Налог на имущество при банкротстве юридического лица

Обновлено: 18.05.2024

Обобщение практики рассмотрения споров, связанных с взысканием обязательных платежей при проведении процедуры банкротства.

Данная категория споров содержит в себе определенные проблемные вопросы, требующие разрешения и обобщения.

Под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Все обязательные платежи в период конкурсного производства можно разделить на обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом, и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом (текущие платежи).

К обязательным платежам первой группы относятся налоги и сборы, обязательства по уплате которых возникли до признания должника банкротом и введения в отношении него соответствующей процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление).

Согласно п. 1 ст. 137 Закона указанные обязательные платежи входят в состав требований кредиторов третьей очереди, и подлежат взысканию в рамках дела о банкротстве.

Они подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 142 Закона, то есть после полного удовлетворения требований кредиторов первых двух очередей.

Так, суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций, об оставлении без рассмотрения требования Отделения Пенсионного фонда в части взыскания с общества страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год, в связи с тем, что задолженность общества за 2005 год не является текущими платежами.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности общества, по результатам которой выявлена неполная уплата за 2005 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. По результатам проверки налоговым органом принято решение о доначислении страховых взносов, пеней и штрафа, направленное в Отделение Пенсионного фонда. Последним предприятию выставлено требование с предложением уплатить указанную сумму в бюджет.

В обоснование своих выводов суды первой и апелляционной инстанций указывали на то, что определением арбитражного суда 02.02.2007 возбуждено дело по заявлению Федеральной налоговой службы РФ о признании предприятия несостоятельным (банкротом), определением от 04.07.2007 по тому же делу в отношении последнего введена процедура наблюдения.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Согласно статье 23 Федерального закона № 167-ФЗ под расчетным периодом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года). Расчетный период (2005 год), по итогам которого взыскиваются страховые взносы, заканчивается 31.12.2005. Обязанность по уплате страховых взносов за данный расчетный период в соответствии с положениями статьи 24 названного выше Федерального закона возникла у предприятия после указанной даты и до принятия заявления о признании должника банкротом (02.02.2007).

С учетом изложенного задолженность предприятия по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год обоснованно признана судами обеих инстанций не текущими платежами и подлежащей взысканию в рамках дела о банкротстве.

Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 25, вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих, в связи с чем доводы Отделения Пенсионного фонда о возникновении у предприятия обязанности по уплате страховых взносов только после проведения выездной налоговой проверки правомерно отклонены судебными инстанциями, как необоснованные.

В соответствии со статьей 5 Закона к обязательным платежам второй группы относятся обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

При этом порядок уплаты текущих обязательных платежей в зависимости от того, возникли ли они до введения конкурсного производства или после его введения, различен.

Конкурсное производство - это завершающая процедура банкротства, которая вводится в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов как по денежным обязательствам, так и по обязательным платежам.

Непогашенные требования по уплате обязательных платежей, возникшие до введения конкурсного производства, подлежат удовлетворению согласно пункту 2 статьи 137 Закона во внеочередном порядке.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 46 Кодекса).

Вместе с тем, поскольку с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога).

Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании имеющихся в инкассовом поручении данных. Инкассовое поручение, не содержащее соответствующих данных, подлежит возврату банком налоговому органу.

Так Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 10.12.2008 № Ф03-5470/2008 согласился с правовой позицией судов первой и апелляционной инстанций, судебными актами которых решение налогового органа о привлечении банка к налоговой ответственности за неисполнение банком инкассового поручения признано недействительным в виду отсутствия правовых оснований для привлечения банка к налоговой ответственности. При этом суды исходили из того, что в инкассовом поручении налоговым органом не указаны даты окончания налоговых периодов, что позволило бы банку соблюсти порядок очередности платежей.

Кроме того необходимо учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 после вынесения определения о введении наблюдения налоговый орган вправе засчитывать подлежащую возмещению сумму налога только в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

Как установлено судом, решением арбитражного суда от 20.11.2006 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

В мае 2008 года инспекция направила в адрес общества ряд требований об уплате имеющейся у налогоплательщика по состоянию задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу и требование об уплате штрафа за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год.

В связи с тем, что в установленные в требованиях сроки указанные налоги и штраф уплачены обществом не были, налоговым органом 06.06.2008 и 23.06.2008 приняты решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.

При этом суды руководствовались тем, что требования об уплате спорных обязательных платежей и штрафных санкций, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона № 127-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спорных правоотношений) независимо от срока их предъявления за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Кроме того Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 13 Постановления Пленума № 25 от 22.06.2006 также разъяснил, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона № 127-ФЗ.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.10.2008 № Ф03-4713/2008 и от 17.10.2008 № Ф03-4369/2008.

Согласно пункту 5 статьи 134 Закона конкурсный управляющий при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом, в связи с чем можно сделать вывод о том, что обязательные платежи в виде подоходного налога и страховых отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (и иные фонды), возникшие после введения конкурсного производства, выведены из правового режима статьи 142 Закона в силу специального указания Закона.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

Отчисления в Пенсионный фонд имеют особую социальную значимость, что определяет их специальную правовую природу и назначение. Поэтому при применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства.

Из вышесказанного следует, что такие обязательные платежи должны уплачиваться в ином порядке.

Закон, не содержит положений, устанавливающих особый правовой режим указанных обязательных платежей. При решении данного вопроса следует исходить из правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25, согласно которой требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть после удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением и, уточнив свои требования, просило взыскать предприятия пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленные за период с 01.01.2007 по 29.05.2008 на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшуюся за период с 4 квартала 2005 года по 1 квартал 2008 года.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2008 вышеназванное определение отменено, и вопрос о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование направлен на новое рассмотрение в тот же суд. Судебный акт мотивирован тем, что суд первой инстанции неправильно применил положения Закона о банкротстве исходя из обстоятельств дела о возникшей текущей задолженности предприятия, поэтому правовые основания для оставления заявления управления пенсионного фонда без рассмотрения у суда отсутствовали.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, исходил из следующего.
Решением арбитражного суда от 22.03.2006 предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

В силу статей 63, 71 Закона о банкротстве, с даты введения наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения наблюдения, могут предъявляться только в рамках дела о банкротстве.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки.

Заявитель жалобы не учитывает предусмотренные пунктом 5 статьи 134 Закона о банкротстве правила о том, что при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.

Поскольку требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства с 01.01.2007 по 29.05.2008 в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате таких взносов - вне рамок дела о банкротстве, то суд второй инстанции правомерно квалифицировал в части взыскиваемые пени как текущие платежи. Поэтому у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для оставления без рассмотрения заявление управления пенсионного фонда о взыскании пени.

По другому делу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеням.

Судом установлено, что определением арбитражного суда от 08.12.2006 в отношении предприятия введена процедура наблюдения, решением суда от 18.05.2007 по этому же делу страхователь признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, отменяя в части отказа во взыскании с предприятия пеней решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, указал, что судами не учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в пункте 15 Постановления от 22.06.2006 № 25 (постановление от 26.12.2008 № Ф03-5771/2008).

Реализация имущества — это один из завершающих этапов банкротства, который проводится в отношении банкрота для покрытия требований его кредиторов. Расскажем, как реализуется имущество при банкротстве юридических и физических лиц.

Арбитражный суд своим решением вводит конкурсное производство (КП). Длится оно полгода (вероятно продление на тот же срок). Суд назначает специального конкурсного (финансового) управляющего, он организует и контролирует имущественную реализацию и рассредоточивает средства, которые выручены в итоге продаж. Перед этим управляющий проводит собрание кредиторов, составляются их реестр и перечень претензий.

Как проводится производство

Алгоритм конкурсного производства для юридического лица:

  1. Назначают управляющего для предприятия-банкрота (по итогам рассмотрения иска о введении конкурсного производства). К нему переходят все руководящие полномочия: он будет формировать отчетность, расторгать и заключать сделки, управлять счетами предприятия и т. п.
  2. Издают приказ о выемке печатей и о том, что предыдущие руководители освобождены от обязанностей.
  3. Оповещают ФНС о старте конкурсного производства.
  4. Публикуют в СМИ информацию о банкроте с адресом для принятия заявлений кредиторов.
  5. Формируют данные по активам банкрота. Собирают дебиторку.
  6. Комплектуют конкурсную массу.
  7. Создают реестр кредиторов.
  8. Организуют реализацию имущества.
  9. Ликвидируют обязательства перед кредиторами.
  10. Закрывают расчетный счет.
  11. Формируют отчет о проделанной работе и предоставляют его в суд.
  12. Суд выносит решение о банкротстве.
  13. Вносится финальная ликвидационная запись в ЕГРЮЛ.

Как проходит реализация имущества при банкротстве предприятия

Стоимость активов определяется в ходе проведения инвентаризации и включается в инвентаризационную имущественную опись. Для определения цены основных средств проводится экспертная оценка. Итоговые оценочные акты посылают в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Реализация имущества юридического лица проводится через торги (конкурсы или аукционы).

Арбитражный суд изучает и утверждает подготовленное конкурсным управляющим положение об условиях продажи, которое содержит сроки продажи, стартовую цену конкурсной массы и другие важные условия.


Особенности процедур

Аукцион проводят, поднимая цену лота на принятый организатором интервал в 5-10 %.

На закрытых торгах реализуется только ограниченно оборотоспособное имущество (спортивное, боевое оружие и др.). Участвовать в закрытых торгах могут лишь обладатели специальных разрешений.

Для продаж объектов культурного наследия (историко-культурных памятников) используют конкурс. Приобретатель такого имущества обязуется сохранять, содержать и охранять его.

Аукционы, торги могут проходить в электронном виде. Для этого управляющий подписывает договор с операторами электронных площадок. На госплощадках регистрируют бесплатно, на частных за это возможна плата. Регистрационный сбор может дополняться конкретным процентом с продажи лота.

Алгоритм проведения торгов

Начало торгов обязательно публично объявляется управляющим (за месяц до проведения, с точной датировкой). Участвуют податели заявок, которые при необходимости зачислили задаток. Лицам с недостоверной информацией, документами, подавшим неверное (по форме) заявление, которые не внесли задаток, откажут в участии.

Аукционным победителем становится последний заявитель наибольшей стоимости.

Результаты торгов фиксируются в протоколе, его подписывают и направляют победителю и управляющему (в двухдневный срок).

Сделку закрепляет договор купли-продажи между управляющим и победителем торгов. Победитель вносит средства в тридцатидневный срок после визирования договора. Деньги оказываются в конкурсной массе.

Всем, кроме победителя, возвращают задаток. Победитель в течение пяти дней подписывает договор, в течение месяца вносит деньги и обретает купленное.

Жаловаться на нарушения при проведении торгов можно как в суд, так и в ФАС. При удовлетворении жалобы сделки станут недействительными, а имущество будут продавать повторно.

Завершение процедуры реализации имущества при банкротстве

Завершается процедура отчетом управляющего по итогам конкурсного производства. Решение о завершении принимает арбитражный суд, после чего не позже 60 дней информация об этом поступает от судьи налоговикам, которые за 5 дней удаляют юридическое лицо из ЕГРЮЛ. Предприятие более не существует. Конкурсному управляющему выплачивается вознаграждение (ст. 20.6 ФЗ № 127).

Кратко порядок реализации имущества при банкротстве юридического лица выглядит как:

  1. Аккредитование управляющего.
  2. Опись имущества.
  3. Оценка имущества.
  4. Утверждение положения об условиях продажи.
  5. Реализация имущества.
  6. Отчет об итогах.

Порядок реализации имущества при банкротстве физического лица

Физическое лицо тоже может быть признано банкротом. Продажа его имущества — это крайняя мера, к которой прибегают, если более ранняя стадия банкротства — реструктуризация долгов — по ряду причин невозможна или была проведена с нарушениями. Продажа осуществляется следующим образом:

Материал по теме Процедура банкротства физического лица

Какое имущество подлежит реализации, а какое — нет

По ст. 213.25 ФЗ № 127, реализуется вся собственность гражданина, которая принадлежала ему как на время принятия решения о банкротстве, так и приобретенная после этого.

Защищено от этого имущество из ст. 446 ГПК :

  • единственное не ипотечное жилое помещение (его части);
  • земельные участки под такой недвижимостью (с ипотечным исключением);
  • обычные обиходно-обстановочные домашние предметы, индивидуально пользуемые вещи (одежда, обувь и т. д.) за вычетом драгоценностей и иной роскоши (п. 60 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50);
  • профессионально необходимые вещи с ценой до 100 МРОТ;
  • племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, хозпостройки для них, если все это не эксплуатируют для предпринимательства;
  • посевные семена;
  • еда и деньги общей суммой не меньше прожиточного минимума самого гражданина плюс его иждивенцев;
  • топливо, которым семья физического лица отапливает свое жилье в холодный сезон и на котором готовит пищу;
  • транспортное средство и другие принадлежности, необходимые гражданину по инвалидности;
  • призы, госнаграды, почетные, памятные знаки гражданина.

Когда в собственности у банкрота только части реализуемых вещей (доля оформлена с близкими), реализация будет производиться. Доля гражданина-должника (по воле кредиторов) выделяется и идет на погашение его долгов, а стоимость доли другого человека возвращается ему после продажи вещи. Проблемы с продажей могут возникнуть при регистрации в жилье несовершеннолетних, тогда опека вряд ли разрешит продажу.

Определение о завершении реализации имущества гражданина

По ст. 213.28 ФЗ № 127, итогом рассмотрения отчета финансового управляющего считается судебное определение о завершении реализации имущества гражданина. Завершение расчетов по обязательствам освобождает гражданина-банкрота от последующего исполнения кредитных требований.

По ст. 213.30 ФЗ № 127, пятилетие после окончания процедуры реализации имущества физическое лицо, принимая на себя обязательства по кредитам или займам, должно указывать факт своего банкротства. Три года после окончания процедуры реализации имущества гражданин-банкрот не в праве занимать управленческие должности в юридическом лице, иным образом участвовать в его управлении. Такие же ограничения существуют по кредитным организациям (на 10 лет) и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов либо микрофинансовых компаний (на пять лет).

Когда налоговая инспекция вправе инициировать процедуру банкротства

Федеральная налоговая служба наравне с прочими кредиторами, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Для этого необходимо, чтобы размер задолженности достиг установленного законом размера, а также соблюдения порядка и сроков предъявления требований.

Взыскать задолженность по налогам и сборам с граждан Федеральная налоговая служба может исключительно по решению суда. Фирмам и индивидуальным предпринимателям повезло меньше.

Денежные средства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц могут быть списаны кредитными организациями с их расчетных счетов на основании соответствующих решений налогового органа. Если, конечно, они имеются, в смысле деньги, а не налоговые органы. Иметь счета каждому ИП и юрлицу предписывают все тот же налоговый кодекс и прочие законы РФ.

Жители Москвы могут проверить наличие судебных дел по взысканию задолженности по налогам и сборам, инициированных Федеральной налоговой службой, на сайте Мосгорсуда.

Кроме того на данном сайте можно проверить выдачу мировыми судьями города Москвы судебных приказов, являющихся одновременно и судебным решением и исполнительным документом.

При какой недоимке с ИП налоговая
служба подаст иск о банкротстве
ИП? Спросите юриста

Например, при недоимках по налогам и сборам у организаций и индивидуальных предпринимателей, Федеральная налоговая служба вправе (что она с радостью и сделает) приостановить операции по банковским счетам, то есть насмерть заблокировать счет. Это фактически парализует предпринимательскую деятельность, если таковая велась. Так как ни платить своим контрагентам, ни принимать выручку предприниматель с заблокированным счетом уже не сможет.

Открыть новый расчетный счет даже в другом банке у компании или предпринимателя не получится, до отзыва соответствующего решения налоговым органом. Как вы уже могли догадаться, чтобы снять такие ограничения достаточно всего лишь погасить задолженность в полном объеме. Ну, или постараться и выбить у налоговиков отсрочку или рассрочку по задолженности. Хотя погасить, наверное, будет проще. Но при этом помните, что любая неточность будет играть против вас, а ошибаются в подсчете долга налоговики часто.

Получив исполнительный документ (судебный приказ или исполнительный лист) налоговая инспекция отправит его в федеральную службу судебных приставов по месту жительства должника для принудительного взыскания образовавшейся задолженности. Такая же судьба ждет и решения самой налоговой службы по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в случае отсутствия денежных средств на расчетных счетах должников .

После этого у налоговой появляется временной промежуток (окно) между 30 и 90 днями (даже не спрашивайте почему) со дня передачи исполнительных документов судебным приставам-исполнителям. В этот период времени налоговики вправе подать заявление о признании должника банкротом в соответствующий арбитражный суд.

Часто ли налоговые инспекции подают
на банкротство ИП и компаний?
Спросите юриста

  1. Регулярно проверять свой почтовый ящик по месту проживания (регистрации, если они совпадают), так как судебная корреспонденция будет приходить именно по этому адресу.
  2. Иногда заглядывать на единый сайт арбитражных судов.
  3. Еще один верный способ понять, что запущена ли процедура банкротства — это когда конкурсный управляющий придет к домой должнику-банкроту описывать имущество для его последующей реализации.

Особенности процедуры банкротства по заявлению федеральной налоговой службы

Сколько будет длиться банкротство компании
по инициативе налоговой службы?
Закажите звонок юриста

Чего ждать должникам от банкротства через налоговую инспекцию?

Последствия для должника, иск о банкротстве которого подал госорган в лице ИФНС, будут разнообразны, но все они будут неприятны. Среди них:

Однако это неверно в одном месте — в корне! Ибо действующим российским законодательством, а также сложившейся судебной практикой, предусмотрен механизм привлечения к материальной ответственности контролирующих лиц исключенных организаций. А такую задолженность уже нельзя будет списать процедурой банкротства физического лица.

Если налоговая инспекция подала заявление на банкротство, и Вы не знаете, кто виноват и что делать?

Если вы не согласны с требованиями, предъявленными налоговой службой в ходе процедуры банкротства. Если Вас пытаются привлечь к субсидиарной ответственности по долгам организации. Обращайтесь за профессиональной юридической помощью в нашу компанию. Команда наших специалистов поможет в разрешении ваших налоговых проблем с максимально возможным положительным результатом для вас.


Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор отдельных вопросов, которые касаются банкротства юрлиц.

Рассматривалось два вопроса:

1) Как следует поступить судье арбитражного суда в том случае, если к заявлению ИФНС о признании организации-должника банкротом не приложены документы, обосновывающие наличие у нее имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, либо вероятность обнаружения такого имущества в процедурах банкротства?

2) Что делать, если суд такое заявление не принял?

Заявление

В случае когда к заявлению налогового органа о признании организации банкротом не приложены доказательства, подтверждающие наличие у нее имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, заявление подлежит оставлению без движения с последующим возвращением (при непредставлении соответствующих доказательств в установленный судом срок).

В качестве документов, свидетельствующих об отсутствии средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, судами, в частности, могут приниматься во внимание:

  • акты судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания;
  • справки налогового органа об отсутствии у него сведений об имуществе должника, полученных от Росреестра, ГИБДД, и т.п.;
  • банковские выписки, указывающие на отсутствие остатка по счетам и несовершение по ним операций в течение длительного времени;
  • сведения о непредставлении организацией бухгалтерской или налоговой отчетности.

В ситуации, когда названные документы об отсутствии у должника имущества или их часть имеются в поступивших в суд материалах и уполномоченным органом не представлены какие-либо иные доказательства, обосновывающие обратное, в том числе возможность фактического поступления в конкурсную массу денежных средств вследствие привлечения контролирующих лиц к ответственности, суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом, указав в мотивировочной части обстоятельство, послужившее основанием для возвращения, — отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Если указанное обстоятельство обнаружится после принятия к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, суд выносит определение о прекращении производства по делу, указав в мотивировочной части на отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Между тем в документе говорится, что после возвращения заявления уполномоченного органа о признании должника в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, налоговики вправе обратиться в суд в общеисковом порядке с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или о возмещении ими убытков.

Напомним, недавно свое слово в деле банкротства юрлиц сказал Конституционный суд. Речь шла о возмещении части расходов на процедуру банкротства с бывшего директора компании. КС в своем Постановлении указал, что налоговикам следовало подумать, прежде чем затевать процедуру банкротства компании, у которой не хватит средств на оплату услуг арбитражного управляющего. Ведь в случае нехватки средств платить их придется инициатору банкротства — то есть УФНС, а это бюджетные средства. А переложить эти расходы на плечи директора — неправильно, отметил КС.

Что с недоимкой

Что же будет с налоговыми долгами компании, если суд отказался принимать у налоговиков заявление о ее банкротстве? Их надо списать, указано в Обзоре.

В этом случае надо руководствоваться пп.4.3 п.1 ст.59 НК, где сказано, что принятие судом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, определения о возвращении заявления уполномоченного органа, является самостоятельным основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.

Для списания задолженности по указанному основанию не требуется устанавливать каких-либо дополнительных обстоятельств.

При этом такое списание задолженности само по себе не препятствует последующей подаче налоговиками в общеисковом порядке заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности по списанным обязательствам и не может служить единственным основанием для исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица.

Кроме того, если после возвращения уполномоченному органу заявления о признании организации-должника банкротом в связи с отсутствием средств, необходимых на покрытие расходов по делу о банкротстве, будут выявлены имущество должника, скрываемое им, или иные обстоятельства, указывающие на возможность поступления имущества в собственность должника (например, посредством фактического получения имущества через процедуру оспаривания сделок), которые не были и не могли быть достоверно известны уполномоченному органу, по его заявлению определение о возвращении заявления может быть пересмотрено.

В случае пересмотра определения суд, устанавливая общий объем обязательств должника перед бюджетом, проверяет, были ли налоговым органом восстановлены в соответствии с законодательством РФ суммы, списанные ранее на основании отмененного судебного акта.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


Процедура банкротства ООО в упрощенном порядке (банкротство ликвидируемого должника) имеет по сравнению с общим регламентом свои тонкости, которые значительно ускоряют весь процесс. О том, при каких условиях возможна ликвидация через банкротство и каков ее порядок, мы расскажем в данном материале.

Общая информация о ликвидации через банкротство

Что касается упрощенного банкротства вообще и ликвидации ООО через банкротство в частности, то оно имеет свои нюансы, о которых поговорим подробнее в следующих разделах публикации. Здесь лишь скажем о главном отличии упрощенной процедуры.

Ликвидация ООО с долгами по налогам

У организации могут быть долги по различным видам налогов, в зависимости от вида реализуемой в фирме системы налогообложения, вида деятельности организации. В любом случае проблема ликвидации ООО с долгами по налогам какими-то отдельными положениями в законодательстве не отмечена. Понятно, что если учредители решили закрыть общество, то налоговую задолженность обойти никак не получится, чего не скажешь о требованиях других кредиторов.

В этом случае при любых намеках на нехватку имущества у ликвидируемого должника налоговый орган, как кредитор, сразу подаст соответствующее заявление в арбитражный суд. При таких обстоятельствах и с учетом неоднородности судебной практики есть риск, что банкротство будет проходить в общем порядке с более длительными сроками.

Особенности банкротства ликвидируемого должника

Упрощенное банкротство имеет следующие особенности:

  • После принятия заявления сразу открывается конкурсное производство и назначается конкурсный управляющий.
  • Такие процедуры, как наблюдение, оздоровление, управление, не применяются в данном случае, что является вполне оправданным. Так, в процессе обычного банкротства перед участниками стоит задача и удовлетворить требования кредиторов и по возможности не закрывать юридическое лицо. В случае с ликвидируемым должником его судьба уже решена, поэтому надобности в реабилитационных воздействиях нет.
  • Сроки упрощенной процедуры банкротства ООО также отличаются от обычной. Согласно ст. 51 закона 127-ФЗ процесс банкротства длится не более 7 месяцев. Хотя на самом деле он может идти несколько лет. Продолжительность рассмотрения судами дел о банкротстве в упрощенном порядке отдельно не установлена законом, но по сложившейся практике составляет от 4 до 6 месяцев.
  • По вопросу выявления признаков банкротства обратим внимание, что они абсолютно такие же, как у обычных должников. Единственная особенность — это нахождение организации в процессе ликвидации.

Досудебный этап ликвидации

Обратимся к самому началу процесса закрытия ООО. В соответствии со ст. 63 ГК РФ, после внесения сведений в ЕГРЮЛ о начале ликвидации осуществляется следующий алгоритм действий:

  • Ликвидатор публикует информацию в специализированном издании. После этого кредиторам дается два месяца на предъявление своих требований.
  • Ликвидационная комиссия сама выявляет кредиторов и уведомляет их.
  • По истечении двух месяцев составляется промежуточный баланс, где сводятся все данные о долгах и имуществе ООО.
  • Далее идет погашение задолженности. Сначала из денежных средств организации, затем путем продажи имущества. Только после этого станет точно известно, остались ли непогашенные долги. Ведь до реальной продажи имущества должника никто не скажет, сколько денежных средств можно выручить.
  • Если не все требования удовлетворены, ликвидатор инициирует процедуру банкротства.

Все эти этапы занимают достаточно много времени, поэтому встает справедливый вопрос, можно ли их пропустить или ускорить? Об этом поговорим в следующей части статьи.

Способы ускорения ликвидации

Самому ликвидатору ускорить процесс затруднительно. До продажи имущества он не будет точно знать, отвечает ООО признакам банкротства или нет. Однако у ликвидационной комиссии есть право подать заявление в суд, основываясь на предвидении ситуации, но только в общем порядке. Соответственно, и банкротство будет осуществляться обычным путем.

Другой способ пропустить досудебные ликвидационные проволочки — подать заявление в суд от кредитора. Однако судебная практика дальнейшего рассмотрения таких заявлений неоднообразна:

  • с одной стороны, есть дела, где суды, узнав по выписке из ЕГРЮЛ информацию о начавшейся ликвидации, автоматически переводят банкротство в сторону упрощенного варианта (апелляционное постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 № 17АП-14530/2013-ГК по делу № А60-29762/2013);
  • с другой стороны, некоторые судьи полагают, что п. 3 ст. 63 ГК РФ исключает применение упрощенной процедуры, если во время ликвидации кредитор подает заявление о банкротстве (апелляционное постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 № 17АП-3658/2015-ГК по делу № А60-50780/2014).

В любом случае банкротство ликвидируемого должника выгодно кредитору, который находится в сговоре с должником, так как если обойти досудебные этапы ликвидации, то не будет полной картины по задолженности. Следовательно, в такой ситуации могут пострадать интересы остальных кредиторов.

Процесс упрощенного банкротства

Подать заявление на упрощенное банкротство ООО в арбитражный суд может лишь ликвидационная комиссия (ликвидатор, руководитель комиссии). Если этот орган еще не создан и с заявлением о банкротстве обращается учредитель (участник) или руководитель общества, то процесс будет проходить по обычному регламенту. Логичность такого требования понятна, ведь узнать о том, что имущества должника не хватает на погашение всей кредиторской задолженности, может только ликвидационная комиссия в силу своих полномочий.

Необходимо помнить, что законодатель делает ограничение по срокам подачи заявлений в арбитражный суд. По общему правилу обратиться нужно в кратчайшие сроки, но не позже одного месяца с даты обнаружения признаков банкротства (п. 2 ст. 9 закона 127-ФЗ). Но при упрощенном варианте действует п. 3 ст. 9 закона 127-ФЗ, по которому руководитель ликвидационной комиссии обязан подать соответствующее заявление в суд в течение 10 календарных дней с даты выявления признаков банкротства.

По форме и содержанию заявление об упрощенной процедуре банкротства ООО с долгами ничем не отличается от обычного. Составляется данный документ по нормам пп. 1 и 2 ст. 37 закона 127-ФЗ. К нему прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ и ст. 38 закона 127-ФЗ. Перед непосредственным обращением в арбитражный суд заявитель обязан выслать копии заявлений всем заинтересованным лицам (п. 4 ст. 37 закона 127-ФЗ).

После принятия судом заявления, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего процедура банкротства проходит в обычном порядке. То есть оставшаяся часть процесса регулируется гл. III и VII закона 127-ФЗ.

Ответственность учредителя, директора, руководителя ликвидационной комиссии

Обратим внимание, что подача заявления в арбитражный суд при обнаружении признаков банкротства — это обязанность ликвидационной комиссии, а при ее отсутствии — учредителей и исполнительного органа общества. Естественно, в случае нарушения данных требований наступает ответственность.

Как уже говорилось выше, при упрощенном банкротстве существуют сроки подачи заявления в арбитражный суд. Если лица, ответственные за указанную обязанность, не исполнят ее вовремя, то они будут нести субсидиарную ответственность перед всеми кредиторами общества (п. 2 ст. 226 закона 127-ФЗ).

Итак, упрощенное банкротство осуществляется в более короткие сроки, чем обычный процесс. Бесспорно, инициировать этот вариант банкротства может только ликвидационная комиссия после обнаружения признаков банкротства. Если ликвидатор не обратится в суд, то будет нести субсидиарную ответственность по долгам общества. К сожалению, законодательное регулирование упрощенной процедуры банкротства ООО достаточно скудно, поэтому в данном процессе большую роль играет сложившаяся судебная практика.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: