Опись и оценка объектов подлежащих налогообложению

Обновлено: 02.05.2024

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.

В частности, для казенных учреждений обязанность проводить инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности установлена п. 7 Инструкции № 191н.

К сведению: по мнению Минфина, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны при определении порядка проведения инвентаризации; отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству РФ, учреждение вправе включить в документы учетной политики (см. письма от 19.05.2020 № 02-07-10/41023, от 10.02.2020 № 02-07-10/8553).

Специалисты Минфина считают, что определение даты, на которую проводится инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности, до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале года), как один из методов предварительного финансового контроля не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо от 10.02.2020 № 02-07-10/8553).

Инвентаризационная комиссия

Состав инвентаризационной комиссии учреждение утверждает самостоятельно. В пункте 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств рекомендуется включать в состав такой комиссии представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (например, экономистов).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Специалисты финансового ведомства считают, что участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным, так как ее участие обеспечивает предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации (Письмо Минфина РФ от 27.11.2014 № 02-06-10/60461).

Вместе с тем в более позднем письме (от 19.05.2020 № 02-07-10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.

По мнению автора, решение о наличии бухгалтера в составе инвентаризационной комиссии находится в компетенции учреждения, а письма Минфина носят рекомендательный и разъяснительный характер.

Отражение в учете инвентаризационных разниц

Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.

№ формы

Наименование формы

Акт о результатах инвентаризации

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов

Инвентаризационная опись наличных денежных средств

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

Основанием для составления акта (ф. 0504835) являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости).

При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту (ф. 0504835) прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

К сведению: в Письме Минфина РФ от 24.04.2020 № 02-06-10/33612 сказано, что выявление факта отсутствия первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации могут быть выявлены следующие расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета:

убытки в пределах норм и сверх норм (недостача);

излишки (неучтенное имущество).

Учет излишков

В соответствии с п. 7, 12, 23, 49, 50 Инструкции № 162н на основании акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) излишки нефинансовых и финансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации, необходимо отразить в учете следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты к учету неучтенные основные средства

Приняты к учету неучтенные нематериальные активы

Приняты к учету неучтенные материальные запасы

Приняты к учету неучтенные денежные средства

Приняты к учету неучтенные денежные документы

*По соответствующим счетам аналитического учета.

**По соответствующей подстатье КОСГУ.

Доходы в виде стоимости излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами в целях обложения налогом на прибыль (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Учет недостачи

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов, в частности, при ее определении можно использовать метод рыночных цен (п. 25, 220 Инструкции № 157н, Письмо Минфина РФ от 20.07.2016 № 02-07-10/42572).

Стоимость материальных ценностей в пределах норм убыли относится на расходы текущего финансового года. Недостача сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц (п. 111, 112 Инструкции № 157н).

Согласно п. 86 Инструкции № 162н суммы выявленных недостач имущества отражаются следующими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Выявлена недостача нефинансовых активов

1 209 71 567 –
1 209 74 567

Уменьшена первоначальная стоимость основных средств на сумму накопленной амортизации при выявленной недостаче

Списана остаточная стоимость основных средств при выявленной недостаче

Выявлена недостача денежных средств

Выявлена недостача денежных документов

1 401 10 172
1 401 40 172

Поступили суммы в возмещение причиненного учреждению ущерба

1 201 34 510
1 210 02 000**
1 303 05 837

1 209 71 667 –
1 209 74 667
1 209 81 667
1 209 82 667

Возмещен виновными лицами ущерб в натуральной форме***

1 101 00* 310
1 105 00* 340**

1 209 71 667 –
1 209 74 667
1 209 82 667

Списана сумма с баланса в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным с одновременным отражением на забалансовом счете

1 209 71 667 –
1 209 74 667
1 209 81 667
1 209 82 667

Забалансовый счет 04

*В разрезе аналитических счетов.

Пример 2.

В учреждении выявлена недостача основного средства – оборудования стоимостью 15 350 руб. Сумма начисленной амортизации – 100%. Комиссия учреждения установила размер ущерба – 14 000 руб.

Виновное лицо написало заявление об удержании суммы ущерба из его заработной платы частями в течение четырех месяцев по 3 500 руб. в каждом. Учреждение является администратором доходов бюджета.

Эту ситуацию необходимо отразить следующими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отнесена сумма недостачи на виновное лицо

1 209 71 567

1 401 10 172

14 000

Списана стоимость недостающего основного средства с учета

1 104 34 411

1 101 34 410

15 350

Удержана из заработной платы виновного лица сумма ущерба (в течение четырех месяцев)

1 302 11 837

1 304 03 737

3 500

Перечислена в бюджет сумма, удержанная с виновного лица (в течение четырех месяцев)

1 304 03 837

1 304 05 211

3 500

Поступила в доход бюджета сумма, удержанная с виновного лица (в течение четырех месяцев)

1 210 02 410

1 209 71 667

3 500

Пример 3.

В учреждении выявлена недостача предметов мягкого инвентаря на сумму 1 000 руб. Комиссия учреждения установила размер ущерба – 1 000 руб. Виновный сотрудник добровольно вернул предметы мягкого инвентаря в натуральном виде.

Учреждению необходимо отразить эту ситуацию в учете следующими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана стоимость испорченного мягкого инвентаря

1 401 10 172

1 105 35 445

1 000

Отражен размер ущерба

1 209 74 567

1 401 10 172

1 000

Принят к учету мягкий инвентарь, поступивший от виновного в недостаче лица

1 105 35 345

1 209 74 667

1 000

Сведения о проведении инвентаризации, отражаемые в бюджетной отчетности

Информация в таблице характеризует результаты проведенной в целях составления годовой отчетности инвентаризаций имущества и обязательств учреждением в части выявленных расхождений (п. 158 Инструкции № 191н).

При отсутствии расхождений по результатам годовой инвентаризации таблица не заполняется.

Периодичность представления – годовая.

В графах 1 – 4 указывается основание проведения инвентаризации, выявленные расхождения по результатам которой учтены субъектом учета в соответствии с его учетной политикой при составлении годовой отчетности (дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации).

В графах 5, 6 приводятся выявленные при проведении инвентаризации расхождения с данными бюджетного учета с указанием суммы расхождений и кода счета бюджетного учета с данными, по которому выявлены расхождения.

В графе 7 отражаются меры, принятые учреждением по устранению выявленных расхождений.

Читайте также: