сталин…
Но только мы — богачи — завоевали Мировое Господство…
И не с помощью меча или пули или даже атомной бомбы…
Мы завоевали мир с помощью тихого Доллара!
Доллар — это победоносный вселенский Иудей! Да. Не тиран с мечом, а банкир с вездесущим всемогущим долларом завоевали покорили Мир Человеков!
Это мы открыли великий закон совокупленья и размноженья денег!
Как человеки творят человеков, так деньги, совокупляясь, творят деньги!
И этот Закон превыше всех всех законов на земле.
Да, брат мой вечный на вечном осле. Золото победило тленный мир… Увы! Увы! Увы!
Но я самый богатый человек на земле… И я победил золото…

Ходжа Насреддин сказал, печально улыбаясь:
— Если ты всмотришься в деньги — ты увидишь лик шайтана на них… Человечество погибнет от денег. И над сгоревшей землей будут летать пачки обгоревших нераспечатанных банкнот, на которых будет сиять полыхать лик смеющегося дьявола… И потому все банки — домы сатаны… И горят…
Брат, в твоих словах — золото истины! Но зачем ты пришёл ко мне. Или ты пришел купить меня? Обменять мудрость на золото? Но как можно купить ветер. Или облака. Или звезды. Или Млечный Путь.

Рокфеллер улыбнулся и приказал слугам своим, и те вытащили из золотого лимузина Золотого Осла.

Осел был отлит из чистого самородного золота, а кожаное седло было усыпано бриллиантами и изумрудами.
Осёл был как две капли воды похож на живого древнего осла Хунука — тысячелетнего спутника Ходжи Насреддина.
Ходжа был поражен.

Рокфеллер сказал:
— Брат, я дарю тебе этого Золотого Осла-робота! Это последнее достижение человечества, чудо науки! Он прекрасно и быстро бегает, ревёт, как живой, и выполнит любое твоё повеленье…
Ты вечен, но твой осёл тленен… Ведь только люди бывают бессмертными, а ослы — никогда…
А я дарю тебе вечного Золотого Осла! Я могу подарить тебе много таких ослов!
Я могу уставить весь Великий Шелковый Путь такими золотыми самоходными ослами…
Караванами бесконечных Золотых Ослов.
Пусть на Великом Шелковом Пути, где некогда кипели великие караваны и шелестели, как саксаул, языки усопших купцов, а нынче бушует всевластный песок забвенья и верблюжья колючка — теперь недвижно стоят вечные Караваны Золотых Ослов.
Песок победил всех, но песок не победит Караваны Золотых Ослов. Мои караваны! Мои пирамиды вечности.
И все они покорно и умело будут выполнять любые твои прихоти и приказанья.
О, Насреддин! Ты можешь продать их — и стать богачом, о мой брат, о мой мудрец!
О, мой повелитель! Погонщик Золотых самоходных Вечных Ослов.
Пусть Вечный едет на Вечном!
И люди будут говорить: " Вечный мудрец Ходжа Насреддин бродит по миру и рассказывает свои вечные великие притчи! А сидит он на вечном Золотом Осле, которого подарил ему богач Рокфеллер…"
Так и я приобщусь к Вечности… Ведь Мировая История помнит только тех богачей, которые помогали Мудрецам…
Вспомни, брат, Мецената, или Лукулла, или царя Бахрам-Гура, или царя Давида, который сам был мудрецом…
И ещё: никто не сможет увести, украсть, угнать этого Золотого Осла… Он знает только твой голос и повинуется только тебе! Только ты — его хозяин!
Иных человеков он вмиг умертвит своими алмазными огненными кинжалами-зубами! Да.

Потом Ходжа Насреддин и Рокфеллер обнялись прощально, и Рокфеллер сказал:
— Я стар, как Великий Шелковый Путь… Скоро смерть моя. Вечный брат мой, не забывай меня, мимолетного. Перед смертью я посетил тебя. Самый богатый человек так же одинок, как самый бедный…

Ходжа тихо сказал:
— Авиценна говорил: не забудь того, кто хоть раз напоил тебя водою, а ты подарил мне Золотого Осла…
Разве я забуду тебя, брат мой? Один ты на земле вспомнил меня, одинокого. Самый богатый человек на земле любит только самого бедного… И я плачу, прощаясь с тобой… Не забывай тоже меня, брат мой…
Так быстра, как сумерки в пустыне, встреча наша…
И вот ты уходишь, оставив на песках Золотого Осла, и в глазах моих слёзы-алмазы прощанья — самые великие и дорогие алмазы в этом мире… А ты-то знаешь цену алмазов…

Тогда слёзы прощанья явились и в глазах Рокфеллера. И он тихо сказал:
— Брат мой! Мои всемирные ученые создают не только Золотого Осла. Скоро они сотворят Золотого Ходжу Насреддина, Великого Мудреца Робота! Твоего Двойника! И он будет бродить по миру на вечном Золотом Осле и рассказывать твои Великие Золотые Вечные притчи всем человекам на земле…
Тогда ты, брат мой, сможешь отдохнуть, уйти в блаженство, навек уснуть на брегу твоей любимой реки Варзоб-дарьи! Я подарю тебе гарем спелых дев и дом с садом ширазских роз и сиреней у реки. Ты же мечтаешь о вечном сне и сладчайших виденьях своего вечного Прошлого.
Мы уже почти сотворили Вечного Золотого Ходжу Насреддина — и он выполняет все команды и прихоти. Но никак не можем добиться от него Слезы Состраданья ко всему живому и мертвому, а что без этого Ходжа Насреддин.
Но мы добьёмся и этого. Наука догоняет Творца! Да!
И когда Наука догонит Творца — будет Конец Мира. Уже. При дверях!
Жаль, что я не увижу этого последнего Спектакля, затеянного Творцом.
Иль Дьяволом.

И Рокфеллер сел в золотой лимузин и в облаках священной вселенской пыли Великого Шелкового Пути уехал… Усмирился… Растворился…
Ходжа подумал, что это виденье, мираж в песках и пылях святого Шелкового Пути…
Но Золотой Осёл лоснился молодым самородным золотом, и полыхал алмазами и изумрудами седла, и вкопанно и покорно стоял близ Ходжи и ждал повелений Мудреца.
Ходжа тихо сказал, шепнул:
— Хунук, иди ко мне!

И к ужасу древнего Ходжи Золотой Осёл мгновенно подошёл к нему и опустил внимающую голову, ожидая повелений… Да.
И много пожеланий, и прихотей, и приказов отдал Ходжа Золотому Ослу — и тот все исполнял мгновенно и ловко…
Он даже исторг янтарную струю, когда мудрец шутливо шепнул ему об этом…

Тогда Ходжа печально поглядел на древнего своего тихоходного, неповоротливого, притихшего живого осла Хунука, который почуял великую измену-разлуку и покорно, прощально лег в пыль, как верблюд в смертельный самум…

Но!
Но тут на Великом Шелковом забытом людьми Пути послышались гортанные, шалые, больные, нечеловечьи, кривые, рваные, рыдалистые голоса и звоны рваных, нищих, плакучих, забубённых гитар…
И явился кочевой, нищий, промозглый, чахоточный цыганский табор…
Рваные кочевые кибитки-повозки были… Рваные цыгане… Рваные одежды… Рваные гитары…
Рваные пляски в рваном песке забвенья… Рваные, тошные запахи перегоревшей плоти и одежд…
Рваные жизни были…

Ходжа подумал, что цыгане хороши и лакомы в богатых странах и народах…
Со своими плясками, песнями, вольными павлиньими одеждами — они украшенье певучее богатых народов…
А в нищей рваной стране цыгане — моль летучая! Муха рваная атласная трупная гробовая…
Цыгане веками бродили по Шелковому Пути и знали бессмертного старца Ходжу Насреддина, впавшего в ХХ гуманном веке погромной тотальной Демократии в одиночество и нищету.

Ходжа сам стал, как нищий рваный цыган… И был неотличим от нищего табора…
Но тут цыгане потрясенно оглушенно растопыренно остановились близ Золотого Осла и замерли от сиянья самородного, наглого, небывалого золота!
— Ай ай вай! Чавелы! Вай! Додо! Вай. О великий мудрец! Великий нищий! Откуда у тебя Золотой Осел? Вай! Чавелы! Ромэлы. Куда же мы зашли? закачались? замутились? И прикочевали к Золотому Ослу. О, если бы это был золотой конь — мы бы угнали! умыкнули! укротили! убаюкали его! но угонять Золотых Ослов наши предки конокрады не учили нас.
Ай, жаль! жаль! жаль! Что не ослокрады мы.
Ай, как угнать Золотого осла и бежать от нищеты? — рыдали хором рваные странники сироты Вселенной… — А ведь мы — основатели человечества! Это мы прикочевали с других планет — на землю… А Адам и Ева — были пришлые цыгане… И вот стали нищими и хотим уйти вспять с земли на родные планеты… Да! да. Ой дадаа.
Но один из цыган все же приблизился к Золотому Ослу и попытался оседлать его яро, лихо, но тут Осёл страшно, огненно, оголённо оскалил исполинские кинжалы-зубы полыхающие и едва не изгрыз цыгана, с ужасом отпрянувшего сметливо…

Тогда табор обреченно, умалишенно пошел прочь, утопая, умирая, растворяясь в песках вместе со своими рваными гитарами и плясками.

И тут от кислой, пахучей, неизбывной нищеты табора и горя человеческого кочующего Насреддин зарыдал…
В природе, даже в самой бедной пустыне — нет нищеты… А есть красота бедности! Нищета есть только в жизни человеков… И там нет красоты.
И тут слёзы состраданья явились блеснули в глазах древнего живого осла Хунука, даже осел зарыдал от горя человеческой жизни.

Тогда Насреддин сказал Золотому Ослу:
— А ты почему молчишь? Разве тебе не жаль этого табора нищеты? Где слёзы состраданья твои?… Ты можешь сотворить даже мочу, но не слезу…

Но Золотой Осел мучительно молчал, хотя мука, сухая судорога прошла по его лику…
Но слёз не было…
Забыл он что ли насмерть, как исполнить, пролить слёзы эти.
Или не знал их. Не знал.

Тогда Ходжа улыбнулся, и пожалел нищий табор тусклый, предсмертный с нищими детьми рыдалистыми его, и повелел Золотому Ослу навек идти вместе с табором:
— Золотой Осел, брат мой! ты пойдешь с цыганами и будешь служить им на вечных дорогах их… И постигнешь великую науку состраданья ко всему живому и мертвому…
И тогда вернешься ко мне…

И Ходжа снял с Осла седло, унизанное алмазами и изумрудами, и сказал:
— А седло это не для осла, а для лошади, и я оставляю его для своего дряхлого осла — пусть и он полюбуется сонными глазами на драгоценные камни несметные, щедрые, вечные…
И Ходжа приказал Золотому Ослу, и тот пошёл с табором, несметно, неоглядно обрадовавшимся Золотому Самоходному Кумиру…

Цыгане сказали:
— Теперь мы будем показывать людям Золотого Самоходного Осла — и деньги рекой потекут в наши дырявые карманы… Ай деде! И пока забудем о возвращеньи на планеты…
Тогда великий одинокий мудрец опять одиноко остался на сумеречном всепесчаном Великом Шелковом Пути.

Да. Одиночество даже одного человека больше, необъятней любой самой великой пустыни. да.

Тогда он вздрогнул и вспомнил слова Рокфеллера: "Мы уже почти сотворили Вечного Золотого Ходжу Насреддина, и он уже исполняет все команды и прихоти живого мудреца, и знает все его притчи, но пока никак не можем мы добиться от него жгучей алмазной Слезы Состраданья ко всему живому и мертвому. А что без этой Слезы Мудрец? А ведь состраданье и любовь ко всем людям на земле — и есть бессмертие! И есть вечность. Но мы добьёмся от него и этого…

И он будет рыдать от человеческих несчастий, и гибели деревьев, и камней, и вод, и зверей…"

Тогда Ходжа Насреддин, всечеловеческий мудрец решил не дожидаться, пока Рокфеллер сотворит Золотого Ходжу Насреддина с неизбывной, сладкой, животрепещущей Слезой Состраданья.

Тогда Ходжа Насреддин решил уйти из своего самовлюблённого одиночества, а одиночество — это только слепая любовь к себе.

И он покинул Великий засыпанный песками забвенья Шелковый Путь, ибо пески забвенья перекинулись и на него.

И покрыл древлего пыльного осла своего Хунука драгоценным седлом из изумрудов и алмазов, которые напоминали ему его любимое ночное небо в Плеядах… да!… да… да… А иначе за что любить драгоценные камни.

И пошел на Русь нынешнюю.

И сказал:
— Хунук! Осёл, брат мой! Пока бесы ученые не сотворили Вечного Золотого Насреддина — моего близнеца-двойника — пойдем со Слезой Состраданья еще не высохшей нашей — к самому несчастному! самому безмолвному! самому покорному! к самому святому! самому доброму на земле русскому народу…

Пойдём на Русь нынешнюю, где горят безвинные леса, и болота, и деревни, и горят пианые беззащитные человеки, и горят скороногие кузнечики в траве, и горят травы! и горькие дымы Апокалипсиса уморяют удушают блудницу вавилонскую слепую обреченную Москву…
Пойдём на безвинную Русь, которая покорно заживо горит, горит — вместо сатанинской Власти в Кремле…

Читайте также: