Налог на имущество при реорганизации в форме выделения

Обновлено: 17.05.2024

В 2015 г. многим компаниям пришлось подстраиваться под изменения, внесенные в гражданское законодательство, и "пережить" реорганизацию в форме преобразования. Как оказалось, одной из проблем для многих налогоплательщиков стал порядок уплаты налога на имущество до и после такого преобразования. В некотором смысле такое преобразование оказалось для многих из них с налоговой точки зрения наказуемым деянием.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юрлица, уполномоченного на то учредительным документом. Об этом сказано в ст. 57 Гражданского кодекса (далее - ГК).
В рамках данной статьи мы рассмотрим реорганизацию компаний в форме преобразования (смена организационно-правовой формы) в разрезе порядка исчисления и уплаты налога на имущество.

Гражданское правопреемство.

Начнем с того, что по общему правилу юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента госрегистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК). При этом при преобразовании юрлица права и обязанности реорганизованной компании в отношении других лиц не изменяются (п. 5 ст. 58 ГК). Исключением являются только права и обязанности в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

. и налоговое

"Организационный" момент

В общем случае базой по налогу на имущество признается среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК). Формула определения данного показателя за отчетный период приведена в абз. 1 п. 4 ст. 376 Кодекса. В соответствии с указанной нормой данный показатель рассчитывается как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Налоговая база по итогам налогового периода определяется как сумма остаточной стоимости имущества по состоянию на первое число каждого месяца и 31 декабря года, деленная на число месяцев в году, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК).
В то же время в отношении отдельных объектов недвижимости региональные власти вправе устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из их кадастровой стоимости. В этом случае "кадастровый" налог рассчитывается как произведение налоговой базы (кадастровой стоимости, определенной на 1 января 2015 г.) на налоговую ставку. Соответственно, авансовый платеж равен 1/4 от указанной суммы (ст. 382 НК).

До реорганизации.

В результате реорганизации в форме преобразования, как мы уже выяснили ранее, возникает новое юрлицо. И, соответственно, оно, являясь правопреемником, должно "закрыть" налоговые долги, в том числе по налогу на имущество, реорганизованной компании; а с момента регистрации вновь созданного юрлица уже уплачивать налог, что называется, за себя.
Реорганизация в форме преобразования практически всегда завершается посреди года. При этом последним налоговым периодом для реорганизованной компании является период с начала календарного года до дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 НК, п. 4 ст. 57 ГК, ст. 63 ГК).
Каких-либо особенностей расчета налога на имущество для таких ситуаций Кодексом не установлено. В связи с этим представители ФНС России еще в Письме от 30 июля 2013 г. N БС-4-11/13835 разъяснили, что при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в п. 4 ст. 376 Кодекса. Аргументы таковы: налоговой базой является именно среднегодовая стоимость имущества, а не средняя за период деятельности организации. Соответственно, налоговую базу определяем по общим правилам. Просто остаточную стоимость ОС в тех месяцах, когда организация прекратила осуществлять деятельность, надо считать равной нулю (см. также Письмо ФНС России от 11 ноября 2010 г. N ШС-37-3/15203).

Пример 1. ЗАО "Ромашка" реорганизовано в форме преобразования в ООО "Ромашка", о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись 12 октября 2015 г.
Остаточная стоимость основных средств, которые числились на балансе ЗАО, составляет:
- на 1 января 2015 г. - 1 682 600 руб.;
- на 1 февраля 2015 г. - 1 518 400 руб.;
- на 1 марта 2015 г. - 1 354 200 руб.;
- на 1 апреля 2015 г. - 1 190 000 руб.;
- на 1 мая 2015 г. - 1 029 800 руб.;
- на 1 июня 2015 г. - 869 600 руб.;
- на 1 июля 2015 г. - 709 400 руб.;
- на 1 августа 2015 г. - 549 200 руб.;
- на 1 сентября 2015 г. - 389 000 руб.;
- на 1 октября 2015 г. - 228 800 руб.
Все основные средства облагаются налогом на имущество. Налоговая база по итогам последнего налогового периода ЗАО составит 732 384,62 руб. ((1 682 600 руб. + 1 518 400 руб. + 1 354 200 руб. + 1 190 000 руб. + 1 029 800 руб. + 869 600 руб. + 709 400 руб. + 549 200 руб. + 389 000 руб. + 228 800 руб. + 0 + 0) : 13).

После реорганизации

Собственно говоря, в таком же порядке, то есть по общим правилам, исчислять следует "балансовый" налог и компании, которая была образована в результате реорганизации. Просто для нее первым налоговым периодом будет период с момента ее госрегистрации (внесения записи в ЕГРЮЛ) до конца календарного года (п. 2 ст. 55 НК). А остаточная стоимость за месяцы, в которых она еще не существовала (до месяца завершения реорганизации включительно), принимается равной нулю.

Пример 2. Предположим, что после реорганизации в форме преобразования, которая завершилась 19 октября 2015 г., остаточная стоимость основных средств ООО изменялась следующим образом (цифры условные):
- на 1 ноября 2015 г. - 567 000 руб.,
- на 1 декабря 2015 г. - 550 000 руб.,
- на 31 декабря 2015 г. - 520 000 руб.
Все основные средства облагаются налогом на имущество. Налоговая база по итогам первого налогового периода ООО составит 125 923,08 руб. ((567 000 руб. + 550 000 руб. + 520 000 руб.): 13).

"Движимые" осложнения

В то же время необходимо учесть, что по итогам реорганизации в форме преобразования. налоговая база по налогу на имущество у вновь созданного юрлица может увеличиться даже в том случае, если никаких новых объектов ОС у него на балансе не появится. Речь идет об объектах движимого имущества, которые были приняты на учет организацией после 1 января 2013 г. Дело в том, что в отношении таких объектов применяется льгота в виде освобождения от налогообложения, предусмотренная п. 25 ст. 381 Кодекса, но. Она не применяется к объектам, которые приняты на учет в частности в результате реорганизации. А это как раз и есть наш случай. Соответственно, касательно "движимости" вполне может получиться так, что до реорганизации налог на имущество в отношении этих объектов не уплачивался, а после преобразования их остаточную стоимость придется учитывать при определении налоговой базы в общем порядке (см. Письма Минфина России от 13 мая 2015 г. N 03-05-05-01/27311, от 2 апреля 2015 г. N 03-05-05-01/18313, от 2 апреля 2015 г. N 03-05-05-01/18416, от 2 апреля 2015 г. N 03-05-05-01/18402 и т.д.).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Общие правила уплаты налогов при реорганизации юридических лиц установлены статьей 50 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ). Если реорганизуемое лицо не оплатило или не смогло оплатить налоги (сборы) до своей реорганизации, то эта обязанность исполняется его правопреемником (правопреемниками). Оплатить налоги, а также пени правопреемник должен независимо от того, были ли ему известны до завершения реорганизации факты или обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованного юридического лица указанных обязанностей.

Помимо обязанности по уплате налогов (включая пени), на правопреемника возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до того, как оно было реорганизовано. Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении обязанностей по уплате налогов (сборов) пользуется всеми правами, а также исполняет все обязанности предусмотренные для налогоплательщиков.

Правопреемник (лицо, обязанное уплатить налог (сбор) после реорганизации))

Вновь возникшее в результате слияния юридическое лицо

Юридическое лицо, присоединившее к себе другое юридическое лицо

Юридические лица, возникшие в результате разделения(доля каждого определяется на основании разделительного баланса, либо по решению суда)

Правопреемника по обязанности уплаты налогов не возникает (но выделившиеся юридические лица могут быть обязаны уплатить налоги по решению суда)

Вновь возникшее в результате преобразования юридическое лицо

Транспортный налог

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения обязанности по уплате налогов его правопреемника, поэтому правопреемник уплачивает транспортный налог в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации (в г. Москва налогоплательщики уплачивают налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.1 ст. 3 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 "О транспортном налоге").

Налоговая декларация предоставляется по каждому налогу, подлежащего уплате и подается правопреемником (также как и остальными налогоплательщиками) не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.3 ст. 363.1 НК РФ). Причем, если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации (с остальными вариантами определения налоговых периодов вы можете ознакомиться, обратившись к п.3 ст. 55 НК РФ). Данное правило не применяется в отношении организаций, если из их состава выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Обращаем Ваше внимание, что по тем налогам, налоговый период по которым установлен как месяц или квартал изменение налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4 ст. 55 НК РФ).

При реорганизации транспортные средства реорганизованной организации переходят к правопреемнику, в связи с чем у него появляется обязанность по сдаче налоговой декларации. В декларации необходимо исчислить сумму транспортного налога в отношении всех транспортных средств, ранее принадлежавших реорганизованной организации и принятых на баланс вновь возникшими юридическими лицами (Письмо УФНС России по г. Москве от 24 мая 2011г. N 16-15/050649@). Декларация предоставляется за весь налоговый период в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника. При заполнении налоговой декларации на Титульном листе по "по месту нахождения (учета)" указывается код "260" или "216" ( Приложение № 3 к порядку заполнения декларации, утв. Приказом ФНС России N ММВ-7-11/99@ от 20.02.2012), а в верхней его части указываются ИНН и КПП правопреемника. В поле "налогоплательщик" указывается наименование реорганизованной организации. Код ОКАТО указывается того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация или ее обособленные подразделения. В поле "ИНН/КПП реорганизованной организации" указываются, соответственно, ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения.

Налог на имущество

В соответствии с п.1 ст. 386 НК РФ, налогоплательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Согласно пунктам 20 и 23 Методических указаний (утв. Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций") при реорганизации, заключительная бухгалтерская отчетность составляется реорганизуемой организацией на день, предшествующий внесению в Реестр записи о прекращении ее деятельности. При этом бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности реорганизуемой организации формируется на основе данных передаточного акта (разделительного баланса) и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации и числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату государственной регистрации прекращения деятельности реорганизуемой организации.

Налоговая декларация по налогу на имущество подается в инспекцию по месту учета правопреемника (Письмо ФНС России от 11.11.2010 N ШС-37-3/15203). При заполнении декларации на титульном листе необходимо указать ИНН и КПП правопреемника, а в поле "Налогоплательщик" - наименование реорганизованной организации. Присвоенные ей ИНН и КПП отражаются в специальных строках титульного листа. Также в разделе 1 и 2 декларации проставляется код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация или объекты налогообложения.

Земельный налог

Налогоплательщиками земельного налога являются организации обладающие земельными участками на праве собственности (п.1 ст. 388 НК РФ). Право собственности на такой объект как земельный участок возникает на основании государственной регистрации, следовательно и обязанность по уплате налога должна возникнуть только с момента государственной регистрации права. Однако, в рассматриваемом нами вопросе, это правило не работает и вот почему. Дело в том, что при реорганизации все права от реорганизуемого лица переходят к правопреемнику в силу закона, то есть при реорганизации правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. Эта позиция подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", а также Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в Письме от 23 марта 2012г. N03-05-05-02/66.

Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у правопреемника возникает с момента его государственной регистрации.

При представлении реорганизованными организациями налоговых деклараций и налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу необходимо учитывать положения п.7 ст. 396 НК РФ, согласно которому в случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, который определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к количеству календарных месяцев в налогом (отчетном) периоде.

При заполнении декларации на титульном листе и других листах налоговых деклараций по земельному налогу указываются реквизиты реорганизованной организации.

Если день окончания отчетного периода совпадает с днем окончания налогового периода применительно к прекращенной реорганизуемой организации, то уплачивается налог и представляется налоговая декларация вместо налогового расчета по авансовому платежу по земельному налогу за период осуществления деятельности.

!Юр.обслуживание
!Юр.обслуживание


После завершения реорганизации при исчислении земельного налога и представлении налоговых расчетов и налоговых деклараций необходимо учитывать, что налоговые расчеты и налоговые декларации по земельному налогу представляются начиная с отчетного (налогового) периода, в котором активы будут переданы на баланс правопреемника. На титульном листе и других листах налоговых расчетов и налоговых деклараций указываются реквизиты правопреемника, а именно КПП, присвоенный при постановке на налоговый учет в налоговых органах по месту нахождения ранее принадлежащего присоединенной организации земельного участка.

Если по месту нахождения реорганизованных организаций правопреемником созданы обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, или находятся объекты недвижимого имущества, то налоговые декларации за последний налоговый период реорганизованной организации представляются правопреемником в налоговый орган по месту нахождения указанных подразделений или объекта недвижимого имущества, если они не были представлены реорганизованными организациями до завершения реорганизации ( Письмо Минфина России от 26.06.08 N 03-05-04-01/26). При этом, при расчете среднегодовой стоимости имущества остаточная стоимость имущества на 1-е числа месяцев, следующих за месяцем передачи активов на баланс правопреемника, равна нулю. На титульном листе и других листах налоговых расчетов по авансовым платежам и налоговых деклараций по налогу на имущество организации указываются реквизиты реорганизованного лица.

В заключение отметим, что положения, касающиеся бухгалтерской отчетности при реорганизации, порядок заполнения декларация по налогам, а также права и обязанности правопреемника носят общий характер и подлежат применению при исчислении и уплате любого налога.

При этом, сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная компанией до ее реорганизации, подлежит зачету в счет исполнения правопреемником обязанности реорганизованной организации по погашению недоимки или задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного до реорганизации налога, распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате.

Марина Крицкая

Даже при небольшой задолженности перед государственными органами или кредиторами юрлицо можно закрыть. Именно из-за этого реорганизация, как способ прекращения деятельности организаций, получила широкое распространение в бизнес-среде. Хотя сам этот процесс таит в себе, как преимущества, так и недостатки.

Реорганизация юридического лица влечет создание новых юридических лиц или смену организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

Однако в этом процессе есть свои тонкости. С одной стороны, при реорганизации юрлицо исключается из государственного реестра — как при официальной ликвидации, да и отменить её кредиторам и государственным органам крайне сложно. С другой стороны, в результате реорганизации всегда появляется правопреемник, которому приходится отвечать по всем долгам, а сама процедура длится не менее 3,5 месяцев.

Формы реорганизации

В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием.

Юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев, когда это происходит в форме присоединения, с момента государственной регистрации юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юрлица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

Как правило, у реорганизации всегда есть причины и цели. В ряде случаев она осуществляется в добровольном порядке, по желанию самого юрлица, решению учредителей. И в этом случае реорганизация проводится в любой из перечисленных форм.

Иногда, с целью ограничения монополистической деятельности компании, случается принудительная реорганизация — в форме разделения и выделения. Такой порядок предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Еще один порядок, по которому может проходить реорганизация юрлица, — приватизация.

Алгоритм действий при реорганизации

1. Подготовительный этап: составление плана и оценка активов

На начальном этапе нужно подготовиться к процессу: составить план, чтобы придерживаться сроков, предусмотренных законодательством, вовремя уведомить налоговые органы о принятии решения о реорганизации и создании новых юрлиц, а также поставить в известность кредиторов.

Важно оценить имущество, активы и объем обязательств перед различными кредиторами. При инвентаризации следует опираться на Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49, в котором приводятся методические рекомендации.

2. Подтверждение решения о реорганизации

Приняв решение о реорганизации, компания должна подтвердить его с помощью нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества подтверждается его подписью, заверенной у нотариуса (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В регистрирующий орган по местонахождению отправляется уведомление о начале процедуры реорганизации. К нему прикладывается решение собственников.

При внесении сведений о начале реорганизации в роли заявителя могут выступать:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юрлица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юрлица;
  • если происходит реорганизация двух и более юрлиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юрлица, последним принявшего решение о реорганизации, или определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юрлиц — иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.

Подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса. Однако в этом нет необходимости, если документы подаются в регистрирующий орган заявителем лично при наличии паспорта или направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

Сроки отправки уведомления о реорганизации

Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Срок для первой публикации — не менее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Между первой и второй публикациями должен быть временной интервал в месяц. Только после второй публикации юрлицо может подавать заявление в регистрирующий орган.

За нарушение сроков по представлению сведений о начале реорганизации грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

4. Сверка расчетов с налоговой инспекцией

В п. 3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ указано, что в начале процедуры реорганизации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Акт сверки представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

5. Подготовка документов

Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

Содержание договора о присоединении

При госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации в форме присоединения, заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юрлица.

В регистрирующий орган необходимо представить договор о присоединении. В нем обязательно должны быть прописаны положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников, а также изменениях, которые вносятся в общество, к которому осуществляется присоединение.

Изменения в устав могут потребоваться, в частности, для увеличения уставного капитала, если у общества отсутствуют на балансе доли, на которые могут быть обменяны доли участников присоединяемого общества.

Если совместное собрание проводиться не будет, то это указывается в договоре.

Кроме обязательных положений в договор следует включить:

  • наименование, сведения о нахождении каждого общества, участвующего в присоединении;
  • порядок и условия присоединения: размер уставного капитала общества, к которому происходит присоединение; перечень действий, которые необходимо произвести каждому обществу, участвующему в реорганизации, а также сроки их совершения; порядок долей в уставном капитале присоединяемого общества.

При определении порядка обмена долей нужно помнить о том, что ряд долей не подлежат обмену, так как они погашаются (п. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

Как сэкономить на уплате государственной пошлины

С 1 января 2019 года размер государственной пошлины составляет 4 000 руб. Но ее можно не уплачивать в том случае, если юрлицо направляет документы в регистрирующий орган в электронном формате (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу

Зачем нужен передаточный акт?

В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.

Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.

Без передаточного акта невозможна государственная регистрация юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. Поэтому на регистрацию он представляется вместе с учредительными документами.

Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.

Участники процесса реорганизации вправе закрепить способ оценки передаваемого, принимаемого в порядке правопреемства имущества в решении о реорганизации. Оценка имущества может проводиться:

  • по остаточной стоимости;
  • по текущей рыночной стоимости;
  • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Кто утверждает передаточный акт:

  • учредители (участники) юрлица;
  • орган, принявший решение о реорганизации.

Что важно учесть при составлении передаточного акта

Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами, — они тоже прописываются.

Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юрлица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Содержание передаточного акта

Документ может включать:

  • бухгалтерскую отчетность;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.

Сроки составления и утверждения передаточного акта

Составление документа лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

В п. 5 Методических указаний уточняется, что дата утверждения акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и. обязательств и др.).

6. Подача документов в регистрирующий орган

  • почтой
  • в МФЦ
  • нотариусом (по просьбе заявителя)
  • в электронном формате на сайте ФНС (документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя)

Если пакет сформирован в электронном виде, то документы нужно отсканировать с учетом технических требований и заверить электронной подписью заявителя либо подписью нотариуса. При этом ключ подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день отправления документов в налоговый орган.

При реорганизации в форме присоединения документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения компании, к которой происходит присоединение.

7. Получение документов

После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.

Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).

Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.

Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.

Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.

8. Правопреемство

После того, как компания прошла все этапы реорганизации, оформила и получила необходимые документы, обязанности по уплате налогов и сборов переходят к правопреемнику, независимо от того, были ли ему известны факты и обстоятельства неисполнения обязанностей реорганизованным юрлицом (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Правопреемнику придется уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные до реорганизации.

Кто становится правопреемником по уплате налогов и сборов

  • При слиянии — юрлицо, возникшее в результате слияния нескольких юрлиц.
  • При присоединении — правопреемником присоединенного юрлица становится присоединившее его юрлицо.
  • При разделении — юрлица, возникшие в результате разделения.

Права и обязанности, согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ, переходят в соответствии с передаточным актом. Если этот документ не позволяет определить долю правопреемника или исключает возможность исполнения обязанностей в полном объеме или реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда вновь возникшие юрлица могут исполнять эти обязанности солидарно.

Как и в предыдущем случае, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, и такая реорганизация была задумана и организована ради неисполнения обязанности, то решением суда выделившиеся юрлица могут исполнять обязанности солидарно.

  • При преобразовании — правопреемником становится вновь возникшее юрлицо.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Чем полезно это решение: Если собственники компании запланировали выделить из одной компании несколько, финансовому директору предстоит непосредственно участвовать в процедуре. Чтобы спланировать бюджет расходов на подготовительные работы, реорганизационные и постреорагнизационные мероприятия, связанные с выделением компаний, уточните нюансы этой реорганизационной процедуры. Подробнее об основных обязанностях и функциях финансового директора в ходе реорганизации в форме выделения – в этом решении.

Преимущества и недостатки: Решение поможет разобраться, как из одной компании корректно выделить бизнес направление не только финансовым директорам, но и собственникам компании.

Чтобы реорганизовать компанию в форме выделения:

детально изучите порядок реорганизации;
рассчитайте стоимость выделения компаний;
проконтролируйте мероприятия и бюджет затрат.

Что финансовому директору стоит знать реорганизации в форме выделения?

Чтобы оценить стоимость реорганизации в форме выделения, уточните обязательные этапы процедуры и сроки, в которые предстоит выделить компанию или несколько предприятий.

Вопрос: Для чего реорганизуют компанию в форме выделения?

Реорганизация в форме выделения [п. 4 ст. 58 Гражданский кодекс РФ Часть первая (с комментариями)] позволяет создать одну или нескольких компаний из одной, которая передает новым предприятиям часть своих активов и обязательств (по разделительному балансу), а после процедуры продолжает работать. Учтите, что при выделении бизнеса нельзя менять состав учредителей. Делайте это до или после реорганизационных процедур. Реорганизация компании в этой форме возможна по решению:

  • собственников (на добровольной основе);
  • суда;
  • государственных органов (в принудительном порядке).

Запись о регистрации вновь созданных компаний в ЕГРЮЛ свидетельствует о завершении процедуры (выделения бизнеса).

Реорганизацию в форме выделения используют, когда текущие условия не позволяют развивать бизнес в рамках одной компании. Среди ключевых целей выделения компаний:

  • передать часть имущества компании вновь созданным предприятиям для его защиты. К примеру, если есть риск взыскания активов со стороны контрагентов;
  • реализовать часть бизнеса в последующем;
  • снизить налоговые риски при разных ставках НДС и налога на прибыль. Это значит в новой компании ставки будут отличаться от тех, что в старой;
  • получить налоговые выгоды, используя другой режим налогообложения во вновь созданном предприятии (например, на упрощенной системе налогообложения). Это актуально, когда к пороговым значениям приближаются следующие параметры:
    • выручка компании;
    • среднесписочная численность персонала;
    • остаточная стоимость основных средств.

    Учтите, если вновь созданные компании не смогут своевременно исполнять налоговые обязательства, налоговая может через суд привлечь к солидарной ответственности предприятие [п. 8 ст. 50 Налоговый кодекс РФ (часть первая) в редакции от 01.06.2016 г.], оставшееся после выделения.

    Уточните этапы выделения компании

    В ходе реорганизации в форме выделения финансовому директору понадобится:

    • провести инвентаризацию, а по итогам выбрать активы и обязательства, которые предстоит передать во вновь созданные компании (отразить в разделительном балансе);
    • утвердить порядок распределения (частичного сокращения) персонала по старой и новым компаниям;
    • выбрать способ передачи данных и автоматизации систем учета в новых компаниях;
    • сформировать бюджет расходов на реорганизацию.

    Чтобы оперативно реорганизовать компанию в форме выделения, указанные пункты можно выполнить заранее до начала процедуры. Когда завершите подготовительные работы, объявляйте о реорганизации и выполняйте ее обязательные мероприятия.

    Вопрос: Какие мероприятия необходимы при реорганизации в форме выделения?

    Чтобы выделить компанию в рамках реорганизации:

    • проводят общее собрание собственников, где утверждают: порядок и условия выделения новой компании (или компаний), проект разделительного баланса, изменения в устав предприятия, реорганизуемого в форме выделения.
    • уведомляют налоговую о начале процедуры;
    • проводят инвентаризацию имущества и долгов;
    • публикуют сведения о выделении компании в СМИ;
    • уведомляют кредиторов;
    • формируют передаточный акт (передаточный акт – разделительный баланс);
    • оплачивают госпошлину за регистрацию одной или нескольких новых компаний;
    • открывают банковские счета для новых компаний;
    • передают часть основных средств (перерегистрируют), другие активы и обязательства в выделенные компании по разделительному балансу;
    • оформляют разрешительные документы (сертификаты, лицензии, членство в СРО и пр.) выделенным компаниям, которым это нужно для основной деятельности;
    • организуют с IT-обеспечение новых компании и передачу баз данных, приобретают новые ПК, программы и др.;
    • переводят, сокращают и мотивируют персонал в процессе реорганизации.

    Распределяя активы и долги между новыми и старой компании, учтите не только цели реорганизации, но и режимы налогообложения, выбранные системы учета и виды основной деятельности. Например, из торгово-производственного предприятия выделяют новую компанию, которая займется торговлей, а в старой останется только производство. Производственные площади и станки в этом случае останутся на балансе первой компании, а в новую передадут торговые помещения со специализированным оборудованием. Кредиторскую задолженность перед поставщиками сырья оставят в производственной компании, а обязательства перед покупателями передадут в торговую.

    Распределив активы и обязательства по всем компаниям, сформируйте передаточный акт (разделительный баланс) [п. 4 ст. 16 ФЗ 06.12.2011 № 402-ФЗ О бухгалтерском учете].

    Далее уточните списки специалистов, которые понадобятся в выделенной компании. Для противников реорганизации (тех, кто планирует увольняться по собственному желанию), и тех, кого переведут в новые компании, зарезервируйте средства на компенсацию неиспользованных отпусков. Для тех, кого руководство планирует сократить – еще и средства на выплату выходных пособий.

    Разработайте систему мотивации ответственных исполнителей в ходе реорганизации. Выберите специалистов, которых привлечете для реорганизационных мероприятий. По согласованию с генеральным директором зарезервируйте для них средства для премирования или предложите отгулы после реорганизации компаний.

    Если реорганизуете компанию в середине года, использовать пониженные тарифы страховых взносов по работникам может не получиться [п.4 ст. 10 Закона 212-ФЗ от 24.07.2009 г.]. Если планируете применять эти тарифы по работникам, выделяйте компанию в начале года. Либо оставьте в старой компании сотрудников, к которым применима регрессия по этим взносам.

    Чтобы обеспечить оперативный запуск основной деятельности в новых компаниях, заранее выберите автоматизированные системы учета для каждой из них (можно параллельно с регистрационными работами). Системы могут быть двух видов:

    • индивидуальная – для каждой компании, в том числе по новым и старой (с покупкой дополнительных блоков, настроек, и т.п.);
    • единая (комплексная), объединяющая учет старой и новых компаний. При условии, что реорганизуемая компания сможет вести учет нескольких юридических лиц.

    Определите продолжительность реорганизации

    Продолжительность реорганизационных процедур (с момента объявления до момента завершения), как правило, занимает не больше шести месяцев. Однако если речь идет о выделении нескольких компаний из одной масштабной (с разными организационно-правовыми формами), подготовительные работы и пострегистрационные мероприятия могут отнять еще от трех до шести месяцев. Это зависит от:

    • количества основных средств, которых предстоит перегистрировать на выделенные компании на основании разделительного баланса;
    • от численности сотрудников, которых предстоит распределить по нескольким компаниям;
    • количества разрешительных и регистрационных документов, необходимых для работы выделенных предприятий.

    Как определить стоимость реорганизации в форме выделения

    Чтобы сформировать прогнозный бюджет реорганизации в форме выделения, изучите алгоритм его проведения. Оцените статьи затрат для каждого пункта.

    Учите расходы не только на процедуру выделения, но и стоимость подготовительных мероприятий и работ постреорганизационного периода (перерегистрировать основные средства, оформить разрешительные документы на новые компании и пр.).

    Обратите внимание, что затраты на выделение компаний схожи с расходами на процедуру разделения [п. 3 ст. 58 Гражданский кодекс РФ Часть первая (с комментариями)], за исключением расходов на ликвидацию старой компании.

    Как проконтролировать расходы на реорганизацию в форме выделения

    Чтобы избежать перерасхода средств на выделение компании, сформировав бюджет расходов на каждое мероприятие, назначьте ответственных исполнителей за их выполнение. Заранее согласуйте с руководством систему мотивацию этих специалистов. Установите сроки реализации каждого этапа работ. Запрашивайте регулярно промежуточные отчеты о ходе мероприятий. Согласовывайте лично каждый платеж.


    Бывают ситуации, когда только реорганизация позволяет компании остаться на плаву, избежать банкротства или ликвидации. Например, убыточная компания может присоединиться к более крупной и успешной компании. И более успешная компания сможет выплатить долги по убыточной фирме и спасти от закрытия, сохранить рабочие места и имущество. Подробнее об этом – в статье нашего эксперта Екатерины Копейкиной.

    Реорганизация в форме присоединения — это процесс, когда одна или несколько организаций передают свои права, обязанности и активы другой основной компании и прекращают своё существование в прежнем виде. Основная компания становится правопреемником тех, которые присоединились. К основной компании переходят права собственности на имущество, на задолженности, договорные обязанности, а также она получает штатных сотрудников присоединившихся организаций.

    Процесс реорганизации условно можно разделить на этапы.

    Итак, алгоритм реорганизации рассмотрен, переходим к отчётности: кто, куда, какие декларации и расчёты и в какие сроки необходимо предоставить при присоединении.

    Правильно заполнить налоговые расчёты, определить сроки сдачи и избежать штрафных санкций поможет справочно-правовая система КонсультантПлюс

    Вначале рассмотрим бухгалтерскую отчётность

    Присоединяющаяся организация формирует заключительную бухгалтерскую отчётность. Отчётным годом для неё будет период с 1 января до даты записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности. Например, если запись внесена 14 апреля 2020 года, то последняя бухотчётность составляется за период с 1 января до 13 апреля 2021 года.

    Отчётность формируется в обычном порядке, то есть закрываются счета учёта прибылей и убытков и рассчитывается чистая прибыль. Прибыль затем используется на цели, прописанные в договоре о присоединении.

    Бухгалтерская отчётность отправляется только в налоговую инспекцию, где числится компания. В статистику бухгалтерскую отчётность отправляют только:

    • компании, отчётность которых содержит сведения, отнесённые к гостайне;
    • компании в определённых случаях, которые устанавливает Правительство РФ.

    Так как к моменту отправки отчётности сама организация уже прекратит существование, то это обязанность переходит на правопреемника.

    В процессе присоединения собственная деятельность правопреемника продолжается. Поэтому на дату прекращения деятельности присоединённой компании им, как обычно, формируется отчётность в виде баланса, отчёта о финансовых результатах, отчёта о движении денежных средств.

    Передаточный акт

    Формировать передаточный акт в случае присоединения необязательно. Факт правопреемства может быть подтверждён выпиской из ЕГРЮЛ. Отказать в государственной регистрации реорганизации из-за отсутствия передаточного акта ФНС России не вправе.

    Перейдём к рассмотрению налоговой отчётности и уплате налогов

    Общее правило: компания, присоединяющаяся к другой компании, сама отправляет налоговые декларации за последний период, если успеет до снятия с учёта в ЕГРЮЛ. (П. 5 ст. 84 НК РФ, Письма Минфина России от 17.12.2020 № 03-03-06/1/110695, от 09.02.2018 № 03-03-06/1/7849.)

    Предоставить отчётность нужно по месту учёта (п. 3 ст. 80 НК РФ).

    Последний отчётный период, за который нужно отчитаться, зависит от того, какой налоговый период установлен по конкретному налогу. К примеру, по НДС налоговым периодом является квартал, по акцизам — это календарный месяц, а по НДФЛ, прибыли и налогу на имущество — это календарный год.

    Получается, что организация-правопреемник сдаёт два пакета отчётности:

    1. налоговые декларации за себя. Отчётность составляется без учёта показателей деятельности присоединившейся компании и отправляется в налоговую в общем порядке; (Письмо ФНС России от 31.10.2017 № СД-4-3/22085@.)
    2. налоговые декларации за присоединившуюся организацию.

    Сроки подачи отчётности за присоединившуюся организацию общие, реорганизация на них не влияет. (П. 3 ст. 50 НК РФ, п. 1 Письма ФНС России от 02.07.2019 № СД-4-3/12868@.).

    Налоговая отчётность за присоединившуюся организацию отправляется по месту учёта правопреемника. (П. 3 ст. 80 НК РФ)

    Обратите внимание на статью нашего эксперта о важных изменениях в Налоговом кодексе РФ, внесенных Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

    Рассмотрим, как заполнить и сдать декларации и расчёты по отдельным налогам.

    Что учесть при составлении декларации по прибыли?

    Декларация за присоединившуюся организацию формируется в общем порядке со следующими особенностями.

    В титульнике указываются:

    В разделе 1 проставляется код ОКТМО по месту нахождения прежней компании.

    Что учесть при сдаче декларации по НДС при присоединении?

    Титульник в декларации за присоединившуюся организацию составляется в общем порядке со следующими особенностями.

    В разделе 1 ставится код ОКТМО муниципального образования, где правопреемник уплачивает налог.

    В остальном нужно придерживаться общего порядка.

    Что учесть при сдаче декларации по налогу на имущество по реорганизуемой компании?

    Декларация за последний налоговый период за присоединившуюся организацию заполняется так же, как это сделала бы сама реорганизованная организация.

    По особым правилам заполняется титульник.

    В верхней его части указываются:

    Правопреемник реорганизованной компании сдаёт декларацию в общий срок, так как для этих случаев специальных правил нет.

    Отправка отчетности напрямую из 1С экономит время и сокращает затраты. Не нужно посещать налоговую инспекцию и другие контролирующие органы лично.

    Что учесть при сдаче декларации по УСН при присоединении?

    Декларацию по УСНО за присоединившуюся организацию предоставляет правопреемник. Срок общий — не позже 31 марта года, следующего за истекшим годом.

    Немного об особенностях заполнения декларации в таком случае.

    Что учесть при сдаче отчётности по НДФЛ при присоединении?

    В отношении предоставления 6-НДФЛ и уплаты НДФЛ с доходов, которые выплачены до дня государственной регистрации, обязанность лежит на присоединяемой компании. А после государственной регистрации обязанности налогового агента исполняются правопреемником.

    Немного об особенностях заполнения расчёта в таком случае.

    ОКТМО проставляется новой реорганизованной компании.

    Отчётность отправляется в налоговую по месту учёта по месту нахождения правопреемника.


    Что учесть при сдаче расчёта по страховым взносам?

    Как известно, страховые взносы уплачиваются в течение расчётного периода по итогам каждого календарного месяца в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Также Налоговый кодекс разрешает уплатить страховые взносы досрочно.

    Следовательно, присоединяемая организация может заплатить страховые взносы пораньше, до момента государственной регистрации прекращения деятельности. Если она этого не сделает, то обязанность по уплате взносов и сдаче расчётов переходит на правопреемника.

    Немного об особенностях заполнения расчёта в таком случае.

    Если присоединение завершено до конца календарного года, то последним налоговым периодом является время с 1 января этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

    Как видим, процесс реорганизации в форме присоединения, с одной стороны, может показать сложным и трудозатратным. А с другой стороны, это отличный способ не только избежать ликвидации компании, но и оптимизировать деятельность, расширить производственные сферы, минимизировать налоги. Если придерживаться алгоритма и порядка заполнения отчётности, то процесс реорганизации пройдёт достаточно легко.

    Здесь мы рассказывали о том, почему ведение бухгалтерского учёта выгодно переводить на аутсорсинг.

    Вопрос

    Компания в течение 2021 года присоединилась к другой компании. Куда подавать последние налоговые декларации?

    Ответ

    Вопрос

    У компании есть льготы по налогу на имущество. В течение года она присоединилась к другой компании. После реорганизации налоговики требуют предоставить пояснения по льготам. Как подать пояснения, если компании уже не существует?

    Ответ

    Тогда правопреемник формирует и направляет пояснения в виде реестра в электронном виде в течение пяти рабочих дней с даты получения требования.

    Читайте также: