Налог на пенсию в польше

Обновлено: 02.07.2024

Старая добрая Европа действительно неумолимо стареет, и сегодня это наблюдение справедливо как для государств западной части континента, так и для восточной. Растущий средний возраст населения выдвигает вопрос о социальном обеспечении стариков на первый план во многих странах. Универсальным решением принято считать повышение возрастной планки для выхода на заслуженный отдых. Польские законодатели попытались отойти от этой практики, и в 2019 году пенсия в Польше будет доступна уже с 60 лет для женщин и с 65 лет – для мужчин.

Два пенсионера в Польше

Пенсионная система Польши

Основной принцип польской пенсионной системы состоит в том, чтобы тяжелая ноша государственного социального обеспечения была перераспределена между бюджетом и частными пенсионными фондами.

Это привело к тому, что взносы за будущих пенсионеров стали перечисляться по двум направлениям:

  • распределительная часть – 12,22 % от зарплаты – страховые платежи в Государственный фонд соцстрахования (Zakład Ubezpieczeń Społecznych);
  • накопительная часть – 7,3 % месячного заработка – средства, передаваемые в открытые пенсионные фонды.

Право на накопительную пенсию возникает не у всех поляков. Для этого введена возрастная градация будущих пенсионеров, в соответствии с которой:

  • родившиеся до 1 января 1949 года будут получать пенсию, начисленную в соответствии с солидарной системой страхования, существовавшей до реформы 1999-2000 годов;
  • родившиеся с 1 января 1949 до 31 декабря 1968 года могут выбирать предпочтительный для каждого отдельно взятого пенсионера способ;
  • родившиеся после 1 января 1969 года будут получать уже ту пенсию, которую им гарантировала новая пенсионная система.

Суть реформы 1999 года состоит в том, чтобы реорганизовать институт социального страхования и принудить граждан вкладывать часть средств в открытые пенсионные фонды, формируя таким образом накопительную часть будущей пенсии.

Одновременно с этим планировалось, что частные страховые фонды будут инвестировать полученные взносы в отечественные активы или ценные бумаги, активизируя польскую экономику.

Все о системе налогообложения и социальных взносов в Польше в статье “Налогообложение доходов физических лиц в Польше“.

Возраст выхода на пенсию и стаж

Предыдущее правительство Польши, следуя общеевропейским тенденциям, согласилось с необходимостью увеличить пенсионный возраст до 67 лет. Достичь этой планки для женщин и мужчин планировалось к 2040 году.

Но с приходом новой коалиции подход к вопросу поменялся.

Предвыборные обещания новых польских руководителей воплотились в законе, в котором пенсионный возраст в Польше для женщин и мужчин снизили почти на 7 лет: до 60 лет для дам и до 65 лет – для представителей сильной половины человечества.

Снизив возраст выхода на отдых по старости, минимально необходимый для получения страховой пенсии стаж оставили на прежнем уровне. Для этого мужчине нужно проработать 25 лет, а женщине – 20 лет, и обязательно выплачивать при этом взносы.

Размеры страховых пенсий в Польше

Минимальная страховая пенсия в Польше равна 853 злотых (что равняется чуть более 200 евро) в месяц (нетто), но на практике такой низкий уровень пенсионного пособия устанавливается для всего 4-5 % престарелых поляков, а также для иностранцев, которые смогли подтвердить свой страховой стаж, достаточный для начисления пенсии в Польше.

Остальные граждане получают немного больше: средняя выплата в месяц колеблется в пределах 1500-2000 злотых.

Выплаты инвалидам и военным

Величина выплат по инвалидности зависит от характера повреждения здоровья. Тем, кто утратил трудоспособность частично, назначают совсем небольшое пособие – 750 злотых в месяц, а для полностью нетрудоспособных граждан (в том числе и от самого рождения) пенсионная рента несколько выше – 900 злотых.

Размер выплат ниже среднего показателя по экономике, однако государство старается социализировать инвалидов, стимулируя создание рабочих мест для специалистов с особыми потребностями.

На общем фоне привлекательно выглядит пенсия военного:

  • в отношении возраста выхода на отдых – право получать соцвыплату появляется у мужчин в 55 лет, а у женщин в 50 лет (при условии несения службы в течение 15 и более лет);
  • в отношении размера ренты – 75 % от заработка военного;
  • в отношении назначения пенсии – получать военную пенсионную ренту могут и офицеры, и рядовые.

Правила расчета пенсии

Формула, на основании которой назначается пенсионная рента, зависит от нескольких показателей:

Размер пенсии = Сумма уплаченных страховых отчислений (проиндексированных на дату назначения выплаты) / Количество месяцев дожития на пенсии.

Необходимые индексы и демографические показатели регулярно предоставляет польская статистическая служба (GUS). Их рассчитывают на основании анализа данных за предыдущие 10 лет.

Интересно, что в случае скорой смерти пенсионера (в течение трех лет от даты назначения пенсии), право получить часть накопленных пенсионных взносов переходит его наследникам или иждивенцам.

Пройдите социологический опрос!

Несмотря на относительно небольшое пенсионное пособие, большинство польских пенсионеров не живут на грани бедности. Средней пенсии достаточно для того, чтобы полноценно питаться, а также оплачивать жилье.

Кроме того, пенсионеры, желающие продолжать трудовую деятельность, могут подыскать себе место для полного или частичного трудоустройства.

Мужчина и женщина пенсионеры

На сегодняшний день в этом плане все ограничения сняты, и подработка не лишит человека права на получение пенсии.

Для поляка, вступившего в пенсионный возраст, недоступны только должности с вредными или опасными условиями труда, все остальные сферы вполне подходят. Тем же, кто нуждается в дополнительных средствах, а заработать их самостоятельно не может, придет на помощь государство.

Поддержка от государства польским пенсионерам

Европейский капитализм устроен таким образом, что слабо защищенная часть населения многих стран всегда может рассчитывать на дополнительные льготы от государства. Польша в этом смысле не стала исключением.

Для пенсионеров и лиц, утративших трудоспособность, предусмотрен целый перечень мер поддержки:

  • помощь в оплате коммунальных услуг и затрат на жилье – от 50 до 100 %;
  • льготные тарифы на проезд (внутри страны и по территории ЕС);
  • оплата переобучения для инвалидов, намеренных сменить сферу занятости;
  • все, кто получает пенсионное пособие ниже среднего уровня, могут приобретать лекарства по льготным ценам (а пенсионеры старше 75 лет могут получать медикаменты бесплатно), пользуются правом бесплатного проезда в транспорте и могут посещать частные клиники по сниженным ценам.

Право на получение пенсии в Польше для граждан стран СНГ

Возможность получения пенсии в Польше предоставляется не только для граждан этой страны, но и для жителей ЕС и нескольких государств за его пределами, например для украинцев.

Если иностранцы хотят претендовать на страховую выплату от ZUS, нужно, чтобы:

  • страны заключили межправительственное соглашение о социальном обеспечении;
  • пенсионер легально проживал и работал на территории Польши;
  • человек снялся с учета в Пенсионном фонде своего государства (во избежание двойной выплаты);
  • гражданин другой страны мог подтвердить свой стаж (в Польше, на родине или и там, и там).

Учитывая большой поток трудовых мигрантов с территории бывшего СССР, интерес к вопросу пенсионного обеспечения у граждан СНГ достаточно велик.

Однако если украинскому правительству удалось в 2014 году договориться о признании трудового стажа для своих граждан, то пенсия в Польше для белорусов и россиян остается все так же недосягаемой.

О том, кто может претендовать на выплаты пенсий и что для этого необходимо при переезде из РФ, наша статья “Пенсии для россиян, проживающих за границей: о чем следует знать в 2019″.

Оформление польской пенсии для мигрантов из Украины

Подписанный между Украиной и Польшей договор о социальном обеспечении дает возможность пенсионеру суммировать заработанный за всю трудовую жизнь стаж.

Так, украинец, проработавший у себя на родине 15 лет, должен будет заработать всего 10 лет стажа в Польше, чтобы этого хватило на трудовую пенсию.

Заниматься назначением выплат, когда придет время, предписано Фонду социального страхования (ZUS).

Чтобы подтвердить свое право, украинцу достаточно предъявить в местное отделение организации:

  • заявление в ZUS;
  • загранпаспорт или другой документ, способный подтвердить личность и ее право на пребывание в стране;
  • справку о снятии с учета в Пенсионном фонде Украины;
  • отметку об отмене регистрации в Украине;
  • документы о размере страхового стажа, переведенные на польский язык.

Польские пенсионерки на скамье

В процессе оформления могут возникнуть индивидуальные нюансы, что потребует предоставления более специфичных бумаг. Узнать окончательный перечень можно только от инспектора ZUS.

Кстати, решение о назначении иностранцу пенсии больше минимальной также зависит от того, в каком воеводстве подаются документы.

Пенсия для репатриантов и имеющих Карту поляка

Польша давно утвердила программы, по которым активно предлагает всем, кто имеет польские корни, вернуться в страну на ПМЖ или получить Карту поляка. И в том и в другом случае обладатель этого статуса может рассчитывать на беспрепятственный въезд в Польшу, равноправие при ведении бизнеса и финансовую поддержку от государства: по 900 злотых на каждого члена семьи на протяжении первых 9 месяцев.

Согласно закону о репатриантах, стаж, заработанный в другой стране, будет суммироваться с тем, который накоплен в Польше.

Другое дело, что даже если человек отработал 25 и более лет за всю жизнь, в Польше ему все равно будет назначена минимальная пенсия в 1000 злотых (брутто).

Подведение итогов

Польская пенсионная система признана одной из самых эффективных в Европе. Неоспоримым достижением Фонда государственного социального страхования является то, что в стране нет дефицита средств на выплату пенсий. Это стало возможным за счет удовлетворительных тенденций в экономике и активности открытых пенсионных фондов в Польше.

Однако принятые с 2019 года послабления в отношении возраста выхода на пенсию резко увеличат число желающих перейти на заслуженный отдых – до 330 тысяч человек за год. По заверениям нового правительства, средств в бюджете достаточно и к разовому скачку расходов они готовы.

Сегодня в Польше насчитывается более пяти миллионов сеньоров, так называют в этой стране пожилых людей старше 60 лет. Правительство изыскивает различные возможности по наполнению пенсионных активов.

пенсия в польше 2019

В чем же состоит особенность пенсионной системы Польши. Как живут сегодняшние пенсионеры. Из каких накоплений состоит пенсия польских граждан и что влияет на ее размер. В этой статье рассмотрим эти и другие вопросы.

Особенности пенсионной системы Польши

Сбором сумм на социальное, медицинское страхование, а также распределением пенсий в Польше ведает ZUS – управление социального страхования. Именно социальное страхование гарантирует право граждан на обретение всевозможных компенсаций, связанных с потерей работы. Сюда же входят выплаты на различные виды пособий.

Как формируются пенсионные накопления в Польше?

Все удержания на пенсионное страхование достигают 19,52% от доходов (брутто). Одну часть выплат сплачивает работодатель, другую само застрахованное лицо.

В 2014 году с июля месяца по выбору застраховавшегося лица, 2,92% перечисляется в открытый пенсионный фонд (по выбору), или на счет ZUS.

Если работник не выбрал никакого открытого пенсионного фонда, то 19,52% от дохода накапливается на его персональном счету в Фонде социального страхования.

Возраст выхода на пенсию и стаж

В 2017 году с октября месяца правительством Польши был снижен возраст обращения за пенсионным пособием. Для женского населения это составило – 60 лет, для мужского – 65 лет.

Основной составляющей в расчете получаемой компенсации является выработанный стаж. Для пенсий, которые назначены до 2000 года стаж — единственный компонент, который влияет размер выплат. Имея 20 лет стажа (женщины) и 25 лет (мужчины) можно претендовать на самые малые выплаты. При большем количестве лет, происходит увеличение выплат.

Если необходимого стажа нет, а года для пенсионных выплат подошли, то можно претендовать на выплаты ниже установленного минимума.

Размеры страховых пенсий в Польше в 2022 году

Компенсации частичных начислений соответствуют 50% от расчетных, и выплачиваются их Фонда социального страхования. Только достигнув установленных пенсионных лет, выплата увеличивается до 100%.

Минимальная и максимальная пенсия в Польше в 2022 году

С начала 2019 года правительством Польши было принято решение о повышении минимальных выплат для людей пенсионных лет. Они составили 1 100 злотых. Величина частичной выплаты достигнет 825 злотых (214 долларов). Количество людей с такими выплатами составляет 5% от общего числа пенсионеров.

Изменения произошли и в выплатах фермерам, служащим и педагогам.

В течении года планируется повышение выплат на 3,26%, что составляет 70 злотых. Новые выплаты получат до 6,2 млн. человек. Особенно это необходимо тем, чьи доходы не достигают 2147,30 злотых.

В среднем пособие по старости достигает 40% от средних доходов трудоспособного населения и составляет 3 тыс. злотых (779 долларов). Хотя эти выплати достаточно высоки, по сравнению с соседними странами, их недостаточно для нормального существования. Ведь большая часть средств уходит на оплату коммунальных услуг.

Выплаты инвалидам и военным

Инвалид

Бывшие военные попадают в категорию людей с самыми высокими выплатами. Льготами пользуются как офицеры, так и рядовые, у которых общее количество лет на военной службе составляет не менее 15 лет. Это касается 55 летней возрастной категории для мужчин и 50 летней — для женщин. Размер подобных выплат достигает 75% от средних доходов военного.

Не обделены выплатами и инвалиды. При полной инвалидности выплачивается до 900 злотых помощи, при частичной – 750 злотых.

Правила расчета пенсии

Величина будущих выплат пропорциональна взносам, которые отчислялись з заработной платы. Формула пенсии состоит – взносы/количество месяцев предполагаемой пенсионной компенсации.

Если пенсионер получал пособие три года, то после его смерти родственники могут претендовать на разовую выплату – гарантированную.

Качество жизни пенсионеров в Польше

Получая скромные пособия, в сравнении с европейскими выплатами, польские граждане могут прожить даже при средней пенсии. Это вызвано тем, что в стране работают различные пенсионные программы. Это касается всех сфер жизни.

Но есть категория людей, которые оставшись без близких людей, стали недееспособными. Для них единственный выход – дом престарелых. Но проблема в том, что в государственных учреждениях подобного типа нехватка свободных мест. В частных же заведениях в месяц приходится платить до 3000 злотых, что выше минимальных и средних выплат.

Работа пенсионеров в Польше

Работающий пенсионер

В стране не существует законов, которые не дают трудиться после получения социального пособия. 54% сеньоров продолжают свою трудовую деятельность. Одни делают это, потому что не хотят оставлять высокооплачиваемую работу, другие, работая неполный день, хотят увеличить свой доход или помочь своим детям или внукам.

Право на получение пенсии в Польше для граждан стран СНГ

Правительство Польши заключило с рядом стран СНГ Договора о социальном обеспечении. Согласно этому документу начисление пенсионной компенсации начисляется с учетом рабочего стажа в двух странах. Оплата зависит от отработанного времени в каждой стране.

Необходимый стаж в совокупности должен соответствовать 20 годам для женщин и 25 годам для мужчин. При этом обязательным условием считается достижение определенного возраста, установленного государством для начисления выплат.

Если вы нашли ошибку
Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Пенсионеры

Массовому заробитчанству украинцев в Европе – порядка 20 лет. А это значит, что наши граждане уже могут претендовать на пенсии во многих европейских странах. Скажем, в той же Польше, где для того, чтобы получать пенсионную выплату, достаточно трудового стажа в 10 лет (естественно, при условии официального трудоустройства и уплаты налогов), – говорит глава Всеукраинской ассоциаций компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник.

По словам главы адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислава Кравца, немало украинцев уже оформили себе заграничные пенсии.

“Во многих странах, куда традиционно едут наши заробитчане, условия для получения минимальных пенсий в целом лояльные. В частности, по трудовому стажу – достаточно 10-15 лет”, – пояснил Кравец.

Да и суммы пенсий, даже если они минимальные, в Европе не сравнимы с украинскими. Если у нас среднестатистический пенсионер получает порядка 3 тысяч гривен в месяц, а минимальная выплата составляет всего 1769 гривен, то в той же Польше наши заробитчане могут претендовать, как минимум, на 850 злотых в месяц, а это порядка 6 тысяч гривен. В Германии минимальная выплата для пенсионеров-иностранцев – порядка 400 евро, то есть, больше 12 тысяч гривен в месяц.

Причем это, подчеркнем, минимальные выплаты. Можно зарабатывать и намного больше.

Юрист, глава общественной организации “Соціальний рух” Виталий Дудин говорит, что для трудовых мигрантов возможно несколько вариантов по пенсиям.

  1. Гражданам Украины, которые трудятся за границей, могут быть назначены две отдельные пенсии, если они выполнили условия по страховому стажу по законодательству двух стран – скажем, Польши, и Украины. Скажем, человек работал и платил налоги в Польше и одновременно перечислял ЕСВ в Украину.
  2. Может быть назначена одна пенсия, если человек выполнил условия назначения пенсии по законодательству только одной из стран.
  3. Может выплачиваться пенсия на пропорциональных условиях: часть (в зависимости от приобретенного стажа) оплачивает ПФ Украины, а часть – польское Управление социального страхования. Такое правило применяется когда страхового стажа недостаточно для назначения пенсии в любой из стран, поэтому необходимо суммировать приобретенный в разных государствах стаж.

“Нормы по расчету пенсии с суммированием страхового стажа содержатся, в частности, в статье 16 Соглашения между Украиной и Республикой Польша о социальном обеспечении. Согласно правилам, компетентное учреждение (ПФУ) действует таким образом:

  • подсчитывает теоретический размер пенсии, как если бы весь страховой стаж был приобретен в соответствии с действующим законодательством. Для определения теоретического размера пенсии при установлении базы расчета, учитывается только заработная плата, полученная в соответствии с законодательством, а также взносыю
  • на основе теоретического размера компетентное учреждение определяет действительный размер пенсии, на основании пропорции страхового стажа, приобретенного в разных странах.
    Но такая схема может применяться лишь со странами, с которыми Украина заключила соглашения о социальном обеспечении. Их несколько: Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Португалия, Испания, Эстония, Латвия, Литва и др. С Германией договор был подписан в 2018 году. И на тот момент социальные взносы в этой стране платило порядка 43 тысяч украинцев. Сейчас их, по экспертным оценкам, почти вдвое больше.

А вот, скажем, с Италией, Францией, Норвегией и др. двухстороннего договора пока нет, поэтому наш ПФ не признает заработанный в этих странах стаж. И можно получать либо украинскую пенсию (при наличии страхового стажа в 27 лет), либо местную (тоже нужен стаж 25-30 лет).

Какие налоги нужно платить, чтобы заработать пенсию в Европе
Первое требование, без которого о пенсии в ЕС можно и не мечтать, – официальное трудоустройство и уплата налогов, в том числе, взносов в местные пенсионные фонды, – говорит Василий Воскобойник.

Аналогичная украинской налоговая система (когда выплачивается подоходные налоги и пенсионный взнос) работает в большинстве европейских стран. Ставки налогов разные.

Напомним: в Украине с работающих граждан взимают 18% налога на доходы физлиц и 22% ЕСВ, плюс в последние годы все платят еще 1,5% военного сбора. Итого, общая нагрузка на зарплату — 41,5%.

Скажем, в Польше подоходный налог составляет 17% (если зарплата до 85 528 злотых в год) и 32%, если сумма выше. Пенсионный взнос (ZUS) — 19,5%.

То есть, если брать подоходный налог по нижней планке (а большинство работающих в Польше украинцев платят именно его), то общая налоговая нагрузка на зарплату получается 36,5%, то есть, на 5% ниже, чем в Украине.

К примеру, в Литве подоходный налог 20% (при годовом доходе до 79 тысяч евро), 32% (если зарплата выше), а социальной страхование — 19,5% месячной зарплаты. То есть, общая нагрузка — 39,5%.

В Латвии нужно платить 23% подоходного налога и 10,5% социального взноса, итого — 33,5%.

Но есть еще разного рода налоговые льготы. Скажем, в Польше из налогооблагаемой базы вычитаются расходы на образование, лечение и пр. Также нет подоходного налога для молодежи до 26 лет.

В Литве не платят подоходный налог люди с минимальной зарплатой (400 евро), в в Латвии таким работникам налоговую нагрузку снижают до 13-18%.

В Германии налог на доходы физлиц – 14-45% в зависимости от зарплаты (при этом зарплата до 2 тысяч евро облагается нулевым налогом). Взнос в Пенсионный фонд — 18,6% (работник и работодатель платят по 9,3%)

Примерно 7,3% нужно платить за медицинскую страховку (еще столько же отчисляет работодатель). Отдельно отчисляется взнос на страхование на случай безработицы – еще 2,4% (по 1,2% с работника и работодателя).

Но, так как доход до 2 тысяч евро подоходным налогом не облагается, украинцы, задействованные на не самых высокооплачиваемых работах, платят порядка 35,6% от зарплаты – на пенсионные взносы и страховки.

К слову, сумма уплаченных за границей налогов на доходы физлиц учитывается в Украине, если со странами есть двухсторонние договора (а с рядом стран Европы они есть). Схема работает так – при подаче налоговой декларации в Украине заробитчане могут отминусовать сумму налогов уплаченных по месту работы, в частности, по налогу на доходы физлиц. При этом ваши заграничные доходы будут легализированы в Украине. Но, к примеру, на военный сбор такой механизм не распространяется.

“Скажем, в Польский пенсионный фонд платит взносы больше миллиона украинцев. Понятно, что в будущем они станут претендовать на польскую пенсию”, – говорит аналитик Института Growford Виктор Скаршевский.
Другой важный момент — трудовой стаж.

Но поясним важный нюанс: пенсия для граждан и не-граждан в Европе заметно отличаются – и условиями получения, и суммой.

Фактически полноценную пенсию могут получать граждане этих стран или те, кто имеет долгосрочный вид на жительство. И для этого тоже нужен весьма внушительный страховой стаж. Скажем, в Германии, чтобы выйти на пенсию по возрасту, нужно иметь страховой стаж 35 лет. В Польше, чтобы получать пенсию по возрасту, женщины должны отработать не меньше 20 лет, мужчины – 25 лет.

Иностранцы, в частности, наши заробитчане, которые такого стажа не имеют, но отработали легально не менее определённого срока (в Польше, к примеру, это 10 лет) могут претендовать на так называемую базовую пенсию.

Это даже не пенсия, а, скорее пенсионная доплата. Подразумевается, что пенсия заробитчанина будет состоять из нескольких частей, которые тот станет получать от разных стран, там, где работал в течение жизни.

Такую схему подразумевают межгосударственные договоры о социальном обеспечении, которые наша страна имеет со многими государствами ЕС.

С той же Польшей договор был подписан в 2012 году, а с начала 2014 года польский ПФ (Zaklad Ubezpieczen Spolecznych) запустил программу для заробитчан-украинцев.

Схема следующая — украинец, работающий в Польше, платит отчисления в местный пенсионный фонд, а трудовой стаж ему учитывают как страховой.

В последующем этот страховой стаж может быть учтен при оформлении пенсии в Украине при достижении человеком пенсионного возраста. А за “польский стаж” положены доплаты от польской стороны.

Если человек официально проработал в Польше 10 лет, то он будет получать порядка 850 злотых в месяц (около 6,3 тысяч гривен). В Германии выплата для тех, кто проработал в этой стране 10-15 лет – не меньше 400 евро, а минимальная пенсия по возрасту (для тех, кто имеет необходимый страховой стаж) — около 900 евро.

Если стаж меньше 10 лет плюс зарплата была небольшая и человек платил небольшие социальные взносы (которых недостаточно на базовые выплаты), ему могут выплатить разовую помощь при выходе на пенсию (в зависимости от того, какие взносы он в итоге заплатил в ПФ).

Польскую, как и германскую или чешскую часть пенсии заробитчанин может получать вне зависимости от того, где он будет жить, выйдя на заслуженный отдых – деньги станут перечислять на указанный человеком банковский счет. Если человек будет на пенсии жить в Польше, то и пенсию сможет получать там, а доплачивать ему будет уже украинская сторона – за годы, отработанные в Украине.

Стоит отметить, что как правило те, кто имеет и украинский, и польский стаж, получают, и на родине и от польской стороны – небольшие выплаты. Но за счет того, что польская минимальная пенсия почти вдвое выше нашей средней пенсии, по итогу получаются неплохие по украинским меркам деньги (от 8 тысяч гривен в месяц и выше).

Но европейские пенсионные доплаты – это все же не полноценные пенсии. Фактически речь идет, в зависимости от страны, о 6-12 тысячах гривен, то есть, порядка 200-400 евро.

Полноценные пенсии в Европе выше. Скажем, в Польше, которая обещает украинскому заробитчанину доплату 850 злотых за 10 лет стажа, платит своим пенсионерам в среднем 4,2 тысячи злотых (около 900 евро).

В Германии средние пенсии еще выше – более 1500 евро в месяц.

Могут ли украинцы получать такие деньги?

Виталий Дудин говорит, что да. Но нужно выполнить ряд условий. Главное – отработать в стране с уплатой всех налогов, и получить нужный страховой стаж. Тогда можно выйти на европейскую пенсию точно так же, как это делают граждане страны (зачастую, отработал по несколько десятилетий украинцы уже и сами имеют, как минимум, вид на жительство).

К примеру, в Польше пенсионный возраст для женщин составляет 60 года и при этом нужно иметь 25 лет страхового стажа. Мужчины выходят на пенсию в возрасте 65 лет (страховой стаж – 30 лет).

В Германии нужно иметь страховой стаж 30 лет для женщин и 40 лет для мужчин. То есть, фактически, чтобы претендовать на полноценную европейскую пенсию, нужно несколько десятилетий отработать в Европе, и что важно – с уплатой всех налогов и взносов в пенсионный фонд.

“Но важно уточнить – действительно ли работодатель платит за вас взносы в местный ПФ, присвоен ли вам индивидуальный идентификационный код, то есть, фиксируются ли пенсионные накопления”, – говорит Дудин.

К примеру, работа по договору (umova a dzielo) в Польше вообще не предусматривает отчислений в пенсионный фонд, поэтому, чтобы засчитывался стаж в Польше, работник должен обращаться в пенсионный фонд, писать заявление и самостоятельно платить взносы.

Могут ли заробитчанам отказать в пенсии?
Есть еще один нюанс. Несмотря на подписанные Украиной международные договора, подтвердить свое право на заграничную пенсию не так просто.

Основная пенсия все равно должна оформляться по месту гражданства, то есть, в Украине (если только человек не проработал долгое время, скажет, 20 лет в той же Польше, не оформил там ВНЖ и не может получать полноценную польскую пенсию). А нашему ПФ не так просто доказать, что есть еще какой-то “заграничный стаж”, который должен учитываться при расчете общего трудового стажа.

Для того, чтобы оформить такую пенсию, нужно идти в международные отделы ПФ (они есть только в областных подразделениях пенсионных фондов, на уровне районов их, как правило, нет). Из документов нужно предоставить справку об официальном трудоустройстве и стаже работы в польских (или других европейских) компаниях, информацию о зарплате и суммах отчислений в местные пенсионные фонды. Документы должны быть переведены на украинский язык и заверены. Но, как рассказывают юристы, нередко со сбором документов возникают сложности, так как польские работодатели не всегда предоставляют нужные справки, а автоматического обмена “пенсионной” информацией между Украиной и Польшей (как, впрочем, и другими странами ЕС) пока нет.

Если же заграничный стаж подтвердить не удастся, а в Украине человек не заработал нужного страхового стажа, то он вообще рискует остаться без пенсии по возрасту, и сможет претендовать разве что на минимальные соцвыплаты.

Резиденты страны получаемые совокупный ежегодный доход до 8 000 злотых (1 925 USD), освобождаются от уплаты налогов. Для всех остальных действуют следующие правила:

Польская валюта

Польский налогоплательщик являясь физическим лицом и получаемый доход в результате трудовой деятельности, может выбирать один из двух вариантов налогообложения.

Первый вариант. По шкале с прогрессивными ставками, состоящей из двух порогов на 17% и 32%, то есть чем выше доход, тем выше процент. Данная форма наиболее популярна так как доходы 97% поляков не превышают первый порог с 17% ставкой.

Второй вариант. Единая ставка 19% на весь доход. Данный способ имеет смысл использовать, если доход превышает в первом варианте порог 17% переходя в 32% с дохода. Но следует учесть что в таком случае вы будите лишены значительного количества вычетов и льгот.

Первый вариант. Прогрессивная шкала с порогами

Основные данные для расчета налога:

Таблица НДФЛ - Польша

Таблица налоговых ставок 2020

Также в формулу расчета закладываются вычеты, то есть суммы снижающие налог:

Таблица вычетов - Польша

Таблица вычетов 2020

Как посчитать?

Пример по первому порогу со ставкой 17%:

Допустим ваш годовой доход, не превышает первый порог (85 528 zł) и составляет 73 000 zł

  • 73 000 х 17% = 12 410 zł;
  • 12 410 — 525,12 (вычет) = 11 885 zł (сумма налога, всегда округляется).

Откуда мы взяли вычет 525,12?, так как наш доход составляет 73 000 zł, он попадает в диапазон таблицы вычетов (см., выше) от 13 000 до 85 528 zł с суммой уменьшения 525,12.

Но это не единственный способ уменьшить налог, также есть взносы ZUS:
— социальные, вычитаются из дохода;
— медицинские, вычитаются из налога.

Пример по второму порогу со ставкой 32%:

Допустим ваш годовой доход, превышает первый порог и составляет 114 000 zł

Шаг 1. Расчет первой части суммы по первому порогу.

Шаг 2. Расчет оставшейся части суммы (114 000 — 85 528 = 28 472) попадающей на второй порог.

Шаг 3. Расчет вычета на 114 000, согласно формуле в таблице вычетов.

  • 525,12 zł — [525,12 zł х (114 000 — 85 528 zł) ÷ 41 472 zł] = 164,61
  • 14 540,76 + 9 111,04 — 164,61 = 23 488 (суммы налога).

Важно понимать! Что это примитивный расчёт без многих персональных корректирующих данных. Более точные ориентировочные чистые суммы, рассчитанные с учётом пенсионного, медицинского страхования и других базовых взносов, расписаны в таблицах далее.

Готовый расчёт ≈ чистых зарплат

В таблицах показаны получаемые очищенные от налогов и взносов зарплаты, приближенные к реальным.

Ежемесячная зарплата в злотых до уплаты налоговПосле уплаты налогов
2 000 zł≈ 1 453 zł
2 100 zł≈ 1 524 zł
2 200 zł≈ 1 594 zł
2 300 zł≈ 1 665 zł
2 400 zł≈ 1 735 zł
2 500 zł≈ 1 806 zł
2 600 zł≈ 1 876 zł
2 700 zł≈ 1 947 zł
2 800 zł≈ 2 017 zł
2 900 zł≈ 2 088 zł
3 000 zł≈ 2 158 zł
3 100 zł≈ 2 229 zł
3 200 zł≈ 2 299 zł
3 300 zł≈ 2 370 zł
3 400 zł≈ 2 440 zł
Ежемесячная зарплата в злотых до уплаты налоговПосле уплаты налогов
3 500 zł≈ 2 511 zł
3 600 zł≈ 2 581 zł
3 700 zł≈ 2 652 zł
3 800 zł≈ 2 722 zł
3 900 zł≈ 2 793 zł
4 000 zł≈ 2 863 zł
4 100 zł≈ 2 934 zł
4 200 zł≈ 3 005 zł
4 300 zł≈ 3 075 zł
4 400 zł≈ 3 146 zł
4 500 zł≈ 3 216 zł
4 600 zł≈ 3 287 zł
4 700 zł≈ 3 357 zł
4 800 zł≈ 3 428 zł
4 900 zł≈ 3 498 zł

Ежемесячная зарплата в злотых до уплаты налоговПосле уплаты налогов
5 000 zł≈ 3 569 zł
5 100 zł≈ 3 639 zł
5 200 zł≈ 3 710 zł
5 300 zł≈ 3 781 zł
5 400 zł≈ 3 851 zł
5 500 zł≈ 3 921 zł
5 600 zł≈ 3 993 zł
5 700 zł≈ 4 062 zł
5 800 zł≈ 4 134 zł
5 900 zł≈ 4 204 zł
6 000 zł≈ 4 275 zł
6 100 zł≈ 4 345 zł
6 200 zł≈ 4 416 zł
6 300 zł≈ 4 487 zł
6 400 zł≈ 4 557 zł
Ежемесячная зарплата в злотых до уплаты налоговПосле уплаты налогов
6 500 zł≈ 4 628 zł
6 600 zł≈ 4 698 zł
6 700 zł≈ 4 769 zł
6 800 zł≈ 4 839 zł
6 900 zł≈ 4 910 zł
7 000 zł≈ 4 980 zł
7 100 zł≈ 5 051 zł
7 200 zł≈ 5 121 zł
7 300 zł≈ 5 192 zł
7 400 zł≈ 5 262 zł
7 500 zł≈ 5 333 zł
7 600 zł≈ 5 403 zł
7 700 zł≈ 5 474 zł
7 800 zł≈ 5 544 zł
7 900 zł≈ 5 615 zł
Ежемесячная зарплата в злотых до уплаты налоговПосле уплаты налогов
8 000 zł≈ 5 685 zł
8 100 zł≈ 5 756 zł
8 200 zł≈ 5 826 zł
8 300 zł≈ 5 897 zł
8 400 zł≈ 5 968 zł
8 500 zł≈ 6 038 zł
8 600 zł≈ 6 109 zł
8 700 zł≈ 6 179 zł
8 800 zł≈ 6 250 zł
8 900 zł≈ 6 320 zł
9 000 zł≈ 6 391 zł
9 100 zł≈ 6 461 zł
9 200 zł≈ 6 532 zł
9 300 zł≈ 6 602 zł
9 400 zł≈ 6 673 zł
Ежемесячная зарплата в злотых до уплаты налоговПосле уплаты налогов
9 500 zł≈ 6 743 zł
9 600 zł≈ 6 814 zł
9 700 zł≈ 6 884 zł
9 800 zł≈ 6 955 zł
9 900 zł≈ 7 025 zł
10 000 zł≈ 7 096 zł
10 100 zł≈ 7 166 zł
10 200 zł≈ 7 237 zł
10 300 zł≈ 7 307 zł
10 400 zł≈ 7 378 zł
10 500 zł≈ 7 449 zł
10 600 zł≈ 7 519 zł
10 700 zł≈ 7 590 zł
10 800 zł≈ 7 661 zł
10 900 zł≈ 7 731 zł
11 000 zł≈ 7 801 zł

Какие еще бывают НДФЛ в Польше?

Также действуют индивидуальные фиксированные ставки на следующие виды доходов:

  • Аренда — 8,5% от выручки до 100 тыс. zł, более, этой суммы — 12,5%;
  • Проценты по вкладам и дивиденды — 19%;
  • Доход от участия в капитальных фондах — 19%;
  • Доход от продажи ценных бумаг — 19%;
  • Продажа частной собственности — 19%;
  • Победы в различных соревнованиях, играх, заключаемых пари, а также призы с бонусными продажами — 10%;
  • На прибыль иностранной компании — 19%.

В случае не установления источника дохода налогоплательщика, применяется налоговая ставка — 75%.

Некоторые доходы получаемые нерезидентами от польских работодателей, облагаются фиксированной ставкой в 20%, подробнее в польских источниках:

Читайте также: