Налог на комнату в общежитии

Обновлено: 04.05.2024

Размен жилых площадей – не такое и редкое обстоятельство в наши дни. Размен комнаты – совершенно логичное действие, которое практически ничем не отличается от банального размена квартир, который значительно популярнее в наше время.

И все же, как и в любом другом правовом действии, в размене такого рода недвижимости есть свои нюансы, и их нужно учитывать при оформлении.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Наша задача на сегодня – разобрать варианты обмена, а также установить порядок, который предполагает осуществление подобной процедуры.

Читайте на нашем сайте о способах бартера приватизированной и муниципального жилья, о том, как сделать иногородний обмен недвижимости, а также о том, как поменять старое жилье на новое в новостройке.

О возможности

Многие граждане не сильны в юридических вопросах, поэтому от осуществления важных действий их отделяет банальное незнание ответа на свой вопрос.

Можно ли разменять или поменять комнату? Или как обменять ее на однокомнатную квартиру?

Безусловно можно, но только при соблюдении ряда условий. Первое и основное заключается в том, что именно собственник должен производить данную процедуру, а если есть и другие собственники, они должны дать свое согласие.

На практике все выглядит легко и понятно, но когда дело доходит до конкретики (например, остальные собственники интересуются, на каком основании есть желание осуществить бартер), то необходимо заручиться поддержкой законодательства.

О том, как и на что можно разменять трехкомнатные апартаменты, как правильно оформить обмен с доплатой, а также о том, как принудительно разменять жилье через суд, можно узнать из наших статей.

Какими законами регламентируется?

Обменять в нашей стране можно любые движимые и недвижимые вещи, собственником которых вы являетесь. Конечно, для осуществления подобного действия существует свой особенный нормативный акт, который именуется Гражданским кодексом.

Именно в нем отражены все обстоятельства, на основании которых происходят сделки сопряженные с меной. Договору мены посвящена целая глава, а отдельно можно ознакомиться с данным понятием в статье 567 Гражданского кодекса.

Не запрещает бартер комнатами и Жилищный кодекс. Он рассказывает в статье 72 ЖК РФ о вопросах социального найма и обмена недвижимости по данному договору, поэтому если нет приватизации, можно обратиться к данному нормативному акту за разъяснениями.

Большую пользу может оказать судебная практика, которую без труда можете отыскать в интернете. Судебные решения также являются источниками права и могут просветить вас по тем или иным спорным вопросам. Решения по вопросам бартера комнат можно найти на сайте ближайшего районного суда.

Узнайте на нашем сайте о том, как обменять двухкомнатные апартаменты, жилье, купленое по ипотеке, а также о том, можно ли обменять помещение на дом и земельный участок.

Кто имеет право?

Можно ли обменять комнату на квартиру с доплатой? Если вас давно смущают размеры ваших покоев и хочется поселиться где-то, где больше простора, то можно претендовать на квартиру.

Правда, чтобы это сделать, придется осуществить доплату за разницу в метраже. Кто имеет право на обмен помещения в коммунальном жилье?

Имеют право проводить такие сделки лица, которые являются собственниками данной комнаты и только в том случае, если она приватизирована, а не находится в договоре социального найма у государственного органа местного самоуправления.

Как обменять одну комнату на другую? Или сделать их бартер в общежитии? Обменять комнату в общежитии на помещение в квартире можно также по следующим правилам. Поменять одну комнату на другую могут только собственники и только при наличии у них приватизированного жилья.

Комната в личном жилье и помещение в общежитии и коммуналке – это разные категории недвижимости, поэтому доплата может вноситься, как и с одной стороны, так и с другой по договоренности. Также, сделка по бартеру может быть и равноценной.

Причины размена

Причин для размена может быть масса. Встречаются как самые обычные, так и самые необыкновенные причины, по которым производится такое непростое правовое действие. Познакомимся со статистикой и рассмотрим основные действия по размену, а также основания, которыми они вызваны:

  1. Развод. Расторгая брак, супруги больше не желают проживать на одной территории. И все же, иногда, граждане не могут позволить разменять жилье на две меньшим разменом. Обменяться помещениями — выход из такой ситуации.
  2. Размен может понадобиться, когда жильцы хотят существенно улучшить свои жилищные условия, например, вместо одного помещения взять в собственность однокомнатное жилье. В этой ситуации также возможен бартер.
  3. Иногда работа или другие обстоятельства требуют переезда в другой район и даже в город. В связи с этим также необходимо обменяться.

Где искать?

Где найти варианты бартера? На этот вопрос ответить не так-то сложно, благо, сегодняшнее время считается рассветом информационных технологий.

Найти объявления по обмену можно в газетах, где размещаются объявления.

Обилие предложений встречается в интернете.

Кроме того, если время совсем поджимает, и вы заняты для того, чтобы осуществлять море звонков и встреч, то можно обратиться за помощью в риелторскую компанию, которая подберет хороший вариант в считанные дни.

Способы

Существует несколько способов размена комнаты. Все эти способы одобрены и допускаются законом. Какой способ избрать – решаете только вы:

  1. Равноценный обмен жилья. Равноценный бартер предполагает, когда сам договор мены подписывается двумя сторонами и не идет речи о доплате с какой либо стороны.
  2. Обмен с доплатой, это такой вид бартера при котором тот, кто предоставляет более лучшие условия для проживания, может потребовать доплату. Если вторая сторона согласна на подобное условие – договор заключается.

Отличается не только способ обмена, но и способ реализации самого действия по оформлению договора:

  • сделка оформляется путем подписания договора мены, в случае если речь идет об обмене равноценной недвижимости;
  • если имеет место быть доплата, то можно прописать это условие, как в договор мены, так и оформить двухсторонний договор купли продажи, который бы содержал в себе условия по выплатам от каждой стороны.

На квартиру с доплатой

Как обменять комнату на квартиру? Если решено существенно улучшить свои условия и обменять помещение с доплатой на квартиру, необходимо для начала найти достойный вариант, продавец которого согласен на бартер.

Кроме того, стоит прописать информацию о доплате в договоре. Если кем-то из участников будет забыта эта важная деталь, то обменяться можно на условиях простой мены, а отдавать доплату или нет – будет лежать на вашей совести.

На комнату

Обменивать комнату в квартире на помещения в общежитии и коммуналке необходимо с условием доплаты одной из сторон, или же на равноценных условиях. Для того, чтобы получить желаемое нужно тщательно разобраться в том, является ли помещение собственностью лиц, предлагающих вам бартер.

Большинство помещений в коммунальном жилье и общежитиях сдаются по договору социального найма, то есть непосредственным собственником апартаментов является государство.

Это значит, что при обмене возможно только ими пользоваться, не распоряжаться и тем более – не владеть ими.

Поэтому очень важно на начальных этапах сделки проговорить такие нюансы и убедиться, что помещение, на которое положен глаз, является приватизированным.

Куда обращаться?

Комната должна быть подготовлена соответствующим образом перед тем, как ее обменять, и речь идет далеко не о внешнем виде. Обратитесь к остальным собственникам за письменным согласием на бартер. Тоже должен сделать и ваш супруг. После этого если в помещении прописаны другие люди, кроме непосредственных владельцев, постарайтесь их выписать.

После этого можно обратиться в риелторское агентство или самостоятельно заняться поиском.

Правда в последнем случае, он может затянуться, так как вы не имеете соответствующей базы данных для того, чтобы быстро подобрать вариант.

После того как клиент найден, надо решить с ним организационные вопросы.

Показываете друг другу объекты недвижимости, ищите компромиссы, договариваетесь обменяться с доплатой или без.

После этого наступает время составления договора и его подписания. Можете сделать это самостоятельно, а можете – обратиться к нотариусу.

Какие документы необходимы?

Для того, чтобы бартер состоялся вам необходимы следующие документы:

  • паспорт и его копия;
  • свидетельство о праве собственности;
  • техническая документация;
  • справка из БТИ;
  • выписка из домовой книги;
  • квитанция об оплате налога.

Документы от той и другой стороны подаются в федеральную службу государственного реестра. Рассматривать документы будут в течение одной недели и только после этого вынесут вердикт о том, стоит ли выдавать вам новое свидетельство о праве собственности.

Если не хочется заниматься формальностями, можете взвалить всю ответственность по подаче документов на риелтора.

Сроки и стоимость оформления

Оформление нового свидетельства о праве собственности длится от семи рабочих дней до одного месяца в зависимости от индивидуальных особенностей вашей сделки.

Обычно, время на рассмотрение уточняется в момент подачи документов.

Оплатить налог на обмен могут две стороны одновременно или же одна из сторон по условию договора.

Стоимость пошлины равняется 13 процентам от сделки для граждан нашей страны. Если вы – иностранный гражданин – приготовьтесь раскошелиться на 20 процентов.

Особенности и нюансы

Когда могут оказать в оформлении сделки? В оформлении отказывают в случае, если не предоставлен какой-либо важнейший документ, или же если один из собственников против отчуждения комнаты.

В остальном, если правильно собран пакет документов, сделка должна пройти без осложнений.

Важнейшей особенностью оформления обмена помещений является тот факт, что отдельно на них вы не можете получить технических документов, а также свидетельства.

Все эти бумаги распространяются на жилье в целом. Поэтому вам перед осуществлением сделки нужно наведаться в бти для того, чтобы вам помогли составить бумаги конкретно на одно помещение.

Обмен комнат мало чем отличается от бартера квартирами и все же, имеет свои нюансы. Отнеситесь к ним с должным вниманием, и тогда процедура обмена станет для вас быстрой и приятной, а результат не заставит себя долго ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Согласно статье № 608 ГК РФ, арендодателями могут быть не только сами собственники, но их доверенные лица. То есть, владельцу жилья необязательно самому заниматься его сдачей в аренду. Он может написать нотариальную доверенность на любое третье лицо.

Как сдать комнату в аренду по закону в России

Наша статья посвящена одному из аспектов аренды жилья – сдаче в наем отдельной комнаты. Мы расскажем, как совершить данную сделку правильно. То есть, не нарушая закон, и одновременно не рискуя стать жертвой нарушения закона со стороны контрагента.

Кому выгодно сдавать и снимать комнату

Кто имеет право сдавать квартиру или комнату

Согласно статье № 608 ГК РФ, арендодателями могут быть не только сами собственники, но их доверенные лица. То есть, владельцу жилья необязательно самому заниматься его сдачей в аренду. Он может написать нотариальную доверенность на любое третье лицо.

Если же собственник не один, а несколько, то возможны два варианта:

  • Личное присутствие всех собственников недвижимости при совершении сделки
  • Нотариально заверенные доверенности от каждого из них, на имя того, кто непосредственно занимается сделкой

Как сдавать: ИП или физическое лицо

Над этим вопросом часто размышляют люди, которые сдают жилье на постоянной основе. По сути – это постоянный источник дохода для них. Так может нужно зарегистрировать статус ИП?

Это совсем необязательно. Любой гражданин вправе получать доход со сдачи внаем своего жилья, платя налог НДФЛ. Другое дело, что регистрация ИП дает возможность выбирать вариант налогообложения. И налог, который платит индивидуальный предприниматель, может быть меньше, чем 13% НДФЛ.

Однако у ИП свои недостатки:

  • Сложность оформления статуса
  • Необходимость не только платить взносы в фонд социального страхования и ПФР, но и составлять регулярные отчеты по ним
  • Необходимость вести бухгалтерскую отчетность
  • Наконец, в случае продажи недвижимости, дающей доход, благодаря аренде, придется сполна заплатить все налоги с продажи. Граждане же освобождаются от налога за продажу своей недвижимости, если она находилась у них в собственности больше трех лет.

Другими словами, отсутствие статуса ИП упрощает сдачу недвижимости в аренду, а также позволяет в любое время продать комнату или квартиру, получив налоговые льготы. Наличие же – уменьшает налоги на стабильно получаемый с аренды доход.

Так что регистрировать ИП или нет, каждый должен решать сам, исходя из собственных выгод и предпочтений.

С чего начать? Пишем объявление

Объявление должно быть универсальным. Таким, какое можно расклеить на столбах, разместить в местной газете или газете бесплатных объявлений, на интернет-ресурсе. Поэтому изложите все четко и лаконично, указывая самые важные детали:

Перегружать объявление подробностями не стоит. При звонке потенциальный квартиросъемщик сам задаст уточняющие вопросы, а придя на просмотр, увидит все, что его интересует, собственными глазами. Чем лаконичнее и четче объявление, тем больше шансов, что его прочтут и быстро отреагируют не предложение.

Способы сдачи комнаты в аренду

Разделения труда еще никто не отменял, так что хозяин комнаты может поступить двумя способами:

  • Самостоятельно заняться поиском жильцов
  • Поручит это дело специальному агенту или агентству

Договор аренды, заключенный агентом примут в любой инстанции, как доказательство того, что гражданин действительно проживает по данному адресу.

Как правило, договор заключается на год. Впоследствии его можно автоматически продлить на тех же или измененных условиях. А затем зарегистрировать в Росреестре. За помощью в этом вопросе также можно обратиться к риэлтору или в агентство.

Однако за помощь придется платить. С арендаторов агент обычно берет комиссию, равную плате за один месяц, а с арендодателя несколько отдельных платежей:

  • За поиск жильцов
  • За заключение договора
  • За регистрацию сделки в Росреестре

Так что каждый арендодатель, опять же, сам должен решать, что ему выгоднее – заплатить специалисту, либо тратить на все эти операции свое время и силы.

Подготовка к сдаче

Перед сдачей комнаты следует:

  • Сделать косметический ремонт или генеральную уборку
  • Поставить мебель, бытовую технику, повесить плафоны и занавески.
  • Проверить сантехническое оборудование, отремонтировать или заменить его при необходимости
  • Убрать из помещения ценные или памятные для хозяина вещи, а также лишние предметы
  • Погасить долги по квартплате
  • Привести в порядок правоустанавливающие документы на жилье (их обязательно будут проверять, либо агент, либо сами потенциальные жильцы, чтобы убедиться в том, что сделка законна)

Комната в неприватизированной квартире

В принципе, сдача в аренду комнаты в квартире, которую семья занимает на основании договора социального найма, возможна с согласия собственника квартиры. Необходимо подать собственнику (муниципалитету) письменное обращение и приложить к нему согласие всех, кто прописан и проживает в квартире. Но нужно помнить, что муниципалитет вправе, как разрешить, так и отказать вам.

Если же, несмотря на отказ, комната все-таки будет сдана, и это станет известно собственнику, квартиросъемщика могут наказать, вплоть до расторжения договора социального найма. Поскольку любые операции с недвижимостью имеет право производить лишь собственник, либо его доверенное лицо. У нанимателя такого права нет.

Комната в приватизированной квартире

Здесь собственник в своем праве. Если он является единственным владельцев квартиры и прописан в ней один (либо не прописан вообще никто) – ему вообще не требуется ничье разрешение. И согласие тоже.

Если же собственников несколько (что чаще всего случается в результате бесплатной приватизации семьей, давно проживающей на жилой площади), то согласны на аренду должны быть все. Выразить согласие они могут двумя способами:

  • Оформить доверенности на одного из членов семьи, который будет фигурировать в договоре об аренде
  • Всем вместе принимать участие в заключении договора аренды и вписать свои имена в договор найма. В этом случае в роли наймодателей будут выступать все собственники сразу.

Как сдать комнату самостоятельно

Когда дело дойдет до личных переговоров, необходимо обсудить:

Требования, предъявляемые к составлению договора аренды комнаты

При составлении договора аренды строгую форму соблюдать необязательно. Договор в любом случае будет иметь законную силу, если в нем будут отражены:

  • Паспортные данные обеих сторон
  • Срок проживания
  • Размер арендной платы
  • Способ оплаты коммунальных расходов
  • Способ передачи платы за аренду
  • Права и обязанности каждой из сторон
  • Условия, при которых договор может быть расторгнут в одностороннем порядке любой из сторон
  • Подписи сторон и дата заключения

Деньги за аренду квартирант может платить любым удобным для арендодателя способом: наличными, либо перечислением на карточку или банковский счет. При безналичном расчете сведения о поступлениях средств сохраняются в банке (хотя хранить чеки все-таки будет не лишним).

Если происходит оплата наличными, следует предусмотреть систему взаимных расписок. Это исключит возникновение, как случайных недоразумений, так и злонамеренных материальных претензий в будущем.

Договор оформляется в трех экземплярах. По одному для каждой из сторон и еще одни – для регистрации в Росреестре.

Договор можно написать от руки или набрать на компьютере. Нотариального заверения он не требует.

Оплата налогов за сдачу комнаты в аренду

Необходимо до 30 апреля того года, что следует за отчетным, заполнить и сдать в ФНС декларацию 3-НДФЛ. И оплатить рассчитанную по ней сумму не позднее 15 июля того же года. За не поданную вовремя декларацию или задержку оплаты ФНС оштрафует налогоплательщика.

Доказательством размера полученного дохода, считается копия арендного договора и выписка с расчетного счета. Если оплата производилась наличными – расписки.

Заполнить декларацию нетрудно. В ней указываются полученный доход, понесенные расходы и собственно сумма налога. Если комната сдавалась не полный год, а лишь несколько месяцев, в графе, куда вносится сумма арендной платы проставляется ноль.

Расторжение договора аренды комнаты в одностороннем порядке

Во избежание недоразумений, взаимных претензий или даже судебных разбирательств, стороны договора аренды должны уделить особе внимание разделу, касающемуся досрочного расторжения договора.

В принципе, необходимость расторгнуть договор раньше срок может возникнуть, как у жильца, так и у наймодателя. Понятно, что сторона, которая была заинтересована в соблюдении условий договора до конца срока, будет чувствовать себя обиженной, и может начать неконструктивно протестовать.

Чтобы этого не произошло, следует заранее прописать, например, возможность расторжения договора по инициативе квартиранта, если ему понадобилось переехать на новое место жительства (например, за какой срок наймодатель должен быть предупрежден, и как будет происходить окончательный расчет).

  • Задержка арендной платы
  • Отказ оплачивать коммунальные услуги
  • Аморальное поведение квартиранта
  • Нанесение ущерба имуществу арендодателя (в этом случае необходимо прописать и условия его возмещения)

Все возможные жизненные ситуации, конечно, предусмотреть нереально. Но самые распространенные причины досрочного разрыва деловых отношений стоит учесть при подписании договора аренды.

На что еще нужно обратить внимание

Подытоживая все вышесказанное, мы хотим дать нашим читателям несколько полезных практических советов:

  • Перед тем, как принять решение о сдаче комнаты, хорошенько все взвесьте и обдумайте
  • Заключайте договоры с жильцами только при наличии у них паспорта. Желательно дополнительно попросить дополнительное удостоверение личности, если оно есть (водительские права, студенческий билет)
  • Когда сдаете комнату в первый раз – лучше сделать это с помощью агента. Один раз внимательно понаблюдав за процедурой, в дальнейшем вы сможете успешно сделать все сами. Заодно составленный специалистом договор в будущем послужит вам образцом.
  • Не забывайте о залоге. Если все пойдет по плану – он станет платой за последний месяц. Если возникнут сложности вы, по крайней мере, уменьшите свои материальные потери.
  • Подавайте налоговые декларации и платите налоги вовремя

Как сдать в аренду комнату самостоятельно в России

Дополнительные вопросы

Как сдать комнату в коммунальной квартире, если соседи против?

Если комната приватизирована (о сдаче неприватизированных комнат мы даже говорить не будем, нелегко сдать даже комнату в отдельной неприватизированной квартире), согласие соседей на въезд нового жильца-арендатора не требуется. По закону.

Как сдать комнату в общежитии?

Подобные объявления встречаются, но это незаконно и ненадежно. Правом проживания в общежитии на законных основаниях пользуются только те, кто вступил в трудовые или иные договорные отношения с владельцем здания.

Арендатор же, въехавший, допустим в комнату жильца, который сам пока перебрался к родственникам, может быть выселен в любой момент. Никаких прав договор аренды ему не дает.

Исключение составляют лишь те редкие случаи, когда бывшее ведомственное общежитие поступает в распоряжение муниципалитета, и его жильцы получают право приватизировать свои комнаты на общих основаниях. Тогда действуют те же правила, что и при сдаче прочих комнат, находящихся в собственности граждан.

Как сдать комнату в квартире с долевой собственностью?

Если же собственники договорились между собой, они либо все вместе выступают в роли арендодателей, либо пишут доверенность на одного из них.

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст.94 ЖК РФ).

В ЖК РФ, иных нормативных актах, теории и судебной практике были названы следующие разноплановые характеристики общежития:

  1. Общежитие – это специально построенный или оборудованный для целей временного проживания рабочих, служащих и учащихся дом.
  2. Имеется разрешение санэпидемстанции на заселение дома как общежития.
  3. Принят административный акт о вселении в общежитии.
  4. Дом укомплектован мебелью, инвентарем и другими культурно-бытовыми предметами, предназначенным для проживания и отдыха.
  5. Установлен штат для обслуживания дома (комендант, вахтер, уборщица и т.п.).
  6. Действуют специальные правила оплаты за пользование жилыми помещениями в общежитии[6]. В этой связи возникает вопрос: насколько важно в настоящий момент выделять признаки общежития и можно ли ссылаясь на их отсутствие признать жилой дом и помещения в нем имеющими общий правовой режим?

В ныне действующем законодательстве (ст. 94 ЖК РФ) общежитиями признаются специально построенные или переоборудованные дома либо части домов, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Таким образом, в настоящее время в качестве общежитий могут быть использованы и части домов, что ранее законом не допускалось (ст. 109 ЖК РСФСР). Оправданность такого подхода вызывает сомнения: обособленность дома, в котором предоставляются комнаты в общежитии, один из важнейших признаков общежитий, позволяющих обеспечить его специальный правовой режим, поддерживать в нем соответствующий распорядок и обеспечивать жилищные и иные права проживающих.

Приведенные положения ст. 7 Вводного закона также вызывают целый ряд вопросов. В частности, имеет ли правовое значение факт заключения (переоформления) договора найма. Отсутствие решения собственника фонда об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда и договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов, что подтверждается выводом Верховного Суда РФ[7].

Сходная ситуация возможна и в отношении служебных жилых помещений, но в отличие от общежитий данный вопрос законодательно не разрешен. Указанный пробел устранен судебно практикой, согласно выводам Верховного Суда РФ служебные жилые помещения, переданные в муниципальную собственность также утрачивают статус специализированных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договору социального найма[9].

Ряд общежитий были переданы после 1 марта 2005г либо жилые помещения в них в качестве общежитий предоставлялись после указанного срока – в этой связи возник вопрос об их правовом режиме.

В ЖК РФ не предусмотрено классификаций общежитий. В теории предложено проводить их деление по следующим критериям.

В зависимости от субъектного состава на стороне нанимателей выделяют общежития, предоставляемые только нанимателям или нанимателю и членам его семьи (возможен также смешанный вариант).

В зависимости от условий заключения договора следует обозначить общежития, предоставляемые в связи с работой, предоставляемые в связи с прохождением службы и в связи с обучением. Правовое значение представленных классификаций состоит в различии содержания правоотношений по найму, сроках проживания и ответственности нанимателей.

[4] См., например: Лукьяненко М.Ф. Жилищное право Российской Федерации: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. – С. 10 и др.

[5] См.: Горина Э.Д. Особенности правового режима общежитий по российскому законодательству // Юридический мир. – 2010. — № 10.

[6] См.: Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебное пособие. – М.: Пост-Фактум, 1996. – С. 41; Богданов Е.В. Право на жилище. – Мн. Университетское, 1990. — С. 89; Ким Е.П. Техническая инвентаризация зданий жилищно-гражданского назначения и оценка их стоимости: Практическое руководство. – М.: Экспертное бюро-М, 1997. – С. 11.

[7] См.: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3.04.2007 № 57-ВО7-2.

[8]См., например: Филимонов С.Л., Шешко Г.Ф. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ. – М.: Ф53 МЦФЭР, 2005. – С. 308.

[9] См. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – сентябрь. — 2006. — № 9.

Очень полезное и своевременное решение принял Верховный суд РФ, разбираясь с делом жительницы общежития в Чите. Когда статус общаги со здания сняли и передали дом городу, местные власти отказались признавать за жительницей одной из комнат ее право на эти квадратные метры. Чиновники мотивировали свое решение просто - дама в общежитии появляется редко, где-то у нее есть еще жилье, поэтому город ей ничего не должен.

Местные суды с чиновниками согласились и отняли у гражданки право на комнату, где она почти десять лет была прописана. Ее прописку в общежитии, кстати, тоже аннулировали.

Верховный суд РФ не согласился с такими решениями и отменил их. Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ не стала возвращать спор в Читу, чтобы там исправили свои ошибки, а сама приняла решение по спору за комнату в общежитии, что, к слову, случается крайне редко.

Чем важно это решение? В нашей стране в последние годы активно идет процесс избавления от общежитий. Общаги в советское время имели практически все организации - фабрики и заводы, научные учреждения и колхозы. Сейчас бывшие общежития передают городским властям, и комнаты в них становятся полноценным муниципальным жильем. Но процесс передачи ведомственного жилья хотя и прописан в законе, по мере исполнения вызывает массу юридических вопросов. В этом решении Верховного суда - ответ на одну из основных проблем.

Итак, в районный суд Читы обратилась администрация города с иском к гражданке, проживающей в комнате одного из местных общежитий. Вселили ответчицу в него в 1997 году. Там же женщину и зарегистрировали.

Постановлением администрации города со здания уже в наше время был снят статус общежития и присвоен новый статус - "дом муниципального жилищного фонда социального использования". Главе администрации района вменили в обязанность оформить с проживающими в общежитии гражданами договора социального найма жилых помещений.

Наша ответчица чиновникам не понравилась. Они посчитали, что ее нельзя признать нуждающейся в жилье и у них нет оснований заключить с женщиной договор соцнайма. Как дополнительный аргумент в суде чиновники заявили, что дама часто отсутствует в своей комнате, потому что у нее есть где жить, и она сама отказалась от прав и обязанностей нанимателя.

В последние годы активно идет процесс избавления от общежитий. Их передают городским властям, и комнаты в них становятся полноценным муниципальным жильем

Суд согласился с просьбой чиновников. Краевой суд посчитал такое решение законным. В Верховный суд РФ обратилась ответчица и попросила проверить правильность решения местных судов. Там дело изучили и сказали, что "нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций".

Вот на что обратил внимание в материалах дела Верховный суд. Поле того как общежитие стало муниципальным фондом, комиссия по жилищным спорам администрации района отказала гражданке в заключении договора соцнайма на комнату, в которой она была прописана 10 лет. Аргументы - у нее есть жилье, значит, ее нельзя признать нуждающейся.

Районный суд исходил из того, что женщина потеряла право пользования своей комнатой, так как уехала жить в другое место. Апелляция согласилась с мнением районных коллег.

Вот аргументы Верховного суда РФ. По 40-й статье Конституции каждый имеет право на жилище и никого нельзя произвольно лишить этого права. Выселить человека или ограничить его в праве пользования жильем можно только по закону, что и записано в Жилищном кодексе.

Верховный суд подчеркнул - жилищные права и обязанности возникают по основаниям, прописанным в законах, а также из действий участников жилищных отношений. Право уполномоченного органа - исключить дом из специализированного жилищного фонда - это основание для применения к таким помещениям правового режима жилья по договорам соцнайма.

После снятия с дома статуса общежития с живущими в нем гражданами заключаются договора соцнайма на ту площадь, на которой они жили в общежитии. Верховный суд подчеркивает - отсутствие договора соцнайма не препятствует "к осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору соцнайма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов".

Верховный суд особо подчеркнул - постановление администрации о снятии со здания статуса общежития обязало главу района оформить с гражданами договора соцнайма без каких-либо требований в нуждаемости в жилье.

Сам факт, что местная власть сняла статус общежития и приравняла здание к муниципальному фонду, предполагает изменения статуса жилья и с теми, кто в доме живет, договора соцнайма надо заключать обязательно, независимо от того, нуждаются они в жилье или нет.

Комната в общаге, подчеркнули в ВС, не была дана гражданке впервые, а было просто "изменение правоотношений сторон". Ведь комнату женщине когда-то дали вполне законно, значит, правовые нормы закона о предоставлении жилья по договору соцнайма на эту ситуацию не распространяются.

Всего этого местные суды почему-то не учли и неправильно разрешили спор. Их выводы "не основаны на законе". Верховный суд сам принял решение: в иске администрации Читы к жительнице общаги о признании ее утратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета отказать.

В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу исчисления налога на имущество физических лиц УФНС России разъясняет следующее..

Об изменениях в начислении налога на имущество

При получении уведомлений на уплату налога на имущество у многих граждан возникают вопросы, а порой и возмущение. Суммы налога существенно выше, чем это было в предыдущие годы. Кроме того, в уведомлениях указаны суммы доплаты за прошлый 2008 год.

Увеличение сумм налога произошло потому, что Министерством финансов РФ были даны разъяснения порядка исчисления налога на имущество физических лиц, касающиеся налогоплательщиков, являющихся совладельцами домов, квартир, нежилых помещений. С уч╦том этих разъяснений, которыми теперь руководствуются налоговые органы, налог начисляется не на долю владельца, как это было раньше, а на весь объект недвижимости. Минфином новый порядок исчисления налога разрешен к применению с 1 января 2008 года, поэтому те налогоплательщики, которым налог за 2008 год пересчитан, получают уведомления с доплатой за прошлый год (в соответствии с п. 11 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущие года).
Напомним, что ставки налога на имущество физических лиц определяются местными законодательными органами. На территории г. Ульяновска решением Ульяновской городской Думы от 16.11.2005 N 174 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Ульяновск" установлены следующие ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: до 300 тысяч - 0,1%, от 300 до 500 тысяч - 0,3%, от 500 до 700 тысяч - 1%, свыше 700 тысяч - 2%.
Таким образом, если раньше на квартиру, принадлежащую двум совладельцам и имеющую инвентаризационную стоимость 600 тыс. руб., налог начислялся по ставке 0,1% (600 тыс. руб. : 2 = 300 тыс. руб. - ставка 0,1% ), то сейчас налог начисляется не на долю владельца, а на весь объект недвижимости, то есть по ставке 1% (600 тыс. руб. по ставке 1% = 6 тыс руб. : 2 = 3 тыс. руб. с каждого владельца ).
В случае, если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой или общей совместной собственности, а также на праве как долевой, так и совместной собственности, сумма налога на имущество должна исчисляться исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости и ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости данных объектов недвижимости. Налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле.
Например, налогоплательщик является собственником половины квартиры с инвентаризационной стоимостью 600 тыс. руб. и половины квартиры с инвентаризационной стоимостью 400 тыс. руб. Налоговая база по данным объектам составит 1 млн. руб., а налоговая ставка - 2%. (600 тыс. + 400 тыс.). Сумма налога составит: 600 тыс. руб. х 2% / 2 = 6 тыс. руб.; 400 тыс. руб. х 2% / 2 = 4 тыс. руб. Итого - 10 тыс. руб.
Необходимо подчеркнуть, что для владельцев "дешевого" жилья, инвентаризационная стоимость которого не превышает 300 тыс. руб. и для которых данное жилье является единственным, ничего не изменилось. Однако, граждане, проживающие в коммунальных квартирах, комнатах в общежитиях, малоквартирных домах также получили уведомления с суммами, намного превышающими те, которые им приходилось платить ранее. Произошло это потому, что органами БТИ по состоянию на 01.01.2008 года в налоговые инспекции представлена инвентаризационная стоимость коммунальных квартир в целом, а не стоимость отдельных комнат в них. Такая же ситуация с комнатами в общежитии, где была оценена стоимость этажа общежития в целом, а не комнат в отдельности. В малоквартирных домах оценена стоимость всей площади в совокупности, без разбивки по квартирам. Налоговые инспекции на основании данных БТИ произвели начисление налога на имущество, суммы которого оказались завышенными.
В связи со сложившейся ситуацией Управлением ФНС России по Ульяновской области направлен запрос в ФНС России о необходимости разъяснений порядка исчисления налога на имущество физических лиц за комнаты в коммунальных квартирах (общежитиях) и квартиры в малоквартирных домах. После получения соответствующих разъяснений налоговыми инспекциями будет сделан перерасчет и направлены новые налоговые уведомления.
Одновременно обращаем внимание, что собственникам нескольких объектов недвижимого имущества или долей в дорогостоящих объектах налог исчислен правомерно, и перерасчет производиться не будет.

УФНС России по Ульяновской области

Комментарии

Этот закон, грабит и без того нищих людей. Почему мы живущие в доме барачного типа, состоящего из деревянных щитов, имеющие долю в 38 кв.м. на двоих, должны платить налог со стоимости всего дома. Нас в доме четыре квартиры и с каждой квартиры такой огромный налог. Я считаю власть обманула свой народ.(Это мягко сказано. )

Мы живем в типовом коттедже на две семьи.Нумерация квартир разная.Получается,что налог будем платить,как-будто весь дом наш и мы проживаем в двух половинах сразу.Как-будто мы проживаем вместе с соседями армянской национальности?Этот закон до конца не проработан и нуждается в корректировке на примере нашего случая.

Получается что владельцы квартир в 7о кв .м. в многоквартирных домах платят 100 рублей налога, а я владею квартрой (100 кв.м.) в двухквартирном доме плачу 7000 рублей. Разница в 70 (!) раз. Что у меня жилищные условия в 70 раз лучше?! или мы живем в разных странах?! вы подумайте в 70 раз(. ) ни в 2, нив 10, а в 70 (!) раз. Бардак. Из этой страны надо уезжать!

Читайте также: