Налог на прибыль заявка на кассовый расход

Обновлено: 18.05.2024

У бухгалтеров бюджетных учреждений возникают проблемы, связанные с подтверждением уплаты налогов, оплаты оказанных услуг. Заключаются они в следующем. Заявка на кассовый расход подписывается руководителем и затем передается в органы Федерального казначейства, после ее обработки в учреждение через программу СЭД поступает эта же заявка, но уже без подписей руководителя и главного бухгалтера. В разделе "Отметка Федерального казначейства" по строке "Номер заявки" стоит не тот номер заявки, который указан учреждением, в строке "Ответственный исполнитель" есть должность и расшифровка подписи, но самой подписи нет. Платежное поручение в учреждение не поступает. Налоговые органы в качестве подтверждающего документа в уплату налогов, контрагенты - оказанных услуг Заявку на кассовый расход не принимают, бухгалтерам приходится обращаться в органы казначейства с просьбой о выдаче платежного поручения с отметкой о дате его исполнения.

В связи с этим группа бухгалтеров обратилась в нашу редакцию за разъяснениями.

Вопрос 1: Какой документ является основанием произведенного безналичного платежа в бюджетной организации - Заявка на кассовый расход или платежное поручение?

Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н "О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов".

Согласно п. 2.1.1 Приказа N 8н для осуществления кассовых выплат получатели средств федерального бюджета представляют в органы Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе Заявку на кассовый расход. Казначейство после проверки Заявки на кассовый расход на соответствие установленным требованиям принимает ее к исполнению.

Таким образом, для бюджетного учреждения основанием проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета является Заявка на кассовый расход.

Вопрос 2: Должны ли руководитель и главный бухгалтер повторно подписывать Заявку на кассовый расход при получении ее по программе СЭД, так как после оплаты и получения ее обратно на ней уже отсутствуют электронные подписи руководителя и главного бухгалтера?

Ответ 2: В Приказе N 7н , Приказе N 8н не содержится требований к повторному подписанию Заявки на кассовый расход, следовательно, в этом нет необходимости.

Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами".

Вопрос 3: Должен ли номер Заявки на кассовый расход или платежного поручения, оформленного на ее основании ОФК, стоять по строке "Номер заявки" в разделе "Отметка Федерального казначейства"? Должна ли быть подпись ответственного исполнителя перед расшифровкой подписи? На поступающей в адрес учреждения после оплаты и обработки Заявке на кассовый расход подписи отсутствуют, но есть расшифровка.

Ответ 3: Согласно п. 9.2 Приказа N 8н на последнем листе Заявки на кассовый расход ставится отметка Федерального казначейства, органа Федерального казначейства о регистрации Заявки на кассовый расход. При этом указывается номер Заявки на кассовый расход, присвоенный Федеральным казначейством или ОФК, и проставляется подпись работника Федерального казначейства, ОФК, ответственного за обработку документа, его должность, расшифровка подписи с указанием инициалов и фамилии, номер телефона.

В отметке Федерального казначейства, ОФК об обработке Заявки на кассовый расход указывается дата обработки документа.

Таким образом, в разделе "Отметка Федерального казначейства" по строке "Номер заявки" указывается номер, присвоенный органом казначейства. Подпись ответственного исполнителя перед расшифровкой должна быть.

Вопрос 4: Казначейство не выдает учреждению на руки платежные поручения, ссылаясь на Приказ N 8н. В п. 3.5 Постановления ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П "Положение о безналичных расчетах в РФ" указано, что выдается плательщику, а именно: "Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждений приема платежного поручения к исполнению". Должно ли в адрес учреждения поступать платежное поручение с отметкой ОФК, оформленное по Заявке на кассовый расход?

Ответ 4: При кассовом обслуживании исполнения бюджетов учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ (п. 1 ст. 241.1 БК РФ). Согласно ст. 166.1, п. 1 ст. 241.1 БК РФ на Федеральное казначейство возложено бюджетное полномочие осуществлять управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке.

В соответствии с п. 2.4.1 Приказа N 8н орган Федерального казначейства на основании Заявок на кассовый расход, поступивших от получателей средств федерального бюджета, оформляет расчетные документы (платежные поручения) на перечисление средств с единого счета бюджета и направляет их в банк.

Таким образом, плательщиком, которому выдастся последний экземпляр платежного поручения на основании п. 3.5 Положения ЦБ РФ N 2-П, является казначейство, так как с его единого счета бюджета перечисляются деньги. Именно поэтому данный экземпляр и остается у казначейства, а не отдается учреждению.

Вопрос 5. Какой вид документа: Заявка на кассовый расход или платежное поручение - должен быть подшит к журналу операций "Операции с безналичными денежными средствами"? До 2009 г. к этому журналу подшивались платежные поручения, а что подшивать сейчас?

Ответ 5: Исходя из того, что основанием для осуществления безналичного расчета с единого бюджетного счета является Заявка на кассовый расход и третий экземпляр платежного поручения банк не обязан предоставлять учреждению, к журналу операций можно прикладывать Заявку на кассовый расход.

Кроме того, согласно п. 3.19 Приказа N 7н по письменному запросу учреждения орган казначейства формирует и представляет ему приложение к Выписке из лицевого счета. В этом приложении операции, отраженные в Выписке из лицевого счета, сгруппированы на указанную дату по кодам бюджетной классификации.

В заключение следует заметить, что требование контрагентами и налоговыми органами копии платежного поручения как подтверждения оплаты не говорит о том, что учреждение или орган Федерального казначейства неправильно организовали свою работу. Ни налоговая инспекция, ни контрагенты не вникают в нюансы бюджетного законодательства. Бюджетное учреждение должно организовывать свою работу в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, именно это в первую очередь проверяют и вышестоящие организации, и органы Росфиннадзора. Что касается налоговой инспекции, то, как правило, ОФК идет навстречу учреждениям и по их просьбе предоставляет копию платежного поручения с отметкой о дате проведения операции.

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Новый порядок казначейского обслуживания начал действовать 1 января 2021 года, когда вступил в силу ряд нормативно-правовых актов. В связи с изменениями будут действовать новые казначейские счета в 2021 году.

Кто является участниками системы

Участники системы казначейских платежей могут принимать как прямое, так и косвенное участие. И те и другие перечислены в ст. 242.8 БК РФ.


Прямые участники Косвенные участники
Федеральное казначейство Получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации
Финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами
Администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, получатели средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения)
Федеральные бюджетные и автономные учреждения Юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
Юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе

У системы казначейских платежей есть так называемый оператор, которым является само Федеральное казначейство. Именно с его помощью система функционирует в должном порядке: совершаются операции, исполняются распоряжения и происходит взаимодействие участников.

Новые реквизиты для уплаты налогов

В связи с переходом на казначейское обслуживание, реквизиты для уплаты налогов, страховых взносов, сборов и т.д. изменены. Новые реквизиты содержат номер казначейского счёта, номер единого казначейского счёта, БИК и наименование банка получателя.

Зачем нужны казначейские счета

Для каждого участника системы открывают специальный казначейский счёт. Порядок их открытия изложен в Приказе Федерального казначейства от 01.04.2020 № 15н. Эти счета нужны для проведения операций с денежными средствами и являются аналогом банковских расчётных счетов. Для отражения операций используется система лицевых счетов.

Операции как с наличными средствами, так и с помощью платёжных карт осуществляются в соответствии со ст. 155 и 156 БК РФ.

Все виды операций с денежными средствами на казначейских счетах перечислены и описаны в Приказе ФК от 01.04.2020 № 15н.

Какие документы используются для казначейских операций

Документы будут вводить поэтапно с 1 января 2021 года по 1 января 2023 года. В течение первых двух лет, начиная с введения системы казначейских платежей, будут применятся формы документов, приведённые в Приказе ФК №21н (приложения 15-26).


Формы, которые будут использоваться
с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года
Название Форма по КФД
Заявка на кассовый расход 0531801
Заявка на кассовый расход (сокращённая) 0531851
Сводная заявка на кассовый расход (для уплаты налогов) 0531860
Заявка на возврат 0531803
Заявка на получение наличных денег 0531802
Заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту 0531243
Распоряжение финансового органа с расшифровкой 0531806
Уведомление об уточнении вида и принадлежности 0531809
Уведомление об уточнении операций клиента 0531852
Уведомление о поступлениях в иностранной валюте 0531452

С 1 января 2023 также войдут в использование реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа, перечисленные в приложениях 1-4 Приказа ФК № 21н. К таким платежам относятся:

обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты;

Формы и реквизиты вводятся в рамках установления порядка казначейского обслуживания. Эти документы должны будут направлять прямые участники системы в территориальные органы. Документы должны сопровождать бюджетные поступления и операции с денежными средствами.

Закрытие старых банковских счетов

В связи с переходом на новые казначейские счета с 2021, использовавшиеся ранее банковские счета будут закрыты до 1 апреля 2021 года. В июле 2020 года вышло соответствующее совместное письмо Минфина РФ, Центрального Банка РФ и Федерального казначейства РФ.

По причине закрытия старых счетов, с 1 января по ним не допускается совершение операций финансовыми органами регионов РФ. Исключениям являются только операции по переводу остатков на новые казначейские счета.

От финансовых органов субъектов РФ требовалось до 1 января заключить с кредитными организациями и Центральным Банком РФ дополнительное соглашение. Целью соглашение как раз и является закрытие банковских счетов до 1 апреля, но в него также должны входить и другие пункты:

клиент обязуется подать заявление на закрытие счёта не позднее 17 марта 2021;

отказ от инициирования операций, начиная с первого рабочего дня в 2021 году;

ежедневный перевод остатков на банковский счёт, являющийся частью единого казначейского счёта, начиная с первого рабочего дня в 2021 году.

Внедрение новой системы позволит перейти на новый уровень обслуживания клиентов казначейством. С помощью системы будут организованы различные задачи, например, усиление контроля за расходом бюджетных средств.

Забалансовые счета 17, 18

Доходы учреждения

Расходы учреждения

  • 17.01 Поступление денежных средств на счета учреждения;
  • 18.01 Выбытия денежных средств со счетов учреждения.
  • 17.34 Поступление денежных средств в кассу учреждения;
  • 18.34 Выбытия денежных средств из кассы учреждения.
  • 17.30 Поступления денежных средств на счет 40116;
  • 18.30 Выбытия денежных со счета 40116.

По всем кодам финансового обеспечения, кроме КФО 1, операции по забалансовых счетам можно разделить на группы:

1 группа – отражение перечислений и восстановления кассовых расходов с помощью счета 18.ХХ.

2 группа – отражение поступлений и возвратов доходов с помощью счета 17.ХХ.

3 группа – формирование бухгалтерских записей по счету 17.30 при движении между счетами, счетами и кассой.

Основанием является Письмо Минфина РФ от 26.06.2012 № 02-06-07/2335, п. 4 и 5 Приложения.

4 группа – отражение возврата субсидий и дебиторской задолженности прошлых лет.

5 группа – отражение операций по средствам, находящимся во временном распоряжении.

Отражение операций в первой группе

Если учреждению необходимо отразить расход текущего года по соответствующему коду вида расхода (КВР), то параллельно с отражением выбытия денежных средств с лицевого счета или же выбытия наличных денежных средств из кассы, необходимо формировать проводку по счету кредиту 18.01 или 18.34 по соответствующему аналитическому кода расхода.

За счет средств на выполнение государственного задания Учреждение А приобрело материальные запасы у поставщика. Оплату произвели перечислением на счет поставщика денежных средств.

Дебет 4.00000000000000244.302.34 – Кредит 4.00000000000000000.201.11.610

Кредит 4. 00000000000000244.18.01.340

Рассмотрим отражение кассовых расходов через кассу учреждения. Например, подотчетному лицу были выданы денежные средства на приобретение материальных запасов:

Дебет 4.00000000000000244.208.34 – Кредит 4.00000000000000000.201.34.610

Кредит 4. 00000000000000244.18.34.340

Кредит 4. 00000000000000244.НД.340

Также в практике учреждения довольно часто приходится восстанавливать кассовый расход текущего года. В таком случае раздел 2 ф. 0503737 будет формироваться с учетом восстановления таких расходов.

Учреждение А перечислило сотруднику заработной платы больше, чем положено. Сотрудник вернул денежные средства в кассу учреждения.

В таком случае будут сформированы проводки:

Дебет 4.00000000000000000.201.34.510 – Кредит 4.00000000000000111.302.11

Дебет 4. 00000000000000111.18.34.211

Кредит 4. 00000000000000111.НД.211

Если восстановление расхода происходит через лицевой счет учреждения формируется дополнительная проводка по Дебету счета 18.01.ХХХ по соответствующему коду расхода.

Отражение операций во второй группе

Если учреждению необходимо отразить поступление доходов текущего года по соответствующему аналитическому коду дохода, то параллельно с отражением поступлений денежных средств на лицевой счет или же поступлению наличных денежных средств в кассу учреждения, необходимо формировать проводку по счету дебета 17.01 или 17.34.

Дебет 2.00000000000000000.201.11.510 (201.34) – Кредит 2.00000000000000130.205.31

Дебет 2. 00000000000000130.17.01.130

Кредит 2. 00000000000000130.НД.130 (в случае формирования поступления доходов в кассу учреждения)

Дебет 2.00000000000000130.205.31 – Кредит 2.00000000000000000.201.11.610 (201.34)

Кредит 2.00000000000000130.НД.130 (в случае формирования возврата доходов через кассу учреждения)

Раздел 1 ф. 0503737 будет формироваться по данным о поступлении доходов с учетом их возвратов в текущем году. Данное отражение поступления доходов учреждения и их возврат также использоваться по другим аналитически кодам доходов.

Отражение операций в третьей группе

Учреждением А сняты наличные денежные средства с лицевого счета.

Дебет 4.00000000000000000.210.03 – Кредит 4.00000000000000000.201.11.610

Кредит 4.00000000000000000.17.01.610 (проводка к счету 201.11, обратите внимание на КЭК 610)

Дебет 4.00000000000000000.17.30.510 (проводка к счету 210.03, обратите внимание на КЭК 510)

Дебет 4.00000000000000000.201.34.510 – Кредит 4.00000000000000000.210.03

Кредит 4.00000000000000000.17.30.610 (проводка к счету 210.03, обратите внимание на КЭК 610)

Дебет 4.00000000000000000.17.34.510 (проводка к счету 201.34, обратите внимание на КЭК 510)

Некорректно указанный КЭК в проводках будет влиять на внутреннее контрольное соотношение ф. 0503737.

Отражение операций в четвертой группе

Четвертая группа операций – это отражение возврата субсидий и дебиторской задолженности прошлых лет. Ранее было рассмотрено, что поступления доходов отражается по дебету счета 17 по кодам доходов, возврат доходов – по кредиту счета 17 по тем же кодам доходов. Выплаты отражаются по кредиту счета 18 по кодам расходов, восстановление расходов – по дебету счета 18 по тем же кодам расходов.

  • возврат субсидий, предоставленных в прошлом году, отражается по кредиту счета 18 по кодам доходов (например, возврат субсидий на иные цели):

Дебет 5.00000000000000180.205.81 – Кредит 5.00000000000000000.201.11.610

  • восстановление расходов прошлых лет – по дебету счета 17 по кодам расходов (например, ФСС вернул переплату по взносам):

Дебет 4.00000000000000000.201.11 – Кредит 4.00000000000000119.201.11.610

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



В хозяйственной деятельности учреждения случаются ситуации, когда кассовая выплата проведена по некорректным кодам бюджетной классификации. Независимо от причины выбора неправильного кода бюджетной классификации, он должен быть уточнен, а в учете должны найти свое отражение соответствующие исправления.

В статье мы рассмотрим, как провести в учете и отразить в программе уточняющие операции по кассовым выплатам.

Как отразить корректировку кассовых выплат в учете

Порядок казначейского обслуживания бюджетов, поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ, операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, средствами бюджетных и автономных учреждений утвержден приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н (далее – Порядок № 21н).

Для уточнения операций по казначейским счетам и кодов бюджетной классификации РФ, а также кодов субсидии, по которым операции были отражены на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения, в территориальный орган Федерального казначейства представляются:

  • Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по форме согласно приложению № 24 к Порядку № 21н (код формы по КФД 0531809);
  • или Уведомление об уточнении операций клиента по форме согласно приложению № 25 к Порядку № 21н (код формы по КФД 0531852).

Уточнению подлежат только операции текущего года (п.п. 40, 66 Порядка № 21н).
Пунктом 40 Порядка № 21н предусмотрены следующие случаи уточнения операций по казначейским платежам:

  • При изменении на основании нормативных правовых актов Минфина России, финансовых органов субъектов (муниципальных образований) РФ или органов управления государственными внебюджетными фондами принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ;
  • При ошибочном указании кода бюджетной классификации РФ.

Напомним, что ошибкой считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или не использования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при ее подготовке (п. 27 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, далее – Стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").

Ошибки исправляются в учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью (п. 28 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").

Как правило, применение некорректного кода бюджетной классификации при осуществлении платежа связано с ошибкой. Следовательно, кассовые выплаты могут уточняться в учете путем корректировки первоначальных операций способом "Красное сторно" и оформлением верных проводок дополнительной бухгалтерской записью. Аналогичным образом могут корректироваться выплаты, связанные с изменением механизма применения кодов бюджетной классификации.

Вместе с тем, инструкции по ведению учета не содержат порядок уточнения кассовых выплат. Поэтому, операции по уточнению платежа следует согласовать с учредителем (ГРБС).

Отметим, что в казначейской выписке уточняющие операции отражаются путем выбытия/зачисления средств на счете 0 307 12 000 "Расчеты по операциям бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание" (п. 19 инструкции по применению плана счетов казначейского учета, утв. приказом Минфина России от 30.11.2015 № 184н). Однако это не говорит о том, что в бюджетном (бухгалтерском) учете уточняющие операции должны отражаться как кассовое поступление/выбытие.

Дело в том, что в законодательстве нет требования о соответствии казначейского и бюджетного (бухгалтерского) учета. Кроме того, если отражать уточняющие операции путем кассового поступления/выбытия возникают дополнительные обороты в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.ф. 0503169, 0503769), а также в разделе 3 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), которых в действительности нет. Поэтому, на наш взгляд, такой вариант отражения уточняющих операций представляется менее предпочтительным.

Как отразить корректировку кассовых выплат в программе

В программе 1С:БГУ 8 ред. 2.0 есть возможность сформировать печатную форму Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и Уведомления об уточнении операций клиента (ф. 0531852) ( Денежные средства – Расчетно-платежные документы – Прочие документы ).


Однако данные документы не формируют проводок.

Для отражения уточняющих операций в программе 1С:БГУ 8 ред. 2.0 может использоваться документ Сторно . Его можно ввести на основании ранее сформированного платежного документа (Заявки на кассовый расход, Платежного поручения) либо в разделе Учет и отчетность – Сторно .

Пример. Бюджетное учреждение заключило договор на капитальный ремонт здания, не изменяющий его стоимость. Условиями договора предусмотрен аванс в размере 325 800 руб. Учреждение ошибочно перечислило аванс за капитальный ремонт по КВР 244. В казначейство представлено Уведомление об уточнении операций клиента (ф. 0531852). В результате уточнения платеж проведен по КВР 243. В учете отражены уточняющие операции.

В документе Сторно на закладке Сторнируемые проводки отражаются сторнируемые операции (в данном случае – сторно КВР 244).


На закладке Исправительные проводки отражаются верные корреспонденции (в данном случае – дополнительные бухгалтерские записи по КВР 243).

Читайте также: