Налог на прибыль в управленческом учете
Обновлено: 01.05.2024
Всем ли организациям необходимо составлять бюджет? Маленькие фирмы вполне могут ориентироваться на смету доходов и расходов. Если же штат вашей компании превышает 50 человек, то пора практиковать ведение бюджета. Какое место занимает бюджетирование в системе управленческого учета, кому доверить и как организовать составление и контроль выполнения бюджета — читайте в материале.
Бюджет как часть управленческого учета
Управленческий учет помогает компаниям в систематизации, сборе и объединении информации. К его задачами относят планирование, контроль и анализ отчетности.
Бюджетирование в управленческом учете отвечает за планирование посредством разработки системы бюджетов. Она отличается для каждого предприятия и зависит от специфики компании и ее финансовых возможностей.
Рассмотрим, какую роль бюджетирование играет в системе управленческого учета и общей деятельности компании.
- 1. Финансовое планирование и рационализация затрат. Позволяет найти эффективные варианты для вложения средств и отказаться от нерентабельных.
- 2. Согласование работы всех отделов и координация их деятельности внутри компании. Информация циркулирует между руководством и рядовыми сотрудниками: менеджеры извещают персонал о поставленных планах, а сотрудники в ответ отчитываются, что выполнено для их достижения. Достичь поставленных целей помогает слаженная работа всех отделов.
- 3. Мотивация работников и руководства. Для повышения интереса сотрудников в бюджет закладывают премии при выполнении плана. С помощью управленческого учета определяют прибыльные отделы. Их расширяют и развивают. Найденные убыточные отделы в будущем могут быть закрыты.
- 4. Анализ общей финансовой деятельности и работы менеджеров. Бюджетирование влияет на последующую деятельность компании. Менеджеры отвечают за реализацию задач на местах. По их результатам проверяют эффективность работы отделов и возможность материального стимулирования персонала.
- 5. Анализ деятельности предприятия и составление финансового прогноза. В конце отчетного периода оценивают полученные результаты. Следующий бюджет формируют с учетом выявленных слабостей и закладывают исправление допущенных ошибок.
Классификация бюджетов
Каждая компания формирует свою систему бюджетов в зависимости от поставленных целей. В общем случае в управленческом учете можно выделить следующие виды бюджетов.
Пример формирования основного бюджета предприятия на базе отдельных бюджетов показан на рисунке.
Специалисты по бюджетированию
Для ведения управленческого учета и бюджетирования специалист должен обладать навыками экономического и финансового учета. В должностные обязанности также входит:
- разработка регламентов и рекомендаций по составлению бюджетов и учетной политике;
- составление бизнес-планов;
- контроль документооборота по бюджетированию и выполнения бюджетов;
- оптимизация существующих процессов учета;
- понимание план-фактного и факторного анализа для оценки выполнения бюджетов;
- формирование и анализ отчетности.
Такая работа предполагает оперирование большими массивами данных, поэтому в большинстве случаев от специалистов требуют знание Excel.
Организация бюджетирования в управленческом учете
Перед внедрением бюджетирования необходимо:
- изучить документацию, структуру и взаимосвязь отделов, механизмы учета;
- найти наиболее простые способы для привлечения менеджеров в процесс бюджетирования;
- разработать план внедрения;
- разработать документацию по правилам составления бюджетов;
- разработать отчеты по отделам для создания информационной базы;
- определить ответственных или создать новый отдел для контроля за бюджетированием;
- обучить персонал.
Чтобы внедрить бюджетирование на предприятии, необходимо пройти несколько этапов.
- 1. Формирование финансовой структуры. При этом анализируют документацию и корректируют существующие стандарты учета, создают модель бюджетирования.
- 2. Формирование бюджетной структуры. На этом этапе решают, какие бюджеты нужны для реализации целей компании.
- 3. Формирование учетно-финансовой политики. Здесь разрабатывают принципы ведения бухгалтерского учета.
- 4. Создание регламента. Продумывают процедуры и инструменты бюджетирования, формируют нормативную базу.
- 5. Разработка бюджетов. На заключительном этапе переходят к составлению выбранных ранее видов бюджетов.
Автоматизация бюджетирования
Улучшить качество и упростить управленческий учет помогает автоматизация бюджетирования. Она способствует гибкости, а также прозрачности составления и контроля бюджетов.
Достоинства и недостатки автоматизации приведены в таблице.
Достоинства
Недостатки
- построение бюджетной стратегии;
- выстраивание иерархии целей;
- контроль и анализ бюджета при первой необходимости;
- оперативная корректировка бюджета при изменении обстоятельств;
- сравнение планового и фактического бюджета за любой требуемый период;
- прозрачность принятия и управления бюджетом.
- высокая стоимость программных продуктов;
- затраты на обслуживание и настройку в процессе внедрения;
- сложность в выборе программ, которые полностью совпадут с потребностями компании;
- несовместимость программ с уже используемыми на предприятии.
Существует две основных модели для внедрения автоматизации бюджетирования в управленческом учете:
- 1. Сначала выбирают программу, потом на ее основе создают финмодель и методологию.
- 2. Сначала разрабатывают компании финмодель и методологию, а потом для их реализации подбирают готовую или разрабатывают новую программу.
Перечислим наиболее популярные программы для автоматизации бюджетирования.
- SAP. Немецкая программа с готовыми комплексными решениями для малого и среднего бизнеса. Поддерживает интеграцию с 1С.
- 1C:ERP. Позволяет моделировать финансовые планы, планировать оплаты, контролировать расходы, учитывая заданные лимиты.
- WA:Финансист. Российская программа, которая поддерживает интеграцию данных с другими источниками и автоматическое заполнение реестров, формирует графики платежей, включает разнообразие стандартных и самостоятельно формируемых видов аналитики.
Выводы
Организация бюджетирования в системе управленческого учета предполагает предварительный анализ документации и задач компании. Исходя из этого выбирают подходящие виды бюджетов, назначают ответственных за ведение бюджетов и обучают их. Для повышения скорости и прозрачности разработки и контроля бюджетов целесообразно внедрять программное обеспечение.
Хотите внедрить и вести систему бюджетирования легко и без ошибок? Пройдите обучение практике бюджетирования в нашей академии!
Каждый, кто открывает свою фирму или только задумывается об этом, знает, что ему предстоит вести финансовый учет. Начиная разбираться в этой теме выясняется, что существует три вида учета, а именно: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Чем же они отличаются и какой учет вести обязательно, а какой нет? Давайте разбираться.
Для того, чтобы ответить себе на вопросы, необходимо подробно разобраться с каждым из видов.
Основные типы учета в компании
Налоговый учет – обязательный для ведения учет, который регламентирован государством, а именно Налоговым кодексом РФ. Государство жестко определило правила ведения и сдачи отчетности, а все потому, что такой учет позволяет определить налогообложение каждой организации и контролировать выплату налогов. То есть получается, что целью налогового учета является корректное отражение движения денежных средств, чтобы выделить сумму налогов и передать эту информацию государству по установленной форме.
Существует несколько систем налогообложения:
- Общая система налогообложения(ОСН), такая система по которой фирме необходимо платить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и прочие виды налоги.
- Упрощенный вид налогообложения, который подразделяется на:
- Упрощенная система налогообложения (УСН), такая система подразумевает под собой две формы. Первая форма, когда налог платится с дохода компании. Вторая форма, когда налог платится с дохода, за вычетом суммы расходов компании. Такая система является распространенной среди малого бизнеса.
- Единый сельскохозяйственный налог – такая система используется бизнесом в сфере сельского хозяйства.
- Единый налог на вмененный доход – система, разрешенная к использованию некоторым видам деятельности, таким как розница, бытовые услуги, реклама и прочие. Смысл системы в том, что оплата налога привязывается к определенной метрике, например, площади торговой площадки.
- Индивидуальным предпринимателям доступен такой вид налогообложения как патентная система, смысл которой заключается в разовой оплате налога и возможности работы без налогообложения на определенный период.
Бухгалтерский (финансовый) учет – предназначен для оценки фирмы. Так же, как и налоговый учет, он является обязательным и жестко регламентирован государством, так как отчетность сдается в налоговую по установленной форме. Регламентом бухгалтерского учета в РФ является Российский Стандарт Бухгалтерского Учета (РСБУ).
Бухгалтерский учет отражает задолженности, обязательства и капитал организации, выражая все это в стоимостном эквиваленте. Все операции подтверждаются документально и содержат в себе суммы этих движений. Основным понятием являются бухгалтерские счета, по которым и происходят движения денежных средств, одновременно отражаясь на нескольких таких счетах как поступление и списание по дебету и кредиту.
Как следствие, за терминологией бухгалтерского учета кроется экономическая суть процессов организации, которая подразумевает под собой ограничения:
Управленческий учет – необязательный, но зачастую необходимый вид учета, которым предпочтительно пользуются руководители, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена для контроля определенных показателей. Такой вид учета – это своего рода метрика текущего положения дел в организации, и она дает возможность пользователю взглянуть на картину бизнеса целиком.
В чем отличие управленческого учета от бухгалтерского (финансового)?
Управленческий и бухгалтерский учет, безусловно, имеют тесную взаимосвязь, но при этом, управленческий учет несколько отличается от бухгалтерского. Основополагающем различием данных видов учета являются конечные пользователи информации и, как следствие, задачи учета и способы его ведения.
Управленческий учет не является обязательным для ведения в организации, но ввиду своей понятности руководящему составу, необходим для осуществления эффективного контроля и анализа деятельности. Основная цель управленческого учета – предоставление необходимой и достаточной информации заинтересованным лицам (руководители предприятия, собственники) для формирования стратегии управления компанией и формирования управленческих решений.
Финансовый (бухгалтерский) учет – по сути, часть управленческого учета, которая так же отражает состояние организации, но использует для этого регламентированные правила, закрепленные законодательно. Основными потребителями этой информации на ряду с руководителями и собственниками являются контролирующие госорганы.
При этом, финансовый учет зачастую понятен только бухгалтеру или аудитору в сфере бухгалтерского учета, и не содержит актуальной информации для собственника. Кроме того, финансовый учет отличается от управленческого тем, что в финансовом учета фиксируется история финансовых операций, а управленческий еще и предусматривает прогнозирование бизнес-показателей.
Налоговый и бухгалтерский учет: сходства и различия
Основные сходства этих двух видов учета:
Чем же отличается бухгалтерский учет от налогового? Основные отличительные особенности заключается в самих целях ведения учета: бухгалтерский учет используется для оценки общего состояния организации по ее активам и обязательствам, а налоговый – только для корректного расчета налоговых обязательств перед государством. Еще одно важное отличие бухучета от налогового учета – обязательность ведения: от ведения бухгалтерского учета освобождаются ИП и физлица, налоговый учет же ведут все без исключения.
Сравнительная таблица видов учета
Для того, чтобы наглядно понять суть отличия управленческого учета от бухгалтерского и налогового, предлагаем ознакомиться со сравнительной таблицей:
Сравнимые характеристики
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
Управленческий учет
Обязательность использования вида учета в организации
Регламент
Цель ведения учета
Пользователи данных, получаемых при ведении учета
Основополагающий принцип ведения учета
Основные правила
Показатель отражения учета во времени
Тип информации
Периодичность отчетности
Зачем вести управленческий учет в организации?
Первым и основным преимуществом ведения управленческого учета является получение актуальной картины функционирования бизнеса, что в свою очередь помогает эффективно реагировать на внешние изменения как в периоды кризиса, так и позитивных влияний внешнего мира. Этот вид учета позволяет оперативно корректировать стратегию развития бизнеса с помощью различных метрик и их допустимых значений, выход за которые должен сигнализировать о необходимости изменения стратегии. При этом, информация отражается не только в стоимостном эквиваленте, но в качественном или количественном показателе, что приводит к улучшению восприятия текущего состояния организации.
Еще одним фактором является возможность планирования показателей, что позволяет на основе предыдущих периодов сделать прогнозы по возможным значениям показателей на предстоящие – например, анализировать сезонность при сбыте продукции.
Как быстро прикинуть, достаточно ли у организации будет денег для запланированного платежа? Как отслеживать поступление и списание денег с расчетных счетов? Как спланировать расходы, чтобы избежать кассового разрыва в будущем? Все эти задачи можно выполнять в онлайн-сервисе для управленческого учета Контур.Пульс.
Отвечает ли бухгалтер за управленческий учет?
В любом бизнесе есть лица, ответственные за финансы и за принятие решений о распределении денежных потоков. Это могут быть директор, финансовый директор или финансовый аналитик. Им также помогают экономисты, снабженцы, менеджеры. Но нередко все эти роли сочетаются в одном человеке — бухгалтере организации.
- переносить данные из бухгалтерской программы и клиент-банка в Excel;
- собирать данные в одну таблицу;
- готовить отчеты для руководителей (в том числе в периоды сдачи налоговой отчетности);
- обрабатывать запросы менеджеров об оплате счетов и т.п.
Чем поможет Контур.Пульс?
С помощью Контур.Пульса финансовый анализ можно автоматизировать и не тратить время на лишнюю работу.
Планирование доходов и расходов
Контур.Пульс поможет спланировать доходы и расходы по статьям таким образом, чтобы в будущем у организации не образовалось кассового разрыва. Другими словами, сервис позволит избежать ситуации, когда подходит срок платежа по счету, а денег на это у организации нет. Контур.Пульс автоматически рассчитает баланс счета на запланированные даты и определит вероятность кассового разрыва.
Уведомления о предстоящих событиях
Существуют платежи, про которые никак нельзя забыть. Кроме того, нужно помнить про загрузку банковских выписок и про отправку платежей на согласование директору.
Для всего этого в Конутр.Пульсе есть уведомления. Настройте их точечно, чтобы не пропустить то, что важно именно для вас. Выберите удобный канал связи и нужные уведомления, определите время их получения.
Автоопределение категорий доходов и расходов
Пульс избавит вас от необходимости вручную проставлять статью дохода или расхода для каждого платежа. За вас это сделает робот. Бухгалтер загружает банковскую выписку или подключает интеграцию с банком. А Контур.Пульс смотрит на назначение платежа, контрагента и определяет статью.
Контур.Пульс работает со справочниками статей доходов и расходов, проектами, подразделениями и сотрудниками. Он определяет такие категории, как налоги, взносы, комиссии банка. Можно добавить новые категории и создать точную конфигурацию статей доходов/расходов под особенности своего предприятия.
Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно
Виртуальные счета для учета наличных
Управленческий учет предполагает отслеживание всех денежных потоков, в том числе наличных. Для учета наличных расчетов можно использовать виртуальные счета Контур.Пульса. Добавляйте неограниченное количество счетов, контролируйте расходы и доходы компании.
Автоматическое обновление данных
Сервис интегрирован с интернет-банками Альфа-банк, Точка, Тинькофф, УБРиР, Вуз-банк. Банковские выписки загружаются и обрабатываются автоматически в режиме реального времени. Если вы являетесь клиентом другого банка, то достаточно загрузить выписку в формате 1С. Сервис сам разделит ее на документы (платежки), определит дубликаты и предоставит аналитику.
Отправляйте налоговую отчетность прямо из 1С! Попробовать бесплатно
Техническая поддержка 24/7
Для пользователей Контур.Пульса работает круглосуточная техподдержка. Вас всегда проконсультируют по работе в сервисе. Помогут настроить интеграцию с банками, добавить организации и счета, завести собственные категории расходов и доходов, построить аналитику.
Читайте также: